Введение 3
1 Мотивация и стимулирование труда в системе кадровой политики 4
2 Краткая характеристика теорий мотивации 10
Заключение 15
Список использованной литературы 17
Современное управление постоянно развивается, что порождает новые проблемы, требующие своевременного и качественного решения. В целях эффективного управления персоналом внедряются и активно используются мотивационные аспекты.
Мотивация персонала является одним из основных средств наиболее оптимального использования трудовых ресурсов, без чего нельзя осуществлять эффективную деятельность предприятия. И именно поэтому тема исследования является актуальной, ведь работа с персоналом – это в первую очередь работа с постоянными изменениями, которые дают возможность корректировки и улучшения системы стимулирования.
Центральная составляющая в современных технологиях управления персоналом – вопросы активизации человеческих ресурсов и совершенствования систем стимулирования.
В практике мотивация и стимулирование работы персонала имеют широкий спектр внешних и внутренних мотивов, а также методов стимулирования, которые используются на предприятии, что обусловлено индивидуальными особенностями руководителей и подчиненных. Знание индивидуальных особенностей каждого работника помогает лучше понять его мотивы и стимулирующее поле.
Цель исследования – изучить понятие мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала; краткую характеристику теорий мотивации.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
- рассмотреть мотивацию и стимулирование труда в системе кадровой политики;
- исследовать краткую характеристику теорий мотивации.
Объект исследования – система управления человеческими ресурсами в организации. Предмет – понятие мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала; краткую характеристику теорий мотивации.
Методологической основой исследования в работе послужил диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания.
При написании работы была использована учебная литература российских авторов по менеджмент, таких как Р.С. Аблязов, В.П. Пугачев, В. Е. Спицкий, В. А. Щегорцов и др.
работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.
Мотивация является неотъемлемой частью корпоративной культуры каждой организации. С точки зрения психологии, мотивацию интерпретируют в качестве обстоятельств, стимулирующих реакции человека на поведенческом уровне, побуждающих к развитию и выбору деятельности. Обычно под мотивом подразумевают ту причину, которая раскрывает и характеризует поведение индивида.
Мотивация рассматривается и как стимулы, то есть то, что и побуждает сотрудника к выполнению каких-либо действий. Пользуясь данным определением, можно рассматривать и создавать различные системы мотивации, успешно применять их в бизнес-среде и, как следствие, повышать эффективность работы персонала. Если научиться подбирать определенные стимулы для различных категорий персонала, можно успешно начать управлять результатами команды сотрудников и их продуктивностью.
При определении методов мотивации в организации необходимо учитывать стратегические цели предприятия и, кроме того, планы дальнейшего развития, корпоративную культуру. При учете всех перечисленных факторов можно проследить их влияние как на построение системы мотивации сотрудников, так и необходимую и своевременную корректировку данной системы. Перед мотивацией стоят определенные задачи:
- побуждение работников к эффективному труду;
- создание у работников позитивного настроя;
- удовлетворение базовых потребностей сотрудников;
- снижение издержек;
- сведение текучести кадров к минимуму;
- повышение лояльности персонала.
Те задачи, которые являются приоритетными, руководство вправе определять самостоятельно. Здесь значение будут играть вопросы тех корпоративных норм, которые приняты в организации, а также стратегии развития.
Выделяют два основных вида мотивации: материальную и нематериальную.
Материальная мотивация – это любое поощрение работы персонала с помощью денежных средств. Этот способ мотивации считается самым эффективным, ведь от дополнительных денежных средств сотрудники никогда не откажутся. При этом существует прямое и косвенное поощрение. Прямое подразумевает доплаты в качестве премий и роста заработной платы. Косвенное поощрение включает оплату отпусков, больничных листов, медицинское страхование сотрудников, а также используемые работодателем дополнительные денежные поощрения в виде бонусов.
Нематериальная мотивация – это стиль управления персоналом, в котором применяются различные неденежные способы поощрения. Другими словами, это целый комплекс социальных мероприятий, разработанных для повышения лояльности сотрудников; улучшения рабочих условий; поддержания здоровой атмосферы; повышения продуктивности труда; поднятия корпоративного духа компании.
Существуют разные способы изучения мотивации персонала в организации. Для выбора подходящего стоит обратить внимание на сферу деятельности организации, с которой происходит взаимодействие. Необходимо знать, стоит ли вам повышать лояльность сотрудников, степень вовлеченности работника или же мотивационные факторы каждого из сотрудников. В ходе работы были выявлены следующие проблемные ситуации:
- создание рекомендаций для улучшения мотивации и стимулирования сотрудников в системе кадровой политики;
- неэффективность действующих мотивации и стимулирования на предприятии.
Проблема состоит именно в неизвестности тех способов мотивации и стимулирования, которые повысят эффективность работы персонала данной организации.
Рабочие гипотезы были сформулированы следующим образом:
- механизм мотивации и стимулирования в системе кадровой политики работает неэффективно;
- существующая в организации система мотивации и стимулирования не удовлетворяет потребностям персонала.
1 Аблязов, Р.С. Мотивационная модель трудового поведения работника [Текст] / Р.С. Аблязов // Вестник Самарского государственного экономического университета. - Самара, 2014. - № 4 (114). - С. 149-152.
2 Блинов, А. Мотивация персонала корпоративных структур [Текст] / А. Блинов // Маркетинг. - 2014. - № 1. - С. 88-101.
3 Пугачев, В.П. Мотивация трудовой деятельности [Текст] : учеб. пособие / В.П. Пугачев, Т.В. Зайцева, Г.В. Черняева. - М. : Инфра-М, 2014. – 215 с.
4 Спицкий, В.Е. Мотивация и стимулирование труда персонала в системе кадровой политики [Текст] / В. Е. Спицкий // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 7-1. – С. 146-149.
5 Щегорцов, В.А. Оплата труда: виды стимулирования труда [Текст] / В. А. Щегорцов // Экономика и учет труда. - 2014. - № 1. - С. 3-10.
6 Экономика предприятия (фирмы) [Текст] : учебник / под ред. О.И. Волкова. - М. : Инфра-М, 2014. - С. 201.