ВВЕДЕНИЕ 5
1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ
НЕКОММЕРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ 8
1.1 Некоммерческий проект: понятие, основные цели и задачи 8
1.2 Разработка и реализация некоммерческих проектов 15
1.3 Проблемы разработки и реализации некоммерческих проектов 20
2 АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ ФГУП «ПО «МАЯК» 26
2.1 Описание деятельности ФГУП «ПО «Маяк» 26
2.2 Анализ BIICIHIICHсрeды прeдприятия 29
2.2.1 Анализ макросреды 30
2.2.2 Анализ микросрeды 33
2.3 Анализ внутрeннeй срeды 35
3 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ФГУП «ПО «МАЯК» 45
3.1 Содержание проекта по модернизации производства 45
3.2 Организационный план проекта по модернизации производства 47
3.3 Финансовый план проекта по модернизации производства 52
4 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА МОДЕРНИЗАЦИИ
ПРОИЗВОДСТВА ФГУП «ПО «МАЯК» 59
4.1 Оценка эффективности проекта 59
4.2 Анализ рисков проекта 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
В сегодняшних условиях рыночной системы экономические и социальные проблемы, так или иначе, касаются самых незащищенных категорий населения. Социальное государство, выступающее гарантом прав и свобод человека, должно обеспечивать достойный уровень жизни каждому. Но оно не в силах полностью выполнять все запросы общества. Поэтому гражданское общество само проявляет инициативу для достижения и защиты, как своих интересов, так и интересов других членов общества. На фоне этого создаются некоммерческие организации (НКО) как объединение гражданских инициатив, предназначение которых - реализация наиболее важных проблем граждан посредством разработки и реализации некоммерческих проектов. В результате, имеется актуальная проблема методологических особенностей разработки и реализации некоммерческих проектов.
В настоящее время некоммерческие проекты усиливают свое воздействие на отдельного человека и общество в целом. Некоммерческие проекты получают значительное финансирование и способы менять физическое и духовное состояние миллионов людей по всему миру. Однако в России некоммерческие проекты все-таки не получают такого широкого распространения, как за рубежом.
Актуальность данной темы определяется процессом реализации некоммерческого процесса позволяющий добиться положительных результатов.
Целью данной работы выступает разработка проекта модернизации производства ФГУП «ПО «Маяк». Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить особенности разработки и реализации некоммерческих проектов;
- проанализировать деятельность предприятия ФГУП «ПО «Маяк»;
- разработать проект модернизации производства ФГУП «ПО «МАЯК»;
- оценить эффективность проекта модернизации производства.
Объектом исследования является развитие некоммерческого проекта, предметом исследования является ФГУП «ПО «Маяк».
В ходе написания данного работы были использованы и изучены труды таких авторов как: Бурцева А.А., Гусева Е. Г., Знаменский Д.Ю., Крылова Ю. С., Мерсиянова И. В., Новикова К. В., Шереметьев М.Ю. и др.
Теоретической и методологической базой стали работы отечественных и зарубежных авторов по бизнес-планированию, экономике предприятия, финансам, планированию, бухгалтерскому учету и финансовому анализу. Также использованы нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятия в области бухгалтерского учета, налогообложения.
Методы, применяемые в работе: системный подход, методы логического обобщения материалов, статистический анализ, метод экспертных оценок, матрица SWOT, PEST-анализ, прогнозирование, анализ и расчет финансовых результатов.
Инструментом, при помощи которого были выполнены расчеты и прогнозы, является Project Expert.
Практической значимостью проведенного исследования является сформированный проект строительства. На основе данной стратегии возможно принятие решений по разработке и строительства нового производственного объекта ЯОК.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение, основную часть, заключение, список используемых источников.
Во введении определены актуальность темы, цели и задачи, объект и предмет исследования.
В первой главе «Методологические особенности разработки и реализации некоммерческих проектов» раскрываются сущность, цели и задачи некоммерческие проектов, а также рассматриваются их проблемы.
Во второй главе «Анализ предприятия ФГУП «ПО «Маяк» анализируются деятельность предприятия при помощи анализа внутренней и внешней среды .
В третьей главе «Разработка проекта модернизации производства ФГУП «ПО «Маяк» ведется разработка основных разделов проектов, а именно описывается сущность проекта и организационно-финансовая сторона проекта.
В четвертой главе «Оценка эффективности проекта модернизации производства ФГУП «ПО «Маяк» приводится расчет показателей эффективности и оценка рисков проекта.
В заключении сделаны выводы о проделанной работе и подведен итог исследованию.
Общий объем пояснительной записки - 81 страница. Список использованных источников содержит 93 источника. В работе приведены 15 таблиц, 10 рисунков.
В ходе написания выпускной квалификационной работы было выявлено, что специфической особенностью методологии разработки и реализации некоммерческого проекта любой некоммерческой организации, является учет особенностей жизненного цикла данного проекта. Жизненный цикл при этом строится по общим правилам и состоит из нескольких взаимосвязанных этапов: инициации (создания концепции и предметной части), разработки (разработка документов, контрактов), реализации и завершения.
Этап разработки некоммерческого проекта включает определение структуры работ и их исполнителей, разработку документации, построение календарных графиков работ, бюджета проекта, переговоры и заключение контрактов с поставщиками и посредниками.
На этапе реализации управление сводится к контролю и отслеживанию изменений в выполнении работ, мониторингу.
Этап завершения проекта, включает закрытие контрактов и окончательные расчеты с поставщиками.
На сегодняшний день проблема некоммерческих проектов в России пока еще не находится на завершающем этапе. В отличие от двух первых секторов, третий сектор более молодой. В связи с недостаточной информированностью населения о существовании некоммерческих организаций есть проблема неполного доверия общества. Еще одна проблема - НКО сильно зависит от поддержки и финансирования государства и коммерческих организаций для эффективного и своевременного выполнения своей социальной миссии. В большинстве случаев их существование становится все более обусловленным от государственных заказов на оказание социальных услуг.
Федеральное государственное унитарное предприятие «Производственное объединение «Маяк» (ФГУП «ПО «Маяк») находится на восточном склоне Южного Урала, в междуречье рек Теча и Мишеляк, вблизи городов Кыштым и Касли, на территории ЗАТО Озёрского городского округа. Промышленная площадка ФГУП «ПО «Маяк» занимает площадь 247,8 км2, граница которой совпадает с внешней границей санитарно-защитной зоны.
Предприятие создавалось в конце сороковых годов прошлого века для получения оружейного плутония и переработки делящихся материалов с целью создания паритета в области ядерного оружия.
ФГУП «ПО «Маяк» входит в состав Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и представляет собой производственный комплекс, состоящий из 6 основных и ряда обеспечивающих подразделений. Общее число работников - более 12 тысяч человек.
Проведенный PEST - анализ предприятия показал, что власть определяет среду организации и получение ключевых ресурсов для её деятельности. В результате возможны изменения в налоговой политике, во внешней политике и другом. Поэтому предприятию придется подстраиваться под новые законы (например, увеличивать цены на товар (услугу), выходить на другие сегменты рынка, менять поставщиков, использовать новые возможности). Смена местной власти (губернатора, мэра) также может отразиться на предприятии как положительно, так и отрицательно.
Экономическая ситуация в стране имеет огромное значение для всех организаций, так как если цены на нефть обвалятся, то российская экономика продемонстрирует отрицательные темпы (минус 1,5%) роста, увеличится безработица, а бюджетный дефицит вырастет до 5% ВВП.
Анализ конкуренции в отрасли показал ее отсутствие, что объясняется высокими барьерами вступлениями и требованиями к продукции.
Оценка сильных и слабых сторон предприятия показывает, что предприятие имеет хорошую репутацию и уникальное производство, а также налаженные партнёрские отношения. Однако есть и слабые стороны: большие производственные расходы, требуется техническое перевооружение.
В свою очередь существуют определенные угрозы предприятию: во-первых, это выход из строя устаревшего оборудования. В последнее время все больше приходится ремонтировать оборудование, что ведет привлечение дополнительных денежных средств на запчасти и квалифицированных рабочих. Таким образом, это приводит к спаду производственных мощностей.
На основании проведенного SWOT-анализа было принято решение о региональном расширeнии дeятeльности прeдприятия, а именно строительства новых производственных объектов для выпуска новой продукции ЯОК, что позволит предложить новые товары и услуги потребителям.
В настоящее время основным видом топлива для ядерных реакторов являются таблетированные уран-оксидные композиции. Их получают из порошка путем грануляции, прессования и спекания с последующим контролем качества и размера таблеток.
Ученые Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) в 2016 году разработали новый метод получения ядерного топлива с помощью электрического тока. Он отличается низкой себестоимостью, увеличением скорости производства и лучшим качеством продукции. В данном проекте рассматривается вопрос о создании опытной промышленной установки для внедрения нового метода в производство.
Производственный объект для выпуска продукции ЯОК относится к расширению действующего предприятия ФГУП «ПО «МАЯК» и будет располагаться непосредственно на самой территории комплекса, то есть выбор местоположения не требуется в рамках данного проекта.
Продолжительность строительства объекта оценивается в 5 лет. Именно этот срок гарантирует прохождение всех этапов и соответствие требования законодательства.
Стоимость строительства определяется сметой. Сводный сметный расчет строительства представляет собой суммарную сметную стоимость всего комплекса проектируемого строительства или его очереди.
Общие затраты на строительство объекта по производству нового ядерного топлива составит 8 140 млн.руб. При этом 60% планируется привлечь за счет инвесторов, 20% за счет финансирования государства и оставшиеся 20% за собственные средства предприятия.
Проведенный анализ эффективности проекта характеризуется следующими показателями: NPV (чистый дисконтированный доход) положителен, PI (индекс прибыльности) больше единицы, ставка капитализации меньше показателя MIRR (модифицированной внутренней нормы доходности).
Таким образом, проект характеризуется как полностью эффективный.
Оценка рисков показала, что политический риск в наименьшей степени доступен для применения возможных методов снижения рисков, в связи с этим в целях снижения совокупного риска проекта рекомендуется избегать риска путем выбора варианта с минимальной подверженностью влиянию политического риска.
В рамках дополнительной проработки проектных решений на последующих стадиях проекта целесообразно провести актуализации представленных оценок и более детально проработать комплекс мероприятий, обеспечивающих снижение рисков.
Высокая степень проработки проектных решений, выбор квалифицированных подрядчиков, введение контрольных процедур позволяют снизить риски до минимального уровня.
При эффективной работе с рисками компания быстро достигнет стадии стабильности и сможет осуществлять свою деятельность качественно.
Задачи выпускной квалификационной работы решены. Поставленные цели достигнуты.
Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // Собрание законодательства РФ от 05.12.1994, - N 32. - ст. 3301. Агарков, А.П. Экономика и управление на предприятии / А.П. Агарков. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 400 с.
Ансофф, И. Стратегический менеджмент. Классическое издание /
И. Ансофф. - СПб.: Питер,2015. - 344 с.
Арженовский, И.В. Маркетинг регионов : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Менеджмент" и "Экономика" / И.В. Арженовский. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 135 с.
АСИ (Агентство социальной информации). Как повысить известность своей НКО. Справочник для социально ориентированных некоммерческих организаций, 2014. - 44 с.
Бабук, И.М. Экономика промышленного предприятия / И.М. Бабук, Т.А. Сахнович. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 439 с.
Балашов, А.Н. Теория менеджмента : учебное пособие / А.Н. Балашов. - М.:
Вузовский учебник, 2014. - 352 с.
Баринов, В.А. Бизнес-планирование : учебное пособие / В.А. Баринов. - 3-е изд. - М.: ФОРУМ, 2015. - 256 с.
Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации) /
О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. - М: Дашков и К, 2016. - 372 с.
Беневоленский, В.Б. Государственная поддержка социально ориентированных НКО в свете зарубежного опыта / В.Б. Беневоленский, Е.О.
Шмулевич // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2015.
- № 3. - С.150-175.
Беспалько, В.А. Экономическая теория : учебное пособие /
В.А. Беспалько, Д.Д. Кушнир, И.Г. Иванова. - Краснодар: Краснодарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, 2016.- 164 с.
Бизнес-планирование : учебник для вузов / под ред. В.М Попова, С.И. Ляпунова, С.Г. Млодика. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 816 с.
Брусов, П.Н. Современные корпоративные финансы и инвестиции. [Электронный ресурс] / П.Н. Брусов, Т.В. Филатова, Н.П. Орехова. - Электрон. дан. - М.: КноРус, 2014. - 520 с. - Режим доступа:
http:ZZe.lanbook.com/book/53543- Загл. с экрана.
Бунова, Е.В. Управление проектированием информационных систем с использованием программных продуктов : Project Expert и Microsoft Project : учеб. пособие для вузов по направлению 080000 "Экономика и упр." Е. В. Бунова; Юж.-Урал. гос. ун-т, Каф. Информ. системы; ЮУрГУ. -Челябинск: Издательский Центр ЮУрГУ, 2011. - 104 с.
Бурцева, А.А. Гражданское общество и некоммерческие организации / А.А. Бурцева // Труды СГА. Юриспруденция. Образование. Психология. Экономика. Философия. - М.: Издательство СГУ, 2014. - С.5-17.
Вайнер, В. Некоммерческие организации. Эффективная социальная реклама / В. Вайнер, Н. Гладких. - М.: Книга и бизнес, 2015. - 230 с.
Гавра, Д.П. Основы теории коммуникации / Д.П. Гавра. - Спб.: Питер, 2015. - 240 с.
Горфинкель, В.Я. Экономика предприятия / В.Я. Горфинкель. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2015. - 663 с.
Гусева, Е.Г. Мониторинг и оценка проектов / Е.Г. Гусева. - СПб.: ЦРНО, 2014. - 43 с.
Дейнека, А.В. Управление персоналом : учебник / А.В. Дейнека. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 292 с.
Демин, В.А. Организационные и правовые основы бизнеса : учебное пособие / В.А. Демин. - Краснодар: ККИ "Гранат", 2017. - 108 с.
Демьянченко, Н.В. Этика менеджмента : учебное пособие /
Н.В. Демьянченко. - Краснодар: ККИ, 2017. - 397 с.
Егоршина, А.П. Менеджмент образования : учебник /А. П. Егоршина. - М. Логос, 2016. -308 с.
Елисеева, Т.П. Экономика и анализ деятельности предприятий / Т.П. Елисеева, М.Д. Молев, Н.Г. Трегулова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 480 с.
Знаменский, Д.Ю. Деятельность социально ориентированных НКО в области науки и технологий: системно-динамический подход / Д.Ю. Знаменский // Социодинамика. — 2014. - № 9. - С.1-14.
Иванов, И. Н. Экономика предприятия : учебник / И. Н. Иванов. - Москва: Инфра-М, 2014. - 393 с.
Иванов, И.Н. Экономика промышленного предприятия : учебник /
И.Н. Иванов. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 395 с.
Ивашенцева, Т.А. Экономика предприятия : учебник /
Т.А. Ивашенцева. - Москва: КноРус, 2018. - 284 с.
Казакова, Н.А. Управленческий анализ в различных отраслях : учебное пособие / Н.А. Казакова. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 288 с.
Как написать социальный проект: Руководство к социальному действию / Совет муниципальных образований Пермского края, 2015. - 32 с.
Клочкова, Е.Н. Экономика предприятия / Е.Н. Клочкова, В.И. Кузнецов, Т. Е. Платонова. - М.: Юрайт, 2014. - 448 с.
Кондратенко, Н.М. Маркетинг : учебник для вузов / Н.М. Кондратенко. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 540 с.
Конфликтология : учебник / под ред. А.Я. Кибанова. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М,
2015. - 301 с.
Королев, В.И. Основы менеджмента : учебное пособие / В.И. Королев. - М.: Магистр, 2016. - 620с.
Короткова, Т.Л. Исследования в менеджменте : пособие для магистров / Т.Л. Короткова. - М.: КУРС: ИНФРА-М, 2015. - 256 с.
Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент : учебник / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. - 12-е изд. - СПб.: Питер, 2014. - 816 с.
Котлер, Ф. Основы маркетинга. 5-е изд. / Ф. Котлер, А. Гари. - М.: Вильямс,
2016. - 752 с.
Крылова, Ю.С. PR и продвижение некоммерческого проекта / Ю.С. Крылова. - СПб.: ЦРНО, 2014.-85с. 2.
Кублин, И.М. Инструменты управления лояльности пользователей в социальном медиамаркетинге, их разновидности и функции / И.М. Кублин,
B. И. Тинякова // Поволжский торгово-экономический журнал. 2015. № 5 (33).
C. 56 - 62.
Кузовлев, А.М. Управление лояльностью пользователей в социальных медиа: анализ ошибок и возможностей / А.М. Кузовлев, В.И. Тинякова // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2014. - № 32. - Т. 2. - С. 53-56.
Лавриненко, Я.Б. Сеть Интернет как канал рекламы для продвижения объектов недвижимости и сопутствующих услуг / Я.Б. Лавриненко, В.И. Тинякова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - № 3. - С. 125-131.
Латфуллин, Г.Р. Организационное поведение : учебник для вузов / Г.Р. Латфуллин. - СПб.: Питер, 2015. - 432 с.
Латфуллин, Г.Р. Теория организации : учебник для вузов / Г.Р.
Латфуллин, А.В. Райченко. - СПб.: Питер, 2015. - 400 с.
Липсиц, И.А. Бизнес-план - основа успеха : практическое пособие / И.А. Липсиц. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2014. - 112 с.
Лукичева, Л.И. Управление персоналом : учебное пособие /
Л.И. Лукичева. - 6-е изд. - М.: Издательство "Омега-Л", 2015. - 263 с.
Львова, Н.Ю. Международный маркетинг. Практикум : учебное пособие / Н.Ю. Львова. - Мн.: РИПО, 2016. - 63 с.
Мандель, Б. Социальная реклама : учебник / Б. Мандель. - М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2014. - 236 с.
Маркова, В.Д. Бизнес-планирование / В.Д. Маркова, Н.А. Кравченко. - М.: Проспект, 2015. - 216 с.
Маслова, В.М. Управление персоналом : учебник для вузов /
В.М. Маслова. - М.: ИздательствоЮрайт, 2016. - 488 с.
Матюхина, Ю.А. Организация индустрии развлечений : учебное пособие / Ю.А. Матюхина. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2015. - 304 с.
Мерсиянова, И.В. Негосударственные некоммерческие организации: институциональная среда и эффективность деятельности / И.В. Мерсиянова, Л.И. Якобсон ; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2015. — 170 с.
Михеева, Е.Н. Управление качеством : учебник / Е.Н. Михеева. - М.: Дашков и К, 2014. - 708 с.
Морошкин, В. А. Бизнес-планирование : учебное пособие / В.А.
Морошкин, В. П. Буров. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. - 256 с.
Москвина, А.Ю. Особенности социального проектирования для участия в конкурсах региональных субсидий (на примере СЗФО) / А.Ю. Москвина. - СПб.: ЦРНО, 2014. - 120 с.
НКО и СМИ. Мостик через пропасть: практическое пособие для
некоммерческих организаций. - М.: АСИ, 2014. - 140 с.
Новикова, К.В. Интернет-маркетинг и электронная коммерция : учеб. - метод. пособие / К.В. Новикова. - Пермь, 2014. - 78 с.
Одинцова, Л.А. Планирование на предприятии : учебник для вузов / Л.А. Одинцова. - М.: Академия, 2015. - 272 с.
Орлова, Е.Р. Бизнес-план: основные проблемы и ошибки, возникающие при его написании / Е.Р. Орлова. - 2-е изд., испр. и доп. - Омега-Л, 2015. - 152 с.
Паламарчук, А.С. Экономика предприятия : учебник /
А.С. Паламарчук. - Москва: Инфра-М, 2014. - 456 с.
Петров, А. Н. Стратегический менеджмент : учебник для вузов / А.Н. Петров. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2015. - 496 с.
Петухова, С.В. Бизнес - планирование / С.В. Петухова. - М.: Омега - Л, 2016. - 236 с.
Пишем социальный проект: структура и примеры заявки на грант Губернатора Алтайского края в сфере деятельности СО НКО : сборник материалов / Некоммерч. партнерство «Сибирский центр социальных технологий» ; сост. Н.А. Шабалина ; ред. М. В. Шабалина. - Барнаул, 2014. - 53 с.
Платонова, Н.А. Планирование деятельности предприятия / Н.А
Платонова, Т.В. Харитонова. - М.: Дело и сервис, 2015. - 432 с.
Попов, В.Н. Бизнес - планирование / В.Н. Попов, С.И. Ляпунов. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 246 с.
Попова, Г.В. Маркетинг : учебное пособие / Г.В. Попова. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2015. - 192 с.
Просветов, Г.И. Бизнес-планирование: задачи и решения : учебно-практическое пособие / Г. И. Просветов. - 2-е изд., доп. - М.: Альфа-Пресс, 2018. - 255 с.
Репина, Е.А. Основы менеджмента : учебное пособие / Е.А. Репина. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 240 с.
Романович, Ж.А. Сервисная деятельность: учебник / Ж.А. Романович, С.Л. Калачев. - М.: Дашков и К, 2015. - 284 с.
Румянцева, Е.Е. Экономический анализ : учебник / Е.Е. Румянцева. - М.: - РАГС, 2014. - 224 с.
Саак, А.Э. Менеджмент в социально-культурном сервисе : учебное пособие / А.Э. Саак, Ю.А. Пшеничных. - СПб.:Питер, 2015. - 512 с.
Садченко, К.В. Основы современного международного маркетинга / К.В. Садченко. - М.: ДиС, 2016. - 272 с.
Сафронов, Н.А. Экономика организаций (предприятий) : учебник / Н.А.
Сафронов. - М.: Экономит, 2014. - 618 с.
Семенов, А.К. Основы менеджмента : учебник / А.К. Семенов, В.И.
Набоков. - 4-е изд.- М.: ИТК Дашков и К, 2014. - 556 с.
Социальный маркетинг [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.eegyn.com/pdf/SocMarketing.pdf(дата обращения: 10.04.17)
Тинякова, В.И. Особенности проведения маркетинговых исследований в социальных медиа / В.И. Тинякова, Е.А. Уварова // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. - № 4 (25). - С. 188 - 194.
Тинякова, В.И. Причины и последствия глобальной трансформации медиасистем / В.И. Тинякова, И.В. Харчева // Электронный бизнес: проблемы, развитие и перспективы: мат. XII Всеросс. науч.-практ. конф. / под ред. В.В. Давниса. - Воронеж: Научная книга, - 2014. - С. 135 - 137.
Фатхутдинов, Р.А. Производственный менеджмент : учебник для вузов / Р.А. Фатхутдинов. - 6-е изд. - СПб.: Питер, 2015. - 496 с.
Чалдаева, Л.А. Экономика предприятия: учебник и практикум для
академического бакалавриата / Л. А. Чалдаева. - Москва: Юрайт, 2015. - 435 с. Черняк, В.З. Бизнес планирование : учебник для вузов / В.З Черняк. - М. ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 470 с.
Чудновский, А.Д. Основы организации и управления / А.Д.
Чудновский, М.А. Жукова, Е.Н. Кнышова. - М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2015. - 400 с.
Шапкин, И.Н. Менеджмент : учебник для вузов / И.Н. Шапкин. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 690 с.
Шевчук, Д. А. Бизнес-планирование : учебное пособие / Д. А. Шевчук. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 208 с.
Шевчук, Д.А. Управление качеством : учебник / Д.А. Шевчук. - М.:
ГроссМедиа, 2017. - 216 с.
Шеметов, П.В. Управленческие решения : учебное пособие /
П.В. Шеметов. - М.: Издательство "Омега-Л", 2018. - 398 с.
Шепеленко, Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: учебное пособие / Г.И. Шепеленко. - Ростов-на-Дону: МарТ, 2015. - 608 с.
Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований: учебное пособие /
М.Ф. Шкляр. - М.: ИТК Дашков и К, 2014. - 244 с.
Экономика и управление организацией (предприятием): учебное пособие / И.П. Воробьев, Е.И. Сидорова, А.Т. Глаз. - Минск: Квилория В.Т., 2014. - 371 с.
Экономика и финансы предприятия / под ред. Т.С. Новашиной. - М.: Синергия, 2014. - 344 с.
Экономика организации (предприятия) : учебник / Н.А. Сафронов. - Москва: Магистр: Инфра-М, 2016. - 253 с.
90 Экономика организации : учебное пособие / Л. Н. Чечевицына, Е. В. Хачадурова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 382 с.
91 Экономика предприятия : учебник / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов. - Москва: КУРС: Инфра-М, 2015. - 445 с.
92 Miller, K.L. The Nonprofit Marketing Guide: High-Impact, Low-Cost Ways to Build Support for Your Good Cause / K.L. Miller, K.Andresen. -Jossey-Bass, 2014.
93 PR: теория и практика: учеб. под. ред М. А. Лукашенко М.: Маркет Д. С, 2014.
- 328 с.