Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Работа №56370

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы66
Год сдачи2016
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
293
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ И
УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ 7
1.1 Состояние научной разработанности исследуемой проблемы в
психолого-педагогической литературе 7
1.2 Уровень притязаний и самооценка: понятие, сущностная
характеристика 17
1.3 Изучение особенности самооценки и уровня притязаний у студентов
ВУЗа 24
Выводы по первой главе 29
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ
ПРИТЯЗАНИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ 30
2.1 Организация и проведение эмпирического исследования 30
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 36
Выводы по второй главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 61

Актуальность исследования. Проблемы совершенствования профессиональной подготовки студентов педагогических вузов имеют особое значение в
условиях модернизации системы образования. Данная тема становится актуальной в связи с возрастанием социальной значимости профессиональной деятельности учителей. Профессиональная подготовка будущих педагогов тесно
связана с формированием стойкого интереса к выбранной профессиональной
деятельности. Под интересом к профессии учителя понимают эмоционально
выраженную познавательную направленность личности на овладение педагогической деятельностью, реализацию своих склонностей, способностей, профессиональных убеждений. Направленность личности подразумевает определенный уровень притязаний и адекватную самооценку.
Уровень притязаний проявляется в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой, стремлении завоевать определенную репутацию, получить признание и зависит от уверенности человека в своих возможностях. Самооценка – это представление личности о себе, своей важности, своих качествах, которая складывается под влиянием общественного мнения, растет за
счет собственных достижений и зависит от тех результатов (положительных
или отрицательных), которые она (личность) достигла в процессе своей деятельности. Чем значительнее достижения – тем выше самооценка. При заниженной самооценке появляется неуверенность в себе и в своей деятельности.
Завышенная самооценка ведет к переоцениванию своих сил и возможностей, к
появлению амбициозности, что заставляет личность ставить перед собой более
сложные задачи и требования к достижениям. Неудачи при этом могут вызвать
разочарование, тревожность, страх и депрессию.
Современный учитель должен уметь ориентироваться в образовательной
ситуации, составлять перспективные планы, определять задачи и цели, должен
быть готов отвечать за результаты своей деятельности. Наличие всех этих ка4
честв поможет человеку данной профессии правильно сформировать полное и,
главное, достаточно положительное представление о себе и своей личности.
Ведь именно самооценка учителя влияет на его поведение и методы работы с
учениками. Основной способ, с помощью которого формируется самооценка
учителя — это соизмерение своих достижений с идеалом себя как личности и
как профессионала. Однако идеал учителя у студентов часто нереалистичный и
не стабилен, поэтому тема изучение самооценки и уровня притязаний будущих
учителей является актуальной.
Объект исследования – студенты 2 и 5 курсов факультета иностранных
языков ЕИ КФУ.
Предмет исследования – самооценка и уровень притязаний студентов факультета иностранных языков.
Цель работы заключается в исследовании самооценки и уровня притязаний будущих учителей иностранных языков.
Гипотеза исследования. Предполагается, что имеется взаимосвязь между
самооценкой и уровнем притязаний. По мере обучения у будущих учителей повышается как самооценка, так и уровень притязаний.
Задачами исследования являются:
1) провести теоретический анализ научной литературы по проблеме изучения самооценки и уровня притязания будущих учителей;
2) дать сущностную психологическую характеристику понятиям самооценка и уровень притязаний;
3) рассмотреть самооценку и уровень притязаний будущих учителей иностранного языка;
4) провести эмпирическое исследование самооценки и уровня притязаний
будущих учителей иностранных языков;
5) анализ и интерпретация полученных результатов.
В ходе исследования были использованы следующие взаимодополняющие
методы научно-педагогического исследования:5
1) теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
2) эмпирические: тестовые опросники (Шкала самооценки и уровня притязаний Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан; Тест «Самооценка личности» О.И. Моткова; Моторная проба Шварцландера);
3) методы обработки данных ( t-критерий Стьюдента; коэффициент ранговой корреляции Спирмена).
Исследование проводилось в 3 этапа.
На I этапе (сентябрь, 2015г. – декабрь, 2015г.) осуществлялась формулировка проблемы и гипотеза исследования, определены методы и методики исследования, разрабатывался исследовательский инструментарий. Был проведен
теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
На II этапе (январь – февраль, 2016г.) организация и проведение эмпирического исследования.
На III этапе (март – май, 2016г.) проводился количественный и качественный анализ данных, сформулированы выводы.
Базой исследования послужил Елабужский Институт Казанского (Приволжского) Федерального Университета. Выборку исследования составили
студенты 2-го и 5-го курсов, в количестве 40 человек.
Научная новизна работы заключается в том, что были выявлены различия
уровня самооценки, а также уровня притязаний среди студентов 2-го и 5-го
курсов. Сравнительные результаты позволяют проследить динамику самооценки и уровня притязаний в процессе обучения в вузе, что в свою очередь предполагает возможность прогнозирования и изменения самооценки уровня притязаний у студентов в зависимости от их исходного уровня.
Практическая значимость исследования заключается, во-первых, результаты исследования могут быть использованы преподавателями ВУЗа в целях
оптимизации и совершенствования учебного процесса. Во-вторых, результаты6
исследования могут представлять интерес для практических психологов, занимающихся консультированием молодежи.
На защиту выносятся следующие положения:
- характер изменения самооценки и уровня притязаний у студентов определяется влиянием объективных и субъективных факторов, имеющих отношение к труду и социально-профессиональным ориентациям;
- направление изменения самооценки и уровня притязаний студентов – будущих педагогов определяет их профессионально-важное значение;
- особенности изменения самооценки и уровня притязаний у студентов на
разных этапах обучения зависят от ее исходного уровня.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Результаты теоретического исследования показали, что, несмотря на
огромный объем исследований по проблеме самооценки, вопросы, касающиеся
ее природы, механизмов, причин, последствий, возможностей изменения по прежнему остаются дискуссионными. Связь между самооценкой, личностными
особенностями и поведением человека оказывается сложной и неоднозначной,
что порождает дальнейшие попытки изучения самооценки.
Уровень притязаний определяет сложность целей, которым, по мнению
человека, соответствуют его способности, а также достижения в определенной
деятельности, в общении, на которые рассчитывает человек. Самооценка – самостоятельный компонент самосознания, начинающий функционировать в
подростковом возрасте. Функция самооценки заключена в процедуре собственно оценивания общего потенциала субъекта или его отдельных свойств (качеств) с помощью определенной шкалы ценностей. Выделяют три основных
параметра самооценки: адекватность, высота, устойчивость. Эти компоненты
не являются стабильными показателями. Самооценка зависит от многих факторов и взаимосвязана с уровнем притязаний.
Годы обучения в вузе – это период наиболее интенсивного психологического и социального формирования личности, осознания молодым человеком
своего места и роли в обществе. На начальном этапе становления профессионального самосознания у студентов преобладают неадекватные самооценки,
они часто переоценивают свои профессиональные качества, не умеют реалистично оценивать результаты своей деятельности. Также у студентов, как правило, в той или иной степени завышен и слабо дифференцирован уровень притязаний, т.е. они не умеют ставить перед собой реалистичные цели, у них нет
достаточно ясного плана их достижения. По мере обучения к его завершению
самооценка студентов становится более устойчивой, а уровень притязаний –
адекватно высоким.54
В результате эмпирического исследования выяснилось, что в группе студентов 2-го курса в среднем самооценка испытуемых нормальная: средняя по
шкалам характера, счастья, настроения, профессионального будущего, уверенности в себе и высокая по шкалам здоровья и умственных способностей. Уровень притязаний - реалистичный, он средний по шкалам характера, счастья,
настроения, и высокий по остальным шкалам (здоровье, умственные способности, профессиональное будущее, уверенность в себе). У студентов средний
уровень самооценки. Более всего студенты считают себя нравственными и общительными. Несколько ниже выражено соответствие креативной личности и
самостоятельность. Большинство испытуемых имеют низкий уровень притязаний, но реалистично низкий . Корреляционный анализ показал, что, чем выше
уровень притязаний у студентов 2-го курса, тем выше самооценка в основном
за счет высокой оценки своих творческих способностей.
В группе выпускников в среднем самооценка испытуемых нормальная:
средняя по шкалам характера и настроения, и высокая по шкалам здоровья, умственных способностей, счастья, профессионального будущего, уверенности в
себе. Уровень притязаний - реалистичный, средний по шкале настроения, и высокий по остальным шкалам. У выпускников высокий уровень самооценки. Более всего студенты считают себя волевыми и самостоятельными. Несколько
ниже выражены экстраверсия и гармоничность. Ниже всего, но на высоком
уровне, выражены креативность и нравственность. Большинство испытуемых
имеет или средний или адекватно высокий уровень притязаний.
Корреляционный анализ показал, что, у студентов 5-го курса чем выше
уровень притязаний, тем выше самооценка своего здоровья, профессионального
будущего, уверенности в себе, тем выше уровень притязаний на профессиональное будущее, уверенность в себе, более реалистичны притязания на развитие своих умственных способностей. Чем выше уровень притязаний, тем выше
уровень самооценки в основном за счет высокой оценки своих нравственных,
волевых качеств, самостоятельности, общительности и открытости.55
Сравнительные результаты диагностируемых параметров позволили проследить динамику самооценки и уровня притязаний от начала обучения к его
концу. От начала обучения к его завершению у будущих учителей иностранных
языков повышается самооценка своего профессионального будущего и уверенности в себе. Притязания студентов по мере обучения становятся более реалистичными, адекватными на развитие своих умственных способностей, уверенности в себе, на свое профессиональное будущее. От начала обучения к его завершению значительно повышается самооценка, развиваются волевые качества,
самостоятельность, значительно возрастает гармоничность личности, значительно повышается уровень притязаний от среднего к адекватно высокому.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Адекватная самооценка взаимосвязана с адекватным уровнем притязаний. Причем у выпускников самооценка и уровень притязаний имеют множественные взаимосвязи в отличие от студентов 2-го курса. То есть по мере обучения растет как уровень самооценки, так и уровень притязаний за счет формирования профессионального
самосознания, воспитания нравственно – волевых качеств, возрастания реалистичности притязаний в различных аспектах жизни. По мере обучения у будущих учителей повышается самооценка и уровень притязаний.


1. Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодежи. - М.: Ака¬демия, 2009. - 192 с.
2. Белановская О.В. Личностно-профессиональное становление студентов в процессе вузовской социализации // Научные труды Республиканского ин¬ститута высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки: сб. науч. ст. В 2 ч. Ч.2. Вып. 11. - Минск: РИВШ, 2011. - С. 84-92.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
4. Борисова И.А. Особенности самооценки младших школьников с разными типами эмоциональной привязанности к матери: автреф. дис. ... канд. пси- хол. наук. - М., 2007. - 181с.
5. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и её соотношение с Я-концепцией / Л.В. Бороздина // Вестник Московского университета. Серия 14, Психоло¬гия. - 2011. - №1. - С. 54-65.
6. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии. - 1993. - № 1. - С. 27 - 42.
7. Бороздина Л.В., Кубанцева С.Р. Коэффициенты интеллекта и невербальной креативности при совпадении и расхождении высоты самооценки и притя¬заний. М.: Акрополь, 2008. - 72с.
8. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в разных возрастных груп¬пах: от подростков до престарелых. М.: ООО «Проект-Ф», 2001. - 204с.
9. Братусь Б.С., Павленко В.Н. Соотношение структуры самооценки и целе-вой регуляции деятельности в норме и при аномальном развитии // Вопро¬сы психологии. - 1986. - № 4. - С. 23 - 26.
10. Горбунова Г.А. Возможности мотивирования процесса самоопределения личности в юности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2003. - №12. - С. 10 - 14.
11. Дроботова Е.В. Профессиональное самосознание как внутренний механизм становления будущего специалиста // Теоретические и прикладные про¬блемы психологии педагогического межличностного взаимодействия: Ма¬териалы Междунар. науч.-практ. конф., 19-20 апр. 2002 г.: В 2 ч. Мн., БГПУ. Ч. 1. - С. 133-135.
12. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. - 1989. - № 1. - С. 5 - 15.
13. Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27, № 3. - С. 18 - 30.
14. Камнева Е.В. Особенности самоактуализации в студенческом возрасте [Электронный ресурс] / Е.В. Камнева, Н.В Анненкова. - М. : Прикладная психология и психоанализ. 2014. - Т. 1. - URL: http://ppip.idnk.ru.
15. Карина О.В. Динамика проявления экспектаций в подростковом и юноше¬ском возрасте. - Сочи : Гуманизация образования, 2015. - №1. - С. 50 - 55.
16. Киселева М.А. Теоретический анализ позитивных и негативных аспектов прокрастинации личности. - Сочи: Гуманизация образования, 2014. - № 6.
- С. 68 - 73.
17. Когут К.Я. Влияние уровня притязаний студентов на успешность овладе-ния теоретическими знаниями // Современная педагогика. - №7. - 2015. - . 17 - 38.
18. Колобкова А. И. Особенности самооценки в связи с критическим событием
- потерей и отсутствием работы // Ученые записки кафедры теоретической и экспериментальной психологии РГПУ. - Вып. - Екатеринбург, 2006. - С. 243-271.
19. Колосова Е.В. Самооценка и успешность учебной деятельности студентов // Известия ВГПУ. - 2015. - № 3(268). - С. 18 - 22.
20. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2007. - 688с.
21. Мацумото Д. Психология и культура. - СПб.: Питер, 2003. - 718с.
22. Молчанова О.Н. Низкая самооценка: восемь проблем / Перспективные направления психологической науки. Сборник научных статей. Выпуск 2, 2012. - с. 53 - 58.
23. Пашукова Т. И. Практикум по общей психологии для студентов педагоги¬ческих вузов / Т. И. Пашукова, А. И. Допира, Г. В. Дьяконов - М.: КАРО, 1996. - 176с.
24. Позина М.Б. Компаративистский подход в исследовании когнитивной са-мооценки // Культурно-историческая психология. - 2008. - № 2. - С. 15 - 19.
25. Полети Р., Доббс Б. Самооценка. Основное благо. М.: Изд. дом Мещеряко¬ва, 2008. - 128с.
26. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Семенова. - 2-е изд., перераб. и доп. -Воронеж: Издатель-ство НПО «МОДЭК», 2008. - 324 с.
27. Пукинска О.В. «Триада риска» как проявление внутриличностного кон-фликта // Психологический журнал. - 2008. - Т. 29. № 5. - С. 63 - 67.
28. Рождественская Н.А., Писарева Е.А. Образ «Я» и образ сверстника у под¬ростков с высоким и низким уровнями восприятия социальной поддержки // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2006. - № 4. - С. 18 - 24.
29. Рыбина А.Р. Особенности влияния самооценки на уровень притязаний че¬ловека. Роль специалиста по работе с молодежью (ОРМ) в формировании самооценки личности // Организация работы с молодежью. - 2012. - № 5. - С. 19 - 24.
30. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО "Речь" - 2007. - 350с.
31. Сидоров К.Р. Феномен несоответствия уровней самооценки и притязаний в ранней юности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2007. - 158с.
32. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии. - М., 2001 - 224с.
33. Соловьева С.Л. Психологическая концепция счастья и оптимизма // Вест-ник Санкт-Петербургского университета. - 2009. - Сер. 12. Вып. 1. Ч. II. - С. 198 - 205.
34. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2007. - 607 с.
35. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977. - 143 с.
36. Шалова С.Ю. Создание ситуации выбора для студентов как условие инди¬видуализации образовательного процесса в вузе // Инновации в образова¬нии. - 2013. - № 5. - С. 97 - 107.
37. Швецова В.А. Особенности профессионального самосознания современ-ных студентов // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 6 (16). - С. 189 - 194.
38. Шумская Л.И. Личностно-профессиональное становление студентов в процессе социализации / Л.И. Шумская. - Минск: РИВШ, 2005. - 271 с.
39. Шустова Н.Е. Своевременность как предиктор социальной адаптации лич¬ности. - Сочи: Гуманизация образования. - 2015. - № 1. - С. 44-49.
40. Baumeister R.F., Campbell J.D., Krueger J.I., Vohs K.D. Does High Self-esteem Cause Better Performance, Interpersonal Success, Happiness, or Healthier Life¬styles? // Psychological Science in the Public Interest. 2003. Vol. 4. No. 1.
41. Brecht G. Sorting out Self-Esteem. Sydney: Prentice Hall, 1996.
42. Emler N. Self-Esteem: The Costs and Consequences of Low SelfWorth. York, England: York Publishing Services, 2001.
43. Jones S. Self and Interpersonal Evaluations: Esteem Theories vs. Consistency Theories // Psychological Bulletin. 1973. Vol. 79. No. 3.
44. Kernis M.H., Waschull S.B. The Interactive Roles of Stability and Level of Self¬Esteem: Research and Theory // Advances in Experimental Social Psychology / M.P. Zanna (ed.). San Diego, CA: Academic Press. 1995. Vol. 27.
45. Reasoner R.W. What is Optimal Self-Esteem? // Research Bulletin. 2006. No. 1.
46. Rosenberg M. Society and the Adolescent Self-Image. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1965.
47. Swann W.B., Stein-Seroussi A., Giesler R.B. Why People Self-Verify? // Jour¬nal of Personal and Social Psychology. 1992. Vol. 62. No. 3.
Интернет-ресурсы
48. Козлов Н.И. Уровень притязаний // Психологический портал под ред.
Проф. Н.И. Козлова. - 2009 [Электронный ресурс]. URL:
http://www.psychologos.ru/articles/view/uroven prityazaniy (дата обращения: 29.09.2015)
49. Молчанова О.Н. Между Сциллой и Харибдой высокой и низкой самооцен¬ки // Культурно-историческая психология. 2010. № 3[Электронный ре- сурс].URL: http://psyjournals.ru/kip/2010/n3/30874.shtml (дата обращения: 09.10.2015).
50. Петровский А.С., Ярошевский М.Г. Психологический словарь [Электрон¬ный ресурс]. URL: http://www.persev.ru/uroven-prityazaniy-lichnosti (дата обращения: 29.09.2015).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ