Введение 3
Глава I. Теоретическое изучение проблемы использования малых форм фольклора в развитии речи детей
1.1 Виды и значение малых форм фольклора в речевом развитии
детей 7
1.2 Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с
ОНР III уровня 14
1.3 Использование элементов малых форм фольклора в логопедической
практике 19
Выводы по I главе 21
Глава II. Экспериментальное исследование нарушений связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
2.1 Методика и организация исследования 24
2.2 Анализ результатов исследования связной речи у детей с общим
недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста 30
Выводы по II главе 37
Глава III. Логопедическая работа по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием малых форм фольклора
3.1 Методика и организация логопедической работы 38
3.2 Анализ результатов логопедической работы 43
Выводы по III главе 48
Заключение 50
Список литературы 53
Приложение
Актуальность исследования. Родной язык - богатейшее сокровище народа. Невозможно переоценить значение родного языка в жизни каждого человека. Родной язык не только помогает осваивать окружающий мир, осознанно воспринимать его, но и является средством взаимодействия с ним.
Все богатство родного языка находит отражение в фольклоре.
О ведущей роли родного языка в развитии детей дошкольного возраста, говорили такие отечественные педагоги, психологи, лингвисты как: Ушинский К. Д., Толстой Л. Н., Зимняя И. А., Выготский Л. С., Леонтьев А. А., Ушакова О. С., Сохин Ф. А. и другие. Влияние устного народного творчества, в частности малых жанров фольклора, на речевое развитие детей описано в работах Бородич А. М., Алексеевой М. М., Струниной Е. М., Мельникова М. Н., Гавриш Н. В., Водовозовой В.М., Буняковой М.Г., Кургановой М.Г. и других.
Малые жанры фольклора активизируют речь детей, обеспечивают положительные эмоции, знакомят с окружающим миром, вызывают интерес, быстро запоминаются, несут в себе образцы правильной, грамотной речи.
Поэтому такие детские народные произведения можно применять не только для всестороннего развития детей, но и для коррекции речевого нарушения такого, как общее недоразвитие речи, при котором нарушаются лексико-грамматический строй языка, фонетико-фонематическая сторона речи, связная речь.
У дошкольников с общим недоразвитием речи нарушена связная речь. Формирование связной речи обеспечивается сохранностью лексико-грамматического строя речи, высоким уровнем логического мышления, понимания и восприятия речи.
Значение малых форм фольклора для развития связной речи детей с общим недоразвитием огромное, но отсутствует определенная система коррекционной работы по развитию связной речи детей с помощью малых форм фольклора, а также недостаточно разработана данная проблема. Этим и обусловлена актуальность нашего исследования.
Цель исследования - изучить развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с помощью малых форм фольклора.
Объект исследования - связная речь у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня с помощью малых форм фольклора.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу, научные работы по теме исследования, методики развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня;
- экспериментально исследовать нарушения связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
- составить перспективный план коррекционной работы по развитию связной речи с использованием малых форм фольклора, подобрать произведения устного народного творчества, разработать конспекты занятий.
- провести повторное исследование связной речи у детей, проанализировать результаты.
Гипотезой исследования является предположение о том, что малые формы фольклора способствуют развитию связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1 этап - аналитический. Включал анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2 этап - практический, предусматривал формирование экспериментальной и контрольной группы, проведение констатирующего эксперимента.
3 этап - обобщающий: проведение логопедической работы, анализ результатов, подготовка выпускной квалификационной работы.
Методы исследования:
- теоретические - изучение, анализ, обобщение литературы по теме;
- практические - анализ документации психолого-медико-педагогической комиссии, беседа, наблюдение, эксперимент.
- математические методы обработки данных.
Методологической и теоретической основой нашего исследования являются психолого-педагогические концепции развития речи детей (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. А. Леонтьев), теории об особенностях психического развития старших дошкольников (Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина), положения о развитии связной речи у детей с общим недоразвитием речи логопедов-практиков (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, В. П. Глухов, Н. С. Жукова, Р.Е. Левина); лингвистические положения о культуре речи и ее основных качествах (Д.Э. Розенталь, Л.И. Скворцов, Б.Н. Головин); теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста (Е.И. Тихеева, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Ф.А. Сохин, Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, А.М. Бородич, О.С. Ушакова).
Практическая значимость: в выпускной квалификационной работе описано исследование связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня, подобран и проанализирован теоретический материал, составлен перспективной план логопедической работы по развитию связной речи, к каждой лексической теме подобраны произведения, относящиеся к малым жанрам фольклора, разработаны конспекты занятий по развитию связной речи детей с использованием малых форм фольклора, что представляет теоретическую и практическую ценность для педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей, воспитывающих детей с общим недоразвитием речи.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из содержания, введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения. Работа проиллюстрирована 8 таблицами и 5 рисунками.
Первая глава посвящена изучению проблемы использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
Во второй главе представлена методика и организация исследования связанной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Третья глава раскрывает основные направления и содержание логопедической работы с детьми экспериментальной группы в формирующем эксперименте, приведены результаты исследования.
В заключении представлены основные выводы по результатам исследования.
В список литературы - вошли 36 источников
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
При общем недоразвитии речи нарушены все компоненты речи. Наблюдается нарушение звукопроизношения, речь детей малопонятна. Словарный запас значительно ниже возрастной нормы, так как Нарушен грамматический строй речи. Речь аграмматична, недостаточно фонетически оформлена. Фонематический слух нарушен, наблюдается нарушение слоговой структуры слова. Связная речь значительно ниже возрастной нормы.
Именно от уровня развития связного высказывания в дальнейшем зависит успешность детей с общим недоразвитием речи при обучении в школе: овладение навыками учебного монолога, грамоты, письма.
Связная речь у детей с ОНР самостоятельно не формируется. Очевидна необходимость систематической коррекционной работы логопеда с использованием эффективных методов и средств по формированию связной речи. Малые формы фольклора занимают особое место в логопедической работе с дошкольниками с ОНР, поскольку обеспечивает комплексное воздействие на речевую сферу ребенка. Занятия с использованием произведений фольклора позволяют расширить словарный запас, нормализовать грамматический строй речи, формировать связную речь, ее звуковую и ритмико-интонационную стороны.
Цель исследования достигнута: изучить развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с помощью малых форм фольклора.
Задачи исследования решены:
- проанализированы психолого-педагогическая литература, научные работы по теме исследования, методики развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня;
- проведено экспериментальное исследование нарушения связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
- составлен перспективный план коррекционной работы по развитию связной речи с использованием малых форм фольклора, подобраны произведения устного народного творчества, разработаны конспекты занятий;
- проведена оценка эффективности логопедических занятий направленных на развитие связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня. Данные полученные в ходе повторной диагностики показали более высокий уровень развития связной речи у дошкольников экспериментальной группы.
После проведения комплекса логопедических занятий с использованием малых форм фольклора, отмечена положительная динамика развития связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня, что свидетельствует об эффективности использования малых форм фольклора в логопедических занятиях.
Гипотезой исследования получила подтверждение: малые формы фольклора способствуют развитию связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Таким образом, мы изучили влияние малых форм фольклора на развитие связной речи и доказали эффективность использования малых форм фольклора в логопедических занятиях по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
1. Алексеева М. М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 400 с.
2. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор Пособие для учителя -Учпедгиз, 1957. - с. 240
3. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников / М. Асташина // Дошкольное воспитание № 3, 2007.
4. Бородич А. М. Методика развития речи у детей дошкольного возраста./ А. М. Бородич. -М.: Просвещение, 1984.
5. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
6. Волосовец Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Т. В. Волосовец, Н. В. Горина, Н. И. Зверева и др. - М.: Издательсий центр «Академи», 2000. - с. 200
7. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие - М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. - с. 158.
8. Гавриш Н.В. Русские народные потешки в жизни малышей. - М.: Владос, 2002. - с. 120
9. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
10. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию// Дефектология - № 2 - 1994 - с. 56-73
11. Глухов В. П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием./ В. П. Глухов // Дефектология.-1986. -№6. с.61-67
12. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе - М.: Гном, 2014. - с.160
13. Губанихина Е. В. Малые формы фольклора как средство приобщения младших школьников к русской культуре// Журнал Царскосельские чтения, Выпуск№ XX / том II / 2016. - с. 47-51
14. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. - 2-е изд., перераб.—М.: Просвещение, 1985. — с.65
15. Жукова Н. С. Логопедия: преодоление ОНР у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева - Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2004.
16. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 400 с.: ил.
17. Капица Ф. С., Колядич Т. М. Русский детский фольклор: учебное пособие, 2011. - 330 с.
18. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся./ Т. А. Ладыженская. - М., 1975.
19. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии // Главы I, II, III, VIII / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967.
20. Лисевская О. С. Использование русского народного фольклора как формы коррекционного воздействия для развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья // Europeanresearch . - № 1 (2), 2015. - с. 62-65
21. Мельников М.Н. Игровой фольклор // Мельников М. Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. - с.240
22. Мельниченко Я. И. Развитие связной речи старших дошкольников / Я. И. Мельниченко, Л. Ш. Сайфуллина, К. В. Кузьмина // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 19 март 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017.
— № 1 (10). — С. 192-195. — ISSN 2411-8117
23. Назарова Н. М. Специальная педагогика. Учеб. пособие. — М.: ACADEMA, 2000. - 519 с.
24. Никитина Е.А. Использование малых фольклорных жанров в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений // http://logopedy.ru/portal/logopeduseful/263.html
25. Новицкая М.Ю. Детский фольклор и мир детства / М.Ю.Новицкая, И.Н.Райкова //Детский фольклор. - М.: Русская книга, 2002.
26. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М., 1997. — 944 с.
27. Пескишева Т. A. Использование малых фольклорных форм в логопедической работе с детьми 4-7 лет с общим недоразвитием речи : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Пескишева Татьяна Алексеевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Москва, 2008. - 179 с.
28. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет.сада. / Под ред. Ф.А. Сохина.- 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. — с. 223
29. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет. - М.: Ювента, 2007.
30. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. - М.: Просвещение, 1972. - с. 72
31. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — с. 288
32. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.-М.: Просвещение, 1989.— с.223
33. Шаховская С.Н., Худенко Е.Д. Планы-конспекты логопедических занятий по формированию связной устной речи у детей: III период обучения. - М.: Владос, 2005. - 236 с.
34. Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
35. Ширикова О. А. Сравнительная характеристика исследования речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи и детей с нормальным речевым развитием при помощи творческих игровых приемов и средств // Вестник Череповецкого государственного университета, Выпуск № 4 (43) / том 2 / 2012. - с.130