Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Интонационная выразительность речи у заикающихся детей старшего дошкольного возраста (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №56106

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы36
Год сдачи2018
Стоимость300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
305
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Объектом работы был МДОУ Детский сад № 96 г. Барнаула – сад компенсирующего вида. Было проведено экспериментальное исследование.
Введение 3
1 Теоретические основы интонационной выразительности речи заикающихся детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Специфика речевого нарушения заикающихся детей 6
1.2 Особенности формирования выразительной речи старших дошкольников 10
2 Экспериментальное исследование интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием 16
2.1 Описание методики исследования 16
2.2 Результаты эксперимента 28
Заключение 32
Список использованной литературы 35

Речь – занимает особое место в системе психических функций человека. Наиболее значимой функцией речи является коммуникативная. Речевая деятельность – жизненно необходимая потребность любого человека, без неё невозможно активное общение. Речь наиболее восприимчива к воздействию неблагоприятных факторов в период интенсивного её формирования.
Заикание представляет собой одно из самых распространенных и тяжёлых речевых нарушений, которые возникают в дошкольном возрасте. Речь заикающихся дошкольников отмечена существенными отклонениями от нормы по интонационным характеристикам: интонационная незавершённость окончания фразы, отсутствие паузы в конце синтагм и фраз, нарушения синтагматического ударения внутри фразы. Данные нарушения ограничивают коммуникативные возможности детей. Речь заикающихся дошкольников в целом интонационно обеднена.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что для успешной социализации и интеграции дошкольников с заиканием в общество весьма важно формирование социально-коммуникативной компетентности, как одной из наиболее актуальных на данном этапе развития ребенка. Для расширения коммуникативных навыков заикающихся дошкольников существует необходимость отбора содержания речевого материала, направленного на формирование интонационной стороны речи.
В настоящее время сфера выразительности речи в изучении заикания остается недостаточно разработанной. Экспериментальных данных о мелодике и темпе речи недостаточно, особенно у заикающихся детей дошкольного возраста. Это обусловливает необходимость детального теоретического и практического изучения нарушений просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием и определение наиболее оптимальных путей повышения эффективности методов и средств коррекционного воздействия в процессе логопедической работы по преодолению выявленных нарушений.
Цель исследования: изучить состояние интонационной выразительности речи заикающихся детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
 изучить теоретические основы интонационной выразительности речи заикающихся детей старшего дошкольного возраста;
 рассмотреть специфику речевого нарушения заикающихся детей;
 рассмотреть особенности формирования выразительной речи старших дошкольников;
 провести экспериментальное исследование интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием;
 проанализировать полученные результаты.
Объект исследования – целостный педагогический процесс в рамках дошкольного образования.
Предмет исследования – интонационная сторона речи заикающихся детей старшего дошкольного возраста.
Научная разработанность темы обусловлена тем, что изучением интонационной стороны речи заикающихся занимались многие отечественные и зарубежные исследователи. М. Вингейт, Г. Бергман, О. Фон Эссэн, Х. Фернау Хорн, А.С. Александровская, Л.З. Арутюнян (Андронова) и др.
В работе были использованы следующие методы исследования:
 диалектический;
 аналитический;
 формально-логический;
 сравнительный;
 теоретический анализ психологической, педагогической, методической и специальной литературы по теме исследования;
 констатирующий, формирующий эксперименты.
База исследования: МДОУ Детский сад № 96 г. Барнаула – сад компенсирующего вида, работает две группы для детей с нарушениями речи с 5 до 7 лет.
Всего в экспериментальном исследовании приняли участие 10 детей – 5 детей с заиканием и 5 детей с нормальным речевым развитием в возрасте 5-7 лет.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования и результаты собственного педагогического эксперимента позволили сформулировать следующие общие выводы:
Выразительное средство звучащей речи – интонация. При помощи интонации можно выразить конкретный смысл высказывания, его цель; чувство, отношение говорящего к тому, о чем говориться, и к собеседнику, слушателю. Интонация организует речь: расчленяет ее на предложения и фразы (такты), выражает смысловое отношение между частями предложения, сообщает произносимому тексту звучание сообщения, вопроса, приказа, просьбы и т.д. К числу основных средств интонации относятся: логическое ударение; мелодика (движение основного тона голоса); паузы (перерывы в звучании); сила звучания отдельных слов в речи; тембр речи, ритм речи.
Формирование умений интонационного оформления высказывания не должно остаться за пределами работы по развитию речи детей. Необходимо каждому ребенку обеспечить возможность соприкоснуться с интонационным богатством русского языка, помочь в его освоении.
Развитие интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием значительно ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием, однако, данная сторона речи подвергается коррекции. У детей старшего дошкольного возраста с заиканием отмечается значительное отставание в формировании интонационных компонентов речи.
Интонация является обязательным признаком устной, звучащей речи. Баз интонации речь невозможна. Содержательность и богатство речи, ее выразительные возможности обеспечиваются не только богатством словаря и мастерством словесного выражения, но также ее интонационной гибкостью, разнообразием, выразительностью. Сформированность интонационной стороны речи является предпосылкой для успешного обучения в школе. Формирование умений интонационного оформления высказывания не должно оставаться за пределами работы по развитию речи детей. Необходимо обеспечить каждому ребенку возможность соприкоснуться с интонационным богатством русского языка, помочь в его освоении. Речь детей с заиканием имеет существенные отклонения от нормы по интонационным характеристикам: нарушения синтагматического ударения внутри фразы, интонационная незавершенность окончания фразы, отсутствие паузы в конце фраз и синтагм. В целом речь таких детей интонационно обеднена. В настоящее время проблемы интонационного оформления речевого высказывания детей с речевыми нарушениями выдвигаются на первый план не только в лингвистике, психолингвистике, теории коммуникации, но методике коррекционного обучения.
Ограниченные интонационные возможности детей характеризуется рядом особенностей: нечетким восприятием и не воспроизведением мелодических рисунков фраз; трудностями восприятия и воспроизведения логического ударения; трудностями восприятия и воспроизведения ритмических структур; некоторыми изменениями темпо – ритмической организации речи; ограниченными возможностями голоса. Для детей характерны инфантильные схемы дыхания: преобладание брюшного дыхания, большая его частота и недостаточная глубина.
Обнаруженные у старших дошкольников разные уровни нарушения интонационных возможностей позволяют осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к детям в процессе обучения, избирательно воздействовать и улучшить интонационную сторону речи.
Систему логопедической работы целесообразно дополнять занятиями расслабляющими упражнениями, играми, которые оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей с заиканием, на нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса, т.е. основных средств интонирования речи.
Занятия по формированию интонационной стороны речи у старших дошкольников с заиканием нормализуют основные компоненты интонации, делают речь детей более выразительной, эмоционально окрашенной и способствуют решению коррекционных задач.
В процессе исследовании установлено: у 100% самостоятельная речь значительно улучшилась в 30% – отраженная речь так же улучшилась, в 40% – сопряженная речь стала намного лучше; у 50% – существенно улучшилась ритмическая речь, в 30% – шепотная речь стала лучше. После проведения повторной диагностики было выявлено, что: у 70% детей клоническая форма речевых судорог улучшилась, дети начали разговаривать, обдуманно отвечая за каждое слово, повторение отдельных слогов отмечалось намного меньше, и 30% – смешанные судороги улучшились незначительно. У 80% детей, у которых был голосовой вид заикания нам удалось добиться положительной динамики, у 20% – (дыхательный вид) после проведения дыхательных упражнений судорог стало меньше. В 30% дети, имеющие сопутствующие движения удалось избавиться от них. У 25% – дети имеющие речевые уловки (э, ну, вот, значит), удалось избавиться от некоторых из них (э, ну).
Все изложенное выше свидетельствует о том, что целенаправленная коррекционно-логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста с заиканием является одной из актуальных проблем современной логопедии.
Таким образом, следует отметить, что цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.



1. Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенкова. – М.: АСТ, 2015. – 135 с.
2. Асташина И.В. Логопедические игры и упражнения для детей / И.В. Асташина. – М.: Рипол Классик, 2014. – 192 c.
3. Бенилова С.Ю. Логопедия. Системные нарушения речи у детей (этиопатогенез, классификации, коррекция, профилактика) / С.Ю. Бенилова, Л.Р. Давидович. – М.: МОДЭК, 2014. – 536 c.
4. Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет / С.В. Бойкова. – М.: Каро, 2012. – 178 c.
5. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. – М.: Наука, 2012. – 256 c.
6. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. – М.: Наука, 2014. – 163 c.
7. Воробьева Т.А. Дыхание и речь. Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения / Т.А. Воробьева, П.А. Воробьева. – М.: Литера, 2014. – 144 c.
8. Глухов В.П. Методика обучения детей с ОНР рассказыванию. – Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2013. – С. 280-284.
9. Григорович Л.А. Педагогика и психология. – М., 2013. – 421 с.
10. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – Спб.: Питер, 2015. – 464 с.
11. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Время, 2013. – 334 с.
12. Жукова Н.С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопедия / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Огни, 2014. – 322 c.
13. Жукова Н.С. Поэтапное формирование устной речи при ее недоразвитии. – Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2013. – С. 168-180.
14. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. – М.: Знание, 2012. – 245 с.
15. Карпова С.Н. Психология речевого развития ребенка / С.Н.Карпова, З.И.Труве. – Ростов н/Д, 2013. – 288 с.
16. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 171 c.
17. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник Г.М. Коджаспирова. – М.: Кнорус, 2014. – 744с.
18. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 421 с.
19. Козырева О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи. Старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений. Пособие для логопеда / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. – М.: Владос, 2016. – 120 c.
20. Коломинский Я.Л. Человек: психология. – М.: Просвещение, 2015 – 275 с.
21. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Методы логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. – Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2013. – С. 187-190.
22. Лопатина Л.В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников: учеб. пособие / Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова. – СПб.: Союз, 2013. – 215 с.
23. Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста / Н.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2013. – 835 с.
24. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. Книга для логопеда / С.А. Миронова. – М.: Просвещение, 2016. – 208 c.
25. Нищева Н.В. Если ребенок плохо говорит. Консультации логопеда / Н.В. Нищева. – М.: Детство-Пресс, 2015. – 112 c.
26. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 691 с.
27. Поварова И.А. Заикание: диагностика и коррекция темпоритмических нарушений устной речи. – СПб.: Речь, 2015. – 197 с.
28. Филичева Т.Б. Содержание логопедической работы с детьми при общем недоразвитии речи. – Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2013. – С. 221-279.
29. Хватцев М.Е. Логопедия / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. –Кн. 2. – М.: Владос, 2014. – 318 с.
30. Чмелёва Е.В. И.А. Сикорский о развитии речи у детей // Проблемы онтолингвистики. – 2016: Материалы ежегодной международной научной конференции. 23–26 марта 2016, Санкт-Петербург / РГПУ им. А.И. Герцена, Кафедра языкового и литературного образования ребенка, Лаборатория детской речи; редкол.: Т.А. Круглякова, М.А. Еливанова. – Иваново: Листос, 2016. – С. 29-33.
31. Шалаева Г. Логопедические игры / Галина Шалаева. – М.: Слово, Эксмо, 2017. – 176 c.
32. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 387 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ