Введение 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РЕИНЖИНИРИНГА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ЛОГИСТИКЕ 6
1.1 Понятие реинжиниринга бизнес-процессов в логистике 6
1.2 Факторы и условия успешного реинжиниринга бизнес-процессов в 12 логистике
1.3 Бизнес-процессы. Основные понятия. 17
2. АНАЛИЗ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ЛОГИСТИКЕ 22
НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО ТЭФ «КАМАТРАНССЕРВИС»
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия ОАО ТЭФ
«КАМАтранссервис» 22
2.2 Анализ финансовой-хозяйственной деятельности ОАО ТЭФ 25 «КАМАтранссервис»
2.3 Оценка эффективности проведения бизнес-процессов в логистике 38
ОАО ТЭФ «КАМАтранссервис»
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛОГИСТИКИ В СООТВЕТСТВИИ С 52 ПРИНЦИПАМИ РЕИНЖИНИРИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ
ОАО ТЭФ «КАМАТРАНССЕРВИС»
3.1 Разработка мероприятий по реинжинирингу бизнес-процессов 52
в логистике ОАО ТЭФ «КАМАтранссервис»
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 88
В современных условиях экономики эффективность деятельности организации во многом предопределяет эффективность его системы управления. Системный подход предполагает слаженность и сбалансированность всех подсистем управления предприятия: управление финансами, ресурсами, персоналом, производством, и т.д.
Мощнейшим инструментом достижения такой сбалансированности всех систем управления предприятием считается реинжиниринг бизнес-процессов (РБП). Реинжиниринг возник на стыке двух направлений деятельности: менеджмента и информатизации. Он требует новых способов обработки и анализа информации, необходимых для управления, понятных как управленцам, так и разработчикам корпоративных информационных систем.
Актуальность данной темы заключается в том, что в реинжиниринг бизнеса требует начать его заново, начать с нуля. Он означает отказ от многого из накопленного за два столетия опыта промышленного менеджмента, необходимость забыть то, как работа осуществлялась в эпоху массового рынка, и решить, как она теперь должна выполняться наилучшим образом. В реинжиниринге важным является то, как мы хотим организовать работу именно сегодня с учетом спроса на сегодняшнем рынке и возможностей сегодняшних технологий. К основным свойствам реинжиниринга можно отнести отказ от устаревших правил и подходов и начало нового делового процесса, что позволяет преодолеть негативное воздействие сложившихся хозяйственных догм; пренебрежение действующими системами, структурами и процедурами компании и радикальное изменение способов хозяйственной деятельности - если невозможно переделать свою деловую среду, то можно переделать свой бизнес; приведение к значительным изменениям показателей деятельности (на порядок отличающихся от предыдущих) друг с другом и с конечным продуктом компании, зачастую не ведет к повышению эффективности производства в целом, а лишь закрепляет существующую технологию.
Целью данной работы является разработка путей совершенствования логистики на предприятии, с учетом применения приемов реинжиниринга,
ОАО ТЭФ «КАМАтранссервис».
Для достижения указанной цели требуется решить следующие задачи:
1. Описать понятие реинжиниринга бизнес-процессов в логистике.
2. Определить принципы реинжиниринга бизнес-процессов в логистике.
3. Выявить факторы и условия успешного реинжиниринга бизнес- процессов в логистике.
4. Дать краткую характеристику деятельности предприятия ОАО ТЭФ «КАМАтранссервис».
5. Провести анализ организации логистики ОАО ТЭФ «КАМАтранссервис».
6. Оценить эффективность проведения бизнес-процессов в логистике ОАО ТЭФ «КАМАтранссервис».
7. Разработать мероприятия по реинжинирингу бизнес-процессов в логистике ОАО ТЭФ «КАМАтранссервис».
8. Оценить экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Объект исследования: ОАО «Транспортно-экспедиционная фирма
«КАМАтранссервис».
Предмет исследования: реинжиниринг бизнес-процессов в логистике.
Методы исследования: анализ использованной литературы,
экономический анализ финансовых показателей предприятия, анализ управления логистикой в ОАО ТЭФ «КАМАтранссервис», диагностика, проектирование, разработка мероприятий в области реинжинирингв бизнес- процессов.
В работе использованы нормативно-правовые документы и финансово-экономические отчёты ОАО ТЭФ «КАМАтранссервис», учебники и учебные пособия отечественных и зарубежных авторов, а также статьи из периодической печати. Особый интерес вызвали работы таких авторов как Б.А Аникиной, А.М. Гаджинского, В.Н. Дегтяренко, Ю.М. Неруша, Х.А. Фасхиева
6
и т.д.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы, приложения. В первом разделе выявлены сущность и принципы реинжиниринга бизнес-процессов в логистике, во втором разделе дана краткая характеристика деятельности предприятия, представлена реализация методов логистики на предприятии ОАО ТЭФ «КАМАтранссервис» и выявлены проблемы логистики на предприятии ОАО ТЭФ «КАМАтранссервис». В третьем разделе разработаны мероприятия по внедрению реинжиниринга бизнес-процессов в логистике и дано экономическое обоснование предложенных мероприятий.
Реинжиниринг представляет собой перестройку или перепроектирование деловых процессов для достижения радикального, скачкообразного улучшения деятельности организации. Основными показателями оценки эффективности бизнес-процессов считаются: количество производимой продукции заданного качества, которое оплачено за определенный период времени, количество потребителей продукции, количество типовых операций, которые следует осуществить при производстве продукции за определенный период времени, стоимость издержек производства продукции, длительность осуществления типовых операций, капиталовложения в производство продукции.
Реинжиниринг представляет внедрение наиболее последних
информационных технологий для достижения совершенно новых деловых полей. Нужна четкая ориентация на постоянно эволюционирующие услуги, которые лучшим образом отвечают нуждам потребителей. В связи с чем нужна разработка стратегии информационных технологий как ряда целенаправленных и скоординированных действий, которые позволяют применять
информационно-технологические ресурсы для создания и поддержания устойчивого конкурентного превосходства организации. Реинжиниринг вызывает к жизни множество преобразований, не только в бизнес-процессе. Обязанности персонала, организационные структуры, системы управления - все, что связано с процессом - обязано реорганизовываться взаимоувязанным образом. Другими словами, реинжиниринг представляет огромную работу, которая требует изменений во многих сферах деятельности хозяйствующего субъекта.
Реинжиниринг бизнес-процессов организаций применяется в ситуация, когда имеется необходимость принять обоснованное решение о реорганизации деятельности: радикальных преобразованиях, реструктуризации бизнеса,
замене действующих структур управления на новые и т.д. Организации,
83
которые стремятся выжить или улучшить собственное положение на рыночном пространстве, обязаны постоянно совершенствовать технологии производства и способы организации деловых процессов. Для успешного реинжиниринга нужен главный фактор, который заключается в высшем руководстве, наделенным воображением.
Основные виды деятельности ОАО «ТЭФ «КАМАтранссервис» - это весь спектр транспортных услуг; сервисные услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, собственный учебный центр по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала в области транспортных услуг. Анализ финансовой деятельности ОАО «ТЭФ «КАМАтранссервис» показал увеличение объема продаж, причем в 2015 году рост выражен особенно сильно. Наблюдается улучшение основных показателей деятельности ОАО ТЭФ «КАМАтранссервис» в динамики с 2013 по 2015 год. Данная тенденция сохраняется и в текущий момент.
Важным элементом транспортной логистической системы является вопрос сопровождающих услуг и низкая эффективность использования подвижного состава. Для ОАО ТЭФ «КАМАтранссервис» сопровождающим элементом является СТО. Структура услуг по техническому обслуживанию автомобилей недостаточно четко выражена. В настоящее время ОАО ТЭФ «КАМАтранссервис» оказывает следующие виды услуг: контрольно-диагностические; шиномонтажные и балансировочные; монтажно-демонтажные; жестяно-сварочные; ремонт рулевой системы; ремонт двигателей.
В рыночных условиях важным требованием потребителя транспортных услуг является своевременная и качественная доставка груза. Выполнить заданные условия представляется возможным с применением логистики, т. е. управляющего алгоритма, который с помощью различных экономико-математических методов позволяет оптимизировать работу отдельных элементов транспортного процесса и объединить эти элементы в единую систему.
Одной из ключевых проблем транспортной логистической системы ОАО ТЭФ «КАМАтранссервис» является ее незамкнутость и значительная зависимость от факторов внешней среды. Также проблемы управления
транспортной логистикой в ОАО ТЭФ «КАМАтранссервис» связаны с
дефицитом инвестиций, высоким уровнем издержек, трудностями сбыта, необходимостью обновления кадрового состава. Для преодоления их
руководство предприятия в целом вкладывают в настоящее время в развитие информационных технологий, а используемое программное обеспечение стремится ориентировать на управление логистическими процессами.
Диспетчеры ОАО ТЭФ «КАМАтранссервис» с помощью предложенных мероприятий могут отслеживать машины, и в любое время предоставить информацию о местонахождении груза, о возможных задержках в пути, возможных простоях на загрузке-выгрузке. Внедрение системы мониторинга - это эффективный инструмент, делающий более эффективной работу коммерческих и некоммерческих предприятий, помогая им развиваться и расти.
Внедрение системы мониторинга Глонасс направлено прежде всего на снижение издержек. Как показывает опыт, внедрение системы мониторинга позволяет снизить норму расхода топлива на 7-15 процентов. Прежде всего это достигается путем установления контроля за ТС на линии и повышения ответственности водителей. Таким образом внедрение результатов проекта позволит сэкономить на использовании топлива 8130570 руб. в год. Срок окупаемости проекта составит 7 месяцев.
Структура расходов по грузовым перевозкам ОАО ТЭФ «КАМАтранссервис» по-прежнему остается далекой от оптимальной.
Также проблемой предприятия является низкая эффективность использования подвижного состава, и как следствие, увеличения затрат во всей цепи поставок.
Для решения этой проблемы в дипломном проекте представлены следующие мероприятия:
- Внедрение КАМАТЕЙНЕРА для перевозки кузовных деталей;
85
- Рациональная организация перевозки кузовных деталей. Рациональный выбор маршрутов позволяет увеличить пробег автомобилей с грузом.
Способ перевозки груза: унимодальные централизованные перевозки.
Руководство ОАО ТЭФ «КАМАтранссервис» должно осуществлять перевозки маятниковые маршруты.
КАМАТЕЙНЕР-65117 предназначен для перевозки универсальных съёмных кузовов (swap-body), 20-футовых морских контейнеров и быстрой замены различных надстроек.
Автомобиль имеет пневматическую переднюю и заднюю подвеску, электронную систему управления уровнем, оборудован специальным надрамником с контейнерными фитинговыми замками (по стандарту ISO 1161) и направляющими роликами для легкой установки и снятия надстроек.
Таким образом, предприятие получит решение своих проблем с наименьшими затратами и с быстрым сроком окупаемости. Каждое из предложенных мероприятии решает проблему свой области и в целом приведет к более эффективной работе на предприятии.
I. Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12.12.1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.2: федеральный закон РФ от 26.01.1996 г. №14-ФЗ в ред. ФЗ РФ от 02.02.2006 г. № 19- ФЗ // СЗ РФ.
- 1996. - №5. - Ст. 410; СЗ РФ. - 2006. - №6. - Ст. 636.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч1: ФЗ РФ от 31.07.1998г. №146 ФЗ в ред ФЗ РФ от 02.11.2004г. №127 ФЗ//СЗ РФ. 1998.№31.Ст. 4377; СЗ РФ.-2004. №45. Ст. 4377
II. Специальная литература:
4. Аникина, Б.А Логистика: учебное пособие / Б.А Аникина. - М.: ИНФРА- М, 2011. - 298 с.
5. Гаджинский, А.М. Логистика: учебник / А.М. Гаджинский. - М.:
Маркетинг, 2013.- 253 с.
6. Золманова, М.Е. Производственно-коммерческая логистика: учебное пособие / М.Е. Золманова. - Саратов: Саратовский, гос. тех. ун-т, 2011.-170с.
7. Козловский, В.А. Логистический менеджмент / В.А. Козловский, Э.А. Козловская, Н.Т. Савруков.. - СПб.: Политехника, 2011. - 275 с.
8. Миротина, В.И.Основы логистики: учебное пособие / В.И. Миротина. - М.: ИНФРА-М, 2012.- 176 с.
9. Неруш, Ю.М. Коммерческая логистика: учебник для вузов / Ю.М. Неруш. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 271 с.
10. Неруш, Ю.М. Логистика: учебник / Ю.М. Неруш. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2011. - 270с.
11. Родников, А.Н. Логистика: Терминологический словарь / А.Н. Родников.
- М.: Экономика, 2014. - 200 с.
12. Розанова, В. Влияние психологических факторов на эффективность и конкурентоспособность современных организаций / В. Розанова // Консультант директора. - 2015. - № 23. - С. 10.
13. Семёнов, В.М. Эффективность логистических систем / В.М.Семёнов, Е.В. Володина // Маркетинг. - 2011. - № 2. - С. 45.
14. Сидоров, И.И. Логистическая концепция управления промышленным предприятием / И.И. Сидоров. — СПб.: ИВЭСЭП. 2015.-218 с.
15. Смехов, А.А. Введение в логистику / А.А. Смехов. - М.: Трансп, 2011.-95с.
16. Судник, В. Оценка эффективности маркетинговой деятельности
предприятия /В. Судник // Справочник экономиста.. - 2013. - № 8. - С. 57.
17. Тимофеев, А.В. Некоторые особенности повышения
конкурентоспособности крупных промышленных компаний /А.В. Тимофеев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - № 5. - С. 36.
18. Трошина, В.А. Логистическая деятельность предприятия / В.А. Трошина,
В.П. Миронюк // Коммерческая логистика. - 2014. - №3. - С. 67.
19. Тяжкин, С.М. Логистика на 100 / С.М. Тяжкин // Эксперт. - 2013. - №
12. - С.87.
20. Уральцев, А.Б. Моделирование логистических процессов в современной предпринимательской среде / А.Б. Уральцев, Е.В. Володина // Российское предпринимательство. - 2014. - № 7. - С. 102.
21. Уральцев, А.Б. Моделирование процессов синтеза региональных
продовольственных систем / А.Б. Уральцев, Е.В. Володина // Общественные науки. Приложение. - 2015. - № 9. - С. 57.
22. Уральцев, А.Б. Построение логистических цепей и логистических систем - новое направление в современном бизнесе / А.Б. Уральцев, Е.В. Володина // Наука и образование - 2013. - № 3. - С.22.
23. Устинова, М.Ю. Проблема устойчивости логистических систем
встречной торговли: научная интерпретация и подходы к решению /
88
М.Ю. Устинова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - № 1. - С. 57.
24. Фасхиев, Х.А. Анализ методов оценки поставщиков. Машиностроитель / Х.А. Фасхиев, М.А. Сафарова. - Камский политехнический институт (г. Набережные Челны). - 2013.- № 1. - С. 45-47.
25. Щербанин, Ю. А. Основы логистики: учебное пособие для высших учебных заведений / Ю. А. Щербанин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 320 с.
26. Волгин, В. В. Логистика приемки и отгрузки товаров: практическое пособие / В. В. Волгин. - М.: Дашков и К, 2009. - 457 с
27. Голубчик, А.М. Транспортно-экспедиторский бизнес: создание,
становление, управление / А. М. Голубчик. - М.: ТрансЛит, 2011. - 317 с.
28. Иванов, Д. А. Управление цепями поставок / Д.А. Иванов. - СПб.: Издательство Политехнического университета, 2010. - 659 с.
29. Мазур, И.И. Управление качеством: учеб. пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. - М.: Высш. Шк., 2009. - 334 с.
30. Моисеева, Н.К. Экономические основы логистики / Н.К. Моисеева - М.: ИН Неруш, Ю. М. Логистика: учебник / Ю.М. Неруш. 2010. - 123с.
31. Юданов, А. С. Стратегические конкурентные преимущества фирмы и пути их реализации на рынке/ А. С. Юданов // Персонал. - 2014. - №3 -
С.32.
III. Текущий архив:
32. Устав ОАО ТЭФ «КАМАтранссервис».
33.Отчёт деятельности ОАО ТЭФ «КАМАтранссервис» за 2013- 2015 гг.
34. Бухгалтерский баланс ОАО ТЭФ «КАМАтранссервис» за 2013-2015 гг.