Практико-ориентированные формы организаций занятий в профессиональной образовательной организации (на примере ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум»).
|
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения профессионально - ориентированных форм обучения 9
1.1 Сущность практико-ориентированного обучение в системе среднего
профессионального образования 9
1.2 Формы теоретической и практической профессионально-ориентированной
подготовки 17
1.3 Зарубежный опыт практико-ориентированной подготовки студентов 29
Глава 2. Организация и условия применения практико-ориентированных форм организаций занятий в ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» 36
2.1 Краткая характеристика деятельности ГАПОУ «Альметьевский
политехнический техникум» 36
2.2 Использование практико-ориентированных форм в профессиональной
подготовке студентов 42
2.3 Оценка удовлетворенности проведением лабораторно - практических
занятий 59
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию практико-ориентированных форм организации обучения учащихся ГАПОУ «Альметьевский
политехнический техникум» 68
3.1 Проблемы в использовании практико-ориентированных форм в
профессиональной подготовке студентов и пути их решения 68
3.2 Рекомендации к разработке практико-ориентированных занятий для
студентов в условиях среднего-профессионального образования 76
3.3 Предполагаемый социально-экономический эффект от внедрения
рекомендаций по совершенствованию практико-ориентированного подхода к профессиональной подготовке студентов 82
Заключение 88
Список использованной литературы 91
Приложения
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения профессионально - ориентированных форм обучения 9
1.1 Сущность практико-ориентированного обучение в системе среднего
профессионального образования 9
1.2 Формы теоретической и практической профессионально-ориентированной
подготовки 17
1.3 Зарубежный опыт практико-ориентированной подготовки студентов 29
Глава 2. Организация и условия применения практико-ориентированных форм организаций занятий в ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» 36
2.1 Краткая характеристика деятельности ГАПОУ «Альметьевский
политехнический техникум» 36
2.2 Использование практико-ориентированных форм в профессиональной
подготовке студентов 42
2.3 Оценка удовлетворенности проведением лабораторно - практических
занятий 59
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию практико-ориентированных форм организации обучения учащихся ГАПОУ «Альметьевский
политехнический техникум» 68
3.1 Проблемы в использовании практико-ориентированных форм в
профессиональной подготовке студентов и пути их решения 68
3.2 Рекомендации к разработке практико-ориентированных занятий для
студентов в условиях среднего-профессионального образования 76
3.3 Предполагаемый социально-экономический эффект от внедрения
рекомендаций по совершенствованию практико-ориентированного подхода к профессиональной подготовке студентов 82
Заключение 88
Список использованной литературы 91
Приложения
В настоящее время цели образования, определяющиеся системой знаний, умений, навыками, которыми должен владеть выпускник признают несостоятельными. Выпускник готовый решать встающие перед ним жизненные и профессиональные проблемы, а также готовый включиться в дальнейшую жизнедеятельность, более востребован в социуме. [7, С.160]
В практике среднего профессионального образования сложились различные пути и средства решения проблемы подготовки конкурентоспособного выпускника: модернизация содержания и форм
профессиональной подготовки, внедрение инновационных технологий обучения, осуществление интеграции различных уровней образования. Сегодня, одна из проблем выпускников - низкая профессиональная компетентность и конкурентоспособность. Один из способов преодоления этих проблем - это практико-ориентированный подход в обучении.
Актуальность разработки практико-ориентированного обучения заключается в том, что данный подход позволяет значительно повысить эффективность обучения. Этому способствует система отбора содержания учебного материала, помогающая учащимся оценивать значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний и умений. Одной из важных проблем в средне-профессиональном образовании является проблема практико-ориентированной подготовки студентов. Эффективность подготовки кадров в профессиональной образовательной организации не всегда в полном объеме соответствуют требованиям работодателей.
Идея профессиональной практико-ориентированной подготовки в педагогике не нова, однако долгое время практико-ориентированный принцип был незаслуженно забыт. Рассмотрев историю становления профессиональной практико-ориентированной подготовки, профессор Т.В. Горбунова пришла к выводу, что еще в Средние века и Новое время известные мыслители, такие как Э. Роттердамский, Ж.Ж. Руссо, М.В. Ломоносов, понимали, что
«эффективность и качество образования проверяются, подтверждаются и направляются практикой, поскольку практика — критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения». Большой вклад в разработку профессиональной практико-ориентированной подготовки внесли такие исследователи, как И.Г. Песталоцци, В. Гумбольдт, А. Дистервег, Р. Оуэн, Г. Кершенштейнер, Р. Зейдель, Д. Дьюи, и классики марксизма-ленинизма. Однако в СССР принцип политехнизации подменил истинную практико-ориентированную направленность обучения.
Круг исследований проблем профессионального образования в настоящее время достаточно широк. Это прежде всего работы по проблемам развития профессионального образования Т.Н. Бондаренко, С.Г. Грищенко, Н.Н. Кисель, В.А. Михайлова, Т.В. Клеветовой, С.Г Копьева, в которых выявлены состояние, тенденции и перспективы развития системы профессионального образования: непрерывность, гуманизация, интегративность, комплексность, ориентация на формирование творческих способностей специалистов, их общей эрудиции и др.
Также источниками информации в данной работе послужили работы Т. И. Морозовой, Е.В. Кузнецовой, Т.В. Горбуновой, Ю.Н. Бахметовой и др.
Объектом данной работы является ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум».
Предметом исследования является изучение применяемых практикоориентированных форм организаций занятий в ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум».
Гипотеза исследования состоит в предположении, что разработанные рекомендации по совершенствованию практико-ориентированных форм будут адаптированы в ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» и позволят повысить эффективность работы данного образовательного учреждения.
Исходя из выше изложенного, целью написания выпускной квалификационной работы является изучение практико-ориентированных форм организаций занятий в профессиональной образовательной организации и разработка рекомендаций по совершенствованию практико-ориентированных форм организации обучения в профессиональной образовательной организации.
Поставленная цель исследования предопределила постановку и решение ряда взаимосвязанных задач:
1) изучить теоретико-методологические основы профессиональноориентированных форм обучения;
2) проанализировать организацию (реализацию) и условия применения практико-ориентированных форм организаций занятий в ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум»;
3) разработать комплекс рекомендаций по совершенствованию практико- ориентированных форм.
Теоретическая значимость исследования требует указания на то, что данное исследование расширяет и уточняет педагогическую теорию, теоретические представления, уже сложившиеся в педагогике по данной проблематике.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы при решении вопросов совершенствования использования практико-ориентированных форм организаций занятий. Выводы и обобщения, сделанные в выпускной квалификационной работе, могут послужить теоретической и практической основой для дальнейшего разрешения проблем возникших при реализации практико-ориентированных форм занятий в ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум».
Материалы исследования были озвучены в виде доклада на Международной научно-практической конференции «Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития», г. Магнитогорск, РФ.
Эмпирической базой исследования является ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» и представленная им документация: устав;
правовые документы; локальные акты; ФГОС; отчет о результатах самообследования; положение по планированию, организации, ведению лабораторных и практических занятий; положение о производственной (профессиональной) практике; положение о курсовом проектировании; положение о организации реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования; положение об учебной и производственной практике студентов; комплексный план работы на 2015-2016 учебный год ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум», рабочие программы.
В процессе исследования использованы следующие методы: наблюдение, анализ, экспертные оценки, изучение нормативно-правовых документов, локальных актов предприятия.
Методика исследования предполагала изучение источников научной информации, нормативных документов, статей, в ходе изучения которых проводится аналитическая работа по выявлению проблем использования практико-ориентированных форм организации занятий.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений. Название глав отображает их содержание. Введение раскрывает основные тенденции развития и изучения проблематики, современное состояние вопроса, теоретическую и практическую актуальность, проблему, объект, предмет, гипотезу, цель, задачи, эмпирическую базу, методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе раскрыты теоретико-методологические основы изучения профессионально-ориентированных форм обучения.
В третьей главе обоснованы предложения по совершенствованию практико-ориентированных форм организации обучения учащихся ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум».
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
В практике среднего профессионального образования сложились различные пути и средства решения проблемы подготовки конкурентоспособного выпускника: модернизация содержания и форм
профессиональной подготовки, внедрение инновационных технологий обучения, осуществление интеграции различных уровней образования. Сегодня, одна из проблем выпускников - низкая профессиональная компетентность и конкурентоспособность. Один из способов преодоления этих проблем - это практико-ориентированный подход в обучении.
Актуальность разработки практико-ориентированного обучения заключается в том, что данный подход позволяет значительно повысить эффективность обучения. Этому способствует система отбора содержания учебного материала, помогающая учащимся оценивать значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний и умений. Одной из важных проблем в средне-профессиональном образовании является проблема практико-ориентированной подготовки студентов. Эффективность подготовки кадров в профессиональной образовательной организации не всегда в полном объеме соответствуют требованиям работодателей.
Идея профессиональной практико-ориентированной подготовки в педагогике не нова, однако долгое время практико-ориентированный принцип был незаслуженно забыт. Рассмотрев историю становления профессиональной практико-ориентированной подготовки, профессор Т.В. Горбунова пришла к выводу, что еще в Средние века и Новое время известные мыслители, такие как Э. Роттердамский, Ж.Ж. Руссо, М.В. Ломоносов, понимали, что
«эффективность и качество образования проверяются, подтверждаются и направляются практикой, поскольку практика — критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения». Большой вклад в разработку профессиональной практико-ориентированной подготовки внесли такие исследователи, как И.Г. Песталоцци, В. Гумбольдт, А. Дистервег, Р. Оуэн, Г. Кершенштейнер, Р. Зейдель, Д. Дьюи, и классики марксизма-ленинизма. Однако в СССР принцип политехнизации подменил истинную практико-ориентированную направленность обучения.
Круг исследований проблем профессионального образования в настоящее время достаточно широк. Это прежде всего работы по проблемам развития профессионального образования Т.Н. Бондаренко, С.Г. Грищенко, Н.Н. Кисель, В.А. Михайлова, Т.В. Клеветовой, С.Г Копьева, в которых выявлены состояние, тенденции и перспективы развития системы профессионального образования: непрерывность, гуманизация, интегративность, комплексность, ориентация на формирование творческих способностей специалистов, их общей эрудиции и др.
Также источниками информации в данной работе послужили работы Т. И. Морозовой, Е.В. Кузнецовой, Т.В. Горбуновой, Ю.Н. Бахметовой и др.
Объектом данной работы является ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум».
Предметом исследования является изучение применяемых практикоориентированных форм организаций занятий в ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум».
Гипотеза исследования состоит в предположении, что разработанные рекомендации по совершенствованию практико-ориентированных форм будут адаптированы в ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» и позволят повысить эффективность работы данного образовательного учреждения.
Исходя из выше изложенного, целью написания выпускной квалификационной работы является изучение практико-ориентированных форм организаций занятий в профессиональной образовательной организации и разработка рекомендаций по совершенствованию практико-ориентированных форм организации обучения в профессиональной образовательной организации.
Поставленная цель исследования предопределила постановку и решение ряда взаимосвязанных задач:
1) изучить теоретико-методологические основы профессиональноориентированных форм обучения;
2) проанализировать организацию (реализацию) и условия применения практико-ориентированных форм организаций занятий в ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум»;
3) разработать комплекс рекомендаций по совершенствованию практико- ориентированных форм.
Теоретическая значимость исследования требует указания на то, что данное исследование расширяет и уточняет педагогическую теорию, теоретические представления, уже сложившиеся в педагогике по данной проблематике.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы при решении вопросов совершенствования использования практико-ориентированных форм организаций занятий. Выводы и обобщения, сделанные в выпускной квалификационной работе, могут послужить теоретической и практической основой для дальнейшего разрешения проблем возникших при реализации практико-ориентированных форм занятий в ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум».
Материалы исследования были озвучены в виде доклада на Международной научно-практической конференции «Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития», г. Магнитогорск, РФ.
Эмпирической базой исследования является ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» и представленная им документация: устав;
правовые документы; локальные акты; ФГОС; отчет о результатах самообследования; положение по планированию, организации, ведению лабораторных и практических занятий; положение о производственной (профессиональной) практике; положение о курсовом проектировании; положение о организации реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования; положение об учебной и производственной практике студентов; комплексный план работы на 2015-2016 учебный год ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум», рабочие программы.
В процессе исследования использованы следующие методы: наблюдение, анализ, экспертные оценки, изучение нормативно-правовых документов, локальных актов предприятия.
Методика исследования предполагала изучение источников научной информации, нормативных документов, статей, в ходе изучения которых проводится аналитическая работа по выявлению проблем использования практико-ориентированных форм организации занятий.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений. Название глав отображает их содержание. Введение раскрывает основные тенденции развития и изучения проблематики, современное состояние вопроса, теоретическую и практическую актуальность, проблему, объект, предмет, гипотезу, цель, задачи, эмпирическую базу, методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе раскрыты теоретико-методологические основы изучения профессионально-ориентированных форм обучения.
В третьей главе обоснованы предложения по совершенствованию практико-ориентированных форм организации обучения учащихся ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум».
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Целью исследования в дипломной работе было изучение практико-ориентированных форм организаций занятий в профессиональной образовательной организации и разработка рекомендаций по
совершенствованию практико-ориентированных форм организации обучения в профессиональной образовательной организации.
По итогам исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Учитывая требования современного рынка труда, среднее профессиональное образование должно опираться на качественно новый уровень оснащённости выпускника, как знаниями, так и практическими умениями.
2. В профессиональной подготовке специалистов любого профиля
актуальной является проблема усиления практической части (практикоориентированности) обучения будущих выпускников. Практико-ориентированное обучение, занимая ведущее место в системе
профессиональных образовательных организаций, направлено на приобретение студентом опыта практической деятельности, который выступает как готовность студента к определённым действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков.
3. Существуют формы теоретической профессионально-ориентированной подготовки, которые позволяют решить комплекс дидактических целей - предъявление новых знаний, их мотивацию и обобщение, а практические закрепляют и систематизируют знания.
Обеспечение практико-ориентированности осуществляется посредством разработки перечня лабораторных работ и практических занятий, методических рекомендаций по их проведению.
Таким образом, можно сделать вывод, что обучение с использованием практико - ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями.
4. Анализируя работу «ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» был сделан вывод, что профессиональное обучение в ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» направлено на формирование профессиональных практических умений студентов, их подготовку к профессиональной деятельности. Об этом свидетельствуют:
• учебные практики, в результате которых проведены круглые столы, встречи с работодателями по вопросам социального партнерства, посещены базы производственной практики (49 предприятий);
• возможность получения по окончании учебной практики квалификационного разряда по рабочей профессии не ниже третьего- четвертого;
• высокие результаты студентов в конкурсах профессионального мастерства, Всероссийских конкурсах работ научно- технического творчества;
• возможность получения студентами специальных именных стипендий ПАО «Татнефть», ООО «АИСК» и Союзом Строителей Республики Татарстан, по окончании обучения эти студенты получают сертификат акционерного общества и имеют преимущества при трудоустройстве;
• работа с работодателями по согласованию образовательных программ, в результате которой внесены дополнения в ПМ (профессиональные модули) программы подготовки специалистов среднего звена;
• традиционные мероприятия с приглашением работодателей, представителями науки;
• наличие лицензионного программного обеспечения, которое придает практико-ориентированный характер учебному процессу;
• наличие на собственной базе техникума учебно-производственных мастерских, кабинетов, лабораторий, полигонов для проведения лабораторно-практических занятий и практик.
На основании проведенной оценки удовлетворенности проведением лабораторно-практических занятий в ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» были выявлены проблемы в использовании практико-ориентированных форм в профессиональной подготовке студентов в ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум».
Об этом свидетельствуют результаты исследования «Оценка удовлетворенности проведением лабораторно - практических занятий»: на строительном отделении отношение УВ (93,32%) - между 90 и 100% -хорошая удовлетворенность по важным характеристикам. Необходимо сохранение существующего положения. На Автомеханическом (83,03%) и Нефтяном отделении (82,01%) отношение УВ между80 и 90% - удовлетворенность по важным характеристикам недостаточна. Требуются слабые корректирующие действия.
1) На основании проведенного исследования, в целях повышения эффективности реализации практико-ориентированного обучения были предложены мероприятия по улучшению практико-ориентированных форм организации занятий в ГАПОУ «Альметьевский политехничекий техникум», которые имеют социально-экономический эффект и применение их является целесообразным. Предполагается, что на основании внедрения предложенных мероприятий доля трудоустроенных студентов с 99% возрастет и будет равняться 100%, что станет позитивной тенденцией в работе техникума.
совершенствованию практико-ориентированных форм организации обучения в профессиональной образовательной организации.
По итогам исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Учитывая требования современного рынка труда, среднее профессиональное образование должно опираться на качественно новый уровень оснащённости выпускника, как знаниями, так и практическими умениями.
2. В профессиональной подготовке специалистов любого профиля
актуальной является проблема усиления практической части (практикоориентированности) обучения будущих выпускников. Практико-ориентированное обучение, занимая ведущее место в системе
профессиональных образовательных организаций, направлено на приобретение студентом опыта практической деятельности, который выступает как готовность студента к определённым действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков.
3. Существуют формы теоретической профессионально-ориентированной подготовки, которые позволяют решить комплекс дидактических целей - предъявление новых знаний, их мотивацию и обобщение, а практические закрепляют и систематизируют знания.
Обеспечение практико-ориентированности осуществляется посредством разработки перечня лабораторных работ и практических занятий, методических рекомендаций по их проведению.
Таким образом, можно сделать вывод, что обучение с использованием практико - ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями.
4. Анализируя работу «ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» был сделан вывод, что профессиональное обучение в ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» направлено на формирование профессиональных практических умений студентов, их подготовку к профессиональной деятельности. Об этом свидетельствуют:
• учебные практики, в результате которых проведены круглые столы, встречи с работодателями по вопросам социального партнерства, посещены базы производственной практики (49 предприятий);
• возможность получения по окончании учебной практики квалификационного разряда по рабочей профессии не ниже третьего- четвертого;
• высокие результаты студентов в конкурсах профессионального мастерства, Всероссийских конкурсах работ научно- технического творчества;
• возможность получения студентами специальных именных стипендий ПАО «Татнефть», ООО «АИСК» и Союзом Строителей Республики Татарстан, по окончании обучения эти студенты получают сертификат акционерного общества и имеют преимущества при трудоустройстве;
• работа с работодателями по согласованию образовательных программ, в результате которой внесены дополнения в ПМ (профессиональные модули) программы подготовки специалистов среднего звена;
• традиционные мероприятия с приглашением работодателей, представителями науки;
• наличие лицензионного программного обеспечения, которое придает практико-ориентированный характер учебному процессу;
• наличие на собственной базе техникума учебно-производственных мастерских, кабинетов, лабораторий, полигонов для проведения лабораторно-практических занятий и практик.
На основании проведенной оценки удовлетворенности проведением лабораторно-практических занятий в ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» были выявлены проблемы в использовании практико-ориентированных форм в профессиональной подготовке студентов в ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум».
Об этом свидетельствуют результаты исследования «Оценка удовлетворенности проведением лабораторно - практических занятий»: на строительном отделении отношение УВ (93,32%) - между 90 и 100% -хорошая удовлетворенность по важным характеристикам. Необходимо сохранение существующего положения. На Автомеханическом (83,03%) и Нефтяном отделении (82,01%) отношение УВ между80 и 90% - удовлетворенность по важным характеристикам недостаточна. Требуются слабые корректирующие действия.
1) На основании проведенного исследования, в целях повышения эффективности реализации практико-ориентированного обучения были предложены мероприятия по улучшению практико-ориентированных форм организации занятий в ГАПОУ «Альметьевский политехничекий техникум», которые имеют социально-экономический эффект и применение их является целесообразным. Предполагается, что на основании внедрения предложенных мероприятий доля трудоустроенных студентов с 99% возрастет и будет равняться 100%, что станет позитивной тенденцией в работе техникума.



