Введение 4
Глава 1 9
1.1 Деятельность предприятия 9
1.2 Этапы организационного развития 9
1.3 Особенности и преимущества выпускаемой продукции 9
1.4 Участие в выставках 10
1.5 История создания 10
1.6 Нормативные документы 11
1.7 Система менеджмента качества 17
Глава 2 34
2.1 1С 34
2.2 Конфигурация 1С:Предприятие 36
Заключение 51
Список используемой литературы
Для выпускной квалификационной работы была выбрана тема «Метод оценки поставщиков». На сегодняшний день существует необходимость изучения данной темы в интересах рынка (а также предприятий, фирм, заводов). Актуальность этой темы заключается в степени важности и значимости в данный момент времени. Сегодня, представленная тема является актуальной по ряду причин. Во-первых, надежность поставщика является важной частью создания качественного продукта, а во-вторых поставщик влияет на успех фирмы/предприятия на рынке.
Теоретическая и практическая значимости данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что на основании проведенной работы были определены основные критерии выбора поставщика, которые далее будут применяться при выборе поставщика на предприятии ООО «Икар Лтд».
Степень разработанности темы определяется следующими факторами. Несмотря на то, что данная тема «Метод оценки поставщиков» является одним из важных факторов в развитии предприятий, в научных исследованиях достаточно редко были подняты конкретные вопросы решения проблемы выбора надежных поставщиков. Одной из основных проблем, которые возникают при закупке продукции или услуг, является выбор поставщика. На сегодняшний день на современном рынке существует огромное количество поставщиков одинаковых товаров, поэтому поставщик должен быть хорошим партнером для предприятия в реализации ее логистической стратегии.
На ранних стадиях развития рынка необходимо было только то , чтобы товар был в наличии. Позднее стала необходимой минимальная цена. Далее пришло качество, а относительно недавно большинство рынков вошли в такую стадию, для которой необходимо создание конкурентных преимуществ с поставщиками, то есть партнерство. Поставщик - это юридическое (предприятие, фирма) или физическое лицо, которое поставляет продукцию или услуги заказчикам. Таким образом, с каждым годом приходит понимание того, что необходимо вести сотрудничество с надёжными поставщиками, так как в какой-то степени поставщик — это лицо фирмы.
Закупаемая продукция (сырье, комплектующие изделия), как правило, неравнозначны, так как отсутствие некоторых комплектующих, которые должны быть всегда в наличие, может привести к остановке процесса производства.
Задача выпускной квалификационной работы состояла в том, чтобы определить путь совершенствования выбора поставщика предприятия на основе критериев и стандартов предприятия, а также изучить принципы управления закупками и рассмотреть критерии выбора поставщиков.
Для решения этой задачи необходимо выбрать информацию, метод ее сбора, определить и выбрать наиболее важные критерии (характеристики) поставщиков для предприятия.
Чтобы определить жизненно важные критерии необходимо в первую очередь провести анализ закупаемой продукции, определить некритические для производства материалы (легкозаменяемые), основные, проблемные (дефицитные, требующие определенных условий при хранении и транспортировки) и стратегические материалы(высокорентабельные). После анализа закупаемой продукции нужно определить роль поставщика в процессе производства: обычный, квалифицированный, надёжный,
стратегический. Обычный поставщик: стандартное качество, достаточно низкие цены, сотрудничество по договорным обязательствам.
Квалифицированный поставщик: среднее качество поставляемой
продукции, надежное снабжение, отсрочка платежа.
Надежный поставщик: хорошее качество продукции, совместное фокусирование на стоимости, близость, долгосрочные договоры. Стратегический поставщик: готовность принять на свою ответственность рыночные риски, выделение средств на научно-исследовательскую работу, оптимальная организация собственного производства.
В качестве критериев (характеристик) поставщиков предприятия, как правило, используют информацию о конкретных поставщиках: качество, закупочная цена, соблюдение сроков поставки, наличие СМК, значимость, стаж, отзывчивость. Выбор именно этих критериев приходит не случайно. У каждой фирмы и у каждого предприятия в основном эти критерии схожи, так как они являются наиболее важными. Эти данные по оценке поставщика заносятся в карту поставщика в виде таблицы. У каждого из этих критериев есть свой балл.
Показатель «Качество»
• 10 баллов - отсутствие претензий на качество;
• 8 баллов - наличие 1-2 замечания;
• 6 баллов - наличие 3-4 замечаний;
• 2 балла - наличие 5 и более замечаний.
Показатель «Закупочная цена»
• 6 баллов - отсрочка платежа;
• 5 баллов - наличие выгодной системы скидок;
• 4 балла - оплата по факту;
• 3 балла - предоплата.
Показатель «Соблюдение сроков поставки»
• 6 баллов - систематическое выполнение заказов точно в срок;
• 4 баллов - наличие 1-2 замечания по незначительной задержке;
• 2 баллов - наличие 3 и более замечании.
Показатель «Наличие СМК»
• 5 баллов - СМК сертифицирована;
• 3 балла - СМК действующая ,но не сертифицирована
• 0 баллов - СМК отсутствует.
Показатель «Значимость»
• 5 баллов - монопольное производство;
• 3 балла - возможность приобретения у других поставщиков. Показатель «Стаж»
• 6 баллов - работа с поставщиком более 5 лет;
• 5 балла - работа с поставщиком от 2 до 5 лет;
• 3 балла - работа с поставщиком от 1 до 2 лет;
• 1 балл - работа с поставщиком менее 1 года.
Показатель «Отзывчивость»
• 5 баллов - быстрое реагирование на просьбы и предложения предприятия;
• 3 балла - медленное реагирование на просьбы и предложения предприятия;
• 1 балл - поставщик не реагирует на просьбы/предложения предприятия.
Далее все эти критерии суммируются и каждому поставщику присваивается статус. Если показатель оценки качества (Q) поставщика- сумма баллов всех показателей:
Q = 43- поставщик отличный;
Q > 35- поставщик надежный;
35 > Q > 25 - поставщик удовлетворительный;
Если Q < 25, то поставщик автоматически отклонен.
Объектом в данной выпускной квалификационной работе является изучение Системы менеджмента качества, а также углубленное изучение платформы 1С.
Предметом проведенной работы являются различные стандарты Системы менеджмента качества, а также платформы 1С:Предприятие.
Работа проведена с применением совокупности методов научного познания. Абстрактно-логический метод изучить теоретические аспекты, определить характеристики процессов развития предприятия. Системноструктурный метод был использован для анализа состояния фирмы. Также были применены экономико-математические и экономико-статистические методы, для определения развития организации. Кроме того, анализ и индукция были использованы при данной работе. Анализ помог рассмотреть предмет исследования с учетом всех индивидуальных свойств, а индукция помогла перейти от общей информации к более конкретной, связанной с темой выпускной квалификационной работы.
В данной выпускной квалификационной работе был рассмотрен метод оценки поставщиков на примере ООО «Икар ЛТД», чья деятельность связана с производством и поставкой комплектующих на конвейеры ПАО «КАМАЗ», АО «Урал», ООО АЗ «ГАЗ», ООО «ЛиАЗ».
Метод оценки поставщиков ведется в соответствии Системы менеджмента качества. Были разработаны новые критерии и дополнены в стандарт предприятия «Закупки». В данном методе оценок существует семь критериев: качество, закупочная цена, соблюдение сроков поставки, наличие СМК, значимость, стаж, реагирование. У каждого из этих критериев есть балльная шкала, например, качество от 2 до 10, закупочная цена от 3 до 6, соблюдение сроков поставки от 2 до 6, наличие СМК от 0 до 5, значимость от 3 до 5, стаж от 1 до 6, реагирование от 1 до 5.
На платформе 1С:Предприятие была разработана конфигурация по этой теме. Были созданы различные справочники, документы, отчеты. Были заполнены реальные поставщики (контрагенты), товары(номенклатура). Созданы договоры, у каждого есть свой владелец, номер, дата заключения. Также существует номенклатура (товар), у товара есть свой поставщик (контрагент), цена. У контрагента к описанию есть наименование, ИНН, КПП, 4 адреса (юридический, фактический, электронный, почтовый), а также оценки по семи критериям, которые проставляются вручную, но сумма считается автоматически. Контрагент может быть активным или альтернативным. Активный контрагент — это поставщик, с которым работает предприятие, с которым заключен договор, и данный поставщик является надежным по оценке. Но в случае расторжения договора и для того, чтобы не прерывать производство необходимо иметь запасных или «альтернативных» поставщиков. Альтернативный поставщик является запасным поставщиком, надежным (по критериям).
На предприятии ООО «Икар Лтд» происходила оценка поставщиков по карте поставщика. Данная карта была видоизменена из-за внесения новых критериев. На сегодняшний день можно все компьютезировать и внедрить данную конфигурацию, в которой также возможно проставление оценок (их сумма подсчитывается автоматически) и с помощью отчетов графиков наглядно увидеть, какие поставщики подходят предприятию, а какие нет. Этот метод поможет увеличить прибыльность производства продукции на предприятии ООО «Икар Лтд». Повысится производительность труда, снизятся издержки производства, непроизводительные затраты, повысится качество производимой продукции за счет «надёжных» поставщиков.
Все это позволит предприятию не только увеличить объем производства и реализации продукции, но и сохранить позиции на местном рынке производства, что обеспечит стабильное развитие предприятия.
Предлагаемые мероприятия по совершенствованию оценки поставщиков позволят значительно повысить эффективность деятельности данного предприятия.