Введение 3
1. Теоретические и методические основы управления организационным
потенциалом 6
1.1 Содержание основных понятий 6
1.2 Методы управления организационным потенциалом 13
1.3 Современные тенденции и проблемы управления организационным
потенциалом 29
2. Анализ управления организационным потенциалом (на примере
ИП Дубков) 35
2.1 Общая характеристика организации 35
2.2 Анализ организационной структуры управления 50
2.3 Исследование тенденций и проблем управления организационным
потенциалом 54
3. Совершенствование управления организационным потенциалом 59
3.1 Формирование стратегии развития организационного потенциала59
3.2 Модернизация тактики управления организационным
потенциалом 62
3.3 Оценка эффективности совершенствования организационного
потенциала 66
Заключение 71
Список использованных источников 76
Приложения
Конкурентоспособность организаций различных отраслей экономики, в том числе и относящихся к сфере оказания парикмахерских услуг, в современных условиях хозяйствования в значительной степени зависит от характера развития их организационного потенциала. Организационный потенциал представляет собой систему взаимосвязанных научнообразовательных, технико-технологических, кадровых, финансовых, институциональных возможностей обеспечения долгосрочного устойчивого повышения эффективности функционирования организации на основе постоянных разработки и внедрения организационных новшеств.
Тем самым, развитие организационного потенциала не сводится только к действиям по оптимизации организационной структуры управления предприятием. Оно включает широкий спектр взаимосвязанных мероприятий в области определения стратегии и тактики организационного развития, рационализации состава и структуры персонала, определения системы должностных регламентов и инструкций, формирования современной эффективной организационной культуры.
Следует отметить, что многие отечественные организации, в том числе относящиеся к сфере услуг, вовсе не уделяют существенного внимания организации научно обоснованного организационного менеджмента и формирования организационного потенциала. Зачастую вся суть системы управления персоналом во многих компаниях РФ и РТ сводится только к формированию механизмов максимально возможных механизмов эксплуатации наемного труда. Как следствие, имеет место крайне низкая степень лояльности персонала целям и приоритетам развития организации, высокий уровень текучести кадров, а то и случаи прямого воровства материальных ценностей организации отдельными представителями персонала.
Подчеркнем, что в условиях определенных кризисных явлений, имеющих место в экономике Российской Федерации, в том числе Республики Татарстан, в 2014 - 2015 г.г., проблема управления организационным потенциалом, научного обоснования приоритетов его развития и инструментов совершенствования носит принципиальное значение.
Предметом дипломной работы является организационный потенциал, как комплексное понятие современной теории и практики управленческой деятельности. Объектом исследования выступают направления модернизации организационного потенциала, рассматриваемые на примере ИК Дубков (салон красоты «Беатриче»).
Целью дипломной работы выступает исследование теоретических и методических основ и разработка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию организационного потенциала. В рамках поставленной цели дипломного исследования можно выделить следующие основные взаимосвязанные задачи:
- рассмотреть сущность и содержание организационного потенциала, как экономической категории;
- произвести анализ элементов организационного потенциала;
- выявить специфику основных методов формирования организационного потенциала;
- осуществить исследование деятельности ИП Дубков;
- рассмотреть особенности и пролемы развития организационного потенциала ИП Дубков;
- разработать рекомендации по развитию и совершенствованию организационного потенциала ИП Дубков;
- оценить эффективность мероприятий по совершенствованию организационного потенциала ИП Дубков.
В процессе подготовки и написания дипломного исследования нами использовались такие источники информации, как нормативные документы, материалы предприятия, научная литература, материалы периодической печати, посвященные исследуемой проблеме, материалы ООО ПКФ “Майдан”. В процессе работы над исследуемой проблемой использованы такие научные методы, как критический анализ специальной литературы, посвященной проблемам кадрового менеджмента в организации, анализ финансовой отчетности предприятия, исследование особенностей оплаты и нематериального стимулирования труда, исследование текучести кадров организации.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности применения выводов и предложений автора для совершенствования управления организационным потенциалом организаций индустрии красоты (парикмахерских и сопутствующих услуг).
Организационный потенциал представляет собой систему взаимосвязанных научно-образовательных, технико-технологических, кадровых, финансовых, институциональных возможностей обеспечения долгосрочного устойчивого повышения эффективности функционирования организации на основе постоянных разработки и внедрения организационных новшеств.
В состав организационного потенциала компании входят: организационная структура и организационная культура; характер взаимоотношений между отдельными уровнями и звеньями организационной структуры управления; финансовые, кадровые и иные возможности модернизации организационной структуры; перспективы влияния организационных отношений на эффективность функционирования предприятия в целом. Эффективное развитие организационного потенциала непосредственно зависит от его взаимосвязи с другими элементами потенциала предприятия, такими как производственный потенциал, человеческий капитал, финансовый потенциал и инновационные возможности.
Рассмотрена специфика методов анализа и планирования организационного потенциала, метода организационного проектирования, методов мотивации к обеспечению эффективных связей и отношений в рамках организации, методов контроля формирования и использования организационного потенциала.
На основании исследования специальной литературы выявлено, что средний вклад организационного потенциала компаний РФ в итоговую эффективность их деятельности, например в формирование части прибыли, более, чем в два раза ниже вклада организационного потенциала в формирование эффективности компаний США (11,7% против 23,5%). По нашему мнению, это свидетельствует о недооценке многими отечественными
руководителями проблем формирования и совершенствования научно обоснованного организационного потенциала.
Систематизированы основные проблемы управления организационным потенциалом сферы торговли и услуг Российской Федерации и Республики Татарстан, такие как: инертность организационных структур управления, недостаточно быстрые из изменения в соответствии с новыми условиями внешней экономической среды организаций; экономия на услугах профессиональных консультантов в области организационного проектирования; недостаточные вложения в развитие и совершенствование человеческого капитала организаций в целом, что в конечном итоге негативно сказывается и на развитии их организационного потенциала.
Практическая часть дипломного исследования выполнена на материалах ИП Дубков (г. Казань), которому принадлежит салон красоты «Беатриче». Салон оказывает широкий диапазон услуг в сфере индустрии красоты. Для периода 2009 - 2014 г.г. было характерно наращивание кадрового потенциала ИП Дубков. При этом увеличение численности персонала осуществлялось преимущественно за счет роста штата парикмахеров - универсалов. Средний уровень оплаты труда персонала ИП Дубков возрос с 15,1 тыс.руб. по С29,8 тыс.руб. в месяц, что в целом соответствует тенденциям изменения оплаты труда на рынке оказания парикмахерских и смежных услуг среднего класса в г. Казани. Некоторое замедление темпов повышения средней заработной платы в 2013 - 2014 г.г. было обусловлено относительно сложной ситуацией на отраслевом рынке, переизбытком предложения со стороны профессиональных мастеров.
Салон красоты «Беатриче» (ИП Дубков) имеет такие стратегические конкурентные преимущества на рынке оказания парикмахерских и иных смежных услуг г. Казани, как профессиональный, достаточно лояльный организации и производительный персонал, в первую очередь парикмахеры- универсалы, наличие устойчивой клиентской базы и приток в 2014 - 2015 г.г. новых групп клиентов из элитных салонов, достаточно доступная ценовая политика и широкий ассортимент предлагаемых услуг. Несмотря на определенные кризисные явления в экономике РТ в целом и на рынке парикмахерских услуг в частности для организации в 2013 - 2014 г.г. характерен рост чистой прибыли, а также повышение показателей текущей ликвидности и финансовой устойчивости.
Организационная структура управления ИП Дубков является линейной, что достаточно типично для индустрии оказания парикмахерских и иных смежных услуг. Определенным недостатком организационной структуры управления ИП Дубков является то, что функцию бухгалтера выполняет администратор салона красоты, который не обладает должным диапазоном профессиональных знаний. Кроме того, недостаточно развита функция автоматизации деятельности исследуемой организации индустрии парикмахерских услуг Казани.
Основными недостатками формирования и реализации организационного потенциала ИП Дубков является то, что в организации четко не определена стратегия развития на рынке парикмахерских и смежных услуг, не осуществляется реализации, хотя на принципах аутсорсинга, таких значимых функций управления, как управленческий учет и анализ, маркетинговые исследования, информатизация деятельности салона красоты.
Проведена балльная оценка организационного потенциала ИП дубков по сравнению с двумя основными конкурентами на рынке оказания парикмахерских услуг Приволжского района Казани. По исследуемым семи параметрам организационного потенциала, итоговая оценка данного показателя у ИП Дубков является достаточно высокой, но не лидируюшей. Лидером по сумме балльной оценки организационного потенциала выступает салон красоты «Алсу». В данном салоне, по нашему мнению, более рациональная организационная структура управления, в частности на 0,5 ставки трудится бухгалтер. Кроме того, в салоне красоты «Алсу» на основании аутсорсинга осуществляется функция информационного менеджмента деятельности.
В качестве стратегических направлений развития организационного потенциала ИП Дубков нами предложены формирование на базе помещения, бренда, клиентской базы салона красоты комплексного имиджевокоммуникационного центра; осуществление аутсорсинга ряда функций управления организацией; обеспечение повышения лояльности клиентов к организации посредством внедрения комплексной программы скидок; повышение использования организационно-коммуникационных
возможностей сети Интернет, в частности социальных сетей, например для осуществления целевого маркетинга, розыгрышей среди потенциальных потребителей услуг салона красоты.
Предлагается на базе салона красоты создать комплексный имиджево- комммуникационный центр, включающий имидж-студию, мини-кафе, службу знакомств. Основная идея создания данного центра - предоставление потенциальным потребителям широкого круга услуг в таких взаимосвязанных областях, как улучшение собственной внешности и имиджа, возможности коммуникаций на базе мини-кафе, возможности осуществления потребности в знакомствах на базе службы знакомств организации. Объективными условиями формирования предлагаемого комплексного имиджево-коммуникационного центра на базе исследуемого салона красоты являются: пресыщенность отраслевого рынка г. Казани
классическими салонами красоты; достаточно высокая известность исследуемого салона красоты на отраслевом рынке, стабильная клиентура, которая могла бы пользоваться в том числе и услугами по формированию имиджа, услугами службы знакомств и т.п.
Предлагается для развития организационного потенциала осуществлять аутсорсинг таких функций управления, как управленческий учет, юридическое сопровождение деятельности, информатизация и маркетинговые исследования. Суммарная стоимость услуг по аутсорсингу на условиях абонементского обслуживания в г. Казани составит 15 тыс.руб. в месяц.
В случае успешной реализации мероприятий по развитию организационного потенциала ИП Дубков прирост чистой прибыли составит в 2016 г. - 38 тыс.руб., в 2017 г. - 85 тыс.руб., достигнув к 2020 г. - 295 тыс.руб. в год. При этом новые проекты в рамках ИП Дубков (имидж-студия, служба знакомств, кафе) должны иметь собственный управленческий баланс и, соответственно, собственные показатели прибыли и рентабельности деятельности. Эффект же может быть достигнут за счет синергии данных направлений деятельности с существующими услугами салона красоты.
1. Трудовой кодекс РФ. Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». Версия от 28.12.2015.
2. Федеральный Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 №381 - ФЗ (в ред. от 09.01.2015) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: Справочная правовая система. - Версия Проф., сетевая. - Режим доступа: свободный.
3. Альберт М., Мескон М.Х., Хедоури Ф. Основы менеджмента / М. Альберт, М. Мескон, Ф. Хедоури. М.: Дело, 2014. 892 с.
4. Абляев С. В., Пушкарев И. Н. Управление человеческими ресурсами на основе компьютерных технологий /Под ред. И. Ф. Пушкарева. М.: Финансы и статистика, 2014. 176 с.
5. Аширов Д. А. Управление персоналом / Д.А. Аширов. М.: ТК Велби, 2013. 432 с.
6. Балашов Е.П., Пузанков Д.В. Организационное развитие / Е.П. Балашов, Д.В. Пузанков. М.: Радио и связь, 2013. 256с.
7. Блинов А. О., Василевская О. В. Искусство управления персоналом: Учебное пособие для экономических колледжей и вузов / А.О. Блинов, О.В. Василевская. М.:ГЕЛАН, 2014. 411 с.
8. Ведров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем / А.Д. Ведров. М.: Финансы и статистика, 2009. 352 с.
9. Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе / В.Р. Веснин. М.: Юристъ, 2014. 496 с.
10. Газизуллина И.А. Финансово-инвестиционный потенциал организации: Афтореф. дис. д.э.н / И.А. Газизуллина. М., 2011. 24 с.
11. Глазунова Н.И. Менеджмент организации / Н.И. Глазунова. М.: Проспект, 2014.560 с
12. Гутгарц Р. Аттестация кадров: Все ли учтено / Р. Гутгарц //Служба кадров и персонал. М., 2014. № 6. С. 60 - 63
13 .Егортттин А. П. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие / А.П Егортттин. Н. Новгород: НИМБ, 2012. 320 с.
14. Егоршин А. П. Основы управления персоналом. Учебное пособие для вузов / А.П. Егортттин. Н. Новгород: НИМБ, 2014. 303 с.
15.Забирова Л. М. Методические рекомендации по управлению персоналом для руководителей некоммерческих организаций / Л. М. Забирова. Казань,
2007. 77 с.
16. Кафидов В. В. Управление персоналом / В.В. Кафидов. М.: Академический Проект, 2014. 144 с.
17. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник / А.Я. Кибанов. М.: ИНФРА - М, 2010. 304 с.
18. Кнорринг В. И. Основы искусства управления: Учебное пособие / В.И. Кнорринг. М.: Дело, 2003. 328 с.
19. Комиссарова Т.О. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие / Т.О. Комиссарова. М.: Дело, 2014. 312 с.
20. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учебное пособие / В.И. Курбатов, О.В. Курбатова. Ростов н/Д: «Феникс», 2013. 416 с.
21. Макарова И. К. Управление персоналом / И.К. Макарова. М.: Юриспруденция, 2009. 304 с.
22. Маренков Н. Л., Косаренко Н. Н. Управление персоналом организации: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Л. Маренков. М.: Академический Проект; Трикста, 2015. 464 с.
23. Морозова И.Н. HR - менеджмент: справочник менеджера по персоналу/ И. Н. Морозова. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 256 с.
24.Одегов Ю. Г. Управление персоналом в структурно - логических схемах: Учебник / Ю.Г. Одегов. М.: Академический Проект, 2005. 188 с.
25. Павлова А.В. Организационный потенциал в управлении деятельностью фирмы / А.В. Павлова. Казань.: Из-во КГУ, 2003. 128 с.
26. Пугачев В. П. Руководство персоналом организации: Учебник / В.П. Пугачев. М.: Аспект-Пресс, 1999. 279 с.
27. Райхельд Ф. Как строить взаимоотношения с персоналом. Руководство для руководства / Ф. Райхельд /Пер. с англ. А. Сухенко. СПб.: Питер,
2009. 256 с.
28. Республика Татарстан в цифрах. Казань: из-во Федеральной службы государственной статистики по РТ, 2015. 658 с.
29. Рясков С.Н. Формирование инвестиционного потенциала и оптимизация его использования: Автореф. дисс. к.э.н. / С.Н. Рясков. М.: РАГС, 2013. 25 с.
30. Управление деловой карьерой: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Г. Г. Зайцев, Г. В. Черкасская. М.: Изд-кий центр «Академия», 2014. 256 с.
31. Управление персоналом в современных организациях /Джеральд Коул; [Пер. с англ. И. Г. Владимирова]. М.: ООО «Вершина», 2015. 352 с.
32. Федосеев В. И. Организационное развитие: Учебное пособие. (серия «Учебный курс») / В.И. Федосеев. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д; Издательский центр «МарТ», 2006. 528 с.
33. Хруцкий В. Е., Толмачев Р. А. Оценка организации: современные системы и технологии. Настольная книга кадровой службы / В.Е. Хруцкий, П.А. Толмачев. М.: Финансы и статистика, 2004. 176 с.
34. Цветаев В. М. Менеджмент: Учебник / В.М. Цветаев. М.: ТК Велби, Изд- во Проспект, 2015. 160 с.
35. Анисимова И.А. Аудит эффективности использования трудовых ресурсов / И.А. Анисимова // Кадровый менеджмент. 2012. №3. С.54 - 57.
36. Анчишин ДА. Проблемы воспроизводство организационного потенциала / Д.А. Анчишин // Вопросы теории и практики управления.
2014. №7. С.15 - 19.
37. Белоусова А. В. Кадровая политика - подбор персонала / А. В. Белоусова, Е. О. Владимирова // Экономический вестник Республики Татарстан. Казань, 2008. № 1. С. 55-59
38. Бухалков М. И. Управление организационным потенциалом и организационным развитием / М.И. Бухалков // Бизнес-журнал. 2014. №11. С.34 - 36.
39. Венский А.Д. Тенденции развития организационных структур сферы услуг / А.Д. Венский // Экономика и управление. 2015. №3. С. 41 - 45.
40. Вишнякова О.Н. Управление конкурентоспособностью кадрового потенциала: системный подход / О.Н. Вишнякова // Ученые записки. Казань, КГФЭИ, 2009. C.23-29.
41. Казякин Д.А. Селекция персонала / Д.А. Казякин //Служба кадров и персонал. 2007. № 6. С. 39 - 41
42. Коваленко Е. Г. Развитие организационного потенциала в сфере торговли / Е.Г. Коваленко // Инвестиции и инновации. 2014. №8. С. 29 - 32.
43. Нехорошев О. Ю. Методы оценки персонала / О.Ю. Нехорошев // Менеджмент и кадры. 2015. №4. С.54 - 56.
44. Петров М. И. Безопасность и персонал / М.И. Петров //Управление персоналом. 2014. № 1. С. 21 - 24.
45. Федотенков Д. Г. Организационный и инвестиционно-инновационный потенциал как основа развития экономики / Д.Г. Федотенков // Молодой ученый. 2014. №3. С. 565-572.
46. Ярофеев Д.И. Проблемы оценки организационного потенциала / Д.И. Ерофеев // Проблемы управления. 2014. №7. С.5-6
47. Материалы организации ИП Дубков