ВВЕДЕНИЕ 6
1 СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ООО «ЧЕЛЯБМЕТИЗ» 9
1.1 Краткая характеристика ООО «Челябметиз» 9
1.2 Анализ внешней среды ООО «Челябметиз» 9
1.2.1 PEST- анализ деятельности ООО «Челябметиз» 10
1.2.2 Анализ микроокружения (5 сил Портера) 17
1.3 Анализ внутренней среды ООО «Челябметиз» 20
1.3.1 Анализ внутренних ресурсов по 7S МакКинси 20
1.3.2 SNW- анализ деятельности ООО «Челябметиз» 23
1.3.3 Анализ финансового состояния ООО «Челябметиз» 25
1.4 Определение существующей стратегии предприятия 37
1.5 SWOT-анализ деятельности ООО «Челябметиз» 39
1.6 Выявление и ранжирование проблем ООО «Челябметиз» 41
Выводы по разделу один 46
2 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ ООО «ЧЕЛЯБМЕТИЗ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА 47
2.1 Сравнительный анализ результатов оценки стратегической позиции
организации и финансового анализа ООО «Челябметиз» 47
2.2 Использование международного опыта в целях совершенствования
маркетинговой стратегии ООО «Челябметиз» 48
2.3 Планирование системы целей 57
2.4 Анализ заинтересованных сторон проекта 61
2.5 Формирование плана проектных мероприятий 64
2.6 Оценка экономической эффективности проектных решений 70
Выводы по разделу два 81
3 ПРОГНОЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «ЧЕЛЯБМЕТИЗ» ПОСЛЕ
ВНЕДРЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ 83
3.1 Составление прогнозной отчетности после внедрения мероприятий 83
3.2 Оценка прогнозного финансового состояния после внедрения мероприятий 86
Выводы по разделу три 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 95
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Актуальность темы. В современных экономических реалиях все большее число предприятий считают формирование эффективной стратегии маркетинга в качестве одного из главных направления увеличения собственных конкурентных преимуществ. Это связано с тем, что любая компания сейчас функционирует в условиях неопределенности, а также изменчивости покупательских предпочтений существующих и потенциальных клиентов, жесткой конкурентной борьбы и т.д. И поэтому в целях учета и своевременного реагирования на изменение всех этих многочисленных факторов, предприятию важно систематические проводится исследование и анализ, что приводит компании к пониманию необходимости и важности разработки стратегии маркетинга, в качестве одного из наиболее важных элементов стратегического управления.
Маркетинговая конкурентная стратегия предприятия представляет собой набор средств реализации его маркетинговых целей и правил поведения в избранных стратегических областях бизнеса и направлена на определение тех сильных сторон предприятия, за счет которых оно может успешно конкурировать на целевом рынке и способно создавать конкурентные преимущества.
Удачно подобранная и умело реализованная стратегия позволяет предприятию не только достичь конкурентных преимуществ, но и максимально удовлетворить потребности потребителей и сохранить их лояльность по отношению к продукции или услуг предприятия. В перспективе это создает предпосылки для обеспечения устойчивого темпа экономического роста, прироста экономической эффективности работы, которые на практике могут рассматриваться как количественные измерители развития предприятия. Этим и определяется актуальность темы исследования.
Таким образом, актуальность темы также обусловлена и тем обстоятельством, что формирование элементов маркетинговой стратегии выступает обязательным этапом планирования стратегического развития компании и важнейшим фактором, оказывающим значительное влияние на получение предприятием стабильных и высоких финансовых итогов работы.
Зарубежный опыт управления маркетинговыми стратегиями демонстрирует эффективные результаты маркетинговых принципов в целях формирования и продвижения конкурентного потенциала компаний. В связи с этим целесообразным является использование зарубежного опыта с целью апробации эффективных технологий при формировании маркетинговых стратегий и их адаптации к российским реалиях. Помимо этого, формирование и апробация на практике любых маркетинговых инструментов предполагает учет индивидуальных факторов, учитывающих специфику сбытовой и прочей хозяйственной деятельности компании. В связи с этим тему исследования можно назвать актуальной.
Объект исследования - ООО «Челябметиз».
Предмет исследования -экономические и организационно-управленческие отношения, формирующие маркетинговую стратегию предприятия на примере ООО «Челябметиз».
Цель исследования - разработка мероприятий, направленных на совершенствовании стратегии маркетинга ООО «Челябметиз» с использованием зарубежного опыта.
Данная цель определила следующие задачи:
- провести стратегический анализ внешней и внутренней среды ООО «Челябметиз»;
- осуществить разработку мероприятий по совершенствованию маркетинговой стратегии ООО «Челябметиз» с использованием международного опыта;
- разработать прогноз финансового состояния ООО «Челябметиз» после внедрения мероприятий по совершенствованию маркетинговой стратегии.
Теоретической и информационной основой выпускной квалификационной выступили труды российских ученых и статьи периодической печати в области экономики, менеджмента и маркетинга, практические данные и отчетность ООО «Челябметиз».
В процессе написания выпускной квалификационной работы была применена совокупность методов экономического и маркетингового анализа, таких как горизонтальный, вертикальный и коэффициентный анализ, SWOT-анализ, SNW- анализ, PEST-анализ, а также общенаучные методы анализа и синтеза экономической информации.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка и приложений.
В первом разделе проводится стратегический анализ внешней и внутренней среды ООО «Челябметиз»». Во втором разделе осуществляется разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой стратегии ООО «Челябметиз» с использованием международного опыта проводится. В третьем разделе составляется прогноз финансового состояния ООО «Челябметиз» после внедрения мероприятий по совершенствованию маркетинговой стратегии».
Результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы аппаратом управления ООО «Челябметиз» и аналогичных предприятий в целях повышения эффективности маркетинговой деятельности.
В результате выполнения выпускной квалификационной работы была достигнута поставленная цель - осуществлена разработка мероприятий, направленных на совершенствовании стратегии маркетинга ООО «Челябметиз» с использованием зарубежного опыта.
Результаты анализа внешней среды показали, что наибольшее влияние на предприятие ООО «Челябметиз» оказывают экономические и социальные факторы. Компания функционирует в высоко конкурентной отрасли, имеющей низкие входные барьеры. Предприятие сильно зависимо как от поведения потребителей, так и поставщиков.
Анализ внутренней среды показал, что число слабых сторон деятельности компании более значительна, а внутренняя среды предприятия нуждается в совершенствовании. Проблемами финансового состояния компании является несоответствие показателей ликвидности и платежеспособности нормативов, указывающих на неэффективную структуру активов, низкие показатели деловой активности. Также было выявлено превышение темпов роста расходов над доходами, что привело к сокращению итоговых финансовых результатов и рентабельности.
SWOT-анализ показал, что эффективная организационная структура управления предприятием, устойчивое финансовое положение, наличие резервов к расширению и развитию, высокий уровень рентабельности деятельности оцениваются как сильные стороны предприятия. Слабыми сторонами ООО «Челябметиз» являются высокая зависимость от предпочтений клиентов, высокая зависимость от поставщиков, отсутствие четкой стратегии развития предприятия, высокая текучесть кадров среди менеджеров по продажам, отсутствие конкретной системы материальной мотивации персонала. Таким образом, в целях решения выявленных проблем предприятию рекомендуется проведение систематического мониторинга поведения конкурентов на рынке, ситуации на рынке, потребительского анализа поведения потребителей, а также использование дополнительных стратегий продвижения товаров.
Результаты оценки стратегической позиции организации и финансового анализа ООО «Челябметиз» показали необходимость совершенствования маркетинговой стратегии в целях увеличения числа клиентов и решения указанных проблем финансового состояния и минимизации влияния слабых сторон и угроз внешней среды в рамках совершенствования сбытовой, ценовой, коммуникационной и ассортиментной политики. Существующее состояние стратегической позиции организации и результаты анализа финансового состояния ООО «Челябметиз» показывали необходимость совершенствования маркетинговой стратегии в целях увеличения числа клиентов и решения указанных проблем финансового состояния и минимизации влияния слабых сторон и угроз внешней среды.
В связи с этим предприятию ООО «Челябметиз» была рекомендована разработка маркетинговой стратегии посредством маркетинг микса (4Р).Генеральной стратегической целью компании в области маркетинга является увеличение финансовых результатов на 10% за счет совершенствования маркетинговой стратегии с использованием концепции маркетинг-микса 4Р к концу 2020 г. Задачами является расширение ассортимента продукции на основании исследования конкурентов, внедрение ценовых акций, расширение каналов сбыта продукции, расширение мест оказания услуг.
Анализ заинтересованных сторон проекта по совершенствованию маркетинговой стратегии ООО «Челябметиз» показал, что наиболее влияние на проект оказывают потребители, а наименьшее - сообщества. В качестве совершенствования продуктовой политики по элементу Product (продукт) ООО «Челябметиз» рекомендуется создание собственного ремонтного отдела в целях расширения ассортимента товаров и услуг. В качестве совершенствования элемента Place (место продажи) предприятию ООО «Челябметиз» рекомендуется принять в штат сотрудника, наделенного полномочиями заключать договора на оказание услуг на территории заказчика. В качестве совершенствования элемента Ргюе(цена) ООО «Челябметиз» рекомендуется предоставление скидок покупателям за полную предоплату продукции. Ожидается, что предложенное мероприятие приведет к высвобождению денежных средств из оборота в результате сокращение задолженности дебиторов.
В качестве совершенствования элемента Promotion (продвижение) предприятию рекомендуется расширения перечня инструментов продвижения товаров и услуг, а именно создание сайта в сети Интернет, продвижение сайта предприятия в сети Интернет, продвижение продукции и услуг предприятия на маркетплейсах промышленных товаров и услуг, например таких так https://metallplace.ru/ и http://www.metal-trade.ru/
Экономический эффект от внедрения мероприятий по совершенствованию маркетинговой стратегии составит 3 429 тыс. руб., экономическая эффективность - 158%.
Чистая дисконтированная стоимость составит 3 415 тыс. руб., простой срок окупаемости - 2 мес., дисконтированный срок окупаемости - 3 мес., индекс доходности - 4,55. Проект можно назвать экономически эффективным.
В результате составления прогнозной отчетности после внедрения комплекса мероприятий по совершенствованию стратегии маркетинга было выявлено, что превышение абсолютного изменения доходов над расходами приведет к росту прибыли от продаж, а также к росту прибыли до налогообложения с и чистой прибыли. Суммарные активы после внедрения мероприятий вырастут за счет роста внеоборотных активов, вызванного покупкой оборудования для нового отдела. В части пассивов сумма капитала и резервов вырастет за счет увеличения чистой прибыли. Также произойдет сокращение краткосрочных обязательств за счет высвободившихся средств из дебиторской задолженности. Оценка прогнозного финансового состояния после внедрения мероприятий показала улучшение показателей ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности ООО «Челябметиз».
1 Абрамова, В.И. Менеджмент и маркетинг: учебное пособие / В.И. Абрамова.
- М.: РИОР, 2015. - 161 с.
2 Акулич, И.Л. Маркетинг: учебник для студентов высших учебных заведений
по экономическим специальностям / И.Л. Акулич. - Минск: Высшая школа, 2014. - 524 с.
3 Афанасьев, М.П. Маркетинг: стратегия и тактика развития фирмы: учебник/
М.П. Афанасьев. - М.: Книга, 2014. - 304 с.
4 Баталова, О.С. Содержание понятия «маркетинговая стратегия» / О.С. Баталова // Проблемы современной экономики: материалы междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2014. - С. 103-106.
5 Белоусова, С.Н. Маркетинг: учебное пособие по специальностям экономики
и управления / С. Н. Белоусова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 381 с.
6 Беляев, В.И. Маркетинговые стратегии развития предприятий в сфере услуг:
методы формирования и обоснования / В.И, Беляев, М.В. Кротова // Вестник АГАУ. - 2015. - №1 (123). -Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/marketingovye-strategii-razvitiya-predpriyatiy- v-sfere-uslug-metody-formirovaniya-i-obosnovaniya
7 Березин, И.С. Маркетинг и исследование рынков: учебник / И.С. Березин. -
М.::Русская деловая литература, 2014. - 416 с.
8 Бондаренко, В.А. Совершенствование маркетинговой стратегии, реализуемой на развиваемом рынке фирмой / В.А. Бондаренко, Н.В. Дудла // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - С. 5660.
9 Борушко, Н.В. Маркетинговые коммуникации: курс лекций / Н.В. Борушко.
- Минск: БГТУ, 2014. - 306 с.
10 Весин, В.Р. Основы менеджмента: учебник/ В.Р. Веснин. - М: Триада, 2014.
- 384 с.
11 Виничук, О.Ю. Особенности разработки маркетинговой стратегии
предприятия / О.Ю. Виничук // Территория новых возможностей. - 2015. - №4 (31). - Режим доступа: https://cyberlemnka.ru/artide/n/osobennosti-
razrabotki-marketingovoy-strategii-predpriyatiya
12 Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник для вузов / О.С. Виханский. - М: Гардарики, 2014. - 296с.
13 Водопьян, О.Ю. Планирование маркетинга на предприятии и пути его
совершенствования / О.Ю. Водопьян, Е.В. Мискевич // Основы ЭУП. - 2014. - №3 (15). - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/planirovanie-marketinga-na-predpriyatii-i-puti- ego-sovershenstvovaniya-na-materialah-oao-gamma-vkusa
14 Голубков, Е.П. Маркетинг: стратегия, планы, структуры: учебник / Е.П. Голубков. - М.: Дело, 2014. - 318 с.
15 Голубков, Е.П. Маркетинг: учебное пособие / Е.П. Голубков - М.: Дриада, 2014. - 262 с.
16 Годин, А.М. Маркетинг: учебник для экономических вузов по направлению «Экономика» и специальности «Маркетинг» / А.М. Годин. - М.: Дашков и К°, 2014. - 671 с.
17Гончарова, Е.В. Вопросы оценки и анализа конкурентоспособности предприятия с учетом инновационной составляющей / Е.В. Гончаренко, А.В. Иванова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 2. - С. 599-603.
18 Дорошев, В.И. Введение в теорию маркетинга: учебник / В.И. Дорошев. - М.: ИНФРА, 2014. - 258с.
19 Денисов, Д.В. Оптимизация маркетинговой стратегии торговой фирмы /
Д.В. Денисов, В.В. Латий // International Journal of Open Information Technologies. - 2017. - №8. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n7optimizatsiya-marketingovoy-strategii-torgovoy- firmy
20 Дударь, В.С. Разработка маркетинговой стратегии компании / В.С. Дударь // Экономика, управление, финансы: материалы VIII Междунар. науч. конф. - Краснодар: Новация, 2018. - С. 114-116.
21. Жминько, А.Е. Маркетинговое планирование и его роль в определении стратегии хозяйствующего субъекта / А.Е. Жминько, Н.А. Греенщикова // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. - 2014. - №99. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n7marketingovoe-planirovanie-i- ego-rol-v-opredelenii-strategii-hozyaystvuyuschego-subekta
22 Казущик, А.А. Основы маркетинга: учебное пособие / А.А. Казущик. - Минск: Беларусь, 2014. - 246 с.
23 Калугина, А.М. Разработка маркетинговой стратегии и ее роль в компании / А.М. Калугина // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 4-4. - URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=16353
24 Климушкина, О.П. Позиционирование предприятия как маркетинговая стратегия продвижения предприятия в антикризисном состоянии / О.П. Климушкина // Молодой ученый. - 2016. - №4. - С. 398-402.
25Ковалевский, О.И. Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятиях среднего и малого бизнеса / О.И. Ковалевский // Молодой ученый. - 2017. - №43. - С. 154-156.
26Костоглодов, Д.Д. Формирование маркетинговой стратегии компании / Д.Д. Костоглотов, В.Г. Хмелевской // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 39. - С. 2996-3000.
27Кривцова, Е.В. Оценка маркетинговой стратегии предприятия общественного питания / Е.В. Кривцова, Е.Ю. Небаева // Научно - методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 2 (февраль). -С. 135-142.
28 Лисин, Д.А. Управление маркетинговой стратегией компании / Д.А. Лисин, Ю.В. Пономарев // Управление и экономика в XXI веке. - 2017. - №1. - Режим доступа: https ://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-marketingovoy-
strategiey-kompanii
29 Логинова, Ю.В. Оценка маркетинговых стратегий на основе сложной
вероятностной модели поведения потребителей // Вестник КемГУ. - 2015. - №1-4 (61). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-
marketingovyh-strategiy-na-osnove-slozhnoy-veroyatnostnoy-modeli- povedeniya-potrebiteley
30 Локтев, Э.М. Маркетинговые стратегии развития бизнес-концепции торгового предприятия на потребительском рынке / Э.М. Локтев, Л.Г. Саркисян // Мир науки и образования. - 2015. - №3. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/marketingovye-strategii-razvitiya-biznes- kontseptsii-torgovogo-predpriyatiya-na-potrebitelskom-rynke
31Лужнова, Н.В. Процесс формирования маркетинговой стратегии: основные этапы и возможные ошибки / Н.В. Лужнова, В.С. Радченко // Молодой ученый. - 2016. - №7. - С. 890-892. - Режим доступа:
https://moluch.ru/archive/111/27299/
32 Макурина, А.О. Информационная база анализа показателей маркетинговой
стратегии / А.О. Макурина // Вестник ТГУ. - 2014. - №12 (140). - Режим доступа: https://cyberlemnka.ra/artide/n/mformatsionnaya-baza-analiza-
pokazateley-marketingovoy-strategii
33 Маркетинг: учебник / под ред. А.Н. Романова. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 268 с.
34 Маркетинг в вопросах и решениях: учебное пособие для студентов / И.В. Захарова, Т.В. Евстигнеева. - М.: КноРус, 2014. - 303 с.
35 Маркетинг: учебник для студентов / Б.А. Соловьев, А.А. Мешков. - М.: Инфра-М, 2013. - 335 с.
36 Маркетинг: учебное пособие по направлению «Менеджмент» / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. - М.: Инфра-М, 2014. - 420 с.
37 Маркетинг: учебник для экономических вузов / Р.К. Цахаев, Т.В. Муртузалиева. - М.: Дашков и К°, 2014. - 548 с.
38Михайлина, В.В. Разработка маркетинговой стратегии / В.В. Михайлина,
И.М. Попова // Экономика и современный менеджмент: теория и практика:
сб. ст. по матер. XLV междунар. науч.-практ. конф. № 1(45). -Новосибирск: СибАК, 2015. - Режим доступа:
https://sibac.info/conf/econom/xlv/40560
39Мусатова, Ж.Б. Влияние маркетинговой стратегии на эффективность и прибыльность компании / Ж.Б. Мусатова // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. - 2015. - №1 (79). - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-marketingovoy-strategii-na- effektivnost-i-pribylnost-kompanii
40Наумов, В.Н. Маркетинговые стратегии удержания клиентов в условиях экономического кризиса / В.Н. Наумов // ПСЭ. - 2015. - №1 (53). - Режим доступа: https://cyberlemnka.ra/artide/n/marketingovye-strategii-uderzhaniya-
klientov-v-usloviyah-ekonomicheskogo-krizisa
41Перловская, Д.С. Выявление проблемных областей маркетинговой деятельности предприятия / Д.С. Перловская // Молодой ученый. - 2017. - №15. - С. 444-447.
42Пятовский, С.Е. Разработка маркетинговых стратегий организации на основе анализа финансовых рынков / С.Е. Пятовский // Вестник МГЛУ. - 2014. - №6 (692). - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-marketingovyh-strategiy-organizatsii- na-osnove-analiza-finansovyh-rynkov
43 Роганян, С.А. Маркетинговая стратегия и ее роль в развитии организации /
С.А. Роганян, Е.Е. Сосницкая и др. // Управление и экономика в XXI веке. - 2017. - №2. - Режим доступа: https://cyberlemnka.ra/artide/n/marketingovaya - strategiya-i-ee-rol-v-razvitii-organizatsii
44 Толстяков, Р.Р. Инструменты формирования маркетинговой стратегии,
ориентированной на конкурента / Р.Р. Толстяков, К.В. Феногенов // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - №8. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/instrumenty-formirovaniya-
marketingovoy-strategii-orientirovannoy-na-konkurenta
45 Тятюшкина, А.А. Разработка маркетинговой стратегии на предприятиях
промышленного комплекса / А.А. Тятюшкина // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2016. - №12. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-marketingovoy-strategii-na-
predpriyatiyah-promyshlennogo-kompleksa
46. Шауберт, О.Ю. Разработка маркетинговой стратегии предприятия / О.Ю. Шауберт // Проблемы экономики и менеджмента. - 2016. - №2 (54). - Режим доступа: https://cyberlemnka.m/artide/n/razrabotka-marketingovoy-
strategii-predpriyatiya
47 Шиврина, Т.Б. Маркетинговая стратегия как условие эффективной деятельности современного предприятия / Т.Б. Шиврина // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 5-2.- С. 192-193.
48Шилиманов, М.С. Рынок розничной торговли. Основные этапы развития и тренды постиндустриальной экономики / М.С. Шилиманов // УЭкС. - 2017.
- №5 (99). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n7rynok-
roznichnoy-torgovli-osnovnye-etapy-razvitiya-i-trendy-postindustrialnoy- ekonomiki.
49 Шолтун, Е.Н. Организация маркетинговой деятельности на примере предприятия ОДО «Георемстрой» / Е.Н. Шолтун // Молодой ученый. -
2015. - №2. - С. 355-361.
50 Худякова, А.Д. Эффективность маркетинговой стратегии в малом бизнесе / А.Д. Худяков // Таврический научный обозреватель. - 2017. - №5 (22). - Режим доступа: https://cyberleninka.ra/article/n/effektivnost-marketingovoy- strategii-v-malom-biznese