Есть приложения.
База исследования: МБОУ Гимназия № 23 в г. Краснодаре.
Экспериментальная группа: учащиеся 7Б и 7В классов МБОУ Гимназия № 23 в г. Краснодаре в количестве 30 человек.
Если поменять название базы исследования , то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы восприятия цвета и его влияние на психическое и эмоциональное состояние детей 5
1 Влияние цвета на психику 5
1.1 Влияние цвета на человека 5
1.2. Цвет в образе учителя 8
2 Исследование влияния цвета костюма преподавателя на эмоциональное состояние учащихся 16
2.1. Методы исследования 16
2.2. Описание исследования 19
Заключение 25
Список использованных источников 26
Приложение 1 28
Приложение 2 31
Актуальность исследования. Сегодня всем известно, что цвет влияет на психологическое состояние человека. Именно через психику он может воздействовать и на его физическое состояние. Вот почему важно знать о том, какое влияние оказывает каждый цвет. Это поможет добиться улучшения восприятия информации детьми, повысить их работоспособность. На сегодняшний день важной задачей любого учебного учреждения является повышение внимания и контроль за эмоциональным состоянием обучающихся, так как эти элементы позволяют повысить успеваемость и степень усвоенности пройденного материала.
Образ учителя является центром всего учебного процесса. Он способен либо помочь в обучении, либо навредить и подать неправильный пример. Влияние имиджа педагога необходимо оценивать комплексно. В данном исследовании мы сделаем акцент на цвете преподавательского костюма и его влиянии на эмоциональное состояние учеников. Существуют исследования о влиянии конкретных цветов на человека и о влиянии образа учителя на процесс обучения, но отдельных исследований, сосредотачивающих внимание именно на влиянии цвета одежды педагога на эмоциональное состояние учеников, нам найти не удалось. В связи с этим заявленная тема исследования представляется актуальной.
Цель исследования – выявить влияние цветовой гаммы в одежде педагогов на эмоциональное состояние обучающихся.
Объект исследования – эмоциональное состояние обучающихся.
Предмет исследования – влияние цветовой гаммы в одежде педагогов на эмоциональное состояние обучающихся.
Задачи исследования:
1. Определить степень влияния цветовой гаммы в одежде педагогов на эмоциональное состояние учащихся.
2. Изучить мнение учащихся о предпочтениях в области цветовой гаммы одежды учителя.
3. Оценить эмоциональное состояние учащихся в зависимости от цвета костюма учителя.
Гипотеза: цвет костюма педагога оказывает влияние на эмоциональное состояние учащихся.
База исследования: МБОУ Гимназия № 23 в г. Краснодаре.
Экспериментальная группа: учащиеся 7Б и 7В классов МБОУ Гимназия № 23 в г. Краснодаре в количестве 30 человек.
Гипотеза: предполагается, что цвет одежды учителя оказывает влияние на психологическое и эмоциональное состояние школьников.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников, методы аналогии и сравнения, синтез и обобщения; тестирование, анализ результатов тестирования.
Методологическую основу исследования В.В. Давыдова, А.Р. Лурия, Н.Б. Лурье, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, Н.Г. Яковлевой и др. А.Р. Лурия, Н.Б. Лурьев, Е.И. Пронина и др. раскрыли восприятие как психический процесс. П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др. выделили основные виды восприятия. С.В. Дубовицкая, А.Н. Леонтьев, Н.Д. Упине и др. определили особенности влияния восприятия цвета на психологическое и эмоциональное состояние школьников.
Структура работы состоит из введения, основной части, разделенной на две главы, заключения и списка использованных источников.
Актуальность исследования бесспорна, так цветовые гаммы в одежде учителя оказывают воздействие на психологическое и эмоциональное состояние школьников.
Восприятие является важным и сложным опосредующим познавательным процессом, с помощью которого человек придает значение элементам и явлениям окружающей среды. Его можно рассматривать как своеобразный информационный экран или фильтр, через который личность динамично взаимодействует и воспринимает ощущаемые стимулы, существующие в окружающем мире.
Восприятием – качественно своеобразный процесс отражения предметов или явлений материального мира в их целом на основе ощущения их свойств. Ощущения и восприятия тесно связаны между собой. Они образуют единый процесс отражения предметов и явлений материального мира в результате непосредственного воздействия последних на органы ощущений. Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент (в виде ощупывания предмета, движения глаз, проговаривания и т.д.). Поэтому его процесс рассматривают как перцептивную деятельность субъекта. Во всех видах восприятия моторный компонент способствует вычленению объекта из окружающего фона.
Восприятие – это всегда совокупность ощущений, а ощущение – составная часть восприятия. Результатом восприятия является перцептивный образ. Чем сложнее отражаемый объект, тем сложнее перцептивный образ. Отметьте, что главная задача восприятия состоит в том, чтобы формировать у человека правильные образы объективной реальности. В зависимости от особенностей воспринимаемого объекта выделяют следующие виды восприятия: восприятие предметов, восприятие речи (письменной и устной) или музыки и восприятие человека человеком (социальная перцепция).
Зрительное восприятие как психический процесс являет собой создание видимого образа определенных предметов, действий, событий с помощью глаз и зрительной системы человека. Было определено, что во время изучения и рассмотрения определённых предметов человеческие глаза совершают обычно скачкообразные движения. При этом в мозгу происходит обработка информации касательно наблюдаемых предметов и объектов. Человек наблюдает и изучает целостную картину, которая отражается в его сознании и анализируется. Вся картинка не равнозначна, а разделяется на основные и фоновые объекты. Основной объект (называемый фигурой) располагается впереди фона и воспринимается как замкнутое целое. Фон же воспринимается в качестве непрерывного пространства, находящегося позади фигуры. Данный закон разрабатывался в направлении гештальтпсихологии.
Анализ изученной литературы показывает, что цвет может оказывать влияние на психологическое и физиологическое состояние индивида. Влияет на его восприятие окружающего мира (среды). Вызывать ощущения, свойственные определенным частям спектра, такие как: ощущения тепла и холода, ощущение возбуждения и успокоения, ощущение тяжести и легкости. Из этого исходит классификация цветов по психологическому и физиологическому воздействию на человека: стимулирующие («теплые»), дезинтегрирующие («холодные»), статические («уравновешивающие»), пастельные («мягкие»), подавляющие («угнетающие») цвета. Цвет имеет три физических свойства: цветовой тон, яркость и светлота, насыщенность или чистота
Цвет способен влиять как на физическое здоровье и состояние человека, так и на психологическое. С цветом у людей ассоциируются определенные образы и эмоции, заложенные в области бессознательного в ходе эволюции. Эти знания можно использовать при анализе влияния цветовой гаммы одежды педагога на эмоциональное состояние учеников.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было организовано исследование. В ходе исследования, было выяснено, что дети лучше усваивают информацию, когда педагог одет в теплые светлые цвета. При этом костюм должен быть официально-деловым. Тогда у детей возникает чувство субординации, и они не воспринимают педагога как своего сверстника. В ходе исследования сравним результаты с рассмотренными.
Светлый цвет способствует сосредоточению на изучаемом материале и вниманию к учителю. Этот вывод основан на действительности. И доказан теоретически в других исследованиях. Эмоциональное состояние детей в присутствии учителя в светлой одежде выравнивается. Этот факт также проверен по результатам тестирования и нашел свое подтверждение.
Тест Люшера показал, что наиболее спокойное эмоциональное состояние было у детей, когда педагог предпочел светлые тона в одежде. Были проверены изначальные гипотезы. По мнению большинства опрошенных наиболее предпочтительным цветом в одежде учителя являются светлые цвета.
В ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась. Наиболее предпочтительным цветом является зеленый.
1. Быков, А. К. Трансформации воспитания в постсоветской России / А. К. Быков // Педагогика. – 2014. – № 2. – С. 36–43.
2. Воспитывающая среда как фактор становления и развития личности // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2013. №24. – С. 389
3. Голованова Н. Ф. Семантические изменения понятия «воспитание» в отечественной педагогике / Н. Ф. Голованова // Педагогика. – 2015. – № 8. – С. 70–78.
4. Дубовицкая С. В., Беккер Игорь Львович Воспитывающая среда как фактор становления и развития личности // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2015. №24. – С. 200-210.
5. Ермолаева Е. В., Канина С. Ю. Креативность образовательной среды как фактор развития личности школьника // Сибирский педагогический журнал. 2012. №7. – С. 345
6. Иванкина Л. И. Педагогика творчества // Известия ТПУ. 2015. №4. – С. 11-14.
7. Кавера В. А. Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования детей // ТРУДЫ СПБГИК. 2013. – С. 211
8. Караковский, В. А. Воспитание – важнейшая социально-педагогическая ценность / В. А. Караковский // Народное образование. – 2016. – № 4. – С. 165–168.
9. Костюк, Г. С. О взаимоотношении воспитания и развития ребенка / Г. С. Костюк // Костюк Г. С. – М. : Педагогика, 2015. – С. 132–149
10. Лукьянова Л. Н. Причины возникновения конфликтов в образовательных учреждениях и пути их решения // Научные исследования в образовании. 2015. №10. – С. 211-245
11. Махова Н. С., Научный Руководитель Особенности формирования цветоколористической среды образовательных учреждений // Наука-2020. 2016. №3 (9). – С. 55
12. Упине Н. Д. Визуальное восприятие учащимися внешнего облика преподавателя, создаваемого средствами дизайна костюма // Вестник ОГУ. 2015. №5 (180). – С. 7
13. Шаповалова О. Е. Применение экспериментальных методик, построенных на основе рисования, в процессе психологического изучения школьников с нарушением интеллекта // Вестник ПГУ им. Шолом-Алейхема. 2015. №1 (18). – С. 84
14. Швец Л. Ю. Внедрение модели формирования трудолюбия у детей младшего дошкольного возраста // Концепт. 2015. №S1. – С. 90
15. Швецова И. В. Интерактивные педагогические технологии в системе дополнительного образования // ТРУДЫ СПБГИК. 2013. – С. 267.