Работа на внешнем рынке производственных предприятий и других коммерческих организаций России (Таможенно-тарифное регулирование внешней деятельности, Омский государственный университет путей сообщения)
Текст работы имеет одинарный межстрочный интервал.
Введение 3
1 Теоретические аспекты деятельности предприятия на внешнем рынке 5
1.1 Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности предприятия 5
1.2 Виды сделок во внешнеэкономической деятельности 8
1.3 Стратегии выхода предприятия на внешний рынок 12
2 Особенности работы предприятий России на внешнем рынке 16
2.1 Значение внешнеэкономических связей для экономики РФ 16
2.2 Влияние экономики и внешнеэкономических связей России на конкурентоспособность промышленных предприятий 18
2.3 Направления совершенствования внешнеэкономической деятельности российских предприятий 21
2.4 Пример производственного предприятия, осуществляющего свою деятельность за пределами таможенной территории ЕАЭС 24
Заключение 27
Библиографический список 29
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время мы можем наблюдать насколько быстро развивается процесс глобализации мирохозяйственных связей и мировой экономики. В данных условиях динамику развития хозяйства отдельно взятой страны, главным образом, характеризуют масштабы и эффективность её вовлечения в процессы международного разделения труда. В то же время степень вовлечения страны в мировую экономику зависит от внутренних факторов развития страны, а также её способности адаптироваться к складывающимся тенденциям развития мировой экономики.
Поиск новых и расширение существующих внешних рынков сбыта для экспорта российской продукции обуславливает современная геополитическая ситуация, связанная с антироссийскими санкциями и экономическим спадом.
Внешнеэкономические связи явились катализатором экономических преобразований в России. Они активно воздействуют на формирование в стране рыночных структур и механизмов, способствуют первоначальному накоплению капитала, созданию конкурентной среды и определению рыночной мотивации в отечественном бизнесе, приобщению его к зарубежному опыту предпринимательства. На сегодняшний день в структуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, как и во всей экономике страны, происходят глубокие изменения.
Непосредственное участие во внешнеэкономической деятельности принимают сегодня десятки тысяч предприятий и десятки тысяч предпринимателей и государственных служащих.
Внешнеэкономическая деятельность - это та сфера хозяйственной деятельности организации, где не профессионализм и отсутствие опыта могут стать причиной серьезных затруднений на пути к поставленным целям и задачам. Следовательно, организации должны тщательно продумать план и стратегию развития своей внешнеэкономической деятельности, чтобы эффективно работать в данном сегменте.
В трудах отечественных и зарубежных исследователей представлен разносторонний анализ проблем развития ВЭД на уровне предприятия, факторов ее определяющих, форм и проблем государственного регулирования ВЭД. Среди них: И.Т. Балабанов, О.В. Бодягин, A.C. Булатов, О.Н. Во-ронкова, И.Н. Герчикова, В.В. Поляков, Т.Н. Попова, В.В. Покровская, М. Портер, Е.П. Пузакова, Б.М. Смитиенко, JI.E. Стровский, Р.К. Щснин, Дж. Сакс, Дж. Стиг-лиц, П. Ромер, И.Л. Фаминский, П. Фишер и др.
Цель исследования – изучить работу на внешнем рынке производственных предприятий и других коммерческих организаций России.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
- рассмотреть понятие и сущность внешнеэкономической деятельности предприятия;
- исследовать виды сделок во внешнеэкономической деятельности;
- провести анализ стратегий выхода предприятия на внешний рынок;
- исследовать значение внешнеэкономических связей для экономики РФ;
- изучить влияние экономики и внешнеэкономических связей России на конкурентоспособность промышленных предприятий;
- исследовать направления совершенствования внешнеэкономической деятельности российских предприятий;
- рассмотреть пример производственного предприятия, осуществляющего свою деятельность за пределами таможенной территории ЕАЭС.
Объект исследования – государственные инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности. Предмет – работа на внешнем рынке производственных предприятий и других коммерческих организаций России.
Методологической основой исследования в работе послужил диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания.
При написании работы была использована учебная литература российских авторов по внешнеэкономической деятельности, таких как В.А. Баринов, В.П. Бугорский, А. О. Иншакова, О. В. Матушевич и др.
Работа имеет следующую структуру и содержание: во введении обоснована актуальность темы исследования, представлены цель, задачи, предмет и объект исследования, а также методологическая основа исследования; в первой главе рассмотрены теоретические аспекты деятельности предприятия на внешнем рынке; во второй главе проведен анализ особенностей работы предприятий России на внешнем рынке. В заключении приведены выводы по результатам исследования.
Внешнеэкономическая деятельность – это область экономической деятельности государств и предприятий, связанная с внешней торговлей товарами и услугами, международными инвестициями, международной кооперацией, валютно-финансовыми и кредитными отношениями предприятий и государств.
Анализ российского законодательства показывает, что в нем отсутствует императивное закрепление термина «внешнеэкономическая сделка», при этом нельзя сделать вывод и невозможности использования этого термина во внешнеэкономическом праве.
В российской цивилистике внешнеэкономическая сделка рассматривается как комплексная категория, включающая деятельность субъектов международного частного права в сфере международного обмена товарами, работами, результатами интеллектуальной деятельности, всеми видами услуг, направленную на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей.
На данный момент тенденция в освоении иностранных рынков сохраняется для компаний, стремящихся занять лидирующие позиции в своей отрасли. Для этого существует целый ряд причин. Прежде всего, это привлечение новых клиентов. Долгосрочный рост компании основан на получении доходов и прибыли, что невозможно при насыщении локального рынка. В развивающихся странах рынок, как правило, открыт для новых идей и возможностей, что дает компаниям право на маневры. Поиск новых рынков сбыта ведет также и к сокращению издержек и повышению конкурентоспособности за счет развития новых способов производства и логистики.
К основным экономико-правовым средствам регулирования внешнеторговых связей относятся методы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования; запретов и ограничений международной торговли услугами и интеллектуальной собственностью; мер экономического и административного характера, направленных на развитие внешнеторговой деятельности и установленных законодательством России.
Основываясь на внешнеэкономических связях, осуществляется международное разделение труда, которое позволяет достичь экономии общественного труда в процессе рационального производства и обмена его результатами между различными странами.
Национальные интересы РФ требуют активизации участия РФ в системе международного разделения труда, наращивания ее экспортного потенциала, особенно наукоемкой продукции и ограничения экспорта сырья, энергоносителей.
В последние годы Россия обратила свой взгляд на Восток, для того чтобы улучшить свое экономическое и техническое сотрудничество. Именно Китай и Индия представляются перспективными странами для взаимодействия с Россией, как страной, которая стремится встать на путь догоняющего развития и достичь высоких темпов экономического развития. Благодаря такому сотрудничеству, каждая из сторон получит положительное влияние на становление своей экономики. В связи с этим необходимо рассмотреть текущее состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей России с Китаем и Индией.
Организация внешнеэкономической деятельности должна полностью соответствовать техническим и финансовым возможностям предприятия, его конкурентоспособности в данном международном рынке сбыта. В нынешнее время без проведения грамотного маркетингового исследования внешнеэкономической деятельности, трудно предсказать будущее определённой компании, но имея на вооружении все ранее перечисленные методы увеличения эффективности внешнеэкономической деятельности, предприятие сможет решать проблемы, сдерживающие ВЭД, заняться поиском иных резервов по наращиванию объёмов внешнеторговых операций, а так же изменить организационную структуру управления службы маркетинга и сбыта в соответствии с перспективными направлениями, указанными здесь для улучшения эффективности ВЭД.
ПАО «ГМК «Норильский никель» – диверсифицированная горно-металлургическая компания, являющаяся крупнейшим в мире производителем никеля и палладия, ведущим производителем платины, кобальта, меди и родия в мире. Компания также производит золото, серебро, иридий, селен, рутений и теллур.
Производственные подразделения группы компаний «Норильский никель» расположены в России в Норильском промышленном районе, на Кольском полуострове и в Забайкальском крае, а также в Финляндии и ЮАР.
В России акции компании допущены к торгам на Московской и Санкт-Петербургской биржах. АДР на акции ПАО «ГМК «Норильский никель» торгуются на внебиржевом рынке США, на Лондонской и Берлинской биржах.
Производственные подразделения Группы расположены в трех странах мира – России, Финляндии, ЮАР. В Финляндии действует завод Norilsk Nickel Harjavalta, входящий в состав Группы. Это единственный в стране завод, занимающийся рафинированием никеля. В ЮАР компании принадлежит 50% акций никелевого месторождения Nkomati, разрабатываемого совместно с African Rainbow Minerals. ПАО «ГМК «Норильский никель» имеет собственную глобальную сеть представительских и сбытовых офисов в России, Великобритании, Китае, США и Швейцарии.
1. Гражданский кодекс РФ: Ч. 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 03 августа 2018 г.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2018. № 4. Ст. 1998.
2. Гражданский кодекс РФ: Ч. 3 от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ (ред. от 28 марта 2017) // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4552; 2017. № 14. Ст. 1998.
3. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. ст. 4850.
II. Литература
4. Бабак Л.М. Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия / Л. М. Бабак, О. А. Веретенникова, В. А. Осипов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. № 7-6. С. 1011-1015;
5. Баринов В.А. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник / В.А. Баринов. М.: Форум, 2013. 192 c.
6. Барышева Е.А. Определение направлений повышения эффективности внешнеэкономической деятельности предприятий / Е. А. Барышева // Российское предпринимательство. 2013. № 12 (234). С. 32-38
7. Большой экономический словарь / под ред А.Н.Азрилияна. – 7-е изд. доп и перераб. М.: Институт новой экономики, 2015. 469 c.
8. Бугорский В.П. Внешнеэкономические сделки и гармонизация законодательства / В.П. Бугорский // Актуальные проблемы государственного управления, экономики, юриспруденции, психологии: Сборник научных трудов. М., 2015. С. 131-138.
9. Внешнеэкономические связи России: современные вызовы и возможные ответы / Под ред. В.П. Оболенского. М.: Институт экономики РАН, 2016. 296 с.
10. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов / Л.Е. Стровский, С. К. Казанцев, Е. А. Паршина и др.; Под ред. проф. Л. Е. Стровского. 3 е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 215 с.
11. Гущин В.В. Российское предпринимательское право / В. В. Гущин, Ю. А. Дмитриев. М., 2015. 438 c.
12. Кушлин В.И. Государственное регулирование экономики: учебник / 3-е изд., перераб. и доп. М.: Экономика, 2016. – 495 с.
13. Саутиева Т.Б. Роль внешнеэкономических связей России в международной экономической интеграции / Т.Б. Саутиева // Бюллетень науки и практики. 2017. №5. С. 211-215.
14. Стадник А.Т. Результаты и возможные последствия Российского продовольственного эмбарго / А.Т. Стадник, Д.М. Матвеев, О.В. Матушевич // Проблемы и перспективы развития экономики на современном этапе: материалы международной заоч. науч.-практ. конф. (г. Новосибирск, октябрь 2014 г.). С. 121-125.
15. Иншакова А.О. Международное частное право: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. О. Иншакова. М.: Изд-во «Юрайт», 2017. 398.
16. Иншакова А.О. Внешнеэкономические сделки в обновленном гражданском законодательстве РФ: квалификация, форма, применимое право / А. О. Иншакова // Юрист. 2015. № 13. С. 45-51.
17. Иншакова А.О. Вопросы квалификации внешнеэкономической сделки и правовая специфика некоторых ее видов / А. О. Иншакова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5. Юриспруденция. 2015. № 2 (27). С. 37-45.
18. Корнейко О.В. Экономика внешнеторгового предприятия: учебное пособие / О. В. Корненко. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015. 146 с.
19. Крепоносова Е.С. Динамика внешнеторгового оборота РФ / Е.С. Крепоносова, Р.В. Артёмов // Проблемы и перспективы современной науки. 2015. № 6. С. 108-111.
20. Матушевич О.В. Современные подходы к определению понятия «логистика» / О. В. Матушевич // Инновационная экономика: от теории к практике: материалы международной науч.-практ. конф. (г. Новосибирск, октябрь 2014 г.). С. 254-256.
21. Михайлов С.В. Особенности определения формы внешнеторговых сделок / С. В. Михайлов, Н. В. Пономарева // Общество, технология, окружающая среда: Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. 2017. С. 305-311.
22. Мусин В. А. Международные торговые контакты: Учебное пособие / В. А. Мусин. – М.: Инфра-М, , 2016. 152 с.
23. Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации: учеб. пособие / под общ. ред. С. В. Рязанцева. М.: Кнорус, 2016. 195 с.
24. Рудинская М.В. О внешнеторговой деятельности России в условиях экономических санкций / М. В. Рудинская // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2015. №1. С. 45 - 50.
25. Удовенко К.И. Проблема развития российских региональных компаний в условиях международной отраслевой конкуренции / К. И. Удовенко, А. С. Глупак // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 7-4. С. 661-663.
III. Электронные и интернет-ресурсы
26. Бублик В. А. Публично- и частноправовые начала в гражданско-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности: автореф. дис. на соиск. учен. степ. док. юрид. наук. / В. А. Бублик. URL: http://www.law.edu.ru/book/book.asp?bookID=89040 (дата обращения 19.03.2017).
27. Габибова М. Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). М.: Буки-Веди, 2015. С. 85-87. URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/134/8220/ (дата обращения: 24.10.2018).
28. Бухматов Р.В. Пути повышения внешнеэкономической деятельности / Р. В. Бухматов // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 3. URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17243 (дата обращения: 24.10.2018).
29. Ибрагимова Н.Б. внешнеэкономическая сделка как основа международной торговли / Н. Б. Ибрагимова // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 5. URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=19089 (дата обращения: 24.10.2018).
30. Полевая Е. В. Повышение конкурентоспособности предприятия / Е. В. Полевая // Инновационная экономика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). Казань: Молодой ученый, 2018. С. 7-13. URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/295/14151/ (дата обращения: 24.10.2018).
31. Таможенная статистика внешней торговли РФ. Федеральная таможенная служба РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // customs.ru / index.php?option=com _ content&view=article&id=13858&Itemid=209 (дата обращения: 24.10.2018).