ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОГО ЛИЧНОСТНОГО КАЧЕСТВА ПОДРОСТКОВ 8
1.1. Понятие «толерантность» в научной литературе, структурные
компоненты 8
1.2. Педагогические условия формирования толерантности
подростков 16
Выводы по первой главе 26
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ 28
2.1. Выбор методик и организация исследования 28
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 33
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОГО ЛИЧНОСТНОГО КАЧЕСТВА ПОДРОСТКОВ 8
1.1. Понятие «толерантность» в научной литературе, структурные
компоненты 8
1.2. Педагогические условия формирования толерантности
подростков 16
Выводы по первой главе 26
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ 28
2.1. Выбор методик и организация исследования 28
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 33
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проблема толерантности - одна из наиболее актуальных и сложных в современной науке. Минувший XX век коренным образом изменил облик современного мира. Сегодня мы наблюдаем интеграцию национальных государств, экономик, культур. Возрастающая мобильность населения превращает многие страны в поликультурные сообщества, а движение за социальное равенство приводит к признанию прав все большего числа разнообразных социокультурных групп. Значительное увеличение количества исследований в данной области в конце XX - начале XXI века было связано с участившимися актами насилия, терроризма, обострившимися межрелигиозными и межнациональными конфликтами, проникновением проявлений нетерпимости в школу.
Внимание исследователей к проблематике толерантности также объясняется четко выраженной тенденцией к гуманизации науки, повышением интереса к проблемам личностного развития растущего человека, выделением важнейшей задачи воспитания, заключающейся в формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.
Система образования наряду с воспитанием в личности чувств национального достоинства, единства, патриотизма обязана предотвращать в человеке какие-либо националистические чувства, идеи превосходства своей нации, религии, личности над другими, которые ведут в конечном итоге к национальной, межрелигиозной, межличностной вражде и войнам.
Таким образом, одной из важнейших задач современной школы является воспитание у школьников толерантности как социально значимого качества личности. Именно в младшем школьном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для формирования социально-значимых качеств личности (Т.П. Гаврилова, С.И. Галяутдинов, В.Д. Ермоленко, Л.В. Занков), в том числе и толерантности.
Проблему терпимости, воспитания толерантности у детей в той или иной степени затрагивали в своих работах и научных публикациях многие отечественные и зарубежные философы: P.P. Валитова, В. Жанкелевич, В.М. Золотухин, Дж. Локк, А.П. Мчедлов, Н.К. Рерих, Ж.Ж. Руссо, В.А. Тишков, Л.Н. Толстой и др.; психологи: А.Г. Асмолов, В.Е. Кемеров, Е.Ю. Клепцова, И.В. Крутова, Ф.М. Малхозова, В.Г. Маралов, Г.У. Солдатова и др.
В процессе изучения проблемы воспитания толерантности у детей было выявлено противоречие. Оно заключается в том, что к настоящему времени известно достаточное количество сведений по решению проблемы формирования толерантности у детей, причем в основном подросткового и старшего школьного возраста, но не сформулирована концепция и не выделена технология воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста. Отсутствует научно обоснованная система педагогических средств воспитания толерантности у детей данной возрастной группы.
Такое положение можно объяснить рядом причин: в программах учебных предметов для начальной школы практически не ставится задача воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста; социальные педагоги не могут выделить систему педагогических средств воспитания у младших школьников толерантности.
Цель данного исследования - выявить и обосновать педагогические условия формирования толерантности в подростковом возрасте.
Объект исследования - процесс формирования толерантности у учащихся подросткового возраста.
Предмет исследования - педагогические условия формирования толерантности подростков.
Выдвинута гипотеза: Процесс формирования толерантности у подростков будет эффективен, если:
- учитывать их психолого-педагогические особенности;
- разработать и применить комплекс развивающих и просветительских занятий и соответствующие ему методы воспитания.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить и раскрыть содержание педагогических условий формирования толерантности.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию толерантности с учащимися подросткового возраста.
4. Проинтерпретировать результаты, сделать выводы по проведенному исследованию.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения современных гуманитарных наук:
- о целях, содержании, принципах и методах поликультурного образования (А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев, В.А. Ершов, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова);
- о возрастных особенностях подростков (Л.С. Выготский, А.В. Мудрик, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон);
- о ситуациях повышенного физического, нравственного, эмоционального напряжения как факторе актуализации сущностных духовных качеств человека (К. Ясперс, А. Камю, В. Тернер, В.А. Петровский, М.М. Ященко);
- о процессах проблематизации, коммуникации, рефлексии как важнейших организационных условиях активизации процесса самоопределения личности (Н.Г. Алексеев, В.К. Зарецкий, Р.Г. Каменский, С.И. Краснов);
- о естественных установках сознания человека повседневности, процессе конституирования и механизмах понимания им другой субъектности (М. Бахтин, П. Бергер, Т. Лукман, Н.М. Смирнова);
- о воспитании как управлении процессом формирования и развития личности через создание благоприятных для этого условий (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова);
- о методологических принципах педагогического исследования (В.В. Краевский, В.М. Полонский).
Методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- проведение эксперимента, с помощью экспресс-опросника «Индекс толерантности;
- количественный и качественный анализ результатов проведенной экспериментальной работы.
Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №114» Приволжского района г. Казани. В выборочную совокупность вошли 60 учеников подросткового возраста от 13 до 15 лет.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что сделанные в данной работе выводы об условиях формирования толерантности у школьников-подростков вносят вклад в активно развивающуюся сегодня теорию поликультурного образования. Исследование расширяет научнопедагогические представления о специфике организации воспитательного процесса в контексте возрастных особенностей подростков.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем предлагаются способы воспитания толерантности у школьников, которые могут быть использованы широким кругом педагогов: классными
руководителями, преподавателями предметов гуманитарного цикла,
педагогами дополнительного образования. Результаты исследования могут быть востребованы при разработке практикоориентированных программ по поликультурному образованию школьников, а также для подготовки студентов педвузов и педагогов к их профессиональной деятельности в современном многокультурном обществе.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе анализируется имеющаяся информация по проблеме исследования, раскрывается понятие толерантности, описание процесса формирования толерантности. Во второй главе описывается проведенное исследование, анализируются и интерпретируются полученные результаты, делаются выводы.
Внимание исследователей к проблематике толерантности также объясняется четко выраженной тенденцией к гуманизации науки, повышением интереса к проблемам личностного развития растущего человека, выделением важнейшей задачи воспитания, заключающейся в формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.
Система образования наряду с воспитанием в личности чувств национального достоинства, единства, патриотизма обязана предотвращать в человеке какие-либо националистические чувства, идеи превосходства своей нации, религии, личности над другими, которые ведут в конечном итоге к национальной, межрелигиозной, межличностной вражде и войнам.
Таким образом, одной из важнейших задач современной школы является воспитание у школьников толерантности как социально значимого качества личности. Именно в младшем школьном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для формирования социально-значимых качеств личности (Т.П. Гаврилова, С.И. Галяутдинов, В.Д. Ермоленко, Л.В. Занков), в том числе и толерантности.
Проблему терпимости, воспитания толерантности у детей в той или иной степени затрагивали в своих работах и научных публикациях многие отечественные и зарубежные философы: P.P. Валитова, В. Жанкелевич, В.М. Золотухин, Дж. Локк, А.П. Мчедлов, Н.К. Рерих, Ж.Ж. Руссо, В.А. Тишков, Л.Н. Толстой и др.; психологи: А.Г. Асмолов, В.Е. Кемеров, Е.Ю. Клепцова, И.В. Крутова, Ф.М. Малхозова, В.Г. Маралов, Г.У. Солдатова и др.
В процессе изучения проблемы воспитания толерантности у детей было выявлено противоречие. Оно заключается в том, что к настоящему времени известно достаточное количество сведений по решению проблемы формирования толерантности у детей, причем в основном подросткового и старшего школьного возраста, но не сформулирована концепция и не выделена технология воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста. Отсутствует научно обоснованная система педагогических средств воспитания толерантности у детей данной возрастной группы.
Такое положение можно объяснить рядом причин: в программах учебных предметов для начальной школы практически не ставится задача воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста; социальные педагоги не могут выделить систему педагогических средств воспитания у младших школьников толерантности.
Цель данного исследования - выявить и обосновать педагогические условия формирования толерантности в подростковом возрасте.
Объект исследования - процесс формирования толерантности у учащихся подросткового возраста.
Предмет исследования - педагогические условия формирования толерантности подростков.
Выдвинута гипотеза: Процесс формирования толерантности у подростков будет эффективен, если:
- учитывать их психолого-педагогические особенности;
- разработать и применить комплекс развивающих и просветительских занятий и соответствующие ему методы воспитания.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить и раскрыть содержание педагогических условий формирования толерантности.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию толерантности с учащимися подросткового возраста.
4. Проинтерпретировать результаты, сделать выводы по проведенному исследованию.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения современных гуманитарных наук:
- о целях, содержании, принципах и методах поликультурного образования (А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев, В.А. Ершов, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова);
- о возрастных особенностях подростков (Л.С. Выготский, А.В. Мудрик, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон);
- о ситуациях повышенного физического, нравственного, эмоционального напряжения как факторе актуализации сущностных духовных качеств человека (К. Ясперс, А. Камю, В. Тернер, В.А. Петровский, М.М. Ященко);
- о процессах проблематизации, коммуникации, рефлексии как важнейших организационных условиях активизации процесса самоопределения личности (Н.Г. Алексеев, В.К. Зарецкий, Р.Г. Каменский, С.И. Краснов);
- о естественных установках сознания человека повседневности, процессе конституирования и механизмах понимания им другой субъектности (М. Бахтин, П. Бергер, Т. Лукман, Н.М. Смирнова);
- о воспитании как управлении процессом формирования и развития личности через создание благоприятных для этого условий (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова);
- о методологических принципах педагогического исследования (В.В. Краевский, В.М. Полонский).
Методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- проведение эксперимента, с помощью экспресс-опросника «Индекс толерантности;
- количественный и качественный анализ результатов проведенной экспериментальной работы.
Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №114» Приволжского района г. Казани. В выборочную совокупность вошли 60 учеников подросткового возраста от 13 до 15 лет.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что сделанные в данной работе выводы об условиях формирования толерантности у школьников-подростков вносят вклад в активно развивающуюся сегодня теорию поликультурного образования. Исследование расширяет научнопедагогические представления о специфике организации воспитательного процесса в контексте возрастных особенностей подростков.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем предлагаются способы воспитания толерантности у школьников, которые могут быть использованы широким кругом педагогов: классными
руководителями, преподавателями предметов гуманитарного цикла,
педагогами дополнительного образования. Результаты исследования могут быть востребованы при разработке практикоориентированных программ по поликультурному образованию школьников, а также для подготовки студентов педвузов и педагогов к их профессиональной деятельности в современном многокультурном обществе.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе анализируется имеющаяся информация по проблеме исследования, раскрывается понятие толерантности, описание процесса формирования толерантности. Во второй главе описывается проведенное исследование, анализируются и интерпретируются полученные результаты, делаются выводы.
Толерантность, т.е. уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности, как одна из характеристик, в значительной мере влияющих не только на развитие социального климата, межличностные отношения, политику, представляется наиболее актуальной задачей для развития современного человека и его воспитания.
Трудности взаимопонимания, которые закономерно возникают у людей вследствие расовых, национальных, возрастных, половых и других различий в ситуации их постоянного интенсивного взаимодействия, ведут к росту психологической напряженности, культурной нетерпимости, межэтнической агрессии, религиозного экстремизма, которые невозможно преодолеть без решающего вклада со стороны психологической науки. Необходимо воспитывать толерантность у детей с малых лет.
Воспитание как процесс взаимодействия, а не воздействия сопряжен с толерантностью - с терпением и терпимостью, но не всего, что угодно, а лишь того, что дает пищу для размышления и развития. Это обучение таким способам поведения и реагирования, которые не наносят вреда другому, которые учитывают этого другого.
Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задача школы в том, чтобы из ее стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой своей жизненной позиции.
В ходе педагогического исследования, проведенного на базе МБОУ «СОШ №114» среди учащихся 13-15 лет, были получены результаты, позволяющие говорить о подтверждении поставленной гипотезы. Количество испытуемых в экспериментальной группе с низким уровнем толерантности уменьшилось с 40% до 26%, а количество со средним и высоким уровнем - возросло на 13,2%. В контрольной группе количество испытуемых с низким уровнем уменьшилось на 3,3%, а количество со средним уровнем возросло с 50% до 53,3%.
Согласовываясь с этими результатами, педагогам и психологу средних образовательных учреждений необходимо помнить о важности процесса воспитания, в частности формирования толерантности личности. В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы. Каждая педагогическая ситуация рождает новые приемы, а каждый учитель использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю.
Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. Ведь одна из основных целей педагогов - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Трудности взаимопонимания, которые закономерно возникают у людей вследствие расовых, национальных, возрастных, половых и других различий в ситуации их постоянного интенсивного взаимодействия, ведут к росту психологической напряженности, культурной нетерпимости, межэтнической агрессии, религиозного экстремизма, которые невозможно преодолеть без решающего вклада со стороны психологической науки. Необходимо воспитывать толерантность у детей с малых лет.
Воспитание как процесс взаимодействия, а не воздействия сопряжен с толерантностью - с терпением и терпимостью, но не всего, что угодно, а лишь того, что дает пищу для размышления и развития. Это обучение таким способам поведения и реагирования, которые не наносят вреда другому, которые учитывают этого другого.
Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задача школы в том, чтобы из ее стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой своей жизненной позиции.
В ходе педагогического исследования, проведенного на базе МБОУ «СОШ №114» среди учащихся 13-15 лет, были получены результаты, позволяющие говорить о подтверждении поставленной гипотезы. Количество испытуемых в экспериментальной группе с низким уровнем толерантности уменьшилось с 40% до 26%, а количество со средним и высоким уровнем - возросло на 13,2%. В контрольной группе количество испытуемых с низким уровнем уменьшилось на 3,3%, а количество со средним уровнем возросло с 50% до 53,3%.
Согласовываясь с этими результатами, педагогам и психологу средних образовательных учреждений необходимо помнить о важности процесса воспитания, в частности формирования толерантности личности. В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы. Каждая педагогическая ситуация рождает новые приемы, а каждый учитель использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю.
Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. Ведь одна из основных целей педагогов - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - Формирование толерантности у учащихся седьмых классов средствами физической культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021 - Организационно-педагогические условия формирования толерантности у
учащихся шестых классов средствами физической культуры
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Формирование инклюзивной культуры подростков
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Изучение процесса распространения православия в Горном Алтае в рамках внеурочной деятельности как* способ формирования толерантных качеств подростков сельской школы
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Проблема воспитания межкультурной толерантности и много религиозной среде современного Татарстана
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование толерантности подростков в учебно-воспитательном
процессе современной школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2016



