Глобальные научные революции, их причины и результаты (Философские проблемы науки и техники, Кемеровский технологический институт пищевой промышленности)
Введение 3
1 Понятие и предпосылки глобальных научных революций 5
2 Типология глобальных революций 9
3 Современный глобальный научно - технический прогресс 12
Заключение 21
Список использованной литературы 23
20 век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах, определяя уровень развития общества и экономики. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К середине 20 века фабричный способ производства стал доминирующим. Во второй половине 20 века большое распространение получила автоматизация. К концу 20 века развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники.
Это имело несколько следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения как освоение космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем как голод, болезни и т. д.
Цель реферата – глобальные научные революции, их причины и результаты.
Задачи:
рассмотреть понятие и предпосылки глобальных научных революций;
показать типологию глобальных революций ;
проанализировать современный глобальный научно - технический прогресс.
Объект исследования – философские проблемы науки.
Предмет – научные революции.
При написании реферата работы была использована литература следующих авторов: В. Бряник, К. Шваб, М. Шеховцев, О.Н. Яницкий и др.
Методы исследования: анализ, синтез, сопоставление, реферирование.
Реферат состоит из введения, трех разделов, заключения, списка используемой литературы.
Современная наука – на переднем крае своего поиска поставила в центр исследований уникальные, историче¬ски развивающиеся системы, в которые в качестве осо¬бого компонента включен сам человек. Требование экс¬пликации ценностей в этой ситуации не только не про¬тиворечит традиционной установке на получение объек¬тивно-истинных знаний о мире, но и выступает предпо¬сылкой реализации этой установки. Есть все основания полагать, что по мере развития современной науки эти процессы будут усиливаться. Техногенная цивилизация ныне вступает в полосу особого типа прогресса, когда гуманистические ориентиры становятся исходными в оп-ределении стратегий научного поиска.
Можно выделить следующие области науки и технологии, базовые знания в которых необходимы философам для ответов на современные философско-культурологические вопросы в контексте развития науки и технологии: строение вещества, строение атома, элементарные частицы, физические законы, электромагнетизм, общая и специальные теория относительности; масштабы природы, размеры атомов, клеток, живых организмов, количественные оценки числа клеток в мозгу, в организме человека; химические процессы, органическая химия; аминокислоты, белок, белковая основа жизни; ДНК, РНК, гены, хромосомы, геном, мутации, описание белков, синтез белков, ферменты, гормональное регулирование, строение клетки; принципы работы вычислительных машин, машина Тьюринга, двоичная система счисления, бинарная логика, машинные коды; основы электроники, современные технологии литографии, элементная база компьютеров, технологии хранения информации, технологии передачи информации, полупроводники, лазеры; ДНК-компьютеры, квантовые компьютеры, оптические компьютеры; механизм работы белков, механизм химических реакций, основы катализа; зарождение жизни, самовоспроизводящиеся молекулы, возникновение клетки, эволюция многоклеточных, эволюция человека, естественный отбор; история науки, возникновение математики, развитие представлений о мире, эволюция от мифологического и религиозного сознания к научному, возникновение науки, научный метод познания; эволюция Вселенной, возникновение галактик, жизненный цикл звезд, сверхновые, синтез химических элементов, термоядерные реакции в звездах, возможность термоядерного синтеза, возникновение планет; природа инстинктов, основы этологии, клеточное строение человека, нейронные сети, распознавание образов, природа сознания
Правильное использование научных знаний позволит избежать базирования ответов на устаревших представлениях и предположениях о мире и дать максимально обоснованные и корректные ответы.
1. Губин, В.Д., Сидорина Т.Ю. Философия. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017 - 848 с.
2. Гулин, К.А. Тренды четвертой промышленной революции (рецензируется: Шваб К. Четвертая промышленная революция: монография: пер. с англ. – М.: Изд-во «Э», 2017) / К.А. Гулин, В.С. Усков // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2017. – Т. 10. – № 5. – С. 216-221.
3. Маркеева, А.В. Интернет вещей (iot): возможности и угрозы для современных организаций [Текст] / А.В. Маркеева // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – № 2. – С. 42-46.
4. Общие проблемы философии науки: Словарь для аспирантов и соискателей / сост. и общ. ред. Н. В. Бряник; отв. ред. О. Н. Дьячкова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2013. – С. 23-24 (318 с.)
5. Шваб, К. Четвертая промышленная революция: монография: пер. с англ. / К. Шваб. – М: Изд-во «Э», 2017. – 208 с.
6. Шеховцев, М. Что сулит миру мир Интернет вещей [Текст] / М. Шеховцев // Эксперт. – 2016. – № 48.– C. 15-25.
7. Яницкий, О.Н. Размышления над книгой: Клаус Шваб. Четвертая промышленная революция: пер. с англ. – М.: Изд-во «Э», 2017. – 208 с.
8. Яскевич, Я.С. Философия и методология науки в 2-х частях. Часть 2. - М.: Юрайт - 315 с.