Введение 3
1 Сущность обучающего консультирования 4
2 Анализ особенностей практической организации обучающего консультирования на предприятиях малого и среднего бизнеса 10
Заключение 13
Список использованных источников и литературы 14
Обучающее консультирование необходимо для повышения квалификации персонала предприятия до требуемого уровня, что объясняет актуальность выбранной темы исследования. Иными словами, в данном подходе консультант не устраняет имеющиеся проблемы предприятия собственными силами, а обучает соответствующий персонал тому, как это делать в регулярной трудовой деятельности.
Если в других видах консультирования (юридическое, финансовое, маркетинговое и т.д.) консультант может дать подсказку руководителю или соответствующему должностному лицу, при реализации которой проблема может быть устранена (экспертное консультирование), то в обучающем консультировании необходимо научить человека самостоятельно порождать необходимые решения («самоподсказки»), причем неслучайным образом. Из сказанного видно, что обучающее консультирование занимает особое место среди других видов консультирования, а его суть можно сформулировать в виде принципа «не подсказать, а научить!».
Цель работы заключается в анализе понятия «обучающее консультирование».
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие обучающего консультирования;
проанализировать практическое применение обучающего консультирования.
Объектом исследования является обучающее консультирование.
Предмет исследования – стандарты проведения обучающего консультирования.
Теоретическую базу исследования составляют работы таких авторов, как В.И. Алешникова, П. Блок, М. Кубр, А.П. Посадский и С.В. Хайниш и др.
В работе использовались следующие методы исследования: описание, сравнение, анализ и синтез.
Обучающее консультирование (обучающий консалтинг) представляет собой деятельность, осуществляемую профессиональными консультантами и направленную на обслуживание потребностей организаций и физических лиц в консультациях, обучении, исследовательских работах по проблемам их функционирования и развития.
Накопленный опыт обучающего консультирования предлагает обширный инструментарий решения организационных проблем. Основными этапами обучающего консалтинга являются выбор оптимальной формы обучения, формирование учебной группы, подготовка группы к взаимодействию, обучение группы, организация обратной связи. Продуктом обучающего консультирования является серия обучающих семинаров, тренингов, деловых игр, проводимых консультантами с сотрудниками организации, а также методические разработки, лежащие в основе обучения.
Вместе с тем, управленческое консультирование субъектов малого бизнеса по ряду объективных причин не получило достаточного развития в отечественной и зарубежной теории и практике.
Деятельность субъектов малого бизнеса характеризуется финансовыми ограничениями и дефицитом человеческих ресурсов. Наличие указанных проблем субъектов малого бизнеса ограничивает их возможно по привлечению профессиональных консультантов как носителей передового опыта и знаний в различных сферах функционирования организации. Поэтому консультационные услуги для субъектов малого бизнеса должны обладать следующими характеристиками: быть доступными для понимания и освоения; содержать инструменты оптимизации ключевых бизнес-процессов; быть легкореализуемыми, не вызывать сопротивления со стороны персонала; обеспечивать простоту контроля за процессом изменений; иметь относительно низкую цену.
1. Алешникова В.И. Использование услуг профессиональных консультантов: 17-модульная программа для менеджеров. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 240 с.
2. Алешникова, В.И. Организация внутреннего консультирования в России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: экономика и управление. – 2013. – №1. – С.115-119.
3. Арджирис, К. Организационное обучение / К. Арджирис. – М.: Инфра-М, 2004. – 563 с.
4. Блинов, А.О. Управленческое консультирование / А.О. Блинов, В.А. Дресвянников. – М.: Дашков и К, 2013. – 212 с.
5. Блок, П. Безупречный консалтинг. Пер. с англ. / П. Блок. - СПб.: Питер, 2007. – 170 с.
6. Васьков, М.А. Управленческие стратегии органов государственной власти в отношении гражданского общества в российских социально-политических условиях / М.А. Васьков, В.А. Кирик // Научные труды SWorld. – 2014. – Т. 17. – № 1. – С. 10.
7. Горькова, И.А. Обучение персонала – ключ к успеху фирмы / И.А. Горькова, Т.А. Алябьева, Е.С. Горшкова и др. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 1. – С. 126-127.
8. Жилкин, А.А. Эволюция подходов к управлению человеческими ресурсами в ХХ в. / А.А. Жилкин, О.К. Минева // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2013. – №1 (26). – С. 95-100.
9. Кириллов, А.В. Системы интенсивного обучения персонала / А.В. Кириллов // Управленческие науки. – 2014. – № 2 (11). – С. 70-77.
10. Кубр, М. Управленческое консультирование. Введение в профессию / Пер. с англ. под ред. Гладышева А.А. – М.: Планум, 2014. – 976 с.
11. Маринко Г.И. Управленческий консалтинг: учебное пособие / Г.И. Маринко. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 381 с.
12. Олейникова, И.Н. Профессионально ориентированное образование как фактор развития человеческого капитала в организациях / И.Н. Олейникова // Вестник таганрогского института управления и экономики. –2014. – №1 (19). – С. 104-108.
13. Петряков, П.А. Корпоративное обучение персонала как стратегия развития организации / П.А. Петряков, М.Н. Певзнер // Человек и образование. – 2013. – №4. – С. 16-20.
14. Слободской, А.Л. Обучение персонала организаций: учебное пособие / А.Л. Слободской. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. – 124 с.
15. Посадский, А.П. Консультационные услуги в России / А.П. Посадский, С.В. Хайниш. – М.: Финстатинформ, 2005. – 171 с.