Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности психологических защитных механизмов и копинг - стратегий у подростков из неблагополучных семей (Омский Государственный Педагогический Университет)

Работа №55915

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы40
Год сдачи2019
Стоимость400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
169
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выборка. В исследовании приняло участие 60 подростков в возрасте от 14 до 15 лет: 30 подростков из неблагополучных семей вошли в экспериментальную группу 1, 30 подростков из благополучных семей вошли в экспериментальную группу 2.
Есть много приложений (результаты исследования).
В данной работе не указана база исследования. Таким образом, можно подставить нужную и она (работа) подойдет для любого города и вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы механизмов психологических защит и копинг-стратегий у детей подросткового возраста 5
1.1 Сущность понятий «механизмы психологических защит», «копинг-стратегии» 5
1.2 Особенности механизмов психологических защит и копинг-стратегий у детей подросткового возраста 12
Выводы по первой главе 18
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей психологических защит и копинг-стратегий у детей подросткового возраста из неблагополучных семей 19
2.1 Описание методики и процедуры исследования 19
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 21
Выводы по второй главе 27
Заключение 28
Список использованных источников 30
Приложения 33

Актуальность исследования. Механизмы психологических защит, копинг-стратегии или особенности совпадающего поведения в последнее время привлекают к себе внимание теоретиков и практиков. Это связано, в первую очередь, с тем, что неумение человека управлять собой ведет к серьезным проблемам в его социализации, а также к искажениям личностного развития, особенно в подростковом возрасте.
В настоящее время, несмотря на большое количество исследований особенностей копинг-поведения подростков, малоисследованным остается вопрос выбора механизмов психологических защит и копинг-стратегий подростками из неблагополучных семей. Сказанное определят актуальность темы исследования.
Степень разработанности проблемы. Проблема выбора механизмов психологических защит раскрыта в научных трудах Н.С. Курек, Р.С. Лазарус, Е.А. Сергеенко, В.В. Суворовой, Р.М. Шамионова и др. В работах А.А. Остапенко, К.К. Платонова, Ю.В. Щербатых и др. определена сущность и структура копинг-стратегий. В исследованиях С.Н. Кайдаш, Н.Ю. Максимовой, И.М. Никольской и др. проанализированы особенности копинг-поведения детей подросткового возраста из неблагополучных семей.
Цель исследования: изучить механизмы психологических защит и копинг-стратегии подростков из неблагополучных семей.
Объект исследования – копинг-поведение подростков.
Предмет исследования – механизм психологических защит и копинг-стратегии подростков из неблагополучных семей.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что подростки из неблагополучных семей в качестве механизма психологической защиты выбирают регрессию, отрицание, подавление и замещение. Подросткам из благополучных семей более свойственны такие механизмы психологической защиты, как интеллектуализация, проекция, компенсация, замещение.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятий «механизмы психологических защит», «копинг-стратегии».
2. Определить особенности механизмов психологических защит и копинг-стратегий у детей подросткового возраста.
3. Разработать программу эмпирического исследования по определению механизмов психологических защит и копинг-стратегий у детей подросткового возраста из неблагополучных семей.
4. Проанализировать результаты эмпирического исследования по определению особенностей механизмов психологических защит и копинг-стратегий у детей подросткового возраста из неблагополучных семей.
Методы исследования:
1) теоретические (анализ психолого-педагогической литературы);
2) эмпирические (тестирование),
3) методы математической обработки данных: U -критерий Манна-Уитни.
Методики исследования:
1. Опросник Плутчика Келлермана Конте – Методика Индекс жизненного стиля (Life Style Index, LSI) был разработан Р. Плутчиком в соавторстве с Г. Келлерманом и Х. Р.Контом.
2. Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в эмпирическом исследовании, могут быть использованы в работе школьных психологов с подростками из неблагополучных семей.
Выборка. В исследовании приняло участие 60 подростков в возрасте от 14 до 15 лет.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Психологическая защита – это неосознанные процессы, проистекающие в психике, направленные на минимизацию воздействия негативных переживаний. Защитные инструменты являются основой процессов сопротивления. Психологическая защита, как понятие впервые было озвучено Фрейдом, который изначально под ним подразумевал, прежде всего, вытеснение (активная, мотивированная ликвидация из сознания чего-либо).
Функции психологических защит заключаются в снижении противостояния, проистекающего внутри личности, снятии напряжения, обусловленного конфронтацией импульсов бессознательного и принятыми требованиями среды, зарождающимися вследствие социального взаимодействия. Минимизируя такой конфликт, предохранительные механизмы регулируют человеческое поведение, повышая его адаптационную способность.
Копинг – это выбор стратегии для решения проблемы, которую выбирает индивид, если требования имеют огромное значение для его хорошего самочувствия (как в ситуации, связанной с большой опасностью, так и в ситуации, направленной на большой успех), поскольку эти требования активируют адаптивные возможности.
Копинг поведение в стрессовых ситуациях – это преодолевающее, помогающее выйти из кризисной ситуации поведение, включающее в себя использование всех имеющихся ресурсов у человека, выполнение определенных активных действий и взаимодействие с другими. Копинг-поведение возникает, когда подросток попадает в кризисную ситуацию. Любая кризисная ситуация способствует высокому уровню тревожности. Также копинг-поведение предполагает наличие некоего объективного обстоятельства и определенного отношения к нему человека в зависимости от степени его значимости, которое сопровождается эмоционально-поведенческими реакциями различного характера и степени интенсивности.
В ходе эмпирического исследования были получены следующие результаты:
1. По методике «Опросник Плутчика Келлермана Конте – Методика Индекс жизненного стиля» было установлено, что подростки из неблагополучных семей в качестве механизма психологической защиты выбирают регрессию, отрицание, подавление и замещение. Подросткам из благополучных семей более свойственны такие механизмы психологической защиты, как интеллектуализация, проекция, компенсация, замещение.
2. Для подростков эмпирической группы 2 (подростки из благополучных семей) наиболее характерным является выбор таких копинг-стратегий, как «Принятие ответственности» и «Самоконтроль». Для подростков эмпирической группы 1 (подростки из неблагополучных семей) наиболее характерным является выбор таких копинг-стратегий, как «Дистанирование» и «Поиск социальной защиты».
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена



1. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.
2. Барсукова М.И. Эмоциональные нарушения в период возрастных кризисов // Молодой ученый. – 2015. – №4. – С. 74-77.
3. Богачева И.Н. Теоретические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2009. – № 98. – С. 247-252.
4. Вардомацкий А.П. Ценности социальной группы и личности. – Санкт-Петербург: Питер, 2016. – 452 с.
5. Вяткин И.М. Подростковый кризис // Мир психологии. – 2014. – №4. – С. 52-55.
6. Грицай А.О. Стресс-менеджмент и основы психологической саморегуляции: метод. указания / А.О. Грицай. – Ярославль: ЯрГУ, 2011. – 64 с.
7. Дьяченко М.И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости подростков с асоциальным // Вопросы психологии. – 2014. – №2. – С. 52-55.
8. Дорофеев Д.Ю. Развитие «самости» и «самополагания» личности подростка // Психологические исследования. – 2014. – №1. – С. 54-59.
9. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. – СПб.: Издательство СПбГМУ, 2009. – 136 c.
10. Кайдаш С.Н. Психокоррекция эмоциональных нарушений // Молодой ученый. – 2015. – №4. – С. 112-116.
11. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения: монография. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. – Студия оперативной полиграфии, Авантитул, 2014. – 473 с.
12. Кудинов С.И. Психологическая устойчивость личности как основа самореализации субъекта / С.И. Кудинов, С.М. Хаммад // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. – 2015. – № 1. – С. 26‒31.
13. Курек Н.С. Нарушения психической активности. – Москва: Инфра-М, 2014. – 241 с.
14. Лазарус Р.С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. – Москва: Академия, 2009. – 456 с.
15. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. – Москва: АСТ, 2015. – 256 с.
16. Максимова Н.Ю. Курс лекций по детской патопсихологии: учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 288 с.
17. Нартова-Бочавер С.К. Копинг-поведение в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. – 2008. – № 4. – С. 63-66.
18. Никольская И.М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. – СПб.: Питер, 2014. – 547 с.
19. Остапенко А.А. Взросление подростков: нарушения и их преодоление // Народное образование. – 2012. – № 5. – С. 225–232.
20. Переверзева И.А. Проявление индивидуальных различий по эмоциональности в функции контроля за эмоциональной экспрессией // Вопросы психологии. – 2015. – №1. – С. 113-117.
21. Платонов К.К. Психология личности. – Москва: Владос, 2012. – 502 с.
22. Руденский Е.В. Психология отклоняющегося развития личности подростка. – М.: АСТ, 2015. – 471 с.
23. Сергиенко Е.А. Субъектная регуляция совладающего поведения // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. – Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. – 474 с.
24. Симатова О.Б. Копинг-стратегии и копинг-ресурсы как мишени превентивного воздействия в профилактике аддиктивного поведения подростков // Вопросы психологии. – 2016. – №4. – С. 48-51.
25. Слободчиков В.И. Психологические образования личности / Е. И. Слободчиков, В. Е. Исаев / Психология личности. Хрестоматия. Т. 2. – Москва: Бахрах-М, 2016. – 544 с.
26. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А.Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. – Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. – 474 с.
27. Суворова В.В. Психофизиология стресса. – Нижний Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2015. – 347 с.
28. Шакуров Р.Х. Психология преодоления: контуры новой научной теории. – Москва: АСТ, 2012. – 470 с.
29. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности как субъекта социального бытия // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2014. Т. 14. – Вып. № 1. – С. 80‒86.
30. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – Санкт-Петербург: Питер, 2016. – 541 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ