Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Практико-ориентированные формы организаций занятий в профессиональной образовательной организации (на примере ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум»).

Работа №55971

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы116
Год сдачи2016
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
403
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения профессионально - ориентированных форм обучения 9
1.1 Сущность практико-ориентированного обучение в системе среднего
профессионального образования 9
1.2 Формы теоретической и практической профессионально-ориентированной
подготовки 17
1.3 Зарубежный опыт практико-ориентированной подготовки студентов 29
Глава 2. Организация и условия применения практико-ориентированных форм организаций занятий в ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» 36
2.1 Краткая характеристика деятельности ГАПОУ «Альметьевский
политехнический техникум» 36
2.2 Использование практико-ориентированных форм в профессиональной
подготовке студентов 42
2.3 Оценка удовлетворенности проведением лабораторно - практических
занятий 59
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию практико-ориентированных форм организации обучения учащихся ГАПОУ «Альметьевский
политехнический техникум» 68
3.1 Проблемы в использовании практико-ориентированных форм в
профессиональной подготовке студентов и пути их решения 68
3.2 Рекомендации к разработке практико-ориентированных занятий для
студентов в условиях среднего-профессионального образования 76
3.3 Предполагаемый социально-экономический эффект от внедрения
рекомендаций по совершенствованию практико-ориентированного подхода к профессиональной подготовке студентов 82
Заключение 88
Список использованной литературы 91
Приложения


В настоящее время цели образования, определяющиеся системой знаний, умений, навыками, которыми должен владеть выпускник признают несостоятельными. Выпускник готовый решать встающие перед ним жизненные и профессиональные проблемы, а также готовый включиться в дальнейшую жизнедеятельность, более востребован в социуме. [7, С.160]
В практике среднего профессионального образования сложились различные пути и средства решения проблемы подготовки конкурентоспособного выпускника: модернизация содержания и форм
профессиональной подготовки, внедрение инновационных технологий обучения, осуществление интеграции различных уровней образования. Сегодня, одна из проблем выпускников - низкая профессиональная компетентность и конкурентоспособность. Один из способов преодоления этих проблем - это практико-ориентированный подход в обучении.
Актуальность разработки практико-ориентированного обучения заключается в том, что данный подход позволяет значительно повысить эффективность обучения. Этому способствует система отбора содержания учебного материала, помогающая учащимся оценивать значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний и умений. Одной из важных проблем в средне-профессиональном образовании является проблема практико-ориентированной подготовки студентов. Эффективность подготовки кадров в профессиональной образовательной организации не всегда в полном объеме соответствуют требованиям работодателей.
Идея профессиональной практико-ориентированной подготовки в педагогике не нова, однако долгое время практико-ориентированный принцип был незаслуженно забыт. Рассмотрев историю становления профессиональной практико-ориентированной подготовки, профессор Т.В. Горбунова пришла к выводу, что еще в Средние века и Новое время известные мыслители, такие как Э. Роттердамский, Ж.Ж. Руссо, М.В. Ломоносов, понимали, что
«эффективность и качество образования проверяются, подтверждаются и направляются практикой, поскольку практика — критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения». Большой вклад в разработку профессиональной практико-ориентированной подготовки внесли такие исследователи, как И.Г. Песталоцци, В. Гумбольдт, А. Дистервег, Р. Оуэн, Г. Кершенштейнер, Р. Зейдель, Д. Дьюи, и классики марксизма-ленинизма. Однако в СССР принцип политехнизации подменил истинную практико-ориентированную направленность обучения.
Круг исследований проблем профессионального образования в настоящее время достаточно широк. Это прежде всего работы по проблемам развития профессионального образования Т.Н. Бондаренко, С.Г. Грищенко, Н.Н. Кисель, В.А. Михайлова, Т.В. Клеветовой, С.Г Копьева, в которых выявлены состояние, тенденции и перспективы развития системы профессионального образования: непрерывность, гуманизация, интегративность, комплексность, ориентация на формирование творческих способностей специалистов, их общей эрудиции и др.
Также источниками информации в данной работе послужили работы Т. И. Морозовой, Е.В. Кузнецовой, Т.В. Горбуновой, Ю.Н. Бахметовой и др.
Объектом данной работы является ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум».
Предметом исследования является изучение применяемых практикоориентированных форм организаций занятий в ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум».
Гипотеза исследования состоит в предположении, что разработанные рекомендации по совершенствованию практико-ориентированных форм будут адаптированы в ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» и позволят повысить эффективность работы данного образовательного учреждения.
Исходя из выше изложенного, целью написания выпускной квалификационной работы является изучение практико-ориентированных форм организаций занятий в профессиональной образовательной организации и разработка рекомендаций по совершенствованию практико-ориентированных форм организации обучения в профессиональной образовательной организации.
Поставленная цель исследования предопределила постановку и решение ряда взаимосвязанных задач:
1) изучить теоретико-методологические основы профессиональноориентированных форм обучения;
2) проанализировать организацию (реализацию) и условия применения практико-ориентированных форм организаций занятий в ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум»;
3) разработать комплекс рекомендаций по совершенствованию практико- ориентированных форм.
Теоретическая значимость исследования требует указания на то, что данное исследование расширяет и уточняет педагогическую теорию, теоретические представления, уже сложившиеся в педагогике по данной проблематике.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы при решении вопросов совершенствования использования практико-ориентированных форм организаций занятий. Выводы и обобщения, сделанные в выпускной квалификационной работе, могут послужить теоретической и практической основой для дальнейшего разрешения проблем возникших при реализации практико-ориентированных форм занятий в ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум».
Материалы исследования были озвучены в виде доклада на Международной научно-практической конференции «Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития», г. Магнитогорск, РФ.
Эмпирической базой исследования является ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» и представленная им документация: устав;
правовые документы; локальные акты; ФГОС; отчет о результатах самообследования; положение по планированию, организации, ведению лабораторных и практических занятий; положение о производственной (профессиональной) практике; положение о курсовом проектировании; положение о организации реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования; положение об учебной и производственной практике студентов; комплексный план работы на 2015-2016 учебный год ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум», рабочие программы.
В процессе исследования использованы следующие методы: наблюдение, анализ, экспертные оценки, изучение нормативно-правовых документов, локальных актов предприятия.
Методика исследования предполагала изучение источников научной информации, нормативных документов, статей, в ходе изучения которых проводится аналитическая работа по выявлению проблем использования практико-ориентированных форм организации занятий.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений. Название глав отображает их содержание. Введение раскрывает основные тенденции развития и изучения проблематики, современное состояние вопроса, теоретическую и практическую актуальность, проблему, объект, предмет, гипотезу, цель, задачи, эмпирическую базу, методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе раскрыты теоретико-методологические основы изучения профессионально-ориентированных форм обучения.
В третьей главе обоснованы предложения по совершенствованию практико-ориентированных форм организации обучения учащихся ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум».
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью исследования в дипломной работе было изучение практико-ориентированных форм организаций занятий в профессиональной образовательной организации и разработка рекомендаций по
совершенствованию практико-ориентированных форм организации обучения в профессиональной образовательной организации.
По итогам исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Учитывая требования современного рынка труда, среднее профессиональное образование должно опираться на качественно новый уровень оснащённости выпускника, как знаниями, так и практическими умениями.
2. В профессиональной подготовке специалистов любого профиля
актуальной является проблема усиления практической части (практикоориентированности) обучения будущих выпускников. Практико-ориентированное обучение, занимая ведущее место в системе
профессиональных образовательных организаций, направлено на приобретение студентом опыта практической деятельности, который выступает как готовность студента к определённым действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков.
3. Существуют формы теоретической профессионально-ориентированной подготовки, которые позволяют решить комплекс дидактических целей - предъявление новых знаний, их мотивацию и обобщение, а практические закрепляют и систематизируют знания.
Обеспечение практико-ориентированности осуществляется посредством разработки перечня лабораторных работ и практических занятий, методических рекомендаций по их проведению.
Таким образом, можно сделать вывод, что обучение с использованием практико - ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями.
4. Анализируя работу «ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» был сделан вывод, что профессиональное обучение в ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» направлено на формирование профессиональных практических умений студентов, их подготовку к профессиональной деятельности. Об этом свидетельствуют:
• учебные практики, в результате которых проведены круглые столы, встречи с работодателями по вопросам социального партнерства, посещены базы производственной практики (49 предприятий);
• возможность получения по окончании учебной практики квалификационного разряда по рабочей профессии не ниже третьего- четвертого;
• высокие результаты студентов в конкурсах профессионального мастерства, Всероссийских конкурсах работ научно- технического творчества;
• возможность получения студентами специальных именных стипендий ПАО «Татнефть», ООО «АИСК» и Союзом Строителей Республики Татарстан, по окончании обучения эти студенты получают сертификат акционерного общества и имеют преимущества при трудоустройстве;
• работа с работодателями по согласованию образовательных программ, в результате которой внесены дополнения в ПМ (профессиональные модули) программы подготовки специалистов среднего звена;
• традиционные мероприятия с приглашением работодателей, представителями науки;
• наличие лицензионного программного обеспечения, которое придает практико-ориентированный характер учебному процессу;
• наличие на собственной базе техникума учебно-производственных мастерских, кабинетов, лабораторий, полигонов для проведения лабораторно-практических занятий и практик.
На основании проведенной оценки удовлетворенности проведением лабораторно-практических занятий в ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум» были выявлены проблемы в использовании практико-ориентированных форм в профессиональной подготовке студентов в ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум».
Об этом свидетельствуют результаты исследования «Оценка удовлетворенности проведением лабораторно - практических занятий»: на строительном отделении отношение УВ (93,32%) - между 90 и 100% -хорошая удовлетворенность по важным характеристикам. Необходимо сохранение существующего положения. На Автомеханическом (83,03%) и Нефтяном отделении (82,01%) отношение УВ между80 и 90% - удовлетворенность по важным характеристикам недостаточна. Требуются слабые корректирующие действия.
1) На основании проведенного исследования, в целях повышения эффективности реализации практико-ориентированного обучения были предложены мероприятия по улучшению практико-ориентированных форм организации занятий в ГАПОУ «Альметьевский политехничекий техникум», которые имеют социально-экономический эффект и применение их является целесообразным. Предполагается, что на основании внедрения предложенных мероприятий доля трудоустроенных студентов с 99% возрастет и будет равняться 100%, что станет позитивной тенденцией в работе техникума.



1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]: [Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 14.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации»]. // Российская газета. 31.12.2012. №5976. URL: http://www.rg.ru/2012/12/3Q/obrazovanie-dok,html (дата обращения: 1.11.2015).
2. Научная и учебная литература
2. Бахметова Ю.Н. Реализация практико- ориентированного подхода в процессе формировании методической культуры будущих педагогов- психологов в профессиональном обучении // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2012. №4. С. 53-57.
3. Бондаренко Т.Н., Латкин А.П. Роль практико-ориентированного подхода в учебном процессе вуза при формировании и развитии отраслевых и региональных рынков услуг РФ // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. С.58-62.
4. Борисова Н.Р. Нормативное закрепление форм реализации практико-ориентированного подхода в сфере высшего юридического образования как элемента механизма правового регулирования образовательных отношений // Актуальные проблемы экономики и права. Казань: Познание, 2013, № 3 (27). С. 192-197
5. Гвоздева Е.Е Технология исследовательского обучения в учреждениях профессионального образования // Молодой ученый. 2014. №6.3. С. 21-25.
6. Горбунова Т.В. Практико-ориентированный подход к подготовке будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности // Вестник ЧГПУ. 2010. №2. С. 93-101.
7. Грищенко С.Г., Кисель Н.Н Опыт внедрения практикоориентированного обучения по инженерным направлениям подготовки в
Южном федеральном университете // Инженерное образование. 2014. №15. С. 158-164.
8. Громкова М. Т. Педагогика высшей школы: учеб.пособие для студентов педагогических вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 447 с.
9. Жуков Г.Н., Матросов П.Г. Общая и профессиональная педагогика: Учебник. М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 448 с.
10. Жукова Г.С., Никитина Н.И., Комарова Е.В. Технологии профессионально-ориентированного обучения: учеб.пособие. М.: Издательство РГСУ, 2012. 165 с.
11. Измайлова М.А. Организация внеаудиторной самостоятельной
работы студентов: Методическое пособие. М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и К°», 2012. - 64 с.
12. Инновационное проектирование оценочных средств в системе контроля качества обучения в вузе: учебное пособие/ Под ред. А.В. Клименко, М.Л. Несмелова, М.В. Пономарев. М.: Издательство «Прометей», 2015. 108 с.
13. Канаева Т.А. Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий // СИСП. 2012. №12. С. 3438.
14. Клеветова Т.В. Реализация практико-ориентированной научнометодической подготовки будущих учителей физики // Электронный научнообразовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». 2014. №7(34). С. 86-90.
15. Копьева С. Г. Содержание, формы и методы профессиональной практико-ориентированной подготовки // Вестник РМАТ . 2013. №1 (7). С. 6772.
16. Корноухова Т.В. Специфика профессиональной подготовки студентов экономического вуза // Материалы XII Международной молодежной научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития экономики и профессионального образования в современном обществе». Т.2. Екатеринбург, 2015. С. 203-207.
17. Корноухова Т.В. Формы практико - ориентированного обучения в системе СПО на современном этапе развития экономики РФ // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития». Часть 1. Магнитогорск: МЦИИ «ОМЕГА САЙНС, 2016. С. 196-197.
18. Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учебник. М.: ИНФРА М, 2013. 400 с.
19. Кузнецова Е.В., Степанова М.Е. Реализация практикоориентированного подхода при внедрении ФГОС посредством организации деятельности малых инновационных предприятий // Научные исследования в образовании. 2011. №4. С. 107-111.
20. Михайлов В.А Практико-ориентированная составляющая
профильного обучения: формы и организация процесса // Актуальные
проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. №8. С. 21-25.
21. Михалькова О. А., Марченко К. С. Формирование умений и навыков управленческой деятельности в процессе профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей // Международный журнал экспериментального образования. 2014. №5 (1). С. 99-102.
22. Морозова Т.И. Практико-ориентированные технологии, как необходимое условие творческого развития студентов // Материалы XIII Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции- выставки Информационные технологии в образовании" "ИTO-Ростов-2013". Ростов: 2013. С. 50-54.
23. Мусина-Мазнова Г.К. Практико-ориентированный подход впроцессе формирования проектных компетенций будущих социальных работников // Инновационное образование: практико-ориентированный подход в обучении: IV Международная науч.-метод. конф. (17 апр. 2012 г.) / отв. ред. Стефанова. Г.П. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2011. С.73-79.
24. Мухина Т.Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие. Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. 97 с.
25. Пастюк О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие. М.:НИЦ ИНФРА-М, 2013. 160 с.
26. Самылкина Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения. 2-е изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 172 с.
27. Солодянкина О.В. Практико-ориентированная профессиональная подготовка студентов специальности «социальная работа» // Вестник Удмуртского университета. 2013. №9. С. 10-15.
28. Солянкина Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде// Известия ВГПУ. 2011. №1. С. 42-45.
29. Столяренко А. М. Общая педагогика: учеб.пособие для студентов
вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000). М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 479 с.
30. Федотов Б.В. Общая и профессиональная педагогика. Теорияобучения: учеб.пособие / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инженер.ин-т. Новосибирск, 2011. 215 с.
31. Шарипов Ф. В. Педагогика и психология высшей школы: учеб.пособие. М.: Логос, 2012. 448 с.
32. Эльма Ю.В. // Использование интернет-технологий в современном образовательном процессе. Ч. 2. Новые возможности в обучении. СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2013. С. 90-103.
3. Электронные ресурсы
33. http://almetpt.ru/ Официальный сайт ГАПОУ «Альметьевский политехнический техникум».
34. http://almetyevsk.tatar.ru/ Официальный сайт Альметьевского муниципального района. 
35. http://www.business-gazeta.ru/ Деловая электронная Татарстана «Бизнес-онлайн».


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ