Объектом данной работы является Комитет по образованию г. Барнаула.
Также есть доклад и презентация.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты реформирования бюджетного сектора и бюджетного процесса 6
1.1 Бюджетный процесс: сущность и этапы реализации 6
1.2 Главные распорядители и получатели бюджетных средств, как участники бюджетного процесса 14
1.3 Реформирование сети бюджетных учреждений: необходимость и основные итоги 19
2 Анализ реализации бюджетного процесса на муниципальном уровне в сфере образования 26
2.1 Правовые аспекты осуществления бюджетного процесса в г. Барнауле 26
2.2 Регламентация деятельности Комитета по образованию г. Барнаула и характеристика сферы образования 30
2.3 Анализ динамики и структуры расходов городского бюджета на образование за 2015-2017 гг. и на плановый период 38
3 Оценка эффективности деятельности Комитета по образованию г. Барнаула 45
3.1 Анализ бюджетного финансирования Комитета за 2015-2017 гг. 45
3.2 Оценка эффективности деятельности главного распорядителя бюджетных средств 50
3.3 Проблемы и перспективы повышения эффективности использования бюджетных средств в сфере образования 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
Актуальность темы работы обуславливается текущим реформированием бюджетной сферы, которое занимает одно из основных направлений политики России.
В финансовой системе государства, основное место занимает государственный бюджет – это денежный фонд для финансирования своей деятельности, используемой правительством, при помощи данного денежного фонда государство воздействует на экономические процессы. Различные звенья финансовой системы взаимодействуют с государственным бюджетом, что бы осуществлять перераспределение средств в нуждающиеся фонды.
В настоящее время большое внимание уделяется вопросам результативности и эффективности использования бюджетных средств, как показателям, от которых зависит достижение оптимальных параметров функционирования экономики и решение стоящих перед государством приоритетных задач.
Так, в современном обществе, в условиях неоспоримой социальной значимости направления и использования бюджетных средств, внимание к организации исполнения бюджета увеличивается как со стороны ученых, так и практикующих специалистов. Решение задачи повышения эффективности исполнения бюджета становится все более востребованным в широких экономических кругах. Понятию «организация исполнения бюджета» уделяется все большее внимание в публикациях, относящихся к области государственных и муниципальных финансов.
Организация рационального и эффективного расходования бюджетных средств необходима в любом современном обществе, поскольку существенно влияет на достижение оптимальных параметров функционирования экономики и решение стоящих перед государством приоритетных задач. Теоретически любое общество стремится использовать свои ресурсы максимально эффективно. Следовательно, необходимость оценки результативности и эффективности расходования бюджета продиктована требованиями общества.
Цель данной работы состоит в оценке эффективности деятельности главного распорядителя бюджетных средств на материалах Комитета по образованию г.Барнаула.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
теоретические аспекты реформирования бюджетного сектора и бюджетного процесса;
провести анализ реализации бюджетного процесса на муниципальном уровне в сфере образования;
провести оценку эффективности деятельности Комитета по образованию г.Барнаула.
Объектом данной работы является Комитет по образованию г. Барнаула. Предметом – деятельность Комитета по образованию г.Барнаула.
Теоретико-методологической основой исследования послужили Кодексы, Федеральные Законы, научные труды отечественных ученых по теме деятельности бюджетных учреждений.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили монографическая литература по теме диплома, Интернет-ресурсы, результаты наблюдений, данные о деятельности Комитета по образованию г.Барнаула, а также данные расчета автора.
В качестве методологической основы реализации цели используются системный подход, методы анализа и синтеза информации, сравнительного анализа, метод финансового анализа.
Практическая значимость результатов данного исследования заключается в возможности применения их в деятельности Комитета по образованию г. Барнаула.
Внедрение результатов данного исследования способно улучшить результаты деятельности Комитета по образованию г. Барнаула.
Структура дипломной работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Во введении раскрывается актуальность работы, цель, задачи, объект и предмет исследования.
В рамках первой главы раскрываются теоретические аспекты реформирования бюджетного сектора и бюджетного процесса.
Во второй главе проводится анализ реализации бюджетного процесса на муниципальном уровне в сфере образования.
В третьей главе представлена оценка эффективности деятельности Комитета по образованию г.Барнаула.
В заключении даются основные выводы по работе.
Таким образом, основной целью данной работы было проведение оценки эффективности деятельности главного распорядителя бюджетных средств – Комитета образования г. Барнаула.
Для достижения данной цели необходимо было решить ряд задач.
Первые из них были относительно теоретического анализа вопросов бюджетного процесса.
Следовательно, было отмечено, что бюджетный процесс, является правовым механизмом, который направлен на принятие эффективного бюджета и учитывает качественное исполнение. При этом, главным распорядителем бюджетных средств является государственный орган, уполномоченный на распределение бюджетных денежных средств по подведомственным организациям. Кроме функции распределения, распорядитель бюджетных средств наделен функцией надзора за их целевым использованием.
В рамках следующих задач в данной работе проводился анализ деятельности Комитета по образованию г. Барнаула. Отметим, что бюджетный процесс в г. Барнауле регламентируется Бюджетным Кодексом РФ, а также Решениями, Постановлениями Администрации города, а также приказами комитета финансов.
В работе было указано на то, что Комитет по образованию в г. Барнаул является органом местного самоуправления, уполномоченным в сфере управления образованием. Как было отмечено, на сегодняшний день в городе создано развивающееся единое образовательное пространство, обеспечивающее повышение доступности качественного образования. Необходимо обратить внимание на то, что с каждым годом количество детей увеличивается, как в дошкольном и общем образовании, так и в дополнительном.
Анализ расходов на образование позволил выявить тот факт, что с каждым годом наблюдается их увеличение, при этом наибольшую долю в расходах занимают расходы на общее образование и дополнительное образование.
Также отмечен рост расходов на одного обучающегося, как в общеобразовательной системе, так и в дошкольной. Если говорить о расходах на оплату труда работников, то отметим, что с каждым годом наблюдается рост средней заработной платы сотрудников образовательной системы, в том числе и педагогических.
Решение последних задач было направлено, на проведение анализа исполнения бюджетов г. Барнаула и собственной финансово-хозяйственной деятельности Комитетом образования г. Барнаула.
Следовательно, был установлен тот факт, что в 2017 г. недовыполнение характерно для каждой из статей.
Кроме этого была проведена также оценка эффективности деятельности Комитета по образованию г. Барнаула, которая позволила установить тот факт, что для него характерно наличие профицита, вместо запланированного дефицита.
Следовательно, основными проблемами, которые характерны для деятельности Комитета образования г. Барнаула оказалось неэффективное расходование бюджетных средств на образование, а также проблемы финансового планирования деятельности самого Комитета, что было выражено, как невыполнение плана расходов своей финансово-хозяйственной деятельности.
Поэтому в рамках перспектив повышения эффективности бюджетных расходов на образование было предложено обращение к одной из модели, а именно программно-целевой или контрактной, которыми сегодня пользуются зарубежом при планировании бюджета на образование.
Кроме этого Комитету образования г. Барнаула рекомендовано усовершенствовать механизм финансового планирования, для чего был предложен определенный алгоритм.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – (Дата обращения 07.03.2018).
2. Решение Барнаульской городской Думы от 26 октября 2007 года № 642 «Об утверждении Положения о бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в городе Барнауле» //Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/438947731 – (Дата обращения 03.04.2018).
3. Постановление Администрации города Барнаула от 30.07.2009 №3771 «Об утверждении Порядка составления проекта бюджета города Барнаула на очередной финансовый год и плановый период» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – (Дата обращения 03.04.2018).
4. Аветисян, И.А. Бюджетный процесс как инструмент управления государственными и муниципальными финансами / И.А. Аветисян //
Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2012. - № 1 (19). – С. 121-135.
5. Ароян, А.С. Проблема организации и управления бюджетным процессом в России и за рубежом / А.С. Ароян, Т.З. Дохнадзе //
В сборнике: Молодежь в науке: Новые аргументы Сборник научных работ III Международной молодежной научной конференции. Ответственный редактор А.В. Горбенко. – 2017. – С. 13-16.
6. Арцыбашева, Л.Б. Бюджетный процесс в России: проблемы и принципы / Л.Б. Арцыбашева // В сборнике: Актуальные проблемы гуманитарных наук Труды XII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. – 2013. – С. 429-432.
7. Бареев, В. И. К вопросу о финансировании бюджетных учреждений / В. И. Бареев // Экономика и предпринимательство. – 2016. – №4. – С. 50 – 60.
8. Бобров, Н. Управление бюджетным процессом в регионах / Н. Бобров // В сборнике: Россия для мира - мир для России материалы конференций, круглых столов и секций: В двух частях. под ред. Л.К. Раицкой. – 2017. – С. 135-143.
9. Болтинова, О.В. Принципы бюджетного процесса в РФ / О.В. Болтинова // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. – 2017. - № 8. – С. 42-48.
10. Валеев, А.Р. Обзор характерных недостатков систем внутреннего контроля главных распорядителей бюджетных средств / А.Р. Валеев //
Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2013. - № 5. – С. 181-186.
11. Валеев, А.Р. Система внутреннего контроля главного распорядителя бюджетных средств: характерные недостатки / А.Р. Валеев // В сборнике: Актуальные проблемы экономики и управления Сборник материалов ежегодной международной научной конференции. Научный редактор О.В. Чабанюк. – 2013. – С. 147-150.
12. Ванина, Э.Г., Юрченко А.Х. Практика внедрения среднесрочного плана возрождения в бюджетный процесс / Э.Г. Ванина, А.Х. Юрченко // Наука XXI века: актуальные направления развития. – 2016. - № 2-1. – С. 164-167.
13. Васюнина, М.Л. Финансовый менеджмент главных распорядителей средств Федерального бюджета: оценка качества и направления совершенствования / М.Л. Васюнина // Муниципальная академия. – 2016. - № 3. – С. 107-112.
14. Гиляровская, С.В. Финансовые инструменты оценки / С.В. Гиляровская // Финансы и кредит. – 2012. - № 36 (516). – С. 26-37.
15. Глотова, И.И. Реформирование бюджетных учреждений: основные направления и результаты работы / И.И. Глотова // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2013. - № 6. – С. 37-47.
16. Горшенина, Д.А. Совершенствование инструментария оценки и контроля эффективности использования бюджетных средств в современных условиях / Д.А. Горшенина // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2015. – Т. 6. № 2 (22). – С. 112-115.
17. Грищенко, П.М. Проблемы обеспечения сбалансированности доходов и расходов Федерального бюджета в современных экономических условиях / П.М. Грищенко // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2017. - № 14 (14). – С. 85-88.
18. Демьянюк, А. Бюджетный процесс на местном уровне: проблемы и перспективы модернизации / А. Демьянюк //Научный вестник одесского государственного университета. – 2014. - № 4 (212). – С. 37-46.
19. Деревянко, Д.В. Современные проблемы и перспективы финансирования бюджетных учреждений / Д.В. Деревянко // Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2018. – С. 179-181.
20. Дерен, Д.В. Система доходов и расходов Федерального Бюджета РФ / Д.В. Дерен, О.Ю. Пшенко // Вестник международного Института управления. – 2015. - № 3-4 (133-134). – С. 75-78.
21. Егорихина, М.С. Теоретические аспекты программного бюджетирования как процесса повышения эффективности функционирования государственных и муниципальных финансов / М.С. Егорихина, С.Н. Козлов //
Вестник НГИЭИ. – 2015. - № 7 (50). – С. 15-20.
22. Зиялов, Е.М. Особенности формирования Федерального бюджета РФ / Е.М. Зиялов // В сборнике: Сборник статей Международного научно-практического конкурса. – 2017. – С. 111-115.
23. Квитко, К.В. Реформирование процесса финансирования бюджетных учрежедний / К.В. Квитко // Прогрессивные технологии развития. – 2017. - № 11. – С. 80-82.
24. Керимова, З.А. Основные пути повышения эффективности процесса исполнения бюджетов // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2012. - № 2. – С. 362-367.
25. Мельникова, Е.А. Методический инструментарий оценки эффективности исполнения бюджетов в органах федерального казначейства / Е.А. Мельникова // Сборник статей победителей III международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 81-83.
26. Коновалова, Е.А. Анализ структуры Федерального Бюджета за период 2014-2018 гг. / Е.А. Коновалова, К.Р. Шакирова // В сборнике: Актуальные проблемы современной науки в XXI веке Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. – 2017. – С. 108-112.
27. Крылова, Н.С. Процесс конституционализации принципов и правил бюджетного процесса / Н.С. Крылова // В книге: Обеспечение прав и свобод человека в современном мире Материалы конференции: в 4-х частях. – 2017. – С. 240-245.
28. Лебедев, А.А. Особенности учета операций в организациях, принимающих полномочия от главных распорядителей бюджетных средств / А.А. Лебедев, А.А. Ботников, М.В. Петрушко // В сборнике: Экономическая наука в 21 веке: вопросы теории и практики сборник материалов 9-ой международной научно-практической конференции. – 2015. – С. 50-55.
29. Лебедева, А.Д. Доходы и расходы Федерального бюджета РФ / А.Д. Лебедева, Т.Г. Голубева // В сборнике: Актуальные вопросы экономических наук Сборник материалов LVII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.С. Чернова. – 2017. – С. 197-206.
30. Лейбюк, А.В. Бюджетный процесс в РФ: основные особенности / А.В. Лейбюк // В сборнике: Роль бухгалтерского учета и налогообложения в финансовом развитии бизнесаСборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О.Н. Васильевой. – 2017. – С. 106-108.
31. Лисин, Н.В. Реформа бюджетного сектора: проблемы, риски и перспективы / Н.В. Лисин // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2012. - № 2. – С. 60–77.
32. Любавина, М.В. Процесс формирования реализации бюджетной политики в РФ / М.В. Любавина // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. – 2016.- № 23. – С. 17-21.
33. Мзарелуа, Л.П. Бюджетный процесс: естество, соучастники, этапы / Л.П. Мзарелуа // Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях. – 2017. – С. 127-130.
34. Моисеев, И.В. Государственные и муниципальные задания: эффективный инструмент стимулирования бюджетных организаций / И.В. Моисеев // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2017. - №3.- С. 70 – 90.
35. Муратшин, Т.Ф. Стадии бюджетного процесса в России: понятие и особенности / Т.Ф. Муратшин // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). – 2016. - № 2 (31). – С. 98-101.
36. Некрасова, Е.А. Бюджетный процесс в муниципальном образовании / Е.А. Некрасова // Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 177-179.
37. Официальный сайт города Барнаула [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://barnaul.org свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 03.04.2018).
38. Официальный сайт Комитета по образованию г. Барнаула [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.barnaul-obr.ru/свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 03.04.2018).
39. Рой, О.Ю. Оценка эффективности использования бюджетных средств / О.Ю. Рой // В сборнике: Современное состояние и перспективы развития бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита Материалы Международной научно-практической конференции. под научной редакцией Е.М. Сорокиной. – 2016. – С. 149-155.
40. Саранцев, В.Н. Теоретические аспекты исполнения федерального бюджета Федеральным Казначейством / В.Н. Саранцев // Аграрный научный журнал. – 2015. - № 9. – С. 84-89.
41. Сергейчев, Н.Ю. Реорганизация системы бюджетных учреждений: свобода или омут / Н.Ю. Сергейчев // Экономика и управление. – 2012. - № 6 (68). – С. 37-43.
42. Силаева Е.А. «Бюджет для граждан» как инструмент вовлечения населения в бюджетный процесс / Е.А. Силаева // В сборнике: Российская экономика: взгляд в будущее Сборник материалов II Международной научно-практической (заочной) конференции. Ответственный редактор: Я.Ю. Радюкова. – 2016. – С. 624-631.
43. Скрипник, Д.В. Методики оценки эффективности использования бюджетных средств / Д.В. Скрипник, Д.А. Замотайлова // Сборник материалов VIII международного форума. – 2017. – С. 255-257.
44. Слисарчук, Р.Н. Реформирование сети государственных и муниципальных учреждений: проблемы и перспективы / Р.Н. Слисарчук // Сборник статей научно-практических семинаров кафедры государственных финансов и банковского дела Института экономики и управления (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского». Под общей редакцией С. В. Климчук. 2015. С. 91-93.
45. Соколинская, А.Б. Внедрение сбалансированной системы показателей в бюджетный процесс на уровне муниципального образования / А.Б. Соколинская // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2012. - № 4 (40). – С. 23.
46. Тилеубек, Ж.С. / Государственный аудит как функций управления бюджетными процессами / Ж.С. Тилеубек // В сборнике: Бухгалтерский учет: достижения и научные перспективы XXI века Материалы Международной научно-практической конференции кафедры бухгалтерского учета университета. – 2016. – С. 411-417.
47. Федотова, М.В. Исследование термина «организация исполнения бюджета» в контекстве практики применения в РФ / М.В. Федотова //
Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. – 2017.- № 1 (38). – С. 97-104.
48. Хазгалиева, Н.Р. Федеральный бюджет России: анализ доходов и расходов / Н.Р. Хазгалиева // Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. – 2017. – С. 229-232.
49. Царькова, Д.В. Процесс планирования бюджетных средств в РФ / Д.В. Царькова // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики развития экономики региона Материалы 2-й межвузовской студенческой научно-практической конференции. – 2015. – С. 184-188.
50. Шахбанова, А.М. Эффективность расходования бюджетных средств в процессе исполнения бюджетов / А.М. Шахбанова // Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2018. – С. 86-90.