ВВЕДЕНИЕ 9
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ РЕГИОНОМ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)
1.1 Инновационные технологии в государственном управлении в
Российской Федерации: понятия, сущность, функции и задачи 12
1.2 Технологии, методы и нормативное и правовое регулирование
инновационными технологиями в государственном управлении регионом 15
1.3 Методика оценки эффективности применения инновационных
технологий в государственном управлении регионом 32
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ И
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ РЕГИОНОМ (НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ)
2.1 Деятельность Министерства экономического развития
Челябинской области по реализации политики в сфере инновационных технологий 48
2.2 Оценка результатов и анализ практики применения
инновационных технологий в Челябинской области 60
2.3 Анализ практики эффективности реализации политики
применения инновационных технологий в регионе 70
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Проблемы и направления их решения в сфере применения инновационных технологий в Челябинской области 76
3.2 Проект программы по совершенствованию применения
инновационных технологий в государственном управлении в Челябинской области на 2019-2021 г.г 84
3.3 Предлагаемые мероприятия по совершенствованию применения инновационных технологий в государственном управлении в Челябинской области 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 95
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Рейтинг инновационного развития Челябинской области 99
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Проект муниципальной программы «Формирование образа «Умного города Сатка Челябинской области» на 2019-2021 годы 100
Важной категорией, определяющей сущность научно-технического прогресса, являются инновации - результат инновационной деятельности, основанный на новых знаниях, востребованные рынком и способные обеспечить положительный эффект (социальный, экономический и иной). С учетом данного определения, можно сформулировать характерные признаки деятельности, связанные с инновациями и инновационной деятельностью.
Экономические, социальные результаты, эффективность текущей деятельности и перспективного развития региональных хозяйств в условиях существенных изменений состояния внешней среды, развивающихся региональных рынков инноваций и капиталов в существенной степени зависят от управления инвестиционными и инновационными процессами в регионе, определяющего темпы обновления и модернизация основных фондов, создания и внедрения базисных и улучшающих технических, технологических и информационных новшеств с целью повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, оказываемых услуг, переориентации сырьевой направленности экспорта на экспорт обрабатывающих отраслевых составляющих региона.
Актуальность выбранной темы работы определяется тем, что проблемам инновационной технологии в государственном управлении в регионах России в настоящее время уделяется значительное внимание. Но, несмотря на значительный интерес к ним в большинстве российских регионах - механизмы управления инновационной системой слабо развиты и имеют низкую степень координации между академическим и бизнес секторами, а также недостаточно высокий уровень научно-исследовательских и опытно конструкторских работ (НИОКР). Важной недоработкой является непропорциональная концентрация на академических исследованиях (как 5 фундаментальных, так и прикладных), которые финансируются преимущественно из государственного бюджета.
Государственные программы, которые нацелены на поддержку малых и средних предприятий, имеют достаточно сильную мотивацию по созданию рабочих мест и, зачастую, не стимулируют эффект от внедрения инноваций, основанных на знаниях.
В регионах имеется широкий выбор инструментов ускорения экономики знаний, но применяется он в недостаточном объеме, чтобы получить существенное воздействие. В тоже время изменившиеся условия развития регионов страны, широкая информатизация экономического пространства и информационная открытость требуют совершенствования теоретических и методических основ управления деятельностью регионов страны и отдельных хозяйствующих субъектов.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании современных технологий в государственном управлении и предложении для Министерства экономического развития Челябинской области инновационных технологий в управлении и исполнении своих полномочий.
В соответствии с целью, задачами выпускной квалификационной работы являются:
- рассмотреть теоретические аспекты инновационных технологий;
- определить формы, принципы, методы и инструменты, влияющие на инновационные технологии в государственном управлении регионом;
- разработать методику оценки эффективности применения инновационных технологий в Челябинской области;
- провести обзор экономического положения Челябинской области;
- построить анализ эффективности реализации политики применения инновационных технологий в регионе;
- разработать мероприятия по совершенствованию инновационных технологий в государственном управлении.
Объектом исследования работы выступает инновационные технологии в государственном управлении. Предметом исследования является реализация и развитие инновационных технологий в государственном управлении Министерством экономического развития Челябинской области.
В процессе работы применялись общенаучные методы и приемы: анализ и синтез, методы классификации, группировки и сравнения и др.
Теоретической базой исследования являются нормативно-правовые акты, труды отечественных ученых, таких как М.В. Пирогов, А.Ф. Суховей, И.А. Шалаев, Е.А. Вечкинзова, А.П. Зайцева, К.С. Акинфеев Е.И. Антипова, К.В. Балдин, А.А. Трифонова, Д.М. Сафровнов, П.Н. Завлин и другие.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Во введении определены актуальность, цель и задачи исследования, объект и предмет, методы, информационная база и структура работы.
В первой главе раскрыты понятие, методы, формы, принципы, технологии и инструменты инновационных технологий в государственном управлении регионом, а также методика оценки эффективности применения инновационных технологий.
Во второй главе приведена характеристика экономического положения Челябинской области, а также проведен анализ эффективности реализации политики применения инновационных технологий в регионе.
В третьей главе разработаны направления по совершенствованию инновационных технологий в государственном управлении и ее реализации на примере Челябинской области.
В ходе проведенного исследования, были получены следующие выводы и результаты.
Согласно статьи 7 Конституции Российской Федерации - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1].
В настоящее время в России создана достаточно надежная основа для развития системы государственного управления путем внедрения инновационных разработок в функционирование органов власти. Эффективность государственного управления направлена на получение максимально продуктивных итогов в работе при минимальных затратах располагаемых ресурсов и высоком уровне удовлетворения общественных потребностей.
Используя зарубежный и отечественный опыт инновационных преобразований в России, может быть создана развитая система государственного регулирования управления инновационной деятельностью при максимальном удовлетворении общественных потребностей.
Для повышения эффективности государственного управления отдельными сферами общественной жизни в России необходимо внедрять систематическую оценку их деятельности.
Реализация целей и задач систематической оценки позволит: в максимальной степени сориентировать государственное управление различных сфер на достижение целей и соблюдение ограничений экономического развития; сформировать адекватный поставленным целям организационный и нормативно-правовом механизм их достижения; обеспечить отчетность и систематическую оценку результатом программно-целевой деятельности, выработку на ее основе мер по корректировке действии; повысить результативность, производительность, эффективность и качество работы управленческой деятельности в любой области.
Анализ теоретических аспектов концепции «умный город», ее базовых структурных компонент позволяет сформулировать определение «умного города» как города, в котором ресурсы городской среды эффективно используются всеми участниками городской жизни, в первую очередь его жителями, а также конкретизировать сущность концепции «умного города», которая предполагает эффективное использование временных и финансовых ресурсов всех жителей для обеспечения более комфортной, безопасной и экологичной жизни в рамках городской среды.
Разработка и внедрение интеллектуальных систем «умного города» может сопровождаться участием всех заинтересованных сторон (жителей городов, общественных и некоммерческих организаций, представителей бизнеса, представителей органов государственной власти).
Правительство должно действовать в качестве инициатора таких взаимодействий, обеспечивая идентификацию взглядов и интересов всех участников и осуществляя контроль за их деятельностью. При этом принятая федеральная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», в которой одним из ключевых направлений является реализация концепции «умный город», может стать основой разработки и внедрения соответствующих проектов, что, несомненно, будет способствовать качественным изменениям в развитии российских городов.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12.12.1993 (с поправками от 30.12.2008, 05.02.2014, 21.07.2014) 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. «Цифровая экономика Российской Федерации»:
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf
3. «О перечне монопрофильных муниципальных образований Российской
Федерации (моногородов)»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.07.2014 № 1398-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70607138/
4. «Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до
2020 года»: Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 26.03.2014 № 1949 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.
consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?base=RLAW169&n=100989&req=doc#070418430 83206585
5. «О государственной программе Челябинской области «Экономическое
развитие и инновационная экономика Челябинской области» на 2016-2020 г.г.»: Постановление Правительства Челябинской области от 16.12.2015 № 623-п (ред. от 18.10.2018) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/432841330
6. «О разработке стратегии социально-экономического развития Челябинской
области на период до 2035 года»: Распоряжение Правительства Челябинской области от 06.03.2017 № 89-рп [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://mineconom74.ru/sites/default/files/rasporyazhenie_89-rp.pdf
7. «О стратегическом планировании в Челябинской области» разработана
Стратегия социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года»: Закон Челябинской области от 27.11.2014 № 63-ЗО [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://mineconom74.ru/sites/default/files/field_downloads/1145/strategiyasocialno- ekonomicheskogorazvitiyachelyabinskoyoblastinaperioddo2035goda.pdf
8. Акинфеев К.С., Абрамчик Г.А. Инновационные технологии государственного управления / Акинфеев К.С., Абрамчик Г.А. // Инновационные технологии управления и международная кооперация в аэрокосмическом производстве. - 2017. - № 1. - С. 589-590
9. Алжуни А.М. К вопросу о повышении эффективности использования инновационных технологий в государственном управлении и бизнесе / Алжуни А.М. // Средневековый вестник общественных наук. - 2013. - № 1. - С. 29-32
10. Антипова Е.И., Лапшина Н.Д. Инновационные технологии социальной работы: социальный контракт и приемные семьи (опыт Челябинской области) / Антипова Е.И., Лапшина Н.Д. // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2016. - № 4. - С. 197-210
11. Ахметвалеева Э.М., Муллагаяова Г.С. Инновации в сфере образования / Ахметвалеева Э.М., Муллагаяова Г.С. // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2017. - № 1. - С. 97-99
12. Боброва А.В. Налоговые льготы инновационных и инвестиционных проектов региона на примере Челябинской области / Боброва А.В. // Вестник экономики, права и социологии. - 2015. - № 4. - С. 16-21
13. Бронникова Т.С. Прогнозирование инновационной активности предприятий региона с использованием трендовых моделей / Бронникова Т.С. // Вопросы региональной экономики. - 2014. - № 2 (19.). - С. 1-11
14. Веселова А.О., Хацкелевич А.Н., Ежова Л.С. Перспективы создания «Умных городов» в России: систематизация проблем и направлений их решения / Веселова А.О., Хацкелевич А.Н., Ежова Л.С. // Вестник Пермского университета. - 2018. - № 1 (13). - С. 75-89
15. Дербетова Т.Н. Оценка эффективности государственного управления: от общих подходов к конкретно-предметным / Дербетова Т.Н. // Интернет-журнал «Науковедение». - 2012. - № 1. - С. 1-8
16. Дьяконов М.Ю., Кузнеченкова А.В. Современные инновации в образовании / Дьяконов М.Ю., Кузнеченкова А.В. // Современные технологии. -
2017. - № 24. - С. 58-61
17. Кайль Я.Я., Ламзин Р.М., Епинина В.С. Эффективность и результативность
применения инновационных технологий / Кайль Я.Я., Ламзин Р.М., Епинина В.С. // Региональная экономика. Юг России. - 2016. - № 3 (13). -
С. 16-23
18. Корниенко Е.Л., Краевский Л.М. Оценка и анализ управления инвестиционной и инновационной деятельностью в регионе (на примере Челябинской области) / Корниенко Е.Л., Краевский Л.М. // Факторы устойчивого развития регионов России - Новосибирск. Изд-во ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2014. - С. 146-175
19. Кузовкова Т.А., Баврин В.Н. Оценка эффективности инфоркоммуникационных технологий в системе государственных органов / Кузовкова Т.А., Баврин В.Н. // Экономика и качество систем связи. - 2017. № 3. - С. 2-6
20. Мандрыка Е.В., Мандрыка Н.Н. Внедрение новых технологий государственного управления в России / Мандрыка Е.В., Мандрыка Н.Н. // Управленческое консультирование. - 2014. - № 11. - С. 17-26
21. Мирончук В.А. Методические подходы к формированию системы оценки эффективности инновационных процессов организационно-экономических систем / Мирончук В.А. // Научный журнал КубГАУ. - 2014. - 96 (02). - С. 1-14
22. Пашкус Н.А. Инновации в системе образования: понятие, особенности, подходы к сравнению / Пашкус Н.А. // Проблемы современной экономики. - 2013. - № 2 (22)
23. Соколова О.Н., Орлов Е.М. Инновационные технологии управления здравоохранением в регионе / Соколова О.Н., Орлов Е.М. // Экономика. - 2013. - С. 294-297
24. Соменкова Н.С. Совершенствование методики оценки эффективности инновационного развития предприятия / Соменкова Н.С. // Российское предпринимательство. - 2017. - № 5. - С. 945-956
25. Сыпабеков С.Ж., Тулембаев А.Н. Особенности инновационной деятельности в медицине / Сыпабеков С.Ж., Тулембаев А.Н. // Нейрохирургия и неврология Казахстана. - 2015. - № 3 (40). - С. 3-9
26. Тер-Григорьянц А.А., Ушвицкий М.Л. Методические подходы к оценке инновационного развития региона / Тер-Григорьянц А.А., Ушвицкий М.Л. // Инновационный потенциал региона. - 2013. - № 10 (289). - С. 49-56
27. Уланова О.И. Особенности инновационного развития на региональном уровне / Уланова О.И. // Нива Поволжья. - 2017. № 2 (43). - С. 145-152
28. Шалаев И.А., Зайцева А.П., Лунина Е.Р. Анализ внедрения инновационных технологий в государственном управлении / Шалаев И.А., Зайцева А.П., Лунина Е.Р. // Менеджмент и маркетинг: теория и практика. сборник научных статей. -
2018. - С. 637-642
29. Сайт Министерства экономического развития Челябинской области - Режим доступа: http://mineconom74.ru/
30. Сайт Администрации Саткинского района Челябинской области - Режим доступа: http://satadmin.ru/
31. Сайт D:RUSSIA.RU- Режим доступа: http://d-russia.ru/
32. Сайт Комплексные медицинские информационные системы - Режим доступа: http://www.kmis.ru/