Введение 4
1 Теоретические подходы к развитию способов ориентации в пространстве как основа решения проблемы дислексии у детей с особенностями в младшем школьном возрасте 9
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по подходам к проблеме дислексии и ее решению в младшем школьном возрасте 9
1.2Организационно-педагогические условия комплексного подхода ккоррекции дислексии у детей в младшем школьном возрасте 19
Выводы по первой главе 23
2 Опытно-экспериментальная работа по разработке и апробации методики коррекции дислексии у детей в младшем школьном возрасте 25
2.1 Методика проведения диагностики по оценке способности восприятия и определению симптомов дислексии 25
2.2 Методическая разработка организационно-педагогических условий решения проблемы дислексии у детей во втором классе 34
2.3 Анализ результатов проведенного исследования и их интерпретация, статистическая обработка результатов 56
Заключение 60
Список использованных источников 62
Приложение А Анкета для родителей и педагога 67
Приложение Б Методика диагностики зрительных восприятий А. Р. Лурия 70
Приложение ВРезультаты первичной диагностики – Марк, 2 «Б» 71
Приложение Г Результаты первичной диагностики – Диана, 2 «Б» 73
Приложение Д Артикуляционная гимнастика 74
Первые сведения о дислексии появились в конце XIX века, но как самостоятельное нарушение оно было выделено только в 70-х годах прошлого столетия [35]. Всемирная Неврологическая Федерация предложила называть дислексией «расстройство речи и чтения или специфическую неспособность к обучению, проявляющееся при наличии сохранного интеллекта» [32]. И данная тема очень актуальна и рассматривалась в исследованиях многих педагогов и психологов.
Так проблемы чтения и письма освещались в исследованиях П. К. Анохина, Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, Л. С. Цветковой, М. А. Лобка и других ученых, которые рассматривали высшие психические функции как сложные системы, имеющие многоуровневое иерархическое строение [5]. Л.С. Цветкова отмечает, что современная психология рассматривает чтение в связи с речью, с одной стороны, и процессом зрительного восприятия с другой [28].
Так же проблемы чтения рассматривались и изучались такими авторами как Р. И. Лалаева, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Г.А. Каше, О. В. Лысенко и другими. В их работах нарушения чтения рассматриваются как следствие недоразвития фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи, а также нарушений связной речи [15]. То есть проблемы чтения – результат недоразвитости речи, преодоление дислексии в этих случаях основано на коррекции нарушенных речевых функций. В своих исследованиях они опираются на работы К. Д. Ушинского[22], отмечая, что работа с навыком чтения должна идти вслед за письмом, опирающимся на звуковой анализ. В данное время такой подход используется в Русской Классической Школе. В данной работе также используется аналитико-синтетический методК. Д. Ушинского, как один из видов работы по коррекции дислексии.
Некоторые психологи и педагоги причиной проблем с чтением считают не речевые операции, а «недостаточную сформированность зрительных восприятий, с которых начинается перевод знаковой информации в речь, что составляет техническую сторону чтения» [18]. На наличие зрительного дефицита у детей с дислексией в своих работах указывают О.А. Токарева, И.Н. Садовникова, М.Е.Хватцев и другие.
Дислексию изучали также американские нейропсихологи и психологи, например, А.Бентон, С. Конор, Роджерс Д. Дэйвис, в своих работах они пишут о том, что дислексия связана не столько с навыком чтения и каким-либо восприятием, сколько с нейропсихологическим индикатором неуклюжести [31] или состоянием дезориентации, в котором пребывает ребёнок с дислексией [33]. То есть работа с дислексией у ребёнка начинается с коррекции неуклюжести или состояния дезориентации. В работе мы опираемся на данные работы, начиная коррекцию дислексии с работы с ориентацией ребёнка.
По данным издания «Российская газета», опубликованным в 2018 году, среди младших школьников дислексия наблюдается у около 30 процентов детей [44]. Помимо этого, Ассоциация родителей и детей с дислексией и независимое исследовательское агентство MAGRAM MarketResearch в октябре 2019 года проводили исследование проблем и рисков речевого развития у детей [40]. Согласно результатам с дислексией в той или иной форме сталкивается каждый пятый житель планеты. Причем у большинства она не была выявлена, а значит, эти люди не получили своевременной квалифицированной поддержки. Так же по результатам этого исследования почти две трети учителей считают, что в школах не хватает специалистов для работы с детьми с дислексией. Лишь половина работников школ считают себя подготовленными к работе с учениками с нарушением письма и чтения.
Из этого можно сделать выводы, что проблема дислексии и её коррекции в младшем школьном возрасте стоит очень остро. Коррекция дислексии чаще всего сосредоточена на непосредственно умении читать, что является лишь одной стороной коррекции дислексии. Поэтому данное исследование является актуальным с практической точки зрения, так как соединяет в себе не только лингвистические упражнения, но и работу с ориентацией и тонусом тела ребёнка.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования прописано, что в школах «должно происходить обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения» [23]. Это говорит о том, что в рамках ФГОС НОО индивидуальных подход, коррекция и обучение детей с особенностями является актуальным.
Зафиксируем, что дислексию изучали и изучают большое количество психологов и педагогов, но данная проблема остаётся актуальна, что связано с недостаточностью методических разработок по её коррекции.
Целью работы является теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная апробация организационно-педагогических условий коррекции дислексии у детей в младшем школьном возрасте.
Объект: дислексия детей в младшем школьном возрасте.
Предмет: организационно-педагогические условия коррекции дислексии у детей в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: для эффективной коррекции дислексии у детей в младшем школьном возрасте необходима организация педагогом совместно с детьми следующих педагогических условий:
1. Открытие и освоение детьми способов ориентации в пространстве собственного тела и способов преобразования местоположения предметов в объеме и на плоскости как опор для развития языкового мышления и чтения.
2. Открытие и освоение детьми аналитико-синтетического способа чтения как перехода от достаточно длительного периода интонирования и анализа звуков, к их слиянию, т.е. слоговому чтению, а затем к чтению целыми словами на основе приобретенного опыта.
Задачи исследования:
1.Анализ психолого-педагогической литературы по подходам к проблеме дислексии и ее решению в младшем школьном возрасте;
2.Описание организационно-педагогических условийкомплексного подхода к коррекции дислексии у детей в младшем школьном возрасте;
3.Проведение диагностики по оценке способности восприятия и определению симптомов дислексии;
4.Методическая разработка и апробация организационно-педагогических условий по решению проблемы дислексии у детей во втором классе;
5.Анализ результатов проведенного исследования, их интерпретация, статистическая обработка.