ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ
СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЮ АРХИТЕКТУРНОГО
ПЕЙЗАЖА В ТЕХНИКЕ ОТМЫВКИ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ 8
1.1 Психолого-педагогические особенности формирования 8
пространственного мышления обучающихся 8
1.2 Развитие пространственного мышления у студентов среднего профессионального образования на занятиях по проектной живописи
12
Выводы по первой главе 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ 20
2.1 Разработка программы курса по выбору «Проектная живопись».. 20
2.2 Апробация программы курса по выбору «Проектная живопись» в
Елабужском колледже культуры и искусств 29
Выводы по второй главе 33
Глава 3. ВЫПОЛНЕНИЕ СЕРИИ ГРАФИЧЕСКИХ ЛИСТОВ «АРХИТЕКТУРНЫЕ ПЕЙЗАЖИ Г. ЕЛАБУГА» В ТЕХНИКЕ АКВАРЕЛЬНОЙ ОТМЫВКИ 34
3.1 Анализ объектов исторической архитектуры г. Елабуга для
выполнения отмывки 34
3.2 Методическая последовательность выполнения архитектурных
пейзажей в технике акварельной отмывки 40
Выводы по третьей главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ
В течение многих столетий в архитектурной практике при выполнении чертежей, складывались и вырабатывались разнообразные графические приемы, задачей которых было выявление и достижение максимальной выразительности и реальности изображения объекта. Одним из таких приёмов является отмывка.
Техника отмывки применяется архитекторами разных школ и направлений с XVII века. Этот прием позволяет наиболее полно и выразительно выявить объемно-пространственную форму сооружения и особенности ее декоративной пластики. В XV-XIX веках, работы, выполненные в технике отмывки, наряду с живописными и графическими, часто использовались при украшении помещений.
В современных условиях компьютеризации в деятельности специалистов архитектурно-художественных специальностей, акварельная отмывка перестала прививать навыки графического изображения проектного материала. Однако, не перестав являться неотъемлемой частью подготовки студентов, она преследует цель обучения основам пространственного натуралистичного живописного и графического изображения: с их законами, правилами, методами и приемам работы.
Таким образом, обучение живописи студентов, обучающихся в системе среднего профессионального образования предполагает научно обоснованную систему, в которой задачи тона рассматриваются с позиции неотрывного взаимодействия цвета и тона, при этом, тон стоит рассматривать как триединый компонент, включающий в себя одновременно задачи рисунка, живописи и композиции. Такого рода подход и его результаты позволяют углубить и расширить научное представление о методических возможностях развития тона в живописи и его значимости в процессе обучения проектной живописи; сформулировать теоретико-
методические положения, связанные с особенностями разработки целостной системы обучения живописи, построенной на развитии восприятия тона. В свою очередь, тональное восприятие связано непосредственно со знаниями из области рисунка, воздушной перспективы, композиции, светотени и теории теней, поскольку в данном случае, понятия, необходимые для развития тонального восприятия, должны формироваться на базе этих дисциплин. Так, развитие тонального восприятия в процессе изучения техники архитектурной отмывки находится в неотрывной связи с развитием пространственного мышления и зрительного аппарата у студентов. К тому же, архитектурная отмывка на ранней стадии обучения может стать идеальной техникой для начинающего живописца, который еще не имел опыта работы с кистью и базой для вырабатывания своего авторского подчерка, что не маловажно для творческого развития личности.
С описанных позиций, архитектурная отмывка как пропедевтическая техника закладывает фундаментальный способ пространственного мышления при работе акварелью, который в профессиональной деятельности ускоряет и облегчает процесс творческого анализа, избавляет от ситуаций диссонанса наблюдения и законов живописи. Таким образом, исходя из актуальности, была выбрана тема исследования «Формирование пространственного мышления студентов среднего профессионального образования в процессе обучения изображению архитектурного пейзажа в технике отмывки».
Цель исследования: разработать методику формирования
пространственного мышления студентов, обучающихся в системе среднего профессионального образования средствами дисциплины «Проектная живопись».
Объект исследования: формирование пространственного мышления студентов, обучающихся в системе среднего профессионального образования.
Предмет исследования: формирование пространственного мышления студентов, обучающихся в системе среднего профессионального образования в процессе обучения изображению архитектурного пейзажа в технике отмывки.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Выявить методы формирования пространственного мышления.
3. Изучить основные формы организации учебного занятия по обучению студентов колледжа изображению архитектурного пейзажа в технике акварельной отмывки.
4. Разработать программу курса по выбору «Проектная живопись».
5. Выполнить серию графических листов «Архитектурные пейзажи г. Елабуга» в технике акварельной отмывки.
Методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ отечественной и зарубежной
литературы по теме выпускной квалификационной работы, изучение нормативно-правовой документации, анализ примерной образовательной программы;
- эмпирические: наблюдение, беседа, устный опрос и изучение продуктов деятельности обучающихся.
Практическая значимость исследования: разработанная нами
программа курса по выбору «Проектная живопись» и творческая часть исследования в виде серии графических листов на тему «Архитектурные пейзажи г. Елабуга», могут быть использованы преподавателями и обучающим персоналом в средних профессиональных учебных заведениях на занятиях по проектной живописи как теоретический и наглядный материал. Творческая часть может послужить отличным декором в интерьере.
Структура ВКР: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и выводов к ним, заключения, списка использованных источников и приложения.
На сегодняшний день, такая техника как акварельная отмывка перестала прививать навыки графического изображения проектного материала. Однако, она не перестала являться неотъемлемой частью подготовки начинающих специалистов и преследует цель обучения основам пространственного натуралистичного живописного и графического изображения: с их законами, правилами, методами и приемам работы.
Обучение живописи студентов в системе среднего профессионального образования предполагает научно обоснованную систему. Такого рода подход и его результаты позволяют студентам углубить и расширить научное представление о методических возможностях развития тона в живописи и его значимости в процессе обучения проектной живописи. Развитие тонального восприятия в процессе изучения техники архитектурной отмывки находится в неотрывной связи с развитием пространственного мышления и зрительного аппарата у студентов. Таким образом, архитектурная отмывка на ранней стадии обучения это идеальная техника для начинающего живописца, который еще не имел опыта работы с кистью и базой для вырабатывания своего авторского почерка.
В нашей работе были рассмотрены психолого-педагогические подходы, наиболее популярных, педагогов и художников, работающих над проблемой развития пространственного мышления, в ходе чего мы сформулировали для себя определение понятие «пространственное мышление» - как специфический вид умственной деятельности, который обеспечивает создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения разнообразных графических задач, а оперирование образами выступает как сложный вид деятельности, имеющий специфическое содержание и формы осуществления. Определили, что обучение проектной живописи студентов среднего профессионального звена предполагает научно обоснованную систему, в которой задачи тона рассматриваются с позиции неотрывного взаимодействия цвета и тона. Такой подход и его результаты позволяют углубить и расширить научное представление о методических возможностях развития тона в живописи. Также отметим, что видение тона предметов является необходимым условием успешного освоения живописной грамоты. Поэтому, в рамках обучения архитектурной отмывке следует воспитывать и развивать, прежде всего, восприятие тона не только как неизменного свойства цвета, но и способа передачи глубины пространства в изображении, поскольку без этого немыслимо полноценной художественной подготовки студента, как хорошего специалиста в этой области.
Нами была разработана авторская программа курса по выбору «Проектная живопись». В ходе ознакомления с которой, студенты смогли познакомиться с теоретическими и практическими основами проектной живописи, научиться применять теоретические знания в практической деятельности, правдиво изображать окружающие нас предметы и явления, развить пространственное мышление, развивать логическое мышление, подготовиться к самостоятельной творческой работе.
Разработанная нами программа была апробирована на базе Муниципального бюджетного учреждения среднего профессионального образования «Елабужский колледж культуры и искусств».
После оценки выполненной работы можно сделать вывод, что студенты освоили основы пространственно-натуралистического, живописного и графического изображения, особенности тонального восприятия цвета, что способствовало формированию их пространственного мышления.
В исследовании был проведен анализ памятников архитектуры г. Елабуга, и выбор пал на три архитектурных сооружения, наиболее подходящих для изображения их в технике акварельной отмывки. Подробно была изучена последовательность выполнения архитектурных пейзажей, также были подобраны необходимые для работы материалы: планшеты формата 50*70см., акварельная бумага, акварельные краски, кисти.
Выполненная в ходе исследования серия графических листов на тему «Архитектурные пейзажи г. Елабуга», может служить наглядным методическим пособием, и использована обучающим персоналом в средних профессиональных учебных заведениях на мастер-классах, на занятиях по проектной живописи.
Таким образом, поставленные нами задачи были выполнены, цель была достигнута.
1. Акварели архитектора Джакомо Кваренги (1744-1817) [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.liveintemet.ru/users/3780265- /post284466160/
2. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. - 560 с.
3. Архитектурная отмывка [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.studfiles.ru/preview/2198455/
4. Афанасьев, В.Г. Общество: системность, познание и управление / В.Г. Афанасьев. - М.: Политиздат, 1981. - 432 с.
5. Беда, Г.В. Тоновые и цветовые отношения в живописи / Г.В. Беда. - М.: Советский художник, 1964. - 44 с.
6. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность и проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. - Ростов н/Д.: Книга, 2015. - 158 с.
7. Боно, Э. Серьезное творческое мышление / Э. Боно. - М.: Попурри, 2007. - 416 с.
8. Борев, Ю.Б. Эстетика: учебник / Ю.Б. Борев. - М.: Высшая школа, 2002. - 511с.
9. Вишнякова, Н.Ф. Креативная акмеология. Психология высшего образования / Н.Ф. Вишнякова. - Минск: 1996. - 300 с.
10. Волков, Н. Н. Цвет в живописи / Н. Н. Волков. -2 изд., доп. -М.: Искусство, 1984. - 320 с.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
12. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М.: Азбука, 2016. - 448 с.
13. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2007. - 368 с.
14. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества. / Л.Б. Ермолаева-Томина. - М.: Академический Проект, 2013. - 304 с.
15. Кандинский В.И. - онлайн книга «Ступени» (1913 г.) [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.wassilykandinsky.ru/book-118-1- 15.php
16. Кандинский, В. В. Точка и линия на плоскости / В. В. Кандинский. СПб.: Азбука классика, 2005. - 240 с.
17. Каплунович, И.Я. О структуре пространственного мышления при решении математических задач // Вопросы психологии. - 1978. - № 3. - С. 75 - 84.
18. Карпушина, Н. К. Цвет и тон-как основа изобразительной грамоты в живописи / Н. К. Карпушина. - Омск: ОГИС, 1999. - 10 с.
19. Киселева, Т.Ю. Отмывка фасада: Учеб. пособие для вузов / Т.Ю. Киселева, Н.Г. Стасюк. - М.: Архитектура-С, 2010. - 96 с.
20. Краморов, С. Н. Рисунок. Натюрморт: учеб. пособие для студентов пед. вузов / С. Н. Краморов. - Омск: ОмГПУ, 2000. - 67 с.
21. Крымов, Н.П. -художник и педагог [Текст]: Ст., воспоминания. - М.: АХ СССР, 1960. -264 с.
22. Кудряшев, К.В. Архитектурная графика / К.В. Кудряшев. - М. Архитектура-С, 2004. - 308 с.
23. Кэмерон, Д. Путь художника / Д. Кэмерон. - М.: Г аятри, 2007. - 272 с.
24. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1975. - 302 с.
25. Мельникова, С.И. Развитие творческих возможностей обучаемых / С.И. Мельникова, В.И. Цымбал, В.И. Чигринов. - Харьков: Изд-во Харьк. гос. Ун - т им. А.М. Горького, 2012. - 82 с.
26. Методические указания для проведения практических и лабораторных работ по дисциплине «Основы графической культуры» [Электроный ресурс] - Режим доступа - https://docviewer.yandex.ru/view/489228047
27. Моделирование воспитательных систем: теория-практика / под ред. Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. - М.: РОУ, 1995. - 188 с.
28. Общие положение при отмывке сложных объектов [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://kannelura.info/?page id=4563
29. Платонов, К.С. Проблемы способностей / К.С. Платонов. - М.: Наука, 2012. - 245 с.
30. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. - М.: Академия, 2013. - 296 с.
31. Развитие восприятие тона у студентов художественных специальностей на занятиях по живописи [Электронный ресурс] - Режим доступа - https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-vospriyatiya-tona-u-studentov- hudozhestvennyh-spetsialnostey-na-zanyatiyah-po-zhivopisi
32. Развитие Творческих способностей у студентов колледжа в процессе обучения [Электронный ресурс] - Режим доступа - https://cvberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostev-studentov- kolledzha-v-protsesse-obucheniya
33. Развитие художественного мышления у студентов отделения ФИИД на занятиях живописи [Электронный ресурс] - Режим доступа - https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-hudozhestvennogo-myshleniya-u- studentov-promyshlennogo-otdeleniya-fiid-na-zanyatiyah-zhivopisi
34. Раушенбах, Б.В. Пространственные построения в живо писи / Б.В. Раушенбах. - М.: Наука, 1980. -288 с.
35. Слободчиков, В.И. Личностно-ориентированный подход в образ-ом процессе / В.И. Слободчиков. - М.: АКАДЕМИЯ, 1999. - 128 с.
36. Сорокин, Б.Ф. Философия и психология творчества: научно
методическое пособие / Б.Ф. Сорокин. - М.: КНОРУС, 2003. - 592 с
37. Столетнев, В.С. Оперирование пространственными образами при решении задач // Новые исследования психологии. - 1979. - № 1. - С. 41 - 45.
38. Уемов, А.И. Системный подход и общая теория систем / А.И. Уемов. - М.: Мысль, 1978. - 272 с.
39. Учебное пособие: Методические указания к курсовой работе
«Архитектурная деталь. Отмывка» [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.bestreferat.ru/referat-400947.html
40. Храмы Елабуги [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://love- elabuga.ru/sgt.php?tag=200
41. Шардаков, М.Н. Очерки психологии школьника / М.Н. Шардаков. - М.: Учпедгиз, 1955. - 263 с.
42. Якиманская, И.С. Развитие пространственного мышления школьников / И.С. Якиманская. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.
43. Якобсон, П.М. Психология художественного восприятия / П.М. Якобсон. - М.: Искусство, 1964. - 86 с.