Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИЯНИЕ ЭМПАТИЙНОСТИ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №56358

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2016
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
312
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМПАТИЙНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 7
1.1. Определение понятий «эмпатия» и «эмпатийность», ее виды и
структура 7
1.2. Эмпатия как механизм развития межличностных отношений 20
1.3. Особенности развития эмпатийности и межличностных отношений
младших школьников 24
Выводы по первой главе 31
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ЭМПАТИЙНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 33
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 37
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ

Младший школьный возраст значимый период для психического развития детей. В это время происходит изменение самосознания, переоценка ценностей, закладываются основы школьной дружбы, перестраивается мотивационная сфера ребенка. В этом возрасте большую значимость начинают приобретать чувства сопереживания и эмпатии, развиваются и совершенствуются умения взаимодействовать в коллективе. Эмпатия является неотъемлемой частью общения, помогает понять собеседника. В процессе общения со сверстниками младшие школьники начинают развивать эти навыки.
Эмпатия представляет собой качество личности, которое позволяет почувствовать переживания, эмоции собеседника. Развитие эмпатии — это процесс формирования непроизвольно действующих нравственных мотивов, мотиваций в пользу другого. С помощью эмпатии происходит приобщение ребенка к миру переживаний, чувств, других людей, формируется потребность в благополучии других людей. По мере психического развития ребенка и структурирования его личности эмпатия становится источником нравственного развития.
Проблемой изучения эмпатии занимались такие ученые как Л.С. Выготский, ЕП. Гаврилова и Н.Н. Обозов, К. Роджерс, Дж. Мид.
Проблемой межличностных отношений занимались такие психологи как Я. Л. Коломинский, Т А. Репина, В. Р Кисловская, Н. Н. Обозов, А. В. Кривчук, В. С. Мухина, где основным предметом были структура и возрастные изменения детского коллектива.
В настоящее время одной из важнейших задач развития России является гуманизация общества, которая требует нового типа взаимоотношений между людьми, отношений, построенных на уважении к индивидуальности каждого. Особую актуальность приобретает процесс утверждения новых ценностей, главной из которых является формирование духовной культуры личности, неотъемлемой частью которой является эмоциональная зрелость, богатство чувств, способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого. Но те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека, не даны ребенку от рождения. Они возникают и формируются, согласно теории культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского, под влиянием воспитания, в процессе присвоения достижений предшествующих поколений, в процессе развития активности личности. По мнению многих исследователей, наиболее важным и значимым в воспитании ребенка, развитии его эмоциональной сферы является формирование социальных эмоций и чувств, которые способствуют процессу социализации человека, становлению его отношений с окружающими.
Цель исследования: выявить взаимосвязь между уровнем эмпатии и межличностными отношениями младших школьников.
Общая цель конкретизировалась в следующих основных задачах:
1. Дать определение понятиям «эмпатия», «эмпатийность» и «межличностные отношения».
2. Выявить особенности эмпатийности и межличностных отношений младших школьников.
3. Исследовать взаимосвязь уровня эмпатийности и межличностных отношений младших школьников.
4. Проанализировать полученные результаты исследования.
Методологической основой исследования являются работы Т.П.
Гавриловой, М. А. Пономаревой, Л. П. Стрелковой, Л. П. Выговской.
Объект исследования - дети младшего школьного возраста (8-9 лет).
Предмет исследования - уровень эмпатийности и межличностные отношения младших школьников.
Была сформулирована общая гипотеза исследования:
чем выше уровень развития эмпатии, тем лучше межличностные взаимоотношения в классе.
Из нее вытекают частные гипотезы:
1. в уровне развития эмпатийности девочек и мальчиков младшего школьного возраста различий не наблюдается;
2. статус девочек в классе выше статуса мальчиков;
3. чем выше уровень эмпатийности младших школьников, тем выше статус ученика в классе.
Методы работы: теоретические: анализ литературы по данной теме; практические: тестирование, беседа; статистические: математический анализ результатов исследования, качественный анализ.
Базой исследования являлись 2 школы: МБОУ СОШ № 2, МБОУ СОШ №8 г. Елабуги РЕ Исследование проводилось среди учащихся вторых классов, в количестве 70 человек: 28 человек во 2а, 21 ребенок во 2б, 21 человек в 2в классах.
В нашем исследовании мы использовали методики на определение уровня эмпатии на основе литературного произведения и социометрию для анализа межличностных отношений.
Теоретическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в психологии, педагогике, в рамках изучения раздела «Психология младшего школьника».
Практическая значимость: результаты данного исследования можно использовать при написании исследовательских работ, также они могут быть полезны для школьного психолога в процессе консультирования родителей и педагогов.
Апробация: Результаты дипломной работы были представлены и опубликованы в сборнике статей Международной научно-практической конференции «Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития». Также обсуждены на Итоговой научно- образовательной конференции студентов 20 апреля 2016 (г. Елабуга).
Структура дипломной работы включает в себя введение, две главы: теоретическую и практическую, заключение, список используемой литературы и приложения. В первой главе анализируется имеющаяся информация по данной теме, описываются термин «эмпатийность», его функции, свойства. Также описываются особенности эмпатийности и межличностных отношений младших школьников. Во второй главе описывается проведенное эмпирическое исследование, анализируются результаты и на их основе делаются выводы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Эмпатия представляет собой способность личности понимать эмоциональные состояния и переживания другого человека. Это важное качество в общении, так как именно оно является одним из составляющих эффективного взаимодействия.
Многие исследователи определяют понятия «эмпатия» и «эмпайность» как синонимы, т.е. оба эти термины обозначают свойство личности, которое может носить познавательный (способность понимать и предвидеть), аффективный (способность эмоционально реагировать) и активно - деятельностный (способность к соучастию) характер.
Различают эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п.), и предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции собеседника в конкретных ситуациях.
Выделяют две формы эмпатии: сопереживание - переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через соотнесение с ним, и сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.
Способность к эмпатии является основой для дружеских отношений, которые занимают огромное место в межличностном общении младших школьников.
Исследование среди младших школьников 8-9 лет по методике «Определение уровня эмпатии младших школьников на основе литературного произведения», позволило сделать выводы о том, что в этом возрасте уровень развития эмпатии в основном низкий. Все это обусловлено возрастными особенностями подростков, они видят только проявление чувств, но не пытаются определить их причину и содержание.
Анализируя результаты социометрии, мы выяснили, что отношения в классах теплые, доверительные, мальчики и девочки поддерживают дружеские отношения. В основном второклассники имеют статус «предпочитаемых» и «принятых», т.е. дети в основном общительные, имеют общие интересы, активно взаимодействуют друг с другом.
Целью нашей работы было исследование влияния уровня эмпатийности и межличностных отношений учащихся младших классов. В ходе работы мы также выявляли различия в уровне развития эмпатии мальчиков и девочек. При помощи математической статистики мы обнаружили, что уровень развития эмпатии не всегда оказывает влияние на социометрический статус младших школьников. Наша гипотеза о влиянии эмпатии на статус ученика в классе не подтвердилась.
Проведя качественный анализ результатов социометрии и методики на определение уровня эмпатии, мы выяснили, что чем выше уровень развития эмпатии, тем выше уровень благополучия взаимоотношений в классе.
Мы исследовали уровни развития эмпатии мальчиков и девочек, но разницы не обнаружили. Выдвинутая ранее гипотеза об отсутствии различий в уровне эмпатии между мальчиками и девочками подтвердилась. Так же искали различия в уровне социометрического статуса между мальчиками и девочками. Величина коэффициента попала в зону неопределенности, можно сказать, что различия между социометрическим статусом девочек и мальчиков существуют на уровне тенденции (р < 0,05).
Полученные результаты объясняются тем, что в младшем школьном возрасте в приоритете общие занятия, игры, близость места жительства, так же немаловажную роль играет личность педагога в формировании благоприятной обстановки в коллективе. В этом периоде эмпатия только начинает формироваться, и часто дети не обращают внимания на личностные характеристики одноклассников.



1. Акрушенко А.В., Ларина О.А., Катарьян ТВ. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2008. - c.128
2. Алтухова Е.В. Психолого-акмеологический механизм формирования эмпатии в отношениях преподаватель-студент // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2007. - № 1. - С. 270-274.
3. Басова А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии // Молодой ученый. -2012. -№8. -С. 254-256.
4. Божович Л.И.К развитию аффективно-потребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии/ под ред.
B. В.Давыдова. -М.: Педагогика, 1978. - с.256
5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М.: Педагогика,1990. - с.144
6. Бондаренко И.В. Формирование эмпатии у специалистов в условиях высшего профессионального образования // Социально-экономические и технические системы: Исследование, проектирование, оптимизация. - 2007.-
C. 270-274.
7. Ванершот Г. Эмпатия как совокупность микропроцессов // К. Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге XXI века (под ред. Д. Брэзиера). М., "Когито-центр", 2005. - c.512
8. Выговская Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи: автореф.дис. ... канд. псих. Наук: 19.00.07. НИИ психологии. - М.Педагогика, 1991. -с.20.
9. Выготский Л.С.Учение об эмоциях // Собр. соч. -М.: Педагогика, 1984. -Т.4.- с.400.
10. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1975. - № 2. - С. 147-157.
11. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста. Дис. канд. псих. наук. -М.Педагогика, 1977. - с.178.
12. Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста // Вопросы психологии. 1974.- №2.- С. 107-114.
13. Гаврилова Т.П.Анализ эмпатийных переживаний младших
школьников и младших подростков // Психология межличностного познания / под ред. Бодалева А.А. М.: Педагогика, 1981. -с.224.
14. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н.Феномен
конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. 1993. - N 4.- С. 61-68.
15. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. -М.: АСТ, Астрель, 2010. -с.320.
16. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.В.Дубровиной. -М.Академия, 2000. -с.160.
17. Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия / Монография. - М. Издательство «Перо», 2014. -с.185
18. Запорожец А.В. Роль Л.С. Выготского в разработке проблемы эмоций// Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. М.: Педагогика, 1981. -с.423.
19. Зимняя И.А Педагогическая психология: учебник-Издание 2-е, дополненное, исправленное и переработанное. -М: Логос, 2002. -с. 384.
20. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. -с.224.
21. Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык. Журнал практической психологии и психоанализа / Пер. О. Исаковой, М. Глущенко, 2000. - № 1.-С. 53-61.
22. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений (Серия «Мастера психологии») - Спб: Питер, 2013. - с.573.
23. Казанская К.О. Возрастная психология. Конспект лекций. - М.: А- Приор, 2008. -с.160.
24. Колоненко Ю. В. Особенности формирования межличностных отношений младших школьников на игровых занятиях // Молодой ученый. - 2014. - №20. -С. 657-659.
25. Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, М: «Народная смета», 1969. -с. 196-197.
26. Колупаева Ю. А. Использование книги в развитии эмпатических способностей у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». Т 8. -2016. - С. 165-168.
27. Кузьмина В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье. Дис. канд. псих. наук. -М.Педагогика. Н. Новгород, 1999. -с.137
28. Коноваленко С.В. «Коммуникативные способности и социализация детей 5 - 9 лет» - М. «Эксмо», 2004. -с.240.
29. Курпатов А., Алехин А.Н. Индивидуальные отношения. Теория и практика эмпатии. -М.: Олма Медиа Групп, 2007. -с.384
30. Маклаков А.Г Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер,
2007. -с. 582.
31. Марковская И.М. Социометрические методы в психологии: Учебное пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. - 46 с.
32. Менджерицкая Ю.А. Особенности эмпатии субъекта затрудненного общения. - Прикладная психология. № 4. 1999. -С. 54-63.
33. Мосунова Л.А. Смысловое понимание художественных текстов как условие развития эмпатии // Психология эмпатии: современные подходы к проблеме и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции 1 -2 ноября 2007 года. -Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. -№1. С. 41-42.
34. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. -М.: Академия, 2009. -с.456
35. Носкова Н.В. Лонгитюдное исследование эмпатии и рефлексии у студентов- психологов в процессе обучения // Психология обучения. -2009.-
С.65-73.
36. Обозов Н.Н., Щекин Г.В. Психология работы с людьми. К.: МАУП. -
2004.-228 с. 1 1
37. Орлов А. Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтность // Вопросы психологии. - 1993. - №4. - С. 42-49.
38. Панфилов А.Н., Льдокова Г.М. и др. Психология младшего
школьника под ред. Льдоковой Г.М.- Елабуга: Изд-во Елабужского института К(П)ФУ, 2013. - с.314. . .
39. Полякова В.В. Формирование социально-ориентированных признаков эмпатии и временной перспективы как профилактика отклонений в поведении подростков // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3-С. 386.
40. Психология личности. Учебное пособие / Под ред. проф. П. Н. Ермакова, проф. В. А. Лабунской, - М.: Эксмо, 2007. -с.656.
41. Райгородский Д.Я. Самосознание и защитные механизмы личности. - М.: Бахрах-М, 2006. - с.672.
I |
42. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика,
2008. -416 с. 1 1
I I
43. Самыгин С.И., Никуленко Т.Г., Сущенко С.А. Возрастная психология для студентов вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - с.221
I I
44. Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у
дошкольников: автореф.дис. ... канд. психол. Наук: 19.00.07. АПН СССР, НИИ дошк. воспитания. - М., 1987. -24 с. < <
45. Стрелкова Л.Г. Условия развития ( эмпатии под влиянием
художественного произведения // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста/ под ред. Запорожца А.В, Неверович Я.З. М.: Педагогика,1986.- С. 70-100. ' '
46. Сутурина Ю.В. Эмпатия как профессионально значимое свойство
личности // Вестник Бурятского государственного университета. - 2008. - № 5. - С. 108-113. , ,
I I
47. Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология. Конспект лекций.
- М.: Юрайт, Высшее образование, 2009. - с.127.
48. Хусаинова Ф.Б. Роль эмпатии в профессионально-педагогическом общении // Вестник Казанского технологического университета. - 2006. - № 6.
- С. 271-274.
49. Щербакова Н.А., Шевцова Л.В. Влияние чтения художественной литературы на развитие читательских способностей младших школьников // Территория науки. - 2006. - № 1(1). -С. 113-122.
50. Эльконин Б.Д. Психология развития. - М.: Академия, 2008. - с.144.
51. Этчегоен Г. Эмпатия // Журнал практической психологии и психоанализа -2003. - №1. -С. 61-64.
52. Юсупов И. М. Психология эмпатии. Теоретические и прикладные аспекты. Автореф. дис. д-ра пс. наук. - СПб.: Питер, 1997- с.252.
53. Юсупов И. М. Вчувствование. Проникновение. Понимание. Казань: Изд-во Казан. гос. Ун-та, 1993. - с.202.
54. Якобсон М.Я. Эмоциональная жизнь школьника. М.: Наука -1966. - с. 293.
55. Шигапова Л.Г. Исследование взаимосвязи эмпатии и межличностных отношений младших школьников // Сборник статей Международной научно¬практической конференции «Новая наука: История становления, современное состояние, перспективы развития» -Уфа:«Омега Сайнс»- Часть 2.- 2016. - C. 237-239.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ