ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ВЛИЯНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ НА УРОВЕНЬ ЖИЗНИ 7
1.1. Инвестиционная привлекательность города: понятие и ее
составляющие 7
1.2. Уровень жизни: понятие и ее составляющие 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ И ИХ УРОВНЯ ЖИЗНИ 36
2.1. Оценка инвестиционной привлекательности городов-
миллионников за 2011-2015 гг 36
2.2. Оценка уровня жизни в городах-миллионниках за 2011-2015 гг..45 ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ ДЛЯ
ПОВЫШЕНИЯ ИХ УРОВНЯ ЖИЗНИ 54
3.1. Оценка влияния инвестиционной привлекательности на уровень
жизни в городах-миллионниках 54
3.2. Направления повышения инвестиционной привлекательности го-
родов-миллионников и уровня жизни 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 82
Выбор профессии - одно из главных решений в жизни личности в юношеском возрасте и основа его самоутверждения в обществе. Это длительный процесс, начальный этап которого формируется у учащихся старших классов. Формирование профессиональных интересов старшеклассников связано с расширением их представлений о различных сферах труда и возникновением профессиональные намерений [35, с. 86].
Изучение профессиональных интересов личности юношеского возраста сопряжено с проблемой адекватности их самооценки. В ранней юности адекватность самооценки начинает повышаться, она приобретает устойчивый характер и становится одним из важных факторов личностного развития и профессионального становления личности.
Неадекватность самооценки в юношеском возрасте может стать одной из причин недостаточной реализации способностей субъекта деятельности, что обуславливает расхождение способностей и склонностей [9, с.68].
Выбор профессии молодым человеком определяется многими факторами, среди которых выделяют: интересы, склонности; самооценка; уровень притязаний; идеалы; ценностные ориентации; эмоциональные установки; волевые качества [36,с.122]. Все они в совокупности образуют особенности личности, составляющие общую психологическую основу, которая формируется на основе внешних воздействий (школа, семья, средства массовой коммуникации и др.) и внутренних условий личности (самооценка, самоопределение, психологические процессы, состояния, индивидуальные типологические особенности личности и др.).
Актуальность исследования Знания о самооценке старшеклассников при выборе профессии, могут прогнозировать их профессиональный выбор, раскрыть их внутренние резервы. С нашей точки зрения, знания о факторах самооценки личности юношеского возраста необходимо учитывать при организации профессиональной ориентации, так как формирование достаточного уровня готовности к будущей профессии будет самосовершенствованию.
Теоретической основой исследования явились научные труды в области психологии личности (А.Г. Асмолов; А.В. Петровский, В.А. Петровский и др.); субъектно-деятельностная теория (С.Л. Рубинштейн,
A. К. Абульханова, А.В. Брушлинский); психофизиология личности и интегральной индивидуальности (Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, Б.А. Вяткин,
B. В. Белоус и др.) профессиональная ориентация школьников(С.Н. Чистякова , Н.Н. Захаров и др.)
Цель исследования заключается в том, чтобы изучить взаимосвязь самооценки и профессионального самоопределения старшеклассника.
Объект исследования: учащиеся старшего школьного возраста.
Предмет исследования: самооценка и профессиональное
самоопределение старшеклассника.
Гипотеза исследования заключается в следующем: существует взаимосвязь между самооценкой и профессиональным самоопределением у старшеклассников.
Задачи исследования определились в соответствии с его целями и гипотезой:
•провести теоретический анализ состояния проблемы и самооценки в юношеском возрасте и ее роли в профессиональном самоопределении;
•определить ориентиры профессионального самоопределения в юношеском возрасте;
•определить уровень самооценки, ее влияния на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте на репрезентативной выборке (50 школьник, из них 26 юношей и 24 девушек в возрасте 16-17 лет).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
1. Обзорно-аналитический метод - анализ литературы по проблеме исследования.
2. Диагностические методы: анкетный опрос, тестирование.
3. Методы математической обработки полученных данных Эмпирическую выборку составили учащиеся 11-х классов школы № 2
г. Менделеевска. Всего в исследовании приняло участие 50 человек в возрасте от 16 до 17 лет, из них 26 юношей и 24 девушки.
Практическая значимость: заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы в профессиональной деятельности психологов, педагогов средней и высшей школы, социологов, а также других специалистов, затрагивающих различные аспекты проблемы профессионального самоопределения личности.
Выбор профессии - одно из главных решений в жизни личности в юношеском возрасте и основа его самоутверждения в обществе. Это длительный процесс, начальный этап которого формируется у учащихся старших классов. Формирование профессиональных интересов старшеклассников связано с расширением их представлений о различных сферах труда и возникновением профессиональные намерений [35, с. 86].
Изучение профессиональных интересов личности юношеского возраста сопряжено с проблемой адекватности их самооценки. В ранней юности адекватность самооценки начинает повышаться, она приобретает устойчивый характер и становится одним из важных факторов личностного развития и профессионального становления личности.
Неадекватность самооценки в юношеском возрасте может стать одной из причин недостаточной реализации способностей субъекта деятельности, что обуславливает расхождение способностей и склонностей [9, с.68].
Выбор профессии молодым человеком определяется многими факторами, среди которых выделяют: интересы, склонности; самооценка; уровень притязаний; идеалы; ценностные ориентации; эмоциональные установки; волевые качества [36,с.122]. Все они в совокупности образуют особенности личности, составляющие общую психологическую основу, которая формируется на основе внешних воздействий (школа, семья, средства массовой коммуникации и др.) и внутренних условий личности (самооценка, самоопределение, психологические процессы, состояния, индивидуальные типологические особенности личности и др.).
Актуальность исследования Знания о самооценке старшеклассников при выборе профессии, могут прогнозировать их профессиональный выбор, раскрыть их внутренние резервы. С нашей точки зрения, знания о факторах самооценки личности юношеского возраста необходимо учитывать при организации профессиональной ориентации, так как формирование достаточного уровня готовности к будущей профессии будет самосовершенствованию.
Теоретической основой исследования явились научные труды в области психологии личности (А.Г. Асмолов; А.В. Петровский, В.А. Петровский и др.); субъектно-деятельностная теория (С.Л. Рубинштейн,
A. К. Абульханова, А.В. Брушлинский); психофизиология личности и интегральной индивидуальности (Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, Б.А. Вяткин,
B. В. Белоус и др.) профессиональная ориентация школьников(С.Н. Чистякова , Н.Н. Захаров и др.)
Цель исследования заключается в том, чтобы изучить взаимосвязь самооценки и профессионального самоопределения старшеклассника.
Объект исследования: учащиеся старшего школьного возраста.
Предмет исследования: самооценка и профессиональное
самоопределение старшеклассника.
Гипотеза исследования заключается в следующем: существует взаимосвязь между самооценкой и профессиональным самоопределением у старшеклассников.
Задачи исследования определились в соответствии с его целями и гипотезой:
•провести теоретический анализ состояния проблемы и самооценки в юношеском возрасте и ее роли в профессиональном самоопределении;
•определить ориентиры профессионального самоопределения в юношеском возрасте;
•определить уровень самооценки, ее влияния на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте на репрезентативной выборке (50 школьник, из них 26 юношей и 24 девушек в возрасте 16-17 лет).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
1. Обзорно-аналитический метод - анализ литературы по проблеме исследования.
2. Диагностические методы: анкетный опрос, тестирование.
3. Методы математической обработки полученных данных Эмпирическую выборку составили учащиеся 11-х классов школы № 2
г. Менделеевска. Всего в исследовании приняло участие 50 человек в возрасте от 16 до 17 лет, из них 26 юношей и 24 девушки.
Практическая значимость: заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы в профессиональной деятельности психологов, педагогов средней и высшей школы, социологов, а также других специалистов, затрагивающих различные аспекты проблемы профессионального самоопределения личности.
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 2011. - 335 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ, 2006.- 339 с.
3. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 2000. - 367 с.
4. Берн Э. Я-концепция и воспитание. - М., 1993. - 324 с.
5. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 2006. - 186 с.
6. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд- во МГУ, 1982. - 199 с.
7. Бодалев А.А. Психология о личности. - М.: МГУ, 2008. - 187 с.
8. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. - М.: Знание, 2010. - 39 с.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2014. - 464 с.
10. Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности. В кн.: Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 2001. - С. 262-263.
11. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Знание, 2001. - 72с.
12. Брагина В.Д. Представление о профессии и самооценка профессионально значимых качеств учащейся молодежи // Вопросы психологии. 2006. - № 1. - С. 146-149.
13. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М., 2014
14. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал, 1999, том 20, №5. - С.243.
15. Будасси С.А. Самооценка личности. В сб.: Практические занятия по психологии / Под ред. Акад. А.В. Петровского. - М.: МГУ, 2009. - С. 63-87.
17. Г оломшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьников. - М.: Педагогика, 2009. - 160 с.
18. Гурова Р.Г. Выпускник средней школы. - М.: Педагогика, 2007. - 176 с.
19. Десятникова Ю.М. Психологическое состояние старшеклассников при изменении социального окружения // Вопросы психологии. 2005. - № 5.
- С. 18-26.
20. Закиров К.А. Самообразование школьников. - Казань, 2004. - 87 с.
21. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 2007. - т. 18, - № 6. - С. 35-45.
22. Изюмова С.А. Способности и склонности. - М., 2001. - 382 с.
23. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников.
- М.: Просвещение, 1993. - 182 с.
24. Кайгорродов Б.В. Психологические особенности развития самопонимания в юношеском возрасте // Мир психологии, 1999. - №3. - С. 155-159
25. Кадыров С. Профориентационная работа с подростками. - Душанбе: ТГУ, 1990. - 93 с.
26. Карпов А.В. Психологические основы принятия решения в профориентационной работе. - М.: Просвещение, 2006. - 90 с.
27. Карпов А.В. Психология принятия решения в профессиональной деятельности. - Ярославль, 2001. - 150 с.
28. Каташев В.Г. Формирование профессионального самосознания школьников. - Казань: Казан., гос. пед. ин-т., 2009. - 145 с.
29. Климов Е.А. Правильный выбор профессии и методика профессиональной консультации. В кн.: Памятка профконсультанту. - Л.: Лениздат, 2010. - С. 41.
33. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат, 2008. - 367 с.
34. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 2010. - 207 с.
35. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.: Просвещение, 2009.
- 175 с.
36. Кондаков И.М. Диагностика познавательных установок подростков // Вопросы психологии. 2011. - №2. - С. 122-131.
37. Крылов Н.И. Профессиональная ориентация учащейся молодежи как проблема нравственного воспитания // Вопросы психологии. 2003. - №1. - С. 73-81.
38. Кудрявцев Т.В., Шегунова В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 2013. - №2. - С. 51-59.
39. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М.: Изд-во УРАО, 2014. - 175 с.
40. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 2001. - 304 с.
41. Личность и труд / Под ред. Платонова К.К. - М.: Наука, 2005. - 245 с.
42. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. - М.: изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012. - 384 с.
43. Методические рекомендации по проведению профконсультационной работы / Сост. Кузнецова И.В., Шадриков В.Д. - Ярославль, 2012 - 110 с.
44. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / / Вопросы психологии. 2013. - № 4. - С. 28-39.
45. Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я. - М.: Политиздат,2011. - 210 с.
46. Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. - М.: Просвещение, 2011. - 305 с.
47. Назимов И.Н. Экономические и педагогические проблемы профориентации. - Киев, 2012. - 79с.
48. Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение, 2010. - 478 с.
49. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 2010. - 351с.
50. Организация труда. Требования к проведению работ по профориентации, профподбору и адаптации молодежи в отрасли. - М.: Всесоюзный научно-исследовательский институт «Электростандарт», 2012.
- 88с.
51. Орел В.Е. Психологические основы профконсультационной работы со школьниками. - Ярославль, 2012. - 84 с.
52. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии, 2011, №1. - С. 5-19
53. Павлютенков Е.М. Профессиональная ориентация учащихся. - Киев: Рад. Школа, 2013. - 143 с.
54. Пальянов М.П., Булгакова Н.Ф. и др. Формирование профессиональной направленности школьников. - Томск, 2010. - 150 с.
55. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: - СПб.: Питер Ком, 1999.
- 720 с.
56. Сафин В.Ф. Особенности самооценки старшеклассников. В сб.: Вопросы воспитания и образования. Вып. 1. - Уфа, 1973. - С. 101-115.
57. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1987. - 243 с.
58. Чебышева В.В. Психологические проблемы профориентации школьников // Вопросы психологии. 1971. - №1. - С. 43-47.
59. Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. - М.: Педагогика, 2009. - 210 с.
60. Юлдашева С.М. Особенности проявления самооценки учащихся- подростков // Вопросы психологии. 2010. - № 4. - С. 87-92.
61. Текст статьи. Ссылка: http://cyberleninka.ru/article/n/samootsenka-
starsheklassnikami-individualno-lichnostnyh-kachestv-pri-vybore-professii