ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА В
СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
1.1 Бизнес-план и его роль в сфере общественного питания 10
1.2 Обзор рынка потребления кофе в России 15
1.3 Стратегический анализ как основа разработки бизнес-плана 21
2 РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА УСТАНОВКА КОФЕЙНЫХ
АППАРАТОВ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Резюме проекта 39
2.2 Организационный план
2.2.1 Краткая характеристика предприятия 40
2.2.2 Планирование проекта 42
2.3 План маркетинга
2.3.1 Описание методов продвижения продуктов проекта на рынке 43
2.3.2 Анализ конкурентов
2.3.3 Обоснование цены продукта 44
2.3.4 Анализ покупателей 45
2.4 План производства 46
2.4.1 Обоснование потребности в оборудовании
2.4.2 Обоснование потребности в оборотных средствах 47
2.4.3 Обоснование цены продукта проекта 49
2.5 Финансовый план
2.5.1 Определение источника и условий финансирования проекта 50
2.5.2 Отчет о финансовом результате проекта 52
2.5.3 Расчет интегральных показателей проекта 54
2.5.4 Оценка безубыточности проекта 58
2.5.5 Оценка чувствительности проекта 60
2.5.6 Оценка рисков 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
При открытии своего предприятия необходимо ясно представлять будущую потребность в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе деятельности.
В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться успеха, если не будут тщательно планировать свою деятельность, постоянно анализировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
Бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах деятельности. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы.
Бизнес-план представляет собой результат работы с целью изучения конкретного направления деятельности предприятия на определенном рынке и в сложившихся организационно-экономических условиях.
Бизнес-планирование является одним из самых главных механизмов и инструментов управления предприятием, которое предопределяет и прогнозирует его эффективность в будущем. Создание бизнес-плана позволит управляющей команде более эффективно пользоваться средствами и активами предприятия, и использовать планирование для грамотного управления.
Объектом исследования является ИП, которое приобретает вендинговые аппараты с целью реализации кофейной продукции.
Предмет исследования - экономическая эффективность создаваемой организации.
Целью выпускной квалификационной работы является написание проекта бизнес-плана по открытию вендинговой торговли кофе. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты бизнес-планирования;
2) рассмотреть особенности сферы общественного питания, а именно рынок кофе;
3) разработать стратегический план;
4) провести анализ внешней и внутренней среды, дать оценку их влияния;
5) разработать бизнес-план установки кофейных аппаратов;
6) оценить потребность в финансировании;
7) спрогнозировать спрос;
8) рассчитать эффективность проекта;
9) оценить возможные риски.
Для стратегического анализа среды были применены следующие методы: SWOT-анализ, анализ пяти сил по Портеру, PEST-анализ.
Работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и библиографический список.
В выпускной квалификационной работе были изучены основные теоретические и практические аспекты создания бизнес-плана в сфере общественного питания и досуга (бизнес-план ресторана).
Предприятия общественного питания всегда будут одними из самых привлекаемых для клиентов и предпринимателей, так как спрос на него никогда не пропадет.
Бизнес-план дает возможность понять общее состояние дел на данный момент; ясно представить тот уровень, которого может достичь организация, планировать процесс перехода от одного состояния в другое. В рыночной экономике бизнес - план является рабочим инструментом организаций, который используется во всех сферах. Главной особенностью бизнес-плана предприятия общественного питания является необходимость ориентироваться на желания и потребности потенциальных клиентов.
Большое значение имеют бизнес-планы, реализуемые в форме start-up. Согласно статистическим данным, ежегодно в РФ стартуют более десяти тысяч разного рода проектов. Часть из этих проектов, не выдержав высокий уровень конкуренции или низкий спрос, терпят убытки и закрываются; некоторые проекта продолжают работу. Тщательно организованный, продуманный бизнес-план start-up, имеет больше шансы на то, чтобы выжить и развиться в высококонкурентной среде.
В настоящее время на российском рынке всё большим спросом пользуется сфера общественного питания. Из-за кризиса клиенты стали предпочитать дешевый кофе, который и является нашим продуктом. Методом мониторинга сети «Интернет», нами был рассмотрен рынок города Челябинска, и была найдена проблема, связанная с предоставлением услуг по приготовлению различных напитков на основе кофе. Выявлено, что на протяжении 2014-2018 годов население стало переходить с растворимого кофе на зерновой. Учитывая тенденцию потребления и спроса на кофе и аналогичные напитки можно сделать вывод, что спрос будет расти. Так как каждый наш автомат работает на свежемолотом зерновом кофе, что гарантирует богатый вкус, ничем не отличающийся от кофеен. Для приготовления напитков на основе кофе будет использоваться качественный зерновой кофе свежей обжарки популярных сортов. Отличительной чертой кофе будет являться приятный вкус и аромат, а также его свежесть и наличие разных сортов и видов кофе, из которых клиенту будет предлагаться приготовление напитка.
Последние несколько лет прослеживается тенденция к укрупнению и модернизации вендинговых точек. Стандартные кофейные автоматы все чаще заменяют на автоматы формата «кофе с собой», точки быстрого питания - на вендинговые кафе. Встречаются и вендинговые магазины самообслуживания.
Российских вендинг равняется на запад и повышает экологичность. Операторы постепенно уходят от пластиковой посуды и переходят на экологически чистую бумагу. Это личная инициатива операторов, соответствующая потребностям покупателей.
Сегодня, несмотря ни на что, российский вендинг остается высокомаржинальным и перспективным бизнесом. Вендинговый рынок будет расти и технологически развиваться. В долгосрочной перспективе, вероятно, он будет идти по сценарию европейских стран - с тенденцией к сосредоточению максимальной доли рынка в руках нескольких отечественных операторов.
Стратегический анализ - это комплексное исследование положительных и отрицательных факторов, которые могут повлиять на экономическое положение предприятия в перспективе.
Был проведен анализ внешней среды, в результате которого сделан вывод, что наибольшее значение будут иметь экономические, социальные и технологические факторы, именно они оказывают более значимое влияние на российские предприятия. Возможности, которые наиболее вероятны и имеют наибольшую степень влияния: маркетинг «Из уст в уста», изобретение новых видов технологий подачи, выход на рынок новых аппаратов. Угрозы, которые наиболее вероятны и последствия, наступления которых наиболее опасны: санкции на приобретение импортного сырья и оборудования, общественное мнение, уровень доходов населения.
Результаты анализа внешней и внутренней среды легли в основу SWOT- анализа. Наиболее значимым фактором сильных сторон является качественный и свежий кофе. Наиболее значимым фактором слабых сторон является не достаточная известность кофейных автоматов на рынке при открытии, а также сложность открытия в существующих ТРК. Наиболее весомой угрозой является санкции на приобретение импортного сырья и оборудования. Значимым фактором возможностей является маркетинг «Из уст в уста».
В результате SWOT-анализа произведен переход от простого выделения факторов к количественной их оценке и составлена последовательность мероприятий, необходимых для выполнения. Результаты SWOT-анализа свидетельствует о том, что наиболее важным направлением для рынка является установка автоматов в ТРК «Алмаз», ТРК «Родник», Автомойки, спортивные объекты (стадионы).
Составлена структура бизнес-плана, порядок учета расходов на его разработку. Был составлен бизнес-план и проанализированы основные финансовые показатели его деятельности. Цель проекта - получение прибыли посредством организации эффективной системы продаж с помощью вендинговых автоматов.
Главной стратегией предприятия должна стать комплексная стратегия по предоставлению продукции более высокого качества и по более низким ценам, а также расширение ассортимента напитков. Исходя из SWOT-анализа, главной стратегией маркетинга избирается стратегия выставления в наиболее проходных местах, создание положительного имиджа кофейных автоматов. Основными преимуществами проекта являются: возможность снижения контроля качества кофейных напитков, повышение производительности за счет использования нового оборудования, расширения предлагаемой линейки напитков.
Интегральные показатели эффективности проекта следующие:
1) NPV положительный (578 043 рубля) и указывает на повышение продисконтированных денежных потоков над продисконтированными инвестициями;
2) PI больше единицы характеризует получение 4,53 рубля дисконтированного дохода на 1 рубль дисконтированных вложений в проект;
3) IRR значительно превышает ставку дисконтирования и указывает на высокий запас прочности стоимости вложенного капитала;
4) срок окупаемости (простой) - 12 месяцев.
Из анализа чувствительности видно, что NPV наиболее чувствителен к объему сбыта продукции - при снижении объема сбыта на -30% NPV составляет минус 174 614 рублей, а при повышении на 30% NPV составляет 1 330 700 рублей.
Таким образом, разработав данный бизнес-план, мы хотим показать, что открытие и занятие вендинговым бизнесом является весьма прибыльным делом, и реализация проекта по открытию кофейных автоматов является экономически целесообразным.
Задачи выпускной квалификационной работы решены, цель работы достигнута.