Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование влияния педагогического подхода на психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Особенности вальдорфской и традиционной системы воспитания в ДОУ. 26
1.3 Психологические особенности детей в зависимости от системы
воспитания 48
Выводы по первой главе 57
Глава 2. Исследование влияния педагогического подхода на психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 59
2.1 Организация и методы исследования 59
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 63
Выводы по второй главе 75
Заключение 76
Список использованной литературы 80
Приложения
Глава 1. Теоретическое исследование влияния педагогического подхода на психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Особенности вальдорфской и традиционной системы воспитания в ДОУ. 26
1.3 Психологические особенности детей в зависимости от системы
воспитания 48
Выводы по первой главе 57
Глава 2. Исследование влияния педагогического подхода на психологические особенности детей старшего дошкольного возраста 59
2.1 Организация и методы исследования 59
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 63
Выводы по второй главе 75
Заключение 76
Список использованной литературы 80
Приложения
В современном мире, внедрение многообразных информационных технологий и росттемпа жизни диктует необходимость увеличения объема знаний необходимых для жизни современному человеку. Вследствие чего, многие родители и даже педагоги делают акцент на раннем интеллектуальном развитии, которое нередко осуществляется в ущерб психологическому благополучию ребенка дошкольника.
Дети с самого рождения сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические инновации становятся спутниками, в первую очередь, детей: компьютерные игры, планшеты, интерактивные игрушки, гаждеты, сотовые телефоны, рекламные ролики и новинки кинематографической индустрии. Тем самым подрастающее поколение приобретает «клиповое сознание», вскормленное рекламой; музыкальными роликами и т.д. Последствия не утешительны: поспешность в выводах, языковой минимализм, отрыв от реальности (отсутствие личного опыта), бедность эмоций (ребенок в будущем становится больше техническим существом с определенным набором способностей, чем полноценной личностью), отсутствие способности сопереживать и ставить себя на место другого, снижение способности к запоминанию.
Плюс к этому, развитие ребёнка в дошкольных организациях многими родителями и некоторыми педагогами отождествляется с накоплением знаний, умений и навыков. Дошкольный период развития всё больше превращается в низшую ступень школьного обучения. Подготовка к школе становится главной целью подготовительных групп в детских садах. [55, с.23] Но, несмотря на это, современные дети в развитии мышления и умственных способностей не опережают свой возраст. Более того, все чаще у детей старшего дошкольного возраста отмечается задержка речевого и психического развития. [41, С.96]. И надо помнить, что информационная перегрузка дошкольников, высокая интенсивность занятий, недостаточная двигательная активность ведут к потере здоровья детей. [50, с. 98] Также отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности детей, дошкольники теряют способность и желание чем-то занять себя, не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. [50, с. 103]
В связи с вышеизложенным положением дел, встает вопрос о путях преодоления возникающих сложностей. И не последнюю роль в этом может играть система воспитания как в семье, так и в ДОО, в рамках которой возможно более гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка- дошкольника.
Известно, что воспитание напрямую влияет на психологические особенности (психологическое благополучие) детей. А. Адлер М.И., Лисина и В.Н. Дружинин,И.М. Никольская [40, с. 374] А.В. Семенович описывают влияние родительского воспитания. [2, с. 178] В трудах Г.М. Андреевой[4, с. 123], А.Д. Кошелевой, Л.А.Абрамян, Г. Г. Филипповой и др. [29, с. 91] подробно раскрываются стили педагогической деятельности и их воздействие на личностное развитие воспитанника. Работ же, показывающих влияние той или иной системы воспитания на психологическое благополучие не так уж и много: в исследованиях Е.О. Смирновой сравниваются особенности межличностных отношений в вальдорфской и традиционной педагогической системе [51]. А.А. Пинский и В.М. Загвоздкин рассматривают влияние вальдорфской педагогики на умение детей лучше справляться с негативными переживаниями, меньше выражать агрессивность, приобретать психологическую стабильность, уравновешивать основные чувства страха, радости, печали, гнева[44]. Л. Я. Дыкманв книге «Воспитание в гармонии» дополняет выше названых авторов[21]. А исследований психологических особенностей детей в традиционной и вальдорфской педагогике включая готовность к школе мы не встретили, а это важно потому, что показателем эффективности образования следует считать не «обученность» детей, не сумму усвоенных ими знаний, а гармоничное развитие их личности в целом.
Цель исследования: определение влияния педагогического подхода на психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние педагогического подхода на психологические особенности старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Выявить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать специфику и особенности традиционной и вальдорфской систем дошкольного образования и воспитания.
3. Провести теоретическое и эмпирическое исследование влияния педагогической системы на психологическое благополучие детей дошкольного возраста.
Гипотеза: особенности педагогического подхода влияют на
психологические особенности детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы;
- эмпирическое исследование;
- наблюдение;
- беседа;
- психологическое тестирование.
База исследования: МАДОУ №165 детский сад «Березка» Ново- Савиновского района города Казани, МАДОУ №51 «Аленький цветочек» Авиастроительного района города Казани.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования раскрывают особенности влияния воспитательного процесса вальдорфской системы на психологическое благополучие детей, углубляют знания принципов воспитания, открывая перспективы применения элементов вальдорфской педагогики в отечественной системе образования.
Структура работы: введение, 1 глава, вывод, 2 глава, вывод, заключение, приложение.
Методологической основой и теоретической базой явились работы К. Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Н. И. Пирогова, Н. Х. Весселя и П. Д. Юркевича, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Л. И. Божович, Я. А. Коменского, которые изучали всестороннее развитие ребенка и факторы, влияющие на это развитие.[46]
Дети с самого рождения сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Все технические инновации становятся спутниками, в первую очередь, детей: компьютерные игры, планшеты, интерактивные игрушки, гаждеты, сотовые телефоны, рекламные ролики и новинки кинематографической индустрии. Тем самым подрастающее поколение приобретает «клиповое сознание», вскормленное рекламой; музыкальными роликами и т.д. Последствия не утешительны: поспешность в выводах, языковой минимализм, отрыв от реальности (отсутствие личного опыта), бедность эмоций (ребенок в будущем становится больше техническим существом с определенным набором способностей, чем полноценной личностью), отсутствие способности сопереживать и ставить себя на место другого, снижение способности к запоминанию.
Плюс к этому, развитие ребёнка в дошкольных организациях многими родителями и некоторыми педагогами отождествляется с накоплением знаний, умений и навыков. Дошкольный период развития всё больше превращается в низшую ступень школьного обучения. Подготовка к школе становится главной целью подготовительных групп в детских садах. [55, с.23] Но, несмотря на это, современные дети в развитии мышления и умственных способностей не опережают свой возраст. Более того, все чаще у детей старшего дошкольного возраста отмечается задержка речевого и психического развития. [41, С.96]. И надо помнить, что информационная перегрузка дошкольников, высокая интенсивность занятий, недостаточная двигательная активность ведут к потере здоровья детей. [50, с. 98] Также отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности детей, дошкольники теряют способность и желание чем-то занять себя, не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. [50, с. 103]
В связи с вышеизложенным положением дел, встает вопрос о путях преодоления возникающих сложностей. И не последнюю роль в этом может играть система воспитания как в семье, так и в ДОО, в рамках которой возможно более гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка- дошкольника.
Известно, что воспитание напрямую влияет на психологические особенности (психологическое благополучие) детей. А. Адлер М.И., Лисина и В.Н. Дружинин,И.М. Никольская [40, с. 374] А.В. Семенович описывают влияние родительского воспитания. [2, с. 178] В трудах Г.М. Андреевой[4, с. 123], А.Д. Кошелевой, Л.А.Абрамян, Г. Г. Филипповой и др. [29, с. 91] подробно раскрываются стили педагогической деятельности и их воздействие на личностное развитие воспитанника. Работ же, показывающих влияние той или иной системы воспитания на психологическое благополучие не так уж и много: в исследованиях Е.О. Смирновой сравниваются особенности межличностных отношений в вальдорфской и традиционной педагогической системе [51]. А.А. Пинский и В.М. Загвоздкин рассматривают влияние вальдорфской педагогики на умение детей лучше справляться с негативными переживаниями, меньше выражать агрессивность, приобретать психологическую стабильность, уравновешивать основные чувства страха, радости, печали, гнева[44]. Л. Я. Дыкманв книге «Воспитание в гармонии» дополняет выше названых авторов[21]. А исследований психологических особенностей детей в традиционной и вальдорфской педагогике включая готовность к школе мы не встретили, а это важно потому, что показателем эффективности образования следует считать не «обученность» детей, не сумму усвоенных ими знаний, а гармоничное развитие их личности в целом.
Цель исследования: определение влияния педагогического подхода на психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние педагогического подхода на психологические особенности старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Выявить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать специфику и особенности традиционной и вальдорфской систем дошкольного образования и воспитания.
3. Провести теоретическое и эмпирическое исследование влияния педагогической системы на психологическое благополучие детей дошкольного возраста.
Гипотеза: особенности педагогического подхода влияют на
психологические особенности детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы;
- эмпирическое исследование;
- наблюдение;
- беседа;
- психологическое тестирование.
База исследования: МАДОУ №165 детский сад «Березка» Ново- Савиновского района города Казани, МАДОУ №51 «Аленький цветочек» Авиастроительного района города Казани.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования раскрывают особенности влияния воспитательного процесса вальдорфской системы на психологическое благополучие детей, углубляют знания принципов воспитания, открывая перспективы применения элементов вальдорфской педагогики в отечественной системе образования.
Структура работы: введение, 1 глава, вывод, 2 глава, вывод, заключение, приложение.
Методологической основой и теоретической базой явились работы К. Д. Ушинского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Н. И. Пирогова, Н. Х. Весселя и П. Д. Юркевича, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Л. И. Божович, Я. А. Коменского, которые изучали всестороннее развитие ребенка и факторы, влияющие на это развитие.[46]
1. Дети, посещающие группы ДОО с вальдорфским и традиционным педагогическими подходами имеют психологические отличия, а именно:
- дети в традиционной группе более демонстративны, импульсивны, тревожны и агрессивны.
- у детей вальдорфской группы выше показатели по фактору эгоцентризм.
2. По результатам наблюдения игра детей:
- в традиционной группе игры не продолжительны, требуют участия воспитателя, с простым сюжетом, дети играть одни не могут, включаться в игру группы не всегда получается, игра большей частью подвижная («Догонялки», «Заморозки» и т. д.).
- дети вальдорфской группы играют без вмешательства воспитателя, могут одни, могут включаться в игру группы, игра отличается развернутым сюжетом и продолжительностью.
3. Результаты диагностики готовности к школьному обучению, значимых различий не выявили:у детей традиционной группы несколько выше показатели зрительно-моторной координации, у детей вальдорфской группы чуть выше показатели логического мышления, концентрации внимания и произвольности. Наблюдение показало, что дети традиционной группы при выполнении заданий нацелены на оценку, а не на результат, дети же вальдорфской группы было важно задание, процесс на оценку они не ориентировались.
Результаты проведенного исследования раскрывают особенности влияния воспитательного процесса вальдорфской системы на психологическое благополучие детей, углубляют знания принципов воспитания, открывая перспективы применения элементов вальдорфской педагогики в отечественной системе образования.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, Гипотеза о влиянии педагогического подхода на особенности детей полностью подтверждена.
- дети в традиционной группе более демонстративны, импульсивны, тревожны и агрессивны.
- у детей вальдорфской группы выше показатели по фактору эгоцентризм.
2. По результатам наблюдения игра детей:
- в традиционной группе игры не продолжительны, требуют участия воспитателя, с простым сюжетом, дети играть одни не могут, включаться в игру группы не всегда получается, игра большей частью подвижная («Догонялки», «Заморозки» и т. д.).
- дети вальдорфской группы играют без вмешательства воспитателя, могут одни, могут включаться в игру группы, игра отличается развернутым сюжетом и продолжительностью.
3. Результаты диагностики готовности к школьному обучению, значимых различий не выявили:у детей традиционной группы несколько выше показатели зрительно-моторной координации, у детей вальдорфской группы чуть выше показатели логического мышления, концентрации внимания и произвольности. Наблюдение показало, что дети традиционной группы при выполнении заданий нацелены на оценку, а не на результат, дети же вальдорфской группы было важно задание, процесс на оценку они не ориентировались.
Результаты проведенного исследования раскрывают особенности влияния воспитательного процесса вальдорфской системы на психологическое благополучие детей, углубляют знания принципов воспитания, открывая перспективы применения элементов вальдорфской педагогики в отечественной системе образования.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, Гипотеза о влиянии педагогического подхода на особенности детей полностью подтверждена.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ВИРТУАЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ПРОЕКТА «ЖИВАЯ ПЛАНЕТА»
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - Условия математического развития детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТРОВАНИЕ ТРЕВОЖНЫХ
МЕТЕРЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ
К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ КОММУНИКАТИВНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К
НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ ПОСРЕДСТВОМ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023



