ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОГО ЛИЧНОСТНОГО КАЧЕСТВА ПОДРОСТКОВ 8
1.1. Понятие «толерантность» в научной литературе, структурные
компоненты 8
1.2. Педагогические условия формирования толерантности
подростков 16
Выводы по первой главе 26
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ 28
2.1. Выбор методик и организация исследования 28
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов 33
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ
Проблема толерантности - одна из наиболее актуальных и сложных в современной науке. Минувший XX век коренным образом изменил облик современного мира. Сегодня мы наблюдаем интеграцию национальных государств, экономик, культур. Возрастающая мобильность населения превращает многие страны в поликультурные сообщества, а движение за социальное равенство приводит к признанию прав все большего числа разнообразных социокультурных групп. Значительное увеличение количества исследований в данной области в конце XX - начале XXI века было связано с участившимися актами насилия, терроризма, обострившимися межрелигиозными и межнациональными конфликтами, проникновением проявлений нетерпимости в школу.
Внимание исследователей к проблематике толерантности также объясняется четко выраженной тенденцией к гуманизации науки, повышением интереса к проблемам личностного развития растущего человека, выделением важнейшей задачи воспитания, заключающейся в формировании у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.
Система образования наряду с воспитанием в личности чувств национального достоинства, единства, патриотизма обязана предотвращать в человеке какие-либо националистические чувства, идеи превосходства своей нации, религии, личности над другими, которые ведут в конечном итоге к национальной, межрелигиозной, межличностной вражде и войнам.
Таким образом, одной из важнейших задач современной школы является воспитание у школьников толерантности как социально значимого качества личности. Именно в младшем школьном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для формирования социально-значимых качеств личности (Т.П. Гаврилова, С.И. Галяутдинов, В.Д. Ермоленко, Л.В. Занков), в том числе и толерантности.
Проблему терпимости, воспитания толерантности у детей в той или иной степени затрагивали в своих работах и научных публикациях многие отечественные и зарубежные философы: P.P. Валитова, В. Жанкелевич, В.М. Золотухин, Дж. Локк, А.П. Мчедлов, Н.К. Рерих, Ж.Ж. Руссо, В.А. Тишков, Л.Н. Толстой и др.; психологи: А.Г. Асмолов, В.Е. Кемеров, Е.Ю. Клепцова, И.В. Крутова, Ф.М. Малхозова, В.Г. Маралов, Г.У. Солдатова и др.
В процессе изучения проблемы воспитания толерантности у детей было выявлено противоречие. Оно заключается в том, что к настоящему времени известно достаточное количество сведений по решению проблемы формирования толерантности у детей, причем в основном подросткового и старшего школьного возраста, но не сформулирована концепция и не выделена технология воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста. Отсутствует научно обоснованная система педагогических средств воспитания толерантности у детей данной возрастной группы.
Такое положение можно объяснить рядом причин: в программах учебных предметов для начальной школы практически не ставится задача воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста; социальные педагоги не могут выделить систему педагогических средств воспитания у младших школьников толерантности.
Цель данного исследования - выявить и обосновать педагогические условия формирования толерантности в подростковом возрасте.
Объект исследования - процесс формирования толерантности у учащихся подросткового возраста.
Предмет исследования - педагогические условия формирования толерантности подростков.
Выдвинута гипотеза: Процесс формирования толерантности у подростков будет эффективен, если:
- учитывать их психолого-педагогические особенности;
- разработать и применить комплекс развивающих и просветительских занятий и соответствующие ему методы воспитания.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить и раскрыть содержание педагогических условий формирования толерантности.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию толерантности с учащимися подросткового возраста.
4. Проинтерпретировать результаты, сделать выводы по проведенному исследованию.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения современных гуманитарных наук:
- о целях, содержании, принципах и методах поликультурного образования (А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев, В.А. Ершов, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова);
- о возрастных особенностях подростков (Л.С. Выготский, А.В. Мудрик, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон);
- о ситуациях повышенного физического, нравственного, эмоционального напряжения как факторе актуализации сущностных духовных качеств человека (К. Ясперс, А. Камю, В. Тернер, В.А. Петровский, М.М. Ященко);
- о процессах проблематизации, коммуникации, рефлексии как важнейших организационных условиях активизации процесса самоопределения личности (Н.Г. Алексеев, В.К. Зарецкий, Р.Г. Каменский, С.И. Краснов);
- о естественных установках сознания человека повседневности, процессе конституирования и механизмах понимания им другой субъектности (М. Бахтин, П. Бергер, Т. Лукман, Н.М. Смирнова);
- о воспитании как управлении процессом формирования и развития личности через создание благоприятных для этого условий (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова);
- о методологических принципах педагогического исследования (В.В. Краевский, В.М. Полонский).
Методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- проведение эксперимента, с помощью экспресс-опросника «Индекс толерантности;
- количественный и качественный анализ результатов проведенной экспериментальной работы.
Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №114» Приволжского района г. Казани. В выборочную совокупность вошли 60 учеников подросткового возраста от 13 до 15 лет.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что сделанные в данной работе выводы об условиях формирования толерантности у школьников-подростков вносят вклад в активно развивающуюся сегодня теорию поликультурного образования. Исследование расширяет научнопедагогические представления о специфике организации воспитательного процесса в контексте возрастных особенностей подростков.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем предлагаются способы воспитания толерантности у школьников, которые могут быть использованы широким кругом педагогов: классными
руководителями, преподавателями предметов гуманитарного цикла,
педагогами дополнительного образования. Результаты исследования могут быть востребованы при разработке практикоориентированных программ по поликультурному образованию школьников, а также для подготовки студентов педвузов и педагогов к их профессиональной деятельности в современном многокультурном обществе.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе анализируется имеющаяся информация по проблеме исследования, раскрывается понятие толерантности, описание процесса формирования толерантности. Во второй главе описывается проведенное исследование, анализируются и интерпретируются полученные результаты, делаются выводы.
Толерантность, т.е. уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности, как одна из характеристик, в значительной мере влияющих не только на развитие социального климата, межличностные отношения, политику, представляется наиболее актуальной задачей для развития современного человека и его воспитания.
Трудности взаимопонимания, которые закономерно возникают у людей вследствие расовых, национальных, возрастных, половых и других различий в ситуации их постоянного интенсивного взаимодействия, ведут к росту психологической напряженности, культурной нетерпимости, межэтнической агрессии, религиозного экстремизма, которые невозможно преодолеть без решающего вклада со стороны психологической науки. Необходимо воспитывать толерантность у детей с малых лет.
Воспитание как процесс взаимодействия, а не воздействия сопряжен с толерантностью - с терпением и терпимостью, но не всего, что угодно, а лишь того, что дает пищу для размышления и развития. Это обучение таким способам поведения и реагирования, которые не наносят вреда другому, которые учитывают этого другого.
Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задача школы в том, чтобы из ее стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой своей жизненной позиции.
В ходе педагогического исследования, проведенного на базе МБОУ «СОШ №114» среди учащихся 13-15 лет, были получены результаты, позволяющие говорить о подтверждении поставленной гипотезы. Количество испытуемых в экспериментальной группе с низким уровнем толерантности уменьшилось с 40% до 26%, а количество со средним и высоким уровнем - возросло на 13,2%. В контрольной группе количество испытуемых с низким уровнем уменьшилось на 3,3%, а количество со средним уровнем возросло с 50% до 53,3%.
Согласовываясь с этими результатами, педагогам и психологу средних образовательных учреждений необходимо помнить о важности процесса воспитания, в частности формирования толерантности личности. В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы. Каждая педагогическая ситуация рождает новые приемы, а каждый учитель использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю.
Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка. Ведь одна из основных целей педагогов - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
1. Аверзаев И.И. О формировании толерантности у учащейся молодежи // Воспитание школьников. - М.: Школьная пресса, 2010. - № 7. - С. 64- 66.
2. Акавова С.С. Преодоление конфликтных ситуаций как одна из форм проявления толерантности в учебно-образовательном процессе // Стандарты и мониторинг в образовании. - М.: ИНФРА М, 2007. - №3. - С. 50-53.
3. Аракелян О.В. Поликультурная школа - новая модель в
системе образования // Воспитание школьников. - М.: Школьная пресса, 2010. - №3. - С. 11-17.
4. Асмолов А. Историческая культура и педагогика
толерантности // Мемориал. - М.: РОССПЭН, 2001. - №24. - С. 61-63.
5. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию // На пути к толерантному сознанию отв. ред. А.Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2000. - С. 4
7.
6. Бадмаева С.В. Формирование толерантной личности в
поликультурном образовательном пространстве // Начальная школа. - М.: Первое сентября, 2006 . - №6. - С. 109-110.
7. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. - Воронеж: Международная пед. академия, 2008. - 264с.
8. Братченко С.Л. Гуманистическая психология как одно из направлений движения за ненасилие. - СПб.: Издательство общества Я.Корчака, 1999. - 51с.
9. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике:
материалы отечественного образования. - изд. 2-е. - М.: издательство ГФ
«Полиграфресурсы», 1998. - 80с.
10. Викулина М.А. Образование как фактор формирования толерантности студентов // Педагогическое обозрение. - Чита: ЗабКИПКРО, 2007. - №3. - С. 81-86.
11. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности, сущность и средства // Внешкольник. - М.: МГУ, 2002. - № 6. - С. 12-16.
12. Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания. // Педагогика. - М.: Прогресс, 1992. - № 5/6. - С. 45-49.
13. Гаврилова Е. Проблемы толерантности и пути их решения в школьном пространстве. - Социальная педагогика. - М.: Народное образование, 2010. - № 1 - С. 45- 49.
14. Галагузова М.А., Беляева М.А., Галагузова Ю.Н., Дорохова Т.С., Ларионова И.А., Молчанова Н.В. Социальная педагогика. - 2-е изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 320 с.
15. Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности; Учебно-методическое пособие. - М.: Академический Проект, 2004. - 240с.
16. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практикам - М.: Флинта, 2003. - 768 с.
17. Громова Е. Развитие этнической толерантности в школе // Воспитание школьников. - М.: Школьная пресса, 2006. - № 1. - С. 13 - 17.
18. Гурьянов А. Воспитание толерантной личности // Воспитание школьников. - М.: Школьная пресса, 2008. - № 2. - С. 25 - 28.
19. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Воспитание и социализация младших школьников. // Педагогика. - М.: Прогресс, 2009. - №5. - С.7-27.
20. Декларация принципов толерантности - Ижевск.: Центр социальных и образовательных инициатив, 2002. - 13 с.
21. Дмитриева О.Д. Толерантность и связанные с ней социальнопсихологические проблемы // Современная социальная психология:
теоретические подходы и прикладные исследования. - М.: МГУ, 2010. - №1. - С. 23-38.
22. Дроздецкая И.А. Исследование толерантности в подростковой среде как ориентир для моделирования внеурочной деятельности школы // Вестник Томского государственного педагогического университета. - Томск: ТГПУ,2012. - № 11. - С. 203-205.
23. Дружинина А.Е. Формирование толерантных отношений в образовательном пространстве // Воспитание школьников. - М.: Школьная пресса, 2011. - № 6. - С. 15-19.
24. Егорова И. Школа толерантности, школа дружбы // Воспитание школьников. - М.: Школьная пресса, 2008. - № 9. - С. 3-9.
25. Загладина Х.Т. Изучение семейных ценностных ориентаций у учащихся среднего школьного возраста // Воспитание школьников. - М.: Школьная пресса, 2012. - № 6. - С. 61-68.
26. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности:
Учебное пособие для слушателей системы дополнительного
профессионального педагогического образования. - М.: Академический Проект, 2004. - 176с.
27. Краткий психологический словарь / под общей ред. А.В. Петровского и М.Г.Ярошевского /ред.-составитель Л.А.Карпенко. - 2-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д: ФЕНИКС, 1998. - 494с.
28. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Практическое пособие. - Воронеж: Учитель, 2001. - 272с.
29. Луковицкая Е.Г. Неопределенность и толерантность к неопределенности - психологическое определение. - Новгород: КВАРЦ, 1996. - 16с.
30. Любезнова Л. Дети разных народов в современной школе // Социальная педагогика. - М.: Народное образование, 2010. - №1. - С. 38
44.
31. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1994. - 288 с.
32. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия // Семья и школа. - М.: Педагогика, 2001. - №11, №12. - С. 36-40.
33. Смолянская Л. Проективные техники и повышение этнической толерантности подростков в политэтнической среде школы // Социальная педагогика. - М.: Народное образование, 2009. - №2. - С. 89-92.
34. Степанов В. Воспитание в духе толерантности // Классный руководитель. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. -№2. - С. 18-20.
35. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. - М.: МГУ, 2001. - № 9. - С. 23-24.
36. Токарева Ю. А. Формирование гуманных чувств и отношений у воспитанников детских домов и интернатов // Высшее образование сегодня. - М.: Логос, 2012. - № 8. - С. 66-69.
37. Тремаскина Т.И. Толерантность сегодня - мир навсегда: метод. разраб. мероприятия, посвященного воспитанию в школьниках альтруизма, открытости и уважения к другим людям // Воспитание школьников. - М.: Школьная пресса, 2011. - № 9. - С. 73-80
38. Трубина Л. Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия // Воспитание школьников. - М.: Школьная пресса,2003. - №3. - С. 33-35.
39. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. - СПб.: Питер, 2001. - 629с.
40. Цветкова И.В. Идея толерантности и русская культура // Философия культуры - 97 // тез. докл. на Российской научной
конференции «Человек в культуре и культура в человеке». - Самара: Самарский ун-т, 1997. - 250с.
41. Чебыкина О.А. Беседы с родителями о проблемах
формирования толерантной личности // Воспитание школьников. - М.: Школьная пресса, 2012. - № 1. - С. 44-49.
42. Чебыкина О.А. Воспитание толерантности: занятия с
подростками // Воспитание школьников. - М.: Школьная пресса, 2013. - №
1. - С. 57-65.
43. Юсупова Х.И. Развитие у учащихся качеств толерантности и гуманизма - важное условие их подготовки к межнациональному общению // Актуальные проблемы современной науки. - М.: «Спутник +», 2012. - №
2. - С. 90-92.
44. Бабинов Ю.А. Толерантность в ценностной системе современного общества // Вестник СевГТУ. Вып. 69: Сб. научных трудов.
- Севастополь: Изд-во Сев НТУ, 2005. - С. 27-36. [Электронный ресурс].
URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=514496 (дата обращения
19.11.2015) .
45. Белорыбкина Е.А., Исаева С.А. Программа воспитания и социализации школы в условиях ФГОС: теория, методика, практика: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. Е.А. Белорыбкина, С.А. Исаева.
- Киров: Старая Вятка, 2015. - 151 с. [Электронный ресурс]. URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=526628 (дата обращения
16.01.2016) .
46. Буравлева Н.А. Развитие толерантности у подростков в
условиях объединения дополнительного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - № 6
[Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://vestnik.tspu.ru/files/PDF/articles/buravleva n. a. 214 219 6 121 2012. pdf (дата обращения 29.10.2015).
47. Винокурова Н.С кем дружить и кого бояться?: этническая
толерантность подростков // Классное руководство и воспитание школьников. - 2009. - №18 [Электронный ресурс]. URL:
http://ruk,1 september.ru/view article.php?ID=200901811 (дата обращения
10.12.2015) .
48. Девина И. Мы с тобой одной крови: игры на развитие толерантности // Школьный психолог. - 2009. - №20 [Электронный ресурс]. URL: http://www.psy.1september.ru/view article.php?id=200902011 (дата обращения 15.11.2015).
49. Иванов, А.В. Социальная педагогика: учебное пособие / А.В.
Иванов и др. ; под общ. ред. проф. А.В. Иванова. - М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 424 с. [Электронный ресурс]. URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=414795 (дата обращения
01.12.2015) .
50. Методы формирования толерантного сознания и профилактики
экстремизма в подростковой среде / Н.А. Ореховская - М.: НИЦ ИНФРА- М, 2015. - 192 с. [Электронный ресурс]. URL:
http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=507278 (дата обращения
04.11.2015) .
51. Панченко С. «Я + Он + Они = Мы»: занятия из программы
формирования толерант. установок у подростков // Школьный психолог. -
2006. - №18 [Электронный ресурс]. URL:
http://www.psy.1september.ru/article.php?ID=200601806 (дата обращения
20.01.2016) .
52. Федулин, А.А. Россия и ее народы: Учебное пособие / А.А.
Федулин, Д. А. Аманжолова. - М.: ФГБОУ ВПО «РГУТиС», 2012. - 184 с. [Электронный ресурс]. URL:
http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=452447 (дата обращения
19.12.2015) .