ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧЕНИКОВ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО -КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ ПЛАТФОРМ DUOLINGO, LINGUALEO, STEPIC)
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧЕНИКОВ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1. Формирование учебно-познавательной компетенции в целях 14 обучения иностранному языку в общеобразовательной школе
1.2. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции как __ основная цель обучения английскому языку в современной школе
1.3. Использование новых информационно-коммуникационных 41 технологий в формировании учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников 5-8 классов общеобразовательной школы на уроках английского языка
Выводы по первой главе 60
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧЕНИКОВ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ДУОЛИНГО, ЛИНГВОЛЕО, СТЕПИК)
2.1. Понятие современной обучающей технологии и значение 63
мобильных устройств при организации интерактивного обучения
2.2. Этапы формирования учебно-познавательного компонента 70 иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий и
системные основы интеграция информационно-коммуникационных технологий и образовательных технологий
2.3. Описание проведения и результатов экспериментального обучения, направленного на формирование учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников 5 -8 классов общеобразовательной школы на основе современных информационно-коммуникационных технологий Выводы по второй главе
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧЕНИКОВ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1. Формирование учебно-познавательной компетенции в целях 14 обучения иностранному языку в общеобразовательной школе
1.2. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции как __ основная цель обучения английскому языку в современной школе
1.3. Использование новых информационно-коммуникационных 41 технологий в формировании учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников 5-8 классов общеобразовательной школы на уроках английского языка
Выводы по первой главе 60
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧЕНИКОВ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ДУОЛИНГО, ЛИНГВОЛЕО, СТЕПИК)
2.1. Понятие современной обучающей технологии и значение 63
мобильных устройств при организации интерактивного обучения
2.2. Этапы формирования учебно-познавательного компонента 70 иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий и
системные основы интеграция информационно-коммуникационных технологий и образовательных технологий
2.3. Описание проведения и результатов экспериментального обучения, направленного на формирование учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников 5 -8 классов общеобразовательной школы на основе современных информационно-коммуникационных технологий Выводы по второй главе
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
Актуальность исследования. Одним из основных компонентов иноязычной коммуникативной компетенции учащихся является учебно-познавательный компонент. Согласно И. Л. Бим данный компонент является основополагающей целью при обучении иностранным языкам.
При наполняемости классов информационно-коммуникационными технологиями создаются определенные дидактические условия для изучения английского языка учениками как в урочное, так и в во внеаудиторное время. Данную проблему исследовали П. В. Сысоев, Е. С. Полат, С. В. Титова, Л. К Раицкая, М. Н. Евстигнеев. Авторы различных исследований приходят к выводу о том, что присутствует прямая зависимость от объёма развития учебно - познавательных навыков (используя информационно-коммуникационные технологии) и эффективностью в самостоятельной работе по овладению иностранным языком в сети Интернет.
Степень разработанности проблемы. Проведя анализ исследований при рассмотрении проблемы формирования иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно - коммуникационных технологий, был определен спектр вопросов, которые привлекли внимание ученых:
• Изучение компетентностного подхода в рамках языкового образования и разработка основ обучения иностранному языку на основе ИКТ. Можно отметить исследования таких ученых как: Зимняя И.А., Хуторской А.В., Байденко В.И., Болотов В.А., Шадриков В.Д., Алмазова Н.И., Акопова А.М. Раицкая Л.К., Полат Е.С., Титова С.В.
• Роль и алгоритмы использования ИКТ в образовании: Роберт И.В., Панюкова С.В., Роберт И.В., Апатова Н.В., Полат Е.С., Кравцова А.Ю., Чичерина Н.В., Андреев А.А., Кузнецов А.А.
Согласно исследованиям различных ученых можно сделать вывод о том, что существует большая научная база для рассмотрению и решению проблем связанных с формированием учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно - коммуникационных технологий.
Однако также существуют ряд неизученных вопросов:
• не определен перечень учебно-познавательных умений учеников при изучении иностранного языка на основе информационнокоммуникационных технологий;
• не разработан комплекс заданий и не представлен список возможных интернет платформ и алгоритм внедрения и использования интернет ресурсов по формированию учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий.
Таким образом, имеются все основания считать проблему формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий нерешенной и требующей специального исследования, что и обусловило актуальность данной работы и выбор темы исследования - «Эффективность формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе информационнокоммуникационных технологий (на примере интернет платформ Duolingo, Lingualeo, Stepic).
В качестве объекта исследования рассматривается педагогический процесс формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников.
Предметом исследования выступает процесс формирования учебнопознавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий.
Целью настоящего исследования является отбор, внедрение Интернет ресурсов и разработка научно обоснованного и проверенного опытным путем алгоритма формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно - коммуникационных технологий.
Поставленная цель определила следующие задачи:
1) определить содержание обучения учебно-познавательному компоненту иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий;
2) выявить и обосновать психолого-педагогические условия формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий;
3) отобрать наиболее удовлетворяющие критериям интернет ресурсы по формированию учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий;
4) разработать комплекс заданий (методическое пособие) и алгоритм формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий; провести экспериментальное обучение с целью определения эффективности выборки Интернет-ресурсов по формированию учебнопознавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационнокоммуникационных технологий; описать его количественные и качественные результаты.
Гипотезой исследования является предположение о том, что формирование учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий будет успешным, если оно осуществляется на основе отбора, внедрения и использования таких Интернет-ресурсов, при которых:
- используется содержание обучения учебно-познавательному компоненту иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе информационно-коммуникационных технологий;
- учитываются психолого-педагогические условия, необходимые для успешного обучения учебно-познавательному компоненту иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе информационнокоммуникационных технологий: а) мотивация учеников использовать в процессе обучения иностранному языку ИКТ; б) сформированность ИКТ компетентности учеников; в) сформированность ИКТ компетентности преподавателя иностранного языка; г) системное обучение иностранному языку на основе ИКТ;
Для достижения цели и решения задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение результатов исследований по теме диссертации; моделирование педагогического процесса формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий; проведение экспериментального обучения; анализ количественных и качественных результатов экспериментального обучения.
Методологической основой исследования являются: концепция изучения компетентностного подхода в рамках языкового образования и разработка основ обучения иностранному языку на основе ИКТ: Зимняя И.А., Хуторской А.В., Байденко В.И., Болотов В.А., Шадриков В.Д., Алмазова Н.И., Акопова А.М. Раицкая Л.К., Полат Е.С., Титова С.В, концепция роли и алгоритмов использования
ИКТ в образовании: Роберт И.В., Панюкова С.В., Роберт И.В., Апатова Н.В., Полат Е.С., Кравцова А.Ю., Чичерина Н.В., Андреев А.А., Кузнецов А.А.
Теоретической базой диссертационного исследования послужили положения, разработанные в отечественных и зарубежных трудах по теории и методике обучения ИЯ: Ляховский М.В., Гез Н.И., Ляховский М.В., Миролюбов А.А., Фоломкина С.К., Шатилов С.Ф., Шатилов С.Ф., Пассов Е.И., Бим И.Л., Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е., Сафонова В.В., Соловова Е.Н., использованию метода проектов в обучении иностранному языку: Сафонова В.В., Полат Е.С., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н., Титова С.В., Филатова А.В., использованию новых информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку Полат Е.С., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Кудрявцева Л.В., Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н., Сысоев П.В., Евстигнеева И.А., Соломатина А.Г., Маркова Ю.Ю.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 2015 по 2017 гг. в три этапа.
Первый этап исследования (2015 г.). Этот этап связан с формулировкой и осмыслением исследовательской проблемы, определением объекта, предмета исследования, постановкой цели и задач, выдвижением гипотезы, конкретизацией методологии и методов исследования. На данном этапе проводилось изучение и анализ педагогической и методической литературы по теме исследования. Определялась номенклатура учебно-познавательных умений в рамках иноязычной коммуникативной компетенции учеников, формируемых на основе современных информационно-коммуникационных технологий; выявлялись и обосновывались психолого-педагогические условия формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационо-коммуникационных технологий.
Второй этап исследования (2015-2016 гг.). На данном этапе уточнялась и проверялась рабочая гипотеза исследования; разрабатывалась авторская методическая система формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий; разрабатывались и внедрялись в практику комплекс заданий и алгоритм формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий.
Третий этап исследования (2016-2017 гг.). Этот этап характеризуется подготовкой и проведением экспериментального обучения с целью определения эффективности методики формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий; описанием его количественных и качественных данных; формулированием выводов и оформлением текста диссертации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Содержание обучения учебно-познавательному компоненту иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационных и коммуникационных технологий, включает: умения и способности целеполагания; планировать свою самостоятельную учебно-познавательную деятельность на основе ИКТ; пользоваться информационно-справочными ресурсами сети Интернет; развивать виды речевой деятельности на основе современных информационных и коммуникационных технологий: формировать
аспекты языка (лексику, фонетику, грамматику) на основе современных информационно-справочных и мультимедийных ресурсов (лингвистического корпуса (лексика, грамматика), мультимедийных программ (фонетика, лексика, грамматика); осуществлять самооценку промежуточных и итоговых результатов своей самостоятельной учебнопознавательной деятельности по изучению иностранного языка и культуры на основе современных ИКТ; проводить рефлексию своей учебно-познавательной деятельности на основе ИКТ; самосовершенствоваться и учитывать предыдущий положительный и отрицательный опыт в последующей учебно-познавательной деятельности на основе ИКТ.
2. Формирование учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационных и коммуникационных технологий будет эффективным, если при использовании на уроках иностранного языка Интернет - программ следует учитывать следующие: психолого-педагогические условия: а) мотивация учеников использовать в процессе обучения иностранному языку ИКТ; б) сформированность ИКТ компетентности учеников; в) сформированность ИКТ компетентности преподавателя иностранного языка; г) системное обучение иностранному языку на основе ИКТ.
3. Организация учебной деятельности учеников, направленной на формирование учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции студентов на основе современных информационных и коммуникационных технологий включает следующие этапы: 1) этап
целеполагания и планирования учебной деятельности; 2) этап обсуждения вопросов обеспечения информационной безопасности при реализации Интернетдеятельности; 3) технологический этап; 4) процессуальный этап; 5) этап оценки и рефлексии.
Научная новизна исследования состоит в том, что в магистерской диссертации:
- определено содержание обучения учебно-познавательному компоненту иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий;
- разработан алгоритм внедрения интернет платформ Duolingo, Linguoleo по формированию учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий;
- разработаны комплекс заданий и алгоритм формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно - коммуникационных технологий (на примере платформы Stepic). Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:
- решена проблема формирования учебно-познавательного
компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий с учетом противоречий между социальной потребностью в достижении учениками к моменту освоения основной образовательной программы личностных и метапредметных результатов и неиспользованием в полном объеме дидактического потенциала современных информационно -
коммуникационных технологий в формировании учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции; между декларируемой интеграцией современных информационно
коммуникационных технологий в учебный процесс и их практическим применением в обучении иностранному языку в общеобразовательной школе; между декларируемым формированием иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов и формированием учебно-познавательного компонента на практике. Практическая значимость исследования состоит в следующем:
- дано подробное описание алгоритма внедрения Интернетресурсов в учебный процесс по формированию учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий;
- результаты исследования могут быть использованы при разработке учебно-методических пособий и авторских программ и курсов по иностранным языкам, а также в курсе методики обучения иностранным языкам.
Достоверность научных результатов и выводов диссертационного исследования обеспечивается следующим: анализом современных исследований в области теории и методики обучения иностранному языку, обоснованностью теоретических позиций, экспериментальной проверкой теоретических положений, внедрением результатов исследования в практику, опорой на современные достижения методики обучения иностранному языку, педагогики, психологии, количественными и качественными показателями оценки выполнения заданий учениками в ходе экспериментального обучения.
Апробация и внедрение результатов. Экспериментальное обучение по предложенной методике формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий проводилось на базе МАОУ «Г имназия № 19» в 2015-2017 учебных годах.
Цели и задачи исследования определили структуру диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения и библиографии.
Во введении обоснованы актуальность и выбор темы исследования, определены цель, объект и предмет, изложены гипотеза и задачи, дана характеристика методологических основ, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость, изложены методы исследования, приведены сведения об апробации и внедрении полученных результатов, представлена структура работы.
В первой главе «Теоретические основы формирования учебнопознавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий» определяется содержание обучения учебно-познавательному компоненту иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий; выявляются и обосновываются психолого-педагогические условия формирования учебнопознавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий.
Во второй главе «Практические аспекты формирования учебнопознавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий» предлагается алгоритм внедрения Интернет-ресурсов по формированию учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно - коммуникационных технологий; описываются этапы и комплекс заданий по формированию учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационнокоммуникационных технологий; описывается подготовка к экспериментальному обучению, проведение экспериментального обучения, анализируются его качественные и количественные результаты.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, формулируются выводы.
При наполняемости классов информационно-коммуникационными технологиями создаются определенные дидактические условия для изучения английского языка учениками как в урочное, так и в во внеаудиторное время. Данную проблему исследовали П. В. Сысоев, Е. С. Полат, С. В. Титова, Л. К Раицкая, М. Н. Евстигнеев. Авторы различных исследований приходят к выводу о том, что присутствует прямая зависимость от объёма развития учебно - познавательных навыков (используя информационно-коммуникационные технологии) и эффективностью в самостоятельной работе по овладению иностранным языком в сети Интернет.
Степень разработанности проблемы. Проведя анализ исследований при рассмотрении проблемы формирования иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно - коммуникационных технологий, был определен спектр вопросов, которые привлекли внимание ученых:
• Изучение компетентностного подхода в рамках языкового образования и разработка основ обучения иностранному языку на основе ИКТ. Можно отметить исследования таких ученых как: Зимняя И.А., Хуторской А.В., Байденко В.И., Болотов В.А., Шадриков В.Д., Алмазова Н.И., Акопова А.М. Раицкая Л.К., Полат Е.С., Титова С.В.
• Роль и алгоритмы использования ИКТ в образовании: Роберт И.В., Панюкова С.В., Роберт И.В., Апатова Н.В., Полат Е.С., Кравцова А.Ю., Чичерина Н.В., Андреев А.А., Кузнецов А.А.
Согласно исследованиям различных ученых можно сделать вывод о том, что существует большая научная база для рассмотрению и решению проблем связанных с формированием учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно - коммуникационных технологий.
Однако также существуют ряд неизученных вопросов:
• не определен перечень учебно-познавательных умений учеников при изучении иностранного языка на основе информационнокоммуникационных технологий;
• не разработан комплекс заданий и не представлен список возможных интернет платформ и алгоритм внедрения и использования интернет ресурсов по формированию учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий.
Таким образом, имеются все основания считать проблему формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий нерешенной и требующей специального исследования, что и обусловило актуальность данной работы и выбор темы исследования - «Эффективность формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе информационнокоммуникационных технологий (на примере интернет платформ Duolingo, Lingualeo, Stepic).
В качестве объекта исследования рассматривается педагогический процесс формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников.
Предметом исследования выступает процесс формирования учебнопознавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий.
Целью настоящего исследования является отбор, внедрение Интернет ресурсов и разработка научно обоснованного и проверенного опытным путем алгоритма формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно - коммуникационных технологий.
Поставленная цель определила следующие задачи:
1) определить содержание обучения учебно-познавательному компоненту иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий;
2) выявить и обосновать психолого-педагогические условия формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий;
3) отобрать наиболее удовлетворяющие критериям интернет ресурсы по формированию учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий;
4) разработать комплекс заданий (методическое пособие) и алгоритм формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий; провести экспериментальное обучение с целью определения эффективности выборки Интернет-ресурсов по формированию учебнопознавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационнокоммуникационных технологий; описать его количественные и качественные результаты.
Гипотезой исследования является предположение о том, что формирование учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий будет успешным, если оно осуществляется на основе отбора, внедрения и использования таких Интернет-ресурсов, при которых:
- используется содержание обучения учебно-познавательному компоненту иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе информационно-коммуникационных технологий;
- учитываются психолого-педагогические условия, необходимые для успешного обучения учебно-познавательному компоненту иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе информационнокоммуникационных технологий: а) мотивация учеников использовать в процессе обучения иностранному языку ИКТ; б) сформированность ИКТ компетентности учеников; в) сформированность ИКТ компетентности преподавателя иностранного языка; г) системное обучение иностранному языку на основе ИКТ;
Для достижения цели и решения задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение результатов исследований по теме диссертации; моделирование педагогического процесса формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий; проведение экспериментального обучения; анализ количественных и качественных результатов экспериментального обучения.
Методологической основой исследования являются: концепция изучения компетентностного подхода в рамках языкового образования и разработка основ обучения иностранному языку на основе ИКТ: Зимняя И.А., Хуторской А.В., Байденко В.И., Болотов В.А., Шадриков В.Д., Алмазова Н.И., Акопова А.М. Раицкая Л.К., Полат Е.С., Титова С.В, концепция роли и алгоритмов использования
ИКТ в образовании: Роберт И.В., Панюкова С.В., Роберт И.В., Апатова Н.В., Полат Е.С., Кравцова А.Ю., Чичерина Н.В., Андреев А.А., Кузнецов А.А.
Теоретической базой диссертационного исследования послужили положения, разработанные в отечественных и зарубежных трудах по теории и методике обучения ИЯ: Ляховский М.В., Гез Н.И., Ляховский М.В., Миролюбов А.А., Фоломкина С.К., Шатилов С.Ф., Шатилов С.Ф., Пассов Е.И., Бим И.Л., Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е., Сафонова В.В., Соловова Е.Н., использованию метода проектов в обучении иностранному языку: Сафонова В.В., Полат Е.С., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н., Титова С.В., Филатова А.В., использованию новых информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку Полат Е.С., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Кудрявцева Л.В., Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н., Сысоев П.В., Евстигнеева И.А., Соломатина А.Г., Маркова Ю.Ю.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 2015 по 2017 гг. в три этапа.
Первый этап исследования (2015 г.). Этот этап связан с формулировкой и осмыслением исследовательской проблемы, определением объекта, предмета исследования, постановкой цели и задач, выдвижением гипотезы, конкретизацией методологии и методов исследования. На данном этапе проводилось изучение и анализ педагогической и методической литературы по теме исследования. Определялась номенклатура учебно-познавательных умений в рамках иноязычной коммуникативной компетенции учеников, формируемых на основе современных информационно-коммуникационных технологий; выявлялись и обосновывались психолого-педагогические условия формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационо-коммуникационных технологий.
Второй этап исследования (2015-2016 гг.). На данном этапе уточнялась и проверялась рабочая гипотеза исследования; разрабатывалась авторская методическая система формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий; разрабатывались и внедрялись в практику комплекс заданий и алгоритм формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий.
Третий этап исследования (2016-2017 гг.). Этот этап характеризуется подготовкой и проведением экспериментального обучения с целью определения эффективности методики формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий; описанием его количественных и качественных данных; формулированием выводов и оформлением текста диссертации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Содержание обучения учебно-познавательному компоненту иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационных и коммуникационных технологий, включает: умения и способности целеполагания; планировать свою самостоятельную учебно-познавательную деятельность на основе ИКТ; пользоваться информационно-справочными ресурсами сети Интернет; развивать виды речевой деятельности на основе современных информационных и коммуникационных технологий: формировать
аспекты языка (лексику, фонетику, грамматику) на основе современных информационно-справочных и мультимедийных ресурсов (лингвистического корпуса (лексика, грамматика), мультимедийных программ (фонетика, лексика, грамматика); осуществлять самооценку промежуточных и итоговых результатов своей самостоятельной учебнопознавательной деятельности по изучению иностранного языка и культуры на основе современных ИКТ; проводить рефлексию своей учебно-познавательной деятельности на основе ИКТ; самосовершенствоваться и учитывать предыдущий положительный и отрицательный опыт в последующей учебно-познавательной деятельности на основе ИКТ.
2. Формирование учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационных и коммуникационных технологий будет эффективным, если при использовании на уроках иностранного языка Интернет - программ следует учитывать следующие: психолого-педагогические условия: а) мотивация учеников использовать в процессе обучения иностранному языку ИКТ; б) сформированность ИКТ компетентности учеников; в) сформированность ИКТ компетентности преподавателя иностранного языка; г) системное обучение иностранному языку на основе ИКТ.
3. Организация учебной деятельности учеников, направленной на формирование учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции студентов на основе современных информационных и коммуникационных технологий включает следующие этапы: 1) этап
целеполагания и планирования учебной деятельности; 2) этап обсуждения вопросов обеспечения информационной безопасности при реализации Интернетдеятельности; 3) технологический этап; 4) процессуальный этап; 5) этап оценки и рефлексии.
Научная новизна исследования состоит в том, что в магистерской диссертации:
- определено содержание обучения учебно-познавательному компоненту иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий;
- разработан алгоритм внедрения интернет платформ Duolingo, Linguoleo по формированию учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий;
- разработаны комплекс заданий и алгоритм формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно - коммуникационных технологий (на примере платформы Stepic). Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:
- решена проблема формирования учебно-познавательного
компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий с учетом противоречий между социальной потребностью в достижении учениками к моменту освоения основной образовательной программы личностных и метапредметных результатов и неиспользованием в полном объеме дидактического потенциала современных информационно -
коммуникационных технологий в формировании учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции; между декларируемой интеграцией современных информационно
коммуникационных технологий в учебный процесс и их практическим применением в обучении иностранному языку в общеобразовательной школе; между декларируемым формированием иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов и формированием учебно-познавательного компонента на практике. Практическая значимость исследования состоит в следующем:
- дано подробное описание алгоритма внедрения Интернетресурсов в учебный процесс по формированию учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий;
- результаты исследования могут быть использованы при разработке учебно-методических пособий и авторских программ и курсов по иностранным языкам, а также в курсе методики обучения иностранным языкам.
Достоверность научных результатов и выводов диссертационного исследования обеспечивается следующим: анализом современных исследований в области теории и методики обучения иностранному языку, обоснованностью теоретических позиций, экспериментальной проверкой теоретических положений, внедрением результатов исследования в практику, опорой на современные достижения методики обучения иностранному языку, педагогики, психологии, количественными и качественными показателями оценки выполнения заданий учениками в ходе экспериментального обучения.
Апробация и внедрение результатов. Экспериментальное обучение по предложенной методике формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий проводилось на базе МАОУ «Г имназия № 19» в 2015-2017 учебных годах.
Цели и задачи исследования определили структуру диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения и библиографии.
Во введении обоснованы актуальность и выбор темы исследования, определены цель, объект и предмет, изложены гипотеза и задачи, дана характеристика методологических основ, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость, изложены методы исследования, приведены сведения об апробации и внедрении полученных результатов, представлена структура работы.
В первой главе «Теоретические основы формирования учебнопознавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий» определяется содержание обучения учебно-познавательному компоненту иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий; выявляются и обосновываются психолого-педагогические условия формирования учебнопознавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий.
Во второй главе «Практические аспекты формирования учебнопознавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий» предлагается алгоритм внедрения Интернет-ресурсов по формированию учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно - коммуникационных технологий; описываются этапы и комплекс заданий по формированию учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационнокоммуникационных технологий; описывается подготовка к экспериментальному обучению, проведение экспериментального обучения, анализируются его качественные и количественные результаты.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, формулируются выводы.
В ходе проведенного диссертационного исследования была доказана гипотеза, заключающаяся в предположении о том, что формирование учебно - познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий будет успешным, если оно осуществляется на основе разработки и внедрения интернет платформ в традиционную систему обучения, при которых:
- используется содержание обучения учебно-познавательному компоненту иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе информационно-коммуникационных технологий;
- учитываются психолого-педагогические условия, необходимые для успешного обучения учебно-познавательному компоненту иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе информационно - коммуникационных технологий: а) мотивация учеников использовать в процессе обучения иностранному языку ИКТ; б) сформированность ИКТ компетентности учеников; в) сформированность ИКТ компетентности преподавателя иностранного языка; г) владение учениками иностранным языком на уровне В1; д) системное обучение иностранному языку на основе ИКТ;
- для обучения используют: комплекс заданий, состоящий из заданий на целеполагание и планирование учебно-познавательной деятельности; поисково-аналитическую деятельность; развитие речевых умений учеников на основе ИКТ; формирование лексико-грамматических навыков учеников на основе ИКТ; развитие социокультурных умений на основе ИКТ; самооценку и рефлексию;
Основные выводы проведенного диссертационного исследования состоят в
следующем:
1. Определено содержание обучения учебно-познавательному компоненту иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий, включающее: знания природы познания и процесса обучения на основе ИКТ; индивидуальных особенностей человека по изучению иностранных языков; специфики изучаемого языка и культуры; современных подходов и методов изучения иностранных языков, современных технологий обучения языкам; умения и способности целеполагания; формулировать достигаемый результат учебно-познавательной деятельности; планировать свою самостоятельную учебно-познавательную деятельность на основе ИКТ; пользоваться информационно-справочными ресурсами сети Интернет; развивать виды речевой деятельности на основе современных информационно-коммуникационных технологий: Duolingo, LinguaLeo, Stepic; формировать аспекты языка (лексику, фонетику, грамматику) на основе современных информационно -справочных и мультимедийных ресурсов (лингвистического корпуса (лексика, грамматика), мультимедийных программ (фонетика, лексика, грамматика); формировать социокультурную компетенцию на основе современных ИКТ; формировать межкультурную компетенцию на основе современных ИКТ; существлять самооценку промежуточных и итоговых результатов своей самостоятельной учебно-познавательной деятельности по изучению иностранного языка и культуры на основе современных ИКТ; проводить рефлексию своей учебно-познавательной деятельности на основе ИКТ; самосовершенствоваться и учитывать предыдущий положительный
и отрицательный опыт в последующей учебно-познавательной деятельности на основе ИКТ.
2. Выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий: а) мотивация учеников использовать в процессе обучения иностранному языку ИКТ; б) сформированность ИКТ компетентности учеников; в) сформированность ИКТ компетентности преподавателя иностранного языка; г) системное обучение иностранному языку на основе ИКТ.
3. Разработан алгоритм внедрения и использования Интренет платформ по формированию учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий. Система разработана на основе системного, компетентностного, коммуникативно - когнитивного и личностно-деятельностного подходов, включает целевой, теоретический, технологический и оценочно-результативный блоки, реализуется с учетом следующих принципов: принципа интегративности, принципа развивающего обучения, принципа доступности и посильности, принципа наглядности, принципа обратной связи, принципа активности, принципа сознательности, принципа коммуникативной направленности, принципа дифференцированного обучения, принципа информатизации системы образования, принципа интерактивного обучения.
4. Разработаны этапы 1) этап целеполагания и планирования учебной деятельности; 2) этап обсуждения вопросов обеспечения информационной безопасности при реализации деятельности в сити Интернет; 3) технологический этап; 4) процессуальный этап; 5) этап оценки и рефлексии) и комплекс заданий (а) на целеполагание и планирование учебной деятельности; б) на поисково-аналитическую деятельность; в) на развитие речевых умений учеников на основе ИКТ; г) на формирование лексико-грамматических навыков учеников на основе современных ИКТ; д) на развитие социокультурных умений учеников на основе ИКТ; е) на самооценку и рефлексию) формирования учебнопознавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий.
5. Доказана эффективность использования Интернет платформ по формированию учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий.
- используется содержание обучения учебно-познавательному компоненту иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе информационно-коммуникационных технологий;
- учитываются психолого-педагогические условия, необходимые для успешного обучения учебно-познавательному компоненту иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе информационно - коммуникационных технологий: а) мотивация учеников использовать в процессе обучения иностранному языку ИКТ; б) сформированность ИКТ компетентности учеников; в) сформированность ИКТ компетентности преподавателя иностранного языка; г) владение учениками иностранным языком на уровне В1; д) системное обучение иностранному языку на основе ИКТ;
- для обучения используют: комплекс заданий, состоящий из заданий на целеполагание и планирование учебно-познавательной деятельности; поисково-аналитическую деятельность; развитие речевых умений учеников на основе ИКТ; формирование лексико-грамматических навыков учеников на основе ИКТ; развитие социокультурных умений на основе ИКТ; самооценку и рефлексию;
Основные выводы проведенного диссертационного исследования состоят в
следующем:
1. Определено содержание обучения учебно-познавательному компоненту иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий, включающее: знания природы познания и процесса обучения на основе ИКТ; индивидуальных особенностей человека по изучению иностранных языков; специфики изучаемого языка и культуры; современных подходов и методов изучения иностранных языков, современных технологий обучения языкам; умения и способности целеполагания; формулировать достигаемый результат учебно-познавательной деятельности; планировать свою самостоятельную учебно-познавательную деятельность на основе ИКТ; пользоваться информационно-справочными ресурсами сети Интернет; развивать виды речевой деятельности на основе современных информационно-коммуникационных технологий: Duolingo, LinguaLeo, Stepic; формировать аспекты языка (лексику, фонетику, грамматику) на основе современных информационно -справочных и мультимедийных ресурсов (лингвистического корпуса (лексика, грамматика), мультимедийных программ (фонетика, лексика, грамматика); формировать социокультурную компетенцию на основе современных ИКТ; формировать межкультурную компетенцию на основе современных ИКТ; существлять самооценку промежуточных и итоговых результатов своей самостоятельной учебно-познавательной деятельности по изучению иностранного языка и культуры на основе современных ИКТ; проводить рефлексию своей учебно-познавательной деятельности на основе ИКТ; самосовершенствоваться и учитывать предыдущий положительный
и отрицательный опыт в последующей учебно-познавательной деятельности на основе ИКТ.
2. Выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий: а) мотивация учеников использовать в процессе обучения иностранному языку ИКТ; б) сформированность ИКТ компетентности учеников; в) сформированность ИКТ компетентности преподавателя иностранного языка; г) системное обучение иностранному языку на основе ИКТ.
3. Разработан алгоритм внедрения и использования Интренет платформ по формированию учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий. Система разработана на основе системного, компетентностного, коммуникативно - когнитивного и личностно-деятельностного подходов, включает целевой, теоретический, технологический и оценочно-результативный блоки, реализуется с учетом следующих принципов: принципа интегративности, принципа развивающего обучения, принципа доступности и посильности, принципа наглядности, принципа обратной связи, принципа активности, принципа сознательности, принципа коммуникативной направленности, принципа дифференцированного обучения, принципа информатизации системы образования, принципа интерактивного обучения.
4. Разработаны этапы 1) этап целеполагания и планирования учебной деятельности; 2) этап обсуждения вопросов обеспечения информационной безопасности при реализации деятельности в сити Интернет; 3) технологический этап; 4) процессуальный этап; 5) этап оценки и рефлексии) и комплекс заданий (а) на целеполагание и планирование учебной деятельности; б) на поисково-аналитическую деятельность; в) на развитие речевых умений учеников на основе ИКТ; г) на формирование лексико-грамматических навыков учеников на основе современных ИКТ; д) на развитие социокультурных умений учеников на основе ИКТ; е) на самооценку и рефлексию) формирования учебнопознавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий.
5. Доказана эффективность использования Интернет платформ по формированию учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции учеников на основе современных информационно-коммуникационных технологий.



