Констатирующий эксперимент проводился на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №75 компенсирующего вида» города Барнаула. Для проведения исследования были отобраны дети 5-6 лет. В состав экспериментальной группы входило 10 детей, среди них 5 детей с нормальным речевым развитием и 5 детей с общим недоразвитием речи II уровня.
Есть приложение (Результаты исследования слоговой структуры слова у детей).
Если в данной работе поменять названия место проведения исследования на нужный, то эта работа подойдет для любого города и вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения особенностей нарушений слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР 6
1.1. Характеристика слоговой структуры слова и особенности ее усвоения при нормальном речевом онтогенезе 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 9
1.3 Особенности нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи 12
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей нарушения слоговой структуры слова у старших дошкольников 15
2.1 Организация и содержание исследования слоговой структуры слова у старших дошкольников 15
2.2 Анализ результатов исследования 20
Заключение 26
Список использованных источников 28
Приложение А 32
Актуальность настоящего исследования заключается в том, что развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение представляет собой одну из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.
Общее недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
При овладении слоговой структурой ребенок научается воспроизводить слоги, слова в порядке их сравнительной силы: сначала из всего слова передается только ударный слог, затем появляется первый предударный и, наконец, слабые безударные слоги. Опускание слабых безударных слогов препятствует усвоению входящих в них звуков, и в этом смысле судьба разных звуков и звукосочетаний связана с усвоением слоговой структуры.
В связи с тем, что правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации, выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить в ранние сроки. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.
Вопросы формирования и развития слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи освещались в работах Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, И.А. Сикорского и др.
Все вышеперечисленное, а также недостаточная изученность проблемы исследования нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня определяют актуальность данного исследования.
Цель исследования: выявление особенностей слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР.
Задачи исследования:
1. Изучить специальную, педагогическую и медицинскую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать приемы исследования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.
3. Провести собственное исследование по выявлению особенностей и уровня овладения слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР при синдроме алалия.
4. Проанализировать результаты эксперимента и сформулировать выводы.
Объект исследования: слоговая структура слов у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР.
Гипотеза исследования: предполагается, что у детей с ОНР II уровня будут выявлены более низкие уровни сформированности слоговой структуры слова, по сравнению с детьми, не имеющими речевых нарушений.
Теоретической базой исследования послужила учебная и научно-методическая литература, посвященная вопросам развития слоговой структуры слова у дошкольников. Были использованы работы
Методы исследования:
1. Теоретический – анализ литературных данных.
2. Экспериментальный – проведение констатирующего эксперимента.
3. Статический – анализ результатов эксперимента.
Организация исследования:
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №75 компенсирующего вида» города Барнаула. Обследованием было охвачено 10 детей в возрасте 5-6 лет (5 детей с нормальным речевым развитием и 5 детей с общим недоразвитием речи II уровня).
Исследование проводилось в течение шести недель в период с 05.02.2018г. по 16.03.2018г. и состояло из четырех этапов:
1. Изучение методической литературы по исследуемой проблеме.
2. Определение и реализация методики исследования.
3. Сравнительный анализ полученных данных.
4. Оформление результатов исследования в виде курсовой работы.
Объем и структура курсовой работы. Курсовая работа объемом ? страниц, состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Развитие слоговой структуры слова в онтогенезе представляет собой очень сложный процесс. Началом усвоения слоговой структуры слова считается конец стадии гуления, в то время, когда у ребенка формируется стабильный слог. Постепенно, от повторения однотипных слогов ребенок переходит к созданию слоговых цепочек, затем - к произнесению слов из повторяющихся слогов, а потом в речи появляются слова из двух и нескольких разных слогов, целые предложения.
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом представляет собой речевую аномалию, при которой страдает развитие всех элементов речевой системы: словаря, грамматического строя, произношения звуков. Характерным считается системное нарушение не только смысловой, но и произносительной стороны речи. Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста может выражаться в разной степени: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Типичным считается позднее возникновение речи, бедный словарный запас, выраженный аграмматизм, а кроме того, недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия.
Выделяют следующие нарушения слоговой структуры слова: недостаточное различение и затруднение при анализе нарушенных в произношении звуков, недостаточное различение большого числа звуков из нескольких фонетических групп при достаточно развитой их артикуляции в устной речи, ребенок может не слышать звуков в слове, не различать отношений между звуковыми компонентами, не выделять их из состава слова и не определять очередность.
В исследовании слоговой структуры слова принимали участие дети с общим недоразвитием речи II уровня и дети с нормальным речевым развитием. Для проведения обследования детей была выбрана методика, состоящая их четырех серий заданий, с помощью которой можно наиболее полно исследовать слоговую структуру слова у детей. Было обследовано произношение слов различной структурной сложности, восприятие лексических единиц, возможности динамической и ритмической организации серийных движений и действий, а также состояние оптико-пространственной ориентации.
Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня отмечаются существенно большие нарушения слоговой структуры слова, по сравнению с детьми, имеющими нормальное речевое развитие. Так, большинству детей с общим недоразвитием речи доступны для произношения и употребления в контексте только простые слова, они не чувствуют просодических и ритмических характеристик слогов и слов, не умеют распознавать ритмические и структурные искажения в словах, не способны точно воспроизводить движения и действия по образцу, не умеют четко выполнять инструкции, слабо ориентируются в двухмерном и трехмерном пространстве, часто прибегают к помощи взрослого.
Полученные научные результаты исследования могут дополнить теорию и методику формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.
Таким образом, гипотеза, которая была выдвинута в данном исследовании и заключалась в том, что у детей с ОНР II уровня будут выявлены более низкие уровни сформированности слоговой структуры слова, по сравнению с детьми, не имеющими речевых нарушений, нашла свое подтверждение.
1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада [Текст] / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 272 с.
2. Артемова Е.Э. Нейропсихологический аспект изучения нарушений звуковой и слоговой структуры слова [Текст] / Е.Э. Артемова, О.В. Григорьева // Психология и образование. - 2016. – №10. - С. 121-128.
3. Архипова, Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи [Текст] / Е.Ф. Архипова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2017. – №2. - С. 38-43.
4. Асланова, С.Р. Дифференциальная характеристика структурной организации лексических единиц дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] / С.Р. Асланова, Н.Ю. Шарипова // Преподаватель XXI век. - 2013. – №3. - С. 100-108.
5. Бабина, Г.В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи [Текст] / Г.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова. - М.: Парадигма, 2013. - 96 с.
6. Бенилова, С.Ю. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы) [Текст] / С.Ю. Бенилова, Л.Р. Давидович, Н.В. Микляева. – М.: Парадигма, 2012. – 312 с.
7. Борисова, Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие [Текст] / Е.А. Борисова. - М.: «Сфера», 2013. - 58 с.
8. Браудо, Т.Е. Онтогенез речевого развития [Текст] / Т.Е. Браудо, М.Ю. Бобылова, М.В. Казакова // Русский журнал детской неврологии. - 2017. - №1. - С. 41-46.
9. Веракса, А.Н. Развитие речи в дошкольном детстве [Текст] / А.Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. - №1. - С. 56-63.
10. Вяльцева, Д.В. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Д.В. Вяльцева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2014. – №13. - С. 60-68.
11. Горчакова, А.М. Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / А.М. Горчакова, Т.М. Конакова // СНВ. - 2013. – №3. - С. 27-29.
12. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: КнигоМир, 2012. - 320 с.
13. Запрудина, М.В. Становление лексической системности у дошкольников с нормой речевого развития и особенности формирования лексического компонента у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / М.В. Запрудина, В.В. Якушева // Символ науки. - 2017. – №3. - С. 99-102.
14. Иванова, А.С. Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР II уровня [Текст] / А.С. Иванова, Е.П. Андреева // Молодой ученый. - 2016. - №22. - С. 243-245.
15. Кондрашина, О.Е. Педагогические условия речевого развития дошкольников [Текст] / О.Е. Кондрашина // Вестник Тамбовского университета. - 2013. - №5. - С. 112-116.
16. Коротовских, Т.В. Особенности звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II-III уровня [Текст] / Т.В. Коротовских, Ю.С. Пяшкур // Казанский педагогический журнал. - 2016. - №1. - С. 173-178.
17. Макарова, Н.В. Современное состояние проблемы изучения звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.В. Макарова // Вестник Таганрогского института А.П. Чехова. - 2014. – №2. - С. 66-70.
18. Петрова, А.А. Развитие речи в онтогенезе [Текст] / А.А. Петрова // Вестник ВолГУ. - 2013. – №1. - С. 112-117.
19. Салманова, Л.Р. Особенности фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Л.Р. Салманова // Специальное образование. - 2016. – №12. - С. 127-129.
20. Современное образование: сб. учебно-методических работ [Текст] / под ред. В.Л. Казанской. - М.: Директ-Медиа, 2016. - 255 с.
21. Титова, Т.А. О нарушениях слоговой структуры слова в устной речи [Текст] / Т.А. Титова // Специальное образование. - 2017. – №7. - С. 121-123.
22. Ткаченко, Т.А. Логопедические упражнения. Методическое пособие [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2013. - 88 с.
23. Ушакова, О.С. Развитие речи в дошкольном детстве как педагогическая проблема [Текст] / О.С. Ушакова // Педагогическое образование в России. - 2013. – №12. - С. 5-13.
24. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие [Текст] / О.С. Ушакова. - М.: Владос, 2013. - 132 с.
25. Филичева, Т.Б. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста. Методическое пособие [Текст] / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, А.В. Соболева. - М.: Издательство В.Секачев, 2016. - 196 с.
26. Цыганкова, А.В. Психолингвистические основы методики развития речи [Текст] / А.В. Цыганкова // Специальное образование. - 2013. - №2. - С. 60-67.
27. Четверушкина, Н.С. Слоговая структура слова. Системный метод устранения нарушений [Текст] / Н.С. Четверушкина. - М.: Национальный книжный центр, 2017. - 192 с.
28. Шалабанова, И.Ю. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / И.Ю. Шалабанова // Новая наука. - 2017. – №4. - С. 137-139.
29. Ширикова, О.А. Сравнительная характеристика исследования речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи и детей с нормальным речевым развитием при помощи творческих игровых приемов и средств [Текст] / О.А. Ширикова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. – №4. - С. 130-133.
30. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей [Текст] / В.И. Яшина, М.М. Алексеева. - М.: Академия, 2013. - 448 с.