ВВЕДЕНИЕ 7
1 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ООО «УРАЛТОРГЛАЙН» 8
1.1 Характеристика объекта исследования 8
1.2 Анализ внешней среды ООО «УралТорглайн» 10
1.2.1 Анализ макроэкономической среды (PEST-анализ) 10
1.2.2 Анализ микроэкономической среды (пять сил М. Портера) 13
1.3 Анализ внутренней среды 18
1.3.1 Анализ финансово-экономического состояния организации 19
1.3.1.1 Расчет собственных оборотных средств 29
1.3.1.2 Расчет коэффициентов ликвидности предприятия 33
1.3.1.3 Определение типа финансовой устойчивости организации 37
1.3.1.4 Расчет показателей рентабельности 41
1.3.2 Сильные и слабые стороны ООО «УралТорглайн» 45
1.4 SWOT-анализ 49
Выводы по разделу один 52
2 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО ВНЕДРЕНИЮ НОВОЙ УСЛУГИ 53
2.1 Выбор и обоснование проекта 53
2.2 Организационный план 55
2.3 План маркетинга 58
2.3.1 Анализ рынка 58
2.3.2 Конкурентный анализ 63
2.3.3 Сегментирование и позиционирование 65
2.3.4 Методы продвижения услуги на рынке 68
2.3.5 План продаж организации 70
2.4 Финансовая модель проекта 73
2.4.1 Инвестиционный план 73
2.4.2 Операционный план 75
2.5 Анализ и оценка эффективности проекта 78
2.5.1 Обоснование ставки дисконтирования 79
2.5.2 Интегральные показатели эффективности проекта 80
2.6 Анализ рисков проекта 83
2.6.1 Анализ чувствительности 83
2.6.2 Анализ безубыточности 84
2.6.3 Анализ Монте-Карло 87
Выводы по разделу два 89
3 ОЦЕНКА И ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТА НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 90
3.1 Прогноз финансовой отчетности объекта исследования 90
3.2 Финансово-экономический анализ прогнозного состояния предприятия .. 91
3.2.1 Анализ динамики, структуры и состава прогнозного состояния
предприятия ООО «УралТорглайн» 91
3.2.2 Анализ ликвидности прогнозного баланса предприятия 95
3.2.3 Анализ финансовой устойчивости предприятия 97
3.2.4 Показатели оценки рентабельности 98
Выводы по разделу три 100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 107
ПРИЛОЖЕНИЯ 109
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерская отчетность ООО «УралТорглайн» 109
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сравнительно-аналитический баланс ООО
«УралТорглайн» 114
ПРИЛОЖЕНИЕ В Количественная оценка взаимовлияния факторов внешней и
внутренней сред
В настоящее время управление проектами стало признанной во всем мире методологией проектно-ориентированной деятельности. В условиях современной экономики, когда конкуренция во всех областях возросла до предела, а сроки жизни отдельных товаров исчисляются месяцами и неделями, применение технологий управления проектами является необходимым не только для процветания, но и для выживания каждого коммерческого предприятия. Сейчас уже трудно назвать хотя бы один значительный проект или программу, которые осуществлялись бы вне подходов и методологии управления проектами.
В данной выпускной квалификационной работе объектом исследования является предприятие ООО «УралТорглайн», специализирующееся на продаже торгового холодильного оборудования. Предмет исследования - экономическая эффективность деятельности предприятия.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка инвестиционного проекта по внедрению новой услуги на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
- дать основную характеристику ООО «УралТорглайн»;
- провести анализ внешней (PEST-анализ, пять сил М. Портера) и внутренней сред (анализ текущего финансово-экономического состояния, анализ сильных и слабых сторон) ООО «УралТорглайн»;
- провести SWOT-анализ с выделением наиболее привлекательного проекта для улучшения состояния ООО «УралТорглайн»;
- обосновать целесообразность реализации проекта и разработать план проекта;
- построить имитационную модель проекта в программном продукте ProjectExpert;
- оценить экономическую эффективность и риски проекта;
- проанализировать влияние проекта на работу предприятия.
В процессе выполнения работы были использованы следующие методы: PEST- анализ, анализ конкурентных сил (модель пяти сил конкуренции М. Портера), анализ сильных и слабых сторон, SWOT-анализ, финансовый анализ (горизонтальный и вертикальный анализ, анализ ликвидности, анализ финансовой устойчивости, анализ рентабельности), анализ чувствительности, безубыточности, Монте-Карло, методы финансового планирования и прогнозирования.
В ходе стратегического анализа была проанализирована внешняя среда. С помощью PEST-анализа выделены макроэкономические факторы, оказывающие влияние на объект исследования. Анализ микроэкономического окружения был проведен на основе пяти конкурентных сил М. Портера. После чего была проведена количественная оценка факторов внешней среды, позволив определить силу влияния тех или иных факторов на организацию.
К доминирующим возможностям были отнесены: рост магазинов, супермаркетов, общепитов и других коммерческих заведений; развитие интернетрекламы и технологий ее создания; увеличение спроса на оборудование в отрасли. В качестве доминирующих угроз были отмечены: введение ограничений на ввоз импортных комплектующих, жесткая конкуренция в отрасли и рост уровня инфляции.
Также была проанализирована внутренняя среда организации. В результате анализа были выделены следующие сильные стороны: современное сертифицированное высокотехнологичное оборудование, долгосрочные контракты с розничными сетями (SPAR, ,Burger King, Мавт) и продажа б/у оборудования. К слабым сторонам были отнесены: неустойчивое финансовое положение, слабый маркетинг и неуникальный продукт.
Перечень доминирующих угроз и возможностей, а также сильных и слабых сторон был объединен в SWOT-матрицу. Дальнейшее проведение соответствующего анализа дало нам матрицу проблемных полей, на основе которой был составлен рейтинг мероприятий. Первым мероприятием по сумме баллов оказалось мероприятие по внедрению новой услуги в ООО «УралТорглайн», которое и было принято к дальнейшей реализации.
Был проведен финансово-экономический анализ исходного состояния предприятия. Проведение вертикально-горизонтального анализа позволило выявить абсолютные и относительные изменения величин различных статей финансовой отчетности за 2016-2018 года, определить веса статей баланса в общем итоговом показателе, а также провести оценку этих изменений. Было отмечено увеличение валюты баланса, что связано, с изменением таких статей как дебиторская задолженность, запасы, нераспределенная прибыль, кредиторская задолженность. Сделаны выводы о структуре баланса в текущем состоянии, а также проанализирована динамика.
Вертикально-горизонтальный анализ актива показал, что величина оборотных активов на 31 декабря 2018 года увеличивается, и основной вклад в их формирование внесли следующие статьи - запасы и дебиторская задолженность. Вертикально-горизонтальный анализ капитала и обязательств показал, что на конец 31 декабря 2018 года увеличивается доля заемного капитала, за счет увеличения краткосрочных заемных средств.
Анализ ликвидности показал, что первые два года наблюдается рост всех показателей ликвидности, а в 2018 году происходит снижение. Значения всех коэффициентов не входят в норматив, за исключением коэффициента абсолютной ликвидности за 2016 год. Снижение показателей ликвидности говорит о снижении дохода собственников, вложенные средства стали использоваться менее эффективно. Все это свидетельствует о неэффективном управлении финансово-хозяйственной деятельностью предприятия и требует поиска путей повышения показателей.
Анализ финансовой устойчивости показал, что организация обладает неустойчивым финансовым положением в текущем периоде, для финансирования запасов используются все источники.
Также был проведен анализ финансового результата, с расчетом коэффициентов рентабельности. Все показатели рентабельности имеют тенденцию к росту, что свидетельствует о повышении эффективности деятельности предприятия.
Моделирование проекта и анализ его эффективности и рисков позволяют судить о потенциале проекта.
При заданных вводных условиях получились следующие показатели эффективности проекта:
- дисконтируемый срок окупаемости (DPB) 17 месяцев;
- чистый приведенный доход (NPV) 271510,30 тыс. рублей;
- индекс прибыльности (PI) 1,46;
- внутренняя норма рентабельности (IRR) 170,40%;
- модифицированная внутренняя норма рентабельности (MIRR) 29,57%.
При данных экономических показателях проект целесообразно реализовать, однако, чтобы убедиться в этом, был проведен детальный анализ рисков.
Анализ чувствительности показал, что проект наиболее чувствителен к изменению цены сбыта и объему сбыта. Снижение цены невозможно, так как цены на услугу, рассматриваемые в проекте, были приняты ниже среднерыночных и их дальнейшее снижение маловероятно. Снижение сбыта пока не предполагается, так как компания «УралТорглайн» довольно известная в Челябинске, поэтому данная услуга будет пользоваться спросом.
Что касается анализа безубыточности, то расчет демонстрирует устойчивость проекта к падению объёмов продаж.
При анализе рисков по методу Монте-Карло устойчивость проекта составила 54%. Это означает, что в некоторые периоды в проекте наблюдается маленький запас финансовых средств, поэтому необходимо следить за тем, чтобы денежные средства всегда имелись на расчетном счете.
Был проведен финансово-экономический анализ прогнозного состояния предприятия. Проведение горизонтального анализа баланса позволило выявить абсолютные и относительные изменения величин различных статей финансовой отчетности за 2018, 2020 (без проекта) и 2020 (с проектом) года, а также провести оценку этих изменений. Было отмечено увеличение валюты баланса, что связано, с изменением таких статей как запасы, денежные средства и денежные эквиваленты, нераспределенная прибыль, а также дебиторская и кредиторская задолженности. Вертикальный анализ баланса позволил определить веса отдельных статей баланса в общем итоговом показателе и в дальнейшем сравнить полученные результаты с данными предыдущего года.
Сделаны выводы о структуре баланса в текущем состоянии, а также проанализирована динамика.
Вертикальный анализ показал, что доля оборотных активов на 31 декабря 2020 года увеличивается, и основной вклад в их формирование внесла статья - денежные средства и денежные эквиваленты. Также увеличивается доля собственного капитала за счет увеличения нераспределённой прибыли.
Анализ ликвидности показал, что внедрение проекта на предприятие целесообразно, поскольку все показатели ликвидности значительно растут. На 31 декабря 2020 года (с учетом проекта) показатель абсолютной ликвидности находится в рамках норматива, а показатели критической и текущей ликвидности практически достигают нормы. Таким образом, наблюдается положительная динамика роста, что позитивно для предприятия.
Анализ финансовой устойчивости показал, что организация обладает неустойчивым финансовым положением, как в текущем периоде, так и в прогнозных периодах. Однако наблюдается положительная динамика, которая свидетельствует о том, что на предприятии наблюдается рост источника собственных средств на покрытие имеющихся запасов. Таким образом, состояние ООО «УралТорглайн» с момента внедрения проекта значительно улучшилось, все значения показателей выросли.
Также был проведен анализ финансового результата, с расчетом коэффициентов рентабельности. На 2020 год все показатели рентабельности выросли по сравнению с 2018 годом, что свидетельствует об эффективной работе компании.
Цель работы достигнута, поставленные задачи решены.
1. Разработка бизнес-плана проекта: учебное пособие по курсовому
проектированию / Л.А. Баев, М.Г. Литке / под ред. Л.А. Баева - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2016. - 68 с.
2. Моисеева, Н.К. Стратегический менеджмент: учебник (для подготовки бакалавров по специальности «Менеджмент организации») / Н.К. Моисеева, Г.Д. Костина. - М.: МИЭТ, 2010. - 220 с.
3. Официальной сайт государственной думы РФ. - http: //www.go sduma. net/systems/l aw/
4. Институт актуальной экономики: мнения экспертов. - http://instaeco.ru
5. Официальный сайт администрации города Челябинска. - http: //www.arch7 4 .ru
6. Официальный сайт федеральной службы государственной статистики - http: //www.gks.ru
7. Идеи для малого бизнеса. - http://www.delasuper.ru
8. Официальный сайт таможенной аналитики «Информанализ». - http://www.importstat.ru
9. Чечевицын, К.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / К.В. Чечевицын, Л.Н. Чечевицына,- Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 368 с.
10. Рыночный анализ «YELLMARKET». - http://yellmarket.ru
11. Юрьева, Л.В. Основы стратегического конкурентного анализа: учебное пособие / Л. В. Юрьева. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. - 52 с.
12. Новосад, В.М. Бизнес-планирование: лекции / В.М. Новосад - Челябинск: ЮУрГУ, 2018.
13. Официальный сайт Центрального банка РФ. - http://www.cbr.ru
14. Официальный сайт консалтинговой компании: справочник «KPMG». - https: //home.kpmg.com/ru/ru/home/about.html
15. Имитационное моделирование инвестиционных проектов: методические указания по выполнению курсового проекта / Н.С. Дзензелюк, В.М. Новосад, А.С. Камалова. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2018. - 38 с.