Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности и методические аспекты логопедической работы по развитию у дошкольников с ОНР (III уровень) навыков пересказа текстов (Омский Государственный Педагогический Университет)

Работа №56376

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

логопедия

Объем работы38
Год сдачи2018
Стоимость400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
301
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Констатирующий эксперимент был проведен на базе бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида №400» города Омска в феврале 2018 года. В исследовании приняли участие 20 детей 5-6 лет, из них 13 мальчиков и 7 девочек. У всех детей выявлено общее недоразвитие речи III уровня.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования развития у дошкольников с общим недоразвитием речи навыков пересказа
5
1.1. Развитие связной речи у старших дошкольников 5
1.2. Особенности развития навыка пересказа у детей с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.3. Методы, приемы и условия развития пересказа у детей с общим недоразвитием речи III уровня 13

Выводы по 1 главе 20
Глава 2. Экспериментальное изучение сформированности у дошкольников с общим недоразвитием речи навыков пересказа 21

2.1. Организация и методы исследования 21
2.2.Анализ результатов исследования 24
Выводы по 2 главе 32
Заключение 33
Список использованных источников и литературы 35
Приложение 1 38


Развитие навыка пересказа представляет собой одну из основных задач развития речи детей в целом в условиях дошкольного учреждения. Развитие речи имеет непосредственную связь с развитием сознания, познанием находящейся вокруг реальности, личностным развитием человека. По этой причине именно в этот переиод времени ребенок обучается устанавливать разнообразные связи, использовать усвоенные знания и умения, обобщать и делать выводы. Вместе с тем, степень речевого развития зависит и от объема словарного запаса, от степени связности и правильности речевого высказывания, от умения ребенка проявлять творчество в речи.
В процессе речевого развития одно из основных мест занимает формирование правильного, полноценного чувственного отражения художественного текста. Однако, дети с общим недоразвитием речи отличаются от дошкольников, которые не имеют нарушений речи, по объему словарного запаса, степени связности речи, правильности построения предложений с точки зрения грамматики. У них возникают трудности в самостоятельном составлении плана сюжета, в грамматическом оформлении высказзывания. В развернутых смысловых высказываниях дошкольников с данной формой речевой патологии отмечается отрывочность, акцент на внешних, поверхностных впечатлениях.
Таким образом, тема обучения дошкольников с общим недоразвитием речи пересказу остается актуальной, поскольку именно пересказ содействует расширению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, коммуникативной деятельности.
Вопросами формирования навыка пересказа текста занимались такие исследователи как В.П. Глухов, А.М. Бородич, Т.Б. Филичева, О.С. Ушакова, Н.В. Нищева и др.
Объект исследования – навык пересказа текста у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – логопедическая работа по формированию навыка пересказа текста у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования – изучение процесса развития навыков пересказа текста у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
- изучить развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в норме;
- рассмотреть особенности развития навыка пересказа текста у детей с общим недоразвитием речи III уровня;
- описать методы, приемы и условия развития пересказа у детей с общим недоразвитием речи III уровня;
- осуществить диагностику для выявления уровня сформированности навыка пересказа текста у старших дошкольников;
- проанализировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.
Гипотеза исследования – предполагается, что у детей с общим недоразвитием речи III уровня слабо развит навык пересказа текста.
Методы исследования:
1. Изучение, анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Констатирующий эксперимент с применением комплекса методик.
3. Количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретической базой исследования послужили труды таких ученых как В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Н.П. Задумова, Н.В. Нищева и др.
База исследования: бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №400» города Омска.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обучение рассказыванию содействует развитию логики мышления и воспитанию чувств. Речь детей формируется одновременно с развитием его мышления. Пересказ представляет собой сложную деятельность, в которой принимает активное участие мышление ребенка, его память, воображение. Пересказ имеет огромное значение для развития связной речи.
Общее недоразвитие речи является сложным речевым нарушением, которое состоит в дефектах развития всех звуковых и смысловых элементов системы речи. Главной задачей логопедического влияния на дошкольников с этой формой речевой патологии является обучение их связному и последовательному, грамматически и фонетически правильному изложению собственных мыслей, рассказыванию о событиях из жизни. Умение и навыки связной речи в процессе спонтанного развития не могут достичь достаточно высокого уровня, который необходим для успешного школьного обучения. По этой причине дошкольникам с общим недоразвитием речи необходимо специальное обучение. Существенные сложности в освоении навыков связной речи у дошкольников с данной формой речевой патологии вызваны недостаточным развитием всех элементов системы языка – фонетико-фонематического, лексического, грамматического.
Самое результативное направление в развитии навыка пересказа у дошкольников с общим недоразвитием речи заключается в организации поэтапной коррекционной деятельности, которую следует начинать с небольших пересказов с помощью воспитателя, потом продолжать обучение пересказу с опорой на наглядный материал и заканчивать пересказом средних и объемных текстов без помощи педагога.
Констатирующий эксперимент проводился с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими третий уровень речевого развития. Для выявления уровня сформированности навыка пересказа использовались диагностические методики, которые позволили определить уровень сформированности связной монологической речи, степень выстраивания логического высказывания и связного рассказа, состояние контекстной речи, возможности детей пересказывать короткий текст.
Полученные в ходе исследования результаты показали, что большинство детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня не способны составить связный рассказ по картинке, описать картинку, пересказать короткий литературный текст. Кроме того, было выявлено, что дети используют в речи только имена существительные и глаголы, а в построенном рассказе предложения не связываются друг с другом логически, не используются средства выразительности речи. Помимо этого, дети совершают ошибки в применении грамматических компонентов речи, сюжет в рассказе не прослеживается. Есть такие дети, которые могут составить связный рассказ и пересказ, описать картинку, но делают это только с помощью педагога. Только незначительная часть обследованных дошкольников способна самостоятельно составить рассказ по картинке, описать картинку с применением всех частей речи, диалогов, передать эмоции персонажей средствами выразительности речи, может придумать сказку с применением всех фрагментов речи, составить полный пересказ текста.
Таким образом, гипотеза исследования, которая заключалась в том, что у большинства детей с общим недоразвитием речи III уровня слабо развит навык пересказа текста полностью подтверждена. Цель достигнута, поставленные задачи решены.



1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 400 с.
2. Белянин, В.П. Психолингвистика. - 4-е изд. / В.П. Белянин. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2014. - 232 с.
3. Бизикова, О.А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. / О.А. Бизикова. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. - 93 с.
4. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. - М.: Национальный книжный центр, 2014. - 104 с.
5. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду: старшая группа / В.В. Гербова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. - 142 с.
6. Глухов, В.П. Изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов // Педагогика и психология образования. - 2014. – №1. - С. 89-97.
7. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учебное пособие - 4-е изд. / В.П. Глухов. - М.: Астрель, 2015. - 351 с.
8. Гомзяк, О.М. Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет с ОНР III уровня / О.М. Гомзяк. - М.: ГНОМ, 2013. - 128 с.
9. Жукова, Н.С. Логопедия: основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева; под ред. Кондрашовой Л.В. - М.: Эксмо, 2012. - 288 с.
10. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: КнигоМир, 2012. - 320 с.
11. Задумова, Н.П. К вопросу об особенностях пересказа текста дошкольниками с общим недоразвитием речи / Н.П. Задумова // Специальное образование. - 2017. – №1. - С. 44-47.
12. Ивкина, Ю.М. Обучение пересказу старших дошкольников в процессе работы над формированием связной речи / Ю.М. Ивкина // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2015. – №4. - С. 61-64.
13. Ковшиков, В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности - 3-е изд. / В.А. Ковшиков, В.П. Глухов. - М.: Астрель, 2017. - 320 с.
14. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак-в / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 2012. – 680 с.
15. Нищева, Н.В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет. Методические рекомендации / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2017. - 80 с.
16. Нищева, Н.В. Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста. Методическое пособие / Н.В. Нищева. - М.: Детсво-Пресс, 2014. - 72 с.
17. Парамонова, Л.Г. Логопедия для всех. - 5-е изд. / Л.Г. Парамонова. - СПб: Питер, 2013. - 420 с.
18. Руденко, В.И. Логопедия: практическое пособие / В.И. Руденко. - М.: Феникс, 2016. - 287 с.
19. Смирнова, И.А. Логопедия: иллюстрированный справочник / И.А. Смирнова. - М.: КАРО, 2014. - 232 с.
21. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. - 5-е изд., стер. / Н.А. Стародубова. - М.: «Академия», 2012. - 256 с.
22. Татаренкова, П.А. Логопедическая работа по формированию навыка творческого рассказывания у детей с ОНР / П.А. Татаренкова // Символ науки. - 2016. – №11. - С. 194-196.
23. Филичева, Т.Б. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова и др.; под ред. Карповой В.Н. – М.: Эксмо, 2015. – 320 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ