В России, как и в ряде других стран со схожими медиасистемами, центральные (федеральные) СМИ ответственны за создание единого коммуникационного и идеологического пространства, необходимого для трансляции универсальных для страны ценностей, и создание нации – будь то советский народ или современные россияне. В то же время равнозначна или, возможно, даже более велика роль региональных медиа – информационной системы, формирующей региональную повестку дня, региональные ценности и региональную идентичность.
Сегодня трудно говорить о перспективах активного развития регионального телевидения, и этому есть несколько причин. Местные телекомпании развиваются очень неравномерно. Это зависит от состояния местной экономики и творческого потенциала каждой организации. А телевидение зависит от других отраслей и живет в основном за счет доходов от рекламы, поэтому не может развиваться быстрее других отраслей местной экономики.
Структуру и развитие местного телевидения в Алтайском крае определяли те же факторы, что и в целом в стране: экономические – наличие и характер собственности на телерадиоканалы и политические – реальная власть.
Таким образом, целью данной работы является изучение системы коммуникаций региональных телекомпаний.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть специфику функционирования регионального телевидения;
исследовать систему коммуникаций телеканала на примере телеканала «Катунь 24»;
предложить рекомендации по совершенствованию коммуникаций телеканала.
Объект исследования работы – региональный телеканалы, предмет – система коммуникаций региональных телеканалов.
Методы, применяемые в исследовании: анализ литературных источников, обобщения, описания, сравнительно-сопоставительный и другие методы научного познания.
Информационной базой для работы послужила современная научная литература и публикации по вопросам коммуникаций на телевидении.
В заключение работы следует сделать следующие выводы.
На протяжение последних 10-15 лет истории современного российского телевидения полновещательные телеканалы были довольно редким явлением. Почти все региональные телекомпании с середины 1990-х гг. стали сотрудничать хотя бы с одной федеральной телесетью, и их уровень самостоятельности и развития отличался лишь объемами местных информационных или коммерческих программ в так называемых «региональных окнах», на которые они рассчитывали. В некоторых ситуациях региональные телекомпании пытались поработать на самостоятельной основе. Однако экономические и организационные трудности подобной деятельности привели к тому, что региональные вещатели достаточно быстро вновь возвращались к модели сетевого партнерства. В последние же несколько лет появилась целая группа каналов, которые отказались от роли региональных партнеров телесетей и перешли на полновещательный режим работы. Среди важнейших факторов, которые повлияли на данный процесс, – повышение эффективности самостоятельной работы с рекламодателями, создание достаточной базы синдицированного телевизионного контента, которым можно заполнить эфир, в ряде случаев – личные амбиции собственников.
И к одному из таких каналов относится телеканал «Катунь 24», – это один из первых в России проектов, который представляет собой действующее цифровое региональное информационное телевидение. Телеканал входит в структуру КБУ «Издательский дом «Регион». Канал специализируется на освещении региональной тематики, а именно: создает позитивный образ Алтайского края, укрепляет позиции местных товаропроизводителей, способствует повышению инвестиционной привлекательности региона, информирует жителей об основных промышленных, сельскохозяйственных и социально-экономических процессах. Телеканал вещает круглосуточно, выдавая в эфир информацию собственного производства и телевизионный продукт партнеров – редакций муниципальных телекомпаний Алтайского края, а также телекомпаний ряда других регионов.
В целом, анализ недостатков системы коммуникаций телеканала «Катунь 24» позволяет сделать вывод о перспективности внедрения в практику телеканала современных моделей вещания, которые могут быть определены как продюсерские. Основу их составляет теория менеджмента информации, умение отбирать и подавать информацию, а также использование корпоративной информационной системы.
Таким образом, внедрение корпоративной информационной системы в деятельность телеканала «Катунь 24» является важным аспектом, т.к. любой локальный телеканал – это сложноорганизованная структура, обрабатывающая большое количество разнообразного информационного контента, занимающаяся рекламной и культурной деятельностью. Решение этих задач в современном мире практически невозможно без использования интегрированных программных средств, сочетающих в себе широкий функционал и обеспечивающих координирование деятельности различных структурных подразделений телеканала.
1. Вырковский, А.В., Макеенко, М.И. Региональное телевидение России на пороге цифровой эпохи. [Академические монографии]. – М.: МедиаМир, 2014. – 144 с.
2. Гиляревский, Р.С. Информационный менеджмент: управление информацией, знанием, технологией. – СПб.: Профессия, 2014. – 304 с.
3. Ершов, Ю.М. Телевидение регионов в поиске моделей развития. – М.: Изд- во Моск. ун-та, 2015. – 357 с.
4. Качкаева, А.Г. У выгребной ямы ТВ может и не быть дна / А.Г. Качкаева // Журналист. – 2015. – № 5. – С. 44.
5. Климин, А. Медиапланирование своими словами / А. Климин. - М.: Питер, 2015. - 36 с.
6. Костров, А.В. Основы информационного менеджмента. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 528 с.
7. Российское телевидение: индустрия и бизнес / под ред. В.П. Коломийца, И.А. Полуэхтовой. – М. Аналитический центр «Видео Интернешнл», 2015. – 316 с.
8. Рыбакова, Л.В., Зотова, Т.В. Проблемы информационного менеджмента и пути их решения / Л.В. Рыбакова, Т.В. Зотова // Информационные технологии управления. – 2015. - №6. – С.19-22.
9. Система средств массовой информации России: учеб. пособие для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2014. – 259 с.
10. Трофимов В.В. Информационные системы и технологии в экономике и управлении. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 218 с.
11. Тулупов, В.В. Массовая социальная коммуникация и журналистика / В.В. Тулупов // Вестник ВГУ. Сер.: Филология. Журналистика. – 2013. – № 2. – С. 198.
12. Шестерина, А.М. Парадокс современного телевидения: проблемы практики в зеркале образования /А.М. Шестерина // Современные проблемы журналистской науки. – Воронеж: изд-во факультета журналистики ВГУ, 2014. – С. 140.
13. Специфика функционирования регионального телевидения: методика и принципы // [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 11.12.2017).
14. Средства массовой информации Алтайского края // [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Режим доступа: http://inform22.ru/smi/. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 11.12.2017).
15. Телеканал «Катунь 24» // [электронный ресурс] / Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.katun24.ru/. – Загл. с экрана. – (дата обращения: 11.12.2017).