Введение 4
1 Причины, структура, динамика и предупреждение незаконного оборота сильнодействующих и ядовитых веществ в Российской Федерации 10
1.1 Криминологическая характеристика незаконного оборота сильнодействующих и ядовитых веществ 10
1.2. Средства и способы предупреждения преступных деяний в сфере незаконного оборота сильнодействующих и ядовитых веществ 19
2 Уголовно-правовая характеристика незаконного оборота сильнодействующих и ядовитых веществ 23
2.1 Объективные признаки преступления, предусмотренного ст. 234
УК РФ 23
2.2 Субъективные признаки преступления, предусмотренного
ст. 234 УК РФ 56
2.3 Проблемы разграничения преступления, предусмотренного ст. 234 УК РФ, со смежными составами преступлений 67
Заключение 74
Библиографический список 80
Сильнодействующие и ядовитые вещества представляют собой два отдельных вида химических веществ, оборот которых ограничен в соответствии с действующим законодательством. Сильнодействующие и ядовитые вещества, по сути, представляют собой юридические категории, поскольку отнесение к ним определенных веществ осуществляется в нормативном порядке.
Иными словами, с точки зрения уголовного закона, под сильнодействующими и ядовитыми следует понимать исключительно такие вещества, которые включены в соответствующие списки, утверждаемые Правительством Российской Федерации .
Следует отметить, что сильнодействующие и ядовитые вещества включают в себя вещества разнонаправленного действия, что, безусловно, осложняет криминологическую характеристику незаконного оборота таких веществ и противодействия им.
Например, метандиенон (метандростенолон), отнесенный к сильнодействующим веществам, при его незаконном обороте используется для наращивания мышечной массы, т.е., по сути, основными потребителями при его незаконном обороте, выступают лица, занимающиеся спортом, ведущие «здоровый образ жизни».
Метиловый спирт, являющийся ядовитым веществом, в первую очередь незаконно используется при производстве фальсифицированной алкогольной продукции, т.е., в конечном итоге «потребителями», как правило, выступают лица, ведущие антисоциальный образ жизни, злоупотребляющие спиртными напитками.
К ядовитым веществам отнесен и змеиный яд, который используется в фармацевтической промышленности, но при его применении всевозможными «народными целителями» может быть причинен непоправимый вред здоровью человека.
По сути, практически каждое сильнодействующее или ядовитое вещество при его незаконном обороте имеет свое предназначение, цели использования, что и обуславливает крайнюю криминологическую сложность противодействие незаконному обороту таких веществ.
С такой точки зрения намного проще выглядит, например, противодействие незаконному обороту наркотических средств – конечными «потребителями» таких средств выступают асоциальные личности, страдающие наркотической зависимостью.
Относительно же сильнодействующих и ядовитых веществ «спектр» потребителя чрезвычайно широк – здесь и лица, ведущие здоровый образ жизни, принимающие стероиды, и лица, ведущие асоциальный образ жизни, употребляющие всевозможные «спиртовые настойки», в состав которых может входить метиловый спирт.
Иными словами, в отличие от тех же наркотических средств, противодействие незаконному обороту сильнодействующих и ядовитых веществ намного сложнее именно в силу разнонаправленности рассматриваемых преступлений.
При этом общественная опасность незаконного оборота сильнодействующих и ядовитых веществ очевидна – их использование, в том числе употребление, в нарушение соответствующих технологий или рецептур, может повлечь тяжкие последствия, в том числе смерть человека (например, массовое отравление метиловым спиртом в Иркутске в 2016 году).
В этом смысле незаконный оборот сильнодействующих и ядовитых веществ намного более общественно опасен, чем незаконный оборот наркотических средств, поскольку может привести к массовой гибели людей. Здесь следует обратить внимание на то, что уголовно наказуемыми являются лишь те действия в сфере незаконного оборота сильнодействующих и ядовитых веществ, которые направлены на их сбыт.
Незаконное хранение таких веществ без цели сбыта, в отличие от незаконного хранения наркотических средств и психотропных веществ без целей сбыта, уголовным преступлением не является. В ходе исследования необходимо задаться вопросом, насколько обоснован такой мягкий подход законодателя и не создает ли он условия для увеличения преступности в сфере незаконного оборота сильнодействующих и ядовитых веществ.
Например, белый фосфор является чрезвычайно токсичным и химически активным веществом, его смертельная доза для человека составляет 0,05 г. Очевидно, что даже незаконное хранение без цели сбыта данного ядовитого вещества создает повышенную угрозу для общества.
Вместе с тем, анализ научных работ, посвященных преступлениям против здоровья населения, позволяет отметить, что большинство исследователей в качестве предмета анализа выбирает именно незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, незаконный же оборот сильнодействующих и ядовитых веществ находится за рамками таких работ - массив исследований, посвященных данному вопросу, намного меньше.
При этом, безусловно, при изучении незаконного оборота сильнодействующих и ядовитых веществ можно обращаться и к исследованиям незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ - многие категории, такие как «незаконное изготовление», «незаконная перевозка», «незаконный сбыт» и др. и в отношении сильнодействующих и ядовитых веществ, и в отношении наркотических средств и психотропных веществ имеют тождественное уголовно-правовое содержание.
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена повышенной общественной опасностью незаконного оборота сильнодействующих и ядовитых веществ, а так же существующими в данной сфере теоретическими и практическими проблемами, а именно отсутствие единого подхода к классификации сильнодействующих и ядовитых веществ в зависимости от характера их использования в незаконном обороте.
Кроме того, проблемами объективных и субъективных признаков анализируемого преступления являются:
1) Отсутствие в ст. 234 УК РФ такого квалифицирующего признака, направленного на усиление уголовной ответственности, как причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека в результате совершения преступления, предусмотренного данной статьей.
2) Некорректная формулировка в отношении оборудования, являющегося предметом анализируемого преступления;
3) Отсутствие нормы, устанавливающей ответственность за незаконные действия в сфере незаконного оборота сильнодействующих и ядовитых веществ без цели сбыта, хотя такая норма, как минимум в отношении сильнодействующих или ядовитых веществ в крупном размере объективно востребована;
4) Отсутствие усиленной уголовной ответственности за незаконный сбыт ядовитых веществ в крупном размере;
5) Несогласованность между названием ст. 234 УК РФ и диспозицией части 4 данной статьи.
6) Отсутствие в Российской Федерации института уголовной ответственности юридических лиц
7) Отсутствие в статье 234 УК РФ такого квалифицирующего признака, как совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения
Цель исследования – выявление проблематики вопросов уголовной ответственности за незаконный оборот сильнодействующих и ядовитых веществ.
Задачи исследования:
провести криминологическую характеристику незаконного оборота сильнодействующих и ядовитых веществ
определить средства и способы предупреждения преступных деяний в сфере незаконного оборота сильнодействующих и ядовитых веществ
изучить объективные признаки преступления, предусмотренного ст. 234 УК РФ
исследовать субъективные признаки преступления, предусмотренного ст. 234 УК РФ
проанализировать проблемы разграничения преступления, предусмотренного ст. 234 УК РФ, со смежными составами преступлений
Объект настоящей работы – общественные отношения в сфере незаконного оборота сильнодействующих и ядовитых веществ.
Предмет исследования – нормы уголовного законодательства Российской Федерации, доктрина науки уголовного права, материалы судебной практики..
Методологию настоящей работы составляют как общенаучные методы (анализ литературы и нормативно-правовой базы исследования, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и классифицирование), так и частные методы (сравнительно-правовой метод, метод моделирования, контент-анализ и т.д.).
Теоретическая значимость исследования связана с обобщением представлений об уголовной ответственности за незаконный оборот сильнодействующих и ядовитых веществ.
Практическая значимость работы связана тем, что ее результаты могут быть использованы в целях совершенствования уголовного законодательства.
Теоретическую базу составляют работы таких авторов, как Г. Ермаков, В. Кухарук, И. Акимова, В. Иванов, С. Косарев, Т Лопатина, А. Наумов, Э. Побегайло, А. Сморчков, И. Степанова, Л. Чистова, А. Шалагин, Р. Шарапов и др.
Нормативная база исследования – уголовное законодательство Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты Роспотребнадзора (Постановления Главного государственного санитарного врача).
Эмпирическая база настоящего исследования – материалы судебной практики Нижневартовского и Сургутского городских судов Ханты-Манскийского автономного округа – Югры.
Структура исследования включает в себя введение, две главы и заключение, а так же список использованных источников.
На защиту работы выносятся следующие положения: необходимо изложить ст. 234 УК РФ в новой редакции, которая приведена в заключении настоящего исследования.
Анализ криминологической характеристики незаконного оборота сильнодействующих или ядовитых веществ позволяет сделать выводы, что в России наблюдается неуклонный рост преступлений в сфере незаконного оборота сильнодействующих и ядовитых веществ.
Очевидно, что количество выявленных преступлений на порядок меньше чем их действительное количество.
Доступность психоактивных веществ для неконтролируемого потребления является одной из угроз национальной безопасности нашего государства.
При этом криминологическая характеристика незаконного оборота сильнодействующих и ядовитых веществ во многом затруднена тем, что в число такие вещества, в отличие от наркотических средств, являются слишком разнородными по характеру использования.
Преступником здесь может быть и предприниматель, изготавливающий фальсифицированный алкоголь с использованием метанола, и тренер спортивной секции, незаконно сбывающий подопечным стероиды, и инструктор «салона красоты», реализующий желающим похудеет клиенткам сибутрамин.
Основное отличие незаконного оборота сильнодействующих и ядовитых веществ от наркотических средств заключается в том, что все сильнодействующие и ядовитые вещества изначально имеют легальное происхождение.
В отличие от незаконного оборота наркотиков, где как правило все действия незаконны изначально, в сфере незаконного оборота сильнодействующих и ядовитых веществ ситуация иная – здесь преступник «вклинивается» в легальный оборот, после чего осуществляет незаконные действия с веществами, к которым имеет доступ.
Предупреждение незаконного оборота сильнодействующих и ядовитых веществ должно учитывать специфику и характер (цели) преступного использования таких веществ.
Здесь, в отличие от незаконного оборота наркотических средств, в силу разнонаправленного характера применения сильнодействующих и ядовитых веществ, намного сложнее воздействовать на конечного «потребителя» (например, лечить от наркозависимости).
С учетом того, что оборот сильнодействующих и ядовитых веществ не запрещен (и, соответственно, подлежит учету), преступления в сфере незаконного оборота таких веществ наиболее целесообразно предупреждать посредством усиления контроля со стороны правоохранительных органов за деятельностью организаций и предприятий, участвующих в производстве, транспортировке, хранении и реализации сильнодействующих и ядовитых веществ.
Анализ объективных признаков преступления, предусмотренного ст. 234 УК РФ, позволяет выявить определенные проблемы уголовного законодательства.
1) Отсутствие в ст. 234 УК РФ такого квалифицирующего признака, направленного на усиление уголовной ответственности, как причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека в результате совершения преступления, предусмотренного данной статьей.
2) Некорректная формулировка в отношении оборудования, являющегося предметом анализируемого преступления;
3) Отсутствие нормы, устанавливающей ответственность за незаконные действия в сфере незаконного оборота сильнодействующих и ядовитых веществ без цели сбыта, хотя такая норма, как минимум в отношении сильнодействующих или ядовитых веществ в крупном размере объективно востребована;
4) Отсутствие усиленной уголовной ответственности за незаконный сбыт ядовитых веществ в крупном размере;
5) Несогласованность между названием ст. 234 УК РФ и диспозицией части 4 данной статьи.
Анализ субъективных признаков преступления, предусмотренного ст. 234 УК РФ, позволяет определить ряд проблем:
1) Необходимость повышения эффективности противодействия незаконному сбыту сильнодействующих и ядовитых веществ представляет собой один из многих аргументов в обоснование необходимости установления в уголовном законодательстве России ответственности юридических лиц, т.е. включение таких лиц в число субъектов преступления.
Привлечение к уголовной ответственности исключительно физических лиц - работников организации, осуществлявшей, например, производство и (или) незаконный сбыт продукции, содержащей метанол – безусловно, так же способствует реализации целей уголовного закона, однако не позволяет воздействовать на само юридическое лицо (организацию, предприятие), которое виновно в незаконном обороте сильнодействующих или ядовитых веществ.
2) Представляется неоправданным подход законодателя, в соответствии с которым ст. 234 УК РФ не содержит такого квалифицирующего признака, как совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения.
Усиление уголовной ответственности для лиц, которые в силу такого положения (например, медицинские работники, сотрудники предприятий химической промышленности и т.д.) имеют прямой доступ к сильнодействующим или ядовитым веществам, и совершают их незаконный сбыт, позволило бы предупредить «утечку» сильнодействующих и ядовитых веществ из легального оборота в нелегальный.
Соответственно, часть 3 ст. 234 УК РФ необходимо дополнить квалифицирующим признаком в виде совершения преступления лицом с использованием своего служебного положения.
Статью 234 УК РФ предлагается изложить в следующей редакции:
Статья 234. Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ
1. Незаконные изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка в целях сбыта, а равно незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, либо оборудования, непосредственно предназначенного для изготовления или переработки сильнодействующих или ядовитых веществ, -
наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, -
наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи:
а) совершенные организованной группой;
б) совершенные в отношении сильнодействующих или ядовитых веществ в крупном размере;
в) совершенные лицом с использованием служебного положения;
г) повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека –
наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до восьми лет.
4. Нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки сильнодействующих или ядовитых веществ, если это повлекло по неосторожности их хищение либо причинение иного существенного вреда, -
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
5. Незаконные изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка без цели сбыта сильнодействующих или ядовитых веществ в крупном размере –
наказываются штрафом в размере до тридцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Кроме того, включение в число субъектов уголовной ответственности юридических лиц представляется назревшей необходимостью, обусловленной задачами противодействия не только конкретным гражданам, совершающим уголовные преступления в сфере незаконного оборота сильнодействующих или ядовитых веществ, но и организациям (предприятиям), деятельность которых по сути носит преступный характер.
Основное отличие незаконного сбыта сильнодействующих или ядовитых веществ от смежных составов преступлений заключается именно в предмете преступления. Помимо сильнодействующих и ядовитых веществ, нормы главы 25 УК Р устанавливают ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, фальсифицированных или недоброкачественных лекарственных средств и т.д. Соответственно, зачастую решающее значение имеет заключение эксперта, который определяет вид и наименование вещества, явившегося предметом незаконного сбыта.
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 26.03.2018)
2. Федеральный закон от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О лицензировании отдельных видов деятельности» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 25.04.2018)
3. Федеральный закон от 08 января 1998 года № 3-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О наркотических средствах и психотропных веществах» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 25.04.2018)
4. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 26.03.2018)
5. Постановление Правительства РФ от 26.12.2007 № 964 (ред. от 26.09.2016) «Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 26.03.2018).
6. Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 (ред. от 29 июля 2017 года) «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 25.04.2018)
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11 июля 2007 года № 47 «О прекращении использования метилового спирта в средствах по уходу за автотранспортом». [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 25.04.2018)
8. СП 2.3.3.2892-11 «Санитарно-гигиенические требования к организации и проведению работ с метанолом», утв. Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 12 июля 2011 года № 99 [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 25.04.2018)
9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 года № 14 (ред. от 16.05.2017) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 25.04.2018)
10. Уголовный кодекс Молдавии от 18 апреля 2002 года № 985 [Электронный ресурс] http://lex.justice.md/ru/331268/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 25.04.2018)
11. Акимова И.В. Вопросы уголовной ответственности за незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта / И.В, Акимова // Вестник Московского университета МВД России. – 2014. - № 4. – С. 103-108.
12. Акимова И.В. Объективные признаки незаконного оборота сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта / И.В, Акимова // Вестник Московского университета МВД России. – 2015. - № 2. – С. 66-72.
13. Бибик О. Н. Источники уголовного права Российской Федерации / О.Н. Бибик. - М.: Юридический центр, 2017. - 298 c.
14. Борзенков Г.Н. Курс уголовного права: Общая часть: Т. 1: Учение о преступлении: Борзенков Г.Н. – М.: СИНТЕГ, 2016. - 143 c
15. Боровиков В. Б., Смердов А. А. Уголовное право. Общая и Особенная части / В.Б. Боровиков, А.А. Смердов. – М., Юрайт, 2013. – 611 с.
16. Боруленков Ю.П. Уголовная ответственность за преступления против здоровья населения / Ю.П. Боруленков. – М.: Юрайт, 2016. – 401 с.
17. Жалинский, А.Э. Практикум по уголовному праву / А.Э. Жалинский. - М.: Городец, 2014. - 665 c.
18. Звечаровский И. Э. Ответственность в уголовном праве / И.Э. Звечаровский. - М.: Юридический центр, 2016. - 150 c.
19. Ермаков М.Г. Уголовно-правовая характеристика незаконного оборота сильнодействующих и ядовитых веществ / М.Г.Ермаков. Автореферат дисс. канд. юр. наук. – Омск, 2014. – 41 с.
20. Иванов В. Д. Уголовное право. Общая часть / В.Д. Иванов. – М., Статут, 2013. – 405 с.
21. Иванцов С.В. К вопросу о противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ / С.В. Иванцов // Вестник Московского университета МВД России. – 2015. - № 3. – С. 101-105.
22. Игнатов А.Н. Уголовное право России/А.Н Игнатов. - СПб: Питер, 2013. - 612 с.
23. Комментарий к Уголовному Кодексу РФ. / Под ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. - М.: Юрист, 2015. - 568с.
24. Косарев С.А. Преступления, связанные с сильнодействующими и ядовитыми веществами / С.А. Косарев. – М,: Юрайт, 2015. – 185 с.
25. Кухарук В.В. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с организованным незаконным оборотом сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта / В.В. Кухарук. Автореферет…дисс..канд. юр. наук. – М., 2014. – 38 с.
26. Лачин А.А. Сильнодействующие и ядовитые вещества как предмет преступления / А.А. Лачин. – Владимир: изд-во Владимирского юридического института ФСИН России. – 2015. – 110 с.
27. Лопатина Т.М. Уголовно-правовая характеристика преступлений против здоровья населения / Т.М. Лопатина // Вестник Смоленского государственного университета. – 2015. – № 2. – С. 62-67.
28. Наумов А.В. Курс уголовного права / А.В. Наумов. – М,:Юрайт, 2014. – 704 с.
29. Никулин С.И. Российское уголовное право. Особенная часть / С.И. Никулин. – М.: Юрайт, 2014. – 388 с.
30. Никулина В.А. Преступления против общественной безопасности / В.А. Никулина. – М.:Городец, 2014. – 302 с.
31. Побегайло Э.Ф. Уголовное право России / Э.Ф. Побегайло. – М.: Юрлитинформ, 2013. – 462 с.
32. Путилов В.Р. Уголовное право России / В.Р. Путилов. – М.: Юрайт, 2014. – 350 с.
33. Российское уголовное право. Особенная часть / Под редакцией В.С. Комиссарова. - М.: Юрайт, 2016. - 560 c.
34. Сморчков А.И. К вопросу об установлении уголовной ответственности за незаконные действия в сфере оборота сильнодействующих или ядовитых веществ, совершенные без цели незаконного сбыта / А.И. Сморчков // Вестник Нижегородского государственного университета им. Столетовых. – 2015. - № 2. – С. 99-110.
35. Степанова И.Б. К вопросу о субъективной стороне незаконного сбыта сильнодействующих веществ / И.Б. Никулина // Вестник Ивановского государственного университета. – 2016. - № 3. – С. 37-42.
36. Сторубленкова Е.Г. Криминологическая характеристика незаконного оборота сильнодействующих и ядовитых веществ / Е.Г. Сторубленкова. – М,: Изд-во МУ МВД России, 2015. – 240 с.
37. Тимошенко В.А. Уголовная ответственность юридических лиц: быть или не быть / В.А. Тимошенко. [Электронный ресурс] // СПС Гарант. – URL: http://www.garant.ru/article/621968//online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 25.04.2018)
38. Уголовное право РФ. Общая и особенная части / Под ред. Чучаева А.И. - М. - Проспект, 2015. – 833 с.
39. Уголовное право России. Особенная часть: учебник / С. А. Балеев и др. - М: Статут, 2014. - 941 с.
40. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник / А. В. Блинников и др. – М.:Проспект, 2016. – 1232 с.
41. Чистова Л.Е. Незаконный сбыт сильнодействующих и ядовитых веществ / Л.Е. Чистова // Вестник Московского университета МВД России. – 2013. - № 4. – С. 101-106.
42. Шалагин А.Е. Незаконный оборот сильнодействующих и ядовитых веществ: понятие, общественная опасность, предупреждение / А.Е. Шалагин // Вестник Казанского юридического института МВД России. – 2015. -№ 2. –С. 72-77.
43. Шалагин А.Е. Незаконный оборот сильнодействующих и ядовитых веществ как угроза здоровью населения / А.Е. Шалагин // Вестник Казанского юридического института МВД России. – 2013. -№ 1. –С. 59-64..
44. Шарапов Р.Д., и др.. Проблемы квалификации и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта / Р. Д. Шарапов – Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 2013. – 192 с.
45. Официальный сайт МВД России. URl: https://мвд.рф
46. Приговор Нижневартовского городского суда от 06 февраля 2016 года в отношении Митиной А.Н. по части 1 ст. 234 УК РФ. [Электрон. ресурс] // ГАС Правосудие. – URL: https://sudrf.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 25.04.2018)
47. Приговор Нижневартовского городского суда от 24 июня 2013 года в отношении Ярославовой С.В.. по части 3 ст. 30, 1 ст. 234 УК РФ. [Электрон. ресурс] // ГАС Правосудие. – URL: https://sudrf.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 25.04.2018)
48. Приговор Нижневартовского городского суда от 16 марта 2017 года года в отношении Романенко В.А. по ч. 1 ст. 228.1, ч. 1 ст. 234УК РФ. [Электрон. ресурс] // ГАС Правосудие. – URL: https://sudrf.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 25.04.2018)
49. Приговор Нижневартовского городского суда от 19 сентября 2014 года в отношении Семеновой О.В. по ч. 1 ст. 226. 1 и ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 234 УК РФ [Электрон. ресурс] // ГАС Правосудие. – URL: https://sudrf.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 25.04.2018).
50. Приговор Сургутского городского суда от 14 марта 2016 года в отношении Леонова В.А. по ч. 1 ст. 226. 1 УК РФ [Электрон. ресурс] // ГАС Правосудие. – URL: https://sudrf.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 25.04.2018)