СИЯНИЕ ЭМПАТИЙНОСТИ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМПАТИЙНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 7
1.1. Определение понятий «эмпатия» и «эмпатийность», ее виды и
структура 7
1.2. Эмпатия как механизм развития межличностных отношений 20
1.3. Особенности развития эмпатийности и межличностных отношений
младших школьников 24
Выводы по первой главе 31
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ЭМПАТИЙНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 33
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 37
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМПАТИЙНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 7
1.1. Определение понятий «эмпатия» и «эмпатийность», ее виды и
структура 7
1.2. Эмпатия как механизм развития межличностных отношений 20
1.3. Особенности развития эмпатийности и межличностных отношений
младших школьников 24
Выводы по первой главе 31
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ЭМПАТИЙНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 33
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 37
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
Младший школьный возраст значимый период для психического развития детей. В это время происходит изменение самосознания, переоценка ценностей, закладываются основы школьной дружбы, перестраивается мотивационная сфера ребенка. В этом возрасте большую значимость начинают приобретать чувства сопереживания и эмпатии, развиваются и совершенствуются умения взаимодействовать в коллективе. Эмпатия является неотъемлемой частью общения, помогает понять собеседника. В процессе общения со сверстниками младшие школьники начинают развивать эти навыки.
Эмпатия представляет собой качество личности, которое позволяет почувствовать переживания, эмоции собеседника. Развитие эмпатии — это процесс формирования непроизвольно действующих нравственных мотивов, мотиваций в пользу другого. С помощью эмпатии происходит приобщение ребенка к миру переживаний, чувств, других людей, формируется потребность в благополучии других людей. По мере психического развития ребенка и структурирования его личности эмпатия становится источником нравственного развития.
Проблемой изучения эмпатии занимались такие ученые как Л.С. Выготский, ЕП. Гаврилова и Н.Н. Обозов, К. Роджерс, Дж. Мид.
Проблемой межличностных отношений занимались такие психологи как Я. Л. Коломинский, Т А. Репина, В. Р Кисловская, Н. Н. Обозов, А. В. Кривчук, В. С. Мухина, где основным предметом были структура и возрастные изменения детского коллектива.
В настоящее время одной из важнейших задач развития России является гуманизация общества, которая требует нового типа взаимоотношений между людьми, отношений, построенных на уважении к индивидуальности каждого. Особую актуальность приобретает процесс утверждения новых ценностей, главной из которых является формирование духовной культуры личности, неотъемлемой частью которой является эмоциональная зрелость, богатство чувств, способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого. Но те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека, не даны ребенку от рождения. Они возникают и формируются, согласно теории культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского, под влиянием воспитания, в процессе присвоения достижений предшествующих поколений, в процессе развития активности личности. По мнению многих исследователей, наиболее важным и значимым в воспитании ребенка, развитии его эмоциональной сферы является формирование социальных эмоций и чувств, которые способствуют процессу социализации человека, становлению его отношений с окружающими.
Цель исследования: выявить взаимосвязь между уровнем эмпатии и межличностными отношениями младших школьников.
Общая цель конкретизировалась в следующих основных задачах:
1. Дать определение понятиям «эмпатия», «эмпатийность» и «межличностные отношения».
2. Выявить особенности эмпатийности и межличностных отношений младших школьников.
3. Исследовать взаимосвязь уровня эмпатийности и межличностных отношений младших школьников.
4. Проанализировать полученные результаты исследования.
Методологической основой исследования являются работы Т.П.
Гавриловой, М. А. Пономаревой, Л. П. Стрелковой, Л. П. Выговской.
Объект исследования - дети младшего школьного возраста (8-9 лет).
Предмет исследования - уровень эмпатийности и межличностные отношения младших школьников.
Была сформулирована общая гипотеза исследования:
чем выше уровень развития эмпатии, тем лучше межличностные взаимоотношения в классе.
Из нее вытекают частные гипотезы:
1. в уровне развития эмпатийности девочек и мальчиков младшего школьного возраста различий не наблюдается;
2. статус девочек в классе выше статуса мальчиков;
3. чем выше уровень эмпатийности младших школьников, тем выше статус ученика в классе.
Методы работы: теоретические: анализ литературы по данной теме; практические: тестирование, беседа; статистические: математический анализ результатов исследования, качественный анализ.
Базой исследования являлись 2 школы: МБОУ СОШ № 2, МБОУ СОШ №8 г. Елабуги РЕ Исследование проводилось среди учащихся вторых классов, в количестве 70 человек: 28 человек во 2а, 21 ребенок во 2б, 21 человек в 2в классах.
В нашем исследовании мы использовали методики на определение уровня эмпатии на основе литературного произведения и социометрию для анализа межличностных отношений.
Теоретическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в психологии, педагогике, в рамках изучения раздела «Психология младшего школьника».
Практическая значимость: результаты данного исследования можно использовать при написании исследовательских работ, также они могут быть полезны для школьного психолога в процессе консультирования родителей и педагогов.
Апробация: Результаты дипломной работы были представлены и опубликованы в сборнике статей Международной научно-практической конференции «Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития». Также обсуждены на Итоговой научно- образовательной конференции студентов 20 апреля 2016 (г. Елабуга).
Структура дипломной работы включает в себя введение, две главы: теоретическую и практическую, заключение, список используемой литературы и приложения. В первой главе анализируется имеющаяся информация по данной теме, описываются термин «эмпатийность», его функции, свойства. Также описываются особенности эмпатийности и межличностных отношений младших школьников. Во второй главе описывается проведенное эмпирическое исследование, анализируются результаты и на их основе делаются выводы.
Эмпатия представляет собой качество личности, которое позволяет почувствовать переживания, эмоции собеседника. Развитие эмпатии — это процесс формирования непроизвольно действующих нравственных мотивов, мотиваций в пользу другого. С помощью эмпатии происходит приобщение ребенка к миру переживаний, чувств, других людей, формируется потребность в благополучии других людей. По мере психического развития ребенка и структурирования его личности эмпатия становится источником нравственного развития.
Проблемой изучения эмпатии занимались такие ученые как Л.С. Выготский, ЕП. Гаврилова и Н.Н. Обозов, К. Роджерс, Дж. Мид.
Проблемой межличностных отношений занимались такие психологи как Я. Л. Коломинский, Т А. Репина, В. Р Кисловская, Н. Н. Обозов, А. В. Кривчук, В. С. Мухина, где основным предметом были структура и возрастные изменения детского коллектива.
В настоящее время одной из важнейших задач развития России является гуманизация общества, которая требует нового типа взаимоотношений между людьми, отношений, построенных на уважении к индивидуальности каждого. Особую актуальность приобретает процесс утверждения новых ценностей, главной из которых является формирование духовной культуры личности, неотъемлемой частью которой является эмоциональная зрелость, богатство чувств, способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого. Но те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека, не даны ребенку от рождения. Они возникают и формируются, согласно теории культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского, под влиянием воспитания, в процессе присвоения достижений предшествующих поколений, в процессе развития активности личности. По мнению многих исследователей, наиболее важным и значимым в воспитании ребенка, развитии его эмоциональной сферы является формирование социальных эмоций и чувств, которые способствуют процессу социализации человека, становлению его отношений с окружающими.
Цель исследования: выявить взаимосвязь между уровнем эмпатии и межличностными отношениями младших школьников.
Общая цель конкретизировалась в следующих основных задачах:
1. Дать определение понятиям «эмпатия», «эмпатийность» и «межличностные отношения».
2. Выявить особенности эмпатийности и межличностных отношений младших школьников.
3. Исследовать взаимосвязь уровня эмпатийности и межличностных отношений младших школьников.
4. Проанализировать полученные результаты исследования.
Методологической основой исследования являются работы Т.П.
Гавриловой, М. А. Пономаревой, Л. П. Стрелковой, Л. П. Выговской.
Объект исследования - дети младшего школьного возраста (8-9 лет).
Предмет исследования - уровень эмпатийности и межличностные отношения младших школьников.
Была сформулирована общая гипотеза исследования:
чем выше уровень развития эмпатии, тем лучше межличностные взаимоотношения в классе.
Из нее вытекают частные гипотезы:
1. в уровне развития эмпатийности девочек и мальчиков младшего школьного возраста различий не наблюдается;
2. статус девочек в классе выше статуса мальчиков;
3. чем выше уровень эмпатийности младших школьников, тем выше статус ученика в классе.
Методы работы: теоретические: анализ литературы по данной теме; практические: тестирование, беседа; статистические: математический анализ результатов исследования, качественный анализ.
Базой исследования являлись 2 школы: МБОУ СОШ № 2, МБОУ СОШ №8 г. Елабуги РЕ Исследование проводилось среди учащихся вторых классов, в количестве 70 человек: 28 человек во 2а, 21 ребенок во 2б, 21 человек в 2в классах.
В нашем исследовании мы использовали методики на определение уровня эмпатии на основе литературного произведения и социометрию для анализа межличностных отношений.
Теоретическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в психологии, педагогике, в рамках изучения раздела «Психология младшего школьника».
Практическая значимость: результаты данного исследования можно использовать при написании исследовательских работ, также они могут быть полезны для школьного психолога в процессе консультирования родителей и педагогов.
Апробация: Результаты дипломной работы были представлены и опубликованы в сборнике статей Международной научно-практической конференции «Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития». Также обсуждены на Итоговой научно- образовательной конференции студентов 20 апреля 2016 (г. Елабуга).
Структура дипломной работы включает в себя введение, две главы: теоретическую и практическую, заключение, список используемой литературы и приложения. В первой главе анализируется имеющаяся информация по данной теме, описываются термин «эмпатийность», его функции, свойства. Также описываются особенности эмпатийности и межличностных отношений младших школьников. Во второй главе описывается проведенное эмпирическое исследование, анализируются результаты и на их основе делаются выводы.
Эмпатия представляет собой способность личности понимать эмоциональные состояния и переживания другого человека. Это важное качество в общении, так как именно оно является одним из составляющих эффективного взаимодействия.
Многие исследователи определяют понятия «эмпатия» и «эмпайность» как синонимы, т.е. оба эти термины обозначают свойство личности, которое может носить познавательный (способность понимать и предвидеть), аффективный (способность эмоционально реагировать) и активно - деятельностный (способность к соучастию) характер.
Различают эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п.), и предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции собеседника в конкретных ситуациях.
Выделяют две формы эмпатии: сопереживание - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через соотнесение с ним, и сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.
Способность к эмпатии является основой для дружеских отношений, которые занимают огромное место в межличностном общении младших школьников.
Исследование среди младших школьников 8-9 лет по методике «Определение уровня эмпатии младших школьников на основе литературного произведения», позволило сделать выводы о том, что в этом возрасте уровень развития эмпатии в основном низкий. Все это обусловлено возрастными особенностями подростков, они видят только проявление чувств, но не пытаются определить их причину и содержание.
Анализируя результаты социометрии, мы выяснили, что отношения в классах теплые, доверительные, мальчики и девочки поддерживают дружеские отношения. В основном второклассники имеют статус «предпочитаемых» и «принятых», т.е. дети в основном общительные, имеют общие интересы, активно взаимодействуют друг с другом.
Целью нашей работы было исследование влияния уровня эмпатийности и межличностных отношений учащихся младших классов. В ходе работы мы также выявляли различия в уровне развития эмпатии мальчиков и девочек. При помощи математической статистики мы обнаружили, что уровень развития эмпатии не всегда оказывает влияние на социометрический статус младших школьников. Наша гипотеза о влиянии эмпатии на статус ученика в классе не подтвердилась.
Проведя качественный анализ результатов социометрии и методики на определение уровня эмпатии, мы выяснили, что чем выше уровень развития эмпатии, тем выше уровень благополучия взаимоотношений в классе.
Мы исследовали уровни развития эмпатии мальчиков и девочек, но разницы не обнаружили. Выдвинутая ранее гипотеза об отсутствии различий в уровне эмпатии между мальчиками и девочками подтвердилась. Так же искали различия в уровне социометрического статуса между мальчиками и девочками. Величина коэффициента попала в зону неопределенности, можно сказать, что различия между социометрическим статусом девочек и мальчиков существуют на уровне тенденции (р < 0,05).
Полученные результаты объясняются тем, что в младшем школьном возрасте в приоритете общие занятия, игры, близость места жительства, так же немаловажную роль играет личность педагога в формировании благоприятной обстановки в коллективе. В этом периоде эмпатия только начинает формироваться, и часто дети не обращают внимания на личностные характеристики одноклассников.
Многие исследователи определяют понятия «эмпатия» и «эмпайность» как синонимы, т.е. оба эти термины обозначают свойство личности, которое может носить познавательный (способность понимать и предвидеть), аффективный (способность эмоционально реагировать) и активно - деятельностный (способность к соучастию) характер.
Различают эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п.), и предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции собеседника в конкретных ситуациях.
Выделяют две формы эмпатии: сопереживание - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через соотнесение с ним, и сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.
Способность к эмпатии является основой для дружеских отношений, которые занимают огромное место в межличностном общении младших школьников.
Исследование среди младших школьников 8-9 лет по методике «Определение уровня эмпатии младших школьников на основе литературного произведения», позволило сделать выводы о том, что в этом возрасте уровень развития эмпатии в основном низкий. Все это обусловлено возрастными особенностями подростков, они видят только проявление чувств, но не пытаются определить их причину и содержание.
Анализируя результаты социометрии, мы выяснили, что отношения в классах теплые, доверительные, мальчики и девочки поддерживают дружеские отношения. В основном второклассники имеют статус «предпочитаемых» и «принятых», т.е. дети в основном общительные, имеют общие интересы, активно взаимодействуют друг с другом.
Целью нашей работы было исследование влияния уровня эмпатийности и межличностных отношений учащихся младших классов. В ходе работы мы также выявляли различия в уровне развития эмпатии мальчиков и девочек. При помощи математической статистики мы обнаружили, что уровень развития эмпатии не всегда оказывает влияние на социометрический статус младших школьников. Наша гипотеза о влиянии эмпатии на статус ученика в классе не подтвердилась.
Проведя качественный анализ результатов социометрии и методики на определение уровня эмпатии, мы выяснили, что чем выше уровень развития эмпатии, тем выше уровень благополучия взаимоотношений в классе.
Мы исследовали уровни развития эмпатии мальчиков и девочек, но разницы не обнаружили. Выдвинутая ранее гипотеза об отсутствии различий в уровне эмпатии между мальчиками и девочками подтвердилась. Так же искали различия в уровне социометрического статуса между мальчиками и девочками. Величина коэффициента попала в зону неопределенности, можно сказать, что различия между социометрическим статусом девочек и мальчиков существуют на уровне тенденции (р < 0,05).
Полученные результаты объясняются тем, что в младшем школьном возрасте в приоритете общие занятия, игры, близость места жительства, так же немаловажную роль играет личность педагога в формировании благоприятной обстановки в коллективе. В этом периоде эмпатия только начинает формироваться, и часто дети не обращают внимания на личностные характеристики одноклассников.



