Особенности нарушений слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР II уровня (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
Констатирующий эксперимент проводился на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №75 компенсирующего вида» города Барнаула. Для проведения исследования были отобраны дети 5-6 лет. В состав экспериментальной группы входило 10 детей, среди них 5 детей с нормальным речевым развитием и 5 детей с общим недоразвитием речи II уровня.
Есть приложение (Результаты исследования слоговой структуры слова у детей).
Если в данной работе поменять названия место проведения исследования на нужный, то эта работа подойдет для любого города и вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения особенностей нарушений слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР 6
1.1. Характеристика слоговой структуры слова и особенности ее усвоения при нормальном речевом онтогенезе 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 9
1.3 Особенности нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи 12
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей нарушения слоговой структуры слова у старших дошкольников 15
2.1 Организация и содержание исследования слоговой структуры слова у старших дошкольников 15
2.2 Анализ результатов исследования 20
Заключение 26
Список использованных источников 28
Приложение А 32
Есть приложение (Результаты исследования слоговой структуры слова у детей).
Если в данной работе поменять названия место проведения исследования на нужный, то эта работа подойдет для любого города и вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения особенностей нарушений слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР 6
1.1. Характеристика слоговой структуры слова и особенности ее усвоения при нормальном речевом онтогенезе 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 9
1.3 Особенности нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи 12
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей нарушения слоговой структуры слова у старших дошкольников 15
2.1 Организация и содержание исследования слоговой структуры слова у старших дошкольников 15
2.2 Анализ результатов исследования 20
Заключение 26
Список использованных источников 28
Приложение А 32
Актуальность настоящего исследования заключается в том, что развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение представляет собой одну из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.
Общее недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
При овладении слоговой структурой ребенок научается воспроизводить слоги, слова в порядке их сравнительной силы: сначала из всего слова передается только ударный слог, затем появляется первый предударный и, наконец, слабые безударные слоги. Опускание слабых безударных слогов препятствует усвоению входящих в них звуков, и в этом смысле судьба разных звуков и звукосочетаний связана с усвоением слоговой структуры.
В связи с тем, что правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации, выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить в ранние сроки. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.
Вопросы формирования и развития слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи освещались в работах Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, И.А. Сикорского и др.
Все вышеперечисленное, а также недостаточная изученность проблемы исследования нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня определяют актуальность данного исследования.
Цель исследования: выявление особенностей слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР.
Задачи исследования:
1. Изучить специальную, педагогическую и медицинскую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать приемы исследования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.
3. Провести собственное исследование по выявлению особенностей и уровня овладения слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР при синдроме алалия.
4. Проанализировать результаты эксперимента и сформулировать выводы.
Объект исследования: слоговая структура слов у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР.
Гипотеза исследования: предполагается, что у детей с ОНР II уровня будут выявлены более низкие уровни сформированности слоговой структуры слова, по сравнению с детьми, не имеющими речевых нарушений.
Теоретической базой исследования послужила учебная и научно-методическая литература, посвященная вопросам развития слоговой структуры слова у дошкольников. Были использованы работы
Методы исследования:
1. Теоретический – анализ литературных данных.
2. Экспериментальный – проведение констатирующего эксперимента.
3. Статический – анализ результатов эксперимента.
Организация исследования:
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №75 компенсирующего вида» города Барнаула. Обследованием было охвачено 10 детей в возрасте 5-6 лет (5 детей с нормальным речевым развитием и 5 детей с общим недоразвитием речи II уровня).
Исследование проводилось в течение шести недель в период с 05.02.2018г. по 16.03.2018г. и состояло из четырех этапов:
1. Изучение методической литературы по исследуемой проблеме.
2. Определение и реализация методики исследования.
3. Сравнительный анализ полученных данных.
4. Оформление результатов исследования в виде курсовой работы.
Объем и структура курсовой работы. Курсовая работа объемом ? страниц, состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Общее недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
При овладении слоговой структурой ребенок научается воспроизводить слоги, слова в порядке их сравнительной силы: сначала из всего слова передается только ударный слог, затем появляется первый предударный и, наконец, слабые безударные слоги. Опускание слабых безударных слогов препятствует усвоению входящих в них звуков, и в этом смысле судьба разных звуков и звукосочетаний связана с усвоением слоговой структуры.
В связи с тем, что правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации, выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить в ранние сроки. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.
Вопросы формирования и развития слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи освещались в работах Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, И.А. Сикорского и др.
Все вышеперечисленное, а также недостаточная изученность проблемы исследования нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня определяют актуальность данного исследования.
Цель исследования: выявление особенностей слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР.
Задачи исследования:
1. Изучить специальную, педагогическую и медицинскую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать приемы исследования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.
3. Провести собственное исследование по выявлению особенностей и уровня овладения слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР при синдроме алалия.
4. Проанализировать результаты эксперимента и сформулировать выводы.
Объект исследования: слоговая структура слов у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР.
Гипотеза исследования: предполагается, что у детей с ОНР II уровня будут выявлены более низкие уровни сформированности слоговой структуры слова, по сравнению с детьми, не имеющими речевых нарушений.
Теоретической базой исследования послужила учебная и научно-методическая литература, посвященная вопросам развития слоговой структуры слова у дошкольников. Были использованы работы
Методы исследования:
1. Теоретический – анализ литературных данных.
2. Экспериментальный – проведение констатирующего эксперимента.
3. Статический – анализ результатов эксперимента.
Организация исследования:
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №75 компенсирующего вида» города Барнаула. Обследованием было охвачено 10 детей в возрасте 5-6 лет (5 детей с нормальным речевым развитием и 5 детей с общим недоразвитием речи II уровня).
Исследование проводилось в течение шести недель в период с 05.02.2018г. по 16.03.2018г. и состояло из четырех этапов:
1. Изучение методической литературы по исследуемой проблеме.
2. Определение и реализация методики исследования.
3. Сравнительный анализ полученных данных.
4. Оформление результатов исследования в виде курсовой работы.
Объем и структура курсовой работы. Курсовая работа объемом ? страниц, состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Развитие слоговой структуры слова в онтогенезе представляет собой очень сложный процесс. Началом усвоения слоговой структуры слова считается конец стадии гуления, в то время, когда у ребенка формируется стабильный слог. Постепенно, от повторения однотипных слогов ребенок переходит к созданию слоговых цепочек, затем - к произнесению слов из повторяющихся слогов, а потом в речи появляются слова из двух и нескольких разных слогов, целые предложения.
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом представляет собой речевую аномалию, при которой страдает развитие всех элементов речевой системы: словаря, грамматического строя, произношения звуков. Характерным считается системное нарушение не только смысловой, но и произносительной стороны речи. Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста может выражаться в разной степени: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Типичным считается позднее возникновение речи, бедный словарный запас, выраженный аграмматизм, а кроме того, недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия.
Выделяют следующие нарушения слоговой структуры слова: недостаточное различение и затруднение при анализе нарушенных в произношении звуков, недостаточное различение большого числа звуков из нескольких фонетических групп при достаточно развитой их артикуляции в устной речи, ребенок может не слышать звуков в слове, не различать отношений между звуковыми компонентами, не выделять их из состава слова и не определять очередность.
В исследовании слоговой структуры слова принимали участие дети с общим недоразвитием речи II уровня и дети с нормальным речевым развитием. Для проведения обследования детей была выбрана методика, состоящая их четырех серий заданий, с помощью которой можно наиболее полно исследовать слоговую структуру слова у детей. Было обследовано произношение слов различной структурной сложности, восприятие лексических единиц, возможности динамической и ритмической организации серийных движений и действий, а также состояние оптико-пространственной ориентации.
Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня отмечаются существенно большие нарушения слоговой структуры слова, по сравнению с детьми, имеющими нормальное речевое развитие. Так, большинству детей с общим недоразвитием речи доступны для произношения и употребления в контексте только простые слова, они не чувствуют просодических и ритмических характеристик слогов и слов, не умеют распознавать ритмические и структурные искажения в словах, не способны точно воспроизводить движения и действия по образцу, не умеют четко выполнять инструкции, слабо ориентируются в двухмерном и трехмерном пространстве, часто прибегают к помощи взрослого.
Полученные научные результаты исследования могут дополнить теорию и методику формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.
Таким образом, гипотеза, которая была выдвинута в данном исследовании и заключалась в том, что у детей с ОНР II уровня будут выявлены более низкие уровни сформированности слоговой структуры слова, по сравнению с детьми, не имеющими речевых нарушений, нашла свое подтверждение.
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом представляет собой речевую аномалию, при которой страдает развитие всех элементов речевой системы: словаря, грамматического строя, произношения звуков. Характерным считается системное нарушение не только смысловой, но и произносительной стороны речи. Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста может выражаться в разной степени: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Типичным считается позднее возникновение речи, бедный словарный запас, выраженный аграмматизм, а кроме того, недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия.
Выделяют следующие нарушения слоговой структуры слова: недостаточное различение и затруднение при анализе нарушенных в произношении звуков, недостаточное различение большого числа звуков из нескольких фонетических групп при достаточно развитой их артикуляции в устной речи, ребенок может не слышать звуков в слове, не различать отношений между звуковыми компонентами, не выделять их из состава слова и не определять очередность.
В исследовании слоговой структуры слова принимали участие дети с общим недоразвитием речи II уровня и дети с нормальным речевым развитием. Для проведения обследования детей была выбрана методика, состоящая их четырех серий заданий, с помощью которой можно наиболее полно исследовать слоговую структуру слова у детей. Было обследовано произношение слов различной структурной сложности, восприятие лексических единиц, возможности динамической и ритмической организации серийных движений и действий, а также состояние оптико-пространственной ориентации.
Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня отмечаются существенно большие нарушения слоговой структуры слова, по сравнению с детьми, имеющими нормальное речевое развитие. Так, большинству детей с общим недоразвитием речи доступны для произношения и употребления в контексте только простые слова, они не чувствуют просодических и ритмических характеристик слогов и слов, не умеют распознавать ритмические и структурные искажения в словах, не способны точно воспроизводить движения и действия по образцу, не умеют четко выполнять инструкции, слабо ориентируются в двухмерном и трехмерном пространстве, часто прибегают к помощи взрослого.
Полученные научные результаты исследования могут дополнить теорию и методику формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.
Таким образом, гипотеза, которая была выдвинута в данном исследовании и заключалась в том, что у детей с ОНР II уровня будут выявлены более низкие уровни сформированности слоговой структуры слова, по сравнению с детьми, не имеющими речевых нарушений, нашла свое подтверждение.
Подобные работы
- Уровень сформированности коммуникативной функции речи у детей 5-6 лет с недоразвитием речи 1 и 2 уровня (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019



