Взаимосвязь трудового и служебного права (РАНХ и ГС)
|
Введение 3
Глава 1 Общая характеристика трудового права 6
1.1 Нормативно-правовое регулирование трудового права 6
1.2 Понятие, субъекты и объекты трудового права и трудовых правоотношений 9
1.3 Виды и особенности трудовых правоотношений 15
Глава 2 Общая характеристика служебного права и его соотношение с трудовым правом 19
2.1 Понятие, сущность и нормативно-правовое регулирование служебного права 19
2.2 Проблематика соотношения трудового и служебного права 23
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 30
Глава 1 Общая характеристика трудового права 6
1.1 Нормативно-правовое регулирование трудового права 6
1.2 Понятие, субъекты и объекты трудового права и трудовых правоотношений 9
1.3 Виды и особенности трудовых правоотношений 15
Глава 2 Общая характеристика служебного права и его соотношение с трудовым правом 19
2.1 Понятие, сущность и нормативно-правовое регулирование служебного права 19
2.2 Проблематика соотношения трудового и служебного права 23
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 30
Актуальность темы настоящего исследования связана с тем, что в соответствии со ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Трудовые права человека занимают важнейшее место в системе правового статуса личности. Точно так же и трудовые правоотношения выступают одними из наиболее значимых юридических отношений в законодательной системе любого государства. Вряд ли найдется человек, который так или иначе не вступает в трудовые правоотношения. Именно посредством участия в трудовых правоотношениях лицо имеет возможность получить необходимые ему материальные блага, обеспечить свое существование, содержание семьи и т.д. Трудовые правоотношения, в частности, такие их категории, как трудовой и страховой стаж, имеют большое значение в праве социального обеспечения при назначении пенсий, пособий и т.д.
Необходимо отметить, что в структуре современного трудового рынка преобладают работники коммерческих, негосударственных организаций, имеющих целью извлечение прибыли. Соответственно, в таких организациях зачастую нарушаются права работников, поскольку работодателю, например, объективно невыгоден декретный отпуск беременной женщины, возможность женщины, имеющей ребенка до трех лет, отказаться от служебной командировки и т.д. Иными словами, работодатель в коммерческой сфере в первую очередь стремится получить посредством использования наемного труда как можно большую прибыль, что, безусловно, приводит к многочисленным ущемлениям прав работников.
Объективные противоречия между достаточно редко совпадающими интересами работодателя и работника обуславливают повышенную конфликтность сферы трудовых правоотношений. Не меньшей проблематикой характеризуется и сфера служебного права, нормы которого регулируют общественные отношения в сфере организации государственных и муниципальных служащих, определяют правовой статус государственного и муниципального служащего как работника и должностного лица и т.д. Поскольку государственная и муниципальная власть носит некоммерческий характер, такого конфликта между работником и работодателем здесь нет. Вместе с тем, специфика служебного права во многом связана с необходимостью обеспечения стабильного и устойчивого развития всего общества, что зачастую и обуславливает повышенные требования, запреты и ограничения в сфере государственной и муниципальной службы.
Кроме того, существует важная теоретическая проблема, связанная с соотношением трудового и служебного права – является ли служебное право частью трудового, независимые ли это отрасли права или же взаимопересекающиеся. Одни исследователи полагают, что служебное право – это подотрасль административного права, другие – что это отрасль права, включающая в себя нормы административного, трудового, конституционного, уголовного и т.д. законодательства. Даже относительно того, следует ли включать в служебное право отношения, возникающие в сфере деятельности коммерческих организации, или же служебное право соотносится исключительно с государственной или муниципальной службой, в науке единая позиция отсутствует.
Соответственно, для ответа на обозначенные вопросы необходимо углубленно изучить основы трудового и служебного права.
Целью настоящей работы выступает анализ проблематики взаимосвязи трудового и служебного права в целях получения ответа на вопрос о соотношении трудового и служебного права Российской Федерации.
Задачи исследования:
Изучить систему нормативно-правового регулирования трудового права;
Определить понятие, субъекты и объекты трудового права и трудовых правоотношений;
Изучить виды и особенности трудовых правоотношений;
Исследовать понятие, сущность и нормативно-правовое регулирование служебного права;
Рассмотреть проблематику соотношения трудового и служебного права.
Объектом работы выступают общественные отношения в трудовой сфере, а так же в сфере организации государственной и муниципальной власти.
Предмет настоящей работы – взаимосвязь трудового и служебного права.
Методологию работы составляют как специальные методы (метод правового моделирования, сравнительно-правовой и др.), так и общенаучные (анализ, синтез, классификация).
Теоретическая база исследования состоит из учебной и научной литературы в области трудового и служебного права.
Нормативная база настоящего исследования включает в себя нормы гражданского и служебного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Структурно работа состоит из введения, двух глав и заключения. В конце приведен библиографический список.
Трудовые права человека занимают важнейшее место в системе правового статуса личности. Точно так же и трудовые правоотношения выступают одними из наиболее значимых юридических отношений в законодательной системе любого государства. Вряд ли найдется человек, который так или иначе не вступает в трудовые правоотношения. Именно посредством участия в трудовых правоотношениях лицо имеет возможность получить необходимые ему материальные блага, обеспечить свое существование, содержание семьи и т.д. Трудовые правоотношения, в частности, такие их категории, как трудовой и страховой стаж, имеют большое значение в праве социального обеспечения при назначении пенсий, пособий и т.д.
Необходимо отметить, что в структуре современного трудового рынка преобладают работники коммерческих, негосударственных организаций, имеющих целью извлечение прибыли. Соответственно, в таких организациях зачастую нарушаются права работников, поскольку работодателю, например, объективно невыгоден декретный отпуск беременной женщины, возможность женщины, имеющей ребенка до трех лет, отказаться от служебной командировки и т.д. Иными словами, работодатель в коммерческой сфере в первую очередь стремится получить посредством использования наемного труда как можно большую прибыль, что, безусловно, приводит к многочисленным ущемлениям прав работников.
Объективные противоречия между достаточно редко совпадающими интересами работодателя и работника обуславливают повышенную конфликтность сферы трудовых правоотношений. Не меньшей проблематикой характеризуется и сфера служебного права, нормы которого регулируют общественные отношения в сфере организации государственных и муниципальных служащих, определяют правовой статус государственного и муниципального служащего как работника и должностного лица и т.д. Поскольку государственная и муниципальная власть носит некоммерческий характер, такого конфликта между работником и работодателем здесь нет. Вместе с тем, специфика служебного права во многом связана с необходимостью обеспечения стабильного и устойчивого развития всего общества, что зачастую и обуславливает повышенные требования, запреты и ограничения в сфере государственной и муниципальной службы.
Кроме того, существует важная теоретическая проблема, связанная с соотношением трудового и служебного права – является ли служебное право частью трудового, независимые ли это отрасли права или же взаимопересекающиеся. Одни исследователи полагают, что служебное право – это подотрасль административного права, другие – что это отрасль права, включающая в себя нормы административного, трудового, конституционного, уголовного и т.д. законодательства. Даже относительно того, следует ли включать в служебное право отношения, возникающие в сфере деятельности коммерческих организации, или же служебное право соотносится исключительно с государственной или муниципальной службой, в науке единая позиция отсутствует.
Соответственно, для ответа на обозначенные вопросы необходимо углубленно изучить основы трудового и служебного права.
Целью настоящей работы выступает анализ проблематики взаимосвязи трудового и служебного права в целях получения ответа на вопрос о соотношении трудового и служебного права Российской Федерации.
Задачи исследования:
Изучить систему нормативно-правового регулирования трудового права;
Определить понятие, субъекты и объекты трудового права и трудовых правоотношений;
Изучить виды и особенности трудовых правоотношений;
Исследовать понятие, сущность и нормативно-правовое регулирование служебного права;
Рассмотреть проблематику соотношения трудового и служебного права.
Объектом работы выступают общественные отношения в трудовой сфере, а так же в сфере организации государственной и муниципальной власти.
Предмет настоящей работы – взаимосвязь трудового и служебного права.
Методологию работы составляют как специальные методы (метод правового моделирования, сравнительно-правовой и др.), так и общенаучные (анализ, синтез, классификация).
Теоретическая база исследования состоит из учебной и научной литературы в области трудового и служебного права.
Нормативная база настоящего исследования включает в себя нормы гражданского и служебного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Структурно работа состоит из введения, двух глав и заключения. В конце приведен библиографический список.
Регулирование трудовых отношений осуществляется нормами Конституции Российской Федерации, федерального законодательства (в первую очередь ТК РФ), регионального законодательства, актами Президента и Правительства Российской Федерации, актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Трудовое правоотношение это добровольная юридическая связь работника с работодателем, в которой обе стороны в процессе производства подчинены правилам внутреннего трудового распорядка, трудовому законодательству, коллективному и индивидуальному трудовому договору.
Система трудовых правоотношений представляет собой совокупность взаимодействия субъектов – в первую очередь работников и работодателей, урегулированную законом, а так же основанными на законе подзаконными актами, многосторонними (коллективный договор) и двусторонними (трудовой договор) локальными актами.
Виды трудовых правоотношений зависят от содержания прав и обязанностей сторон трудового договора, рода и характера отношений сторон и т д.
При этом трудовые правоотношения тесно взаимосвязаны с юридическими отношениями, производными от трудовых.
Трудовым правоотношениям присущ личностный, возмездный, длящийся, взаимный и двусторонний характер, запрет на расширительное толкование обязанностей работника, а так же императивный характер в части права сторон требовать исполнения другой стороной обязанностей по трудовому договору.
Служебное право в настоящий момент еще не выделилось в отдельную правовую отрасль, и включает в себя нормы различных отраслей права (трудового, административного и т.д.), регулирующих отношения, возникающие в сфере осуществления профессиональной служебной деятельности государственных и муниципальных служащих.
Служебное право в настоящий момент не является самостоятельной отраслью российской правовой системы, и вернее всего понимать его как составную часть трудового права, характеризующуюся определенной спецификой. Безусловно, государственные и муниципальные служащие обладают определенными управленческими и распорядительными полномочиями в отношении третьих лиц (граждан и организаций), однако это не дает основания связывать служебное и административное право. Государственный или муниципальный служащий в правовых отношениях с работодателем действует в рамках специальных норм трудового права, нормы же административного права характеризуют их «внешние» полномочия, но не отношения с нанимателем, т.е. с органом государственной или муниципальной власти.
Трудовое правоотношение это добровольная юридическая связь работника с работодателем, в которой обе стороны в процессе производства подчинены правилам внутреннего трудового распорядка, трудовому законодательству, коллективному и индивидуальному трудовому договору.
Система трудовых правоотношений представляет собой совокупность взаимодействия субъектов – в первую очередь работников и работодателей, урегулированную законом, а так же основанными на законе подзаконными актами, многосторонними (коллективный договор) и двусторонними (трудовой договор) локальными актами.
Виды трудовых правоотношений зависят от содержания прав и обязанностей сторон трудового договора, рода и характера отношений сторон и т д.
При этом трудовые правоотношения тесно взаимосвязаны с юридическими отношениями, производными от трудовых.
Трудовым правоотношениям присущ личностный, возмездный, длящийся, взаимный и двусторонний характер, запрет на расширительное толкование обязанностей работника, а так же императивный характер в части права сторон требовать исполнения другой стороной обязанностей по трудовому договору.
Служебное право в настоящий момент еще не выделилось в отдельную правовую отрасль, и включает в себя нормы различных отраслей права (трудового, административного и т.д.), регулирующих отношения, возникающие в сфере осуществления профессиональной служебной деятельности государственных и муниципальных служащих.
Служебное право в настоящий момент не является самостоятельной отраслью российской правовой системы, и вернее всего понимать его как составную часть трудового права, характеризующуюся определенной спецификой. Безусловно, государственные и муниципальные служащие обладают определенными управленческими и распорядительными полномочиями в отношении третьих лиц (граждан и организаций), однако это не дает основания связывать служебное и административное право. Государственный или муниципальный служащий в правовых отношениях с работодателем действует в рамках специальных норм трудового права, нормы же административного права характеризуют их «внешние» полномочия, но не отношения с нанимателем, т.е. с органом государственной или муниципальной власти.



