Введение 3
1 Экономика Республики Корея 5
1.1 Первый период, 1953-1961: «импортозамещение» 5
1.2 Второй период, 1962-1972: «экспортоориентированность» 7
1.3 Третий период, 1973-1979: «развитие тяжелой и химической промышленности» 11
2 Американо - корейские отношения в экономике 1979-2017 гг. 15
2.1 Роль США в экономике Республики Кореи 15
2.2 Проблемы Американо - корейских отношений в экономике 18
Заключение 26
Список использованной литературы 29
Южная Корея является уникальной страной с точки зрения экономического роста. За 1960-2010 ВВП на душу населения по паритету покупательной способности вырос в 25 раз и сегодня составляет 36,6 тыс. долл. Сейчас Корея – высокоразвитая страна, член «Большой двадцатки», 11 экономика мира по размеру. Корея часто приводится в качестве примера успешного дирижизма – вмешательства государства в экономику.
Экономические связи Республики Корея и США имеют почти полувековую историю, свои сложившиеся традиции и черты.
Согласно официальной позиции, касающейся определения фазы установления политических, экономических, а также других форм межгосударственных отношений, их формирование началось с 1950 г., когда они выступили совместно в вооруженном конфликте двух корейских государств. С этого времени постепенно складывалась современная система их контактов в экономической сфере, все более тяготеющая к отношениям взаимозависимости.
Объект исследования - экономика Кореи.
Предмет - американо - корейские отношения в экономике.
Цель курсовой работы - рассмотреть основные направления отношений в экономике США и Республики Корея.
Задачи:
рассмотреть становление экономика Республики Корея:
Первый период, 1953-1961: «импортозамещение»,
Второй период, 1962-1972: «экспортоориентированность,
Третий период, 1973-1979: «развитие тяжелой и химической промышленности»;
показать роль США в экономике Республики Кореи 15
определить проблемы американо - корейских отношений в экономике.
В научной литературе вопросы истории американо-корейских отношений в экономике рассматривались следующими авторами: Дьякова О.В., Василенко С.В., Ким Ен Ун, Асмолов К.В., Суслина С.С., Кубанок С.О., Санжиев А.А., Сигида Ю.С., Сидоров А.А. и др.
Исследование проведено с применением совокупности методов и способов научного познания: логический, сравнительно-правовой, историко-правовой метод, методы системного анализа и др.
Структура курсовой работы представляет собой введение, две главы основного содержания, заключение и список литературы.
Рыночная экономика даже со значительным государственным вмешательством в долгосрочной перспективе выигрывает у административно-командной системы - разрыв между ВВП на душу населения южной и северной Корей в 1950 году был минимальным. В 2008 году он составлял 18 раз.
Государственное вмешательство определило экономическую структуру экономики и промышленности Кореи. Нельзя однозначно утверждать, была бы структура лучше или хуже, но она, безусловно, была бы существенно иной.
Значительная иностранная помощь от США и Японии и открытие рынков этих стран для корейских товаров. Приток средств позволил иметь постоянный внешнеторговый дефицит в 1950-1997 годах.
Объем двухсторонней торговли между США и странами Азиатского региона достиг $1,3 трлн за первую половину текущего года – это 52,5% от общего объема внешней торговли страны. Но это лишь часть экономических отношений США с азиатскими экономиками. Инвестиции в активы с фиксированной доходностью, которые способствуют росту этих торговых потоков, также стоит принимать во внимание, поскольку они непосредственно влияют на уровень занятости и доходов, а также формируют одну треть совокупного спроса в США.
Все это теперь подвержено растущим рискам и неопределенности в результате острых вопросов безопасности и, казалось бы, нерешаемых стратегических конфликтов.
Нынешняя вспышка долговременных военных угроз на Корейском полуострове является самым серьезным риском для глобального экономического роста и международной торговли. Взаимоотношения между Северной Кореей и США напрямую влияют на экономику Южной Кореи, Китая и Японии - около четверти мирового производства.
Проблема в том, что ухудшение геополитических условий в Северо-Восточной Азии практически сразу же приведет к снижению объемов региональной торговли. В этом случае американский рынок может стать непреодолимой альтернативой для корейских, японских и китайских компаний.
Неблагоприятное перемирие определит политическое и безопасное положение дел на Корейском полуострове в обозримом будущем, исключая, конечно, ядерный Армагеддон, вызванный авариями, просчетами или военным конфликтом. Причина проста: США, Китай и Россия вряд ли согласятся на условия постоянного мирного урегулирования между двумя корейскими государствами.
Тем временем Северная Корея укрепит свои позиции в качестве ядерной державы с технически жизнеспособными средствами доставки для своих боеголовок. В то же время любые дальнейшие усилия по подавлению экономики Севера с изнурительными санкциями со стороны США будут крайне негативно восприниматься Китаем.
Это серьезная проблема для экономики Южной Кореи. Ее долгие годы сильного экономического и технологического развития стали возможными благодаря быстрорастущей торговле и инвестициям США и Китая. Сеул находится на перекрестке торговых связей и политических конфликтов между США и Китаем. Вашингтон оказывает давление на экспорт Южной Кореи, чтобы удостовериться, что она придерживается своей политики, в то время как Пекин продолжает делать то же самое, чтобы заставить Сеул выйти из плотной зависимости от США.
В 2018 году Соединенные Штаты и Южная Корея достигли соглашения о пересмотре торгового пакта, что включает в себя побочное соглашение, которое направлено на сдерживание конкурентной девальвации валюты Сеулом и освобождение от тарифов США на импорт стали, передает Reuters.
Соглашение, которое предусматривает изменения в торговом соглашении США и Южной Кореи (KORUS), также включает в себя уступки Сеула по поводу импорта автомобилей из США и премиальную программу ценообразования на некоторые фармацевтические продукты.
США и Южная Корея согласились внести поправки в свое соглашение о свободной торговле, чтобы устранить опасения США по поводу растущего дефицита и разногласия по вопросу о пошлинах на южнокорейскую сталь.
Изменения в сделке сосредоточены на перебалансировке торговли в автомобильном секторе - это основной источник профицита торгового баланса Южной Кореи с США.
Южная Корея сократит количество стали, которую они поставляют в Соединенные Штаты, в рамках этого.
По новым условиям Южная Корея удвоит импортную квоту для автомобилей американского производства, которые соответствуют правилам безопасности США, но не корейским. Квота будет увеличена до 50 тыс. с 25 тыс. на каждого американского автопроизводителя в год.
1. Азиатский вектор: Южная Корея [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://asiavector.ru/countries/south-korea/
2. Бочарникова М.В. Либерализация экономики Южной Кореи по американским стандартам в 1990-е гг. и влияние на нее азиатского финансового кризиса 1997-1998 гг.// Вестник Томского государственного университета. – 2017. – № 45 . – С.60-65
3. Воздвиженский А. С. Опыт Республики Корея в реализации политики импортозамещения// Восточная аналитика. – 2015. – № 4. – С. 37-48
4. Воронцов А. Политика США на Корейском полуострове в 90-е годы 20 века [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://world. lib.ru/k/kim_o_i/ag. shtml
5. Воронцов А.В. Основные тенденции современной международной ситуации в Восточной Азии // Проблемы Дальнего Востока. – 2007. – № 3. – С.41-78
6. Дьякова О.В., Василенко С.В. XVII научная конференция корееведов России и стран СНГ «Корея: уроки истории и вызовы современности // Россия и АТР. –2013. – №8. – С. 196- 201.
7. Ким Ен Ун, Асмолов К.В., Суслина С.С. Республика Корея в 2005 году // Проблемы Дальнего Востока. –2006. – № 3. –C. 109-117.
8. Корея исключает возможность пересмотра соглашения о свободной торговле с США («Yonhap News Agency», Южная Корея) [Электронный ресурс] // InoСМИ.ru [Интернет-портал] URL: http://www. inosmi.ru/fareast/20091120/156579585.html
9. Кубанок С.О. История Кореи: с древности до начала XXI в. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://history.wikireading.ru/178524
10. Кунадзе Г.Ф., Носов М.Г. Политика США в Восточной Азии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.asia-times.ru/countries/apr/politics_usa_1. htm
11. Пак С.Ч. Политика Южной Кореи в сфере торговли и стратегия страны в отношении региональных и глобальных инициатив экономической интеграции на примере Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП) и Транстихоокеанского партнерства (ТТП) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/politika-yuzhnoy-korei-v-sfere-torgovli-i-strategiya-strany-v-otnoshenii-regionalnyh-i-globalnyh-initsiativ-ekonomicheskoy-integratsii-na
12. Санжиев А.А. Кэсонский промышленный комплекс: современное состояние и перспективы развития // Проблемы Дальнего Востока. – 2007. – № 1. – С. 82-90.
13. Сигида Ю.С. Трансформация роли финансово-промышленных групп (ЧЕБОЛЬ) в экономической и политической жизни Южной Кореи в период с 1998 по 2013 // Вестник Томского государственного университета. – 2015. – №397. – 167-176
14. Сидоров А.А. Американо-корейское соглашение о свободной торговле: предпосылки, проблемы, перспективы// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. – 2011. – № 1
15. Basu Das S. (2013) RCEP and TPP: Comparisons and Concerns // ISEAS Perspective. No. 2.
16. Bendini R. (2013) WTO Back on Track After Bali, Quick Policy Insight. Brussels: European Parliament. C. 27-40.
17. Cooper W.H., Manyin M.E., Jurenas R., Platzer M.D. (2013) The US - South Korea Free Trade Agreement (KORUS FTA): Provisions and Implications. Washington D. C.: Congressional Research Service.
18. Phillip Wonhyuk Lim «Path Dependence in Action: The Rise and Fall of the Korean Model of Economic Development» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/111119/1/adbi-rp21.pdf
19. Toussaint, E. (2014) South Korea: the miracle unmasked. [Online] Available from: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cadtm.org/South-Korea-the-miracle-unmasked.