ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ БЛОЧНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 7
1.1 Мотивация учебной деятельности в литературе 7
1.2 Мотивация учебной деятельности и ее формирование в младшем школьном
возрасте 11
1.3 Специфика реализации технологии блочно-модульного обучения в
начальных классах 21
Выводы по результатам анализа литературы по теме исследования 27
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО
БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ 29
2.1. Определение уровня сформированности учебной мотивации младших
школьников 29
2.2. Анализ результатов формирующего эксперимента 40
2.3. Динамика позитивных изменений в формировании учебной мотивации
обучающихся 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ
Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших профессиональных учебных заведениях. Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением основными видами учебных действий. Однако, учебная деятельность не дана ребенку в готовой форме, она должна быть сформирована.
Проблемы мотивации относятся к важным психологическим проблемам, так как их исследование позволяет приблизиться к пониманию движущих сил, причин, внутренних механизмов поведения человека. Несмотря на важность и практическую востребованность знаний мотивационной сферы учебной деятельности школьников, разработанность этих проблем отстает от их общепсихологической значимости. Проблемы мотивации в обучении, существующие теории и модели мотива остаются в современной отечественной психологии хотя и изученными, однако не удовлетворяют запросам реальной практики.
В период младшего школьного возраста появляются новые мотивы, происходят перестановки в мотивационной системе ребенка. То, что имеет отношение к учебной деятельности оказывается значимым, ценным, то что, имеет отношение к игре, становится менее важным. Поэтому проблема мотивации учебной деятельности школьников, в настоящее время, по- прежнему остается актуальной.
В условиях обновления системы образования, переосмысления стратегий развития и поиска ориентиров в России выдвигаются новые требования к целям и содержанию обучения.В проекте образовательного стандарта второго поколения приоритетным рассматривается овладение оперативными интеллектуальными общеучебными умениями и универсальными учебными действиями. Данным требованиям соответствует технология блочно-модульного обучения, которая, по сравнению с традиционными методами, позволяет каждому учащемуся достичь более высоких результатов в учебной деятельности, создает условия, способствующие саморазвитию, формирует потребность в дополнительном познавательном труде, обеспечивает высокий уровень мотивации учения, положительный эмоциональный фон обучения и создает ситуацию успеха.
В настоящее время делается акцент на перевод обучения на субъект- субъектную основу. Такой перевод требует такой педагогической технологии, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Блочно¬модульное обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий позволяет практически решить эту задачу.
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что именно в период обучения ребёнка в начальной школе, когда учебная деятельность является ведущей, важно создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации определённую форму, т. е. сделать её устойчивым личностным образованием школьника. При этом одной из эффективных форм повышения мотивации младшего школьника является использование блочно-модульной системы обучения, содержание работы с которой на сегодняшний день малоизучено.
Цель исследования- теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности повышения мотивации учебной деятельности младших школьников средствами блочно-модульного обучения
Объект исследования - мотивация учебной деятельности младших школьников в гимназии № 93 г.Казани.
Предмет исследования - повышение мотивации учебной деятельности учащихся младших классов при реализации блочно-модульного обучения.
Гипотеза исследования: организация мотивации учебной деятельности младших школьников будет более эффективной, если разработана и реализована в учебном процессе модель обучения на основе технологии блочно-модульного обучения, включающая ее основные принципы, условия и методы.
Задачи исследования:
1. Дать теоретическое обоснование понятию мотивации учебной деятельности и ее формирование в младшем школьном возрасте .
2. Изучить специфику реализации технологии блочно-модульного обучения в начальных классах.
3. Дать общую характеристику гимназии № 93 г. Казани.
4. Провести опытно-экспериментальное исследование особенностей мотивации учебной деятельности младших школьников, обучающихся по блочно-модульной системе обучения в гимназии № 93 г.Казани.
5. Провести анализ полученных результатов.
6. Составить рекомендации для педагогов по созданию условий успешной мотивации ребенка младшего школьного возраста.
Методы исследования:
1. Анализ научной литературы.
2. Обобщение и систематизация теоретического материала.
3. Психодиагностические методы: эксперимент,метод опроса.
Методики исследования:
1. Методика «Исследование мотивационной готовности к школьному обучению» (анкетный опрос учащихся) (Лусканова Н.Г.)
2. Методика «Исследование мотивационной готовности к школьному обучению» (по рисунку) (Лусканова Н.Г.)
Выборка: младшие школьники 3 го класса. Общее количество
исследованных - 30 человек: 14 мальчиков и 16 девочек. Средний возраст 9 лет.
Теоретическую базу исследования составили научная литература, монографии, периодические издания, материалы научных исследований, а также электронные источники информации. В работе использованы труды таких авторов, как Алтунина И.Р., Бордовская Н.В., Вайндорф-Сысоева М.Е., Вульфов Б.З., Голованова Н.Ф., Джуринский А.Н., Крившенко Л.П., Крысько В.Г., Пастюк О.В., Чупина В.Б. и др.
Практическая значимость:
Материалы данной дипломной работы могут быть использованы в процессе профессиональной деятельности учителей младших классов и в системе повышения их квалификации.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2х глав, заключения и списка использованной литературы.
Проведённый теоретический анализ различных подходов к пониманию блочно-модульной системы обучения показывает, что в данной образовательной модели предполагается сделать основным приоритетом личность обучающегося. Именно данная образовательная парадигма является наиболее перспективной для модернизации и обновления современного образования в условиях демократического пути развития общества.
Важно отметить, что в рамках блочно-модульной системы обучения можно выделить:
- разноуровневый подход;
- дифференцированный подход;
- индивидуальный подход;
- субъектно-личностный подход.
При этом лишь последний из перечисленных выше является в полной мере ориентированным на развитие личности и учебной мотивации в частности, а не отдельных ее свойств. Он предполагает отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости (автор И. С. Якиманская).
В отечественной педагогике и педагогической психологии дидактика исторически строилась на основе подходов Л.С. Выготского, которые базировались на идее передачи знаний, умений и навыков по принципу «внешнее во внутреннее». С.Л. Рубинштейн в своих работах предлагает иной подход к организации процесса познания: «внешнее через внутреннее», что, с нашей точки зрения, означает принципиально иной способ организации обучения - создание условий, в которых обучающийся может выбирать свой способ познания в соответствии со своими личностными особенностями, личностными смыслами, познавательными и когнитивными предпочтениями.
К сожалению, реализация этого принципа все еще не нашла адекватного отражения в современной дидактике. По нашему мнению, построение принципиально новой дидактики, основанной на учете особенностей субъектного опыта обучающегося и закономерностях внутренних механизмов усвоения, является одной из наиболее важных теоретических и практических задач педагогической психологии и педагогики.
Проведенное нами теоретическое исследование наиболее широко известных и хорошо зарекомендовавших себя в педагогической практике блочно¬модульной системы обучения показало, что технологии развивающего обучения могут служить начальной базой для построения и реализации блочно¬модульной системы обучения к учебной мотивации обучающихся. Особый интерес с этой точки зрения представляют такие позиции блочно-модульной системы обучения, как:
- задействование обучающихся в индивидуальном целеполагании и составлении плана урока;
- свобода выбора обучающимся различных форм обучения;
- выбор обучающимися предметного содержания различной сложности;
- оценивание не только результатов, но и процесса деятельности;
- формирование когнитивных структур, которые являются субстратом умственного развития;
- использование индуктивного и дедуктивного способов построения дидактического материала;
- изучение и формирование творческой деятельности;
- использование эвристических методов обучения как способа учета индивидуальных приемов познания.
Можно сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза о том, что организация мотивации учебной деятельности младших школьников будет более эффективной, если разработана и реализована в учебном процессе модель обучения на основе технологии блочно-модульного обучения, включающая ее основные принципы, условия и методы, подтверждается.
Следовательно, выпускная квалификационная работа полностью справилась с поставленными целями и задачами.
1. Алтунина И.Р. Социальная психология: Учебник / И.Р. Алтунина, Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 427 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2016. - 363 с
3. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.. - СПб.: Питер,
2013. - 624 с.
4. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 с.
5. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: Краткий курс лекций / М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Юрайт, 2013. - 197 с.
6. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: Учебник для бакалавров / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Проспект, 2013. - 488 с.
7. Воронов В.В. Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воронов. - М.: ПО России, 2012. - 288 с.
8. Вульфов Б.З. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев; Под ред. П.И. Пидкасистый.. - М.: Юрайт, 2013. - 511 с.
9. Вульфов Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов . - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012. - 724 с.
10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1999. - 224 с.
11. Глухов В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии (курс лекций): Учебное пособие / В.П. Глухов. - М.: Секачев В.,
2012. - 256 с.
12. Голованова Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для
академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 с.
13. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы: Учебное пособие / М.Т. Громкова. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 447 с.
14. Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 с.
15. Гусейнова А.С. Психология и педагогика воспитания: Как достичь гармонии в отношениях родителей и ребенка / А.С. Гусейнова. - М.: Ленанд,
2014. - 320 с.
16. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика: Учебник для
бакалавриата и магистратуры / А.Н. Джуринский. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 440 с.
17. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе / монография. - М.: Издательство Перо, 2015. - 200 с.
18. Домрачева С.А,, Кононова Д.С. Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников // Марийский государственный университет, № 9, 2016. С. 86-90
19. Кравцова Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2016. - 320 с.
20. Кравченко А.И. Психология и педагогика: учебник / А.И. Кравченко. - М.: Проспект, 2015. - 400 с.
21. Крившенко Л.П. Педагогика: Учебник и практикум для
академического бакалавриата / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 364 с.
22. Крыжановская Н. В., Буркова Е. В. Формирование мотивации к учебной деятельности как способ школьной адаптации среди младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. -
Т. 7. - С. 11-15
23. Крыжановская Н. В., Млкеян Л. А. Исследование учебной мотивации у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 7. - С. 121-125
24. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров /
B. Г. Крысько. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 471 с.
25. Кулмуканова К.К. Практический опыт по информационно-коммуникативным технологиям в образовании // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 4 (часть 2) - С. 240-243
26. Марцинковская Т.Д. Психология и педагогика: Учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2013. - 464 с.
27. Остапенко И. А. Мотивация как основное психологическое условие обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 40. - С. 49-53.
28. Пастюк О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / О.В. Пастюк. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 с.
29. Слубчинская Е. С. Формирование учебной мотивации у младших школьников, болеющих туберкулезом // Молодой ученый. — 2016. — №25. —
C. 657-659.
30. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебник. / А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 543 с.
31. Чупина В.Б. Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 3 (часть 2) - С. 424-427
32. Шкежева Л.Ю. Исследование мотивации учебной деятельности у младших школьников // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, № 50-1/2016. С. 19-24
33. Юревич А.В. Социальная психология научной деятельности / А.В. Юревич. - М.: Институт психологии РАН, 2013. - 447 с.