Введение 4
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования влияния тревожности дошкольников на готовность к обучению в школе 8
1.1. Характеристика дошкольного возраста 8
1.2. Основные причины тревожности детей дошкольного возраста 20
1.3. Готовность дошкольника к обучению в школе 28
Выводы по главе 1 38
Глава 2. Практические аспекты исследования влияния тревожности дошкольников на готовность к обучению в школе 41
2.1. Организация исследования тревожности детей дошкольного возраста .. 41
2.2. Реализация модели управления тревожностью дошкольников в период
подготовки к обучению в школе 44
2.3. Исследование эффективности коррекционно-развивающей программы по регуляции тревожности дошкольников в период подготовки к обучению
в школе 57
Выводы по главе 2 70
Заключение 74
Список литературы 76
Актуальность исследования определяется тем, что
интенсификация учебной деятельности, наблюдаемая в последние годы, а также преобразования в социально-экономической сфере изменили условия жизни детей и определили необходимость повторного углубленного анализа приспособительной деятельности ребенка при поступлении в школу и социально-психологической практики, связанной со школьной адаптацией.
Дошкольник еще недостаточно осознает свои переживания и не способен понять причины, вызывающие эти переживания. Наиболее распространенными проблемами этого возрастного периода, с которыми приходится иметь дело психологу и родителям являются повышенный уровень тревожности, вспышки раздражительности, обидчивость, непослушание, вербальная и невербальная агрессия, гиперактивность и др. В этот период дети часто вступают в конфликты со взрослыми, сверстниками. Свои и чужие эмоции и чувства детьми слабо осознаются и понимаются; мимика других часто воспринимается неверно, так же как и истолкование выражения чувств окружающими.
Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как связано с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот процесс сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии и в значительной мере затрагивает психоэмоциональную сферу. От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка. Неблагоприятное течение адаптации свидетельствует о снижении функциональных резервов организма и перенапряжении регуляторных систем, что сопровождается возникновением соматических заболеваний.
Проблема тревожности детей дошкольного возраста
актуализируется тем, что ребенок еще недостаточно осознает свои переживания и не способен понять причины, вызывающие эти переживания. Наиболее распространенными проблемами этого возрастного периода, с которыми приходится иметь дело педагогу и родителям являются повышенный уровень тревожности, вспышки раздражительности, обидчивость, непослушание, вербальная и
невербальная агрессия, гиперактивность и др.
Цель исследования - теоретический и эмпирический анализ психолого-педагогической профилактики тревожности детей дошкольного возраста
Объект исследования - тревожность детей дошкольного возраста
Предмет исследования - готовность к обучению в школе
Гипотеза исследования: снижение тревожности детей дошкольного возраста в условиях подготовки к школе может быть осуществлено при реализации следующих условий:
- проведение системной диагностики тревожности детей в условиях пребывания в дошкольном образовательном учреждении;
- организация непрерывной коррекционной деятельности с тревожными детьми педагогом-психологом, вовлекая в этот процесс воспитателей и родителей;
- коррекционная деятельность педагога-психолога будет организована с учетом индивидуальных особенностей и условий воспитания детей в семьях.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику дошкольного возраста
2. Рассмотреть основные причины тревожности детей дошкольного возраста
3. Изучить понятие «готовность дошкольника к обучению в школе»
4. Провести исследование тревожности детей дошкольного возраста
5. Реализовать модель управления тревожностью дошкольников в период подготовки к обучению в школе
6. Провести исследование эффективности коррекционно-развивающей программы по регуляции тревожности дошкольников в период подготовки к обучению в школе
Методологическая основа исследования. В.С.Мерлин
(тревожность как высокая эмоциональная возбудимость в угрожающей ситуации), К.Изард (тревожность как комплекс отрицательных эмоций: страха, гнева и печали), Д.Саразон («тестовая» тревожность), О.А.Черникова (тревога - это «страх ожидания»), Ф.Переза (тревога - это разрыв между «теперь» и «позже» или «страх перед аудиторией») и др.
Для реализации цели и решения задач исследования были использованы методы: теоретический анализ объекта и предмета исследования, методы математической статистики для обработки результатов
Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад №12 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г.Казани
Теоретическая значимость работы обусловлена ее относительной новизной и заключается в расширении основы для теоретического анализа коррекции психоэмоционального и тревожного состояния дошкольников в период подготовки к обучению в школе и в получении новых эмпирических данных для развития таких направлений как психология эмоций, детская и педагогическая психология.
Практическая значимость исследования: полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для разработки рекомендаций и системы профилактических и психокоррекционных мероприятий, обеспечивающих успешную адаптацию детей дошкольного возраста к школе, и предотвращения негативных проявлений тревожности.
Старший дошкольный возраст - это жизненный этап человека, где формируются особенности его личности и его психология, развиваются его способности к обучению и творчеству. У детей начинает формироваться система ценностей, понимание того, что ему интересно, а что нет. В его сознании появляются новые социальные потребности, они стремятся не просто общаться со сверстниками, а завоевывать их внимание и признание. Именно на этом этапе зарождается стремление быть первым, формируется собственная воля, желания перестают быть непроизвольными.
Важное место в периоде дошкольного детства отводится формированию готовности ребенка к принципиально новому этапу в его жизни - поступлению в школу.
Подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. От ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе, адаптации к новым социальным ситуациям развития на протяжении всего жизненного пути, личностного развития человека.
Для того, чтобы ребенок мог в дальнейшем включиться в учебный процесс, в дошкольном возрасте должен быть достигнут определенный уровень умственного и физического развития, выработан ряд учебных навыков, приобретен достаточно широкий круг представлений об окружающем мире.
В нашем исследовании мы предложили гипотезу о том, что снижение тревожности детей дошкольного возраста в условиях подготовки к школе может быть осуществлено при реализации следующих условий: проведение системной диагностики тревожности детей в условиях пребывания в дошкольном образовательном учреждении; организация непрерывной коррекционной деятельности с тревожными детьми педагогом-психологом, вовлекая в этот процесс воспитателей и родителей; коррекционная деятельность педагога-психолога будет организована с учетом индивидуальных особенностей и условий воспитания детей в семьях.
Наше исследование мы провели на двух группах и выяснили, что эта взаимосвязь присутствует.
Для того, чтобы считать гипотезу полностью подтвержденной необходимо провести более широкомасштабное исследование по данной проблеме. На этом этапе исследования мы можем сказать, что гипотеза подтвердилась, но распространять это на все выборки мы не можем, так как в данном случае выборкой не охватывался весь как возрастной, так и социальный диапазон. Таким образом, гипотеза подтвердилась на частном аспекте исследования.
Перспективой исследований данной проблемы может быть подробное изучение психоэмоционального и тревожного состояний у групп более старшего или младшего возраста. А также влияния на готовность к школе таких факторов, как отношения с ровесниками, сверстниками и семьей. Эту проблему нельзя считать полностью изученной и не требующей дальнейшего внимания.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: 2010. - 624 с.
2. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 2014 № 1 61-63 с.
3. Аракелов Г. Г. Психофизиологический метод оценки детской тревожности // Психологический журнал. — 2015. — Т. 18. № 2. — С. 102¬113.
4. Астапов В. М. Тревожные расстройства у детей. Классификация тревожных расстройств // Прикладная психология. — 2012. — № 2. — С. 32- 43.
5. Божович Л.И. Этапы формирования личности. - М.: Воронеж, 1995. - 138 с.
6. Божович, Л.И. Формирование личности в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Прогресс, 1968. - 422 с.
7. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. Г. Зинченко. — 3-е изд., доп. и перераб. — СПб: Прайм — Еврознак, 2016. — 672 с.
8. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 2015. - 425 с.
9. Буре Р.С. Готовим детей к школе: Кн. для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1987. - 96 с.
10. Венгер Л.А. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе?. - М., 2014 - 189 с.
11. Венгер Л.А. Домашняя школа. М. 2014 - 189 с.
12. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоции // Психология эмоций. 2015- С. 9.
13. Возрастные особенности психологии детей / Под ред. Дубровина - М.: Просвещение, 2015. - 182 с.
14. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной)
психологии//Собрание сочинений: В 6-ти т. Том 4. Детская психология / Под ред. Эльконина Д.Б. - М.: Педагогика, 1984.
15. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2012. - 154 с.
16. Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. 2015 - 289 с.
17. Григорьев С.И., Демина Л.Д. Психолого-социологические основы социальной педагогики. - Барнаул, 2016.
18. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М. 1996.
19. Гуткина Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению «Психологическое образование» 2012 - 235 с.
20. Дендина И.А. Коррекционная технология снятия школьной тревожности детей-сирот младшего школьного возраста // Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья. - Казань: «Глобус», 2016. - С. 109-110.
21. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2010. — 255 с.
22. Детская психология: Учеб. пособие/Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. : под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько - Мн.: Университетское, 2015. - 399 с.
23. Джиннотт X. Дж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии. - М.: Апрель-пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2011. - 272 с.
24. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. - М.: Академия, 2013. - 273 с.
25. Ефимкина Р.П. Детская психология. Новосибирск. 2015.
26. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой М. 2011 - с. 250-257
27. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб., 2015.
28. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребёнка». - СПб., 2010.
29. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М., 1986.
30. Захаров А.И. Неврозы у детей. - СПб.: Дельта, 1996. - 480 с.
31. Зеленова М.Е. Адаптация к начальной школе // Психологическая наука и образование. - 2010. - №1
32. Изард К. Психология эмоций - СПб.: Питер. 2010.
33. Изард К.И. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
34. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2011. - 752 с.
35. Коломинский Я.Л. Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988. — 190 с.
36. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. — СПб.: Питер, 2014. — 992 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
37. Лангмейер Й., Матейчек З. Психические состояния в детском возрасте. - Прага: Авицениум. Медицинское издательство: 2015. - 334 с.
38. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2016. - 583 с.
39. Макшанцева Л. В. Тревожность у дошкольников. Изучение и профилактика // Прикладная психология. — 1998. — №4. — С. 78-85.
40. Мэй Р. Проблема тревоги. Пер. с англ. А.Г. Гладкова. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2011. - 432 с.
41. Общие основы психологии. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2016. - 688 с.
42. Панфилова М. А. Тревожность и ее коррекция у детей // Школа здоровья. — 2016. — № 1. — С. 17-28.
43. Пасечник Л. Тревожный ребёнок // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 9. — С. 89-95.
44. Пейсахов Н.М., Габдреева Г.Ш., Шевцов М.Н. Методические указания по изучению особенностей личности. - Казань.
45. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр "Академия", 2010. - 184 с.
46. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. А.О. Прохорова. - СПб: Речь, 2004. - 480 с.
47. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков:
психологическая природа и возрастная динамика. — М. : 2010. — 304 с.
48. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков:
психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Воронеж, 2016. - 196 с.
49. Психические состояния. / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. - СПб.: Издательство Питер, 2014. - 512 с. (Серия "Хрестоматия по психологии").
50. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Полит-издат, 1997. - 494 с.
51. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психоло¬гии. - СПб.: ООО «Речь», 2013. - 350 с.
52. Таран Л. Н., Петрунек В. П. Радости и тревоги: Родителям о нервно-психическом здоровье ребёнка. — М.: Педагогика, 1978. — 160 с.