ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ 10
1.1 Понятие, сущность и механизм обеспечения экономической
безопасности региона 10
1.2 Бюджетная обеспеченность регионов в системе экономической
безопасности 15
1.3 Методы анализа и оценки экономической безопасности региона с
точки зрения бюджетной обеспеченности 25
2 АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ И ХМАО 34
2.1 Характеристика регионов 34
2.2 Анализ основных бюджетных показателей Тюменской области и ХМАО 45
2.3 Оценка бюджетной обеспеченности Тюменской области и ХМАО 54
3 ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ С ТОЧКИ
ЗРЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ И ХМАО 73
3.1 Мероприятия по повышению экономической безопасности в
регионах с точки зрения повышения бюджетной эффективности 73
3.2 Оценка эффективности мероприятий 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 101
ПРИЛОЖЕНИЯ 112
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Альбом иллюстраций 112
В настоящее время экономика России переживает кризисные явления, выраженные в напряженных геополитических взаимоотношениях со стороны стран США и Евросоюза. На политической основе вводятся различные экономические барьеры, препятствующие экономическому развитию государства. Все это снижает платежеспособность и конкурентоспособность не только крупных предприятий, экспортирующих товарную продукцию, но и остальных участников рынка. В свою очередь, снижение экономического развития субъектов хозяйствования приводит к общему экономическому спаду страны и регионов в частности. Снижаются налоговые, инвестиционные и иные поступления в бюджет, что приводит к дисбалансу расходов и доходов регионов, образованию регионального долга, снижению бюджетной обеспеченности.
Консолидированный бюджет исполняется с дефицитом, сокращаются реальные располагаемые денежные доходы населения, увеличивается количество бедных, растет задолженность субъектов Российской Федерации по бюджетным и коммерческим кредитам, зависимость регионов от федерального центра. Это все приводит с снижению экономической безопасности регионов и определяет актуальность данной работы.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование экономической безопасности региона с точки зрения бюджетной обеспеченности.
В соответствии с поставленной целью работы следует выделить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты экономической безопасности региона с точки зрения бюджетной обеспеченности.
2. Провести анализ и оценку бюджетной обеспеченности региона.
3. Разработать мероприятия, направленные на повышение экономической безопасности с точки зрения бюджетной обеспеченности региона.
Объектом исследования является Тюменская область и Ханты-Мансийский автономный округ.
Предметом исследования является экономическая безопасность Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа с точки зрения бюджетной обеспеченности.
Для написания выпускной квалификационной работы использовалась учебная и научная литература, ресурсы сети Интернет, статистические базы данных, информация с правительственных сайтов. В качестве основной базы данных явились данные органов государственной статистики в РФ, Тюменской области и ХМАО. Помимо этого использовались отчеты об исполнении бюджетов Правительства Тюменской области и ХМАО.
При написании выпускной квалификационной работы использовались методы анализа, синтеза, сравнения, статические и математические методы.
В первой главе выпускной квалификационной работы раскрываются теоретические аспекты экономической безопасности региона с точки зрения бюджетной обеспеченности, дается характеристика механизма обеспечения экономической безопасности региона, определяется место бюджетной обеспеченности регионов в системе национальной безопасности, раскрываются методы анализа и оценки уровня экономической безопасности региона с точки зрения бюджетной обеспеченности.
Вторая глава посвящена исследованию уровня бюджетной обеспеченности Тюменской области и ХМАО, выявляются основные проблемы, проводится оценка уровня экономической безопасности региона.
В третьей главе содержатся мероприятия, направленные на повышение уровня экономической безопасности региона с точки зрения бюджетной обеспеченности, дана их оценка эффективности.
Научная новизна полученных результатов исследования состоит в объединении подходов оценки бюджетной обеспеченности и обеспечения экономической безопасности. Каждая из названных областей в отдельности регулируются региональными органами власти и статистическим учреждениями, но оценка экономической безопасности с точки зрения бюджетной обеспеченности не проводится на региональном уровне. Мало того, существует малое число трудов, в которых рассматривался бы этот вопрос системно и в совокупности.
Условия недостаточности ресурсов, снижения бюджетных доходов приводит к возникновению дефицита бюджета регионов, снижению сбалансированности бюджета, что является причиной снижения экономической безопасности региона в целом. Целостное рассмотрение процесса обеспечения экономической безопасности региона в привязке с показателями бюджетной обеспеченности представляет теоретическую и практическую значимости. Теоретическая значимость состоит в методологической основе формирования механизма обеспечения экономической безопасности с точки зрения бюджетной обеспеченности региона. Практическая значимость исследования состоит в апробации данной методологии, на основании которой формируются практические мероприятия, обеспечивающие создание условий, способствующих увеличению дохода региона, снижения налоговой задолженности, формированию благоприятной среды для развития предпринимательства.
Обеспечение экономической безопасности региона представляет собой сложный механизм, важным моментом в котором является проведение мониторинга и анализа возникающих угроз. Развитие и уровень экономической безопасности региона влияют на уровень национальной безопасности, что и определяет важность постоянного контроля данного вопроса в функционировании региона.
Бюджетная обеспеченность регионов играет важную роль в обеспечении собственной и национальной безопасности. В настоящее время региона стремятся к формированию финансовой независимости, что отражается на их дифференциации. Для обеспечения данного процесса необходимо регулярно проводить оценку экономической безопасности региона с точки зрения бюджетной обеспеченности.
Оценка бюджетной обеспеченности представляет собой расчет множества показателей, на основе которых потом разрабатываются мероприятия, способствующие устранению или минимизации влияния угроз, а также развитию региона.
Проведенный анализ экономической безопасности Тюменской области и ХМАО показал наличие проблем в рассматриваемых регионах в области бюджетной обеспеченности. Было определено, что наблюдается нестабильность тенденций в сфере предпринимательства, т.к. нестабильно общее количество субъектов малого предпринимательства. Помимо этого, в 2017 году выявлено снижение общего числа всех предприятий в каждом из рассматриваемых регионов. Помимо этого, возрастает задолженность по налогам, что негативно сказывается на бюджете региона.
Оценка бюджетных показателей выявила снижение налоговых доходов, рост расходов, что привело к увеличению бюджетного дефицита и регионального долга.
Также были рассчитаны основные показатели, характеризующие бюджетную эффективность, что позволило выявить основные риски, связанные с нехваткой доходов для покрытия расходов. Так, в регионах следует обратить внимание на объем как налоговых, так и неналоговых доходов, на уровень дефицита регионального бюджета и его сбалансированности. Другими словами, необходимо создать благоприятные условия для обеспечения сбора налогов, а также увеличения иных региональных доходов. Рассчитанный интегральный показатель уровня экономической безопасности свидетельствует о необходимости обратить особое внимание на ХМАО. В целом, выявлено, что экономическая безопасность с точки зрения бюджетной эффективности в рассматриваемых регионах требует повышения.
Для повышения экономической безопасности с точки зрения бюджетной обеспеченности для Тюменской области и ХМАО были предложены следующие мероприятия:
1. Увеличение доходной части бюджета посредством осуществления мониторинга финансового состояния крупных предприятий и организаций с целью прогнозирования налоговых поступлений .
2. Введение налоговых льгот, разработка и внедрение единой методики их оценки.
3. Повышение неналоговых доходов посредством развития системы видео-фиксации нарушений правил дорожного движения.
4. Совершенствование мер по поддержке малого и среднего бизнеса с целью обеспечения устойчивого развития данного сегмента бизнеса, способствующего повышению экономической безопасности регионов.
Прогноз основных результатов от реализации мер позволит определить, что мероприятия эффективны, т.к. основные показатели, свидетельствующие о бюджетной обеспеченности принимают нормативное значение.
Проведенная оценка вероятности возникновения риска и угроз позволяет сказать, что предложенные мероприятия эффективны.
1 «Гражданский кодекс Российской Федерации» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017). // Консультант Плюс www.consultant.ru
2 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.04.2019).
3 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
4 Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.01.2019).
5 Закон Тюменской области от 8 июля 2003 года N 159 О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тюменской области (с изменениями на 24 октября 2017 года) [Электронный ресурс]: Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/802032848(дата обращения 01.04.2019).
6 Постановление Администрации Приморского края «Об утверждении
Порядка оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов) по региональным налогам, установленных законами Приморского края» от 14 сентября 2018 года N 440-па [Электронный ресурс]: Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/550186924(дата обращения 01.04.2019).
7 Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Государственной
стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года».
8 Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности».
9 Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172 -ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
10 Агузарова, Ф.С. Методология оценки налогового потенциала региона / Ф.С. Агузарова, Д.З. Кцоева // Аудит и финансовый анализ. - 2016. - № 2. - С. 9-11.
11 Афанасьева, Л.В., Ткачева, Т.Ю. Экономическая безопасность: учебное пособие / Л.В. Афанасьева, Т.Ю. Ткачева. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2015. - 210 с.
12 Белов, А.А. Социально-экономическая безопасность России и ее регионов / А.А. Белов // Вестник калужского филиала РАНХиГС Калуга. - 2017. - С. 28-34.
13 Ман, И.Л. Бюджет теряет и тут же находит: гибкая налоговая политика приносит бонусы казне // Российская газета - Экономика УРФО. - № 239(7702).
14 Вепрева, Ю.А. Оценка бюджетной обеспеченности регионов Приволжского федерального округа как показателя эффективности взаимодействия органов власти и населения / Ю.А. Вепрева // Актуальные вопросы развития национальной экономики. - 2018. - С. 298-309.
15 Гладковская, Е.Н. Инструментарий оценки бюджетного потенциала и выявление резервов экономического роста регионов России / Е.Н. Гладковская // Фундаментальные исследования. - 2018. - № 10. - С. 31-36.
16 Гончаренко, Л.П. Экономическая безопасность: учебник / Л.П. Гончаренко, Ф.В. Акулинин, В.М. Захарова, А.В. Зверев, С.Ф. Остапюк, В.Н. Сидорова, С.А. Филин, Б.А. Юлин, С.А. Сыбачин, Д.А. Кузьмищев. - М.: ЮРАЙТ, 2015. - 478 с.
17 Домбровский, Е.А. Резервы роста доходов бюджетов субъектов Российской Федерации: автореферат / Е.А. Домбровский. - Москва, 2013. - 26 с.
18 Дюжилова, О.М. Экономическая безопасность регионов России: сегодня и завтра / О.М. Дюжилова // Экономика и управление предприятиями, отраслями, комплексами в условиях инновационного развития. - 2018. - С. 52-54.
19 Ермакова, Ю.С. Оценка налогового потенциала региона и ее роль в системе регулирования межбюджетных отношений / Ю.С. Ермакова // Актуальные проблемы современности: наука и общество. - 2017. - № 4 (17). - С. 37-43.
20 Заиченко, А.А. Финансово-экономическая безопасность регионов российской федерации: региональный контроль (на примере Республики Крым) / А.А Заиченко // Финансово-экономическая безопасность Российской Федерации и ее регионов. - 2017. - С. 5-9.
21 Зотов, А.С. Понятие бюджетной обеспеченности регионов и методики ее оценки / А.С. Зотов // Теоретико-методологические и практические проблемы интеграции, диверсификации и модернизации региональных промышленных комплексов. - 2017. - С. 227-232.
22 Иванов, А.Н. Обеспечение экономической безопасности северных регионов Российской Федерации как важнейший аспект в обеспечении экономической безопасности всей страны / А.Н. Иванов // Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы. обеспечение комплексной безопасности жизнедеятельности населения. - 2017. - С. 309-312.
23 Каппушева, Т.Л. Роль малого и среднего бизнеса в обеспечении конкурентоспособности проблемного региона // Вестник Адыгейского государственного университет - 2012. - №3 (104).
24 Кобрин, М.Ю. Влияние неравномерности экономического развития регионов СФО на региональную экономическую безопасность / М.Ю. Кобрин // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. - 2017. - № 14. - С. 99-102.
25 Котилко, В.В. Методические подходы к оценке финансового риска в субъектах Российской Федерации / В.В. Котилко, Е.А. Ефимова // Государственный советник. - 2016. - № 3 (15). - С. 11-16.
26 Логинов, К.К. Экономическая безопасность регионов Сибирского федерального округа / К.К. Логинов, А.А. Кораблева, В.В. Карпов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2018. - № 1 (31). - С. 141-150.
27 Мамедов, Э.И. Экономическая безопасность регионов как основа безопасности страны / Э.И. Мамедов // Организационно-правовое регулирование безопасности жизнедеятельности в современном мире. - 2016. - С. 402-404.
28 Мифтахова, Ф.М. Комплексный экономико-математический анализ развития бюджетно-налогового потенциала на примере муниципальных образований Республики Татарстан / Ф.М. Мифтахова, А.В. Аксянова, А.Х. Рахматуллина // Управление устойчивым развитием. - 2016. - № 2 (03). - С. 6-14.
29 Писаренко, К.В. Методологические подходы к оценке финансовой обеспеченности бюджетов регионов РФ / К.В. Писаренко, С.А. Мусиенко // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 5-1 (58). - С. 383-389.
30 Плахова, Л.В. Экономическая безопасность регионов россии: особенности, тренды, риски / Л.В. Плахова // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. - 2018. - № 7. - С. 84-88.
31 Полонская, В.А. Бюджетная обеспеченность - индикатор социально-экономического состояния региона (на примере Приморского края) / В.А. Полонская // Карельский научный журнал. - 2018. - Т. 7. - № 2 (23). - С. 117-120.
32 Посуконько, М.С. Экономическая безопасность регионов как основная компонента экономической безопасности России (на примере ростовской области) / М.С. Посуконько // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. - 2016. - № 2. - С. 558-563.
33 Рубцов, И.В. Анализ влияния налоговых преступлений на экономическую безопасность регионов Российской Федерации / И.В. Рубцов, К.С. Крахмалев // Вестник экономической безопасности. - 2018. - № 1. - С. 337-343.
34 Савина, Ю.Ю. Обоснование инвестиционной активности Кемеровской области посредством сравнительного анализа и экономико-математического моделирования / Ю.Ю. Савина, А.О. Рада // Форсайт инновационной экономики: гармонизация профессиональных и образовательных стандартов. - 2017. - С. 267-272.
35 Сиволапова, А.Ю. Оценка уровня бюджетной обеспеченности регионов России / А.Ю. Сиволапова // Актуальные проблемы развития экономики региона. - 2017. - С. 147-150.
36 Сигов, В. И., Песоцкий, А. А. Безопасность экономического пространства региона: концептуальные основы и система показателей // Экономика региона. - 2017. - Т. 13, вып. 4. - С. 1236-1250.
37 Стеба, Н.Д. Оценка выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с предоставлением налоговых льгот / Н.Д. Стеба // Финансы, денежное обращение и кредит. - №8. - 2011. - С. 185-188.
38 Струкова, К.С. Экономическая безопасность Брянской области как одного из стратегических регионов Российской Федерации / К.С. Струкова, С.Г. Гурская // Вестник науки и образования. - 2018. - Т. 1. - № 3 (39). - С. 105-107.
39 Сумская, Т.В. Методика анализа региональных и местных бюджетов: сущность и применение на примере Новосибирской области / Т.В. Сумская // Мир экономики и управления. - 2017. - Т. 17. - № 2. - С. 72-85.
40 Тутаришева, Ф.С. Экономическая безопасность регионов как составляющая экономического благополучия страны и единого национального вектора развития / Ф.С. Тутаришева // Вестник науки Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований имени Т.М. Керашева. - 2017. - № 11 (35). - С. 187-191.
41 Фомина, Е.А., Ковальская, Ю.В. Методические подходы к оценке финансовой устойчивости регионального бюджета // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2015. № 5. С. 102-105.
42 Фомина, Е.А., Ходковская, Ю.В. Программно-целевое управление бюджетными ресурсами: монография. Уфа, 2017. 231 с.
43 Материалы политической партии «Яблоко» «Карта бюджетной обеспеченности регионов» [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: https://www.yabloko.ru/(дата обращения 18.04.2019).
44 Методика оценки эффективности налоговых льгот [Электронный
ресурс]: издательский дом «Бюджет». - Режим доступа:
http://bujet.ru/article/331270.php(дата обращения 01.04.2019).
45 Статья бюджета: что нужно знать о мобильных камерах на треногах [Электронный ресурс]: официальный сайт АО «Росбизнесконсалтинг». - Режим доступа: https: //www.autonews .ru/news/5b7d5aaa9a7947018d4f7ae6?ruid=NaN (дата обращения 01.04.2019)
46 Официальный портал органов государственной власти Тюменской области «Отчеты об исполнении бюджета» [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: https://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/finance/ot.htm(дата обращения 18.02.2019).
47 Отчет об исполнении консолидированного бюджета Тюменской области за 2017 год [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: https://admtyumen.ru/ogv_ru/finance/finance/bugjet/more.htm?id=11529187@cmsArtic le (дата обращения 18.02.2019).
48 Отчет об исполнении консолидированного бюджета Тюменской области за 2016 год [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: https: //admtyumen.ru/ogv_ru/finance/finance/bugj et/more.htm?id= 11428184@cmsArtic le (дата обращения 18.02.2019).
49 Исполнение бюджета ХМАО за 2017 год [Электронный ресурс]:
официальный сайт. - Режим доступа:
https://depfin.admhmao.ru/budget/report/1577840/ispolnenie-byudzheta-avtonomnogo- okruga-za-2017-god(дата обращения 18.02.2019).
50 Исполнение бюджета ХМАО за 2016 год [Электронный ресурс]:
официальный сайт. - Режим доступа: https://depfin.admhmao.ru/budget/report/866834/ispolnenie-byudzheta-avtonomnogo- okruga-za-2016-god(дата обращения 18.02.2019).
51 Управление Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мангсийскому АО и Ямало-Ненецкому АО [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: http://tumstat.gks.ru/(дата обращения 01.03.2019).
52 Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.gks.ru/(дата обращения 01.03.2019).