Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая коррекция тревожности старших дошкольников средствами песочной терапии (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №56429

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы133
Год сдачи2018
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
384
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: МБДОУ Детский сад «Звездочка» общеразвивающего вида (п. Прутской).
Есть много приложений.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Понятие и история исследования тревожности 8
1.2. Причины тревожности, ее виды и проявления в старшем дошкольном возрасте 20
1.3. Песочная терапия как метод коррекции тревожности в старшем дошкольном возраст 26
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 37
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Организация и методы исследования 38
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования тревожности у старших дошкольников на констатирующем этапе 41
2.3. Психологическая коррекция тревожности старших дошкольников в процессе реализации программы «Песочная шкатулка» (включающей элементы песочной терапии) 47
2.4. Тревожность старших дошкольников после их участия в программе «Песочная шкатулка» (включающей элементы песочной терапии) 55
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 77

Актуальность исследования определяется тем, что беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые, эмоциональные проявления психической жизни человека, как и радость, восхищение или гнев. В жизни ребенка окружающий его мир полон всевозможных тревог и страха. Эти переживания могут возникать у детей в незнакомом пространстве, или даже в собственной комнате, когда в ней становиться темно. Причины, по которым у детей старшего дошкольного возраста могут возникать страх и тревожность, довольно разнообразны и могут быть связанны как с эмоциональным состоянием детей, так и с особенностями развития личности ребенка.
Старший дошкольный возраст – это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться многому. Детские страхи и тревоги, если к ним правильно относиться и понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время в поведении ребенка, то это служит признаком психологического неблагополучия. От того, смогут ли родители, психологи и педагоги выявить и своевременно определить причину возникновения страха и тревоги, оказать психологическую помощь в преодолении, будет зависеть в целом дальнейшее психическое развитие дошкольника и в целом его психическое здоровье.
Исходя из этого, можно констатировать необходимость поиска методов психокоррекции тревожности, которые будут адекватны, эффективны и доступны для детей старшего дошкольного возраста.
Степень изученности. В зарубежных исследованиях К. Изарда, З. Фрейда, Э. Фромма, К. Хорни и др. подчеркивается многогранность, многовариативность, многофункциональность эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста, ее значимость для полноценного развития личности.
Анализ причин и особенностей проявления тревожности представлены в исследованиях отечественных авторов Ю. М. Резника, Е. А. Смирновой, Ю. В. Терентьевой, Р. О. Юрчик и др.
Методы песочной терапии как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста раскрыты в трудах М.А. Панфиловой, Л. Пасечника, А. Шиманской, К. Юнга, Н. Г. Яковлевой и др.
Таким образом, проблема применения песочной терапии в снижении уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста представляет не только научный интерес, она имеет большую практическую значимость при использовании полученных данных в системе психогигиенических, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста. Сказанное определяет актуальность темы исследования «Психологическая коррекция тревожности старших дошкольников средствами песочной терапии».
Цель исследования: апробировать в группе старших дошкольников программу «Песочная шкатулка» с «элементами песочной терапии», направленную на психологическую коррекцию тревожности.
Объект исследования: тревожность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психологическая коррекция тревожности старших дошкольников средствами песочной терапии.
Гипотеза исследования включает 2 положения:
- предполагается, что в современных условиях у большого количества детей старшего дошкольного возраста существует проблема высокой тревожности;
- психологическая коррекция уровня тревожности старших дошкольников будет эффективна, если в работе с детьми использовать специальную программу, включающую элементы песочной терапии.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические аспекты проблемы тревожности личности и историю ее исследования в психологии; причины и особенности проявления тревожности в старшем дошкольном возрасте.
2. Эмпирически исследовать тревожность старших дошкольников.
3. Апробировать в группе старших дошкольников программу «Песочная шкатулка» с элементами песочной терапии направленную на психологическую коррекцию тревожности.
4. Проанализировать динамику уровня тревожности у старших дошкольников после их участия в программе «Песочная шкатулка».
Методы исследования:
- теоретические: анализ научных публикаций по теме исследования, синтез и обобщение, сравнительный анализ;
- эмпирические: наблюдение, опросные (беседа), тестовые.
Для обработки эмпирических данных использовались методы: качественный и количественный анализ данных, t- критерий Стьюдента.
Методики исследования:
1. С целью выявления уровня тревожности дошкольников использовалась проективная методика «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки).
2. Для экспертной оценки тревожности использовалась «Анкета для воспитателей и родителей» (М. А. Панфилова) [51].
3. Эмоциональные состояния дошкольников, наличие агрессивности, ее направленность, интенсивность определяли с помощью графической методики «Кактус» (М. А. Панфилова) [50].
Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним теоретическим анализом, методологической проработанностью проблемы, репрезентативностью выборки, использованием адекватных методов статистического анализа.
Этапы исследования:
Первый этап (декабрь 2016 года – февраль 2017 года) организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный и методологический аппарат.
Второй этап (март 2017 года – май 2017 года) содержательно-технологический – выявлялись критерии, показатели и уровни тревожности у старших дошкольников; осуществлялась обработка эмпирических данных, формулировались выводы по результатам проведенного исследования.
Третий этап (сентябрь 2017 г. – ноябрь 2017 г.) – технологический. Осуществлялась работа с детьми старшего дошкольного возраста, направленная на коррекцию высокого уровня тревожности с применением методов песочной терапии.
Четвертый этап (декабрь 2017 г.) заключительно–обобщающий: систематизировались, обобщались, оформлялись результаты эмпирического исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанного комплекса психокоррекционных занятий в работе педагогов-психологов дошкольных учреждений; разработке рекомендаций для родителей.
База исследования: МБДОУ Детский сад «Звездочка» общеразвивающего вида (п. Прутской).
Выборка исследования: дети старшего дошкольного возраста в количестве 60 человек. Возраст детей – от 5 до 7 лет; 30 девочек и 30 мальчиков. Все дети не имеют отклонений в психофизическом развитии и соматическом здоровье. Дети более 3-х лет посещают дошкольное образовательное учреждение; 46 из них воспитываются в полных семьях, 14 детей – в неполных семьях.
Апробация результатов исследования:
Теоретические и экспериментальные результаты исследования были представлены на семинаре-практикуме для педагогов дошкольного образования МБДОУ «Детский сад Улыбка» с. Павловск (сентябрь 2017 года).
Объем и структура дипломного исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы (86 источников, в т.ч., 2 источника на иностранном языке), 11 приложений. Объем основного текста –76 страниц. В работе содержится 17 таблиц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность исследования обусловлена тем, что высокая тревожность оказывает отрицательное, дезогранизующее влияние на результаты деятельности дошкольников, ведет к формированию низкой самооценки, обостренной чувствительности к неудачам, зависимости от чужой оценки. Тревожный человек часто находится в подавленном состоянии, у него затрудняются контакты с окружающими, что осложняет социальную адаптацию. Для снижения остроты подобных явлений необходимо психологическое сопровождение детей с тревожными проявлениями уже в дошкольном возрасте.
Тревожность можно рассматривать как черту характера, пессимистическую установку на жизнь, когда жизнь воспринимается полной угроз и опасностей. Так неуверенность и нерешительность порождают тревожность, которая в свою очередь формирует черты характера с преобладающими особенностями неверия в собственные силы, робость, склонность к колебаниям и сомнениям, немотивированное чувство опасности.
Причины проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста следующие: условия семейного воспитания, взаимоотношения с родителями, личностные и социальные факторы, особенности общения в социальной среде и т.д. Проявление тревожности старших дошкольников имеет особенности: внутреннее беспокойство и дисгармония, переживания отчуждённости, чувство страха, неуверенность в себе, застенчивость, защитная агрессивность и др.
Для коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста применяются средства песочной терапии. Психолого-педагогические аспекты использования песка в развивающей и профилактической работе трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойденная по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования. Структура песка, его фактура в работе приятна при тактильном контакте, дает ощущение физического комфорта, а при взаимодействии с песком на световых столах, от которых идет теплый мягкий свет, приятное впечатление усиливается, что эффективно способствует расслаблению, гармонизации эмоционального состояния.
Проведенное эмпирическое исследование позволило сформулировать ряд выводов.
В ходе анализа результатов констатирующего этапа было установлено, что высокий уровень у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы. Высокий уровень тревожности дошкольников проявляется в следующих характеристиках: часто напряжены, скованы, вздрагивают от резких звуков, грызут ногти, плаксивы, чувствительны, обидчивы и т.д.
С целью коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста была разработана программа «Песочная шкатулка» (включающей элементы песочной терапии). Основная цель коррекции – снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, создание положительного эмоционального настроя. Для реализации поставленной цели используются различные игры и упражнения с кинетическим песком.
Анализ результатов по методикам «Проективный тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), «Анкета для воспитателей и родителей» (М. А. Панфилова), «Кактус» (М. А. Панфилова) позволил сформулировать вывод о том, что в экспериментальной группе детей наблюдается положительная динамика в снижении уровне тревожности. Отметим также то, что высокий уровень тревожности характерен дошкольникам из неполных семей. На контрольном этапе экспериментального исследования детей с высоким уровнем тревожности из полных семей не выявлено.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Аболин, Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека [Текст] / Л. М. Аболин. – Москва : Инфра-М, 2011. – 411 с.
2. Авакумова, Л. О. Основы клинической психологии [Текст] / Л. О. Авакумова. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 351 с.
3. Аверин, В. А. Психология детей и подростков : Учеб. пособие [Текст] / В. А. Аверин. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 458 с.
4. Адлер, А. Наука о характерах [Текст] / А. Адлер. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 502 с.
5. Аракелов, Г. Г. Психофизиологический метод оценки детской тревожности [Текст] / Г. Г. Аракелов // Психологический журнал. – 2016. – Т. 18. № 2. – С. 102-113.
6. Астапов, В. М. Тревожные расстройства у детей. Классификация тревожных расстройств [Текст] / В. М. Астапов // Прикладная психология. – 2012. – № 2. – С. 32-43.
7. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства : учеб. пособие. – 2-е изд. [Текст] / В. Н. Белкина. – Ярославль : ЯГПУ, 2015. – 249 с.
8. Большой психологический словарь [Текст] / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. Г. Зинченко. – 3-е изд., доп. и перераб. – Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2006. – 672 с.
9. Бондаренко, У. Н. Психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с гиперактивным поведением [Текст] / У. Н. Бондаренко, Ю. А. Мичурина // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7. – С. 8-10.
10. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения [Текст] / Г. М. Бреслав // Психологические исследования. – 2012. – №2. – С. 63-69.
11. Бурменская, Г. В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова. – Москва : Академия, 2012. – 416 с.
12. Вачков, И. В. Сказкотерапия в работе детского психолога [Текст] / И. В. Вачков // Современное дошкольное образование. – 2016. – № 4 – С. 12-17.
13. Витт, Н. В. Личностно-эмоциональная опосредованность выражения эмоций [Текст] / Н. В. Витт // Вопросы психологии. – 2011. – № 1. – С. 95-107.
14. Выготский, Л. С. Проблемы общей психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 874 с.
15. Выготский, Л. С. Учение об эмоциях [Текст] // Собрание сочинений т.4 / Л. С. Выготский. – Москва : Изд-во МГУ, 2014. – 587 с.
16. Глозман, Ж. М. Нейропсихология детского возраста : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Ж. М. Глозман. – Москва : Издательский центр «Академия», 2013. – 272 с.
17. Грабенко, Т. М. Чудеса на песке : Практикум по песочной терапии [Текст] / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – Санкт-Петербург : Речь, 2010. – 50 с.
18. Диагностика психологических состояний у детей дошкольного возраста : уч.-мет. пособие [Текст] / Сост. С. В. Велиева. – Санкт-Петербург : Речь, 2005. – 241 с.
19. Дрепа, М. И. Тревожность подростков как объект научной рефлексии в современной психологии [Текст] / М. И. Дрепа // Знание. Понимание. Умение – 2013. – №2. – С. 61-66.
20. Зейгарник, Б. В. Личность и патология деятельности [Текст] / Б. В. Зейгарник. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 480 с.
21. Зейц, М. Пишем и рисуем на песке [Текст] / М. Зейц. – Москва : АСТ. 2010. – 94 с.
22. Епанчинцева, О. Ю. Роль песочной терапии в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста : Конспекты занятий. Картотека игр [Текст] / О. Ю. Епанчинцева. – Санкт-Петербург : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010. – 80 с.
23. Изард, К. Эмоции [Текст] / К. Изард. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2013. – 398 с.
24. Изотова, Б. И. Эмоциональная сфера ребенка : Теория и практика [Текст] / Б. И. Изотова, Е. В. Никифирова. – Москва : ТЦ Сфера. 2015. – 165 с.
25. Кайдаш, С. Н. Психокоррекция эмоциональных нарушений [Текст] / С. Н. Кайдаш // Молодой ученый. – 2015. – №4. – С. 112-116.
26. Клакхон, К. Психология личности [Текст] / К. Клакхон. – Москва : Академия. 2016. – 589 с.
27. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения / Ю. А. Клейберг. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 357 с.
28. Козлова, Е. В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации [Текст] / /Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей / Е. В. Козлова. – Ставрополь, 2010. – С. 16 – 20.
29. Котова, Е. О профилактике детской тревожности [Текст] / Е. О. Котова // Ребенок в детском саду. – 2012. – № 4. – С. 52-55.
30. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева. – Москва : Издат. центр «Академия», 2013. – 176 с.
31. Лазарус, Р. С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу [Текст] / Р. С. Лазарус // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. – Москва : Академия, 2009. – 456 с.
32. Люблинская, А. А. Возрастная психология [Текст] / А. А. Люблинская. – Санкт-Петербург : Питер. 2014. – 522 с.
33. Маклаков, А. Г. Общая психология : Учебник для вузов [Текст] / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2014. – 583 с.
34. Максимова, Н. Ю. Курс лекций по детской патопсихологии : учеб. пособие [Текст] / Н. Ю. Максимова. – Ростов на Дону : Феникс, 2014. – 288 с.
35. Макшанцева, Л. В. Тревожность у дошкольников. Изучение и профилактика [Текст] / Л. В. Макшанцева // Прикладная психология. – 2015. – №4. – С. 78-85.
36. Малкова, Е. Е. Тревожность и развитие личности [Текст] / Е. Е. Малкова. – Санкт-Петербург : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. – 268 с
37. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. – Москва : Eдитopиaл УРСС, 2011. – 224 с.
38. Массен, П. Развитие личности ребенка [Текст] / Пер. с англ. / П. Массен, Дж. Конджер, Дж. Каган, А. Хьюстон. – Москва : Прогресс, 2014. – 272 с.
39. Миланич, Ю. М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста [Текст] / Ю. М. Миланич. – Москва : АСТ, 2015. – 274 с.
40. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. – Москва : АСТ, 2013 – 471 с.
41. Никольская, И. М. Психологическая защита у детей [Текст] / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 547 с.
42. Никонова, С. Л. Психолого-педагогическая коррекции старших дошкольников [Текст] / С. Л. Никонова // Концепт. – 2015 г. – №1. – С. 3-6.
43. Новиковская, О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников [Текст] / О. А. Новиковская. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – С. 3-5.
44. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка [Текст] / Н. Ньюкомб. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 640 с.
45. Обухова, Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л. Ф. Обухова. – Москва : Академия, 2014. – 324 с.
46. Олейник, Б. Ф. Особенности психического развития детей шестилетнего возраста [Текст] / Б. Ф. Олейник. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 352 с.
47. Оллпорт, Г. Психология [Текст] / Г. Оллпорт. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 506 с.
48. Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых [Текст] / М. В. Осорина. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 288 с.
49. Орел, М. Е. Экспрессивная терапия в работе психолога : [учеб. пособие] [Текст] / М. Е. Орел, О. С. Чаликова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. – 120 с.
50. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. – 160 с
51. Панфилова, М. А. Тревожность и ее коррекция у детей [Текст] / М. А. Панфилова // Школа здоровья. – 2016. – № 1. – С. 17–28.
52. Пасечник, Л. Тревожный ребёнок [Текст] / Л. Пасечник // Вопросы психологии. – 2014. – № 9. – С. 89–95.
53. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А. М. Прихожан. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2015. – 304 с.
54. Психологический словарь [Текст] / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – Москва : Педагогика-Пресс, 1996. – 440 с.
55. Резник, Ю. М. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа) [Текст] / Ю. М. Резник, Е. А. Смирнов. – Москва : Институт человека РАН, Независимый институт гражданского общества, 2012. – 260 с.
56. Репина, Т. А. Развитие чувств в дошкольном возрасте [Текст] / Т. А. Репина // Мир психологии. – 2015. – №4. – С. 41-46.
57. Рисмен, Д. Типология социального характера [Текст] / Д. Рисмен. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 374 с.
58. Салливан, Г. Интерперсональная теория психиатрии [Текст] / Г. Салливан. – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – 745 с.
59. Сели, Д. Гениальность и помешательство = (Genius and folly) : Пер. с англ. [Текст] / Д. Сели / Под ред. Л. Е. Оболенского. – Москва : Академия. 2015. – 452 с.
60. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье. – Москва : Академия, 2015. – 225 с.
61. Слюсарева, Е. С. Методы психологической коррекции [Текст] / Е. С. Слюсарева, Г. Ю. Козловская. – Ставрополь, 2013. – 240 с.
62. Спилбергер, Ч. Тревожность как свойство личности [Текст] / Ч. Спилбергер. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 189 с.
63. Степанова, О. П. Эффективное преодоление неуверенности и тревожности. Психокоррекционная работа [Текст] / О. П. Степанова. – Москва : Флинта, 2015. – 180 с.
64. Терентьева, Ю. В. Психология индивидуальности [Текст] / Ю. В. Терентьева. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 455 с.
65. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – Москва : Академия, 2009. – 368 с.
66. Федосеева, М. А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии [Текст] / М. А. Федосеева. – Волгоград : Учитель, 2016. – 174 с.
67. Феррол, Л. М. Психология личностного развития [Текст] / Л. М. Феррол. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 652 с.
68. Франкл, В. Э. Психология индивидуальности [Текст] / В. Э. Франкл. – Москва : Инфра-М, 2016. – 698 с.
69. Фрейд, З. Психоанализ [Текст] / З. Фрейд. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 458 с.
70. Фромм, Э. Бегство от свободы [Текст] / Э. Фромм. – Москва : Владос, 2012. – 658 с.
71. Чернышова, Л. И. Психология и педагогика : Учебное пособие [Текст] / Л. И. Чернышова. – Москва : Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 381 c.
72. Чернявская, В. С. Тревожность дошкольников и стили родительского воспитания [Текст] / В. С. Чернявская, И. И. Обидион // Мир науки, культуры и образования. – 2015. – № 3. – С. 272-274.
73. Шиманская, А. Сказки на песке. Практика песочной терапии [Текст] / А. Шиманская. – Санкт-Петербург : Речь, 2010. – 224 с.
74. Щукина, М. А. Саморазвитие личности : история и современное состояние проблемы в отечественной психологии [Текст] / М. А. Щукина // Вестник Санкт- Петербургского университета. – 2014. – №3. – С. 52-55.
75. Ханин, Ю. Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилберга [Текст] / Ю. Л. Ханин. – Москва : Академия, 2012. – 125 с.
76. Хватова, М. В. Акмеологические ресурсы психологического здоровья личности как целостный феномен [Текст] / М. В. Хватова // Акмеология. – 2015. Т. 35. – № 3. – С. 87-96.
77. Хорни, К. Наши внутренние конфликты [Текст] / К. Хорни. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 745 с.
78. Юнг, К. Г. Человек и его символы [Текст] / К. Г. Юнг. – Москва : Серебряные нити, 2013. – 352 с
79. Юрчик, Р. О. Эмоциональная сфера дошкольников [Текст] / Р. О. Юрчик // Молодой ученый. – 2015. – №3. – С. 124-131.
80. Юсупов, И. М. Психология эмпатии. – 2-е изд. [Текст] / И. М. Юсупов. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2016 . – 652 с.
81. Ядов, В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности [Текст] / В. А. Ядов. – Москва : Академия, 2014. – 284 с.
82. Яковлева, Н. Г. Психология и педагогика [Текст] / Н. Г. Яковлева. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2013. – 426 с.
83. Яковлева, Н. Г. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / Н. Г. Яковлева // Мир психологии. – 2011. – №2. – С. 36-42.
84. Янг, К. Основные свойства нервной системы человека [Текст] / К. Янг. – Москва : Академия, 2013. – 156 с.
85. Brown, S. P., Westbrook, R. A., Challagalla, G. Good Cope, Bad Cope: Adaptive and maladaptive doping strategies following a critical negative work event // Journal of applied psychology. – 2005. – Vol. 90. – N 4. – P.982-798.
86. Ostroumova, O. F. he didactic aspect of foreign language creative teaching / O. F. Ostroumov // Journal of Language and Literature, – Vol. 5. – № 3. 2014. – P.92-98.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ