Оценка рыночной стоимости строительной компании (бизнеса)
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ОПИСАНИЕ ОЦЕНИВАЕМОЙ КОМПАНИИ (БИЗНЕСА) 9
1.1 Создание и развитие бизнеса, условия функционирования
компании, ведущей бизнес 9
1.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности компании 26
2 АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ РФ 58
2.1 Текущее состояние строительной отрасли РФ 58
2.2 Перспективы развития строительной отрасли РФ 66
3 ОЦЕНКА РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ
КОМПАНИИ (БИЗНЕСА) ДОХОДНЫМ ПОДХОДОМ 73
3.1 Описание методов оценки компании (бизнеса) в рамках
доходного подхода 73
3.2 Оценка стоимости компании (бизнеса) в рамках доходного
подхода 80
4 ОЦЕНКА РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ
КОМПАНИИ (БИЗНЕСА) СРАВНИТЕЛЬНЫМ ПОДХОДОМ 101
4.1 Описание методов оценки компании (бизнеса) в рамках
сравнительного подхода 101
4.2 Оценка стоимости компании (бизнеса) в рамках сравнительного
подхода 109
5 ОЦЕНКА РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ
КОМПАНИИ (БИЗНЕСА) ЗАТРАТНЫМ ПОДХОДОМ 119
5.1 Описание методов оцени компании (бизнеса) в рамках
затратного подхода 119
5.2 Оценка стоимости компании (бизнеса) в рамках затратного
подхода 124
6 СОГЛАСОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ КОМПАНИИ (БИЗНЕСА) 135
7 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ ОЦЕНКИ И
ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ (БИЗНЕСА) 139
7.1 Сравнительный анализ подходов оценки стоимости
строительной компании (бизнеса) 139
7.2 Особенности оценки стоимости строительной компании (бизнеса) 146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 153
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 155
1 ОПИСАНИЕ ОЦЕНИВАЕМОЙ КОМПАНИИ (БИЗНЕСА) 9
1.1 Создание и развитие бизнеса, условия функционирования
компании, ведущей бизнес 9
1.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности компании 26
2 АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ
СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ РФ 58
2.1 Текущее состояние строительной отрасли РФ 58
2.2 Перспективы развития строительной отрасли РФ 66
3 ОЦЕНКА РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ
КОМПАНИИ (БИЗНЕСА) ДОХОДНЫМ ПОДХОДОМ 73
3.1 Описание методов оценки компании (бизнеса) в рамках
доходного подхода 73
3.2 Оценка стоимости компании (бизнеса) в рамках доходного
подхода 80
4 ОЦЕНКА РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ
КОМПАНИИ (БИЗНЕСА) СРАВНИТЕЛЬНЫМ ПОДХОДОМ 101
4.1 Описание методов оценки компании (бизнеса) в рамках
сравнительного подхода 101
4.2 Оценка стоимости компании (бизнеса) в рамках сравнительного
подхода 109
5 ОЦЕНКА РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ
КОМПАНИИ (БИЗНЕСА) ЗАТРАТНЫМ ПОДХОДОМ 119
5.1 Описание методов оцени компании (бизнеса) в рамках
затратного подхода 119
5.2 Оценка стоимости компании (бизнеса) в рамках затратного
подхода 124
6 СОГЛАСОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ КОМПАНИИ (БИЗНЕСА) 135
7 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ ОЦЕНКИ И
ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ (БИЗНЕСА) 139
7.1 Сравнительный анализ подходов оценки стоимости
строительной компании (бизнеса) 139
7.2 Особенности оценки стоимости строительной компании (бизнеса) 146
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 153
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 155
Актуальность темы. Актуальность темы исследования обусловлена разнообразием задач, для решения которых требуется определить рыночную стоимость компании (бизнеса), среди которых:
• сделки купли-продажи компании (бизнеса) и долей участия в капитале компании;
• реорганизация (слияние, разделение, поглощение);
• квалифицированное и обоснованное принятие стратегических управленческих решений;
• анализ эффективности реализуемой в компании бизнес стратегии;
• реализация инвестпроекта развития предприятия, в том случае если для его обоснования необходимо знать исходную стоимость предприятия;
• оценка стоимости компании при публичном размещении акций (IPO) и т.д.
Стоимость компании (бизнеса) является универсальным критерием эффективности управления в условиях конкурентной среды. Оценка стоимости компании (бизнеса) для собственников компании - это возможность оценить качество ведения бизнеса, определить сильные и слабые сферы деятельности. Для сторонних лиц оценка позволяет определить целесообразность и привлекательность инвестиций в данную компанию.
Компания - объединение юридических и (или) физических лиц, предпринимателей для осуществления совместной производственной, торговой, финансовой либо другой экономической деятельности.
Бизнес - предпринимательская деятельность организации (компании), направленная на извлечение экономических выгод.
Оценка рыночной стоимости бизнеса - определение наиболее вероятной расчетной величины, являющейся денежным выражением экономических выгод от предпринимательской деятельности компании (организации).
Собственник бизнеса имеет право распоряжаться им по своему усмотрению в рамках действующего законодательства (продать, заложить, завещать и т.п.). Таким образом, бизнес становится объектом сделки, или проще говоря - товаром. Исходя из этого утверждения, при оценке стоимости бизнеса исходным является принцип полезности, который означает, что чем больше объект способен удовлетворять потребностям собственника, тем выше его полезность и стоимость. Полезность определяется величиной и продолжительностью генерирования потока доходов или других выгод от использования объекта, а также от престижности. Аспекты полезности:
• с точки зрения сравнительного подхода рациональный покупатель не заплатит за объект выше цены аналогичного (равнозначного) объекта, обладающего такой же полезностью;
• с позиций затратного подхода за реализуемый объект нецелесообразно платить больше, чем будет стоить создание нового объекта аналогичной полезности в приемлемые сроки;
• с точки зрения доходного подхода стоимость объекта сравнивается с инвестированием в другие объекты аналогичной полезности, т.е. в объекты, генерирующие аналогичные потоки доходов.
Компания (предприятие, организация) представляет собой организационно-экономическую форму существования бизнеса, следовательно, обозначенные особенности бизнеса как товара присуще и ей. Компания является объектом гражданских прав и рассматривается как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Компания, как имущественный комплекс, включает все виды имущества, предназначенного для ее деятельности: земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование, сырье и продукцию, нематериальные активы, имущественные обязательства. Оценка бизнеса компании означает определение в денежном выражении стоимости, которая может быть наиболее вероятной ценой и должна отражать свойства компании как товара, т.е. его полезность и затраты, необходимые для реализации этой полезности. В настоящей работе рассматривается стоимость компании без отрыва от ее бизнеса. Оценка компании (бизнеса), как правило, подчинена решению определенной, конкретной задачи, что определяет цель оценки.
Обоснованность и достоверность оценки стоимости компании во многом зависит от полноты, достоверности и объективности исходной информации, того, насколько правильно определена цель оценки, что в свою очередь позволяет оценщику выбрать нужный методический инструментарий для расчетов.
Цель работы - оценка рыночной стоимости строительной компании (бизнеса) с применением современных методов оценки, определение способов повышения точности и достоверности расчета рыночной стоимости компании (бизнеса), установление ключевых особенностей оценки рыночной стоимости строительной компании (бизнеса).
Задачи работы:
• изучение современных методов, применяемых при выполнении оценки стоимости компании (бизнеса) и анализ их применимости для оценки в российских условиях;
• анализ финансово-экономической деятельности строительной компании и определение ключевых показателей для целей оценки;
• прогнозирование показателей финансово-хозяйственной деятельности строительной компании на основании ретроспективных данных и общедоступных сведений о ее деятельности;
• осуществление расчета рыночной стоимости компании с помощью описанных методов;
• согласование результатов, полученных на предыдущем этапе, и выведение итоговой величины рыночной стоимости компании;
• определение способов повышения точности и достоверности расчета рыночной стоимости компании (бизнеса);
• установление ключевых особенностей оценки рыночной стоимости строительной компании (бизнеса).
Объект исследования - рыночная стоимость строительной компании (бизнеса).
Результаты работы рекомендовано использовать для практикующих специалистов-оценщиков, инвесторов и менеджмента компаний.
Для выполнения выпускной квалификационной работы были использованы:
• фактические материалы - данные бухгалтерской отчетности ПАО «Мостотрест» опубликованные на официальном Интернет сайте компании http: //www.mo stro .ru/;
• нормативно-правовые акты, методические рекомендации;
• материалы периодических изданий;
• данные из общедоступных источников сети Интернет.
• сделки купли-продажи компании (бизнеса) и долей участия в капитале компании;
• реорганизация (слияние, разделение, поглощение);
• квалифицированное и обоснованное принятие стратегических управленческих решений;
• анализ эффективности реализуемой в компании бизнес стратегии;
• реализация инвестпроекта развития предприятия, в том случае если для его обоснования необходимо знать исходную стоимость предприятия;
• оценка стоимости компании при публичном размещении акций (IPO) и т.д.
Стоимость компании (бизнеса) является универсальным критерием эффективности управления в условиях конкурентной среды. Оценка стоимости компании (бизнеса) для собственников компании - это возможность оценить качество ведения бизнеса, определить сильные и слабые сферы деятельности. Для сторонних лиц оценка позволяет определить целесообразность и привлекательность инвестиций в данную компанию.
Компания - объединение юридических и (или) физических лиц, предпринимателей для осуществления совместной производственной, торговой, финансовой либо другой экономической деятельности.
Бизнес - предпринимательская деятельность организации (компании), направленная на извлечение экономических выгод.
Оценка рыночной стоимости бизнеса - определение наиболее вероятной расчетной величины, являющейся денежным выражением экономических выгод от предпринимательской деятельности компании (организации).
Собственник бизнеса имеет право распоряжаться им по своему усмотрению в рамках действующего законодательства (продать, заложить, завещать и т.п.). Таким образом, бизнес становится объектом сделки, или проще говоря - товаром. Исходя из этого утверждения, при оценке стоимости бизнеса исходным является принцип полезности, который означает, что чем больше объект способен удовлетворять потребностям собственника, тем выше его полезность и стоимость. Полезность определяется величиной и продолжительностью генерирования потока доходов или других выгод от использования объекта, а также от престижности. Аспекты полезности:
• с точки зрения сравнительного подхода рациональный покупатель не заплатит за объект выше цены аналогичного (равнозначного) объекта, обладающего такой же полезностью;
• с позиций затратного подхода за реализуемый объект нецелесообразно платить больше, чем будет стоить создание нового объекта аналогичной полезности в приемлемые сроки;
• с точки зрения доходного подхода стоимость объекта сравнивается с инвестированием в другие объекты аналогичной полезности, т.е. в объекты, генерирующие аналогичные потоки доходов.
Компания (предприятие, организация) представляет собой организационно-экономическую форму существования бизнеса, следовательно, обозначенные особенности бизнеса как товара присуще и ей. Компания является объектом гражданских прав и рассматривается как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Компания, как имущественный комплекс, включает все виды имущества, предназначенного для ее деятельности: земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование, сырье и продукцию, нематериальные активы, имущественные обязательства. Оценка бизнеса компании означает определение в денежном выражении стоимости, которая может быть наиболее вероятной ценой и должна отражать свойства компании как товара, т.е. его полезность и затраты, необходимые для реализации этой полезности. В настоящей работе рассматривается стоимость компании без отрыва от ее бизнеса. Оценка компании (бизнеса), как правило, подчинена решению определенной, конкретной задачи, что определяет цель оценки.
Обоснованность и достоверность оценки стоимости компании во многом зависит от полноты, достоверности и объективности исходной информации, того, насколько правильно определена цель оценки, что в свою очередь позволяет оценщику выбрать нужный методический инструментарий для расчетов.
Цель работы - оценка рыночной стоимости строительной компании (бизнеса) с применением современных методов оценки, определение способов повышения точности и достоверности расчета рыночной стоимости компании (бизнеса), установление ключевых особенностей оценки рыночной стоимости строительной компании (бизнеса).
Задачи работы:
• изучение современных методов, применяемых при выполнении оценки стоимости компании (бизнеса) и анализ их применимости для оценки в российских условиях;
• анализ финансово-экономической деятельности строительной компании и определение ключевых показателей для целей оценки;
• прогнозирование показателей финансово-хозяйственной деятельности строительной компании на основании ретроспективных данных и общедоступных сведений о ее деятельности;
• осуществление расчета рыночной стоимости компании с помощью описанных методов;
• согласование результатов, полученных на предыдущем этапе, и выведение итоговой величины рыночной стоимости компании;
• определение способов повышения точности и достоверности расчета рыночной стоимости компании (бизнеса);
• установление ключевых особенностей оценки рыночной стоимости строительной компании (бизнеса).
Объект исследования - рыночная стоимость строительной компании (бизнеса).
Результаты работы рекомендовано использовать для практикующих специалистов-оценщиков, инвесторов и менеджмента компаний.
Для выполнения выпускной квалификационной работы были использованы:
• фактические материалы - данные бухгалтерской отчетности ПАО «Мостотрест» опубликованные на официальном Интернет сайте компании http: //www.mo stro .ru/;
• нормативно-правовые акты, методические рекомендации;
• материалы периодических изданий;
• данные из общедоступных источников сети Интернет.
В результате проведенной работы по подготовке выпускной квалификационной работы были представлены и изучены методические основы оценки рыночной стоимости компании (бизнеса), приведен анализ текущего состояния и перспектив развития строительной отрасли РФ, выполнен анализ финансово-хозяйственной деятельности и рассчитана стоимость ПАО «Мостотрест». Стоимость компании (бизнеса) определена в рамках доходного, затратного и сравнительного подходов также было проведено согласование результатов стоимостей, полученных в рамках различных подходов, с целью определения итоговой рыночной стоимости компании (бизнеса). В результате исследования:
• систематизированы применяемые методы в рамках затратного, сравнительного и доходного подходов к оценке компании (бизнеса) с указанием критериев возможности и допустимости их применения в зависимости от имеющихся исходных данных;
• описан процедура практического применения методов оценки с указанием общедоступных источников информации для реализации тех или иных методов оценки стоимости компании (бизнеса);
• апробировано практическое применение метода анализа иерархий для определения весовых коэффициентов, отражающих долю каждого из использованных подходов в определении итоговой стоимости компании (бизнеса);
• разработаны практические рекомендации по условиям применения методов доходного подхода, выбора типа денежного потока и модели определения ставки дисконтирования;
• разработка практических рекомендаций направленных на повышение достоверности результатов оценки стоимости компании (бизнеса);
• выявлены ключевые особенности оценки рыночной стоимости строительной компании (бизнеса) и даны рекомендации по их учету.
При выполнении данной работы я руководствовался действующими нормативно-правовыми актами РФ, учебной литературой, сведениями имеющимся в общедоступных источниках сети Интернет, данными финансовой отчетности опубликованными на официальном Интернет сайте ПАО «Мостотрест».Необходимо отметить, что в последние годы тема оценки бизнеса становиться все более актуальной. Вопрос о том, сколько может стоимость компания (бизнес), давно перестал быть чисто теоретическим и перешел в сугубо практическую плоскость. За это время оценка приобрела практически интерес не только для специалистов-оценщиков, но и для руководителей компаний, финансовых аналитиков, банковских служащих, представителей государственных структур. Определение стоимости такого сложного и многогранного актива как компания (бизнес) является творческой и очень сложной задачей, решение которой требует от оценщика четкого понимания макроэкономических тенденций, отраслевых аспектов, финансовых, бухгалтерских и юридических вопросов, технической компетенции, навыка работы с огромными массивами информации. Результат оценки на ряд субъективных предположений специалиста-оценщика (эксперта), что предъявляет высокие требования к его профессионализму. В Российских условиях определение стоимости компании (бизнеса) особенно сложной задачей. Оценщик фактически вынужден работать в условиях информационного вакуум; отсутствует достоверная аналитика; ограниченный и малоактивный фондовый рынок; возникают значительные трудности с построением долгосрочных макроэкономических прогнозов; незначительное количество сделок купли-продажи и те, как правило, осуществляются в режиме конфиденциальности, все вышеперечисленное приводит к усилению субъективных факторов. Результаты работы рекомендуется использовать практикующим оценщикам.
• систематизированы применяемые методы в рамках затратного, сравнительного и доходного подходов к оценке компании (бизнеса) с указанием критериев возможности и допустимости их применения в зависимости от имеющихся исходных данных;
• описан процедура практического применения методов оценки с указанием общедоступных источников информации для реализации тех или иных методов оценки стоимости компании (бизнеса);
• апробировано практическое применение метода анализа иерархий для определения весовых коэффициентов, отражающих долю каждого из использованных подходов в определении итоговой стоимости компании (бизнеса);
• разработаны практические рекомендации по условиям применения методов доходного подхода, выбора типа денежного потока и модели определения ставки дисконтирования;
• разработка практических рекомендаций направленных на повышение достоверности результатов оценки стоимости компании (бизнеса);
• выявлены ключевые особенности оценки рыночной стоимости строительной компании (бизнеса) и даны рекомендации по их учету.
При выполнении данной работы я руководствовался действующими нормативно-правовыми актами РФ, учебной литературой, сведениями имеющимся в общедоступных источниках сети Интернет, данными финансовой отчетности опубликованными на официальном Интернет сайте ПАО «Мостотрест».Необходимо отметить, что в последние годы тема оценки бизнеса становиться все более актуальной. Вопрос о том, сколько может стоимость компания (бизнес), давно перестал быть чисто теоретическим и перешел в сугубо практическую плоскость. За это время оценка приобрела практически интерес не только для специалистов-оценщиков, но и для руководителей компаний, финансовых аналитиков, банковских служащих, представителей государственных структур. Определение стоимости такого сложного и многогранного актива как компания (бизнес) является творческой и очень сложной задачей, решение которой требует от оценщика четкого понимания макроэкономических тенденций, отраслевых аспектов, финансовых, бухгалтерских и юридических вопросов, технической компетенции, навыка работы с огромными массивами информации. Результат оценки на ряд субъективных предположений специалиста-оценщика (эксперта), что предъявляет высокие требования к его профессионализму. В Российских условиях определение стоимости компании (бизнеса) особенно сложной задачей. Оценщик фактически вынужден работать в условиях информационного вакуум; отсутствует достоверная аналитика; ограниченный и малоактивный фондовый рынок; возникают значительные трудности с построением долгосрочных макроэкономических прогнозов; незначительное количество сделок купли-продажи и те, как правило, осуществляются в режиме конфиденциальности, все вышеперечисленное приводит к усилению субъективных факторов. Результаты работы рекомендуется использовать практикующим оценщикам.
Подобные работы
- Определение взаимодействия ключевых факторов при формировании рыночной стоимости энергетических компаний (на примере ПАО «МРСК Сибири»)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Оценка рыночной стоимости двухкомнатной квартиры первичного рынка
недвижимости в сельском поселении
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ СРАВНИТЕЛЬНЫМ ПОДХОДОМ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Оценка рыночной стоимости 25,5% (миноритарного) пакета обыкновенных акций на примере ОАО «Саратовремтранс»
Дипломные работы, ВКР, биржевое дело и рынок ценных бумаг. Язык работы: Русский. Цена: 6000 р. Год сдачи: 2004 - Формирование факторов роста рыночной стоимости предприятия
Главы к дипломным работам, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2018 - Оценка стоимости предприятия (на примере ООО «Логист»)
Бакалаврская работа, корпоративные финансы и корпоративное управление . Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2018 - ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (БИЗНЕСА) МЕТОДОМ
ДИСКОНТИРОВАННЫХ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ РЕПУТАЦИИ В СТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Оценка стоимости коммерческой недвижимости
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2016



