Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности нарушений слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР II уровня (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №56059

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

логопедия

Объем работы32
Год сдачи2018
Стоимость350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
359
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Констатирующий эксперимент проводился на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №75 компенсирующего вида» города Барнаула. Для проведения исследования были отобраны дети 5-6 лет. В состав экспериментальной группы входило 10 детей, среди них 5 детей с нормальным речевым развитием и 5 детей с общим недоразвитием речи II уровня.
Есть приложение (Результаты исследования слоговой структуры слова у детей).
Если в данной работе поменять названия место проведения исследования на нужный, то эта работа подойдет для любого города и вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения особенностей нарушений слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР 6
1.1. Характеристика слоговой структуры слова и особенности ее усвоения при нормальном речевом онтогенезе 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 9
1.3 Особенности нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи 12
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей нарушения слоговой структуры слова у старших дошкольников 15
2.1 Организация и содержание исследования слоговой структуры слова у старших дошкольников 15
2.2 Анализ результатов исследования 20
Заключение 26
Список использованных источников 28
Приложение А 32

Актуальность настоящего исследования заключается в том, что развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение представляет собой одну из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.
Общее недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
При овладении слоговой структурой ребенок научается воспроизводить слоги, слова в порядке их сравнительной силы: сначала из всего слова передается только ударный слог, затем появляется первый предударный и, наконец, слабые безударные слоги. Опускание слабых безударных слогов препятствует усвоению входящих в них звуков, и в этом смысле судьба разных звуков и звукосочетаний связана с усвоением слоговой структуры.
В связи с тем, что правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации, выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить в ранние сроки. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.
Вопросы формирования и развития слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи освещались в работах Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, И.А. Сикорского и др.
Все вышеперечисленное, а также недостаточная изученность проблемы исследования нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня определяют актуальность данного исследования.
Цель исследования: выявление особенностей слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР.
Задачи исследования:
1. Изучить специальную, педагогическую и медицинскую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать приемы исследования слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.
3. Провести собственное исследование по выявлению особенностей и уровня овладения слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР при синдроме алалия.
4. Проанализировать результаты эксперимента и сформулировать выводы.
Объект исследования: слоговая структура слов у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР.
Гипотеза исследования: предполагается, что у детей с ОНР II уровня будут выявлены более низкие уровни сформированности слоговой структуры слова, по сравнению с детьми, не имеющими речевых нарушений.
Теоретической базой исследования послужила учебная и научно-методическая литература, посвященная вопросам развития слоговой структуры слова у дошкольников. Были использованы работы
Методы исследования:
1. Теоретический – анализ литературных данных.
2. Экспериментальный – проведение констатирующего эксперимента.
3. Статический – анализ результатов эксперимента.
Организация исследования:
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №75 компенсирующего вида» города Барнаула. Обследованием было охвачено 10 детей в возрасте 5-6 лет (5 детей с нормальным речевым развитием и 5 детей с общим недоразвитием речи II уровня).
Исследование проводилось в течение шести недель в период с 05.02.2018г. по 16.03.2018г. и состояло из четырех этапов:
1. Изучение методической литературы по исследуемой проблеме.
2. Определение и реализация методики исследования.
3. Сравнительный анализ полученных данных.
4. Оформление результатов исследования в виде курсовой работы.
Объем и структура курсовой работы. Курсовая работа объемом ? страниц, состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие слоговой структуры слова в онтогенезе представляет собой очень сложный процесс. Началом усвоения слоговой структуры слова считается конец стадии гуления, в то время, когда у ребенка формируется стабильный слог. Постепенно, от повторения однотипных слогов ребенок переходит к созданию слоговых цепочек, затем - к произнесению слов из повторяющихся слогов, а потом в речи появляются слова из двух и нескольких разных слогов, целые предложения.
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом представляет собой речевую аномалию, при которой страдает развитие всех элементов речевой системы: словаря, грамматического строя, произношения звуков. Характерным считается системное нарушение не только смысловой, но и произносительной стороны речи. Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста может выражаться в разной степени: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Типичным считается позднее возникновение речи, бедный словарный запас, выраженный аграмматизм, а кроме того, недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия.
Выделяют следующие нарушения слоговой структуры слова: недостаточное различение и затруднение при анализе нарушенных в произношении звуков, недостаточное различение большого числа звуков из нескольких фонетических групп при достаточно развитой их артикуляции в устной речи, ребенок может не слышать звуков в слове, не различать отношений между звуковыми компонентами, не выделять их из состава слова и не определять очередность.
В исследовании слоговой структуры слова принимали участие дети с общим недоразвитием речи II уровня и дети с нормальным речевым развитием. Для проведения обследования детей была выбрана методика, состоящая их четырех серий заданий, с помощью которой можно наиболее полно исследовать слоговую структуру слова у детей. Было обследовано произношение слов различной структурной сложности, восприятие лексических единиц, возможности динамической и ритмической организации серийных движений и действий, а также состояние оптико-пространственной ориентации.
Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня отмечаются существенно большие нарушения слоговой структуры слова, по сравнению с детьми, имеющими нормальное речевое развитие. Так, большинству детей с общим недоразвитием речи доступны для произношения и употребления в контексте только простые слова, они не чувствуют просодических и ритмических характеристик слогов и слов, не умеют распознавать ритмические и структурные искажения в словах, не способны точно воспроизводить движения и действия по образцу, не умеют четко выполнять инструкции, слабо ориентируются в двухмерном и трехмерном пространстве, часто прибегают к помощи взрослого.
Полученные научные результаты исследования могут дополнить теорию и методику формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.
Таким образом, гипотеза, которая была выдвинута в данном исследовании и заключалась в том, что у детей с ОНР II уровня будут выявлены более низкие уровни сформированности слоговой структуры слова, по сравнению с детьми, не имеющими речевых нарушений, нашла свое подтверждение.



1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада [Текст] / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 272 с.
2. Артемова Е.Э. Нейропсихологический аспект изучения нарушений звуковой и слоговой структуры слова [Текст] / Е.Э. Артемова, О.В. Григорьева // Психология и образование. - 2016. – №10. - С. 121-128.
3. Архипова, Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи [Текст] / Е.Ф. Архипова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2017. – №2. - С. 38-43.
4. Асланова, С.Р. Дифференциальная характеристика структурной организации лексических единиц дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] / С.Р. Асланова, Н.Ю. Шарипова // Преподаватель XXI век. - 2013. – №3. - С. 100-108.
5. Бабина, Г.В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи [Текст] / Г.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова. - М.: Парадигма, 2013. - 96 с.
6. Бенилова, С.Ю. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы) [Текст] / С.Ю. Бенилова, Л.Р. Давидович, Н.В. Микляева. – М.: Парадигма, 2012. – 312 с.
7. Борисова, Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие [Текст] / Е.А. Борисова. - М.: «Сфера», 2013. - 58 с.
8. Браудо, Т.Е. Онтогенез речевого развития [Текст] / Т.Е. Браудо, М.Ю. Бобылова, М.В. Казакова // Русский журнал детской неврологии. - 2017. - №1. - С. 41-46.
9. Веракса, А.Н. Развитие речи в дошкольном детстве [Текст] / А.Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. - №1. - С. 56-63.
10. Вяльцева, Д.В. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Д.В. Вяльцева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2014. – №13. - С. 60-68.
11. Горчакова, А.М. Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / А.М. Горчакова, Т.М. Конакова // СНВ. - 2013. – №3. - С. 27-29.
12. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: КнигоМир, 2012. - 320 с.
13. Запрудина, М.В. Становление лексической системности у дошкольников с нормой речевого развития и особенности формирования лексического компонента у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / М.В. Запрудина, В.В. Якушева // Символ науки. - 2017. – №3. - С. 99-102.
14. Иванова, А.С. Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР II уровня [Текст] / А.С. Иванова, Е.П. Андреева // Молодой ученый. - 2016. - №22. - С. 243-245.
15. Кондрашина, О.Е. Педагогические условия речевого развития дошкольников [Текст] / О.Е. Кондрашина // Вестник Тамбовского университета. - 2013. - №5. - С. 112-116.
16. Коротовских, Т.В. Особенности звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II-III уровня [Текст] / Т.В. Коротовских, Ю.С. Пяшкур // Казанский педагогический журнал. - 2016. - №1. - С. 173-178.
17. Макарова, Н.В. Современное состояние проблемы изучения звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.В. Макарова // Вестник Таганрогского института А.П. Чехова. - 2014. – №2. - С. 66-70.
18. Петрова, А.А. Развитие речи в онтогенезе [Текст] / А.А. Петрова // Вестник ВолГУ. - 2013. – №1. - С. 112-117.
19. Салманова, Л.Р. Особенности фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Л.Р. Салманова // Специальное образование. - 2016. – №12. - С. 127-129.
20. Современное образование: сб. учебно-методических работ [Текст] / под ред. В.Л. Казанской. - М.: Директ-Медиа, 2016. - 255 с.
21. Титова, Т.А. О нарушениях слоговой структуры слова в устной речи [Текст] / Т.А. Титова // Специальное образование. - 2017. – №7. - С. 121-123.
22. Ткаченко, Т.А. Логопедические упражнения. Методическое пособие [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М.: Эксмо, 2013. - 88 с.
23. Ушакова, О.С. Развитие речи в дошкольном детстве как педагогическая проблема [Текст] / О.С. Ушакова // Педагогическое образование в России. - 2013. – №12. - С. 5-13.
24. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие [Текст] / О.С. Ушакова. - М.: Владос, 2013. - 132 с.
25. Филичева, Т.Б. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста. Методическое пособие [Текст] / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, А.В. Соболева. - М.: Издательство В.Секачев, 2016. - 196 с.
26. Цыганкова, А.В. Психолингвистические основы методики развития речи [Текст] / А.В. Цыганкова // Специальное образование. - 2013. - №2. - С. 60-67.
27. Четверушкина, Н.С. Слоговая структура слова. Системный метод устранения нарушений [Текст] / Н.С. Четверушкина. - М.: Национальный книжный центр, 2017. - 192 с.
28. Шалабанова, И.Ю. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / И.Ю. Шалабанова // Новая наука. - 2017. – №4. - С. 137-139.
29. Ширикова, О.А. Сравнительная характеристика исследования речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи и детей с нормальным речевым развитием при помощи творческих игровых приемов и средств [Текст] / О.А. Ширикова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. – №4. - С. 130-133.
30. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей [Текст] / В.И. Яшина, М.М. Алексеева. - М.: Академия, 2013. - 448 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ