Введение 3
Глава I. Научно - теоретические аспекты эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей младшего школьного возраста средствами декоративно-прикладного искусства в ДШИ
1.1. Сущность, цели и задачи эстетического воспитания младших
школьников в системе дополнительного образования 8
1.2. Возрастные, психологические особенности, критерии и уровни
развития творческих способностей детей младшего школьного возраста 20
Вывод по I главе 34
Глава II. Исследование педагогических возможностей в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами декоративно-прикладного искусства
2.1 Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих
способностей детей младшего школьного возраста средствами декоративноприкладного искусства в ДШИ и обобщение ее результатов 36
2.2 Разработка авторской программы для учреждений дополнительного образования «Обыкновенное чудо» как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста (на примере искусства
керамики) 48
Выводы по II главе 55
Заключение 56
Литература 58
Приложения 60
Задачи по эстетическому воспитанию детей всегда были и остаются одними из важнейших задач педагогики. В наше время, в эпоху научно-технического прогресса, жизнь коренным образом изменилась, и с каждым днем она становится все более разнообразной и сложной. От человека требуется вариативность, гибкость мышления, быстрая ориентация, адаптация к новым условиям, творческий подход к решению задач, выбор максимально верного решения из множества вариантов. Потому в данный момент главным основополагающим принципом обновления содержания образования становится личностная ориентация, которая предполагает развитие креативных способностей детей, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как к важнейшему средству формирования духовно-практического отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. В каждом ребенке есть все необходимые предпосылки для занятия по изобразительному искусству, декоративно - прикладному искусству и дизайну. Необходимо лишь дать возможность развиваться этим способностям. Творчество помогает ребенку раскрыться, развивая при этом зрительную память, образное мышление, эстетический вкус, мелкую моторику и творческие способности.
Декоративно - прикладное искусство, занимает особое место в жизни людей. Обучающие занятия по декоративно-прикладному искусству помогают развивать в детях воображение, креативное мышление, художественный вкус. Дети в процессе рисования, лепки, конструирования стремятся выразить свои мысли, эмоции и чувства в своих творческих работах. Так они не только раскрывает себя, но и постигают свои возможности.
Развитие творческих способностей младшего школьника в учреждениях дополнительного образования становится одной из первоочередных задач воспитания подрастающего поколения. В наши дни подчеркивается необходимость формирования нового человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Задачи перестройки системы Российского образования в стране, поставленные в документах реформы общеобразовательной и профессиональной школы, включая первое ее звено - дошкольные и дополнительные учреждения требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества у детей во всех областях их деятельности. Эта работа должна начинаться с раннего детства и осуществляться разными средствами, среди которых особое место принадлежит художественно-творческим деятельностям.
С давних времен известно, что именно глина является одним из первых материалов, который освоил человек. Занятия по керамики именно в младшем дошкольном возрасте более активно воздействуют на детей, формируя у них умственные способности, расширяют художественный кругозор, а также формируют творческое отношение к миру, который окружает их. Занятия содействуют к развитию, не только эстетического чувства, но и восстанавливают внутренние состояние организма и душевное равновесие, таким образом, оказывают психотерапевтическое воздействие на человека. В процессе лепки можно выразить свой внутренний мир, свои переживания, страхи, или наоборот радость, восторг. Когда ребенок работает с любовью и желанием, его наполняет радость, от него уходят заботы, стресс, и в тот же может он отдыхает и восстанавливает силы. Учитель должен помочь найти ребенку ключик он нее, войти и научиться чувствовать и вести себя там, как дома, и значит, сделать жизнь маленького человека более завораживающей, интересной, насыщенной и запоминающейся.
В целом возможности этого материала в педагогике используются мало. Однако занятия керамикой имеют хорошие потенциальные возможности для развития творческих способностей младшего школьного возраста. Исходя из выше изложенного, на наш взгляд проблема актуальна, но недостаточно изучена.
Исследованиями особенностей развития творческой активности младшего школьника занимались Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Н.С. Лейтес, педагоги Ш.А. Амонашвили, Г.И. Щукина, В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков, И.Ф. Харламов и других.
Гипотеза исследования: предполагается, что изучение искусства керамики и использование его во внеклассной работе будет способствовать развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста, художественного вкуса, личности в целом.
Цель исследования: экспериментально проверить влияние искусства керамики на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста и теоретически обосновать и условия формирования личности ребенка.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей младшего школьного возраста.
Предметом исследования: искусство керамики, как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Цель, объект и предмет исследования определили постановку следующих задач:
- изучить педагогическую и методическую литературу, опыт передовых педагогов, рассмотреть основные педагогические методы и средства развития творческих способностей детей младшего школьного возраста;
- разработать авторскую программу для учреждений дополнительного образования «Обыкновенное чудо» как средства развития творческих способностей детей младшего школьного возраста (на примере искусства керамики);
-исследовать возможности керамики в развитии творческих способностей детей, обобщение результатов опытно-экспериментальной работы с детьми младшего школьного возраста.
-экспериментально проверить эффективность методической системы развития творческих способностей младших школьников;
- апробировать и экспериментально проверить эффективность воздействия искусства керамики в учебно-воспитательном процессе в условиях ДШИ; -создание сувенирной продукции, как проект совместной творческой деятельности руководителя и обучающихся.
Методы исследования:
1. теоретические методы:
- изучение и анализ педагогической, психологической литературы по исследуемой проблеме;
2. эмпирические методы:
- наблюдение за детьми в художественно-творческой деятельности;
-анализ продуктов детского художественного творчества;
- метод индивидуальной беседы;
- метод анкетирования;
- педагогический эксперимент.
Эксперимент проводился на базе МБО ДО «ЛДХШ им. М.Х.Хаертдинова г. Лениногорска. В эксперименте принимало участие 20 детей, 10 детей - контрольная группа,10- экспериментальная.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в упорядочивании теоретического материала в области разработки экспериментальной методики развития творческих способностей детей младшего школьного в процессе обучения керамики на занятиях в ДШИ.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что предложенный теоретический материал и ее результаты будут полезны и могут быть использованы в практической деятельности учителей изобразительного искусства, педагогов дополнительного образования и для родителей.
Структура работы: исследование включает в себя введение, 2 главы, 4 параграфов, заключение, список литературы, приложении.
Структура выпускной квалификационной работы
В первой главе раскрываются сущность, цели и задачи эстетического воспитания дошкольников в системе дополнительного образования; понятия творчество и творческие способности, научно-теоретические основы развития творческих способностей, рассматривается вопрос об оптимальных сроках начала развития творческих способностей, выделяются основные критерии и уровни развития творческих способностей, рассматривается дизайн как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста.
Во второй главе, описан процесс экспериментального исследования по изучению возможностей искусства керамики в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста, а также проводится экспериментальное исследование по изучению возможностей обучения детей младшего школьного возраста средствами декоративно-прикладного искусства (на примере искусства керамики), раскрываются проблемы обучения основам искусства керамики, рассматриваются техники и основные материалы, используемые на занятиях, представлена программа для учреждений дополнительного образования «Обыкновенное чудо» по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях по декоративно-прикладному искусству в условиях ДШИ.
Керамика обладает безграничными пластическими, конструктивно- пространственными возможностями, она является уникальным материалом для решения задач образования, воспитания и развития школьников в системе дополнительного образования. По результатам теоретического изучения проблемы исследования, а также по итогам констатирующего эксперимента мы разработали программы «Обыкновенное чудо», и творческая тетрадь, которые в свою очередь помогли детям понять простые истины о самом себе, доставляли радость от ощущения быть мастером, выразить себя, свои чувства. Так же они придают внутренние силы, дают положительный заряд - физический, эмоциональный, душевный.
Рассматривая керамику, как средство развития творческих способностей, можно сказать, что главным моментом в достижении положительной динамики, выступает заинтересованность ребенка в начинаемой работе. Ребенок, удовлетворенный полученным результатом, стремиться снова и снова проявить себя, показать то, на сколько широко он может мыслить. Порой то, что человек не может передать словами, можно выразить в своем творчестве. Передать всю ту красоту, эстетичность и конечно же свое видение того или иного объекта, что и будет являться творческим продуктом, а значит это и будет проявлением творческих способностей ребенка.
Таким образом, к концу эксперимента гипотеза нашего исследования подтвердилась, что изучение предполагается, что изучение искусства керамики и использование его во внеклассной работе будет способствовать развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста, художественного вкуса, личности в целом.
Одним из необычных сувениров может послужить художественная керамика. Сувенирный глиняный комплект «Наследие» - это в первую очередь изысканное украшение интерьера, создаёт дополнительный психологический комфорт и органично вписывается в любой интерьер.
Современное общество предъявляет к человеку все более высокие требования, в соответствие с которыми возрастает потребность общества в личности нового типа - не стандартно мыслящей, творческой. Эту потребность можно реализовать через занятия по керамики - деятельностью именно в младшем школьном возрасте, так как этот возраст в силу своей сензитивности открывает перед ребенком широкие возможности в познании окружающего мира. В этом возрасте дети необычайно любознательны. Их внимание привлекает все новое, необычное. Поэтому в данной выпускной квалификационной работе мы рассматриваем возможности относительно нового на сегодняшний день направления. Введение этой деятельности в программы дополнительных образовательных учреждений способствует всестороннему развитию личности ребенка. Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста на сегодняшний день находится в центре внимания многих ученых- исследователей и практиков в сфере образования.
Основная задача программ современных образовательных учреждений - дать детям элементарные знания, что предполагает освоение детьми навыков чтения, письма и счета. Однако, этого недостаточно. Мы живем в эпоху перемен. И сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, творчески мыслящие. Поэтому так необходимо формировать в подрастающем поколении способность чувствовать, мыслить и творить.
В ходе исследования нами была поставлена цель: экспериментально проверить влияние искусства керамики на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста и теоретически обосновать, а также разработка программы «Обыкновенное чудо», и творческая тетрадь. В теоретической части нашей ВКР мы рассмотрели методы и средства развития творческих способностей, возрастные особенности детей данной возрастной группы, выделили критерии и уровни развития творческих способностей,
разобрали понятие творчество, творческие способности обозначили проблему обучения этой деятельности детей младшего школьного возраста. В экспериментальной части исследования осуществлялась проверка выдвинутой нами гипотезы о том, что обучение детей младшего школьного возраста будет эффективным при соблюдении определенных требований.
На первом констатирующем этапе эксперимента мы выявили у детей исходный уровень развития творческих способностей. Второй этап предполагал проведение формирующего эксперимента и апробация авторской программы «Обыкновенное чудо». Цель данного этапа: развитие у детей младшего школьного возраста творческих способностей средством обучения ДПИ на примере керамики.
С детьми проводились занятия, а параллельно велась работа с родителями (были проведены консультации по организации занятий керамикой в семье).
По окончании формирующего эксперимента, мы провели контрольный эксперимент, целью которого было: выявить итоговый уровень развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, сравнить анализ результатов. Результат эксперимента показал значительный прогресс в развитии уровня самостоятельности детей при выполнении творческих заданий, работы детей стали более оригинальными и интересными, повысился интерес к творческой деятельности, дети стали использовать свои навыки дома и в других видах деятельности.
Таким образом, результаты опытно - экспериментальной проверки подтвердили выдвинутую гипотезу и доказали эффективность разработанной программы для учреждений дополнительного образования «Обыкновенное чудо» развитии творческих способностей младших школьников.
1 Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
2. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. - М.: ВЛАД, 1991. - 159 с.
3. Ветлугина Н. Художественное творчество. - М., 1974. - 390 с.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
5. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: «Школа-Пресс»,1995. - 376 с.
6. Дубровина И.В. Психология - М.: 1999. - 248 с.
7. Дьяченко М.И. Краткий психологический словарь - Мн., 1998. - 282 с.
8. Дьяченко О.М. Психическое развитие. - М.: Педагогика, 1984. - 128с.
9. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. - М., 1982. - 287 с.
10. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ/. - Пенза: Уникон -ТРИЗ, 2001.
11. Конышева Н.М. Программа по трудовому обучению для 1-4 классов начальной школы: Художественный труд - 1998. - № 10. - с. 20 12..Кушаев Н.А. Основы эстетического воспитания. - М.: Просвещение,
2007. - 240 с.
13. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 185 с.
14. Левин В.А. Воспитание творчества. - М.: Просвещение, 1987. - 95 с.
15. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-М, 2001. - 607с.
16. Лук, А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978. - 36 с.
17. Люблинская А. А. Детская психология. - М., 1971. - 385 с.
18. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. Высш. Пед. Учеб. завед-й — 4-е изд., - М.: гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 608 с.
19. Б.Н. Никитиным О. М. Дьяченко и Н.Е. Вераксой Избранные психологические исследования. - М.: АПН, 1956. - 503 с.
20. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Азъ,1992. -955с.
21. Пантелеев, Г. Н. Детский дизайн. Дошкольное воспитание. - 2006. - № 5.
22. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2006. - 490 с.
23. Подласый И.П. Педагогика: учебник. - М.: ВО, 2006. - 540 с.
24. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Просвещение, 1976. -75 с.
25. Соколов М.В. Декоративно - прикладное искусство: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 03.11. «Изобразительное искусство и черчение». - М.: Гуманитарное изд. ВЛАДОС, 2013. - 399 с.
26. Теплов Б. М. Способности и одаренность. - М., 1961 - 230 с.
27. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 639 с.
28 Шадриков В.Д. Способности человека. - М., 1997.- 280 с.
29. Щупкина С.Ю. Лепка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову. - М.: Рипол классик, 2010. - 205 с.
30. Графический редактор CorelDraw [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //otherreferats
31. Долорос Рос. Керамика: Техника. Приемы. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.keram.org.ua/knigi/knigi-keramica.html
32. Дубровина И.В. Психология [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/psy/psy003.htm
33. Логотип КФУ и рекомендации по использованию фирменного стиля [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kpfu.ru/news/brendbuk-kfu
34. Соколов М.В. Декоративно - прикладное искусство [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://fictionbook.ru/static/or3/view/or.html?art tvpe=4&file=25405053&art=1879 9598&user=0&trial=1