ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ 10
1.1 Общие характеристики внутрифирменных учебных центров, их роль
в экономике предприятия 10
1.2 Использование зарубежного опыта при организации процесса
обучения и повышения квалификации рабочих кадров 18
1.3 Проблемы подготовки и переподготовки кадров в РФ в современных
условиях 24
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНОГО ЦЕНТРА ОАО «РЖД» 31
2.1 Характеристика Учебного центра профессиональных квалификаций 31
ОАО «РЖД» 31
2.2 Анализ объема и качества работы Учебного центра 35
2.3 Анализ обеспеченности Учебного центра трудовыми ресурсами 41
2.4 Анализ плана по труду 45
2.5 Анализ бюджета затрат Учебного центра 49
3 НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНОГО ЦЕНТРА 61
3.1 Оптимизация учебных программ 61
3.2 Повышение квалификации преподавательского состава Учебного
центра 64
3.3 Оказание услуг сторонним организациям 65
3.4 Разработка программы дистанционного обучения 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность темы. Транспортная система страны представляет собой совокупность различных видов грузового и пассажирского транспорта, обслуживающего процессы производства, сферы материального обращения и перемещения людей. Все виды транспорта в современных условиях взаимодействуют и конкурируют друг с другом, предоставляя пользователям транспортные услуги различного объема и качества.
В 2003 г. на базе имущественного комплекса федерального железнодорожного транспорта создано ОАО «Российские железные дороги». ОАО «РЖД» - крупнейшая железнодорожная компания. И именно от ее развития зависит развитие всего железнодорожного транспорта. В настоящее время в компании разработана и принята к реализации «Стратегическая программа развития ОАО «РЖД» до 2030 г.» в соответствии, с которой должны реализовываться крупные инвестиционные проекты.
На железнодорожном транспорте, в частности в компании ОАО «РЖД», уделяется значительное внимание вопросам подбора и обучения кадров. Для реализации стратегической программы ОАО «РЖД» нуждается в решении поставленных целей, в том числе в высококвалифицированном составе работников, как массовых профессий, так и узких специальностей.
Для обучения специализированных кадров было принято решение о строительстве Учебных центров, на базе которых в настоящее время проводится подготовка и переподготовка высококвалифицированных кадров в сфере железнодорожного транспорта.
Цель выпускной квалификационной работы - определение направлений развития и повышения эффективности работы Учебного центра предприятия.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. изучить общие характеристики учебных центров и их роль в повышении экономической эффективности организации;
2. провести анализ работы Свердловского Учебного центра профессиональных квалификаций;
3. разработать направления развития и повышения эффективности работы предприятия.
Объектом исследования является Свердловский Учебный центр профессиональных квалификаций.
Предметом изучения данной работы являются организационно-экономические отношения по повышению эффективности работы предприятия.
Практическая часть работы заключается в том, что результаты, полученные при исследовании, могут быть применены в дальнейшем для повышения эффективности деятельности предприятия.
В настоящее время пути повышения эффективности работы - это залог успеха любого предприятия. С каждым годом появляются новые технологии и информационные ресурсы. Усовершенствование деятельности Свердловского Учебного центра профессиональных квалификаций является важнейшей частью образовательного процесса на базе ОАО «РЖД».
В ситуации непрерывного развития и внедрения новых технологий, оборудования, ассортиментов на промышленном предприятии человеческий капитал становится нашим главным конкурентным преимуществом. Особенно важными становятся «качественные» характеристики персонала, так как именно высококвалифицированные работники способны решить поставленную перед ними задачу на самом высоком уровне и в кратчайшие сроки. Основным фактором, который непосредственно влияет на качественные характеристики персонала и стоимость человеческого капитала предприятия в целом, является система развития персонала.
Как показывает мировая практика, низкий уровень квалификации работника - это основной сдерживающий фактор роста производительности труда. Поэтому в зарубежных государствах подготовка грамотных, высококвалифицированных специалистов, в совершенстве владеющих профессией, приобретает особую значимость.
В качестве объекта работы рассмотрена деятельность Свердловского Учебного центра профессиональных квалификаций. Главная задача УЦПК заключается в подготовке и переподготовке высококвалифицированных кадров узких специальностей, которые непосредственно необходимы для дальнейшего существования ОАО «РЖД». Основой деятельности Учебного центра является оказание образовательных услуг работникам ОАО «РЖД».
Цель в работе была достигнута. В первой главе изучены теоретические аспекты деятельности внутрифирменных учебных центров, в том числе их роль в повышении экономической эффективности организации. Во второй главе был проведен анализ деятельности предприятия. В третьей главе предложены направления и пути повышения эффективности работы УЦПК.
Проводив анализ деятельности предприятия, рассматривались показатели объема и качества деятельности Учебного центра, обеспеченность трудовыми ресурсами, проведен анализ плана по труду, а также анализ бюджета затрат.
К объемным показателям работы Учебного центра можно отнести количество студентов, за 2017 учебный год было подготовлено 3 527 человек (102%), по программам повышения - 3 241 человек (114 %). В целом на 2017 г. виден прирост фактически обучающихся студентов к уровню 2016 г. на 143 человека (102%). Значительную роль в приросте оказал уровень студентов, повышающих квалификацию на базе УЦПК на 127 человек (104%).
Также к объемным показателям УЦПК относится часовая педагогическая нагрузка преподавателей центра, которая увеличилась на 182 часа на 1 преподавателя, следовательно, нужен перерасчет количества преподавателей в зависимости от их годовой нагрузки.
За 2017 г. в Свердловском УЦПК можно отметить сохраняющуюся позитивную динамику по таким показателям качества как средний балл по итогам квалификационного экзамена (с 3,81 до 3,87, прирост 0,06) и коэффициент обученности (с 0,54 до 0,56, прирост 0,02).
Штатным расписанием Учебного центра предусмотрено 179 штатных единиц, фактически списочная численность на 2017 г. составила 169 человек, внешних совместителей - 4 человека.
Преобладающая часть персонала Учебного центра находится в возрасте старше 50 лет, что составляет 52% от общей численности, это связано со спецификой деятельности Учебного центра, для преподавания привлекаются специалисты, имеющие не только теоретическую подготовку, но и большой практический опыт.
Анализ графика учебного процесса Свердловского учебного центра профессиональных квалификаций на 2016 г. показал неравномерную загрузку преподавательского состава. Минимальная нагрузка приходится на январь - 2 585 часов, максимальная на апрель - 7 888 часов, разница более чем в 3 раза. Пиковая нагрузка приходится на период с марта по ноябрь.
Фонд оплаты труда (ФОТ) представляет собой сумму затрат, приходящуюся на оплату труда работников. Был проведен анализ влияния изменения численности и среднемесячной заработной платы за 2017 г. на ФЗП, с помощью него было выявлено превышение лимита численности повлекло за собой изменение фонда заработной платы на 2,538 млн руб.
Наибольший удельный вес в общих затратах Учебного центра занимают затраты на оплату труда, а наименьший - затраты на электроэнергию.
Вследствие проведенного анализа, были выявлены основные проблемы - численность преподавательского состава по сравнению с 2016 годом сократилось на 19 человек, объем средней педагогической нагрузки увеличился на 1 050 часов по отношению к уровню 2016 г. в следствие чего потребовался перерасчет нагрузки на преподавательский состав и привлечение дополнительного количества преподавателей или увеличение внешних совместителей на 33 человека. В качестве решения проблемы предложены направления развития и пути повышения эффективности работы Учебного центра, с помощью оптимизации учебных программ, повышение квалификации преподавательского состава и переход образовательного процесса на новые стандарты, а именно дистанционного обучения. Рассчитав экономическую эффективность внедрения дистанционного электронного обучения, был сделан вывод, о том что вложение денежных средств в проект экономически целесообразно, вследствие чего произойдет снижение педагогической нагрузки сотрудников Учебного центра и экономия затрат на привлечение дополнительного персонала.
1 Шурупова, А.С. Возрастание роли знаний в экономической деятельности субъектов / А.С. Шурупова. // Проблемы экономики и юридической практики. - 2011. - № 2. - С. 218.
2 Официальный сайт ОАО «РЖД». [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: www.rzd.ru
3 Управление персоналом организации: учебник / под ред. А. Я. Кибанова. - 4-е изд., перераб и доп. - М.: Инфра-М, 2010. - 224 с.
4 Шагвалеев, А. М. Практические аспекты организации и совершенствования функционирования внутреннего учебного центра торгового предприятия с целью повышения его конкурентоспособности / А.М. Шагвалеев. // Вестник ЮУрГУ. - 2013. - №1.
5 Веснин, В. Р. Управление персоналом. Теория и практика [Электронный ресурс]: учебник. - Электрон. дан. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. - Режим доступа: http: //artlib .osu.ru/web/books/content_all/6438.pdf5.
6 Шурупова, А.С. Мобилизация знаниевого потенциала как фактор повышения эффективности управления экономикой региона / А.С. Шурупова. // В мире научных открытий. - 2011. - №3. - С. 197-205.
7 Шурупова, А.С. Зарубежный опыт формирования экономики, основанной на знаниях, и его адаптация к российским условиям / А.С. Шурупова. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2009. - №7 (75). - С. 15
8 Экономика: Учебное пособие для вузов / под ред. проф. В.В. Адамчука - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007 - 254 с.
9 Внутризаводское движение и текучесть рабочих кадров / под ред.
Е.Г. Антосенкова и З.В. Куприяновой. Новосибирск.: Наука, 2005 - 403 с.
10 Подвербных, О. Переподготовка рабочих кадров: роль мотивации /
О. Подвербных. // Человек и труд. - 2007. - № 4. - С. 34-38.
11 Дьячков, Ю.А. Взаимодействие учебных заведений и предприятий как элемент интеграции профессионального образования и производства / Ю.А. Дьячков, Е.Л. Матухин, Р.С. Сафин и др. // Казанский педагогический журнал. - 2009. - № 2. - С. 3-9.
12 Распоряжение ОАО «РЖД» от 05.09.2013 г. № 1908р «Об утверждении Программы по привлечению, удержанию и закреплению кадров ОАО «РЖД» на период до 2030 г.».
13 Градобоев, В.В. Роль персонала ОАО «РЖД» в реализации стратегических программ/ В.В. Градобоев. // Журнал «Экономика железных дорог». - 2006 г. - № 10.
14 Официальный сайт Корпоративного университета ОАО «РЖД». [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http:ZZuniversitetrzd.ru/
15 Положение «О Свердловском учебном центре профессиональных квалификаций - структурном подразделении Свердловской железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги»», Екатеринбург, 2013г.
16 Приказ «О создании Свердловского учебного центра профессиональных квалификаций», Екатеринбург, 2013г.
17 Номенклатура доходов и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД», утв. Приказом Минтранса России от 31.12.2010 г. - № 311.
18 Иваненко, А.Ф. Анализ хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте/ А.Ф. Иваненко. - М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2016.
19 «Пояснительная записка к расчету затрат на содержание Свердловского учебного центра профессиональных квалификаций на 2016 г.», Екатеринбург,
2016 г.
20 «Пояснительная записка к расчету затрат на содержание Свердловского учебного центра профессиональных квалификаций на 2017 г.», Екатеринбург,
2017 г.
21 Распоряжение от 16.01.2016 г. «О некоторых вопросах организации и оплаты труда работников учебных центров - структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД»»
22 Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. / Г.В. Савицкая. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-м, 2008.
23 Саратов, С.Ю. Организация, нормирование и оплата труда на железнодорожном транспорте/ С.Ю. Саратов - М.: ФГБОУ «Учебно¬методический центр по образованию на железнодорожном транспорте». - 2016.
24 Богатко, А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта: учебник / А.Н. Богатко. - М.: Финансы и статистика, 2009.
25 Арутюнов, Ю.А. Финансовый менеджмент: теория и практика /
Ю.А. Арутюнов. М.: Проспект, 2008.
26 Терешина, Н.П. Экономика железнодорожного транспорта / Н.П. Терешина. - М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2012.
27 Грузинов, В.П. Экономика предприятия: учебник для вузов./
В.П. Грузинов. - М.: Финансы и статистика, 2009.
28 Хачатуров Т.С. Экономика предприятия //Учебник для вузов. - Мн.: Экономпресс, 2008.
29 Алиев, И.М. Экономика труда./ И.М. Алиев. - М.: ЮРАЙТ, 2013.
30 Немировский, И.Б. От стратегии до бюджета. Пошаговое руководство / И.Б. Немировский. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2006.
31 Международный центр развития модульной системы обучения. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://mtn-module.ru.
32 Ямолова, С.П. Внедрение модульно-компетентностного подхода в педагогическое образование / С.П. Ямолова // Журнал «Вектор науки Тольяттинского государственного университета». - 2012 г. - № 1.
33 Глазунова, Н.И. Система государственного управления: учебник для вузов/ Н.И. Глазунова - М.: Юнити дана - 2012.
34 Николаев, А. Перейти на новые стандарты обучения/ А. Николаев // Гудок - 2017 г. - № 88.
35 Хортон, У. Электронное обучение: инструменты и технологии / У. Хортон, К. Хортон. - М: Кудиц-образ, 2005. - 640с.
36 Сафонова, Л.А., Смоловик Г.Н. Экономическая эффективность инвестиционных проектов: монографии / Л.А. Сафонова, Г.Н. Смоловик. - Новосибирск.: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2007. -169 с.