Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образовательная среда как фактор развития субъектности дошкольников

Работа №55984

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2017
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
308
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Теоретические аспекты изучения качества образовательной среды и развития субъектности в дошкольном возрасте
1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста и
проблема развития субъектности ребенка в раннем онтогенезе 9
1.2. Специфика образовательной среды в дошкольном учреждении и
культурная ситуация социализации 20
1.3. Особенности взаимосвязи качества образовательной
среды и развития субъектности ребенка в дошкольном возрасте 34
2. Эмпирическое исследование особенностей взаимосвязи качества образовательной среды и развитие субъектности в дошкольном возрасте
2.1. Организация и методы исследования 41
2.2. Исследование уровня развития субъектности
дошкольника в зависимости от качества образовательной среды 47
2.3. Исследование выраженности характеристик культурной конгруэнтности
дошкольников в зависимости от качества образовательной среды 52
2.4. Исследование взаимосвязи между уровнем развития субъектности
дошкольника и культурной конгруэнтностью 57
Заключение 63
Литература 65
Приложение 69



Период дошкольного образования является основным в развитии и становлении личности. Педагогика и психология признают ключевое значение ранних периодов детства для формирования человека. Сензитивность (отзывчивость, восприимчивость) представляет собой важнейшую особенность данного возрастного периода. На данном основании психология указывает на огромные потенциальные возможности детства. Это возраст интенсивного восприятия, огромных познавательных возможностей.
В связи с этим, особую актуальность приобретает развития субъектности ребенка, а именно формирование собственного понимания явлений окружающего мира и осознание своих интересов и потребностей. Данная цель наиболее эффективно решается в ходе правильно организованной образовательной среды, в частности, использовании технологии личностноориентированного подхода и создания оптимальных условий пространственноразвивающей среды и образовательного процесса.
Формирование субъектности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современной психологии и педагогики. Значительный вклад в решение вопроса об особенностях субъектности дошкольников, осознания ими собственного «я», формировании условий для полноценного развития субъектности, в частности, технологии личностно-ориентированного обучения внесли такие исследователи, как Алексеев Н.А., Выготский Л.С., Долженко Ю.А., Козлова С.А., Кудрявцева О.В., Леонтьев А.Н., Мухина В.С., Плигин А.А., Якиманская И.С. и другие.
Субъектность в педагогических исследованиях понимается на основе двух понятий - активности и деятельности. Очевидно, что субъектом выступает в таком случае их носитель. Дошкольный возраст характеризуется, в первую очередь, стремлением попробовать все новое, что обуславливает субъектность ребенка посредством понимания своих собственных интересов и предпочтений по отношению к явлениям действительности посредством проб и ошибок.
Не случайно, наиболее эффективным методом развития инициативности и деятельности является внедрение технологии личностно-ориентированного обучения (ЛОО).
В настоящее время широкое распространение получил личностноориентированный подход к обучению, который направлен на активизацию творческого потенциала личности, развитию познавательных возможностей каждого ученика, способствование осознанию учениками своей самоценности и важности для всего образовательного процесса. Разработкой данного направления непосредственно занималась И.С. Якиманская, исследования которой стали основой для дальнейших разработок ЛОО.
Также значимыми исследованиями для нашей работы являются труды Смирновой Е.О., Харламова И.Ф., Столяренко Л.Д. и.т.д., в которых подробно изучены вопросы психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста.
Одним из наиболее эффективных средств развития субъектности дошкольников выступает принцип личностно-ориентированного обучения, направленный на активизацию творческого потенциала личности, развитие познавательных возможностей каждого ребенка, способствование осознанию детьми своей самоценности и важности для всего образовательного процесса. Разработкой данного направления непосредственно занималась И.С. Якиманская, исследования которой стали основой для дальнейших разработок ЛОО. Личностно-ориентированный подход включает в себя принцип дифференцированного обучения, получивший в настоящее время широкую популярность.
Основными способами изучения индивидуальных особенностей дошкольников являются планомерные систематические наблюдения за ребенком, индивидуальные и групповые беседы на заранее намеченную тему, дополнительные учебные задачи и анализ способов рассуждений дошкольника, специальные задачи. Главное же заключается в правильном подборе методик обучения для детей с разным уровнем знаний.
Проведенный анализ литературных источников показал, что в данных исследованиях в недостаточной степени проанализирована взаимосвязь непосредственно образовательной среды и развития субъектности дошкольников. Это также обуславливает актуальность нашего исследования.
Объект исследования: субъектность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние качества образовательной среды на развитие субъектности дошкольников.
Цель исследования: выявить влияние качества образовательной среды на развитие субъектности ребенка в дошкольном возрасте.
Гипотеза исследования: реализация возрастных возможностей к
развитию субъектности детей дошкольного возраста обусловлена образовательной средой и оптимизируется в условиях повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми дошкольного возраста с помощью организации развивающей образовательной среды.
Задачи исследования:
1. Изучить концепции развития субъектности детей в дошкольном возрасте;
2. Проанализировать специфику образовательной среды в дошкольном учреждении;
3. Выявить факторы развития субъектности в дошкольном возрасте;
4. Выявить влияние качества образовательной среды на развитие субъектности в дошкольном возрасте;
5. Исследовать взаимосвязь культурной конгруэнтности и уровня развития субъектности дошкольника в образовательной среде.
Методологические позиции исследования составили:
- концепции и подходы к образовательной среде как источнике психического развития личности (Л.С.Выготский, В.И.Слободчиков, В.А.Ясвин);
- системно-средовой подход в образовании (А.Бандура, К.Роджерс, И.А.Баева, В.А.Ясвин);
- положения о развитии психики и становлении личности как субъекта развития в деятельности (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.В.Алексеева).
Методы исследования:
- теоретические методы аналитического исследования, позволяющие высказать предположения о взаимосвязи изучаемых явлений, выстроить логическую цепочку фактических доказательств и осуществить интерпретацию полученных данных;
- эмпирические методы измерения и сравнения;
- статистические методы обработки результатов эмпирического исследования (однофакторный дисперсионный анализ и корреляционный анализ).
В диагностических целях были применены следующие методики:
- Методика исследования субъектности ребенка в дошкольном возрасте
О.В.Кудрявцевой [25]. Диагностическая методика основана на теоретическом подходе Л.В.Алексеевой [2], в которой выделены 6 атрибутов субъектности человека: активность, целостность, самоценность, опосредованность,
автономность, креативность;
- Методика исследования соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации (Л.Ф. Баянова, Т.Р. Мустафин) [5].
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что проведенное исследование открывает новое направление в педагогической психологии - системно-средовой подход к изучению и развитию субъектности детей дошкольного возраста. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования профессиональной подготовки студентов психолого-педагогических специальностей, повышения квалификации педагогов и психологов, а также служить ориентирами для оптимизации системы воспитательной работы в образовательных учреждениях.
Выборка: В исследовании образовательной среды раннего детства в Республике Татарстан приняли участие 16 дошкольных образовательных организаций. Среди них 4 ДОО - лучшие детские сады по итогам муниципального рейтинга ДОО 2015 года. Остальные выбраны из числа среднестатистических детских садов. В исследовании проявления атрибутивных характеристик субъектности принимали участие 267 детей дошкольного возраста от 4 до 6 лет, соответственно 267 родителей (матерей) детей дошкольников и 33 воспитателя ДОО. Всего-566 человек.
Структура дипломной работы обусловлена целями и задачами исследования, логикой изложения материала и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дошкольное образование является первым звеном в единой системе непрерывного образования, где происходит развитие и становление основ личности. Большинство исследователей признают ключевое значение раннего детства для личностного развития ребенка и приоритет внешних факторов развития субъектности ребенка как свойства личности над внутренними, что связано со спецификой становления личности в детском возрасте. Данный возрастной период отличается наибольшей чувствительностью и восприимчивостью, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у ребенка определенных психических свойств и моделей поведения. Это возраст потенциальных возможностей детства и интенсивного восприятия.
Субъектная позиция ребенка в деятельности может с успехом развиваться уже в дошкольном возрасте, определяя целостность его развития, включение (интеграцию) дошкольника в окружающую действительность и возможность творить в нем. Данная возможность обуславливается психологическими особенностями ребенка дошкольного возраста.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. В результате изучения развития субъектности и уровня культурной конгруэнтности в дошкольных образовательных учреждениях, мы приходим к тому, что дети, которые учатся в лучших дошкольных образовательных учреждениях более свободны, креативны, проявляют инициативность, им интересно познавать окружающий мир, они любят заниматься творчеством, а дети, которые воспитываются в среднестатистических дошкольных образовательных учреждениях ждут команды от взрослых, им навязывают правила, они ограничены и не заинтересованы, делают чаще замечание и методы воспитания направлены на подготовку к школе, и не раскрывают индивидуальность ребенка, а ведь в дошкольном периоде формируется личность ребенка.
2. При изучении развития субъектности дошкольников, испытуемые из
группы лучших дошкольных образовательных учреждениях показали более высокие результаты. Они проявляют активность, стремление к
самостоятельной деятельности, выбор оптимальных путей для достижения поставленной цели. Ребенку необходимо осознать все многообразие и целостность мира, в котором он будет самоопределяться, искать собственное место и прокладывать свои пути. В другой группе у детей, воспитывающихся в среднестатистических дошкольных образовательных учреждениях более низкие показатели, следовательно, развитие субъектности зависит от качества образовательной среды.
3. При рассмотрении выраженности характеристик культурной конгруэнтности, дошкольники, которые имеют низкий уровень культурной конгруэтности, более заинтересованы в игровой деятельности, любознательны, активны, решительны, честны, но они социально не сформированы. А дети из среднестатистических дошкольных образовательных учреждениях имеют более высокий уровень культурной конгруэтности, они ограничены в своей деятельности и в выборе, с нежеланием выполняют требования взрослых, им скучно выполнять работу. Они не проявляют свою креативность, творческое воображение у них развито хуже, чем у детей из другой группы.
4. В результате корреляционного анализа были раскрыты связи особенностей развития субъектности в младшем дошкольном возрасте и культурной конгруэнтности. Нами было выявлено, что в исследуемой группе детей статистически значимые связи в основном имели отрицательную направленность. Чем больше родители и воспитатели навязывают правила, тем более дети становятся скованными, безразличными, не заинтересоваными. Усиленный контроль над дошкольниками не дает им полностью раскрыть свой внутренний потенциал.
Таким образом, ограниченное движение ребенка в пространстве возможностей и приобретение школьных знаний не позволяют дошкольнику предъявить себя как личность в окружающем мире.
В таком случае вся его активность, хотя и носит индивидуальный характер, не находит адекватных культурных форм выражения, в другом - хотя она и культурна, но не индивидуализирована. Именно поэтому необходимо предоставить ребенку возможность значительным образом проявить свою индивидуальность в культурной форме. С этой целью ребенок должен не просто двигаться в пространстве возможностей, но и уметь оформлять результаты такого движения, создавая собственные культурные продукты.



1. Авдулова Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов
учреждений высшего профессионального образования/ Т.Д.
Марцинковская, Т.П. Авдулова. - М.: ИЦ Академия, 2011. 336 с.
2. Алексеева Л.В. Психология субъекта и субъекта преступления:
Монография. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного
университета, 2004. 520 с.
3. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2001
4. Батюта М.Б. Возрастная психология: Учебное пособие / М.Б. Батюта, Т.Н. Князева. - М.: Логос, 2013. 306 с.
5. Баянова Л.Ф. Методика исследования соответствия дошкольника правилам нормативной ситуации [Электронный ресурс]: http://cyberleninka.ru/article/n/metodika-issledovaniya-sootvetstviya- doshkolnika-pravilam-normativnoy-situatsii
6. Белая К.Ю. Сказка в детском саду / К.Ю. Белая, Л.М. Денякина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2008. - №
5. 178 с.
7. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка / Р.Ф. Беляускайте // Обруч. - 2009. № 10. 147 с.
8. Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры. - М.: Радуга, 2004. 221 с.
9. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук.- СПб.: Питер, 2012. 384 c.
10. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду/3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2005. 102 с.
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - Спб.: Питер, 2002. 720 с.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика,1991. 112 с.
13. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. - М.: Эксмо, 2008. 508с.
14. Гальперин П. Я. Введение в психологию. Жанр: учебное пособие Издательство: М.: «Книжный дом «Университет», 1999. 376 с.
15. Гнедова С.Б. Психология развития и возрастная психология: Программа и методические рекомендации к изучению курса «Психология развития и возрастная психология» / С.Б. Гнедова.- Ульяновск: УлГУ, 2013. 133 с.
16. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. - М.: Мозаика-синтез, 2014. 112 с.
17. Долженко Ю.А. Вопросы личностно-ориентированного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/290663/
18.Загвязинский В.И. Теории обучения и воспитания: Учебное пособие.- М.: Академия, 2013. 192 с.
19. Ильин Е. Психология индивидуальных различий.- М., 2014
20. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии [Электронный ресурс]: http://bookap.info/genpsy/itelson_lektsii_po_obshchey_psihologii/
21. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика - М.: Академия, 2010.
22. Кон И.С. Ребенок и общество. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. 336 с.
23. Коротов В. М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. - М., 2013. 112 с.
24. Кошелева А. Д. и др. Эмоциональное развитие дошкольников: Учебное пособие. М.: Академия, 2003. 176 с.
25. Кудрявцева О.В. Методика исследования субъектности ребенка в
дошкольном возрасте [Электронный ресурс]: http://cyberleninka.ru/article/n/metodika-issledovaniya-subektnosti-rebenka-v-
doshkolnom-vozraste#
26. Леонтьев А. Н. Психологические вопросы формирования личности ребенка в дошкольном возрасте // Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 2005. 289 с.
27. Мешалкина Н. Ю. Анимационная терапия // Работник социальной службы. - 2006. - № 3. с. 52-58
28. Микляева Н.В. Теория воспитания дошкольников.- М.: Академия, 2010. 263 с.
29. Мухина В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2010. 245 с.
30.Осницкий А. К. Саморегуляция активности субъекта // Вопросы психологии. 1999. № 1. С. 92-104.
31.Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации/ авт. - сост. О.В. Чермашенцева. - Волгоград: Учитель, 2010. 207 с.
32. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: Монография. - М.: КСП+, 2003. 432 с.
33. Реан А.А. Общая психология и психология личности / А.А. Реан.- М.: АСТ, 2012. 640 с.
34. Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. М.: Педагогическое общество России, 1999. 220 с.
35. Смирнова Е.О. Детская психология. Учебник.- М.: Кнорус, 2013.- 158 с.
36. Харламов И. Ф. Педагогика. - М.: Юристъ. 2011. 298 с.
37. Шадрикова В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении - М.: Просвещение, 2011. 86 с.
38. Штрасмайер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста.- М.: Академия, 2012. 196 с.
39. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной
школе. - М.: Сентябрь, 1996. 95с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ