Особенности физического "Я"у людей с расстройствами пищевого поведения (РАНХ и ГС)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования физического «Я» и пищевого поведения личности 5
1.1. Понятие и сущность физического «Я» 5
1.2. Сущность пищевого поведения и его расстройства 11
Глава 2. Анализ особенностей физического «Я» у людей с расстройствами пищевого поведения 16
2.1. Типология пищевых расстройств, основные причины их появления и последствия развития 16
2.2 Анализ научных эмпирических исследований физического «Я» у людей с расстройствами пищевого поведения 22
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Глава 1. Теоретические основы формирования физического «Я» и пищевого поведения личности 5
1.1. Понятие и сущность физического «Я» 5
1.2. Сущность пищевого поведения и его расстройства 11
Глава 2. Анализ особенностей физического «Я» у людей с расстройствами пищевого поведения 16
2.1. Типология пищевых расстройств, основные причины их появления и последствия развития 16
2.2 Анализ научных эмпирических исследований физического «Я» у людей с расстройствами пищевого поведения 22
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Проблема взаимодействия когнитивных и эмоциональных процессов, обуславливающих особенности пищевого поведения человека находится в центре внимания современных исследований.
В современном обществе возрастает количество ситуаций оценивания – коммуникативных контекстов, в которых предъявляются жесткие стандарты, провоцируется и поощряется конкуренция в самопредъявлении. Следовательно, жизненных событий, в которых мы подвергаемся оцениванию и критике, а также ситуаций конкуренции, в которых важно «быть лучшим», оказывается все больше, зачастую от результата участия в таких ситуациях зависит наше будущее, карьера, семья и самооценка.
Накопление негативных эмоций по поводу своей внешности и постоянное их закрепление ведет к развитию дисморфофобии, когда люди постепенно обостряют переживания своего физического несовершенства, выделяют в себе все больше недостатков, которые могут быть незначительными и незаметными для окружающих или же вообще мнимыми, несуществующими. В дальнейшем у них может появиться отвращение к себе, сопровождающееся теми или иными пищевыми расстройствами.
Важно, что личность с расстройством пищевого поведения, как правило, не владеет в полной мере необходимыми механизмами регуляции. Их несформированность или же определенные нарушения не позволяют человеку иметь возможность произвольно контролировать себя, и, таким образом, самостоятельно совладать с появляющимися отклонениями.
При этом, несмотря на очевидную актуальность проблемы, ее научный анализ еще далек от завершения. Нехватка научно апробированных психологических рекомендаций, диагностического инструментария, русскоязычной литературы, в том числе носящей научно-популярный характер, по вопросам формирования и сохранения здорового пищевого поведения контрастирует с нарастающей эпидемиологической распространенностью его нарушений, отсутствием общепринятой дефиниции расстройств, единого методологического осмысления проблемы.
Объектом исследования выступает физическое «Я».
Предмет исследования – особенности физического «Я» у людей с расстройствами пищевого поведения.
Целью работы является анализ особенностей физического «Я» у людей с расстройствами пищевого поведения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть содержание физического «Я»;
раскрыть сущность пищевого поведения и его расстройства;
представить типологию пищевых расстройств, основные причины их появления и последствия развития;
провести анализ научных эмпирических исследований физического «Я» у людей с расстройствами пищевого поведения.
Теоретическую базу исследования составляют труды таких авторов, как А.Е. Брюхин, А.Н. Дорожевец и Е.Т. Соколова, Н.К. Корсакова, В.А. Лабунская, Т.С. Леви, Д.А. Леонтьев, М.О. Мдивани, С.К. Нартова-Бочавер, А.А. Реан, В.В. Столин, А.Ш. Тхостов и др.
Гипотеза исследования сформулирована в виде положения о взаимосвязи особенностей физического «Я» и расстройств пищевого поведения.
В качестве основных методов исследования применялись описание, сравнение, анализ, синтез, систематизация.
В современном обществе возрастает количество ситуаций оценивания – коммуникативных контекстов, в которых предъявляются жесткие стандарты, провоцируется и поощряется конкуренция в самопредъявлении. Следовательно, жизненных событий, в которых мы подвергаемся оцениванию и критике, а также ситуаций конкуренции, в которых важно «быть лучшим», оказывается все больше, зачастую от результата участия в таких ситуациях зависит наше будущее, карьера, семья и самооценка.
Накопление негативных эмоций по поводу своей внешности и постоянное их закрепление ведет к развитию дисморфофобии, когда люди постепенно обостряют переживания своего физического несовершенства, выделяют в себе все больше недостатков, которые могут быть незначительными и незаметными для окружающих или же вообще мнимыми, несуществующими. В дальнейшем у них может появиться отвращение к себе, сопровождающееся теми или иными пищевыми расстройствами.
Важно, что личность с расстройством пищевого поведения, как правило, не владеет в полной мере необходимыми механизмами регуляции. Их несформированность или же определенные нарушения не позволяют человеку иметь возможность произвольно контролировать себя, и, таким образом, самостоятельно совладать с появляющимися отклонениями.
При этом, несмотря на очевидную актуальность проблемы, ее научный анализ еще далек от завершения. Нехватка научно апробированных психологических рекомендаций, диагностического инструментария, русскоязычной литературы, в том числе носящей научно-популярный характер, по вопросам формирования и сохранения здорового пищевого поведения контрастирует с нарастающей эпидемиологической распространенностью его нарушений, отсутствием общепринятой дефиниции расстройств, единого методологического осмысления проблемы.
Объектом исследования выступает физическое «Я».
Предмет исследования – особенности физического «Я» у людей с расстройствами пищевого поведения.
Целью работы является анализ особенностей физического «Я» у людей с расстройствами пищевого поведения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть содержание физического «Я»;
раскрыть сущность пищевого поведения и его расстройства;
представить типологию пищевых расстройств, основные причины их появления и последствия развития;
провести анализ научных эмпирических исследований физического «Я» у людей с расстройствами пищевого поведения.
Теоретическую базу исследования составляют труды таких авторов, как А.Е. Брюхин, А.Н. Дорожевец и Е.Т. Соколова, Н.К. Корсакова, В.А. Лабунская, Т.С. Леви, Д.А. Леонтьев, М.О. Мдивани, С.К. Нартова-Бочавер, А.А. Реан, В.В. Столин, А.Ш. Тхостов и др.
Гипотеза исследования сформулирована в виде положения о взаимосвязи особенностей физического «Я» и расстройств пищевого поведения.
В качестве основных методов исследования применялись описание, сравнение, анализ, синтез, систематизация.
Я-концепция представляет собой совокупное знание человеком самого себя, всего того, что он может рассказать о своих качествах, того, что он ценит и любит, каким хочет быть или какие ценности считает для себя самыми важными.
В современной науке Я-концепция трактуется как явление со сложной структурой, одним из компонентов которого выступает физическое «Я».
При этом физическое «Я» можно определить как образ тела, переживание своих физических дефектов, сознание здоровья или болезни. В форме телесного или физического «Я» представлена не столько личность, сколько ее материальный субстрат – тело, через посредство которого она себя проявляет.
Факторами формирования образа физического «Я» являются как социальные детерминанты, так и субъективные ощущения человека. Образ физического «Я» является устойчивым образованием. Формирование отношения к телу складывается на ранних стадиях онтогенеза и связано с социальной ситуацией развития ребенка. В подростковом возрасте особо уязвимой структурой образа «Я» становится внешность и ее самооценка, колебания которой могут оказать значительное влияние на общий уровень отношения к себе.
Важной составляющей человеческой жизни, во многом отражающей наши представления о своем Я-телесном, является потребляемая пища, ее состав, процесс приема пищи, его приготовление, частота, количество и т.д.
Термин «пищевое поведение» во многих энциклопедических источниках обозначает все компоненты поведения, которые присутствуют в процессе приема пищи. Оно во многом зависит от имеющихся культурных, семейных, этнических традиций, особенностей воспитания и поведения человека, а также биологических особенностей организма и создаваемых в обществе стандартов и норм.
Воспитание надлежащего здорового поведения должно начинаться с самого рождения ребенка, и чем раньше оно будет проводиться, тем ожидаются наиболее лучшие результаты. В противном случае возможно появление нарушений пищевого поведения, которые современная наука объединяет в отдельный класс психогенно обусловленных поведенческих синдромов, связанных с нарушениями в приеме пищи.
Расстройства пищевого поведения – эт ряд поведенческих синдромов, связанных с нарушениями процесса принятия пищи, сред которых можно в первую очередь выделить:
нервную анорексию;
нервную булимию;
психогенное переедание;
психогенную рвоту;
аллотрифагию (поедание несъедобных веществ, когда больные часто проглатывают крайне опасные и острые предметы, такие как стекла, гвозди);
психогенное нарушение глотания и некоторые другие.
Неудовлетворенность своим телом, вызванная зачастую перфекционистскими ориентациями, приводит к нарушениям восприятия собственного физического «Я», заставляя человека прибегать к различным способам изменения своей внешности, как вполне безобидным, так и представляющим угрозу здоровью. В последнем случае особенно часто возникает опасность развития расстройств пищевого поведения, связанных со страхом прибавки массы тела и желанием похудеть – нервной анорексии и нервной булимии.
В современной науке Я-концепция трактуется как явление со сложной структурой, одним из компонентов которого выступает физическое «Я».
При этом физическое «Я» можно определить как образ тела, переживание своих физических дефектов, сознание здоровья или болезни. В форме телесного или физического «Я» представлена не столько личность, сколько ее материальный субстрат – тело, через посредство которого она себя проявляет.
Факторами формирования образа физического «Я» являются как социальные детерминанты, так и субъективные ощущения человека. Образ физического «Я» является устойчивым образованием. Формирование отношения к телу складывается на ранних стадиях онтогенеза и связано с социальной ситуацией развития ребенка. В подростковом возрасте особо уязвимой структурой образа «Я» становится внешность и ее самооценка, колебания которой могут оказать значительное влияние на общий уровень отношения к себе.
Важной составляющей человеческой жизни, во многом отражающей наши представления о своем Я-телесном, является потребляемая пища, ее состав, процесс приема пищи, его приготовление, частота, количество и т.д.
Термин «пищевое поведение» во многих энциклопедических источниках обозначает все компоненты поведения, которые присутствуют в процессе приема пищи. Оно во многом зависит от имеющихся культурных, семейных, этнических традиций, особенностей воспитания и поведения человека, а также биологических особенностей организма и создаваемых в обществе стандартов и норм.
Воспитание надлежащего здорового поведения должно начинаться с самого рождения ребенка, и чем раньше оно будет проводиться, тем ожидаются наиболее лучшие результаты. В противном случае возможно появление нарушений пищевого поведения, которые современная наука объединяет в отдельный класс психогенно обусловленных поведенческих синдромов, связанных с нарушениями в приеме пищи.
Расстройства пищевого поведения – эт ряд поведенческих синдромов, связанных с нарушениями процесса принятия пищи, сред которых можно в первую очередь выделить:
нервную анорексию;
нервную булимию;
психогенное переедание;
психогенную рвоту;
аллотрифагию (поедание несъедобных веществ, когда больные часто проглатывают крайне опасные и острые предметы, такие как стекла, гвозди);
психогенное нарушение глотания и некоторые другие.
Неудовлетворенность своим телом, вызванная зачастую перфекционистскими ориентациями, приводит к нарушениям восприятия собственного физического «Я», заставляя человека прибегать к различным способам изменения своей внешности, как вполне безобидным, так и представляющим угрозу здоровью. В последнем случае особенно часто возникает опасность развития расстройств пищевого поведения, связанных со страхом прибавки массы тела и желанием похудеть – нервной анорексии и нервной булимии.



