Объектом работы был МДОУ Детский сад № 96 г. Барнаула – сад компенсирующего вида. Было проведено экспериментальное исследование.
Введение 3
1 Теоретические основы интонационной выразительности речи заикающихся детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Специфика речевого нарушения заикающихся детей 6
1.2 Особенности формирования выразительной речи старших дошкольников 10
2 Экспериментальное исследование интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием 16
2.1 Описание методики исследования 16
2.2 Результаты эксперимента 28
Заключение 32
Список использованной литературы 35
Речь – занимает особое место в системе психических функций человека. Наиболее значимой функцией речи является коммуникативная. Речевая деятельность – жизненно необходимая потребность любого человека, без неё невозможно активное общение. Речь наиболее восприимчива к воздействию неблагоприятных факторов в период интенсивного её формирования.
Заикание представляет собой одно из самых распространенных и тяжёлых речевых нарушений, которые возникают в дошкольном возрасте. Речь заикающихся дошкольников отмечена существенными отклонениями от нормы по интонационным характеристикам: интонационная незавершённость окончания фразы, отсутствие паузы в конце синтагм и фраз, нарушения синтагматического ударения внутри фразы. Данные нарушения ограничивают коммуникативные возможности детей. Речь заикающихся дошкольников в целом интонационно обеднена.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что для успешной социализации и интеграции дошкольников с заиканием в общество весьма важно формирование социально-коммуникативной компетентности, как одной из наиболее актуальных на данном этапе развития ребенка. Для расширения коммуникативных навыков заикающихся дошкольников существует необходимость отбора содержания речевого материала, направленного на формирование интонационной стороны речи.
В настоящее время сфера выразительности речи в изучении заикания остается недостаточно разработанной. Экспериментальных данных о мелодике и темпе речи недостаточно, особенно у заикающихся детей дошкольного возраста. Это обусловливает необходимость детального теоретического и практического изучения нарушений просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием и определение наиболее оптимальных путей повышения эффективности методов и средств коррекционного воздействия в процессе логопедической работы по преодолению выявленных нарушений.
Цель исследования: изучить состояние интонационной выразительности речи заикающихся детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
изучить теоретические основы интонационной выразительности речи заикающихся детей старшего дошкольного возраста;
рассмотреть специфику речевого нарушения заикающихся детей;
рассмотреть особенности формирования выразительной речи старших дошкольников;
провести экспериментальное исследование интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием;
проанализировать полученные результаты.
Объект исследования – целостный педагогический процесс в рамках дошкольного образования.
Предмет исследования – интонационная сторона речи заикающихся детей старшего дошкольного возраста.
Научная разработанность темы обусловлена тем, что изучением интонационной стороны речи заикающихся занимались многие отечественные и зарубежные исследователи. М. Вингейт, Г. Бергман, О. Фон Эссэн, Х. Фернау Хорн, А.С. Александровская, Л.З. Арутюнян (Андронова) и др.
В работе были использованы следующие методы исследования:
диалектический;
аналитический;
формально-логический;
сравнительный;
теоретический анализ психологической, педагогической, методической и специальной литературы по теме исследования;
констатирующий, формирующий эксперименты.
База исследования: МДОУ Детский сад № 96 г. Барнаула – сад компенсирующего вида, работает две группы для детей с нарушениями речи с 5 до 7 лет.
Всего в экспериментальном исследовании приняли участие 10 детей – 5 детей с заиканием и 5 детей с нормальным речевым развитием в возрасте 5-7 лет.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Теоретический анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования и результаты собственного педагогического эксперимента позволили сформулировать следующие общие выводы:
Выразительное средство звучащей речи – интонация. При помощи интонации можно выразить конкретный смысл высказывания, его цель; чувство, отношение говорящего к тому, о чем говориться, и к собеседнику, слушателю. Интонация организует речь: расчленяет ее на предложения и фразы (такты), выражает смысловое отношение между частями предложения, сообщает произносимому тексту звучание сообщения, вопроса, приказа, просьбы и т.д. К числу основных средств интонации относятся: логическое ударение; мелодика (движение основного тона голоса); паузы (перерывы в звучании); сила звучания отдельных слов в речи; тембр речи, ритм речи.
Формирование умений интонационного оформления высказывания не должно остаться за пределами работы по развитию речи детей. Необходимо каждому ребенку обеспечить возможность соприкоснуться с интонационным богатством русского языка, помочь в его освоении.
Развитие интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием значительно ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием, однако, данная сторона речи подвергается коррекции. У детей старшего дошкольного возраста с заиканием отмечается значительное отставание в формировании интонационных компонентов речи.
Интонация является обязательным признаком устной, звучащей речи. Баз интонации речь невозможна. Содержательность и богатство речи, ее выразительные возможности обеспечиваются не только богатством словаря и мастерством словесного выражения, но также ее интонационной гибкостью, разнообразием, выразительностью. Сформированность интонационной стороны речи является предпосылкой для успешного обучения в школе. Формирование умений интонационного оформления высказывания не должно оставаться за пределами работы по развитию речи детей. Необходимо обеспечить каждому ребенку возможность соприкоснуться с интонационным богатством русского языка, помочь в его освоении. Речь детей с заиканием имеет существенные отклонения от нормы по интонационным характеристикам: нарушения синтагматического ударения внутри фразы, интонационная незавершенность окончания фразы, отсутствие паузы в конце фраз и синтагм. В целом речь таких детей интонационно обеднена. В настоящее время проблемы интонационного оформления речевого высказывания детей с речевыми нарушениями выдвигаются на первый план не только в лингвистике, психолингвистике, теории коммуникации, но методике коррекционного обучения.
Ограниченные интонационные возможности детей характеризуется рядом особенностей: нечетким восприятием и не воспроизведением мелодических рисунков фраз; трудностями восприятия и воспроизведения логического ударения; трудностями восприятия и воспроизведения ритмических структур; некоторыми изменениями темпо – ритмической организации речи; ограниченными возможностями голоса. Для детей характерны инфантильные схемы дыхания: преобладание брюшного дыхания, большая его частота и недостаточная глубина.
Обнаруженные у старших дошкольников разные уровни нарушения интонационных возможностей позволяют осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к детям в процессе обучения, избирательно воздействовать и улучшить интонационную сторону речи.
Систему логопедической работы целесообразно дополнять занятиями расслабляющими упражнениями, играми, которые оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей с заиканием, на нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса, т.е. основных средств интонирования речи.
Занятия по формированию интонационной стороны речи у старших дошкольников с заиканием нормализуют основные компоненты интонации, делают речь детей более выразительной, эмоционально окрашенной и способствуют решению коррекционных задач.
В процессе исследовании установлено: у 100% самостоятельная речь значительно улучшилась в 30% – отраженная речь так же улучшилась, в 40% – сопряженная речь стала намного лучше; у 50% – существенно улучшилась ритмическая речь, в 30% – шепотная речь стала лучше. После проведения повторной диагностики было выявлено, что: у 70% детей клоническая форма речевых судорог улучшилась, дети начали разговаривать, обдуманно отвечая за каждое слово, повторение отдельных слогов отмечалось намного меньше, и 30% – смешанные судороги улучшились незначительно. У 80% детей, у которых был голосовой вид заикания нам удалось добиться положительной динамики, у 20% – (дыхательный вид) после проведения дыхательных упражнений судорог стало меньше. В 30% дети, имеющие сопутствующие движения удалось избавиться от них. У 25% – дети имеющие речевые уловки (э, ну, вот, значит), удалось избавиться от некоторых из них (э, ну).
Все изложенное выше свидетельствует о том, что целенаправленная коррекционно-логопедическая работа с детьми старшего дошкольного возраста с заиканием является одной из актуальных проблем современной логопедии.
Таким образом, следует отметить, что цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.
1. Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенкова. – М.: АСТ, 2015. – 135 с.
2. Асташина И.В. Логопедические игры и упражнения для детей / И.В. Асташина. – М.: Рипол Классик, 2014. – 192 c.
3. Бенилова С.Ю. Логопедия. Системные нарушения речи у детей (этиопатогенез, классификации, коррекция, профилактика) / С.Ю. Бенилова, Л.Р. Давидович. – М.: МОДЭК, 2014. – 536 c.
4. Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет / С.В. Бойкова. – М.: Каро, 2012. – 178 c.
5. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. – М.: Наука, 2012. – 256 c.
6. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. – М.: Наука, 2014. – 163 c.
7. Воробьева Т.А. Дыхание и речь. Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения / Т.А. Воробьева, П.А. Воробьева. – М.: Литера, 2014. – 144 c.
8. Глухов В.П. Методика обучения детей с ОНР рассказыванию. – Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2013. – С. 280-284.
9. Григорович Л.А. Педагогика и психология. – М., 2013. – 421 с.
10. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – Спб.: Питер, 2015. – 464 с.
11. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Время, 2013. – 334 с.
12. Жукова Н.С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопедия / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Огни, 2014. – 322 c.
13. Жукова Н.С. Поэтапное формирование устной речи при ее недоразвитии. – Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2013. – С. 168-180.
14. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. – М.: Знание, 2012. – 245 с.
15. Карпова С.Н. Психология речевого развития ребенка / С.Н.Карпова, З.И.Труве. – Ростов н/Д, 2013. – 288 с.
16. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 171 c.
17. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник Г.М. Коджаспирова. – М.: Кнорус, 2014. – 744с.
18. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 421 с.
19. Козырева О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи. Старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений. Пособие для логопеда / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. – М.: Владос, 2016. – 120 c.
20. Коломинский Я.Л. Человек: психология. – М.: Просвещение, 2015 – 275 с.
21. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Методы логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. – Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2013. – С. 187-190.
22. Лопатина Л.В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников: учеб. пособие / Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова. – СПб.: Союз, 2013. – 215 с.
23. Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста / Н.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2013. – 835 с.
24. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. Книга для логопеда / С.А. Миронова. – М.: Просвещение, 2016. – 208 c.
25. Нищева Н.В. Если ребенок плохо говорит. Консультации логопеда / Н.В. Нищева. – М.: Детство-Пресс, 2015. – 112 c.
26. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 691 с.
27. Поварова И.А. Заикание: диагностика и коррекция темпоритмических нарушений устной речи. – СПб.: Речь, 2015. – 197 с.
28. Филичева Т.Б. Содержание логопедической работы с детьми при общем недоразвитии речи. – Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2013. – С. 221-279.
29. Хватцев М.Е. Логопедия / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. –Кн. 2. – М.: Владос, 2014. – 318 с.
30. Чмелёва Е.В. И.А. Сикорский о развитии речи у детей // Проблемы онтолингвистики. – 2016: Материалы ежегодной международной научной конференции. 23–26 марта 2016, Санкт-Петербург / РГПУ им. А.И. Герцена, Кафедра языкового и литературного образования ребенка, Лаборатория детской речи; редкол.: Т.А. Круглякова, М.А. Еливанова. – Иваново: Листос, 2016. – С. 29-33.
31. Шалаева Г. Логопедические игры / Галина Шалаева. – М.: Слово, Эксмо, 2017. – 176 c.
32. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 387 с.