Есть приложение (Учебный план занятий для детей 7-8 лет).
Введение 3
Тезарус 5
Глава 1Анализ научно-методичсекой литературы по проблеме 6
1.1 История развития каратэ в России 6
1.2 Анатомо-физиологические особенности детей 7-8 лет 13
Глава 2 Методика развития специальных физических качеств у занимающихся по специализации «каратэ» (по видам подготовки) 19
2.1 Теоретическая и психологическая подготовка 19
2.2. Физическая и техническая подготовка 23
2.3 Морально-волевая подготовка 37
2.4 Тактическая подготовка 42
Заключение 54
Список информационных источников 56
Приложение 60
Актуальность темы исследования. Современный уровень развития каратэ предъявляет высокие требования к подготовке спортсменов на всех этапах многолетней системы их обучения и тренировки. Управление процессом физического воспитания и спортивной тренировки детей и подростков требует от тренера и педагога глубоких знаний в области организации и проведения урочных форм занятий, методики обучения двигательным действиям и развития физических способностей, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся. Для достижения спортивного результата в каратэ первостепенное значение имеют и способности занимающихся, и дифференцированный подход тренера, основанный на учете их индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности.
В настоящее время возраст начала занятий детей каратэ значительно снизился. Тренироваться начинают в 7-8 лет и ранее, и большинство родителей, приводя своих детей в спортивный зал для занятий единоборствами (додзё), также не ставят в приоритет задачу вырастить спортивных звёзд. Более значимым является желание улучшить физическое развитие и укрепить здоровье ребенка, оградить его от пагубного влияния улицы, пристрастия к вредным привычкам, дурной компании. В этой связи особенное внимание необходимо уделять методике начального этапа подготовки детей 7-8 лет, занимающихся по специализации «каратэ».
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс специализации «каратэ» для детей 7-8 лет.
Предмет исследования – методика начального этапа подготовки детей 7-8 лет, занимающихся по специализации «каратэ».
Цель исследования – изучить методику начального этапа подготовки детей 7-8 лет, занимающихся по специализации «каратэ».
Целевой объект – специализация «каратэ».
Целевой предмет – структура и содержание методики начального этапа подготовки детей 7-8 лет, занимающихся по специализации «каратэ».
Задачи исследования:
1. Раскрыть историю каратэ в России.
2. Охарактеризовать анатомо-физиологические особенности развития детей 7-8 лет.
3. Проанализировать основное содержание методики начального этапа подготовки детей 7-8 лет, занимающихся по специализации «каратэ».
Методы исследования: теоретический анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- подходы к истории становления и развитию каратэ в России – А.Н. Кондратьева, А.В. Тарасова и др.;
- подходы к изучению особенностей анатомо-физиологического развития детей 7-8 лет – С.В. Дмитриева, В.В. Зеньковского и др.;
- подходы к организации начального обучения детей 7-8 лет по специализации «каратэ» – Л.И. Рувинского, В.Ф. Сопова и др.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в учебно-тренировочном процессе с занимающимися 7-8 лет по специализации «каратэ».
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список информационных источников, приложение.
Каратэ для детей 7-8 лет – это, прежде всего, система общего физического и духовного развития, которая содержит в себе элементы боевого искусства. Основой каратэ является воспитание сильного и крепкого духа, способного преодолеть себя и свои слабости, любые препятствия и трудности, встречающиеся на тренировках, а затем и в жизни. Детям 7-8 лет прививается идея того, что боевые приёмы, которые он изучает на занятиях, применяются только для защиты себя, своих близких и нуждающихся в помощи, но, ни в коем случае для нападения на других людей. В процессе обучения выявляются одарённые дети, которые по желанию могут изучать под руководством учителя спортивный раздел каратэ, участвовать в соревнованиях, приобретать спортивные разряды. Регулярные занятия каратэ помогают детям 7-8 лет преодолеть стрессы, укрепить здоровье, получить заряд энергии, приобрести уверенность и воспитать силу духа.
Итак, определим основные принципы тренировочного процесса детей 7-8 лет с учетом особенностей физического развития:
Главнейший принцип: нагрузки средней величины дают больший прирост тренированности. Для детей нагрузка не должна быть связана с большим и очень большим напряжением;
Основная задача физической подготовки детей в возрасте 7-8 лет: максимально расширить набор освоенных простых и подготовить к освоению новых технически сложных упражнений. Исходя из этого, полезно использовать дробление сложных технических движений на простые подводящие упражнения (например, подготовку к правильному передвижению в стойке дзенкуцу-дачи можно превратить в комплекс подводящих упражнений:
а) выпады вперед,
б) упражнение «лыжник» (имитируем ходьбу на лыжах, но при этом расстояние между ногами равно ширине плеч),
в) ходьба с полусогнутыми коленями,
г) прыжки вперед со сменой ног по заранее разложенным маркерам (маркеры раскладываются зигзагообразно) и т.д.
Преодоление предельных или близких к ним по величине сопротивлений противопоказано (например, поднятие больших тяжестей или выполнение упражнений с отягощением). При выборе последовательности выполнения упражнений предпочтительней после разминки выполнять упражнения скоростной направленности и «скучные» упражнения, требующие концентрации внимания, а упражнения силовой направленности перенести на вторую половину тренировки.
Практические рекомендации:
1. Тренировка не должна носить исключительно узконаправленный характер. В этом возрасте следует разносторонне развивать моторику, что необходимо для дальнейшего гармоничного физического развития маленького спортсмена.
2. Бег трусцой на разминке не должен превышать 5-7 минут.
3. Выполнение основных упражнений необходимо перемежать паузами отдыха. Здесь хорошо подходят и простые дыхательные упражнения, и пальчиковые игры на ловкость.
4. В план тренировки необходимо включать игровые элементы: эстафеты, различные спортивные игры. Обязательно дайте поиграть и в конце тренировки.
5. Тренировка на силу и выносливость в этом возрасте должна иметь разнонаправленный, разнообразный характер. Не нужно ограничиваться, например, только бегом для развития выносливости.
6. Обязательно проводим контроль за функциональным состоянием юных каратистов 7-8 лет.
1. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека [Текст] / В. К. Бальсевич. – Москва : Теория и практика физической культуры, 2010. – 275 с.
2. Гавриловен, К. В. Нравственное воспитание юных каратэистов [Текст] / К. В. Гавриловен, И .И. Казимирская. – 2-е издание, дополненное и переработанное. – Минск, 2008. – 178 с.
3. Гарник, В. С. Боевые искусства и единоборства в психофизической подготовке студентов. Учебное пособие [Текст] / В.С. Гарник. – Москва : МГСУ, 2012. – 176 c.
4. Демченко, Н. Позитивная коррекция личностных установок у занимающихся в группах спортивного оздоровления и начальной подготовки в секциях Кекусин каратэ [Текст] / Н. Демченко // Теория и практика физической культуры. – 2006. – №4. – С. 34-37.
5. Диденко, К. В. Все, что нужно знать тренеру [Текст] / К.В. Диденко. – Москва : Речь, 2006. – 160 c.
6. Дмитриев, С. В. Социокультурная теория двигательных действий спортсмена: проблемы, поиски, решения [Текст] / С. В. Дмитриев. – Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2005. – 300 с.
7. Донской, Д. Д. Развитие идей П. Ф. Лесгафта о физическом упражнении как двигательном действии / Д. Д. Донской // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 3. – С. 63-66.
8. Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст] / В. В. Зеньковский. – Екатеринбург, 2005. – 398 с.
9. Иванов – Катанский, С. А. Практическое боевое каратэ [Текст] / С. А. Иванов-Катанский. – Москва : Фаир – пресс, 2001 – 544 с.
10. Иванов-Катанский, С. А. Высшая техника каратэ [Текст] / С. А. Иванов-Катанский. – Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 528 с.
11. Карамов, С. К. Корейские боевые искусства [Текст] / С. К. Карамов. – Москва : Изд-во АСТ, 2005. – 158 с.
12. Коджаспиров, Ю. Г. Простейшие формы единоборств на уроках [Текст] / Ю. Г. Коджаспиров // Физическая культура в школе. – 2006. – №2. – С. 32-35.
13. Кондратьев, А. Н. Традиционное каратэ как компонент российской спортивной культуры [Текст] / А. Н. Кондратьев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2007. – №6. – С. 47-48.
14. Коренберг, В. Б. Деятельностью аспекты спортивных двигательных задач [Текст] / В. Б. Коренберг // Материалы совместной научно-практической конференции РГАФК, МГАФК и ВНИИФК. – Москва, 2001. С. 48-51.
15. Королёв, С. Обучение технико-тактическим действиям в восточных единоборствах [Текст] / С. Королёв. – Москва : LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 192 c.
16. Кошелева, A. B. Теория элит и элитарный спорт в российском обществе [Текст] / А. В. Кошелева // Теория и практика физической культуры. – 2006. – №8. – С. 61-62.
17. Кошелев, С. Подготовка в боевых искусствах [Текст] / С. Кошелев. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. – 452 с.
18. Красулин, И. А. Жесткий цигун. Управление жизненной энергией в практике боевых искусств [Текст] / И. А. Красулин. – Москва : Энергоатоиздат. 1992. –160 с.
19. Латыпов, И. К. Подготовка учащихся спортивно-педагогических классов к профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта / И. К. Латыпов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2009. – №1. – С. 7-10.
20. Литвинов, С. А. Восточные единоборства. Система обучения и практики [Текст] / С. А. Литвинов // Боевое искусство планеты. – 2001. – №1. – С. 31-32.
21. Лубышева, Л. И. Технология реализации инновационных проектов совершенствования систем физического воспитания на региональном уровне [Текст] / Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2002. – №3. – С. 2-6.
22. Макаридин, Д. Н. Индивидуализация тактической подготовки спортсменов-каратистов [Текст] / Д. Н. Макардин // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – №13. – С. 421–431.
23. Маряшин, Ю. Н. Защитно-атакующие комбинации – основа классического каратэ [Текст] / Ю. Н. Маряшин // Боевое Искусство Планеты. – 2010. – №5. – С. 15- 18.
24. Микрюков, В. Ю. Каратэ : пособие для студ. высш.учеб. заведений [Текст] / В. Ю. Мирюков. – Москва : Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.
25. Матвеев, Л. П. Некоторые шаги и перспективы формирования обобщающей теории в сфере физической культуры и спорта [Текст] / Л. П. Матвеев. – Москва : ГЦОЛИФК, 1991. – 41 с
26. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать [Текст] / Н. Г. Озолин. – Москва : Астрель, 2003. – 863 с.
27. Павлов, С. В. Комплексный контроль состояния спортивной подготовленности в процессе соревновательной деятельности единоборцев [Текст]: Автореф. дис. д-ра пед. наук / С. В. Павлов. – Тюмень, 2004. – 40 с.
28. Павлова, О. Спорт – сфера воспитания силы духа и ключ к формированию психологии победителя [Текст] / О. Павлова // Теория и практика физической культуры. – 2009. – №5. – С. 22-27.
29. Плескачёв, А. Обучение детей каратэ [Текст] / А. Плескачев // Боевые искусства Планеты. – 2011. – № 1. – С. 21-24.
30. Прокудин, К. Б. Технология построения тренировочного процесса юных каратистов на этапе предварительной подготовки [Текст] : дис. …канд. пед. наук / К. Б. Прокудин. – Коломна, 2000. – 186 с.
31. Прохоров, А. О. Методы психической саморегуляции [Текст] / А. О. Прохоров. – Казань, 2012. – 225 с. .
32. Пфлюгер, А. Каратэ. Основы тренировок и соревнований [Текст] / А. Пфлюгер. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. – 96 с.
33. Рыбакова, Е. О. Формирование спортивной культуры личности каратистов на основе интегрального подхода [Текст] / Е. О. Рыбакова // Подготовка единоборцев : материалы всерос. науч.-практ. конф. –Чайковский, 2012. – С. 79-82.
34. Рыбакова, Е. О. Личностные качества каратистов 11-13 лет в рамках формирования спортивной культуры [Текст] / Е. О. Рыбакова// Современные проблемы и перспективы развития физической культуры, спорта, туризма и социально-культурного сервиса : материалы всерос. науч.-практ. конф. – Набережные Челны, 2013. – С.158-161.
35. Рувинский, Л. И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания юных каратэистов [Текст] / Л. И. Рувинский. – М: Педагогика, 2001. – 145 с.
36. Смирнов, Ю. А. Благоприятная динамическая ситуация как фактор эффективной атаки в карате [Текст] / Ю. А. Смирнов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2015. – №4(122). – С. 179–183.
37. Сопов, В. Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте [Текст] / В.Ф. Сопов. – Москва : АСТ, 2010. – 120 с.
38. Тарасов, А. Е. Боевые и спортивные единоборства [Текст] / А. Е. Тарасов. – Москва : АСТ, 2011. – 187 с.
39. Тимербаев, О. М. Модель технико-тактической подготовленности высококвалифицированных каратистов [Текст] / О. М. Тимербаев // Теория и практика физической культуры. – 2009. – №4. – С. 70–75 .
40. Филин, В. П. Становление и перспективы развития теории и методики юношеского спорта [Текст] / В. П. Филин // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. – 2008. – № 2. – С. 23-40.