Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эволюция корейской мифологии от тотемизма к культурным героям

Работа №55910

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы66
Год сдачи2016
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
834
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 9
Мифологическая картина мира и её развитие 9
Глава 2 33
Корейские мифы: от тотемизма к культурным героям 33
Заключение 59
Список литературы 63


Мифология - это колыбель литературы, что является общим для всех стран мира. Миф - это летопись того, что происходило у человека, пока он взрослел и набирался опыта, осмысливал устройство мира, жизнь и смерть. Принято считать, что мифы - это преимущественно античные и библейские рассказы о деяниях древних Богов. Они создали мир, они управляют всеми природными явлениями, им молятся люди.
Боги не обязательно были похожи на людей. В Древнем Египте, например, все боги и богини были с головами животных. Это обуславливалось тем, что на протяжении всей своей истории человек был самым тесным образом связан с животными и даже в чем-то зависел от них. Они служили для него источником пищи и одежды, предупреждали об опасностях. По изменению поведения диких животных люди узнавали о приближении землетрясений, наводнений или извержениях вулканов. Древний человек почитал зверей, птиц, насекомых и наделял их сверхъестественными способностями. Во все времена индийцы с большой любовью относятся ко всему живому, поэтому многие виды животных чувствуют себя в этой стране свободно и являются священными.
Долгое время люди жили бок о бок с животными, поэтому не удивительно, что спустя некоторое время они начали подражать им и отождествлять себя с ними. Тигр, медведь, орёл, змея и многие другие животные со временем стали почитаться как первопредки, потомки древних людей. Так зародился тотемизм - представление о животном как о предке. Развиваясь, тотемизм обрастал обрядами и ритуалами, становясь все больше похожим на религию. Тотемные предки представляются обычно прародителями соответствующих групп людей или животных.
Из простого предмета поклонения, тотемные предки вскоре стали мифологическими персонажами, образуя новый мир, мифологический, отделенный от настоящего времени временем и пространством, но, тем не
менее, существующий. Мифы о животных или тотемистические мифы - вероятно, самые древнейшие и примитивнейшие мифы, существующие у всех народов.
Постепенно, с развитием мифа, его героями становился человек. Герой, совершающий подвиги, раскрывающий преступления, изменяющий мир, показывающий как надо делать и как не надо - всё это главная фигура повествования. Герой как универсальная категория персонажей обнаруживается во всех мифологиях мира. Миф - это история о жизни культурного героя. Что же он из себя представляет? Культурный герой - это одновременно и первый человек и «воспитатель» людей. Он создаёт место для человека, даёт ему огонь, культурные блага, учит его обрабатывать землю, ловить рыбу, обучает различным ремеслам, объясняет брачные обряды, в общем, делает жизнь человека такой, чтобы все его потребности были полностью удовлетворены.
Поскольку инициатива всех нововведений приписывается культурному герою, миф о нем - это в то же время своеобразная летопись побед человека над природой, летопись достижений в области технического прогресса. Иначе говоря, мифы о культурном герое по-своему «историчны», в них отразились воспоминания о реально имевшихся открытиях и изобретениях, огромный производственный и исторический опыт человечества. Именно мифы о культурных героях, перенося в мифическое прошлое достижения человеческой мысли и труда, в своеобразной форме воспевают человеческую активность и его свободную самодеятельность.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что миф является основой всей культуры. В нём, словно в коконе, свёрнуто все то, что в истории культуры развито и развернуто. Только поняв начало, поняв суть мифа, можно понять весь ход историко-культурного развития страны. Касательно корейской мифологии, то с самого начала персонажами корейских мифов становились полуреальные правители и герои, что делает мифологию Кореи настолько необычной, что некоторые учёные причисляют эти мифы-легенды к преданиям и сказаниям.
Работ по мифологии всех стран много, и изучена она достаточно хорошо. Например, труд А. Ф. Лосева "Диалектика мифа" , Ю. И. Семенова «Тотемизм, первобытная мифология и первобытная религия» , С. А. Токарева «Обряды и мифы» . Тем не менее, работ по корейским мифам, переведенным на русский язык, мало. Конечно, есть «Самгук саги» («Исторические записи трех государств») Ким Бусика и «Самгук юса» («События, оставшиеся от времен трех государств», или «Забытые деяния трех государств») монаха Ирёна, но это исторические хроники, а не работы по мифологии. Из собственно русских работ по мифам Кореи есть работы Р. Ш. Джарылгасиновой «Корейские мифы о культурных героях» , Б. Л. Рифтина «У истоков корейской словесности» и немногие другие, но все они написаны в конце XX века. Корейские мифы - это тоже кокон, проливающий свет на вопросы древней жизни корейцев. Однако, работы по корейским мифам затрагивают лишь мифологию вообще, избегая частных вопросов, вроде эволюции тотема в культурного героя.
В связи с этим, цель моей квалификационной работы: определить связь тотемных животных с культурными героями в корейских мифах.
Исходя из данной цели, можно выделить следующие задачи:
1. проанализировать эволюцию тотема в культурного героя;
2. выявить особенности данного процесса в корейской мифологической системе.
В процессе написания дипломной работы были использованы источники и научные материалы отечественных и зарубежных авторов. В качестве Источниковой базы были привлечены корейские мифы и легенды, переведенные на русский язык Л. Р. Концевичем. А также «Самгук саги» Ким Бусика, переведенная на русский язык М. Н. Паком .
Наиболее широко и систематизированно корейская мифология отразилась в первой корейской официальной летописи Ким Бусика «Самгук саги» («Исторические записи трех государств») 1145г. Фрагментарны и близки к жизнеописаниям из официальной истории записи ряда мифов в эпиграфических памятниках Кореи, например, записи мифа о Чумоне на стелах, посвященных когурёскому государю Квангэтхо-вану (414г.) и пуёскому правителю Модуру (IV-V вв.). Важнейшим источником по ранней корейской мифологии является так называемая «неофициальная история» буддийского монаха Ирёна «Самгук юса» («События, оставшиеся от времен трех государств», или «Забытые деяния трех государств») написанная около 1285 года. Значительную ценность имеют также поэтические обработки мифов и исторических преданий, средневековые историко-географические сочинения, старинные корейские энциклопедии и сборники пхэсоль —прозы малых форм XII-XVII вв.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная квалификационная работа посвящена эволюции корейских мифов от тотемизма к культурным героям. В процессе её написания были выявлены социальные функции тотемизма, а также мы проследили связь тотема и мифа. Кроме того, мы выделили функции культурного героя и особенности культурных героев, в частности, создателей государств, в корейских мифах.
В первой главе было выявлено, что создавая картину мира человек не получил объективную реальность, которую он хотел, а лишь объединил все имеющиеся знания в один глобальный образ, найдя на данном этапе ответы на интересующие его вопросы. Но из-за её необъективности и из-за различия людей по историческому, религиозному, культурному и другим аспектам, картин мира было великое множество.
Также картину мира древних людей можно определить через мифы, которые являются основой восприятия действительности в те времена. Миф создавался посредством воображения человека, который, в большинстве случаев, верил в то, что за каждым животным, предметом или явлением стоит дух, поэтому в мифах присутствовали анимистичные и тотемистичные сюжеты.
Изначально тотемизм не имел ничего общего с магией и религией. Однако, постепенно развиваясь, он все больше становился с ними связанным. Благодаря его развитию и усилению связей тотемизма с обрядами и ритуалами появились тотемистические мифы, которые и стали объектом нашего исследования. Миф стал описанием и обоснованием обряда и ритуала, а сам обряд стал фактической инсценировкой мифа.
Вместе с появлением тотемистических мифов появился и мифический мир, в котором жили и действовали далекие предки, представлявшие собой полулюдей-полуживотных, которые и сделали мир таким, какой он сейчас есть. Для того чтобы мир оставался таким же, как его создали первопредки,
нужно было выполнять все обряды и ритуалы именно так, как их выполняли те, кто их придумал. Таким образом, миф стал обоснованием права совершения ритуала или ритуала.
Постепенно человек стал считать своими первопредками не животных, а людей - культурных героев. Культурный герой - древнейший мифологический образ. Он занимает центральное место в мифе и выполняет связующую функцию между мифами разных стран, времен и народов. Мы выделили три важнейших функции культурного героя, определяющих его незаменимую роль в мифе. Это мироустройство, дарование благ и защита людей от сил хаоса. Все действия героя в мифе, так или иначе, связываются с выполнением этих функций. Причем выполнение второй и третьей функции может происходить бесконечно, т.к. у человека будут появляться всё новые потребности, а силы хаоса неизбежно будут появляться снова и снова, пытаясь разрушить мир, созданный героем.
Также в первой главе было выявлено, что для Кореи и Японии характерно наличие особого типа культурных героев - основателей государств и династий, которых считают реальными историческими персонажами. В Китае также существует миф о легендарном создателе династии Ся Юй.
Во второй главе мы рассмотрели мифологию Кореи. Её мифологическая система появилась давно, но записываться начала поздно, поэтому в отличие от классических форм античных мифов мифы Кореи больше повернуты либо в историю, либо в сказочный мир.
В корейских мифах и легендах фигурируют животные, не только реальные, но и выдуманные. Так, в корейских, китайских и японских мифах в той или иной мере часто фигурирует дракон - мифическое существо, которое считали хозяином моря. Еще одним общим животным является тигр - символ храбрости, мужества и силы.
В то же время мы обнаружили, что тотемизму в корейских мифах
присущи индивидуальные особенности, например, дуальность, которая
60
проявляется в том, что в мифах о создателях государств животные были представлены в парах: медведь и тигр, дракон и петух, лошадь и яйцо неизвестной птицы. Возможно, что эта дуальность является общим фактом, характерным для региона и доказательством дуально-родовой организации, когда два различных экзогамных рода заключали брачные союзы.
Еще одним интересным фактом считается то, что все корейцы считают себя потомками медведя, т.к. родоначальник всех корейцев Тангун был рожден посредством союза Хванина, сына Бога Неба и медведицы, ставшей женщиной после того, как прошла испытание. Культ медведя был настолько распространён, что даже названия племён пуё, емэк и когурё восходят к слову медведь.
Персонажам корейских мифах о культурных героях в заслугу ставят создание государств, обучение людей ремеслам и создание свода законов, тем самым показывая, что они ничем не отличаются от привычных нам культурных героев других стран, будь то Персей или Геракл.
Мифы о культурных героях - создателях государств — мы разделили на два типа: мифы южных и мифы северных народов. Мифы северных народов отличаются большим размахом действий и общей активностью действий, в то время как мифы южных народов не отличаются особой развернутостью описания. Также отличается схема создания государства. В северных мифах описывается брак бога неба или земли, а затем рождается основатель будущего государства. В южных же мифах опускается явное описание брака бога и миф начинается с рождения отца основателя или самого основателя. Несмотря на это небольшое отличие, в мифах наблюдаются похожие сюжеты. Интересной особенностью является то, что в этих мифах широко распространены мотивы чудесного рождения героев. Самым распространенным стало рождение героя из яйца, распространенное также в мифологиях других древних народов. Яйца указывают на божественное происхождение основателей государств и на существование культа солнца в древней Корее.
Также можно отметить то, что в корейских мифах о культурных героях часто присутствуют тотемические сюжеты: тигр и медведь в мифе о Тангуне; золотой лягушонок в мифе о Кымва - наследнике Пуё; дракон, из чьего ребра родилась будущая супруга Суро - основателя государства Карак, показывая нам древние верования корейских народов в тотемных предков.
Отсюда мы видим, что связь тотемного животного и культурного героя прослеживается довольно чётко. Ведь, как уже писалось выше, в каждом мифе присутствуют животные, и не просто животные, а «предки» создателей государств, что наглядно показывает преемственность тотемистических мифов к мифам о культурных героях.
В заключение хочется сказать, что корейская мифология очень интересная, но несмотря на это, всё ещё мало изученная. Мы надеемся, что в ближайшем будущем это изменится, ведь мир корейского фольклора и мифологии наполнен божествами и полу-богами, которые рождаются из яиц, королями, которые спускаются с небес, чтобы управлять народом, и близостью с природой, которая заставляет нас чувствовать себя так, как будто бы боги живут вокруг нас.



1.1. Корейские предания и легенды из средневековых книг. Перевод с ханмуна. / Сост. и комментарии Л. Концевича. - М.: Худож. литература, 1980 - 286 с.
1.2. Ким Бусик. Самгук саги: в 3 томах. Т.З. Пер. М. Н. Пака/ М.: Восточная литература, 2001. - с, 64-79, 130-152.
1.3. Юань Кэ. Мифы древнего Китая. / М.: Наука, 1965. - 528 с.
2. Литература
2.1. Амброз Бирс. «Словарь сатаны» и рассказы. Пер. с англ./ Составление Ф. Золотаревской и Н. Рахмановой - М.: Художественная литература, 1966. - 288 с.
2.2. Джарылгасинова Р. Щ. Корейские мифы о культурных героях / Концевич Л. Р. // Корейские предания и легенды из средневековых книг. - М.: Худож. литература, 1980. - с. 62.
2.3. Ерохина Л. Д. Мифология и религия. [Электронный ресурс]/ Ерохина Л. Д. [и др.] // Философия. - Режим доступа: http://abc.vvsu.ru/Books/filosofia/page0003.asp, свободный. - Проверено 06.05.2016.
2.4. Жидков В. Искусство и социокультурная стратификация общества / В. Жидков, К. Соколов // Культура. - 2005. - №3, с. 20.
2.5. Ионова Ю.В. Пережитки тотемизма в религиозных обрядах корейцев. / Концевич Л. Р. // Корейские предания и легенды из средневековых книг. - М.: Худож. литература, 1980. - с. 147.
2.6. Кабо В. Происхождение религии: История проблемы/ В. Кабо. - Канберра: Алчеринга, 2002. - 149 с.
2.7. Ким Вадим. Феи с алмазных гор: Корейские народные сказки / М.: Худож. литература, 1991 - 384 с.
2.8. Леви-Стросс К. Первобытное мышление / К. Леви-Стросс. - М.: "Республика", 1999. - с. 142.
2.9. Леонтьев А. Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 1983. - с. 251-261.
2.10. Лихачева И. Н. Корейская мифология. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wintothai.narod.rU/korea/s/others/myths.html, свободный. - Проверено 05.03.2015.
2.11. Лосев А. Ф. Диалектика мифа/ А. Ф. Лосев. - М.: Мысль.
«Философское наследие», 2001. - 558 с.
2.12. Мелетинский Е. М. Предки Прометея. Культурный герой в мифе
и эпосе / Е. М. Мелетинский. - М.: «Вопросы истории
мировой культуры», 1958, № 3, с 17.
2.13. Мелетинский Е. М. Культурный герой / Мифы народов мира: Энциклопедия. - М.: 1980, Т.1. - с. 25-28.
2.14. Мелетинский Е. М. Первобытное наследие в архаических эпосах/ Е. М. Мелетинский. - М.: Наука, 1976. - 407 с.
2.15. Мифы Японии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sintoizm.ru/mify-yaponii/, свободный. Проверено
06.05.2016.
2.16. Пивоев В. М. Мифологическое сознание как способ освоения мира / В. М. Пивоев. - Петрозаводск: Карелия, 1991.— 111с.
2.17. Рифтин Б. Л. Китайская мифология / Мифы народов мира: Энциклопедия. - М.: 1980, Т.1. - с. 652-662.
2.18. Рифтин Б. Л. У истоков корейской словесности. / Корейские предания и легенды из средневековых книг. Перевод с ханмуна. / Сост. и комментарии Л. Концевича. - М,: Худож. литература, 1980-286 с.
2.19. Самозванцев А. М. Мифология Востока / А. М. Самозванцев. - СПб: Алетейа, 2000. - 384 с.
2.20. Семёнов Ю. И. Как возникло человечество / Ю. И. Семенов. - М.: Наука, 1966. - 567 с.
2.21. Семёнов Ю. И. Тотемизм, первобытная мифология и первобытная религия. / Скепсис №3. Весна 2005, с. 51.
2.22. Тихонов В. М. История Кореи. Т.1: С древнейших времен до 1904 г. / М.: Наталис, 2011. - с. 44.
2.23. Токарев С. А. Обряды и мифы. / Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. - Т. 2. - с. 235-237.
2.24. Токарев С. А. Ранние формы религии / С. А. Токарев. - М.: Политиздат, 1990. — с. 579-583.
2.25. Толстокулаков И. А. Очерк истории корейской культуры: учеб,
пособие / И. А. Толстокулаков. - Владивосток: Изд-во
Дальневост. ун-та, 2002. - 238 с.
2.26. То Юхо. По поводу некоторых впервые опубликованных материалов, относящихся к истории Кореи каменного века. - Ёкса квахак. - 1955. - №1, с.23.
2.27. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления./
М. Хайдеггер - М.: Республика, 1993. - с. 55-60.
2.28. Юнг К. Г. Архетип и символ / К. Г. Юнг. - М.: МИР, 2003. - с. 65.
2.29. James Huntley Grayson. Myths and Legends from Korea / James Huntley Grayson. - Richmond, Surrey, 2001. - 454 с. (Перевод автора)
2.30. Jones H. The spirit Worship of the Koreans / Transactions of the Worth China Branch the Royal Asiatic Society. - Korea Branch. - Seoul. - 1904. - № 2. - Гл. 1, c. 48.
2.31. Kyung Cho Chung, Korea Tomorrow: The Land of the Morning Calm. - New York, 1956. - c. 51.
2.32. Thompson Stith Motif-index of folk-literature / Thompson Stith. - Bloommgton, 1966. - A500-A599, A1703, A1058, A2252.3, A978.1. .
3. Энциклопедии и словари
3.1. Концевич Л. Р. Корейская мифология / Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. Т.1. Гл. ред. С, А. Токарев.— М.: «Сов. Энциклопедия», 1991. - 672 с.
3.2. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. Т.1. Гл. ред.
С. А. Токарев. — М.: «Сов. Энциклопедия», 1991. - 672 с.
3.3. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред.
Д. Н. Ушакова. — М.: Советская энциклопедия; ОГИЗ;
Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1935—1940, Т.1. - 384 с.
3.4. Философский словарь. - М., 1991. - с. 143.
84 Хэмосу - сын Небесного владыки, Люхва (Юхва) - мать Тонмёна-Чумона. Там же.
52


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ