Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Философия права в работе Бердяева Н. А. «Судьба России» (Философия права, Воронежский Государственный Технический Университет)

Работа №56489

Тип работы

Рефераты

Предмет

философия

Объем работы19
Год сдачи2018
Стоимость150 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
408
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Темы философии права в христианской мысли Н. А. Бердяева 5
2 Поиск и установление истины о праве в произведении Н. А. Бердяева «Судьба России» 11
Список использованных источников 20


Идеям Николая Александровича Бердяева о праве уделяется недостаточно внимания как правоведами, так и богословами. Это неудивительно, так как Бердяева никак нельзя назвать «философом права» в классическом смысле этого слова.
Он не написал свою собственную философию права: ни в качестве отдельной книги или лекционного курса (подобно Гегелю и другим философам, среди которых в новейшей российской истории можно назвать В.В. Бибихина), ни в качестве программных статей (подобно, например, В.С. Соловьеву, вступившему в правовую дискуссию в работе 1897 г. «Право и нравственность»).
Можно признать, что творчество Бердяева не оставило сколько-нибудь значимого отпечатка на работах современных ему правоведов.
Между тем, мысль Бердяева, главным вдохновением которой была христианская истина о человеке и мире, содержит в себе немало интереснейших положений о политико-правовой стороне человеческой жизни. Всю жизнь он откликался на самые острые и актуальные политические проблемы современности и называл «социальную философию» одним из основных направлений своей деятельности.
Личное знакомство Бердяева с юридической наукой носило краткий, эпизодический характер. В ранней молодости, под влиянием увлечения марксизмом, он несколько лет посещал юридический факультет Киевского университета (1895-1897 гг.). Однако уже в 1898 г. он был арестован за участие в студенческих беспорядках, отчислен из университета и сослан в Вологду, после чего никогда уже не возвращался к регулярным занятиям в университете.
В последующие годы от увлечения марксизмом он перешел на позиции идеализма, а затем и религиозной философии. В качестве религиозного философа он и стал широко известен, благодаря своим статьям, книгам и преподаванию, в том числе и в основанных им учебных заведениях (в 1919 г. «Вольная академия духовной культуры», с 1922 г. в эмиграции «Религиозно-философская академия»).
Таким образом, несмотря на юридический факультет и марксистскую молодость (которая навсегда оставила отпечаток в виде страстного интереса к проблемам социальной справедливости), Николай Александрович Бердяев не стал ни «юристом-философом», подобно Н.Н. Алексееву и И.А. Ильину, ни ученым-политиком, подобно П.Б. Струве и С.Н. Булгакову (в тот период, когда он еще не принял священство и не отошел от политики).
Слава религиозного философа и острого полемиста на этом поле заслонила оригинальные политические идеи Бердяева и помешала воспринять его как одного из самых интересных социально-политических мыслителей XX в.
Цель реферата - рассмотреть особенности философия права в работе Бердяева Н. А. «Судьба России
Задачи:
 рассмотреть темы философии права в христианской мысли Н. А. Бердяева;
 показать поиск и установление истины о праве в произведении Н. А. Бердяева «Судьба России».
Объект исследования – философское учение Бердяева Н.А.
Предмет – произведение Н.А. Бердяева «Судьба России».
Большое значение для исследования имеют работы Кального И.И., Чукина С.Г., Волкогоновой О.Д.
Методы исследования: анализ, сопоставление, реферирование.
Реферат состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка используемых источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


«Судьба России» - парадоксальная книга. Она слишком привязана к определенному времени, но по многим своим идеям оказывается кодексом истин, применимых как к прошлому, так и к будущему. Бердяев, по мнению многих исследователей, заслуживает звания философа-пророка, поскольку видел в изначальных глубинах души своего народа такие психологические доминанты, которые не исчезают с изменениями форм общественной жизни. Это поистине пророческий дар.
Если развить эту мысль в приложении к праву, то можно сказать, что правовое общение между людьми, как и другие формы общественной жизни, может иметь в качестве своих почвы и среды как объективацию, так и транссубъективность.
Поскольку в каждом человеке находится и индивид, и личность, постольку общение людей отличается особой сложностью.
Индивид, отстаивая себя по отношению к другим, тем самым, тяготеет к конформизму с внешними силами, – личность, вступая в общение, тем самым, отстаивает и поддерживает свою независимость.
Отсюда проистекает и сложность, многоплановость правового общения, которое, с одной стороны, может быть борьбой личности за свое достоинство и свободу творчества, а с другой стороны, – подчинением объективному общественному закону.
Бердяев отстаивает «последовательный», как он говорит, анти-иерархический персонализм, выступая с критикой иерархии коллективных личностей. Он уверен, что «коллективные личности» в качестве личностей это иллюзии, порождения объективации, отчуждения, выброса вовне ценностей. Нация, общество, государство, человечество, космос, мировое целое – все это, полагает он, скорее персонифицированные ценности, чем личности. Такие коллективные образования имеют ложно-персоналистический характер, а защищающие их идеологии носят откровенно анти-персоналистический характер. К таким идеологиям он относит дионисизм, теософию, антропософию, коммунизм, фашизм, либерализм, капитализм и все другие концепции общественно-государственной жизни в объективированном мире.
Итак, еще раз подчеркнем, что объективация, по Бердяеву, это «рабство» у мира и его сил, а трансцендентность – это независимость от мира и его сил.
В этом списке иллюзий нет отдельно выделенной сферы закона и права. И это не случайно. Несмотря на то, что право, как и другие стороны человеческой деятельности, испытывает на себе последствия объективации, Бердяев также признает всю важность прав и обязанностей человека на пути реализации личности.
Он признает, что права и обязанности человека, прописанные в объективном праве, уходят своими корнями в более глубокую реальность – реальность свободы личности. И даже объективированный характер общественного закона никогда до конца не разрывает эту связь между юридическим феноменом и достоинством личности.
Поэтому, согласно Бердяеву, в основании права лежат абсолютные неотчуждаемые права человека, имеющие божественное происхождение. Философ, тем не менее, расходится с христианской школой естественного права, подчеркивая, что неотчуждаемые права человека имеют не естественный характер, а духовный. Поскольку все естественное, природное у Бердяева связано с несвободой, постольку и права человека, имея божественное происхождение, идут не от природы (и, следовательно, не от общества и государства, как формы организации общества). Природа, полагает философ, выражая себя в инстинкте способна создавать в отношениях между людьми только новые формы рабства. В еще большей степени это относится к государству.
В истории, как пишет Бердяев, происходит столкновение между абсолютными неотчуждаемыми правами человека и суверенностью государства. Право и государство при этом имеют совершенно несоразмерное значение. Государство является организацией насилия и лишь терпимо Богом при нынешнем состоянии человека, в то время как право связано с высшей свободой и достоинством личности. Будучи выше государства, право, тем не менее, в иерархии ценностей уступает личности и имеет по отношению к ней «служебный» характер.
Отношения между свободой личности и свободой как принципом объективированной общественной реальности имеют также сложный, парадоксальный характер.
Бердяев сожалеет о том, что в историческом осуществлении принцип прав человека был искажен: на первый план вышли права гражданина, а не права человека, как духовного существа. Свобода свелась к привилегии, дарованной государством своим гражданам (или, в другой версии, отвоеванной гражданами у государства).



1. Бердяев Н.А. Судьба России. [Электрон. ресурс] // URL: http://predanie.ru/berdyaev-nikolay-aleksandrovich/book/69716-sudba-rossii/, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 22.12.2017).
2. Бердяев Н.А. Мое философское миросозерцание // Н.А. Бердяев: pro et contra. Кн. 1. СПб, 1994. С. 23-28.
3. Волкогонова О.Д. Бердяев [Электрон. ресурс] // URL: http://litresp.ru/chitat/ru/В/volkogonova-oljga-dmitrievna/berdyaev/, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 22.12.2017).
4. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. [Электрон. ресурс] // URL: https://fil.wikireading.ru/52452, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения) 22.12.2017
5. Философия права: учебник / А.Н. Халиков. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. – 602 с.
6. Философия права: Учебник / Кальной И.И., Чукин С.Г. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 292
7. Философия права: учебник / О.В. Мартышин. – Москва: Проспект, 2017. – 352 с.
8. Философия права: Учебник / Под ред. О.Г. Данильяна. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2017. – 336 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ