Введение 3
1 Сущность обучающего консультирования 4
2 Анализ особенностей практической организации обучающего консультирования на предприятиях малого и среднего бизнеса 10
Заключение 13
Список использованных источников и литературы 14
Обучающее консультирование необходимо для повышения квалификации персонала предприятия до требуемого уровня, что объясняет актуальность выбранной темы исследования. Иными словами, в данном подходе консультант не устраняет имеющиеся проблемы предприятия собственными силами, а обучает соответствующий персонал тому, как это делать в регулярной трудовой деятельности.
Если в других видах консультирования (юридическое, финансовое, маркетинговое и т.д.) консультант может дать подсказку руководителю или соответствующему должностному лицу, при реализации которой проблема может быть устранена (экспертное консультирование), то в обучающем консультировании необходимо научить человека самостоятельно порождать необходимые решения («самоподсказки»), причем неслучайным образом. Из сказанного видно, что обучающее консультирование занимает особое место среди других видов консультирования, а его суть можно сформулировать в виде принципа «не подсказать, а научить!».
Цель работы заключается в анализе понятия «обучающее консультирование».
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие обучающего консультирования;
проанализировать практическое применение обучающего консультирования.
Объектом исследования является обучающее консультирование.
Предмет исследования – стандарты проведения обучающего консультирования.
Теоретическую базу исследования составляют работы таких авторов, как В.И. Алешникова, П. Блок, М. Кубр, А.П. Посадский и С.В. Хайниш и др.
В работе использовались следующие методы исследования: описание, сравнение, анализ и синтез.
Обучающее консультирование (обучающий консалтинг) представляет собой деятельность, осуществляемую профессиональными консультантами и направленную на обслуживание потребностей организаций и физических лиц в консультациях, обучении, исследовательских работах по проблемам их функционирования и развития.
Накопленный опыт обучающего консультирования предлагает обширный инструментарий решения организационных проблем. Основными этапами обучающего консалтинга являются выбор оптимальной формы обучения, формирование учебной группы, подготовка группы к взаимодействию, обучение группы, организация обратной связи. Продуктом обучающего консультирования является серия обучающих семинаров, тренингов, деловых игр, проводимых консультантами с сотрудниками организации, а также методические разработки, лежащие в основе обучения.
Вместе с тем, управленческое консультирование субъектов малого бизнеса по ряду объективных причин не получило достаточного развития в отечественной и зарубежной теории и практике.
Деятельность субъектов малого бизнеса характеризуется финансовыми ограничениями и дефицитом человеческих ресурсов. Наличие указанных проблем субъектов малого бизнеса ограничивает их возможно по привлечению профессиональных консультантов как носителей передового опыта и знаний в различных сферах функционирования организации. Поэтому консультационные услуги для субъектов малого бизнеса должны обладать следующими характеристиками: быть доступными для понимания и освоения; содержать инструменты оптимизации ключевых бизнес-процессов; быть легкореализуемыми, не вызывать сопротивления со стороны персонала; обеспечивать простоту контроля за процессом изменений; иметь относительно низкую цену.