Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые аспекты изучения молодёжной политики в Российской Федерации 6
1.1. Сущность, цели, задачи и принципы реализации молодёжной политики в Российской Федерации 6
1.2. Нормативно-правовая база молодёжной политики в Российской Федерации 16
Глава 2. Практические аспекты реализации государственной молодёжной политики в регионах Приволжского федерального округа 23
2.1. Оценка основных показателей реализации молодёжной политики в регионах Приволжского федерального округа 23
2.2. Сравнительный анализ программ по реализации молодёжной политики в регионах Приволжского федерального округа 32
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования реализации молодёжной политики в Приволжском федеральном округе 56
3.1. Проблемы реализации молодёжной политики в регионах Приволжского федерального округа 56
3.2. Пути совершенствования реализации молодёжной политики в регионах Приволжского федерального округа 67
Заключение 75
Библиографический список 78
Приложение 88
В условиях постоянной модернизации государства особую актуальность приобретает проблема подготовки и воспитания нового поколения, которое бы смогло в полной мере принять реалии современности. На каждом этапе становления демократического общества государство переживало значительные трансформации всех областей, поэтому в такой трудный момент молодое поколение как никогда нуждалось в поддержке государства. Тем не менее, забота государства стала прослеживаться лишь в XX веке. Именно в то время государство выделило молодёжь в отдельную группу и начало рассматривать молодое поколение в качестве стратегического ресурса.
Данный комплекс мер позволил сделать колоссальный шаг на пути становления постиндустриального общества. Любое государство постоянно находится в развитии, потому что основной период становления личности приходится на возрастной интервал до 30 лет. Разумеется, в разных странах эта ситуация складывается по-разному ввиду этнических и культурных особенностей населения. Поэтому, на наш взгляд, молодёжная политика становится всё популярней и на межнациональном уровне, и на национальном.
Если обратиться к истории России, наша страна объединила большое количество народов и религий, что сильно усложняло процесс внедрения социальной политики. Это также сказывается на молодёжной политике. К примеру, внедрение региональных нормативно-правовых актов не
обеспечивает их исполнение, да и сами правовые нормы не всегда соответствуют «молодёжному» запросу региона. Подобная ситуация наблюдается во многих регионах России, поскольку довольно часто определённые регионы не в состоянии реализовать и развить приоритеты государственной молодёжной политики.
Вопросу освещения государственной молодёжной политики в современной России в научных работах и учебной литературе посвящено большое количество работ. Интересны работы А.Я. Кибановой , А.И. Клименко , Ю.В. Манько , И.П. Лаврентьевой . Вопросы детских и подростковых движений в России рассматриваются А.Д. Собяниным и Я.Ю. Забелло . Гражданское общество и роль молодёжи в его формировании рассмотрены в работах С.А. Кордонского и И.В. Мерсияновой .
Цель выпускной квалификационной работы — изучение реализации государственной молодёжной политики в субъектах Приволжского федерального округа и разработка рекомендаций по совершенствованию.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить сущность, задачи, функции и принципы реализации государственной молодёжной политики в Российской Федерации;
2) исследовать нормативно-правовую базу государственной
молодёжной политики в Российской Федерации;
3) проанализировать механизмы реализации и приоритетные направления государственной молодёжной политики в Республике Татарстан;
4) провести сравнительный анализ государственной молодёжной политики в регионах Приволжского федерального округа;
5) проанализировать проблемы реализации государственной
молодёжной политики в регионах ПФО;
6) разработать предложения и рекомендации по совершенствованию государственной молодёжной политики в регионах ПФО.
Объектом исследования является государственная молодёжная политика. Предмет исследования — управленческие и организационно - экономические отношения, возникающие в процессе реализации государственной молодёжной политики в регионах ПФО.
Методологическую основу исследования формируют принятые в отечественной науке способы и формы научного познания, такие как системный подход, методы сравнительного анализа, методы детализации и другие.
Эмпирические методы исследования: анализ статистических данных, вторичный анализ результатов социологических исследований по проблемам молодёжи, анализ нормативных правовых документов и аналитических материалов органов власти Российской Федерации.
Структура исследования обусловлена его целью, задачами и логикой. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, разделённых на параграфы, заключения и списка литературы. В первой главе раскрываются теоретические основы исследования государственной молодёжной политики. Во второй главе исследуется практика осуществления государственной молодёжной политики в регионах ПФО, производится сравнение и выявляется специфика. В третьей главе нами предложены рекомендации относительно оптимизации государственной молодёжной политики субъектов ПФО.
Молодёжная политика способна оказывать прямое влияние на жизнь молодых людей, повышая качество и уровень их жизни. Различные федеральные и региональные программы создают условия для материальной поддержки молодёжи, создания экономической и социальной инфраструктуры и т.п.
В рамках выпускной квалификационной работы нами было проведено исследование реализации молодёжной политики в регионах Приволжского федерального округа. Мы проанализировали и сравнили молодёжные программы, действующие в регионах ПФО, с точки зрения суммы и источников их финансирования, ответственного исполнителя, а также посмотрели, какую роль играет молодёжная политика в стратегиях развития регионов. Анализ программ по реализации молодёжной политики показал, что основная часть регионов осуществляет финансирование этой сферы за счёт собственного бюджета. Исключениями являются Чувашская Республика, Кировская область, Республика Марий Эл, Саратовская область.
Также анализ показал, что объёмы финансирования молодёжной политики в регионах сильно разнятся. Были отмечены регионы-лидеры по финансовому обеспечению реализации программ молодёжной направленности, среди которых Республика Татарстан, Кировская область, Ульяновская область. Однако были выделены и регионы с наименьшим финансированием молодёжных программ — Чувашская Республика, Нижегородская область, Пермский край. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что финансирование молодёжной политики в регионах Приволжского федерального округа неравномерное как со стороны России, так и со стороны самих регионов, что является проблемой.
Далее в целях выявления проблем и разработки мероприятий по совершенствованию государственной молодёжной политики в регионах Приволжского федерального округа нами было проведён анкетный опрос молодых людей, проживающих в регионах ПФО, в социальной сети «В контакте». Всего в опросе участвовали 150 респондентов. В качестве проблем молодые люди отметили сложности при совмещении учёбы и работы, неприспособленность молодёжи к социализации и адаптации, малоэффективность молодёжной политики, неудовлетворённость жилищными условиями, нехватка развлекательных мероприятий, сложности при реализации предпринимательских способностей, трудности с трудоустройством вследствие отсутствия опыта работы по специальности, низкий уровень образования, предоставляемого некоторыми учебными заведениями, социальное неравноправие при трудоустройстве молодёжи.
Ключевым моментом выпускной квалификационной работы стал поиск путей совершенствования реализации молодёжной политики в регионах Приволжского федерального округа. Нами были предложены следующие рекомендации для улучшения молодёжной политики в исследуемых субъектах ПФО:
1) Улучшение качества кадрового состава молодёжной политики.
2) Проведение исследований по анализу деятельности органов и учреждений по делам молодёжи.
3) Преобразование отдела пресс-службы исследуемых Министерств в Отдел по связям с общественностью или Отдел по PR.
4) Модернизировать законодательное регулирование.
5) Проведение широкомасштабной политики в области трудоустройства молодого поколения.
6) Поддержка и развитие предпринимательской деятельности молодёжи.
7) Развить общественные молодёжные движения на территории исследуемых субъектов ПФО.
8) Развитие наиболее востребованных видов спорта на территории исследуемых субъектов ПФО.
9) Начать работу по развитию единого молодёжного информационного пространства, то есть создание системы информационного обеспечения молодёжи.
10) Поддержка молодёжных организаций и объединений.
Таким образом, несмотря на то, что молодёжная политика сегодня оформлена в нормативном и организационном отношении, можно говорить о необходимости принятия дополнительных мер, направленных на придание ей системного характера, позволяющего развивать молодёжную политику в регионе в едином направлении с Основами государственной молодёжной политики-2025.
1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 г.) [Электронный ресурс] // СПС
«КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/ (Дата обращения: 13.03.2017 г.);
2) Основы государственной молодёжной политики Российской
Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 171835/5416a7ecef3afe3 ff05 2deb74264bbf282e889ef/ (Дата обращения: 13.03.2017 г.);
3) Молодёжь Пензенской области на 2014-2020 годы: Постановление Правительства Пензенской области от 24.09.2013 г. № 712-пП [Электронный ресурс] // АО «Кодекс». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/424055923 (Дата обращения: 18.04.2017 г.);
4) Молодёжь Чувашской Республики: 2011-2020 годы:
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.09.2008 г. № 27 [Электронный ресурс] // Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики. - Режим доступа:
http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov id= 13&id=1962725 (Дата обращения:
18.04.2017 г.);
5) Развитие молодёжной политики в Республике Башкортостан на 2012-2017 годы: Постановление Правительства Республики Башкортостан от 20.06.2012 г. № 201 [Электронный ресурс] // АО «Кодекс». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/935123532 (Дата обращения: 18.04.2017 г.);
6) Развитие молодёжной политики в Ульяновской области на 2014 - 2018 годы: Постановление Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 г. № 37/410-П [Электронный ресурс] // АО «Кодекс». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/463704420 (Дата обращения: 18.04.2017 г.);
7) Развитие образования в Республике Мордовия на 2014-2025 годы: Постановление Правительства Республики Мордовия от 04.10.2013 г. № 451 [Электронный ресурс] // АО «Кодекс». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/422402054 (Дата обращения: 18.04.2017 г.);
8) Развитие образования и молодёжной политики Республики Марий Эл на 2013-2020 годы: Постановление Правительства Республики Марий Эл от 30.11.2012 г. № 452 [Электронный ресурс] // АО «Кодекс». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/422401334 (Дата обращения: 18.04.2017 г.);
9) Развитие образования и науки Пермского края на 2014-2019 годы: Постановление Правительства Пермского края от 03.10.2013 г. № 1318- п [Электронный ресурс] // АО «Кодекс». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/494902414 (Дата обращения: 18.04.2017 г.);
10) Развитие образования и повышение эффективности реализации молодёжной политики в Самарской области на 2015-2020 годы: Постановление Правительства Самарской области от 21.01.2015 г. № 6 [Электронный ресурс] // АО «Кодекс». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/464016847 (Дата обращения: 18.04.2017 г.);
11) Развитие образования Кировской области на 2014-2020 годы: Постановление Правительства Кировской области от 10.09.2013 г. № 226/595 [Электронный ресурс] // АО «Кодекс». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/973039151 (Дата обращения: 18.04.2017 г.);
12) Развитие системы образования Оренбургской области на 2014 -
2020 годы: Постановление Правительства Оренбургской области от 28.06.2013 г. № 553-пп [Электронный ресурс] // АО «Кодекс». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/460154667 (Дата обращения:
18.04.2017 г.);
13) Развитие физической культуры и спорта Нижегородской области на 2015-2020 годы: Постановление Правительства Нижегородской области от 28.04.2014 г. № 285 [Электронный ресурс] // АО «Кодекс». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/465510697 (Дата обращения: 18.04.2017 г.);
14) Развитие физической культуры, спорта и молодёжной политики Удмуртской Республики на 2015-2020 годы: Постановление Правительства Удмуртской Республики от 28.09.2015 г. № 460 [Электронный ресурс] // АО «Кодекс». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/432804621 (Дата обращения: 18.04.2017 г.);
15) Развитие физической культуры, спорта, туризма и молодёжной политики Саратовской области на 2014-2020 годы: Постановление Правительства области от 03.10.2013 г. № 526-П [Электронный ресурс] // АО «Кодекс». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/467700859 (Дата обращения: 18.04.2017 г.);
16) Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение
эффективности реализации молодёжной политики в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы: Постановление Кабинета Министров Республики
Татарстан от 07.02.2014 г. № 73 [Электронный ресурс] // АО «Кодекс». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/469122471 (Дата обращения: 18.04.2017 г.);
17) Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл до 2025 г. [Электронный ресурс] // Информационный ресурс Правительства Республики Марий Эл. - Режим доступа: http://gov.mari.ru/rep/strategy/ (Дата обращения: 18.04.2017 г.);
18) Стратегия развития Нижегородской области до 2020 г.
[Электронный ресурс] // Министерство экономики и конкурентной политики Нижегородской области. - Режим доступа: http://minec.government-
nnov.ru/?id=77997 (Дата обращения: 18.04.2017 г.);
19) Стратегия развития Оренбургской области до 2020 г. и на период до 2030 г. [Электронный ресурс] // Портал Правительства Оренбургской области. - Режим доступа: http://www.orenburg-gov.ru/strateg/2030/ (Дата обращения: 18.04.2017 г.);
20) Стратегия социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 г. [Электронный ресурс] // Правительство Кировской области. Официальный сайт. - Режим доступа: http://www.kirovreg.ru/strategy/ (Дата обращения: 18.04.2017 г.);
21) Стратегия социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2030 г.) [Электронный ресурс] // АО «Кодекс». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/949107017 (Дата обращения: 18.04.2017 г.);
22) Стратегия социально-экономического развития Пермского края до 2026 г. [Электронный ресурс] // Портал Правительства Пермского края. - Режим доступа: http: //www.permkrai. ru/do cuments/strategiya-razvitiya-kraya/ (Дата обращения: 18.04.2017 г.);
23) Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 г. [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Республики Башкортостан. - Режим доступа: https://economy.bashkortostan.ru/dejatelnost/strategicheskoe- planirovanie/strategiya-razvitiya-respubliki-bashkortostan/strategiya- bashkortostana-2020/ (Дата обращения: 18.04.2017 г.);
24) Стратегия социально-экономического развития Республики
Мордовия до 2025 г. [Электронный ресурс] // Министерство экономики Республики Мордовия. - Режим доступа: http://mineco.e-
mordovia.ru/index.php?option=com content&view=category&id=69&Itemid=146 (Дата обращения: 18.04.2017 г.);
25) Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 г. [Электронный ресурс] // Министерство экономики Республики Татарстан. - Режим доступа: http://mert.tatarstan.ru/strategiya- sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya.htm (Дата обращения: 18.04.2017 г.);
26) Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 г. [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития, инвестиций и торговли. - Режим доступа: http://economy.samregion.ru/programmy/strategy programm/social no ekonomic heskoe razvi/ (Дата обращения: 18.04.2017 г.);
27) Стратегия социально-экономического развития Саратовской области до 2030 г. [Электронный ресурс] // АО «Кодекс». - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/467710021 (Дата обращения: 18.04.2017 г.);
28) Стратегия социально-экономического развития Удмуртской
Республики на период до 2025 г. [Электронный ресурс] // Министерство экономики Удмуртской Республики. - Режим доступа:
http: //economy.udmurt.ru/prioriteti/ser/strategia/ (Дата обращения:
18.04.2017 г.);
29) Стратегия социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 г. [Электронный ресурс] // Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области. - Режим доступа: http://ekonom73 .ru/structure/%D 1 %81 %D 1 %82%D 1 %80%D0%B0%D 1 %82%D 0%B5%D0%B3%D0%B8%D 1 %87%D0%B5%D 1 %81 %D0%BA%D0%BE%D0 %B5- %D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2 %D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5 (Дата обращения: 18.04.2017 г.);
30) Стратегия социально-экономического развития Чувашской
Республики до 2020 г. [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики. - Режим доступа:
http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov id=24&id=309805 (Дата обращения:
18.04.2017 г.);
Статистические материалы:
31) Аналитический вестник «Молодёжная политика: зарубежный и
отечественный опыт — 2007» [Электронный ресурс] // Аналитическое управление Аппарата Совета Федерации. - Режим доступа:
http://old.duma.tomsk.ru/files2/7826 Molodejnaja politika zarubejnyi opyt-
analitika.pdf (Дата обращения: 02.03. - 12.04.2017 г.);
32) Аналитический отчёт «Молодёжь в России: Обзор литературы —
2010» [Электронный ресурс] // Тематическая группа ООН (UNTG) по молодёжной политике. - Режим доступа:
http://www.unrussia.ru/sites/default/files/doc/youth in Russia Executive Summa ry rus.pdf (Дата обращения: 02.03. - 12.04.2017 г.);
33) Информация о работе молодёжных добровольческих и
волонтёрских организаций в Приволжском федеральном округе — 2014 [Текст]: Заседание Молодёжного совета ПФО по вопросу молодёжных
добровольческих и волонтёрских организаций в Приволжском федеральном округе // Молодёжный совет ПФО. - 10 с.;
34) Сборник «Регионы России. Социально-экономические показатели
— 2014 г.» [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/B14 14p/Main.htm (Дата обращения: 02.03. - 12.04.2017 г.);
35) Сборник «Регионы России. Социально-экономические показатели
— 2015 г.» [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/B15 14p/Main.htm (Дата обращения: 02.03. - 12.04.2017 г.);
36) Сборник «Регионы России. Социально-экономические показатели
— 2016 г.» [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной
статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16 14p/Main.htm
(Дата обращения: 02.03. - 12.04.2017 г.);
Монографии и научные статьи:
- один автор:
37) Балакирева Е.А. Ноу-хау в молодёжной политике: необходимые преобразования или рискованный эксперимент / Е.А. Балакирева // Журнал исследований социальной политики. - 2007. - № 4. - С.541-556;
38) Грунистая О.С. Государственная молодёжная политика в РФ: проблема организационно-правового обеспечения / О.С. Грунистая // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. - 2014. - № 13. - С. 29-34;
39) Кордонский С.А. Государство, гражданское общество и коррупция / С.А. Кордонский // Отечественные записки. - 2009. - № 6. - С.24-27;
40) Красникова Н.М. Взаимодействие и взаимовлияние молодёжной политики и молодёжного движения в современной России [Текст]: автореф. дис. канд. полит, наук / Н.М. Красникова. - Пермь, 2009. - 28 с.;
41) Мерсиянова И.В. Определение понятия «гражданское общество»: опыт систематизации / И.В. Мерсиянова // Гражданское общество в России и за рубежом. - 2011. - № 4. - С.2-6;
42) Рудаков А.В. Механизм и государственной молодёжной политики в РФ [Текст]: автореф. дисс. канд. полит. наук / А.В. Рудаков. - Нижний Новгород, 2006. - 35 с.;
43) Савельев И.Л. Государственная молодёжная политика в
отношении студенчества в условиях современных социально-политических трансформаций российского общества [Текст]: автореф. дисс. канд. соц.
наук / И.Л. Савельев. - Казань, 2000. - 14 с.;
44) Скоробов А.П. О некоторых новых подходах к молодёжной политике в условиях реформ / А.П. Скробов // Социально-политический журнал. - 2011. - № 3. - С.129-140;
- два - три автора:
45) Ильинский И.М., Луков Вал.А. Молодёжная политика: уроки недавнего прошлого / И.М. Ильинский, Вал.А. Луков // Высшая школа XXI века. - 2009. - №11. - С.100-105;
46) Кибанова А.Я., Ловчева М.В., Лукьянова Т.В. Реализация молодёжной политики в Российской Федерации: Монография / А.Я. Кибанова, М.В. Ловчева, Т.В. Лукьянова. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 150 с.
47) Луков Вал.А., Луков С.В., Погорский Э.К. Государственная молодёжная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений: Монография / Вал. А. Луков, С.В. Луков, Э.К. Погорский. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. - 718 с.;
Учебники и учебные пособия:
- один автор:
48) Волгин Н.А. Рынок труда и доходы населения: Учебное пособие / Н.А. Волгин. - М.: Информационно-издательский дом «Филинь», 2009. - 280 с.;
49) Клименко А.И. Разработка основных направлений муниципальной молодежной политики: учебное пособие / А.И. Клименко. - М: Перо, 2010. - 127 с.;
50) Морозова Г.В. Социальная политика в Российской Федерации: учебное пособие для студентов вузов / Г.В. Морозова. - Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2008. - 168 с.;
51) Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности: Учебник / И.М. Синяева. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 414 с.;
- два - три автора:
52) Лаврентьева И.П., Кузнецов В.В., Григорьев В.В. Социальная политика и управление в социальной сфере: учебное пособие / И.П. Лаврентьева, В.В. Кузнецов, В.В. Григорьев. - Ульяновск : УлГТУ, 2009. - 129 с.;
53) Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодёжи: учебное пособие / Ю.В. Манько, К.М. Оганян. - СПб.: ИД «Петрополис», 2008. - 316 с.;
54) Собянин А.Д. Забелло Я.Ю. Детские и подростковые движения в России: история, теория и практика / А.Д. Собянин, Я.Ю. Забелло. - М:Профи, 2001. - 63 с.;
Электронные материалы:
55) Официальный сайт Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pfo.gov.ru// (Дата обращения: 09.01.2017 г.).
56) Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru (Дата обращения: 26.03. - 02.04. 2017 г.);
57) Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bashstat.gks.ru/ (Дата обращения: 26.03. - 02.04. 2016 г.);
58) Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий-Эл [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://maristat.gks.ru/ (Дата обращения: 26.03. - 02.04. 2016 г.);
59) Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mrd.gks.ru/ (Дата обращения: 26.03. - 02.04. 2016 г.);
60) Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tatstat.gks.ru/ (Дата обращения: 26.03. - 02.04. 2016 г.);
61) Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Удмуртия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://udmstat.gks.ru/ (Дата обращения: 26.03. - 02.04. 2016 г.);
62) Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Чувашия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.chuvash.gks.ru/ (Дата обращения: 26.03. - 02.04. 2016 г.);
63) Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кировской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kirovstat.gks.ru/ (Дата обращения: 26.03. - 02.04. 2016 г.);
64) Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nizhstat.gks.ru/ (Дата обращения: 26.03. - 02.04. 2016 г.);
65) Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://orenstat.gks.ru/ (Дата обращения: 26.03. - 02.04. 2016 г.);
66) Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pnz.gks.ru/ (Дата обращения: 26.03. - 02.04. 2016 г.);
67) Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://permstat.gks.ru/ (Дата обращения: 26.03. - 02.04. 2016 г.);
68) Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Самарской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://samarastat.gks.ru/ (Дата обращения: 26.03. - 02.04. 2016 г.);
69) Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://srtv.gks.ru/ (Дата обращения: 26.03. - 02.04. 2016 г.);
70) Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uln.gks.ru/ (Дата обращения: 26.03. - 02.04. 2016 г.).