Совершенствование имиджа муниципальных служащих в Российской Федерации (Государственная и муниципальная служба, Кузбасский государственный технический университет)
В работе проведен анализ имиджа муниципальных служащих г. Кемерово.
Есть приложение (Анкета для жителей города Кемерово).
Введение 3
Глава 1 Имидж муниципальных служащих: теоретический аспект 6
1.1 Статус муниципальных служащих в современном российском обществе 6
1.2 Проблемы формирования, поддержки и развития имиджа муниципальных служащих 18
1.3 Связь имиджа муниципальных служащих с имиджем муниципальных образований и имиджем органов местного самоуправления 31
Глава 2 Современное состояние и направления совершенствования имиджа муниципальных служащих в Российской Федерации на примере г. Кемерово 41
2.1 Анализ имиджа муниципальных служащих г. Кемерово 41
2.2 Разработка мер совершенствования имиджа муниципальных служащих г. Кемерово 55
Заключение 65
Список использованных источников 69
Приложение 74
В России в рамках реформы местного самоуправления идёт поиск оптимальной модели развития взаимодействия государства и общества. Местное самоуправление сегодня выступает формой реализации народом своей власти, решение населением непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов местного сообщества с учётом исторических и иных традиций. Поэтому неизбежно усиление внимания научных кругов к системе муниципального управления.
Муниципальная служба на современном этапе развития России нахо-дится на стадии становления, поиска и апробирования новых форм и методов её организации. Идеология развития системы муниципального управления заключается в стремлении приблизить центры решения проблем к населению. Это даст возможность организовать эффективную обратную связь, раскрывать и использовать потенциал населения в интересах социально-экономической развития территорий в целях повышения качества жизни населения и решения местных проблем.
В связи с этим одним из приоритетов модернизации управленческих механизмов в системе муниципального управления является включение в этот процесс населения, активизация участия граждан в управлении местными делами, рост возможностей оказания влияние на решения, принимаемые органами местного самоуправления. Это может быть достигнуто лишь при условии развития социального партнёрства, формирования высокого уровня поддержки гражданами политики муниципального управления, проводимой его органами, обеспечения доверия к их деятельности. Следовательно, позитивный имидж муниципальных служащих у населения представляется необходимым условием самоорганизации и воспроизводства местного сообщества.
Актуальность проблемы совершенствование имиджа муниципальных служащих в Российской Федерации обусловлена назревшими противоречиями между качествами личности муниципальных служащих и требованиями, предъявляемыми к ним местным сообществом, между реальным имиджем и «идеальным образом», сформировавшимся в общественном сознании.
Рассматривая степень изученности данной проблемы в научной лите-ратуре, следует отметить, что исследованием муниципальной службы как профессиональной деятельности занимались такие учёные, как А. Н. Аверин, Н. Бахрах, А. А. Жебрев, Н. В. Иванчук, Л. Калаченко, Н. И. Лапин, В. А. Мальцев, Л. Прокофьева, В. Л. Романов и другие.
Вопросы подготовки и повышения квалификации кадров, проблемы кадрового обеспечения системы муниципального управления рассматривали в своих трудах Г. В. Атаманчук, В. П. Бабинцев, В. В. Бахарев, И. В. Богатырёва, Н. М. Макагонова, В. А. Сулемов, В. В. Черепанов, А. С. Цупко и др.
Отдельные проблемы формирования имиджа муниципальных служа-щих получили освещение в работах С. В. Батайкиной, Н. А. Кузнецовой, Ю. Ю. Раздымаха, В. В. Шуваевой и др.
Цель работы заключается в изучении имиджа муниципальных служа-щих и разработке направлений его совершенствования.
Данная цель получила развитие в следующих задачах:
изучить статус муниципальных служащих в современном россий-ском обществе;
охарактеризовать проблемы формирования, поддержки и развития имиджа муниципальных служащих;
выявить связь имиджа муниципальных служащих с имиджем муни-ципальных образований и имиджем органов местного самоуправления;
провести анализ имиджа муниципальных служащих г. Кемерово;
разработать меры совершенствования имиджа муниципальных служащих г. Кемерово.
Объектом исследования выступают взаимоотношения органов местного самоуправления и населения в процессе формирования и развития имиджа муниципальных служащих.
Предмет исследования – процесс формирования позитивного имиджа муниципальных служащих у населения.
Методологическая основа исследования представлена концепциями российских и зарубежных учёных в сфере теории имиджа: теория коммуникативного действия, концепция «политически функционирующей общественности» (Ю. Хабермас), теория общественности (Р. Дарендорф) и др.
В работе применялись общенаучные методы анализа и синтеза, сравнения и обобщения, систематизации и классификации, контент-анализ документов администрации г. Кемерово, опрос, обобщение количественных и качественных данных, на основе которых делались выводы о состоянии имиджа муниципальных служащих г. Кемерово.
Теоретическая основа исследования включает труды по теории имид-жа, научные работы по муниципальному управлению, в том числе публикации в научных периодических изданиях последних лет таких авторов, как М. В. Беляева, К. Великанов, В. С. Гвоздёва, А. Ю. Зорин, В. В. Зотов, П. С. Казьмин, В. Муравченко, А. В. Немировская, Н. В. Проказина, Н. П. Старых, Е. А. Чершинцева, В. В. Шуваева и др.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Статус муниципальных служащих в современном российском обществе представляет собой многокомпонентную и вариативную категорию. Служащий муниципального образования имеет множество статусов, поскольку находится в различных отношениях.
Главными составляющими статуса муниципального служащего можно назвать его правовой и социальный статус.
Правовой статус муниципального служащего в России образует совокупность его прав, обязанностей, ограничений и запретов, связанных со службой, а также ответственность за выполнение своих функций.
Социальный статус муниципального служащего отражает его положение в обществе, системе местного самоуправления и муниципальном сообществе. Этот статус определяется прежде всего доходом, авторитетом, имиджем, престижем и другими показателями.
В настоящее время актуализируются проблемы формирования, под-держки и развития имиджа муниципального служащего как одной из составляющих его статуса в современном российском обществе.
Имидж муниципального служащего представляет собой образ-представление, который методом ассоциаций наделяет объект (муниципального служащего), определёнными чертами (нравственно-психологическими, социальными, эстетическими и др.), не обязательно присутствующими в реальном объекте, но имеющие социальную значимость для человека, воспринимающего этот образ.
Основными технологиями формирования имиджа представителя местной власти выступают PR-деятельность, реклама, психологические технологии.
Формирование, поддержка и развитие имиджа муниципального слу-жащего сталкивается сегодня с такими проблемами, как кор-румпированность чиновников муниципальной службы; снижение степени доверия населения к муниципальным служащим.
Рассматривая связь имиджа муниципальных служащих с имиджем муниципальных образований и имиджем органов местного самоуправления можно заключить, что имидж муниципального образования, зависит как от деятельности органов представительной и исполнительной ветвей власти местного самоуправления, а самое главное, что и от конкретно самих муниципальных служащих. Иначе говоря, имидж муниципальных служащих, формируя имидж местных органов власти, тем самым способствует и формированию имиджа муниципального образования.
В практической части работы был проанализирован имидж муници-пальных служащих г. Кемерово и сформулированы рекомендации по его совершенствованию.
Город Кемерово образован 9 мая 1918 года и представляет собой муниципальное образование, наделённое статусом городского округа.
Имидж муниципальных служащих анализировался по результатам исследование представлений кемеровчан о муниципальных служащих мнения служащих о самих себе. В исследовании приняли участие 120 человек. Среди них 20 муниципальных служащих Администрации г. Кемерово и 100 жителей г. Кемерово.
Проведённое исследование позволяет сделать ряд выводов.
Население г. Кемерово, по преимуществу, составляет мнение не о самом служащем, а о его образе, продвигаемом в масс-медиа. Следовательно, оценка служащего населением - это стереотипная реакция не на него, а на тот образ, который должен соответствовать ожиданиям и ценностным приоритетам граждан, т. е. образ желаемый.
По мнению населения, муниципальный служащий должен обладать такими личностными качествами, как умение общаться с людьми, порядочность и надёжность. Наиболее значимыми профессиональными качествами муниципального служащего жители Кемерово назвали профессионализм, умение общаться с людьми и ответственность.
Однако в реальности муниципальные служащие соответствуют представленным качествам, по мнению почти половины опрошенных жителей, лишь частично. Это свидетельствует о несоответствии реального имиджа муниципальных служащих ожиданиям граждан.
Большая часть жителей г. Кемерово формирует имидж служащего на основании данных, полученных из СМИ (газета «Кемерово», радиостанции «Радио Кузбасса» и «Кемерово», местный телеканал «Вести-Кузбасс», официальный сайт Администрации города Кемерово). Однако информация о деятельности местной администрации г. Кемерово, распространяемая в официальных источниках информации, имеет, преимущественно, положительный характер. Материалы о деятельности местной администрации критического характера публикуются исключительно редко. Это позволяет сделать вывод, что местная власть посредством масс-медиа применяет в формировании положительного имиджа муниципальных служащих манипулятивные технологии (квазитехнологии) воздействия на массовую аудиторию, навязывая тем самым позитивный имидж муниципальных органов власти.
Степень информированности жителей г. Кемерово о деятельности муниципальных служащих достаточно низок. В результате этого у жителей города формируется ошибочное представление как об имидже муниципального служащего, так и о его деятельности.
Был также сделан вывод, что мнение муниципального служащего о самом себе расходится с мнением о нём населения. Большинство опрошенных муниципальных служащих считают, что у них сложился позитивный имидж, в то время как горожане Кемерово считают имидж муниципальных служащих скорее негативным.
Проведённое исследование свидетельствует о необходимости совер-шенствования имиджа муниципальных служащих г. Кемерово.
Для этого необходима разработка системы мер, направленных на формирование позитивного имиджа муниципальных служащих, которые могут включать:
I. Внедрение в деятельность органов местного самоуправления базовых правил служебного поведения муниципальных служащих.
II. Повышение профессионализма и компетентности муниципальных служащих.
III. Формирование положительного визуального образа и внешнего облика муниципального служащего.
IV. Совершенствование в муниципальных служащих морально-нравственных качеств.
V. Повышение престижа муниципальной службы.
VI. Реализация на муниципальном уровне долгосрочного, комплексного и целевого подхода в развитии системы муниципального управления.
VII. Привлечение на службу в муниципальное образование г. Кемерово референтных лиц.
VIII. Популяризация Дня местного самоуправления.
IX. Улучшение прямых коммуникаций служащих с населением.
X. Поддержание антикоррупционного поведения муниципального служащего.
Мониторинг и корректировка системы мер по формированию позитивного общественного мнения о муниципальной службе осуществляется на основе обратной связи с населением.
Разработка и реализация предложенных мер будут способствовать совершенствованию имиджа муниципального служащего – современного профессионального, компетентного менеджера, а также вежливого, доброжелательного и корректного человека, внимательного и терпимого в общении с гражданами и коллегами.
1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 05.03.2018).
2. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Феде-рации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 26.07.2017) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_66530/ (дата обращения: 05.03.2018).
Научная литература
3. Аверченко, Л. К. Практическая имиджелогия / Л. К. Аверченко. – Новосибирск: СибАГС, 2016. 376 с.
4. Беляева, М. В. Управление профессиональным развитием муници-пальных служащих / М. В. Беляева // Молодой учёный. 2018. № 3 (189). С. 6164.
5. Биккулова, А. Д. Правовой статус муниципального служащего / А. Д. Биккулова, И. Р. Аминов // Science Time. 2014. № 11. С. 2024.
6. Бураменская, М. Н. Особенности правового статуса муниципаль-ных служащих в Российской Федерации / М. Н. Бураменская // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2016. № 2 (11). С. 36.
7. Великанов, К. Репутационный капитал. Завоевание и поддержание доверия в XXI веке / К. Великанов // Отечественные записки. 2014. № 1 (58). С. 6873.
8. Волкова, В. Служба как институт муниципального права: теоретические и практические вопросы становления и развития муниципальной службы в России / В. Волкова. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. 184 с.
9. Вылегжанин, Д. А. Введение в политическую имиджелогию / Д. А. Вылегжанин. М.: Флинта Наука, 2017. 422 с.
10. Гвоздёва, В. С. Имидж муниципального образования как фактор повышения эффективности муниципального управления / В. С. Гвоздёва // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2017. № 1. С. 121127.
11. Гимаев, И. Р. Муниципальная служба в контексте реформы местного самоуправления в России: сравнительно-правовой анализ: монография / И. Р. Гимаев. М.: КноРус, 2013. 213 с.
12. Журавкова, М. В. Имиджевый аспект местного самоуправления / М. В. Журавкова // Вестник национального комитета «Интеллектуальные ресурсы России». 2016. № 4. С. 127132.
13. Зорин, А. Ю. Актуальные проблемы низкой популярности основных форм (моделей) взаимодействия населения с органами местного самоуправления / А. Ю. Зорин // Студенческий журнал. 2018. № 23 (22). С. 6972.
14. Зотов, В. В. Оценка деятельности государственных и муници-пальных служащих на основе их самопрезентации в социальных сетях / В. В. Зотов, А. В. Губанов // Известия Юго-Западного гос. ун-та. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2017. Т. 7. № 2 (23). С. 174181.
15. Зотов, В. В. Социально-профессиональный статус муниципального служащего в контексте технологий формирования кадрового резерва / В. В. Зотов, Е. Н. Фурман // Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. Серия: Философия. Социология. Право. 2016. Т. 35. № 3 (224). С. 4247.
16. Кабашов, С. Ю. Организация муниципальной службы / С. Ю. Кабашов. М.: Дрофа, 2014. 398 с.
17. Казьмин, П. С. Теоретические подходы к содержанию имиджа органов местного самоуправления / П. С. Казьмин // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. 2016. № 4. С. 8588.
18. Картрич, М. А. Правовое государство и гражданское общество как неотъемлемые атрибуты взаимодействия власти и населения / М. А. Картрич // Учёные записки СКАГС. Государственное и муниципальное управление. 2013. № 1. С. 98104.
19. Киреева, Е. Муниципальная служба в условиях реформы госу-дарственного управления: монография / Е. Киреева. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. 412 с.
20. Кирьянов, А. Муниципальная служба в Российской Федерации: монография / А. Кирьянов. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. 548 с.
21. Козырев, М. С. Правовой статус муниципального служащего / М. С. Козырев // Материалы Ивановских чтений. 2013. № 3. С. 8392.
22. Колесников, М. В. Муниципальный служащий: имидж, профес-сиональная культура и социальная ответственность / М. В. Колесников // Вестник экспертного совета. 2016. № 2 (5). С. 6469.
23. Комарова, Т. М. Роль органов местного самоуправления в формировании положительного имиджа муниципального образования / Т. М. Комарова // Социально-экономические явления и процессы. 2016. Т. 11. № 4. С. 4549.
24. Межлумян, Н. С. Имидж муниципального служащего / Н. С. Межлумян, Ю. М. Кисилица // Аспирант. Приложение к Вестнику За-байкальского гос. ун-та. 2014. № 1 (15). С. 8184.
25. Михайлова, А. В. Организационно-правовое обеспечение статуса муниципального служащего / А. В. Михайлова, Л. Н. Попова // Новая наука: современное состояние и пути развития. 2016. № 53. С. 116123.
26. Муниципальное управление и местное самоуправление / И. А. Алексеев [и др.]. М.: ИнфраМ, 2018. 353 с.
27. Муравченко, В. Муниципальная служба в системе институцио-нальных образований: монография / В. Муравченко. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. 72 с.
28. Немировская, А. В. Структура имиджа региональных властей в массовом сознании / А. В. Немировская // Журнал РоСА. 2015. № 2. С. 6369.
29. Нечкебия, К. С. Формирование имиджа муниципальных служа-щих / К. С. Нечкебия, Д. В. Ярыгина // Управление городом: теория и практика. 2012. № 2 (5). С. 4752.
30. Немченко, О. А. Имидж муниципальных служащих как фактор повышения взаимодействия муниципальной власти с населением / О. А. Немченко, А. В. Тарасенко // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2014. № 2. С. 165168.
31. Никулина, Т. Н. Имидж муниципального служащего в системе органов муниципальной службы / Т. Н. Никулина, И. С. Багдасарьян // Ос-новные тенденции развития Российского законодательства. 2013. № 8. С. 6366.
32. Осиночкина, Е. В. Понятие правового статуса муниципального служащего / Е. В. Осиночкина // Вестник Оренбургского гос. ун-та. 2015. № 9. С. 2732.
33. Панкратова, М. Е. Основы правового статуса муниципального служащего / М. Е. Панкратова // Законность и правопорядок в совре-менном обществе. 2016. № 31. С. 1330.
34. Потеряева, О. Б. Психологические особенности восприятия имиджа (на примере имиджа муниципального служащего) / О. Б. Потеряева, Ю. К. Спицина // Проблемы современного педа-гогического образования. 2017. № 544. С. 208213.
35. Прибыткова, Л. В. Социальный статус муниципального служащего в современной России / Л. В. Прибыткова // Человеческий капи-тал. 2016. № 1 (85). С. 4143.
36. Проказина, Н. В. Особенности формирования имиджа органов местного самоуправления / Н. В. Проказина, Н. П. Старых // Среднерус-ский вестник общественных наук. 2017. № 4. С. 7178.
37. Пынтья-Каро, Е. О. Формирование нравственного облика госу-дарственного и муниципального служащего / Е. О. Пынтья-Каро // Вестник Приднестровского ун-та. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 1. № 1 (55). С. 200204.
38. Старых, Н. П. Влияние имиджа на уровень доверия населения органам местного самоуправления / Н. П. Старых // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. № 1. С. 6973.
39. Старых, Н. П. Технологии и квазитехнологии формирования имиджа муниципальных образований / Н. П. Старых, И. С. Шаповалова, Т. С. Колмыкова // Известия Юго-Западного гос. ун-та. 2012. № 6 (45). С. 161166.
40. Чершинцева, Е. А. Специальный трудоправовой статус муниципальных служащих / Е. А. Чершинцева // Труды Оренбургского института (филиала) Московской гос. юридической академии. 2013. № 18. С. 186189.
41. Шуваева, В. В. Организационная культура и имидж государст-венной службы: монография / В. В. Шуваева. М.: ИПК госслужбы, 2015. 151 с.