Страхование автогражданской ответственности (Кемеровский государственный университет)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические и правовые основы страхования автогражданской ответственности 6
1.1 Теоретические основы страхования автогражданской ответсвенности 6
1.2 Правовые основы страхования автогражданской ответственности 12
Глава 2 Анализ практики заключения исполнения прекращения и судебной практики по договору страхования автогражданской ответственности 18
2.1 Анализ практики заключения исполнения прекращения договора страхования автогражданской ответственности 18
2.2 Анализ судебной практики по договору страхования автогражданской ответственности 22
Глава 3 Договор страхования автогражданской ответсвенности: проблемы и пути решения 26
3.1 Проблемы практики применения договора страхования автогражданской ответственности 26
3.2 Пути решения проблемы практики применения договора страхования автогражданской ответственности 30
Заключение 38
Список литературы 41
Глава 1. Теоретические и правовые основы страхования автогражданской ответственности 6
1.1 Теоретические основы страхования автогражданской ответсвенности 6
1.2 Правовые основы страхования автогражданской ответственности 12
Глава 2 Анализ практики заключения исполнения прекращения и судебной практики по договору страхования автогражданской ответственности 18
2.1 Анализ практики заключения исполнения прекращения договора страхования автогражданской ответственности 18
2.2 Анализ судебной практики по договору страхования автогражданской ответственности 22
Глава 3 Договор страхования автогражданской ответсвенности: проблемы и пути решения 26
3.1 Проблемы практики применения договора страхования автогражданской ответственности 26
3.2 Пути решения проблемы практики применения договора страхования автогражданской ответственности 30
Заключение 38
Список литературы 41
В мире идет постоянное изменение экономических систем развитых государств, увеличивается количество капитала, который постоянно перемещается, вырастает объем товаров и услуг, что в свою очередь сказывается на изменениях в различных отраслях деятельности государства.
В современных условиях значительно увеличилось количество людей, пользующихся автотранспортом, а так же перевозки грузов не только внутри государства, но и за границу.
Данный рост количества автомобилей, отразился на увеличении дорожного движения, но по причине плохого состояния российских дорог, несовершенства организации ремонтно-обслуживающего производства, все это привело к увеличению количества аварий, которые представляют собой: причинение материального ущерба и вреда жизни и здоровью участников дорожного движения.
Выражение в денежных суммах данного причиненного вреда является довольно существенным. Материальный ущерб, полученный в результате дорожно-транспортного происшествия несут не только пострадавшие лица, но и лица виновные в данном дорожно-транспортном происшествии, так как чаще всего по решению суда, выплачивают значительные суммы пострадавшим по их вине гражданам в дорожно-транспортном происшествии или их родственникам.
Все вышеуказанное говорит о необходимости страховой защиты владельцев автомобилей. В частности, обеспечения защиты материальных интересов и владельцев автомобилей, которые чаще всего являются виновниками дорожно-транспортных происшествий, и потерпевших от дорожно-транспортных происшествий гражданам – пассажирам, пешеходам.
Опыт иностранных государств в данной области имеет четко разработанный алгоритм решения вопроса возмещения вреда, причиненному жизни и здоровью граждан, которые пострадали в дорожно-транспортном происшествии. Он выражается в требовании необходимости обязательного предоставления владельцами автомобильного транспорта, материальных гарантий на случай причинения вреда третьим лицам, или другими словами - обязательное страхование автогражданской ответственности.
Страхование автогражданской ответственности является важным вопросом в настоящее время, выражающимся в социально-экономической значимость обязательного страхования автогражданской ответственности. В связи с этим перед действующими органами законодательной власти государства и исследователями данного вопроса ставятся задачи по совершенствованию мер, регулирующих обязательное автогражданское страхование. Все это говорит об актуальности данной темы исследования.
Целью данного исследования является изучение вопроса страхования автогражданской ответственности.
В связи с поставленной целью задачами данного исследования являются:
1) изучение теоретических основ страхования автогражданской ответственности;
2) изучение правовых основ страхования автогражданской ответственности;
3) проведение анализа практики заключения исполнения прекращения договора страхования автогражданской ответственности;
4) анализ судебной практики по договору страхования автогражданской ответственности;
5) выявление проблем практики применения договора страхования автогражданской ответственности;
6) описание путей решения проблем практики применения договора страхования автогражданской ответственности .
Объектом данного исследования явились общественные отношения, возникающие в процессе страхования автогражданской ответственности.
Предметом исследования явились нормы права, регулирующие страхование автогражданской ответственности.
Методологической базой исследования явились: метод анализа и синтеза, сравнительно-правовой, исторический, формально-логический.
Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых как: Александров А.А., Алиев Б.Х., Артамонов А.П., Балабанов И.Т., Басаков М.И., Верезубова Т.А., Выдрина А.Я., Грачева Е.Ю., Грудцына Л.Ю., Елистратова А.А., Захарова Н.А., Каримуллина А.Э., Крутик А.Б., Никитина Т.В., Манукян А.А., Осенко С.А., Пацурия Н.Б., Пинкин Ю.В., Роик В., Романовский С.В., Селипов Е.Н., Скамай Л.Г., Сплетухов Ю.А, Тропская С.С., Турбина К.Е., Шарифьянова З.Ф., Шахов В.В., Ширипов Д.В.
В современных условиях значительно увеличилось количество людей, пользующихся автотранспортом, а так же перевозки грузов не только внутри государства, но и за границу.
Данный рост количества автомобилей, отразился на увеличении дорожного движения, но по причине плохого состояния российских дорог, несовершенства организации ремонтно-обслуживающего производства, все это привело к увеличению количества аварий, которые представляют собой: причинение материального ущерба и вреда жизни и здоровью участников дорожного движения.
Выражение в денежных суммах данного причиненного вреда является довольно существенным. Материальный ущерб, полученный в результате дорожно-транспортного происшествия несут не только пострадавшие лица, но и лица виновные в данном дорожно-транспортном происшествии, так как чаще всего по решению суда, выплачивают значительные суммы пострадавшим по их вине гражданам в дорожно-транспортном происшествии или их родственникам.
Все вышеуказанное говорит о необходимости страховой защиты владельцев автомобилей. В частности, обеспечения защиты материальных интересов и владельцев автомобилей, которые чаще всего являются виновниками дорожно-транспортных происшествий, и потерпевших от дорожно-транспортных происшествий гражданам – пассажирам, пешеходам.
Опыт иностранных государств в данной области имеет четко разработанный алгоритм решения вопроса возмещения вреда, причиненному жизни и здоровью граждан, которые пострадали в дорожно-транспортном происшествии. Он выражается в требовании необходимости обязательного предоставления владельцами автомобильного транспорта, материальных гарантий на случай причинения вреда третьим лицам, или другими словами - обязательное страхование автогражданской ответственности.
Страхование автогражданской ответственности является важным вопросом в настоящее время, выражающимся в социально-экономической значимость обязательного страхования автогражданской ответственности. В связи с этим перед действующими органами законодательной власти государства и исследователями данного вопроса ставятся задачи по совершенствованию мер, регулирующих обязательное автогражданское страхование. Все это говорит об актуальности данной темы исследования.
Целью данного исследования является изучение вопроса страхования автогражданской ответственности.
В связи с поставленной целью задачами данного исследования являются:
1) изучение теоретических основ страхования автогражданской ответственности;
2) изучение правовых основ страхования автогражданской ответственности;
3) проведение анализа практики заключения исполнения прекращения договора страхования автогражданской ответственности;
4) анализ судебной практики по договору страхования автогражданской ответственности;
5) выявление проблем практики применения договора страхования автогражданской ответственности;
6) описание путей решения проблем практики применения договора страхования автогражданской ответственности .
Объектом данного исследования явились общественные отношения, возникающие в процессе страхования автогражданской ответственности.
Предметом исследования явились нормы права, регулирующие страхование автогражданской ответственности.
Методологической базой исследования явились: метод анализа и синтеза, сравнительно-правовой, исторический, формально-логический.
Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых как: Александров А.А., Алиев Б.Х., Артамонов А.П., Балабанов И.Т., Басаков М.И., Верезубова Т.А., Выдрина А.Я., Грачева Е.Ю., Грудцына Л.Ю., Елистратова А.А., Захарова Н.А., Каримуллина А.Э., Крутик А.Б., Никитина Т.В., Манукян А.А., Осенко С.А., Пацурия Н.Б., Пинкин Ю.В., Роик В., Романовский С.В., Селипов Е.Н., Скамай Л.Г., Сплетухов Ю.А, Тропская С.С., Турбина К.Е., Шарифьянова З.Ф., Шахов В.В., Ширипов Д.В.
В результате написания данной работы на тему: «Страхование автогражданской ответственности» можно сделать следующие выводы:
1. Страхование ответственности – это обязательство предоставления страховой защиты в случае предъявления страхователю третьими лицами требований, которые предъявлены в соответствии с нормами действующего российского законодательства относительно возмещения имущественного вреда. Особенностями страхования ответственности являются: а) обязанность полного возмещения вреда лицом, причинившим ущерб пострадавшему – материальный или вред жизни и здоровью. Другими словами можно сказать имеет имущественный, компенсационный характер: лицо, которое нанесло вред жизни, здоровью или имуществу третьих лиц, обязано полностью возместить убытки потерпевшей стороне; б) пострадавшими являются третьи лица. Третьи лица – это неопределенный круг лиц, которым страхователь может нанести имущественный вред; в) лимит ответственности. Сумма, которая является страховой суммой и чаще всего установлена соглашением сторон.
2. Нормативную базу регулирования страхования автогражданской ответственности составляют следующие нормативно-правовые акты: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс, ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ФЗ «О полиции», ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», ФЗ «О безопасности дорожного движения, Закон РФ «О защите прав потребителей», Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Положение Банка России «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства».
3. В настоящее время можно выделить основные проблемы, с которыми сталкиваются страхователи при заключении, исполнении и прекращении договора обязательного страхования автогражданской ответственности. Это занижение страховщиком сумм выплат страхового возмещения, затягивание сроков выплат по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, удержание процентов от стоимости страховки при расторжении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Представленные проблемы указывают на необходимость дальнейшего совершенствования законодательства в области обязательного страхования автогражданской ответственности.
4. Анализ материалов судебной практики говорит о том, что судами в большинстве своем рассматривались дела по искам потерпевших в дорожно-транспортном происшествии к страховщикам о взыскании страховой выплаты; об оспаривании размера выплаченной страховой суммы; о взыскании финансовой санкции за несоблюдение срока направления потерпевшему мотивированного отказа в страховой выплате; о взыскании неустойки за несоблюдение срока осуществления страховой выплаты; о взыскании штрафа за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего.
5. Уровень участия страны в процессе регулирования рынка страхования автогражданской ответственности в иностранных государствах разнообразна. Прослеживается стабильная взаимозависимость, присутствие которой регулирующая роль страны уменьшается, согласно мере формирования и стабилизации рынка автострахования. В соответствии с этим в Российской Федерации национальное урегулирование рынка страхования обязано быть в настоящее время довольно существенным.
6. Несмотря на то, что стратегия развития страхования указывает на необходимость развития отношений и выплаты страхового возмещения без документов компетентных органов, вряд ли данные нововведения в случае их принятия смогут улучшить ситуацию в данной сфере, так как виновник дорожно-транспортного происшествия, согласившийся на оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных сотрудников полиции принимает на себя дополнительные обязанности по отправке заполненного извещения страховщику (необходимость сохранять в течение срока исковой давности доказательства отправки данного извещения), а также не приступать к ремонту транспортного средства в течение 15 рабочих дней после дорожно-транспортного происшествия. Следует отметить, что Законодательный проект в изложенной редакции позволит страховщикам в большей степени злоупотреблять предоставленными правами, а потерпевшие будут вынуждены обращаться к услугам экспертов, юристов для разъяснения норм закона и взыскания страхового возмещения в судебном порядке. Хотелось бы, чтобы законодатель уделил больше внимания разработке единой методики возмещения ущерба, отсутствие которой и порождает многочисленные судебные споры.
1. Страхование ответственности – это обязательство предоставления страховой защиты в случае предъявления страхователю третьими лицами требований, которые предъявлены в соответствии с нормами действующего российского законодательства относительно возмещения имущественного вреда. Особенностями страхования ответственности являются: а) обязанность полного возмещения вреда лицом, причинившим ущерб пострадавшему – материальный или вред жизни и здоровью. Другими словами можно сказать имеет имущественный, компенсационный характер: лицо, которое нанесло вред жизни, здоровью или имуществу третьих лиц, обязано полностью возместить убытки потерпевшей стороне; б) пострадавшими являются третьи лица. Третьи лица – это неопределенный круг лиц, которым страхователь может нанести имущественный вред; в) лимит ответственности. Сумма, которая является страховой суммой и чаще всего установлена соглашением сторон.
2. Нормативную базу регулирования страхования автогражданской ответственности составляют следующие нормативно-правовые акты: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс, ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ФЗ «О полиции», ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», ФЗ «О безопасности дорожного движения, Закон РФ «О защите прав потребителей», Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Положение Банка России «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства».
3. В настоящее время можно выделить основные проблемы, с которыми сталкиваются страхователи при заключении, исполнении и прекращении договора обязательного страхования автогражданской ответственности. Это занижение страховщиком сумм выплат страхового возмещения, затягивание сроков выплат по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, удержание процентов от стоимости страховки при расторжении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Представленные проблемы указывают на необходимость дальнейшего совершенствования законодательства в области обязательного страхования автогражданской ответственности.
4. Анализ материалов судебной практики говорит о том, что судами в большинстве своем рассматривались дела по искам потерпевших в дорожно-транспортном происшествии к страховщикам о взыскании страховой выплаты; об оспаривании размера выплаченной страховой суммы; о взыскании финансовой санкции за несоблюдение срока направления потерпевшему мотивированного отказа в страховой выплате; о взыскании неустойки за несоблюдение срока осуществления страховой выплаты; о взыскании штрафа за неисполнение в добровольном порядке требований потерпевшего.
5. Уровень участия страны в процессе регулирования рынка страхования автогражданской ответственности в иностранных государствах разнообразна. Прослеживается стабильная взаимозависимость, присутствие которой регулирующая роль страны уменьшается, согласно мере формирования и стабилизации рынка автострахования. В соответствии с этим в Российской Федерации национальное урегулирование рынка страхования обязано быть в настоящее время довольно существенным.
6. Несмотря на то, что стратегия развития страхования указывает на необходимость развития отношений и выплаты страхового возмещения без документов компетентных органов, вряд ли данные нововведения в случае их принятия смогут улучшить ситуацию в данной сфере, так как виновник дорожно-транспортного происшествия, согласившийся на оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных сотрудников полиции принимает на себя дополнительные обязанности по отправке заполненного извещения страховщику (необходимость сохранять в течение срока исковой давности доказательства отправки данного извещения), а также не приступать к ремонту транспортного средства в течение 15 рабочих дней после дорожно-транспортного происшествия. Следует отметить, что Законодательный проект в изложенной редакции позволит страховщикам в большей степени злоупотреблять предоставленными правами, а потерпевшие будут вынуждены обращаться к услугам экспертов, юристов для разъяснения норм закона и взыскания страхового возмещения в судебном порядке. Хотелось бы, чтобы законодатель уделил больше внимания разработке единой методики возмещения ущерба, отсутствие которой и порождает многочисленные судебные споры.
Подобные работы
- Пути обеспечения устойчивости предприятий автомобильной отрасли на региональном рынке
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017



