Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование толерантности у старшеклассников

Работа №56291

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы169
Год сдачи2017
Стоимость5790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
371
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования толерантности у старшеклассников 13
1.1 Сущностно-содержательная характеристика ключевого понятия
исследования «толерантность» 13
1.2 Возрастные особенности проявления толерантности у
старшеклассников 25
1.3 Теоретическое обоснование педагогических условий формирования
толерантности у старшеклассников 35
Выводы по главе 1 53
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию толерантности у старшеклассников 57
2.1 Организация и методики исследования 57
2.2 Изучение уровня сформированности толерантности у старшеклассников
(констатирующий эксперимент) 61
2.3 Педагогическое обеспечение процесса формирования толерантности у
старшеклассников 69
2.4 Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы
по формированию толерантности у старшеклассников 80
Выводы по главе 2 95
Заключение 98
Список литературы 104
Приложения


Актуальность проблемы исследования. Современный этап развития российского общества характеризуется не только крупномасштабными социально-экономическими изменениями, но и кардинальными изменениями в сфере духовной жизни. Происходящая трансформация часто сопровождается ростом антагонизма, агрессивности и конфликтности, которые проявляются на всех уровнях - начиная с семейного и заканчивая политическим. Характерной чертой социального взаимодействия в настоящее время становится отказ от принципа уважения человеческого достоинства как приоритета общественной коммуникации, превалирование представлений о собственной исключительности, непонимание.
Подобная ситуация стимулирует общество на поиск новых отношений, ориентированных на сотрудничество и диалог, таких стратегий мышления и деятельности, которые способствовали бы установлению и достижению согласия на различных уровнях взаимодействия, акцентирует внимание на ценностях, формирующих гуманное сознание членов общества, таких как: взаимопонимание, личная ответственность, свобода, абсолютная ценность жизни и т.д. Все это объективно свидетельствует о том, что общество осознает необходимость обеспечения толерантного мироустройства. Именно толерантность может и должна стать сегодня действенным регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия.
В августе 2001 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 629 «О Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма в Российском обществе (2001-2005 гг.)»» (в новой редакции от 2015 до 2025 г.г.), которая направлена на «формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих устойчивость поведения отдельных
людей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основы гражданского согласия в демократическом государстве» [25].
Важная роль в реализации этой программы отводится образовательным учреждениям как социальному институту, который оказывает непосредственное воздействие на формирование личностных черт и установок поведения подрастающего поколения. При этом, несмотря на то, что общеобразовательные учреждения обладают необходимыми потенциальными возможностями для решения проблемы воспитания учащихся в духе толерантности, эта проблема до сих пор не получила необходимого решения на практике, и в условиях традиционного образования формирование толерантности проходит стихийно и неэффективно.
Особое внимание необходимо уделять формированию толерантности в старшем подростковом возрасте, поскольку данный возраст является важнейшим периодом в психосоциальном развитии человека. Старший подросток активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его дальнейшая жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.
Данная проблема требует пристального внимания еще и потому, что у современных подростков отмечается тенденция к проявлению интолерантных побуждений в поведении, в частности в межгрупповых механизмах деления на своих и чужих: социальной категоризации, групповой идентификации, социальном сравнении, межгрупповой дискриминации, стереотипизации и атрибуции. У многих подростков актуализированы такие черты интолерантности как: агрессивность в отношении инаковости,
непринятие индивидуальности другого, конформизм и закрытость референтных групп и т.д. В силу этого поиск эффективных форм и методов
формирования толерантности у старших подростков выступает сегодня как чрезвычайно актуальная теоретико-практическая задача.
Степень разработанности проблемы. Проблема толерантности рассматривается различными науками: философией, социологией, этикой, психологией, педагогикой др.
В трудах Дж. Локка [5], И. Канта [6], А.П. Куницына [5], Л.Н. Толстого [6], B.C. Соловьева [5] нашло отражение рассмотрение философского аспекта толерантности. Этические и социокультурные аспекты данной проблематики представлены в работах Г.У. Солдатовой [46; 47], В.А. Тишков [49] и др. Изучению психологического аспекта толерантности посвятили свои исследования А.Г. Асмолов [2; 3], Р. Бернс [8], Л.С. Выготский [12], В.А. Кан-Калик [19], А.Н. Леонтьев [26], А.Б. Орлов [30], В.А. Петровский [31], К. Роджерс [39] и др.
Педагогический аспект проблемы толерантности рассматривается в следующих направлениях:
1) общие вопросы психологии и педагогики толерантности (А.Г. Асмолов [2; 3], Л.В. Байбородова [38], П.Н. Ермаков [35], М.А. Ковальчук [38], В.А. Лабунская [35], Г.У. Солдатова [46; 47], О.Б.Скрябина [43], М.И. Рожков [38] и др.);
2) формирование отношения обучающихся к толерантности как к общественно значимой ценности (С.В. Мутерперель [27], Н.М. Лебедева [25], Г.С. Кожухарь [21] и др.);
3) формирование межэтнической толерантности школьников (Е.М. Аджиева [1], Н.А. Асташова [4], Г.В. Безюлева [6], С.К. Бондырева [10], Д.В. Колесов [10], Г.М. Шеламова [6]) и др.).
В настоящее время существует и ряд исследований по проблемам воспитания толерантности в условиях общеобразовательной школы (С.К. Бондырева [10], Д.В. Колесов [10], Н.В. Вязовец [13], О.А. Грива [14], М.Н.
Губогло [15], Г.С. Кожухарь [21],С.В. Мутерперель [27],Е.О. Смирнова [44;
45] и др.).
В связи с этим возникает необходимость создания в отечественной педагогической науке - «педагогики толерантности» (В.А. Тишков [49]). Воспитание толерантности в человеческих отношениях, по утверждению К. Фопеля [53], является важнейшей стратегической задачей образования в XXI веке.
Вместе с тем можно утверждать, что проблема формирования толерантности у старшеклассников в общеобразовательных учреждениях не исследовалась полно и всесторонне.
Формирование толерантности у старшеклассников - первоочередная задача современной школы, решение которой определит уровень общей культуры, нравственности, духовной зрелости будущих граждан демократического общества. Возраст старшеклассников характеризуется неустойчивостью в проявлении социальной и личностной позиций (Д.И. Фельдштейн [52]), поэтому особенно актуальным становится поиск педагогических возможностей школы, обогащающих содержание образовательного процесса методами и формами формирования толерантности у старшеклассников.
Анализ литературы по проблеме исследования позволил нам констатировать тот факт, что в процессе формирования толерантности у старшеклассников педагоги в основном используют стандартные формы и методы педагогического воздействия и совсем не используют современные, например, методы активного социально-психологического обучения. На наш взгляд, оптимальное сочетание разнообразных форм и методов
формирования толерантности, как классических, так и современных, позволит более эффективно организовать процесс формирования толерантности у старшеклассников.
Суммируя изложенное выше, отметим, что на сегодняшний день явно фиксируется противоречие между потребностью общества в формировании толерантной личности, умеющей терпимо относится к окружающим, проявляющей эмпатию и уважение к другим - с одной стороны, а с другой - недостаточной теоретической и практической обоснованностью педагогических условий формирования толерантности у старшеклассников.
Данное противоречие определило проблему настоящего исследования: каковы педагогические условия формирования толерантности у старшеклассников?
Актуальность, недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование толерантности у старшеклассников».
Объект исследования: процесс формирования толерантности у старшеклассников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
толерантности у старшеклассников.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования толерантности у старшеклассников.
Гипотеза исследования: процесс формирования толерантности у старшеклассников будет более успешным, если:
- опираться на критерии сформированности толерантности у старшеклассников;
- учитывать возрастные особенности проявления толерантности у старшеклассников;
- реализовать соответствующие педагогические условия,
содействующие эффективности формирования толерантности у
старшеклассников (погружение подростков в практико-ориентированную,
социально значимую деятельность, способствующую развитию личностных
7
качеств; разработка и внедрение форм и методов педагогического воздействия в рамках программы формирования толерантности у старшеклассников «На пути к другим!»).
Исходя из объекта, предмета, цели исследования мы ставим следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику ключевого понятия исследования «толерантность».
2. Выявить возрастные особенности проявления толерантности у старшеклассников.
3. Выявить педагогические условия формирования толерантности у старшеклассников.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность педагогических условий и разработанной программы формирования толерантности у старшеклассников «На пути к другим!». Методологическую и теоретическую основу данного исследования
составили: важнейшие положения психологии, педагогики, труды
отечественных и зарубежных ученых и их научные идеи, касающиеся вопросов формирования и развития толерантности (А.Г. Асмолов [2; 3], Л.В. Байбородова [38], П.Н. Ермаков [35], М.А. Ковальчук [38], В.А. Лабунская [35], Г.У. Солдатова [46; 47], О.Б.Скрябина [43], М.И. Рожков [38] и др.), идеи педагогики толерантности и ненасилия (Е.М. Аджиева [1], Н.А. Асташова [4], Г.В. Безюлева [6], С.К. Бондырева [10], Д.В. Колесов [10], Г.М. Шеламова [6]) и др.), современные концепции по организации воспитательного процесса (И.Д. Демакова [18], Л.И. Новикова [28] и др.).
Для решения поставленных задач и проверки основных положений гипотезы применялись следующие научные методы:
- теоретические методы: теоретический анализ психолого
педагогической литературы по изучаемой проблематике, сравнение, классификация, обобщение;
- эмпирические методы: наблюдение, формирующий эксперимент, тестирование;
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Опытно-экспериментальную базу исследования составили учащиеся
Гимназии № 40 Приволжского района г. Казани, в количестве 56 человек. В исследовании приняли участие две группы испытуемых учащихся 9-х классов, одна группа экспериментальная (26 человека) - 9 «А», другая группа контрольная (30 человек) - 9 «Б» класс.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа с 2015 по 2017 г.г.:
На первом этапе - поисково-теоретическом (2015 г.) проводился анализ теоретико-методологических подходов к проблеме, выявлялись теоретико-методологические основы проблемы формирования толерантности у старшеклассников: выявлены сущностно-содержательные характеристики ключевого понятия исследования «толерантность»; возрастные особенности проявления толерантности у старшеклассников; определялись педагогические условия формирования толерантности у старшеклассников. Это дало возможность определить концептуальный замысел исследования, включая цель, задачи, гипотезу исследования, также осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.
На втором этапе - опытно-экспериментальном (с 2015 по 2016 г.г.) был осуществлен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, апробированы педагогические условия формирования толерантности у старшеклассников; проведено измерение и фиксация результатов формирования толерантности в процессе апробации педагогических условий, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
На третьем этапе - обобщающем (2017 г.) осуществлялось завершение
опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов исследования,
9
уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены и раскрыты педагогические условия, позволяющие улучшить процесс формирования толерантности у старшеклассников: погружение подростков в практико-ориентированную, социально значимую деятельность, способствующую развитию личностных качеств; разработка и внедрение форм и методов педагогического воздействия в рамках программы «На пути к другим!».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнения современных теорий формирования толерантности, в том числе у старшеклассников. Выявленные в ходе исследования педагогические условия могут содействовать дальнейшему развитию концепции формирования толерантности и расширению теоретических и эмпирических подходов в области реализации компетентностного подхода, возможности использования теоретического материала и полученных практических результатов в дальнейших педагогических исследованиях и разработках по различным аспектам работы со старшеклассниками в контексте формирования толерантности.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке и опытно-экспериментальной проверке педагогических условий, способствующих эффективному формированию толерантности у старшеклассников. Разработана и апробирована программа «На пути к другим!», позволяющая формировать толерантность у старшеклассников, апробированная программа может стать основой для создания методических разработок по реализации выдвинутых педагогических условий на практике с целью эффективной подготовки педагогов по формированию толерантности
Практический материал, накопленный по результатам исследования, может быть использован в разработке программ, рекомендаций и других видов методической литературы, направленной на педагогическое сопровождение процесса формирования толерантности у старшеклассников.
Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в работе психологов, работающих в системе образования (диагностические материалы и разработка программы), в воспитательной работе образовательных учреждений, при подготовке студентов к практике. Материалы исследования могут быть использованы в педагогических вузах при чтении курсов «Общая педагогика», «Теория и методика воспитания», в системе повышения квалификации учителей, воспитателей, социальных педагогов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Понятие «толерантность» как уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведения других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия.
2. Педагогические условия, позволяющие улучшить процесс формирования толерантности у старшеклассников: погружение подростков в практико-ориентированную, социально значимую деятельность, способствующую развитию личностных качеств; разработка и внедрение форм и методов педагогического воздействия в рамках программы «На пути к другим!».
Обоснованность и достоверность результатов исследования
обусловлены теоретическим анализом современных достижений психологопедагогической науки, использованием разнообразных форм и методов,
адекватных предмету, целям и задачам исследования, систематической
11
проверкой и статистической обработкой результатов опытноэкспериментального исследования на различных этапах и реальными положительными изменениями в повышении уровня сформированности толерантности у старшеклассников, подтверждением верности выдвинутой гипотезы результатами исследования на уровне значимости p < 0,01, p < 0,05.
Апробация и внедрение результатов исследования: участие в Международной научно-практической конференции «Психологопедагогические технологии в работе с различными категориями детей», конференция студентов КФУ, статья в сборнике научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов Казанского федерального университета «Актуальные проблемы педагогики и психологии», статья в сборнике статей Международной научно-практической конференции «Психолого-педагогические технологии в работе с различными категориями детей».
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать тот факт, что феноменом толерантности, формирования толерантности рассматривался многими исследователями.
1. В трудах Дж. Локка [5], И. Канта [6], А.П. Куницына [5], Л.Н. Толстого [6], B.C. Соловьева [5] нашло отражение рассмотрение философского аспекта толерантности. Этические и социокультурные аспекты данной проблематики представлены в работах Г.У. Солдатовой [46; 47], В.А. Тишков [49] и др. Изучению психологического аспекта толерантности посвятили свои исследования А.Г. Асмолов [2; 3], Р. Бернс [8], Л.С. Выготский [12], В.А. Кан-Калик [19], А.Н. Леонтьев [26], А.Б. Орлов [30], В.А. Петровский [31], К. Роджерс [39] и др.
Педагогический аспект проблемы толерантности рассматривается в трудах: А.Г. Асмолова [2; 3], Л.В. Байбородовой [38], П.Н. Ермакова [35], М.А. Ковальчука [38], В.А. Лабунской [35], Г.У. Солдатовой [46; 47], О.Б.Скрябиной [43], М.И. Рожкова [38], С.В. Мутерперель [27], Н.М. Лебедевой [25], Г.С. Кожухарь [21], Е.М. Аджиевой [1], Н.А. Асташовой [4], Г.В. Безюлевой [6], С.К. Бондыревой [10], Д.В. Колесова [10], Г.М. Шеламовой [6]) и др.
В настоящее время существует и ряд исследований по проблемам воспитания толерантности в условиях общеобразовательной школы (С.К. Бондырева [10], Д.В. Колесов [10], Н.В. Вязовец [13], О.А. Грива [14], М.Н. Губогло [15], Г.С. Кожухарь [21],С.В. Мутерперель [27], Е.О. Смирнова [44; 45] и др.).
2. Этимология термина «толерантность» восходит к латинскому глаголу tolerare (переносить, выдерживать, терпеть). Однако свое широкое распространение термин «толерантность» получил в его английской интерпретации - tolerance - где наряду с терпимостью он означает также «допускать».
3. Различные авторы рассматриваю понятие толерантности по-разному, и выделяют какой-то свой значимый признак. Например, Н.А. Асташова рассматривает толерантность как ценность социокультурной системы, своего рода внутренний стержень социально-психологического бытия. Это комплексный феномен, определяющий отношение человека, как к себе, так и к окружающему миру. Вне отношения к человеку нельзя говорить о толерантности-ценности. Следовательно, толерантность-ценность выступает как некий поведенческий ориентир.
С.К. Бондырева утверждает, что в основании толерантности лежит или отсутствие оснований для негативной реакции, или сдерживание себя индивидом (торможение им своих побуждений).
Толерантность определяется нами как уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведения других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия.
Под понятием «интолерантность» мы понимаем неуважение, пренебрежительное отношение к иной этнической культуре при сверхпозитивном восприятии собственной.
4. Первичным фактором формирования толерантности современных подростков является их повседневная учебная жизнедеятельность, постоянно воспроизводимое общение с представителями различных этносов, конфессий, мировоззренческих позиций. Взаимодействие старших подростков в процессе повседневной учебной жизнедеятельности может строиться как на основе чувств товарищества и сплоченности, так и на основе конкуренции и обособленности по различным признакам.
Задачей современных образовательных учреждений является создание условий для выработки у обучаемых динамичной позиции, ориентации на ценности ненасилия, толерантности, справедливости, законности как
нравственной основы поведения в социальных и межкультурных конфликтах, а также принцип их конструктивного разрешения.
5. Теоретический анализ монографических и диссертационных исследований, проведенный нами, а также наш опыт позволяет выделить и обосновать следующую совокупность педагогических условий:
- погружение подростков в практико-ориентированную, социально значимую деятельность, способствующую развитию личностных качеств;
- использование разнообразных форм и методов педагогического воздействия с целью формирования толерантности у старшеклассников.
Социально значимая деятельность - это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем.
Погружение старшеклассников в практико-ориентированную, социально значимую деятельность позволяет развить индивидуальные и коммуникативные навыки личности юноши, а также способствует социализации личности старшеклассника, что, в свою очередь, является необходимым условием для построения эффективного коммуникативного взаимодействия.
Реализуя данное педагогическое условие, нами были организованы акции «Помоги животным», «Мастерим скворечники», «За здоровый образ жизни» и т.д., а также проекты «Самый лучший класс», «Все мы разные, но все мы ценность», «Разные культуры нашего класса», «Традиции разных стран» и т.д.
В исследовании нами выявлены и рассмотрены такие формы и методы формирования толерантности у старшеклассников, как убеждение, самоубеждение, внушение, самовнушение, методы воздействия на волевую сферу, метод дилемм, организация встреч с представителями других культур, создание специальных игровых ситуаций, дискуссия, диспут, дебаты,
игровой, социально-психологический тренинг.
100
6. Констатирующий эксперимент показал, что уровень сформированности толерантности у старшеклассников низкий и составляет 59,3% в экспериментальной группе и 53,3% в контрольной группе. Эти ребята практически не проявляют толерантности, толерантного поведения по отношению к другим, наблюдаются агрессивные вспышки, враждебность по отношению к другим, не проявляют эмпатии, не мобильны в поведении, не проявляют социальной активности. Эти старшеклассники не могут самостоятельно увидеть многие, особенно скрытые, проявления культурной дискриминации в повседневной жизни. Им трудно представить, с какими проблемами могут сталкиваться культурные меньшинства, мигранты или беженцы. Это объясняется непониманием другого, неумением увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения. Высокий уровень составил в экспериментальной группе 19,2%, в контрольной - 20%.
Констатирующий эксперимент показал, что необходима
целенаправленная работа по формированию толерантности у
старшеклассников.
7. На основании анализа литературы нами были выявлены эффективные педагогические условия: погружение подростков в практикоориентированную, социально значимую деятельность, способствующую развитию личностных качеств; разработка и внедрение форм и методов педагогического воздействия с целью формирования толерантности у старшеклассников, которые легли в основу программы по формированию толерантности у старшеклассников «На пути к другим!». Нами были выявлены такие формы и методы, как убеждение, самоубеждение, внушение, самовнушение, методы воздействия на волевую сферу, метод дилемм, организация встреч с представителями других культур, создание специальных игровых ситуаций, дискуссия, диспут, дебаты, игровой, социально-психологический тренинг.
8. После экспериментальной работы в экспериментальной группе
101
значительно снизилась ориентация на прямое вознаграждение, понизилась агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность (с 46,2% до 15,4%).
Повысился показатель стремления при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми (с 15,4% до 38,4%).
Показатель заинтересованности в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели повысился с 38,4% до 46,2%.
После эксперимента у старшеклассников экспериментальной группы среди всех качеств толерантной личности выделились такие как - уравновешенность (3), уступчивость (3,33), уважение к лицам другой национальности (3,6), эмпатия (4), готовность помогать другим (4,3), умение понять иную точку зрения (3,38), умение прощать ошибки и заблуждения других (3,29), уважение иных вкусов и обычаев (3,5), доброжелательность во взаимоотношениях (3,5).
Анализ результатов изучения уровней эмпатических тенденций позволяет нам сделать следующие выводы по экспериментальной группе: высокий уровень эмпатических тенденций после эксперимента повысился с 15,4% до 30,8%, средний уровень эмпатических тенденций понизился с 38,5% до 34,6%, низкий уровень эмпатических тенденций повысился с 26,9% до 30,8%, очень низкий уровень эмпатических тенденций понизился с 19,2% до 3,8%. Таким образом, полученные нами данные говорят об эффективности проведенной работы в экспериментальной группе. В контрольной группе по всем изучаемым показателям существенных изменений не выявлено.
Высокий уровень сформированное™ толерантности в
экспериментальной группе после эксперимента повысился с 19,2% до 42,3%; средний уровень повысился с 26,9% до 34,6%; низкий уровень соответственно понизился с 53,9% до 23,1%. Полученные нами данные подтверждаются методами математической обработки данных (t-критерий Стьюдента).
9. Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод, что разработанная нами программа «На пути к другим!», в основу которой легли выявленные педагогические условия формирования толерантности у старшеклассников, действительно является эффективной в формировании толерантности у старшеклассников, так как результаты показали положительную динамику и результативность данной программы, что свидетельствует об эффективности проведенной работы. Гипотеза исследования подтвердилась, разработанная нами программа «На пути к другим!» способствовала повышению эмпатии, уважения чувств и взглядов других, повышению ответственности перед другими, любви, терпимости, доброжелательности.



1. Аджиева Е.М. Этопедагогические и этнопсихологические условия воспитания толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) / Е.М. Аджиева. - М.: Аст-Пресс, 2003. - С. 85-92
2. Асмолов А.Г. Толерантность в общественном сознании России / А.Г. Асмолов. - М.: ИЭАРАЮ, 1998. - 269 с.
3. Асмолов А.Г. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: Научно-публицистический вестник / А.Г. Асмолов. - М.: МГУ, 2011. - С. 8-18
4. Асташова Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений //Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) / Н.А. Асташова. - М.: Аст-Пресс, 2013. - С. 74-85
5. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984-1985 / М.М. Бахтин. - М., 1986. - С.36, 3738
6. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение / Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. - М.: Вербум-М, 2003. - 168 с.
7. Безюлева Г.В. Толерантность в педагогике / Г.В. Безюлева. - М.: Академия профессионального образования, 2002. - 228с.
8. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание http: //gendocs.ru/v3358/?cc=5
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович - М.: Просвещение, 2004. - 433 с.
10. Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. - М.: Издательство Московского Психологосоциального института, 2003. - 240 с.
11. Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. XIV / Под ред. В.С. Собкина. - М.: Центр социологии образования РАО, 2003. - 208 с.
12. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2005. - 1136 с.
13. Вязовец Н.В., Лаврова В.А. Проблема психологической толерантности в системе школьного образования // Журнал прикладной психологии / Н.В. Вязовец, В.А. Лаврова. - 2003. - №3. - С. 12-19
14. Грива О.А. Пути воспитания толерантной личности в поликультурном обществе // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Ст. - 2-е изд., стереотип / О.А. Грива. - М.: Аст-Пресс, 2003. - С. 244-251
15. Губогло М.Н. Толерантность сознания молодежи: состояние и
особенности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Ст. - 2-е изд., стереотип / М.Н. Губогло. - М.: Владос, 2003. - С. 106-133
16. Гульянова Н.А. О связи самопринятия и осознания Я-образа в ситуации неуспеха // Вестник МГУ сер.14 Психология / Н.А. Гульянова. - 2001. - №3. - С. 68-75.
17. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: научно-публицистический вестник. - М.: МГУ, 2001. - С. 45-49
18. Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика / И.Д. Демакова. - Казань: Изд-во ТГГИ, 2003. - 212 с.
19. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Канн- Калик. - М.: Просвещение, 2013. - 190 с.
20. Кле М. Психология подростка: (Психосексуальное развитие):
монография / М. Кле. - М.: Педагогика, 1991. - 176 с.
105
21. Кожухарь Г.С. Акмеологический и аксиологический подходы к проблеме толерантности в межличностном общении. - http://akme31.narod. ru/21.html
22. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 255с.
23. Кошарный А.В. Психология интерактивной самостоятельности и ее формирование у подростков. Учеб. пособ. / А.В. Кошарный. - Белгород: Изд-во БелГУ, 1998. - 119 с.
24. Крайг Г. Психология развития: монография / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000. - 922 с.
25. Лебедева Н.М. Методология этнопсихологического исследования этнической толерантности в поликультурных регионах России // http: //ppf.uni. udm.ru/conf_2002/etnos/lebedeva. html
26. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Сфера, 2012. - 304 с.
27. Мутерперель С.В. Влияние этнической идентичности подростков на проявление толерантных установок в области межличностных отношений // Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты Материалы III Национальной научнопрактической конференции / С.В. Мутерперель.- М.: 2006. - С. 265 - 266.
28. Новикова Л.И. Коллектив и личность как педагогическая проблема: Автореферат дисс. .. .докт. пед. наук / Л.И. Новикова. - Л., 1977. - 48 с.
29. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы:
монграфия / Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола, 1995. - 360 с.
30. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека / А.Б. Орлов. - М.: Сфера, 2014. - 324 с.
31. Петровский В.А. Воспитатели и дети: источники роста / В.А.
Петровский. - М.: Сфера, 1994. - 319 с.
106
32. Постановление Правительства Российской Федерации № 629 «О
Федеральной целевой программе «Формирование установок
толерантного сознания, профилактика экстремизма в Российском обществе (2001-2005 гг.)»» (в новой редакции от 2008 г. до 2015 г.)
33. Проблемы толерантности в подростковой субкультуре. Труды по социологии образования. Том VIII, Выпуск XIII / Под ред. В.С. Собкина. - М: Центр социологии образования РАО, 2003 - 391 с.
34. Психотерапевтическая энциклопедия / Под. ред. Б.Д. Корвасарского. - СПб.: Питер. - 2000. - 324 с.
35. Психология личности. Учебное пособие / под ред. П.Н. Ермакова, В.А. Лабунской. - М.: Эксмо, 2007. - 653 с.
36. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2000. - 656 с.
37. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 529с.
38. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук. - Ярославль: Академия холдинг, 2003. - 192 с.
39. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: пер. с англ. яз. / К. Роджерс. - М.: Прогресс, 1994. - 480 с.
40. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: учебное пособие / Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Питер, 2001. - 224 с.
41. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 460 с.
42. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.
43. Скрябина О.Б. Педагогические условия формирования
коммуникативной толерантности у старшеклассников. Автореф. дисс.
канд. пед. наук / О.Б. Скрябина. - Кострома, 2000. - 23 с.
107
44. Смирнова Е.О. Межличностные отношения как сфера зарождения и проявления толерантности //Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. XIV / Под ред. В.С. Собкина. - М.: Центр социологии образования РАО, 2003. - С. 11-13
45. Смирнова Е.О. Психолого-педагогические условия становления толерантности // Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. XIV / Под ред. В.С. Собкина. - М.: Центр социологии образования РАО, 2003. - С. 76-78
46. Солдатова Е.Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез: учебное пособие / Е.Л. Солдатова. - Ростов на/Д.: Феникс, 2004 - 384 с.
47. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности / Г.У. Солдатова. - М.: Смысл, 1998. - 386 с.
48. Сомова Н.Л. Программа психолого-педагогического сопровождения
развития социальной толерантности младших подростков // Психология образования: культурно-исторические и социально
правовые аспекты: материалы III Национальной научно-практической конференции.- М.: 2006. - С. 56-58
49. Тишков В.А. Толерантность и согласие в трансформирующихся обществах (доклад на Международной научной конференции ЮНЕСКО «Толерантность и согласие») // Очерки теории и политики этничности в России / В.А. Тишков. - М.: Русский мир, 1997. - 23 с.
50. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Ст. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 368 с.
51. Толерантность как условие защиты прав ребенка в деятельности детских общественных объединений в школе: Метод. Пособие в помощь организаторам детского движения / Отв. ред. В.А. Фокин. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2002. - 235 с.
52. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности / Д.И. Фельдштейн. - М.: Институт практической психологии, 2012. - 328 с.
53. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. / К.Фопель. - М.: Генезис, 2006. - 289с.
54. Фролов Ю. Человек в поисках собственной идентичности // Педология / Ю. Фролов. - 2001. - №9. - С.10-16
55. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности / С.Д. Щеколдина. - М, 2004. - 80 с.
56. Эльконин Б.Д. Психология развития: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2001. - 144 с.
57. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / под. ред. А.В. Толстых. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 344 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ