Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности и основные факторы развития Тихоокеанского флота России в 1894-1904 гг.

Работа №56425

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы127
Год сдачи2017
Стоимость5040 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
67
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение с.3
Глава I. Становление Тихоокеанского флота
1. Причины создания флота Т ихого океана с.15
2. Военно-морская крепость Порт-Артур - главная база ВМФ России на
Дальнем Востоке с.24
3. Меры по усилению Тихоокеанского флота с.36
4. Тихоокеанский флот накануне Русско-японской войны с.46
Глава II. Участие флота в боевых действиях на Тихом океане
1. Боевые действия Порт-Артурской эскадры под руководством адмиралов О.В. Старка и С.О. Макарова против японской
агрессии с.56
2. Адмиралы Е.И. Алексеев и В.К. Витгефт во главе эскадры в Порт-
Артуре с.73
3. Деятельность Владивостокского отряда крейсеров с.97
Заключение с.115
Список использованных источников и литературы с. 119


Российский флот традиционно считается гордостью страны и имеет славную многовековую историю. Морская тематика в нашей стране также достаточно популярна, хотя главенствующая роль все же принадлежит нашим сухопутным силам. Празднование в 1996 году 300-летия Российского флота подстегнуло интерес исследователей к отечественным военно¬морским силам.
Однако, как и во многих случаях, интерес к какому-либо явлению не охватывает абсолютно всю его историю, а концентрируется на самых ярких и интересных для широкого круга читателей моментах. Официальная пропаганда также не склонна привлекать внимание к тем периодам в истории флота, которые, по различным причинам, нельзя однозначно назвать успешными или героическими. Абсолютно понятен и большой интерес к боевым страницам истории флота: ведь именно в войнах флот завоевал славу и почёт.
Подобный подход к изучению не может устроить исследователя, так как в мирное время создается военно-морская мощь государства. Будет, конечно, преувеличением сказать, что исход любого конфликта предрешён ещё до его начала, но во многих случаях подобный подход имеет все права на существование.
Один из периодов в истории Российского флота, не слишком избалованный внимаем исследователей, - это десятилетие с 1894 и до окончания Русско-японской войны в 1904 году. Именно в эти годы происходит создание и становление Российского Тихоокеанского флота. Стоит отметить тот факт, что если Русско-японская война является наиболее изученным событием отечественной истории, то события , предшествующие этому конфликту, чаще всего упускаются из внимания исследователей.
Актуальность изучения Тихоокеанского флота в этот период связана не столько с интересом к Русско-японской войне, сколько к причинам, приведшим к поражению в ней.
Исследователей и спустя более 110 лет волнует вопрос: почему Российский флот, имевший за плечами славную 200-летнюю историю, кругосветные путешествия, географические открытия - Гангут, Гренгам, Наварин, Синоп, Чесму - оказался полностью разгромленным в единоборстве с более молодым флотом второстепенной морской державы? Несмотря на постоянные неудачи в боевых действиях, российские моряки всю войну сражались с мужеством и отвагой, не жалея жизни ради своего отечества. К сожалению, для большинства наших современников все знания о драматичных событиях тех лет сводятся к подвигу крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», и мало, кто знает о подвиге миноносца «Стерегущий» или крейсера «Рюрик».
Темой данного исследования является изучение становления и развития Тихоокеанского флота за период с 1894-1904 гг. На мой взгляд, она является актуальной сегодня не столько ради изучения причин гибели Российского флота в Русско-японской войне, сколько для изучения возможностей противостояния угрозам на море в отношении современной России. Уроки Русско-японской войны не утратили своего значения и в настоящее время, но, к сожалению, и до настоящего времени они не учитываются в полном объеме. Наш флот на современном этапе находится далеко не в идеальном состоянии, хотя и нельзя не отметить попыток восстановления былой мощи флота. Ведь ни для кого не секрет, что развал 90-х годов XX века в стране пагубно отразился и на флоте. В связи с этим большое количество кораблей в настоящее время находится на плановом ремонте, что сильно ослабляет ВМФ. Ухудшение же отношений с США требует от флота быть готовым к защите интересов Российской Федерации на море.
Объектом исследования является Тихоокеанский флот в период с 1894-1904 годов.
Предметом исследования является развитие и боевая деятельность Тихоокеанского флота в канун и в годы Русско-японской войны.
Хронологические рамки работы охватывают период с момента начала Японо-китайской войны в 1894 году до августа 1904, когда Тихоокеанский флот России после боя в Желтом море вернулся в места своего базирования и более активных действий на море не вел.
Степень изученности темы. Историография по теме исследования включает в себе труды отечественных исследователей. В истории исследования Тихоокеанского флота в рассматриваемый период можно выделить три этапа:
- дореволюционный (1904 -1917 гг.);
- советский (1918-1991 гг.);
- современный (1992- по настоящее время).
Первый этап в изучении флота Тихого океана был наиболее плодотворным по сравнению со следующими этапами, хотя изучение проблемы происходило в основном в рамках исследований по Русско- японской войне.
Первые работы, посвященные непосредственно Порт-Артуру, появились еще до официального его перехода в русское владение. Среди таких работ стоит выделить издание Военно-Морского учетного отдела . В нем подробно описано состояние морской инфраструктуры Порт-Артура на момент занятия его русскими войсками. Стоит заметить, что данное издание являлось долгие годы секретным.
Изучению военно-морской инфраструктуры посвящен очерк инженера- механика флота М.Б. Лобач-Жученко . В нем подробно описана инфраструктура Порт-Артура в начале Русско-японской войны, дается справка обо всех недостатках порта и о том, что еще необходимо сделать, чтобы исправить все недочеты. Данный очерк написан человеком с техническим образованием, и поэтому дает основание со всей серьезностью отнестись к нему.
Изучение Тихоокеанского флота началось еще до Русско-японской войны. Одна из таких работ - труд С.О. Огородникова . В нем подробно описаны меры по усилению Тихоокеанского флота задолго до войны с Японией. Исторический обзор С.О. Огородникова показывает, какие меры принимало Морское министерство в отношении действующих на тот момент флотов.
Первые исследования, посвященные русскому флоту в войне с Японией, появились непосредственно в годы Русско-японской войны. Среди них стоит выделить работу Ф.И. Булгакова. В этом исследовании, помимо действий русской эскадры в войне с Японией, имеется небольшой раздел о том, как был занят Порт-Артур русскими кораблями. Автор, отдавая должное героизму русских моряков и подробному описанию боев, не сообщает о недостатках, свойственных нашему флоту, не дает анализа причин, по которым он был разбит. Тот факт, что труд Булгакова был написан еще в годы войны, дает повод относиться к нему с некой критичностью, так как в исследовании не были раскрыты многие факты из истории войны.
Большое внимание Тихоокеанскому флоту уделяется в многочисленной литературе по более общим проблемам, а именно: в трудах по истории Русско-японской войны в целом. Особенно здесь стоит выделить работу военно-исторической комиссии по описанию Русско-японской войны 1904¬1905 гг. Комиссия начала свою работу в 1906 и завершила её в 1910 году. За четыре года она изучила 12 тыс. документов. Итогом её деятельности стало издание труда «Русско-японская война 1904-1905 гг.», опубликованного в 9- ти томах. Анализируя деятельность комиссии, можно отследить события от начала создания 1-й Тихоокеанской эскадры до ее гибели. Однако стоит признать тот факт, что основной упор составители сделали на описании событий, которые происходили на суше. В целом же публикация отличается богатством фактического материала, и до настоящего времени, по нашему мнению, нет более серьезной работы по истории Русско-японской войны.
Для описания действий русского флота в войне с Японией была создана в 1908 году специальная комиссия при морском Генеральном штабе. До 1917 года ей было опубликовано семь томов под названием «Русско- японская война 1904-1905 гг. Работа исторической комиссии по описанию действий флота в войну 1904-1905 гг. при морском Генеральном штабе» . В томах подробно изложены морские операции русских военно-морских сил в годы Русско-японской войны. Стоит заметить, что деятельность данной комиссии была вызвана тем, чтобы заполнить тот пробел, который остался после работы предшествующей комиссии. В 1918 году отдельным томом вышла очередная книга комиссии при морском Генеральном штабе под названием «Русско-японская война 1904-1905 гг. Введение» . В ней впервые описываются события, предшествующие Русско-японской войне, связанные с флотом. Авторы проводят экскурс в более поздние времена, когда наш флот только появился на Тихом океане. В целом обобщения этой комиссии легли в основу практически всех советских и современных трудов по действиям флота в Русско-японскую войну.
Среди фундаментальных работ, посвященных истории Русско- японской войны, также следует выделить труд М.Е. Бархатова и В.В. Функе, вышедший в 5-ти томах. Авторы, подробно излагая события на суше, не уделили должного внимания действиям на море. Сильной стороной данного многотомного издания является то, что в нем авторы уделяют большое внимание недостаткам, свойственным русскому флоту в войне с Японией.
В энциклопедических исследованиях того времени значительное внимание уделено 1-й эскадре флота Тихого океана. В 15-ом томе «Истории русской армии и флота» повествуется о том, как создавалась эскадра, как она развивалась и как погибла. Большим недостатком данной работы, на наш взгляд, является то, что авторы уделяют больше внимания наиболее существенным событиям Русско-японской войны, упуская из поля зрения менее значительные детали. В исследовании допущен ряд ошибок и неточностей в датах.
Таким образом, в дореволюционный период был создан значительный исследовательский задел, на который могли опираться последующие поколения исследователей. Несколько особняком в этом ряду стоит деятельность военно-исторической комиссии, на которую опирались в последующем как советские, так и российские исследователи.
Второй историографический этап (1917-1991) начался после Октябрьской революции, когда к власти пришли большевики. В советский период, как мы знаем, все исследования писались, исходя из марксистко-ленинской методологии истории. Еще задолго до прихода к власти В.И. Лениным была написана статья «Падение Порт-Артура». Суть данной статьи сводится к тому, что причиной поражения в войне был царский режим, отсталость экономики, неэффективные методы управления армией и флотом. Выводы данной статьи являлись своеобразным ориентиром для советских исследователей, так как именно формулировка В.И. Ленина считалась наиболее правильной для определения причин неудачных действий в войне с Японией
В советской исторической литературе долгие годы отсутствовали специализированные труды, посвященные Тихоокеанскому флоту в целом, изучение проблемы продолжалось развиваться лишь в русле событий Русско- японской войны.
Попытку создать специализированный труд по истории флота Тихого океана предпринял С.Е. Захаров. Однако его исследование, скорее, напоминает очерк, в котором все события изложены схематично. Тем не менее, оно создает в общем некую целостную картину развития флота в интересующий нас период.
Среди работ, посвященных истории Русско-японской войны, следует отнести исследование И.И. Ростунова. В данной работе, помимо описания действий флота в Русско-японскую войну, автор проводит сравнение военно¬морских сил России и Японии накануне войны.
Среди трудов, посвященных военным действиям на море во время войны с Японией, нельзя не отметить исследования П.Д. Быкова и А.В. Золотарева. Эти работы содержат значительный фактический материал и дают краткое и достоверное описание войны на море. Помимо этого, в трудах П.Д Быкова и А.В. Золотарева анализируется обстановка перед войной, рассматривается подготовка как Российского, так и Японского флотов к войне, справедливо оценивается значение военно-морского флота в войне.
Отдельно стоит выделить специализированный труд В.Е. Егорьева , посвященный деятельности Владивостокского отряда крейсеров. В нем автор во многом устранил тот пробел в исследовании, безусловно, интересных крейсерско-набеговых операций кораблей, которые базировались во Владивостоке. Исследование четко структурировано и располагает достоверной и точной информацией. Автор использовал широкий круг источников по теме. Однако начинания В.Е. Егорьева не подхвачены другими исследователями и поэтому он до сих пор является единственным специализированным трудом по деятельности Владивостокского отряда.
Существенный вклад в изучение Тихоокеанского флота внесли обобщающие работы по истории русской армии и флота. Среди них следует выделить исследование Л.Г. Бескровного. В его монографии содержится материал, раскрывающий сильные и слабые стороны русского флот. Вместе с тем автор выражает свойственное тому времени мнение, что недостатки, с русской армии и флота были обусловлены существованием в России царского режима.
Таким образом, советская историческая наука внесла определенный вклад в изучение Тихоокеанского флота. Изучение проблемы продолжало развиваться, по большей части, в работах по истории Русско-японской войны. Однако нельзя не отметить появления узкоспециализированных трудов по интересующей нас тематике. Как я уже ранее отмечал, советские историки в основном использовали в своих работах труд военно-исторической комиссии.
Современный историографический этап (1992 по настоящее время) характеризуется возрастанием интереса исследователей к истории Русско- японской войны, российского военно-морского флота.
Особый интерес исследователей проявляется к кораблям, которые принимали участие в Русско-японской войне. Здесь стоит отметить серию книг «Мидель-Шпангоут». Как правило, каждая книга этой серии полностью посвящена какому-либо судну, принимавшему участие в Русско- японской войне.
Вместе с тем в последние годы появляется множество энциклопедий , посвященных кораблям Российского императорского флота. Среди них особенно хочется выделить энциклопедии под редакцией А.Е. Тараса , которые интересуют не только исследователей, но и широкую читательскую аудиторию.
Истории Российского флота посвящен труд В.А. Золотарева и И.А. Козлова . Большое внимание в нем уделено состоянию Российского флота накануне войны с Японией. Авторы в значительной мере пытаются найти объективные причины тех неудач, которые постигли флот в войне с Японией.
Большим достижением современной историографии является исследование В.Ю. Грибовского. Данное исследование знаменательно тем, что оно представляет собой первую специализированную монографию, посвященную целиком и полностью Тихоокеанскому флоту. Особенностью этого труда является то, что в нем в равной степени рассмотрена как боевая деятельность флота, так и его развитие. Рассказывается о боевой подготовке на флоте, состоянии и причинах его создания. К сожалению, на данный момент трудов, подобных монографии В.Ю. Грибовского, больше не имеется.
Подводя итоги историографического анализа, можно сделать вывод о том, что отечественная историческая наука проделала огромную работу в деле изучения действий русского флота в период Русско-японской войны 1904-1905 гг., но исследований, посвященных развитию русского флота на Дальнем Востоке, на мой взгляд, недостаточно.
Целью магистерской диссертационной работы является изучить процесс развития Тихоокеанского флота в 1894-1904 гг. В соответствии с этой целью предстоит решить следующие задачи:
1. Выявить основные цели создания флота.
2. Показать становление Тихоокеанского флота до Русско-японской войны.
3. Оценить эффективность использования военно-технического потенциала флота в войне с Японией.
Источниковая база исследования.
Одной из особенностей данной диссертационной работы является наличие широкого круга источников. Их можно поделить на три группы:
1. Официальные документы (Рапорты командиров судов, приказы командующих флотом, донесения наместника императору и др.)
2. Мемуары и воспоминания.
3. Материалы периодической печати.
К первой группе источников относится работа исторической комиссии по описанию действий флота в Русско-японскую войну при морском генеральном штабе. Не случайно данное издание являлось секретным в течение 25 лет с момента составления. В нем представлены разнообразные по значению документы, относящиеся к флоту Тихого океана за период с 1894 до 1904 года. Именно с использованием данного труда написано большинство исследовательских работ, анализирующих состояние Тихоокеанского флота с 1894-1904 гг.
В исследовании также представлена и официальная японская версия истории войны с Россией, которая называется «Описание военных действий на море в 37-38 гг. Мэйдзи». В нем помещены как официальные японские документы, касающиеся Русско-японской войны, так и донесения русских командующих. Данное исследование написано в патриотическом духе, и поэтому многие события, касающиеся действий японского флота весьма приукрашены. Не смотря на это, многие события излагаются весьма достоверно. Неточности в большинстве своем касаются потерь японского флота, которые сильно занижены.
Следующую группу источников составляют мемуары
непосредственных участников событий. В первую очередь хочется отметить воспоминания М.В. Бубнова . М.В. Бубнов некоторое время командовал отрядом миноносцев и участвовал во многих операциях и походах. Помимо описания действий миноносцев он говорит о некоторых недостатках в подготовке экипажей кораблей и системе их базирования.
Среди мемуаров стоит особенно выделить воспоминания известного деятеля царской России С.Ю. Витте , который в своих воспоминаниях подробно описывает деятельность на дипломатическом фронте, в канун занятия Порт-Артура. Однако воспоминания С.Ю. Витте часто критикуются историками за известную однобокость. Из этих мемуаров складывается впечатление, что кроме Витте никто не разбирался в делах Дальнего Востока и только он работал во благо Российской империи.
Ценным источником о действиях японского флота является дневник японского офицера Нирутаки , который участвовал во всех операциях по «закупорке» русских кораблей на внутреннем рейде. Его воспоминания во многом расходятся с официальной историей войны с Россией . Он, в частности, говорит о гибели тех судов, гибель которых официальная японская история отрицает.
К последней группе источников относятся материалы периодической печати , в частности, журнал «Летопись войны с Японией ».
В данном издании широко освещены ключевые события, проходившие в годы войны, однако стоит заметить, что написаны они в патриотическом духе, который не предполагает глубокого анализа неудачных действий. Для историка данный журнал в первую очередь ценен тем, что в нем печатались официальные указы и циркуляры правительства.
Методологическая база исследования основана на исходных принципах исторической науки: историзм, объективность, комплексность. Для решения исследовательских задач и раскрытия сути изучаемых явлений, наряду с общенаучными методами (анализ, синтез, описание, сравнение, дедукция, индукция, системный подход и др.), в работе использовались и специально-исторические методы. Историко-сравнительный метод помог выявить особенности и общие черты боевой учебы и военных действий Тихоокеанского флота в ходе сражений. Проблемно-хронологический метод дал возможность в хронологической последовательности показать становление и гибель флота Тихого океана, выделить качественно отличные периоды в боевых действиях. Историко-системный метод позволил рассмотреть боевую деятельность Тихоокеанского флота, как сложную проблему, зависящую от многих составляющих, рассмотреть отдельные его направления и взаимосвязь между ними.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Главы сочинения расположены в следующей последовательности: первоначально дается развитие и состояние ВМФ России на Дальнем Востоке до 1904 года. Следующая глава рассказывает о деятельности Тихоокеанского флота с начала Русско- японской войны и до боя в Желтом море в августе 1904 года, после которого наш Тихоокеанский флот не смог оправиться от поражения и более активных действий на море не предпринимал. В этой главе боевые действия наглядным образом показывают те недостатки, которые, по каким-то причинам, не были устранены в предыдущие годы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Более века отделяет нас от трагических событий Русско-японской войны. Войны, в которой мы потеряли почти весь свой Тихоокеанский флот и крепость Порт-Артур, главный порт его пребывания. С потерей Порт- Артура Россия фактически предрекла себе поражение в войне.
Падение Порт-Артура и гибель флота - результат, главным образом, стратегических ошибок, результат неподготовленности флота к войне, неспособности и нерешительности командного состава.
Причины всего этого нужно в первую очередь искать в предвоенном этапе развития Тихоокеанского флота России на Дальнем Востоке. В данной диссертационной работе была предпринята попытка изучить процесс развития Тихоокеанского флота с момента его создания и до самой гибели. При этом были изучены условия базирования Тихоокеанского флота с его инфраструктурой.
Исходя из поставленной цели и сформулированных задач, можно прийти к следующим выводам:
1. Меры, принятые правительством для усиления флота на Дальнем
Востоке, оказались явно недостаточными. По кораблестроительной программе ввод в строй новых судов для нужд Дальнего Востока, планировалось завершить в 1905 году. Как нам кажется, в этом был главный стратегический просчет правительства, так как оно, зная о том, что Япония завершит строительство главных сил флота к 1902 году, не приняло меры к ускоренному завершению кораблестроительной программы. Российское правительство, тем не менее, отсрочило ввод в строй новых судов. Имеющиеся на Дальнем Востоке к началу войны с Японией военно-морские силы были слабее, как в количественном, так и в качественном отношении. Кроме этого, корабли Российского флота были рассредоточены по разным местам дислокации. Предполагая, что основным театром в войне с Японией станет Квантунский полуостров с крепостью Порт-Артур, было бы разумнее сосредоточить все морские силы именно там. В Порт-Артуре точно были бы не лишними корабли, оказавшиеся к началу войны в разных местах дислокации. Это 5 крейсеров 1-го ранга, 3 канонерские лодки, 10 миноносцев. Были бы не лишними и направлявшиеся в Порт- Артур корабли Средиземноморской эскадры, но они, находясь у берегов Восточной Африки, были отозваны на Балтику. Однако стоит заметить, что выбор Порт-Артура главной базой флота - также был стратегическим просчетом командования, так как с самого начала войны наши корабли оказались буквально запертыми в Порт-Артуре, а японский флот вследствие близости японских портов мог свободно контролировать все подступы к Порт-Артуру. Разместив наши военно¬морские силы во Владивостоке, шансы заблокировать наш флот свелись бы к нулю из-за значительного удаления от японских берегов. Этот довод легко подтверждается тем, что фактически сразу после начала военных действий перед нашим флотом была поставлена задача прорываться во Владивосток, порт которого к тому же был лучше оборудован и больше подходил для стоянки главных сил флота.
Отсутствие в Порт-Артуре необходимой инфраструктуры для ремонта кораблей заметно замедлило исправление поврежденных судов, из-за чего наш флот долгое время бездействовал в ожидании исправления поврежденных судов.
2. В результате беспечности командования наши военно-морские
силы на Дальнем Востоке в первые дни войны были серьёзно ослаблены. К началу войны в управлении флотом оказался человек, неспособный им командовать, и его пришлось срочно менять. Прибывший на его замену в Порт-Артур вице-адмирал С.О. Макаров сумел на время исправить ситуацию и своими активными действиями заставил японцев быть менее самоуверенными. Но главной заслугой адмирала С.О. Макарова, прежде всего, следует считать то, что он смог поднять боевой дух матросов и командиров. Однако как бы, не восхищались боевой деятельностью С.О. Макарова, у него тоже были свои просчеты, которые и привели к его гибели. Гибель адмирала отрицательно повлияла как на матросов, так и на командиров. Командовавшие после него эскадрой адмиралы А.Е. Алексеев и В.К. Витгефт не предпринимали активных действий и не пытались возродить традиции, заложенные адмиралом С.О. Макаровым. В бою 28 июля в Желтом море Порт-Артурская эскадра была наголову разбита, хотя она и не потеряла в том бою ни одного корабля. Поражение заключалось в том, что командиры не решились сражаться до последнего и прорываться во Владивосток, как было приказано. Этот бой стал последним для Порт-Артурской эскадры. Вернувшиеся в Порт-Артур корабли были обречены на верную гибель и стали «сырьевым придатком» сухопутной обороны крепости. Кроме того, затонувшие в гавани Порт-Артура русские корабли были впоследствии включены в состав японского императорского флота. Серьезным недостатком, повлиявшим на неудачи наших военно-морских сил, стала техническая отсталость российских кораблей. Порт-Артурская эскадра в основном была вооружена устаревшими судами и устаревшим вооружением. Боевая подготовка эскадры также оставляла желать лучшего. Из-за частой смены кораблей в предвоенный период они попросту не могли наладить между собой четкого взаимодействия. Отдаленность от России не позволяла быстро и своевременно пополнить Тихоокеанский флот новыми кораблями. Базировавшийся во Владивостоке отряд крейсеров не мог кардинальным образом изменить положение дел на море, да и задачи, которые перед ним стояли, не сводились к этому. Поэтому августовский бой стал последним для Владивостокского отряда крейсеров.
Резюмируя все вышеизложенное, стоит отметить, что, несмотря на все поражения, которые наш флот потерпел в Русско-японской войне, русские моряки сражались с присущей им отвагой и героизмом. Не хватало лишь такого человека, как адмирал С.О. Макаров, который мог направить всю эту энергию в нужное русло. И будь С.О. Макаров командующим эскадрой более длительное время, мы уверены, что исход войны был бы иным.



1.1. Описание военных действий на море в 37-38 гг. Мейдзи (1904-1905 гг.) / Сост. Мор. Ген. Штабом в Токио. Пер. с яп. А. Воскресенский; изд. под. ред. Морского Ген. штаба. Спб.: Типография Морского министерства, 1909¬1910. - Т. I. 296 с.; Т. II. 182 с.; Т. III. 88 с.
1.2. Русско-японская война. Действия флота. Документы. Отдел I. Тихоокеанская эскадра с 1894 по 1904 г. Книга вторая. Занятие Порт-Артура и Квантунской области. - Спб.: Типография Морского министерства, 1912. - 457 с.
1.3. Русско-японская война. Действия флота. Документы. Отдел II. Донесения главнокомандующих. Книга первая. Донесения наместника Его Императорского Величества на Дальнем Востоке Государю Императору и Генерал-адмиралу во время войны. - Спб.: Типография Морского министерства, 1910. - 226 с.
1.4. Русско-японская война. Действия флота. Документы. Отдел III. 1-я Тихоокеанская эскадра. Книга первая. Действия на Южном морском театре войны. Выпуск 1-й. Период командования флотом вице-адмирала Старка. - Спб.: Типография Морского министерства, 1911. - 195 с.
1.5. Русско-японская война. Действия флота. Документы. Отдел III. 1-я Тихоокеанская эскадра. Книга первая. Действия на Южном морском театре войны. Выпуск 7-й. Бой 28-го июля 1904 года. - Спб.: Типография Морского министерства, 1911. - 259 с.
1.6. Русско-японская война. Действия флота. Документы. Отдел III. 1-я Тихоокеанская эскадра. Книга первая. Действия на Южном морском театре войны. Выпуск 2-й. Период командования флотом вице-адмирала Макарова. - Спб.: Типография Морского министерства, 1911. - 216 с.
1.7. Русско-японская война. Действия флота. Документы. Отдел III. 1-я Тихоокеанская эскадра. Книга первая. Действия на Южном морском театре войны. Выпуск 3-й. Период непосредственного командования флотом наместника Е.И.В. на Дальнем Востоке (2 - 22 апреля 1904 г.). - Спб.: Типография Морского министерства, 1912. - 129 с.
1.8. Русско-японская война. Действия флота. Документы. Отдел III. 1-я Тихоокеанская эскадра. Книга первая. Действия на Южном морском театре войны. Выпуск 4-й. Период командования эскадрой в Порт-Артуре контр¬адмирала Витгефта. (22 апреля - 28 июля 1904 года). - Спб.: Типография Морского министерства, 1913. - 383 с.
1.9. Русско-японская война. Действия флота. Документы. Отдел III. 1-я Тихоокеанская эскадра. Книга первая. Действия на Южном морском театре войны. Выпуск 5-й. Период командования эскадрой в Порт-Артуре контр¬адмирала Витгефта. (22 апреля - 28 июля 1904 года). - Спб.: Типография Морского министерства, 1913. - 309 с.
1.10. Русско-японская война. Действия флота. Документы. Отдел III. 1¬я Тихоокеанская эскадра. Книга первая. Действия на Южном морском театре войны. Выпуск 6-й. Бой 28-го июля 1904 года. - Спб.: Типография Морского министерства, 1913. - 483 с.
1.11. Русско-японская война. Осада и падение Порт-Артура (Военно-историческая библиотека)/ Сост. Лактионов А. - М.: АСТ, 2004. - 733 с.
1.12. Макаров С.О. Документы / С.О. Макаров. - М.: Воениздат, 1960. - Т. 2. - 782 с.
1.13. Развитие минного оружия в русском флоте. Документы / Под ред. А.А. Самарова. - М.: Воен-мор. изд-во, 1951. - 347 с.
1.14. Сборник договоров и дипломатических документов по делам Дальнего Востока. - Спб.: Тип. А.М. Менделевича, 1906. - 782 с.
б). Периодические издания
1.15. Летопись войны с Японией. - 1904. - №1.
1.16. Летопись войны с Японией. - 1904. - №2.
1.17. Летопись войны с Японией. - 1904. - №3.
1.18. Летопись войны с Японией. - 1904. - №4.
1.19. Летопись войны с Японией. - 1904. - №5.
1.20. Летопись войны с Японией. - 1904. - №6.
1.21. Летопись войны с Японией. - 1904. - №7.
1.22. Летопись войны с Японией. - 1904. - №8.
1.23. Летопись войны с Японией. - 1904. - №9.
1.24. Летопись войны с Японией. - 1904. - №10.
1.25. Летопись войны с Японией. - 1904. - №11.
1.26. Летопись войны с Японией. - 1904. - №12.
1.27. Летопись войны с Японией. - 1904. - №13.
1.28. Летопись войны с Японией. - 1904. - №14.
1.29. Летопись войны с Японией. - 1904. - №15.
1.30. Летопись войны с Японией. - 1904. - №16.
1.31. Летопись войны с Японией. - 1904. - №17.
1.32. Летопись войны с Японией. - 1904. - №18.
1.33. Летопись войны с Японией. - 1904. - №19.
1.34. Летопись войны с Японией. - 1904. - №20.
1.35. Летопись войны с Японией. - 1904. - №21.
1.36. Летопись войны с Японией. - 1904. - №22.
1.37. Летопись войны с Японией. - 1904. - №23.
в). Мемуары
1.38. «Акацуки» перед Порт-Артуром (Дневник японского морского офицера)// Корабли и сражения. - 1995. - Вып. IV. - 56 с.
1.39. Бубнов М.Б. Воспоминания о деятельности 1-й Тихоокеанской эскадры и морских команд на берегу во время осады Порт-Артура в 1904 г. / М.Б. Бубнов. - Спб.: Типография Морского министерства, 1907. - 148 с.
1. 40. Витте С.Ю. Воспоминания. Царствование Николая II/ С. Ю. Витте. - Л.: Госиздат, 1924. T. I. - 471 с.
1.41. Ларенко П. Страдные дни Порт-Артура. Хроника военных событий и жизни в осажденной крепости с 26-го января 1904 г. по 9-е января 1905 г. По дневнику мирного жителя и рассказам защитников крепости / П. Ларенко. - Спб.: Типо-литография Шредера, 1906. - 819 с.
1.42. Порт-Артур. Воспоминания участников. - Нью-Йорк.: Изд-во им. Чехова, 1955. - 411 с.
1.43. Руднев В.Ф. Кругосветное плавание крейсера «Африка» в 1880-1883 гг. / В.Ф. Руднев. - Спб.: Электро-типография Н.Я. Стойковой, 1909. - 169 с.
1.44. Цывинский Г.Ф. Пятьдесят лет в Российском императорском флоте / Г.Ф. Цывинский. - Спб.: Леко, 2008. - 164 с.
2. Литература
2.1. Афонин Н.Н. Порт-Артурские миноносцы «Боевой» и «Лейтенант Бураков» / Н.Н. Афонин // Мидель-шпагоут. 2012. - № 27. - 51 с.
2.2. Афонин Н.Н. Канонерские лодки типов «Сивуч» и «Грозящий» / Н.Н. Афонин // Мидель-шпангоут. 2011. - № 23. - 61 с.
2.3 Бархатов М.Е., Функе В.В. История русско-японской войны / М.Е. Бархатов, В.В. Функе. - Спб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1907. - Т.1. - 262 с.
2.4. Бархатов М.Е., Функе В.В. История русско-японской войны / М.Е. Бархатов, В.В. Функе. - Спб.: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1907. - Т.П. - 501 с.
2.5. Беклемишев Н.Н. О русско-японской войне на море. Из записок Императорского Русского Технического общества / Н.Н. Беклемишев. - Спб.: Типо-литография Шредера, 1907. - 110 с.
2.6. Бескровный Л.Г. Армия и флот России в начале XX века. Очерки военно-экономического потенциала / Л.Г. Бескровный. - М.: Наука, 1986. - 237 с.
2.1. Бескровный Л.Г. Очерки военной историографии России / Л.Г. Бескровный. - М.: Изд-во академии наук СССР, 1962. - 311 с.
2.8. Бескровный Л.Г. Очерки по источниковедению военной истории России / Л.Г. Бескровный. - М.: Изд-во академии наук СССР, 1951. - 452 с.
2.9. Быков П.Д. Русско-японская война 1904-1905 гг. / П.Д. Быков. - М.: Военмориздат, 1942. - 102 с.
2.10. Геманов В.С. История Российского флота. Учебное пособие для курсантов и слушателей морских вузов / В.С. Геманов. - Калининград.: Янтарный сказ, 2009. - 465 с.
2.11. Грибовский В.Ю. Российский флот Тихого океана 1898-1905. История создания и гибели / В.Ю. Грибовский. - М.: Военная книга, 2004. - 140 с.
2.12. Дубровская Д.В. Судьба Синьцзяня. Обретение Китаем «новой границы» в конце XIX века / Д.В. Дубровская. - М.: РАН, 2006. - 340 с.
2.13. Егорьев В.Е. Операции Владивостокских крейсеров в русско- японскую войну 1904-1905 гг. / В.Е. Егорьев. - М.: Военмориздат, 1939. - 273 с.
2.14. Емелин А.Ю. Крейсер II ранга «Новик» / А.Ю. Емелин // Мидель- Шпангоут. 2002. - № 2. - 43 с.
2.15. Захаров С.Е. Тихоокеанский флот / С.Е. Захаров. - М.: Воениздат, 1966. - 320 с.
2.16. Золотарев А.В. Русско-японская война 1904-1905 гг. Борьба на море / А.В. Золотарев. - М.: Наука, 1990. - 256 с.
2.11. Золотарев В. А., Козлов И.А. Три столетия Российского флота / В.А. Золотарев, И.А. Козлов. - Спб.: Полигон, 2004. - Т. 2. - 683 с.
2.18. Капитанец И.М. Флот в русско-японской войне и современность / И.М. Капитанец. - М.: Вече, 2004. - 432 с.
2.19. Крестьянинов В.Я. Крейсера Российского императорского флота 1856-1911 / В.Я. Крестьянинов. - Спб.: Галерея Принт, 2003. - 122 с.
2.20. Крестьянинов В.Я. Минные заградители типа «Амур» / В.Я. Крестьянинов. - Спб.: Леко, 2008. - 92 с.
2.21. Крестьянинов В.Я., Молодцов С.В. Эскадренные броненосцы типа «Пересвет» / В.Я. Крестьянинов, С.В. Молодцов // Мидель-Шпангоут. 2007. - № 12. - 105 с.
2.22. Лобач-Жученко М.Б. Порт-Артур / М.Б. Лобач-Жученко. Спб.: Типография С.А. Чиколини, 1904. - 31 с.
2.23. Мартынов Е.И. Из печального опыта русско-японской войны / Е.И. Мартынов. - Спб.: Военная типография, 1906. - 176 с.
2.24. Миронов М.Е. История строительного дела: Морские порты и водные пути России / М.Е. Миронов. - Спб.: Издательство СГТУ, 2002. - 141 с.
2.25. Огородников С.О. Исторический обзор развития Морского министерства за сто лет его существования (1802-1902 гг.) / С.О. Огородников. - Спб.: Типография Морского министерства, 1902. - 263 с.
2.26. Ольденбург С.С. Царствование императора Николая II / C. С. Ольденбург. - Спб.: Петрополь, 1991. - 672 с.
2.27. Мельников Р.М. Минные крейсера России (1886-1917) / Р.М. Мельников. - Спб.: АНТТ-Принт, 2005. - 108 с.
2.28. Непомнин О.Е. История Китая. Эпоха Цинн / О.Е. Непомнин - М.: Институт Востоковедения РАН, 2005. - 771 с.
2.29. Несоленый С.В. Канонерские 1-й эскадры флота Тихого океана в русско-японской войне (1904-1905) / С.В. Несоленый. - СПб.: ИСТФЛОТ, 2011. - 96 с.
2.30. Несоленый С.В. Миноносцы 1-й эскадры флота Тихого океана в русско-японской войне (1904-1905) / С.В. Несоленый. - Спб.: ИСТФЛОТ, 2009. - 108 с.
2.31. Пахомов Н.А. Крейсер II ранга «Забияка» / Н.А. Пахомов. - Спб.: ИСТФЛОТ, 2008 . - 100 с.
2.32. Петров М.А. Подготовка России к мировой войне на море / М.А. Петров. - М.: Госвоениздат, 1926. - 260 с.
2.33. Ростунов И.И. История русско-японской войны 1904-1905 гг. / И.И. Ростунов. - М.: Наука, 1977. - 381 с.
2.34. Русско-японская война 1904-1905 гг. / Работа военно-исторической комиссии по описанию русско-японской войны. - Спб.: Типография А.Ф. Маркс, 1910. Т. VIII. Ч. I. - 267 с.
2.35. Русско-японская война 1904-1905 гг. / Работа военно-исторической комиссии по описанию русско-японской войны. - Спб.: Типография А.Ф. Маркс, 1910. Т. VIII. Ч. II. - 230 с.
2.36. Русско-японская война 1904-1905 гг. / Работа исторической комиссии по описанию действий флота в войну 1904-1905 гг. при морском Генеральном штабе. - Спб.: Типография В.Д. Смирнова, 1912. Т. I. - 635 с.
2.37. Русско-японская война 1904-1905 гг. / Работа исторической комиссии по описанию действий флота в войну 1904 -1905 гг. при морском Генеральном штабе. - Спб.: Типография А. Бенке, 1913. Т. II. - 394 с.
2.38. Русско-японская война 1904-1905 гг. / Работа исторической комиссии по описанию действий флота в войну 1904 -1905 гг. при морском Генеральном штабе. - Пг.: Типография А. Бенке, 1915. Т. III. - 193 с.
2.39. Русско-японская война 1904-1905 гг. / Работа исторической комиссии по описанию действий флота в войну 1904 -1905 гг. при морском Генеральном штабе. - Пг.: Типография В.Г. Смирнова, 1916. Т. IV. - 370 с.
2.40. Русско-японская война 1904-1905 гг. / Работа исторической комиссии по описанию действий флота в войну 1904-1905 гг. при морском Генеральном штабе. - Пг.: Типография В.Г. Смирнова, 1916. Т. IV. - 370 с.
2.41. Русско-японская война 1904-1905 гг. Введение. / Работа
исторической комиссии по описанию действий флота в войну 1904-1905 гг. при Морском Генеральном штабе. - Пг.: Типография Морского
комиссариата, 1918. - 505 с.
2.42. Скворцов А.В. Канонерские лодки типа «Гиляк» / В.А. Скворцов // Мидель-Шпангоут. 2009. - № 17. - 101 с.
2.43. Скворцов А.В. Крейсер II ранга «Боярин» / А.В. Скворцов // Мидель-Шпангоут. 2002. - № 5. - 43 с.
2.44. Сорокин А.И. Оборона Порт-Артура / А.И. Сорокин. - М.: Воениздат, 1948. - 265 с.
2.45. Тихменев П.А. Историческое обозрение образования Российско- Американской компании и действий ее до настоящего времени / П.А. Тихменев. - Спб.: Типография Эдуарда Веймара, 1861. - 390 с.
2.46. Царьков. А.А. Русско-японская война 1904-1905 гг. Боевые действия на море / А.А. Царьков. - М.: Экспринт, 2005. - 56 с.
2.47. Шишов. А.В. Россия и Япония (История военных конфликтов) / А.В. Шишов. - М.: Вече, 2000. - 574 с.
2.48. Щацилло В.К., Щацилло Л.А. Русско-японская война 1904-1905 гг. Факты. Документы. - М.: Молодая гвардия, 2004. - 470 с.
2.49. Шварц А.В. Осада Порт-Артура / А.В. Шварц. - Спб.: Энергия, 1914. - 320 с.
3. Справочные и библиографические издания
3.1 Военно-морской словарь / гл. ред. Чернавин В.Н. - М.: Воениздат, 1990. - 511 с.
3.2. Корабли Российского императорского флота 1892-1917 гг.: Энциклопедия / под общ. ред. А.Е. Тараса. - М.: АСТ, 1999. - 390 с.
3.3. Корабли русско-японской войны: Справочное издание / С.В. Сулига - М.: Аскольдъ, 1993. - 56 с.
3.4. Порты западной части Тихого океана. Издание Военно-Морского учетного отдела Главного Морского штаба / Лейтенант Генке - Спб.: Типография Морского министерства, 1898. - 183 с.
3.5. Тихоокеанский флот России 1731-2006 гг. Исторический очерк (к 275-летию) / сост. Н.С. Митичкин - Владивосток.: Дальнаука, 2006. - 280 с.
3.6. Энциклопедия броненосцев и линкоров. В 4 т. / Гл. ред. Тарас А.Е. - М.: АСТ, 2002. Т. 2. - 212 с.
3.7. Энциклопедия крейсеров 1860- 1910 гг. / Ю.Ю. Ненахов. - Мн.: Харвест, 2006. - 474 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ