Получение взятки
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПОЛУЧЕНИЯ ВЗЯТКИ 6
1.1 Объект и предмет получения взятки 6
1.2 Объективная сторона получения взятки 17
2 СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПОЛУЧЕНИЯ ВЗЯТКИ 29
2.1 Субъективная сторона получения взятки 38
2.2 Субъект получения взятки 29
3 КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СОСТАВЫ ПОЛУЧЕНИЯ ВЗЯТКИ И ОТГРАНИЧЕНИЕ ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 46
3.1 Квалифицированные составы получения взятки 46
3.2 Отграничение получения взятки от смежных составов преступления 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
1 ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПОЛУЧЕНИЯ ВЗЯТКИ 6
1.1 Объект и предмет получения взятки 6
1.2 Объективная сторона получения взятки 17
2 СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПОЛУЧЕНИЯ ВЗЯТКИ 29
2.1 Субъективная сторона получения взятки 38
2.2 Субъект получения взятки 29
3 КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СОСТАВЫ ПОЛУЧЕНИЯ ВЗЯТКИ И ОТГРАНИЧЕНИЕ ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 46
3.1 Квалифицированные составы получения взятки 46
3.2 Отграничение получения взятки от смежных составов преступления 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
Актуальность темы исследования. Взяточничество - одно из древнейших преступлений, известных человечеству. Первыми попытками подкупа считаются ритуалы жертвоприношения богам. Современный взгляд на вечную проблему противоречив. С одной стороны, средства массовой информации все чаще внушают населению, что взяточничество, подкуп - обыденные явления повседневной жизни, бороться с которыми бессмысленно. С другой стороны, коррупционные преступления становятся все более изощренными, приобретают беспрецедентные масштабы, наносят огромный ущерб обществу и государству. В результате данный вид коррупции становится ключевой проблемой, в том числе уголовно-правовой.
По данным МВД России в 2013 году было зарегистрировано 42506 преступлений коррупционной направленности, в 2014 году – 32204, в 2015 году – 32455, в 2016 году – 32924, за январь-ноябрь 2017 года - 28253 указанных преступлений .
В соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» получение взятки является одной из форм проявления коррупции. Последняя, являясь правовой проблемой; в равной мере касается как государственной власти, так и каждого члена обществам отдельности. Для государственной власти рассматриваемая проблема приобретает особое значение, поскольку одним из главных негативных последствий ее нерешенности является потеря правом своего исходного социального предназначения: В таких условиях право не выполняет функций по обеспечению прав и законных интересов человека, а используется в качестве средства для удовлетворения потребностей отдельных лиц, что приводит к его нравственному обесцениванию, и восприятию обществом в качестве пустой формальности.
Получение взятки является наиболее опасной формой посягательства на принципы построения и деятельности государственной и муниципальной власти. Высокая общественная опасность принятия взятки обусловлена тем, что она подрывает авторитет власти, дискредитирует органы власти в глазах граждан и общества в целом. Результатом этого являются недоверие к любым действиям властей со стороны населения, игнорирование законов, правомерных требований представителей власти, что, в свою очередь, расшатывает нравственные устои общества и колеблет государство в самых его основаниях.
Уголовная ответственность за получение взятки предусмотрена ст. 290 УК РФ . В данной статье дано определение получения взятки, предусмотрены неизвестные прежнему уголовному закону виды получения взятки и квалифицирующие признаки.
Все вышеизложенное и обусловило актуальность темы исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Авторами, посвятившими свои исследования проблемам противодействия получению взятки, являются: С.А.Алимпиев, A.A. Аслаханов, В.В. Астанин, Г.И. Богуш, Г.Н. Борзенков, C.B.Векленко, Б.В. Волженкин, Л:Д. Гаухман, A.C. Горелик, А.И. Долгова, H.A.Егорова, Б.В. Здравомыслов, О.Х. Качмазов, А.К. Квициния, А.И. Кирпичников, Т.В. Кондрашова, О.В. Колобов, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, Н.С. Лейкина, H.A. Лопашенко, В.В. Лунеев, Ю.И. Ляпунов, C.B. Максимов, Г.К Мишин, A.B.Наумов, П.В. Никонов, Г.А. Сатаров, Ш.Г. Папиашвили, A.A. Пионтковский, А.Я. Светлов, Р.Н. Сучков, Н.С. Таганцев, А.Н. Трайнин, Б.С. Утевский, С.М.Фоминых, А .Я. Эстрин, В.Е. Эминов, П.С. Яни и другие ученые.
Необходимо отметить, что отдельные вопросы уголовной ответственности и вопросы квалификации за получение взятки не нашли должного однозначного комплексного решения. В частности, дискуссионными остаются вопросы по поводу характеристики объективных и субъективных признаков состава получения взятки, отнесения тех или иных лиц к категории должностных, основания вменения состава с отягчающими обстоятельствами и другие.
Объект исследования - общественные отношения в сфере уголовно-правовой охраны интересов публичной власти от противоправных посягательств.
Предмет исследования - нормы российского уголовного законодательства об ответственности за получение взятки, судебная практика по уголовным делам о получении взятки.
Цель исследования - углубленная уголовно-правовая характеристика получения взятки.
Данная цель определила необходимость решения следующих задач:
- выделить объект получения взятки;
- рассмотреть объективную сторону получения взятки;
- охарактеризовать субъект получения взятки;
- изучить субъективную сторону получения взятки;
- исследовать квалифицированные составы получения взятки;
- проанализировать отграничение получения взятки от смежных составов преступлений.
Методологическую основу работы составляет комплексное применение общенаучных и частно-научных методов познания - диалектического, логико-юридического, сравнительно-правового, анализа и синтеза.
Эмпирическую базу исследования составили результаты изучения решений Верховного Суда РФ, а также материалов 20 уголовных дел, рассмотренных судами Алтайского края.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.
По данным МВД России в 2013 году было зарегистрировано 42506 преступлений коррупционной направленности, в 2014 году – 32204, в 2015 году – 32455, в 2016 году – 32924, за январь-ноябрь 2017 года - 28253 указанных преступлений .
В соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» получение взятки является одной из форм проявления коррупции. Последняя, являясь правовой проблемой; в равной мере касается как государственной власти, так и каждого члена обществам отдельности. Для государственной власти рассматриваемая проблема приобретает особое значение, поскольку одним из главных негативных последствий ее нерешенности является потеря правом своего исходного социального предназначения: В таких условиях право не выполняет функций по обеспечению прав и законных интересов человека, а используется в качестве средства для удовлетворения потребностей отдельных лиц, что приводит к его нравственному обесцениванию, и восприятию обществом в качестве пустой формальности.
Получение взятки является наиболее опасной формой посягательства на принципы построения и деятельности государственной и муниципальной власти. Высокая общественная опасность принятия взятки обусловлена тем, что она подрывает авторитет власти, дискредитирует органы власти в глазах граждан и общества в целом. Результатом этого являются недоверие к любым действиям властей со стороны населения, игнорирование законов, правомерных требований представителей власти, что, в свою очередь, расшатывает нравственные устои общества и колеблет государство в самых его основаниях.
Уголовная ответственность за получение взятки предусмотрена ст. 290 УК РФ . В данной статье дано определение получения взятки, предусмотрены неизвестные прежнему уголовному закону виды получения взятки и квалифицирующие признаки.
Все вышеизложенное и обусловило актуальность темы исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Авторами, посвятившими свои исследования проблемам противодействия получению взятки, являются: С.А.Алимпиев, A.A. Аслаханов, В.В. Астанин, Г.И. Богуш, Г.Н. Борзенков, C.B.Векленко, Б.В. Волженкин, Л:Д. Гаухман, A.C. Горелик, А.И. Долгова, H.A.Егорова, Б.В. Здравомыслов, О.Х. Качмазов, А.К. Квициния, А.И. Кирпичников, Т.В. Кондрашова, О.В. Колобов, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, Н.С. Лейкина, H.A. Лопашенко, В.В. Лунеев, Ю.И. Ляпунов, C.B. Максимов, Г.К Мишин, A.B.Наумов, П.В. Никонов, Г.А. Сатаров, Ш.Г. Папиашвили, A.A. Пионтковский, А.Я. Светлов, Р.Н. Сучков, Н.С. Таганцев, А.Н. Трайнин, Б.С. Утевский, С.М.Фоминых, А .Я. Эстрин, В.Е. Эминов, П.С. Яни и другие ученые.
Необходимо отметить, что отдельные вопросы уголовной ответственности и вопросы квалификации за получение взятки не нашли должного однозначного комплексного решения. В частности, дискуссионными остаются вопросы по поводу характеристики объективных и субъективных признаков состава получения взятки, отнесения тех или иных лиц к категории должностных, основания вменения состава с отягчающими обстоятельствами и другие.
Объект исследования - общественные отношения в сфере уголовно-правовой охраны интересов публичной власти от противоправных посягательств.
Предмет исследования - нормы российского уголовного законодательства об ответственности за получение взятки, судебная практика по уголовным делам о получении взятки.
Цель исследования - углубленная уголовно-правовая характеристика получения взятки.
Данная цель определила необходимость решения следующих задач:
- выделить объект получения взятки;
- рассмотреть объективную сторону получения взятки;
- охарактеризовать субъект получения взятки;
- изучить субъективную сторону получения взятки;
- исследовать квалифицированные составы получения взятки;
- проанализировать отграничение получения взятки от смежных составов преступлений.
Методологическую основу работы составляет комплексное применение общенаучных и частно-научных методов познания - диалектического, логико-юридического, сравнительно-правового, анализа и синтеза.
Эмпирическую базу исследования составили результаты изучения решений Верховного Суда РФ, а также материалов 20 уголовных дел, рассмотренных судами Алтайского края.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.
Взятка - наиболее характерное, опасное и распространенное преступление, ведь она является не только должностным преступлением, но и типичным проявлением коррупции. Огромная степень общественной опасности получения взятки кроется еще и в том, что это правонарушение подрывает основы государственной власти и управления, дискредитирует авторитет этой власти в глазах граждан, в большой мере ущемляет их законные интересы и права.
Объектом данного состава преступления выступают интересы государственной службы. Предметом взятки становятся не только деньги, ценные бумаги, прочее имущество, но и разного рода выгоды, преимущественно имущественного характера.
С объективной стороны данный вид преступления выражается в получении субъектом преступления лично или с помощью посредников, в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу», взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя либо предоставляемых последним лиц; если подобного рода действия (бездействие) составляют компетенцию должностного лица либо оно согласно его должностному положению имеет возможность способствовать этим действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. В качестве посредника может фигурировать, с ведома взяткополучателя, и родственник, и хороший знакомый, а сами денежные средства поступить напрямую на счет взяткополучателя. Применение субъектом одних лишь своих персональных связей в целях получения результата, который требуется лицу, передавшего вознаграждение, не попадает под толкование использования должностного положения.
Состав получения взятки является формальным. Преступление считают оконченным с момента поступления должностному лицу даже части передаваемых ценностей. Если же деньги, выступающие предметом взятки, перечисляются на счет должностного лица, взятка считается полученной следует в момент поступления их на принадлежащий ему счет.
Субъективная сторона получения взятки характеризуется виной в виде прямого умысла.
Умысел взяткополучателя должен включать в себя такую составляющую как понимание того, что предмет взятки передается за осуществление либо неосуществление им в интересах дающего каких-либо действий, сопряженных с использованием своих служебных полномочий. Отсюда следует, что получение должностным лицом материальных благ якобы за совершение действия (бездействия), осуществление коего на самом деле невозможно по причине отсутствия полномочий либо невозможности применения своего служебного положения, должно квалифицироваться при наличии умысла на получение этих благ как мошенничество по ст. 159 УК РФ. Владелец ценностей в подобных ситуациях попадает под ответственность за покушение на дачу взятки (ч. 3 ст.30 и ст. 291 УК РФ), если передача предмета целью имела осуществление выгодного для него действия (бездействия) должностным лицом.
Если лицу переходят от кого бы то ни было деньги или иные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не собираясь выполнять это, присваивает их, его действия квалифицируются как мошенничество. Действия владельца ценностей в этой ситуации считаются покушением на дачу взятки, невзирая на то, называлось ли конкретное должностное лицо, которому взятка предназначалась.
Если должностное лицо, используя свое служебное положение и намереваясь приобрести материальные ценности, вводит передающего их гражданина в заблуждение касаемо правомерности их передачи, убеждая его в том, что нужно оплатить штраф или пеню, государственную пошлину и проч., содеянное также не содержит состава получения взятки и рассматривается как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159 УК РФ).
Мотивом получения взятки выступает корысть. Отсюда вытекает, что если должностное лицо берет незаконное вознаграждение для того, чтобы обратить его в пользу государственного (муниципального) органа или учреждения, где он работает, направить на какие-либо общественные либо государственные нужды, речь идет об отсутствии состава данного преступления.
В случае, если ценности или деньги, полученные в качестве предмета взятки, должностное лицо переадресует в пользу третьих лиц (своих близких), нужно считать, что данное лицо распорядилось ценностями как своими собственными, что, очевидно, ни в коей мере не устраняет преступность содеянного.
Субъект преступления специальный - должностное лицо, иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации.
Отсутствие в международно-правовых актах законодательной дефиниции отрицательно сказывается на правоприменительной практике, поскольку не позволяет определить четкие рамки специального субъекта, сформировать целостное представление о нем.
Таким образом, в условиях действия нового антикоррупционного законодательства субъектами получения взятки могут быть не только российские должностные лица, но и иностранные должностные лица либо должностные лица публичных международных организаций.
Более эффективно для правоприменителя непосредственное изменение редакций статей главы 30 УК РФ о коррупционных преступлениях, в отношении которых Россия обладает юрисдикцией. С этой целью необходима имплементация конвенционных норм в российское уголовное законодательство в части установления ответственности иностранных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций за коррупционные преступления.
В ч. 2 ст. 290 УК РФ предусмотрен квалифицированный состав преступления - получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере. Согласно примечанию 1 к ст. 290 УК РФ значительным размером признается сумма предмета взятки, превышающая 25 тыс. рублей.
Часть 3 ст. 290 УК РФ содержит квалифицированный состав преступления - получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие). Под незаконными действиями понимаются неправомерные действия, которые не вытекали из служебных полномочий должностного лица или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения.
Часть 4 ст. 290 УК РФ предусматривает более строгую ответственность за деяние, предусмотренное ч. ч. 1, 2 или 3 ст. 290 УК РФ, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.
Особо квалифицированным составом преступления (ч. 5 ст. 290 УК РФ) является получение взятки:
- группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
- в крупном размере (согласно примечанию 1 к ст. 290 УК РФ крупным размером признается сумма предмета взятки, превышающая 150 тыс. рублей).
- с вымогательством взятки. Вымогательство взятки - это требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина (например, под угрозой незаконного привлечения к ответственности) либо поставить его в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (например, незаконное затягивание должностным лицом процесса выдачи лицензии).
Вымогательство взятки будет иметь место и в том случае, когда вымогательство осуществлялось не самим должностным лицом, а по его поручению или с его согласия другим лицом, не являющимся должностным.
В ч. 6 ст. 290 УК РФ предусмотрена более строгая ответственность за получение взятки в особо крупном размере. Согласно примечанию 1 к ст. 290 УК РФ особо крупным размером признается сумма предмета взятки, превышающая 1 млн. рублей.
Размеры получения взятки исчисляются в денежном выражении. Стоимость предмета взятки определяется на основании цен на товары, расценок или тарифов за услуги, валютного курса (если взятка давалась в иностранной валюте), существовавших на момент совершения преступления, а при их отсутствии – на основании заключения экспертов).
При отграничении рассматриваемого состава от смежных преступлений, представляется необходимым обратить особое внимание на следующие обстоятельства: во-первых, при квалификации деяния по ст. 290 УК РФ необходимо учитывать все признаки состава данного преступления, так как именно при рассмотрении их в совокупности высока вероятность правильного толкования и отграничения от смежных составов посягательств; во-вторых, при отграничении исследуемого состава от смежных составов преступлений, также образующих виды должностных преступлений, следует помнить о соотношении данных норм и об отсутствии конкуренции между составами.
В итоге можно сделать следующий вывод: уголовная ответственность за получение взятки за незаконные действия специальным субъектом на современном этапе развития российского общества и государства является одной из важнейших проблем в борьбе с коррупцией, поскольку такое преступное деяние наиболее остро и болезненно сказывается как на авторитете власти в целом, так и на эффективности ее управляющего механизма. Нововведения в законодательстве в этой связи призваны улучшить положение вещей, и именно закрепленный на высшем государственном уровне подход к этой проблеме дает основания сохранять надежду на то, что результативность принимаемых мер будет весьма эффективной. Дифференцирование уголовной ответственности за получение взятки должно привести правоохранительную систему к обязательному выявлению этих преступлений, позитивному изменению в правосознании граждан, а именно твердой негативной оценки деяния, предусмотренного ст. 290 УК РФ.
Стоит также отметить, что 03.07.2016 УК РФ был дополнен ст. 291.2 «Мелкое взяточничество». Криминализация мелкого взяточничества явилась ответом на поручение Президента РФ по итогам заседания Совета по противодействию коррупции от 16 февраля 2016 г., в котором, в частности, предлагалось выделить в качестве самостоятельного состава преступления дачу (получение) взятки в размере до 10 тысяч рублей и закрепить по нему подследственность за дознанием и подсудность – за мировыми судьями.
Цель, преследуемая законодателем, в данном случае достаточно ясна: повысить эффективность борьбы с мелкой коррупцией. Однако возникает вопрос – что повлечет на практике принятие данной статьи.
Называть взятку мелкой - недооценивать ее общественную опасность. Коррупционная составляющая, несомненно, деморализует и разлагает современное общество. Каждый, даже самый мелкий, акт коррупции напрямую способствует не только практическому усилению коррупционной системы, но и укоренению ее в сознании людей.
Взятка в любом виде независимо от размера серьезно деморализует простых граждан, разлагает чиновников, делает коррупцию повседневным, обыденным, по существу, общепринятым и даже не осуждаемым обществом явлением. Поэтому вести борьбу с коррупцией следует по всей строгости закона. Считаем, что введенная ст. 291.2 УК РФ не исправит сложившейся ситуации, а наоборот, усугубит ее, поскольку крупные взяточники, оставаясь «в тени» мелких взяточников, будут продолжать реализовывать свои преступные замыслы, оставаясь при этом безнаказанными. В связи с чем, введение в УК РФ ст. «мелкое взяточничество» - опасная тенденция изменения уголовного законодательства.
Изложенное приводит нас к выводу о необходимости исключения из УК РФ статьи 291.2.
Объектом данного состава преступления выступают интересы государственной службы. Предметом взятки становятся не только деньги, ценные бумаги, прочее имущество, но и разного рода выгоды, преимущественно имущественного характера.
С объективной стороны данный вид преступления выражается в получении субъектом преступления лично или с помощью посредников, в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу», взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя либо предоставляемых последним лиц; если подобного рода действия (бездействие) составляют компетенцию должностного лица либо оно согласно его должностному положению имеет возможность способствовать этим действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе. В качестве посредника может фигурировать, с ведома взяткополучателя, и родственник, и хороший знакомый, а сами денежные средства поступить напрямую на счет взяткополучателя. Применение субъектом одних лишь своих персональных связей в целях получения результата, который требуется лицу, передавшего вознаграждение, не попадает под толкование использования должностного положения.
Состав получения взятки является формальным. Преступление считают оконченным с момента поступления должностному лицу даже части передаваемых ценностей. Если же деньги, выступающие предметом взятки, перечисляются на счет должностного лица, взятка считается полученной следует в момент поступления их на принадлежащий ему счет.
Субъективная сторона получения взятки характеризуется виной в виде прямого умысла.
Умысел взяткополучателя должен включать в себя такую составляющую как понимание того, что предмет взятки передается за осуществление либо неосуществление им в интересах дающего каких-либо действий, сопряженных с использованием своих служебных полномочий. Отсюда следует, что получение должностным лицом материальных благ якобы за совершение действия (бездействия), осуществление коего на самом деле невозможно по причине отсутствия полномочий либо невозможности применения своего служебного положения, должно квалифицироваться при наличии умысла на получение этих благ как мошенничество по ст. 159 УК РФ. Владелец ценностей в подобных ситуациях попадает под ответственность за покушение на дачу взятки (ч. 3 ст.30 и ст. 291 УК РФ), если передача предмета целью имела осуществление выгодного для него действия (бездействия) должностным лицом.
Если лицу переходят от кого бы то ни было деньги или иные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не собираясь выполнять это, присваивает их, его действия квалифицируются как мошенничество. Действия владельца ценностей в этой ситуации считаются покушением на дачу взятки, невзирая на то, называлось ли конкретное должностное лицо, которому взятка предназначалась.
Если должностное лицо, используя свое служебное положение и намереваясь приобрести материальные ценности, вводит передающего их гражданина в заблуждение касаемо правомерности их передачи, убеждая его в том, что нужно оплатить штраф или пеню, государственную пошлину и проч., содеянное также не содержит состава получения взятки и рассматривается как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159 УК РФ).
Мотивом получения взятки выступает корысть. Отсюда вытекает, что если должностное лицо берет незаконное вознаграждение для того, чтобы обратить его в пользу государственного (муниципального) органа или учреждения, где он работает, направить на какие-либо общественные либо государственные нужды, речь идет об отсутствии состава данного преступления.
В случае, если ценности или деньги, полученные в качестве предмета взятки, должностное лицо переадресует в пользу третьих лиц (своих близких), нужно считать, что данное лицо распорядилось ценностями как своими собственными, что, очевидно, ни в коей мере не устраняет преступность содеянного.
Субъект преступления специальный - должностное лицо, иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации.
Отсутствие в международно-правовых актах законодательной дефиниции отрицательно сказывается на правоприменительной практике, поскольку не позволяет определить четкие рамки специального субъекта, сформировать целостное представление о нем.
Таким образом, в условиях действия нового антикоррупционного законодательства субъектами получения взятки могут быть не только российские должностные лица, но и иностранные должностные лица либо должностные лица публичных международных организаций.
Более эффективно для правоприменителя непосредственное изменение редакций статей главы 30 УК РФ о коррупционных преступлениях, в отношении которых Россия обладает юрисдикцией. С этой целью необходима имплементация конвенционных норм в российское уголовное законодательство в части установления ответственности иностранных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций за коррупционные преступления.
В ч. 2 ст. 290 УК РФ предусмотрен квалифицированный состав преступления - получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере. Согласно примечанию 1 к ст. 290 УК РФ значительным размером признается сумма предмета взятки, превышающая 25 тыс. рублей.
Часть 3 ст. 290 УК РФ содержит квалифицированный состав преступления - получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие). Под незаконными действиями понимаются неправомерные действия, которые не вытекали из служебных полномочий должностного лица или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения.
Часть 4 ст. 290 УК РФ предусматривает более строгую ответственность за деяние, предусмотренное ч. ч. 1, 2 или 3 ст. 290 УК РФ, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.
Особо квалифицированным составом преступления (ч. 5 ст. 290 УК РФ) является получение взятки:
- группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
- в крупном размере (согласно примечанию 1 к ст. 290 УК РФ крупным размером признается сумма предмета взятки, превышающая 150 тыс. рублей).
- с вымогательством взятки. Вымогательство взятки - это требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина (например, под угрозой незаконного привлечения к ответственности) либо поставить его в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (например, незаконное затягивание должностным лицом процесса выдачи лицензии).
Вымогательство взятки будет иметь место и в том случае, когда вымогательство осуществлялось не самим должностным лицом, а по его поручению или с его согласия другим лицом, не являющимся должностным.
В ч. 6 ст. 290 УК РФ предусмотрена более строгая ответственность за получение взятки в особо крупном размере. Согласно примечанию 1 к ст. 290 УК РФ особо крупным размером признается сумма предмета взятки, превышающая 1 млн. рублей.
Размеры получения взятки исчисляются в денежном выражении. Стоимость предмета взятки определяется на основании цен на товары, расценок или тарифов за услуги, валютного курса (если взятка давалась в иностранной валюте), существовавших на момент совершения преступления, а при их отсутствии – на основании заключения экспертов).
При отграничении рассматриваемого состава от смежных преступлений, представляется необходимым обратить особое внимание на следующие обстоятельства: во-первых, при квалификации деяния по ст. 290 УК РФ необходимо учитывать все признаки состава данного преступления, так как именно при рассмотрении их в совокупности высока вероятность правильного толкования и отграничения от смежных составов посягательств; во-вторых, при отграничении исследуемого состава от смежных составов преступлений, также образующих виды должностных преступлений, следует помнить о соотношении данных норм и об отсутствии конкуренции между составами.
В итоге можно сделать следующий вывод: уголовная ответственность за получение взятки за незаконные действия специальным субъектом на современном этапе развития российского общества и государства является одной из важнейших проблем в борьбе с коррупцией, поскольку такое преступное деяние наиболее остро и болезненно сказывается как на авторитете власти в целом, так и на эффективности ее управляющего механизма. Нововведения в законодательстве в этой связи призваны улучшить положение вещей, и именно закрепленный на высшем государственном уровне подход к этой проблеме дает основания сохранять надежду на то, что результативность принимаемых мер будет весьма эффективной. Дифференцирование уголовной ответственности за получение взятки должно привести правоохранительную систему к обязательному выявлению этих преступлений, позитивному изменению в правосознании граждан, а именно твердой негативной оценки деяния, предусмотренного ст. 290 УК РФ.
Стоит также отметить, что 03.07.2016 УК РФ был дополнен ст. 291.2 «Мелкое взяточничество». Криминализация мелкого взяточничества явилась ответом на поручение Президента РФ по итогам заседания Совета по противодействию коррупции от 16 февраля 2016 г., в котором, в частности, предлагалось выделить в качестве самостоятельного состава преступления дачу (получение) взятки в размере до 10 тысяч рублей и закрепить по нему подследственность за дознанием и подсудность – за мировыми судьями.
Цель, преследуемая законодателем, в данном случае достаточно ясна: повысить эффективность борьбы с мелкой коррупцией. Однако возникает вопрос – что повлечет на практике принятие данной статьи.
Называть взятку мелкой - недооценивать ее общественную опасность. Коррупционная составляющая, несомненно, деморализует и разлагает современное общество. Каждый, даже самый мелкий, акт коррупции напрямую способствует не только практическому усилению коррупционной системы, но и укоренению ее в сознании людей.
Взятка в любом виде независимо от размера серьезно деморализует простых граждан, разлагает чиновников, делает коррупцию повседневным, обыденным, по существу, общепринятым и даже не осуждаемым обществом явлением. Поэтому вести борьбу с коррупцией следует по всей строгости закона. Считаем, что введенная ст. 291.2 УК РФ не исправит сложившейся ситуации, а наоборот, усугубит ее, поскольку крупные взяточники, оставаясь «в тени» мелких взяточников, будут продолжать реализовывать свои преступные замыслы, оставаясь при этом безнаказанными. В связи с чем, введение в УК РФ ст. «мелкое взяточничество» - опасная тенденция изменения уголовного законодательства.
Изложенное приводит нас к выводу о необходимости исключения из УК РФ статьи 291.2.
Подобные работы
- Уголовно-правовая характеристика получения взятки(12.00.08.)
Диссертации (РГБ), уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2006 - Уголовно-правовая характеристика получения
взятки
Диссертации (РГБ), уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - Получение взятки (ч.1,ст.290 УК РФ)
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Уголовно-правовая характеристика получения взятки
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ И
КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Дипломные работы, ВКР, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2018 - УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ (СТ. 290 УК РФ)
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2022 - УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛУЧЕНИЯ ВЗЯТКИ
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СВЯЗАННЫХ С ПОЛУЧЕНИЕМ ВЗЯТКИ
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ. ОТГРАНИЧЕНИЕ ОТ КОММЕРЧЕСКОГО ПОДКУПА
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018



